Краткое содержание
Катерина Кабанова — главная героиня пьесы. Она находится в постоянном напряжении от того, какой стала ее жизнь. Проследить, как раскрывается душевное состояние Катерины, можно по сюжету пьесы.
Девушка вышла замуж по наставлению родителей и теперь ей приходится уживаться с жестокой свекровью, которая постоянно пытается ее унизить. Муж Кати не может и слова матери сказать, во всем ее слушается, а также любит выпить.
В один день героиня встречает Бориса. Этот человек был противоположностью всех тех, кого она привыкла видеть возле себя. Тогда Катерина понимает, что мужа она не любит, зато новый знакомый овладел ее сердцем. Сестра мужа уговаривает девушку встретиться с возлюбленным. После этой встречи героиня узнает, что чувства ее взаимны. Она продолжает встречаться с Борисом по ночам.
Но спустя время добрая натура Катерины взяла верх, ее начало терзать глубокое чувство вины перед мужем за неверность и обман. Вскоре ее любовные похождения становятся известны общественности. Раздавленная и поникшая Катя сильно переживает из-за происходящего. В придачу к этому родственники, соседи и друзья давят на нее, хотя знают о сложившейся ситуации совсем мало. Они не понимают душевных переживаний главной героини.
Сочинение Трагедия Катерины в драме Гроза Островского
С какого же момента началась трагедия Катерины? С того самого, как она оказалась в доме Кабановых. С того самого, как стала жить по их законам. Хотя обычаи в их доме и были такие же, как в ее родном, вот только здесь они выполнялись будто бы по принуждения.
В родных краях девушка жила вольно и свободно. Могла весь день беззаботно слушать рассказы да пение странниц. Никогда не выполняла тяжелую работу. Но как только девушка перебралась в дом мужа, ей стало казаться, будто она уже не может дышать полной грудью, негде стало ей разгуляться.
Причиной стали натянутые отношения между свекровью и невесткой. Кабаниха, любящая жесткие правила и порядок, постоянно цеплялась к Катерине, доводила ее. Причина была в том, что она слишком ревновала своего любимого сына к другой женщине. Ведь после свадьбы любовь Тихона стала доставаться не только ей, а еще и Катерине.
Но насколько была сильна любовь мужа? Хватало ли ее свободолюбивой героине? Казалось бы, можно найти утешения у родного и любимого мужа, можно попросить у него защиты от его жесткой матери. Но не тут-то было. Тихон оказался бесхарактерным мужчиной, неспособным перечить матери. Нельзя чувствовать себя за ним, как за каменной стеной.
Ну и что взять с такого мужа? Ей хотелось острых ощущений и сильных чувств. Был ли он любим Катериной на самом деле, если взгляд девушки пал на Бориса, который показался ей особенным в этом мире? Но и с ним бедной не повезло. Эгоистичный Борис не думал ни о ком, кроме себя. Беспокоился лишь об общественном мнении, которое могло сложиться, заведи он интрижку с замужней женщиной.
Получила ли поддержку Катерина от Бориса? Нельзя так сказать. Парень отказался брать ее с собой, когда отправлялся в Сибирь. Он лишь пожелал скорейшей смерти девушке, чтобы она долго не мучилась.
Измученная угрызениями совести героиня решается признаться в измене Тихону и Кабанихе. Через время Тихон говорит девушке, что прощает ее, потому что видит, как она страдает от этого.
Но Катерина понимает, что остальные осудят ее, что не будет ей спокойного житья. Она не хочет возвращаться в дом, где все стало ей противно, где так ущемляют ее свободу, где сердце ее не чувствует спокойствия и умиротворения. Героиня не хочет жить в мире, где никто не может понять ее чувств, поэтому решает освободить свою душу, бросившись в реку.
Трагедия Катерины заключается в том, что близкие люди не хотели ее понять, поддержать, что они только лишь ущемляли свободу ее действий и души.
Сочинение на тему: Женская доля (по драме Островского «Гроза»).
Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»
Тема тяжелой женской доли неоднократно описывалась нашими классиками и в прозе, и в стихах. Одним из наиболее ярких примеров считается драма А.Н.Островского «Гроза». Главная героиня произведения – Катерина. Сама по себе она больше подходит для героини доброй сказки, но судьба распорядилась иначе и из семьи, где ее любили она попадает в дом Кабанихи, став женой ее сына Тихона. Всем здесь заправляла Кабаниха – властная, жесткая женщина, которой никто не мог перечить, включая собственного сына. Нельзя сказать, что он не любил Катерину. Его любовь была особенной, к сожалению, она не смогла сломить этот многолетний узел деспотичности в их семье. Изо дня в день ничего не меняется: свекровь постоянно поедом ест Катерину, пилит ее ни за что, ни про что.
Есть ли у нее выход из этой ситуации? Даже сестра Тихона Варвара не скрывает, что их дом держится на лицемерии и ханжестве. Якобы каждый волен делать, что хочет, лишь бы Кабаниха не узнала. В этом заключалась суть их семейных отношений. Для Катерины такое положение вещей было немыслимо. Она честный, верующий человек. Девушка не могла даже мысли допустить грешной. Ее судьба сломана. Она стоит на перепутье двух дорог: с одной стороны, она понимает, что по законам этого семейства жить она не сможет. С другой – осознает, что жить по-старому ей не позволят новые родственники.
К своему несчастью, союзников в этой борьбе найти она не сможет. Варвара вместо слов поддержки, которые были столь необходимы Катерине, оказывает на нее давление и толкает на измену. Муж мечтает лишь о том, чтобы некоторое время пожить без матери-тирана.
Все это приводит к тому, что Катерина не выносит такого положения и соглашается на встречу с Борисом. Этот герой – один из самых светлых, лучших, которых описывает Островский в этой пьесе. Он предстает перед нами красивым молодым человеком, достаточно неглупым. Все, что происходит здесь, в городе Калинове, ему чуждо и немыслимо. Одно лишь тяготит его – дядя-тиран, скандалист Дикой. Нет ничего удивительного в том, что в такой обстановке Катерина и Борис почувствовали взаимную симпатию.
К сожалению, развязка пьесы печальна. Можно было бы предположить, что они станут отличной парой, но этого не происходит. Борис сбегает из города. И тут начинается для Катерины самое трудное. В ее душе – настоящий разлад. К предыдущим проблемам добавляется еще и стыд перед мужем.
Обращается внимание на то, насколько у нее была чистая, безгрешная душа. Особенно по сравнению с современными ситуациями, когда все решается гораздо проще – путем развода между супругами
Во времена Катерины такой исход даже не рассматривался и считался великим грехом. В этот момент Катерина и приходит к роковой мысли, что у нее есть только один выход – смерть. Она решилась на самоубийство.
Она даже предлагала своему возлюбленному перед отъездом в Сибирь, чтобы он забрал ее с собой. Видимо, даже суровые условия Сибири были ей в тот момент милее ненавистной семьи, сложившейся обстановки. В ответ она слышит отказ. И опять мы видим влияние Дикого на Бориса. Его трагическая ошибка в том, что он не стал бороться за свою любовь, а одной Катерине было просто не справиться.
Он предпочел забыть о своей любви. Вместе с отъездом Бориса заканчивается и жизнь Катерины. Удивительны их прощальные слова. Борис просит у Бога, чтобы ее мучения поскорее кончились, и она умерла. Катерина же перед смертью обращается к любимому совершенно иначе: «радость моя, прощай».
В пьесе Островского «Гроза» показана судьба молодой женщины в ее трагическом проявлении. Катерина была хрупкая, честная, неспособная противостоять сложившемуся складу.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»
Трагический финал
Катерина боялась, что ее измена вскоре раскроется, а потом решила сама рассказать обо всем Тихону и его матери, но Борис и Варя отговаривают ее. Тогда девушка понимает, что ее возлюбленный такой же, как и все вокруг, от кого она хотела убежать. Она сама идеализировала его образ, найдя в нем отражение идеального мира и человека.
Крушение построенных вокруг него иллюзий нанесло болезненную травму Екатерине. Нет никакого выхода из «темного царства» и не будет никогда. Это стало причиной понимания того, что продолжать жизнь в таком мире девушка больше не может, а потому прощается с ней.
В конце сочинения о душевной драме Катерины нужно отметить, что девушка не могла жить в мире лжецов и невежд, чувство долга и любовь боролись в ней. Но конфликт этот оказался трагичным. Нельзя не согласиться с рассуждением автора об образе Кати: она не падшая женщина, а человек, нашедший в себе силы бороться со старыми устоями жизни, полный решимости найти свое счастье, пусть даже таким неправедным путем.
Вариант 6
Душевная трагедия Катерины в пьесе «Гроза» — это история о женщине, попавшей в запутанную сеть обстоятельств и своих собственных эмоций. Катерина молода, красива и полна энергии, но ее жизнь страдает от внутренней трагедии.
С самого начала пьесы мы видим, что Катерину преследуют чувства недостаточности и нежелания быть покорной. Ее красота, по мнению леди, «ведет» ее к неприятностям, к которым она сама себя толкает. Она чувствует себя одинокой и не пытается скрыть свои истинные чувства. Она не знает, как обманывать и скрывать, и поэтому она выражает свою правдивость и открытость.
Катерина также выражает свое стремление к свободе и приключениям. Она чувствует себя как птица, желающая улететь на свободу. Ей хотелось бы путешествовать по Волге, петь песни и наслаждаться жизнью. Ее энергия и страсть приводят к сочувствию и пониманию ее персонажа.
Однако, несмотря на все это, Катерина ощущает тяжесть своей судьбы. Она рассказывает о своей жизни в девичестве, о том, что ее мать дотировала ее, не заставляя работать, и какие мечты и фантазии ее посещали в то время. Она стремилась к свободе и жила беззаботно, как птица в дикой природе. Но теперь она чувствует, что все это уже увядло и пропало.
Главная драма Катерины заключается в ее запретной любви к Борису. Она признается, что уже давно влюблена в него и что его появление в ее жизни изменило ее. Она была готова следовать за ним в конце света и не оглядываться. Ее страсть и преданность Борису приводят к ее падению и гибели.
Катерина переживает душевную трагедию, потому что она осознает, что ее любовь греховна и неправильна. Она живет в строгой религиозности и испытывает чувство вины за свои чувства. Она отказывается молиться за этот грех и считает, что она рушит свою душу. Этот внутренний конфликт мучает ее и оказывает роковое влияние на ее решение совершить самоубийство.
В конце пьесы Катерина сталкивается с невозможностью быть с Борисом и понимает, что она принесла ему только неприятности. Она осознает, что ее любовь не исправляет ее положения, а только ухудшает ее состояние. Она ощущает вину и понимает, что погрязла во лжи и предательстве.
История Катерины в «Грозе» — это рассказ о женщине, которая стала жертвой своих собственных эмоций и обстоятельств. Ее любовь и страсть требуют слишком больших жертв, и она понимает, что ее судьба заключается во вечном подчинении и страдании. Ее гибель — последний акт ее внутренней трагедии.
Однако, несмотря на все ее ошибки и горе, Катерина остается сильным и сочувствующим персонажем. Ее история вызывает сострадание и понимание, и мы видим, что она боролась со своими внутренними демонами до конца.
Мне нравится1.6 k.Не нравится984
Женские судьбы в пьесах Островского (Школьные сочинения)
В пьесах Островского “Гроза” и “Бесприданница” раскрывается одна общая тема: женские судьбы. В этих произведениях перед нами предстают Катерина, Кабаниха, Варвара, Лариса и Харита Игнатьевна. Стоит разобраться в их судьбах, чтобы лучше понять эти пьесы.
Катерина, главная героиня драмы “Гроза”, замужем, но несчастлива. Она не любит мужа и хочет свободы. Катерина очень набожная, но при этом постоянно думает о смерти, изменяет мужу, следом признаётся об этом публично и идёт на отчаянный шаг – самоубийство, она просто не может так дальше жить. “Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!”
Варвара, сестра мужа Катерины, жизнерадостная и весёлая девушка, даже в таких условиях. Она научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Варвара живёт настоящим и не задумывается о будущем, поэтому и сбегает с Кудряшом.
Лариса, судьба которой описывается в “Бесприданнице”, должна выйти замуж за человека, которого не любит, и этому есть причина: она бесприданница, а такая невеста никому не нужна.
Это довольно образованная, но наивная девушка. Она поверила, что Паратов любит её, хотя он никогда не говорил ей этого. Девушка была просто игрушкой в его руках. В конце пьесы Карандышев убивает Ларису, и именно наивность – одна из причин её гибели.
Но подробнее я хочу остановиться на представителях старшего поколения: Кабанихе и Харите Игнатьевне. Они обе повлияли на судьбы этих девушек, и у каждой были на то причины.
Марфу Игнатьевну Кабанову уважают в городе, это яркий представитель “тёмного царства”. Возможно, Кабаниха строга со своей семьёй, но при этом хочет лучшего для них. Хозяйство держится только на ней, и она понимает, что после её смерти это всё разрушиться.
Варвара выйдет замуж и станет частью другой семьи, Тихон слишком безвольный и бесхарактерный, а Катерине это просто не надо. Также Кабаниха довольно-таки безнравственная. Её не волнуют чувства других, она переживает только о своём положении в обществе и о том, что подумают люди. Марфа Игнатьевна высокомерная, всегда ставит себя выше других. “Не пущу, и не думай! Из-за неё да себя губить, стоит ли она того! Мало нам она сраму-то наделала, ещё что затеяла!”
Харита Игнатьевна неудачно выдала замуж двух своих дочерей и не хочет, чтобы это повторилось с Ларисой. И, конечно, Карандышев не устраивает её. Харита Игнатьевна хоче обеспечить себе безбедную старость с помощью мужа дочери, а Юлий Капитоныч не сможет дать ей этого.
Семья Огудаловых не богата как прежде, даже бедна, поэтому она использует любую возможность остаться в высшем обществе и получить из этого материальную выгоду. Для этого Харита Игнатьевна во всём соглашается с Кнуровым. “Да уж я не знаю, что и говорить; мне одно осталось: слушать вас”. Она до последнего верит, что Лариса выйдет замуж за Паратова, ведь это их билет в обеспеченную жизнь.
Островский уделял большое внимание именно женским судьбам. С одной стороны, они такие разные, а с другой – невероятно похожие своими бедами и печалями
Несколько интересных сочинений
Произведение представляется собой переписку нескольких персонажей новеллы в виде трех писем. Главным героем новеллы является Натаниэль, который не может избавиться во взрослой жизни от детских страхов, усугубляющихся постепенно.
Этим летом я ездил в лагерь. Путевку дали маме на работе. Когда я узнал, что поеду в лагерь, то очень обрадовался. Сразу начал думать, что мне понадобится в лагере. Решил что возьму пару игрушечных машин
Эта очень красивая картина, будто из сказки. На ней не так много ярких красок, но она очень светлая и лёгкая. Больше всего здесь леса
Главный герой этого произведения – Мечтатель, а как бы сейчас сказали – интроверт. У него тут даже имени нет. Ему никто не нужен, он и так себя прекрасно чувствует. Он может гулять по городу
Я с нетерпением жду летних каникул. На них я очень хочу поехать к своей бабушке в деревню. Прошлым летом я провел у нее почти три месяца.
http://vuzlit.ru/613854/zhenskaya_tragediya_grozehttp://www.kritika24.ru/page.php?id=47525http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/tragediya-kateriny-v-drame-groza-ostrovskogo
голоса
Рейтинг статьи
Вариант 1
Пьеса Александра Николаевича островского «Гроза» является настоящим феноменом своего времени. Написанная в 1959 году она стала предречением чего-то нового в российском обществе как раз перед отменой крепостного права 1961 года. Образ Катерины критик Добролюбов описывал как «луч света в темном царстве». Ее протест против невежественного, произвольного общества с консервативными и несоответствующими новому времени устоям стал настоящим примером свободного духа.
Одной из самых запоминающихся фигур с трагичной судьбой из всех героев пьесы русского драматурга Александра Николаевича Островского «Гроза» является девушка Катерина.
В ее жизни было достаточно много драматичных моментов, о которых она сама же и вспоминает. Проживая в доме богатой властной и суровой купчихи Кабановой, Катерина не раз признается, что по-настоящему была счастлива в доме родителей. С детства девушку окружала атмосфера любви, заботы и внимания со стороны матери и отца. Несмотря на то, что она выросла в религиозной семье, еще девочкой Катю баловали и лелеяли как принцессу.
Однако Катерина, выросшая во вседозволенности, не превратилась в капризного подростка, а была образованной, милосердной и добросердечной по отношению к другим людям. Этому она научилась у своих родителей, а также посещая церкви и общаясь с богомолами. Катерина считает церковь святейшим и светлейшим местом на земле.
Однако вся эта идиллия разбилась на осколки после замужества Кати на Тихоне – сыне Кабановой, которую за глаза все в пьесе кличут Кабанихой. Этот брак стал неудачным и несчастливым, особенно угнетает девушку атмосфера, которая существует в доме. Злобная с тяжелым характером купчиха Кабанова сразу невзлюбила Катю. Она сразу сократила все свободные передвижения невестки. Теперь даже визиты в церковь стали приносить Катерине мало радости и умиротворения.
Добрая и наивная Катерина все же надеялась, что со временем полюбит Тихона Кабанова и все у них наладится, однако находящийся под полной властью и влиянием своей матушки юноша, не мог противостоять ее придиркам по отношению к своей жене и не защищал ее. Все дальше и дальше события в пьесе становятся все хуже и безнадежнее для молодой девушки.
Новая влюбленность Кати к молодому человеку Борису постепенно перерастает в настоящие серьезные чувства. Идя на свидание в ним девушка понимает всю безнадежность и бедственность ситуации, ведь фактически она изменяет своему законному мужу. А это для религиозной девушки является грехом, не дает покоя и все больше затягивает в темную пучину. Но девушка не может противиться своему чувству, ведь это единственное счастливое пятно во всей этой ненависти, жестокости, издевательствах и зле, из которых теперь состоит ее жизнь.
Честная Катя не может простить самой себе свой грех и признается мужу в измене. И несмотря на то, что Тихон прощает ее, добросердечную девушку гложет сложившаяся ситуация и она решается на самоубийство, спрыгнув в Волгу с обрыва. Эта жертва героини все-таки не становится напрасной, после смерти жены Тихон подобно погибшей жене тоже отваживается на бунт против совей матери.
Вариант 3
Главными героями данного произведения являются Катерина, Тихон, Дикой, Кабаниха, Варвара, Кудряш, Борис и есть второстепенные персонажи.
Длительное время Борис и Катерина встречаются в садике, ключ от которого дает им сестра Тихона. Женщина признается в любви Борису и тот отвечает ей взаимностью. Скоро он получает наследство и уезжает из деревни, попрощавшись с Катериной. Женщина в горе. Она ему доверила свою судьбу, а он ее предал и в какой-то степени посмеялся над нею. Такого она не вынесла. Кроме того, что Кабаниха постоянно унижала ее и перед мужем, и перед другими окружающими. Она считала ее женщиной безнравственной. Катерина, которая, кстати, жила по законам совести и морали, была набожной, не смогла скрывать свой грех. Потому она прилюдно призналась в том, что изменяла Тихону, пока тот был в отъезде. Лично ее мужа этот факт не сильно смутил, а вот его матери дал еще больше поводов для того, чтобы ее гнобить.
Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и она совершает самоубийство – прыгает в отчаянии в Волгу.
Вариант 2
Жизнь в городе Калинове тиха и спокойна. Его жителям, безразличным ко всему происходящему, такая жизнь привычна. У них нет желания менять что-то в своей жизни. В доме, где царит домострой, никто не осмеливается перечить Марфе Игнатьевне. Хозяйка дома подавляет всех своим авторитетом. И совсем не потому, что он непререкаем. Все понимают, что она – ханжа. Выставляя напоказ лживое благочестие, притворную добродетель и набожность, Кабаниха надоела всем своими нравоучениями.
Екатерина в душе богобоязненная и совестливая женщина. Жизнь в доме свекрови ей тяжела и несносна. Встретив Бориса, она влюбилась в него. Эта любовь, хоть и греховная, как глоток свежего воздуха для героини. Она понимает, что, сделав свой выбор в пользу Бориса, она идёт против устоев общества. Не в силах что-либо изменить, Екатерина мечется и не находит себе места.
Не зря в пьесе описывается природное явление гроза. Она является символом событий, происходящих в обществе. Недовольство и несогласие народа с тем, как это общество устроено и на каких принципах построено.
Сцена с ключом от калитки
Внутренний монолог героини – свидетельство душевной борьбы. Вначале Катерина решает отвлечься шитьём и смиренно ждать Тихона, заглушив свои чувства. Но ключ от калитки (символическая деталь!), предложенный Варварой, способен превратиться в ключ от клетки, в которой бьётся вольная птица. Не случайно мотив воли и неволи становится основным во внутреннем монологе. Желание воли в конечном итоге становится важнее терпения неволи.
В некоторых мыслях Катерины сказывается влияние Варвары: «Да, может, такого и случая-то ещё во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела воспользоваться». Эти слова отдают практицизмом. Но побеждает в Катерине, конечно, не этот мотив. «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?» Побеждает стремление свободного человека не изменять своей душе, следовать своей натуре.
3-е действие
Развитие конфликта словно на время замедляется. Сцены свиданий Катерины с Борисом и Варвары с Кудряшом, рисуемые по контрасту поэзии и обыденности, предваряют рассуждения странницы Феклуши о «последних временах» и монолог Кулигина о «невидимых и неслышимых запорах». Всё это усиливает мотив неволи.
Интересен разговор Бориса с Кудряшом перед свиданием. При всей простоте натуры Кудряша чувствуется его нравственное превосходство над Борисом: он просит приятеля подумать о Катерине, но тот озабочен только своей радостью.
Обратим внимание на небезупречность Катерины в первой части сцены свидания с Борисом (сцена 2, явление 3). Находясь в плену своих страхов, она не замечает, как начинает упрекать своего возлюбленного, перенося только на него ответственность за случившееся
Но готов ли Борис к какой-либо ответственности? Он вначале без труда перекладывает её обратно, на её плечи, совсем не по-мужски («вы сами велели мне прийти… Ваша воля была на то…»), а затем в нём побеждает самодовольство и всё та же философия «шита-крыта» («Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?.. Благо, нам теперь-то хорошо… Надолго ль муж-то уехал?»)
Общая характеристика героя.
Объём речи героя (много или мало говорит и в каких ситуациях и почему).
Преимущественный строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т.п.).
Лексические особенности.
Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь героя.
Проявление в речи характера и поступков героя.
</ol>
Похожие сочинения
Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все,…смотреть целиком
Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».
Вражда между близкими
бывает особенно
непримирима
П. Тацит
Нет страшнее возмездия
за безумства и заблуждения,
чем видеть, как собственные
дети страдают из-за них
У. Самнер
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной…смотреть целиком
Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза»
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавно-крепостнического строя, но еще…смотреть целиком
Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе «Гроза»
А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно…смотреть целиком
Роль природы в переживаниях действующих лиц
В пьесе А. Н. Островского “Гроза” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую…смотреть целиком
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по пьесе «Гроза») Новое!
В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений — драму «Гроза», в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворением «жестокого мира».
В доме, широко известном в…смотреть целиком
Изображение купеческого быта и нравов вдрамеА.Н. Островского “Гроза”
Пьеса “Гроза”, написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, является единственной из задуманного писателем цикла “Ночи на Волге”. Основная тема драмы – конфликт в купеческой семье, прежде всего, деспотичное отношение представителей старшего…смотреть целиком
Конфликт произведения
В начале пьесы Островский описывал прекрасную реку Волгу. Этим он хотел познакомить читателей с жизнью городка и воссоздать атмосферу, без которой понять драматичность жизни Катерины было бы невозможно. Может показаться, что окружающая обстановка не переплетается с судьбой героини, но она показывает гнетущую силу общественного мнения. Ведь именно оно привело Катю к скале. Конфликт произведения отображается на нескольких уровнях:
- Автор продемонстрировал всю плачевность устоявшихся в обществе порядков. Обличил диалектику норм и ценностей старого патриархального строя, являющегося полным противоречием новому — стремящемуся к свободе. Это противостояние было показано на примере Катерины и Кулигина. Если кратко, проблема заключалась в том, что сосуществование чувствующих и стремящихся к духовной чистоте и честному труду людей со злыми и алчными обывателями невозможно. Эти двое были противоположностью другим жителям городка.
- Внутренний конфликт персонажа, отображающий личную драму Катерины. Он сделал образ живым и настоящим.
Островскому удалось создать персонаж, вызывающий у разных читателей противоположные эмоции. Одни критики величали главную героиню «лучом света в темном царстве», а другие считали ее проблемы надуманными и легко решаемыми. Но душевная драма главной героини не смогла оставить равнодушным никого. Слова Добролюбова о Катерине отображают всю тщетность ситуации и могут служить эпиграфом к сочинению по пьесе:
Изначально автор хотел создать комедию, но во время написания пьесы он обратился к драматургической архаике и написал произведение литературы на социально-бытовую тему.
Вариант 2
«Гроза» Островского, произведение показывающее конфликт Катерины с деспотами, дураками и невеждами. Катерина является основным героем драмы. Эта героиня имеет свои взгляды на жизнь. Читатель должен это увидеть, после этого только становится ясен возникший конфликт и печальный финал драмы. Катерина рассказывает нам о своем детстве, а также о местах, где родилась и жила.
Жизнь героини была довольно свободно и раскованной. Каждый день у нее был ранний подъем. Далее вместе с мамой они ходили в церковь, после этого Катерина занималась работой. При такой жизни, в принципе не может возникнуть никакого конфликта и ненависти к близким людям. Героиня живет в такой час, когда патриархальная семья держится только на насилии и злости. Героиня поняла это только в доме Кабановых.
Девушка вышла замуж рано, возможно она и понимала, что это спешное действие, но ничего сделать не могла. Это было решение ее семьи, к которому героиня отнеслась спокойно, как будто, так и должно быть. В семью Кабановых Катерина приходит со своим представлением семейной жизни, со своими надеждами и ожиданиями. Катерина ждала, чтоб муж будет ею властвовать, но и в то же время защищать. Но, этого не происходит. Тихон никак не подходит к этой роли. С этого момента, старая жизнь закончилась. Теперь героиня находится в окружении лживых и лицемерных людей.
Героиня теперь посещает церковь, но не испытывает никакого облегчения и чувств. Религия начинает наступать на Катерину, когда внутри ее беспокойство. Героиня теперь не может произносить молитвы, ведь образ ее жизни теперь полностью противоречит заповедям. Катерине страшно за себя, девушка хочет свободы. Многие дела, которыми она любила заниматься ранее, теперь стали чужды. В ее голове каждую минуту присутствуют негативные мысли, которые мешают ей воспринимать красоту природы. Теперь героине только и остается, что мечтать и терпеть. Но, все это становится напрасным, ведь реальность всегда победит мечты.
Катерина теперь живет в мире, который провоцирует и подталкивает девушку врать и обманывать. Героиня по своей природе другой человек. Борис притягивает ее не только тем, что он другой человек, нежели те, кто окружает героиню. Просто Катерина не нашла ответной любви в муже, ей хочется внимания и любви, но его нет. Ей нужно было обманывать и проявлять хитрость, но это не для нее. Героиня устала, и она решается рассказать свекрови и мужу о своем грехе.
Других вариантов, кроме признания ей не остается. Все, что ей можно сделать в этой ситуации, так это смирится и стать покорной женой и рабыней свекрухи. Но, снова героиня показывает, что она другой человек, у нее другой характер. Катерина нашла выход, она умрет. В последние дни она никого не винит, она просто устала и уже не может жить на этом свете. Все решено, и уже бесповоротно. Катерина больше не намерена жить такой ничтожной жизнью. Свекровь для нее стала злой и бесчеловечной женщиной, а муж как был слаб, таким же и остался. Спасение только одно от всего этого – смерть.