Неожиданный финал
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление
Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем «восточного миросозерцания» («Тамара», «Спор»)
14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга…», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу…», «Морская царевна», «Пророк».
В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен поэт в фамильном склепе в Тарханах.
Интересные факты из жизни Лермонтова
1
Предком Михаила Юрьевича был пленный шотландец, дворянин Георг Лермонт, который, попав в XVIII веке в Россию, принял православие и остался в стране. По другим данным, род писателя происходит от жившего в ХІІІ веке поэта и ясновидца Томаса Лермонта.
2
Когда Михаил появился на свет, принимавшая роды акушерка сразу сказала, что мальчик умрет не своей смертью.
3
Детство Лермонтова прошло в имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая также была крестной поэта. Женщина располагала значительными материальными средствами, поэтому была в состоянии оплачивать дорогостоящее образование внука. Именно Елизавета Алексеевна дала Лермонтову имя Михаил.
4
В юношестве Михаил Юрьевич любил проводить время за решением математических задач.
5
Лермонтов был неразборчив в еде и мог за раз съесть достаточно много, чем очень забавлял друзей. Как-то они решили разыграть Михаила Юрьевича – после долгой прогулки они угостили его специально испеченными булочками с опилками. Съев две, Лермонтов ничего не заметил, но, когда друзья открыли ему правду, очень обиделся и с тех пор ел только дома.
6
Лермонтов отличался очень резким нравом, любил подшучивать над остальными, дерзко выражаться в их сторону. После одной из подобных выходок Михаил Юрьевич схлестнулся в своей последней дуэли с Мартыновым.
7
На известных всем картинах Лермонтов изображается довольно симпатичным молодым человеком. Однако по воспоминаниям современников его внешность была далека от идеала – Михаил Юрьевич был невысоким, сутулился и прихрамывал, имел на редкость тяжелый взгляд, мог долгое время не менять одежду.
8
Несмотря на неказистую внешность, Лермонтов обладал особым обаянием и умел влюблять в себя женщин. В число «увлечений» поэта входило расстраивание готовящихся браков. Михаил Юрьевич изображал из себя влюбленного, осыпал невесту подарками, цветами и комплиментами, угрожал покончить собой, если она выйдет замуж за другого. Однако когда свадьба окончательно расстраивалась, Лермонтов тут же охладевал к невесте, иногда открыто заявляя «жертве» о розыгрыше.
9
Михаил Юрьевич всю свою сознательную жизнь увлекался различными гаданиями и предсказаниями. Перед последним отъездом на Кавказ Лермонтов посетил известную Петербургскую гадалку Александру Киргхоф. Женщина предсказала гибель Пушкина, а также то, что Михаил Юрьевич больше не вернется в северную столицу.
10
Изучаемое в 9 классе стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов написал как отклик на дуэль и гибель Пушкина. За выдвинутые в произведении обвинения властей Михаил Юрьевич был арестован. Только благодаря связям Арсеньевой и близким друзьям поэта ему удалось избежать серьезных последствий.
11
Самый роковой факт из биографии Лермонтова – то, что судьбу поэта решила подброшенная монетка. Михаил Юрьевич не мог определиться, остаться ему в Пятигорске или уехать на службу. Лермонтов подбросил монетку, ему выпала поездка Пятигорск. Именно там, всего через несколько дней, поэт погиб на дуэли с Мартыновым.
12
За свои краткие 27 лет Лермонтов успел принять участие в трех дуэлях, еще четыре были отменены в последний момент.
13
Мало кто знает, что троюродным братом Лермонтова был Петр Аркадьевич Столыпин (создатель аграрной реформы, известный государственный деятель). Парадоксальным является то, что они фактически не были знакомы, так как Михаил Юрьевич погиб в 1841 г., а Столыпин родился в 1862.
14
Произведения Михаила Юрьевича были более 15 раз экранизированы в России и за рубежом.
15
Интересные факты о Лермонтове, а также его подробная биография были описаны во многих монографиях, посвященных великому поэту. Среди них книги Белинского, Андроникова, Гуслярова, Герштейна, Висковатова, Захарова, Мануйлова и других. Авторству Татьяны Толстой принадлежит повесть «Детство Лермонтова» для детей, в которой кратко описаны основные данные о жизни поэта.
Анализ романа Герой нашего времени
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) — один из величайших русских поэтов XIX века. Он талантливый прозаик, драматург и художник, внесший огромный вклад в развитие русской литературы своего времени.
История создания и жанровая характеристика произведения «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» входит в список самых известных произведений Лермонтова и позиционирует себя как психологический роман, состоящий из нескольких рассказов, к которым присоединяется главный герой Григорий Печорин.
Составляющие романа: рассказ, повествующий о трагической судьбе героя; они начинаются с главы Белы и заканчиваются фаталистической главой».
По свидетельству исследователей, он был задуман и начат предположительно в конце 1830-х годов, а завершился в начале 1840-х гг. В целом работа над романом длилась около 2–3 лет. Не успев закончить, Михаил Юрьевич публикует на страницах «Отечественных записок» три самостоятельных рассказа: «Бэла», «Тамань» и «Фаталист».
Спустя некоторое время автор представляет новую редакцию романа, в которую вошли три уже известных рассказа и две главы: «Максим Максимыч» и «Княжна Марья». Через год Лермонтов написал «Предисловие» к «Печоринскому журналу», переиздав книгу во второй раз.
Бела: главные герои
История рассказана от имени Максима Максимыча, опытного штабс-капитана с примерно пятидесятилетним стажем. Свою историю он начинает с случайного русского путешественника с того, что его знакомый, офицер Григорий Печорин, влюбляется в молодую черкесскую женщину Белу на свадьбе старшей дочери местного черкесского князя.
Он, испытывая мимолетные чувства к девушке, крадет ее, принимая ее за коня Казбича, которому также удалось выманить Белу, у Азамата, брата девушки. Казбич очень рассердился на потерю и, полагая, что во всем виноват старый князь, решает убить, в то время как Бела и Печорин удаляются все дальше и дальше от дикого дома.
Максим Максимыч заботится о дикаре, который сначала всего боялся и не мог говорить по-русски. Старый офицер полюбил ее, как дочь.
Между тем Печорин начал охлаждаться к Беле, так как чувства к его противоположности только начали пробуждаться.
Однажды, когда Григорий и Максим Максимыч вернулись с охоты, они обнаружили, что Белы нет дома — ее похитил Казбич. Они бросились в погоню. Казбич, заметив это, резким движением вонзил кинжал в спину Беле и исчез среди высоких скал. Вскоре скончалась Бэла, из-за которой Печорин очень расстроился.
В главе «Бэла» Лермонтов прекрасно показал всю эгоистическую сущность Печорина. Он испортил жизнь молодой девушке, пытаясь найти себе хобби, и со временем ему стало скучно. В конце концов, он снова один.
Главные герои
Григорий Печорин представитель дворянства, молодой повеса родом из Петербурга. В душе является несчастным человеком, который тяготиться своим бессмысленным существованием. Он разочарован в любви и женщинах, не верит в существовании теплых дружеских отношений и искренней любви. Он крайне неординарная и яркая личность, которая, несмотря на множество его недостатков, не отталкивает читателя, а, напротив, привлекает своими переживаниями, заставляет сочувствовать и сопереживать ему. Изнутри его раздирает множество противоречий. Наиболее полное представление о личности героя мы получаем из уст Максима Максимовича. Однако, в силу своей недалекости, мужчина представляет Печорина несколько в однобоком свете. Он не понимает, что движет героем, не может найти оправдание его холодности и эгоизму.
Грушницкий
Антиподами Печорина являются Грушницкий и Вернер. Грушницкому хочется, главным образом, красоваться и показывать себя с наилучшей стороны, при том, что в душе юноши абсолютная пустота. Печорин же, поступая не всегда положительно, на самом деле глубоко благородный и отчаянно смелый человек, в последнюю очередь думая о напускном лоске и репутации честного человека.
Вернер же поначалу кажется читателю человеком близким по духу Печорину, ведь у них множество схожих черт характера, скептицизм, циничность, холодность и жесткость. Однако, Вернер, оказывается на деле типичным пустословом, не готовым отстаивать принципиальную позицию и ставить себя в противовес целому обществу. Оба этих мужских типа помогают нам лучше понять характер Печорина, как бы оттеняя и выделяя черты его характера и особенности личности.
Княжна Мери
Все женские образы, использованные Лермонтовым на страницах романа абсолютно разные. Единственное, что их объединяет — понимание сокровенного желания и главного стремления Печорина, которое постепенно приходит к читателю. А именно — это отчаянное желание любить и быть любимым одной единственной женщиной. Увы, этому так и не суждено случиться.
Неведомый избранник
В марте 1830 Московский пансион по указу Сената был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется «по прошению» и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812—1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический «цикл» 1830 «К Сушковой», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…»), «Ночь», «Подражание Байрону» («У ног твоих не забывал…»), «Я не люблю тебя: страстей…».
По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813—1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова.
В эти годы (1830—1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр «отрывка» — лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830—1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского).
О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в «Жалобах турка» (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830—1831 , событиям Великой французской революции («Из Андрея Шенье», 1830—1831) и эпохе пугачёвщины («Предсказание», 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова — романа «Вадим» (1832—1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774—1775 гг.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815—1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах , так и в поздних произведениях: «Валерик», посвящение к VI редакции «Демона»; образ ее проходит в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю», в «Княгине Литовской» (Вера).В 1830—1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.
После 1832 Лермонтов обращается к балладе («Тростник», 1832; «Желанье» — «Отворите мне темницу», 1832; «Русалка», 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории («Последний сын вольности», 1831; «Литвинка», 1832), другая — к экзотическим кавказским темам («Измаил-Бей»,1832; «Аул Бастуиджя». 1833—1834; «Хаджи-Абрек», 1833).
Вариант №2
Михаил Юрьевич Лермонтов (03.08.1814 – 15.07.1841) – всеми известный поэт нашей страны, творчество которого изучается по сей день. За свою не очень долгую жизнь он смог в своих стихах передать то, что творилось у него в душе все эти годы.
Сотни произведений, которые он создал — покорили мировую литературу. С самого детства было видно, что мальчик растёт творческой личностью с поэтическими способностями.
Учась в Московском пансионате, он более серьёзно подошёл к поэзии. В этот момент времени было написано множество его поэм: «Преступник», «Демон», «Монолог», «Корсар», «Кавказский пленник». Каждое из этих произведений пронизано печальным и угрюмым настроением. Лермонтов размышляет о жизни, о судьбе, он изображает образ разбитого человека, который противостоит обществу.
Высшая точка его творчества приходится на 30-е гг. В этот период происходит декабристское восстание, и Лермонтов пишет своё известное стихотворение «Предсказание», там он надеется на большие изменения в обществе. В это же время писатель поступает в Московский университет, где активно начинает писать стихотворения и поэмы. В этих произведениях он старается выразить все, что лежало у него на душе. Так, например, в драме «Странный человек» чувствуются все переживания поэта.
Позже он живёт в Петербурге, там, в 1834 году пишет драму «Маскарад». В ней автор выразил свои наблюдения за светской жизнью. Позднее, уже в 1837 году, Лермонтов пишет стих «На смерть поэта», посвященный гибели А.С.Пушкина. Писатель очень сильно переживал это трагическое событие, и все его страдания отражены в этом произведении.
Немного позже М.Лермонтов был сослан на Кавказ. Лучшие его произведения: «Узник», «Бородино», «Молитва», «Герой нашего времени», пожалуй, были написаны в этот период. Все эти творения пронизаны желанием свободы. Роман «Герой нашего времени» стал особо известным, тяжёлые авторские переживания своей жизненной ситуации нашли там отражение.
После ссылки Лермонтов возвращается обратно в Петербург. Там он уже проживает тихую жизнь, пишет «Песню про царя Ивана Васильевича…» и входит в круг литераторов Петербурга.
После дуэли, которая произошла в 1840 году, писатель снова был сослан в ссылку. Там он даже участвует в войне и получает награды. Уже в 1841 г. он снова возвращается в Петербург, но ему было нужно покинуть столицу, и он уезжает в Пятигорск.
В его одних из последних стихов: «Утёс», «Листок», «Выхожу один я на дорогу», можно наблюдать результат всей жизни Лермонтова.
Находясь в Пятигорске, он встречается с бывалым другом Н.Мартыновым, происходит ссора, случается дуэль и писатель убит…
После своей смерти Лермонтов оставил множество своих произведений, которыми мы восхищаемся по сей день.
Популярные темы сообщений
-
Пионербол
Пионербол — детская игра с мячом, которая, прежде всего, подводит детей к игре в волейбол. в Советсском союзе в 1930-1935 годах. Создателями являются пионеры, давшие название игре. Есть несколько разновидностей: с двумя мячами,
-
Горилла
Горилла – самый крупный представитель семейства человекообразных обезьян. Размеры взрослого самца поразительны: рост может достигать 180 см, вес до 300 кг. Тело животного покрыто густой черной шерстью. Иногда встречаются экземпляры
-
Творчество Жюль Верна
В этом году исполняется 193 года со дня рождения одного из самых любимых мальчишками романистов, предсказавших в своих фантастических произведениях за долгое их появление таких
-
Аметист
Аметист – прекрасный драгоценный камень фиолетового цвета. С древнегреческого его название переводится как «неопьяняющий камень». Существует несколько легенд, рассказывающих о происхождении камня. Вот одна из них.
-
Корова
Корова относится к травоядным животным. В холодное время года, корову можно прокормить благодаря зерновым культурам, а также кукурузе. А вот летом, взрослое животное может съесть не меньше 45 кг травы. Если корова относится к молочной породе,
Основные темы
Лишний человек. Григорий Печорин — умный, интеллигентный юноша. Он не показывает эмоциональности, как бы сильно сам не захотел этого. Холодность, расчетливость, циничность, умение анализировать все свои поступки – эти качества выделяют молодого офицера из всех персонажей романа. Он всегда в окружении какого-либо общества, но всегда там «чужой». И дело не в том, что героя не принимает высший свет, отнюдь, он становится объектом внимания каждого. Но он сам себя отодвигает от окружения, и причина кроется в его развитии, которое ушло дальше «века сего». Склонность к анализу и трезвому рассуждению – вот, что поистине выдает в Григории личность, а, значит, и объяснение его неудач в «социальной» сфере. Люди, которые видят больше, чем мы хотим показывать, нам никогда не понравятся.
Печорин сам признается, что избалован высшим светом, в нем же и причина пресыщения. После освобождения от опеки родителей Григорий, как и многие молодые люди любого времени, начинает изучать удовольствия жизни, доступные за деньги. Но нашему герою быстро наскучивают эти развлечения, разум гложет скука. Ведь и княжну Мэри он влюбляет в себя ради потехи, ему это было не нужно. От скуки Печорин начинает играть в крупные «игры», невольно разрушая судьбы людей вокруг себя. Так, Мэри остается с разбитым сердцем, Грушницкий убит, Бэла стала жертвой Казбича, Максим Максимыч «обезоружен» холодностью героя, «честным» контрабандистам приходится покинуть любимый берег и оставить слепого мальчика на волю судьбы.
Первая ссылка на Кавказ
В дороге поэт простудился и слег. Сначала его определили на лечение в ставропольский госпиталь, затем перевели в Пятигорск для поправки здоровья на минеральных водах. По сути лечение превратилось для Михаила Юрьевича в увеселительную прогулку. Он изъездил вдоль всю Линию от Кизляра до Тамани, побывал на территории Азербайджана, собирал фольклор, делал зарисовки, изучал языки и обычаи горцев.
На Кавказе поэт пробыл всего несколько месяцев. Бабушка через А. Х. Бенкендорфа добилась для внука перевода в Гродненский полк, стоявший в Нижнем Новгороде. В апреле 1838 г. Лермонтову вернули чин корнета и перевели в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк, расположенный в Царском селе.
Он поучаствовал в трех дуэлях
За свою довольно короткую жизнь Михаил Юрьевич успел поучаствовать в 3 дуэлях, а еще четыре ему по великой случайности удалось избежать. Первая дуэль состоялась в 1840 году. Он был в числе приглашенных на бал во французское посольство. Чуть позднее здесь произошла ссора с Эрнестом де Барантом.
Некоторые утверждали, что Эрнест обвинил Михаила в разговоре с одной особой и предлагал ей невыгодные вещи о нем. Но сам Лермонтов говорил, что ничего подобного не было. После чего была назначена дуэль.
Эрнест де Барант целился в грудь своего противника, но в последний момент поскользнулся и лишь слегка оцарапал Михаила.
Представители Эпохи
К эпохе Золотого века относятся такие писатели, как:
- Ф.М. Достоевский;
- А.С. Пушкин;
- И.А. Гончаров;
- Н.В. Гоголь;
- Л.Н. Толстой;
- Н.М. Карамзин;
- М.Е. Салтыков-Щедрин;
- И.С. Тургенев;
- А.П. Чехов;
- А.С. Грибоедов;
- Е.А. Баратынский;
- В.А. Жуковский;
- И.А. Крылов;
- В.К. Кюхельбекер;
- А.И. Одоевский;
- К.Ф. Рылеев и другие талантливые писатели.
В русской литературе XIX века отчетливо прослеживается влияние европейского романтизма того времени. Ярким представителем жанра являлся поэт Байрон, творчеством которого был вдохновлен известный русский писатель А.С. Пушкин.
А.С. Пушкин
Пушкин Александр Сергеевич является гением литературы Золотого века. По мнению многих историков, родоначальник русского литературного слова играл роль лирического новатора и талантливого рифмоплета. Пушкин одним из первых авторов смешал языковые жанры и проводил эксперименты со стилями. Развитие классического реализма наблюдается в произведениях писателя, в которых описывались окружающий мир, явления, события, мысли, философия человека. Известный писатель вдохновлял своим творчеством многих начинающих поэтов того времени.
А.П. Чехов
Драматургический жанр является неотъемлемой частью Золотого века русской классики. Ярким представителем уникального литературного жанра является Антон Павлович Чехов. Пьесы талантливого автора с момента создания и по сегодняшний день ставят во многих театрах по всему миру. Тонкая сатира позволяла писателю высмеивать пороки человеческой сущности, выражать презрение к недостаткам дворянских сословий.
Н.М. Карамзин
Проведенная Н.М. Карамзиным реформа русского литературного языка оказала значительное действие на поэзию XIX века. При этом в качестве образца грамматики использовался французский язык, а от использования церковного славянского языка было решено отказаться в пользу современных средств русского языка.
М.Ю. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов считается мистическим поэтом Золотого века, который обладал широкой душой и глубоким внутренним миром. Характерными особенностями произведений великого автора являются символичность, тайный подтекст и философия, отражающие переживания главных героев, их мысли и стремления. Наиболее часто в произведениях поднимается тема проблемы одиночества и духовного дисбаланса в формате жанров романтизма и реализма.
В.А. Жуковский
Василий Андреевич Жуковский известен, как один из основоположников романтизма в литературе. Произведения автора отличались задушевной романтикой и трепетной мечтательностью. Стихи помогали читателю отстраниться от серой обыденности, погрузиться в возвышенный мир чувств. Творчество Жуковского повлияло на становление великих писателей, включая А.С. Пушкина.
А.С. Грибоедов
Александр Сергеевич Грибоедов входил в круг суровых судей аристократии. В произведениях автора прослеживается презрение к высшим слоям общества, их тщеславию, эгоизму, лицемерию и моральной распущенности. Особенностью литературных творений писателя является отказ от романтизма в пользу реализма. Масштабная комедия, написанная автором, затмила все последующие произведения. Однако, Грибоедов на долгое время сохранился в памяти народа, как талантливый человек с уникальной личностью и яркой писательской судьбой.