Сайт учителя русского языка и литературы захарьиной елены алексеевны

Поучение владимира мономаха: история создания, анализ
поучение владимира мономаха: история создания, анализ

Краткое содержание «Поучение» Владимира Мономаха: фрагмент

В одном фрагменте Владимир Мономах подробно расписывает, как он начал в тринадцать лет свою самостоятельную жизнь. Он насчитал 83 похода – точное количество не упомнить. Мономах пишет, как 19 раз заключал перемирие с половцами и более сотни вождей выпустил из плена, а убил их около 200. Почти 100 раз он ездил из Чернигова в Киев к отцу. Написал он и о ловле животных: как подстерегал диких коней, охотился на медведя, лося, тура. Он не оставлял все на хозяйстве у слуг, сам всем собственноручно занимался, покоя себе не давал и постоянно был чем-то занят.

В конце своего повествования он хочет надеяться, что дети его не осудят, так как он меньше всего хотел хвастаться перед ними своею удалью и смелостью. Больше всего он хотел прославлять Бога и милость Его, потому что Тот всегда был с ним – грешным, и оберегал от всяких напастей. Князь призывал не бояться смерти, потому что человек умрет тогда, когда будет на то воля Божья.

В самом конце Мономах просил детей всегда творить добрые дела, не бояться ни войны, ни зверя, но делать свое дело, как Бог даст. Человека от смерти ни отец, ни братья спасти не смогут, поэтому молитесь и делайте добрые дела, так как Божья охрана будет лучше человеческой.

Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха показывает, как правильно и мудро Великий русский князь относился к учению Христову, как он заботился, чтобы все было по правде, по добру и справедливости. Он своим примером показал все это, чтобы его потомкам не было за него стыдно. Свои княжеские обязанности он старался исполнять не на страх, а на совесть.

Пожар во флигеле или подвиг во льдах

Как-то раз Денис с Мишкой опаздывали на урок. Ребята заигрались в хоккей и забыли про время. Они стали переживать, что вызовут их родителей в школу. В пути они стали придумывать различные истории, которые должны были оправдать их опоздание. Они очень боялись своего учителя Раису Ивановну и поэтому решились на такой поступок. Каждый из них придумывал свою версию. Сначала Денис предложить соврать, что они ходили зубы вырывать, но Миша не одобрил эту идею. Затем Денис желал поведать о том, что они спасали малыша из горящего дома, а вот Мишка хотел рассказать, что маленький ребенок упал на пруду под лед и они с приятелем осуществили спасательную операцию.

Спор продолжался на протяжении всего пути. Не договорившись друг с другом, каждый начал рассказывать свою историю. В результате получилось не совпадение историй и всем стало ясно, что мальчики врут. Одноклассники стали громко смеяться, особенно Валера, который предчувствовал свою двойку за не правильно написанное предложение. Тогда классная руководительница поставила мальчикам плохие отметки и велела больше не лгать.

Произведение учит рассказывать правду, не зависимо от того, приятная она или нет. Рано или поздно истина станет известна всем.

Евангельские наставления

Когда куда-нибудь приедете, там, где остановитесь, подайте бедному на пропитание. И чтите своего гостя, который к вам зашел, каким бы он ни был – богатым или бедным. Если нет возможности почтить подарком, то хотя бы накормите и напоите его. Такие гости имеют свойство разносить по всем землям молву о человеке, злой он или добрый. Если кто болен из близких, надо его посетить, если кто умер – достойно проводить. При встрече с любым человеком нужно вести себя приветливо и не жалеть добрых слов. Жену надо любить, но власти над собой не давать. Всякое полезное не стоит забывать, а чего не знаешь, тому надо учиться. Нужно торопиться и не лениться делать хорошие дела.

Обязательно следует ходить в церковь и молиться, как делали наши предки и лучшие люди. После утренней молитвы – хвалы Богу, нужно браться за дела.

Учитесь учиться!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. 

Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина.

Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов.

Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются.

Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив

Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка — с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих.

Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться!

Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость.

Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете — напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости — радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!опубликовано econet.ru

 Дмитрий Лихачев

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь был страстным охотником, он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура (дикого быка). При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Суть»Поучения Владимира Мономаха» кратко

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение. Собственно, главной мыслью краткого содержания «Поучения Владимира Мономаха» и является необходимость для каждого человека жить по законам Божьим.

↑ ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком.2) Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками.3) Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.4) И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.5) Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью.

Причины создания Устава

Единым сводом законов Руси до Владимира Мономаха была Русская Правда в Пространной редакции. Она была установлена в начале 11 века князем Ярославом Мудрым. Сто лет спустя многие нормы этого сборника уже не могли чётко регламентировать изменившиеся отношения в обществе.

Устав Владимира Всеволодовича был принят под давлением обострившихся социальных противоречий. Рост налогов привёл к обеднению населения. Киевляне были вынуждены брать в долг у ростовщиков под проценты. Возмущение населения в 1113 году переросло в восстание. Владимир Всеволодович, принявший киевский престол после смерти своего двоюродного брата Святополка, начал правление с разработки новых законов.

Тайное становится явным

В одно прекрасное утро, с Денисом произошла интереснейшая история. Мама заставляла его кушать манную кашу. Но мальчик просто ненавидел ее. Всячески пытался уговорить маму, чтобы не есть это блюдо, но у него это не получилось. Мама твердо стояла на своем и приказала Денису все съесть до последней ложечки. Чтобы подбодрить сына, она дает ему слово, что после завтрака пойдут в Кремль. Но даже такой замечательный стимул не помогает Денису справиться с отвращением к нелюбимой пище.

Ребенок пробует, и солить, и перчить кашу, но от этого она еще больше портит свои вкусовые качества, и становится абсолютно несъедобной. В итоге мальчик выливает блюдо прямо в окно. Денис ставит пустую чашку на стол и радуется.

Вдруг раздается звонок в дверь и входит незнакомец, полностью облитой кашей. Мама шокировано смотрит на этого человека, а Денис понимает, что поход в Кремль уже отменяется.

Незнакомый мужчина возмущается и рассказывает им, что он одел один из лучших своих костюмов и собирался фотографироваться, а тут откуда не возьмись сверху полилась манная каша.

Рассказ учит, что со временем правда всплывает наружу и становится явной. Последствия вранья могут быть колоссальными, поэтому следует говорить правду, чем сладкую ложь.

Тема и проблематика

Собственно проблематики нет в тексте, поскольку написан он как послание, а не как художественное произведение. Но в первой части послания можно выделить следующие основные тематические блоки:

— обращение к Богу и следование всем Божьим установкам;

— всегда надо надеяться на Бога и Его милость;

— нужно соблюдать все Божьи заповеди и чаще обращаться к Псалтири;

— нужно остерегаться лукавого (диавола), против него есть три дела;

— нужно благодарить Бога за те блага, которые Он дает;

— всегда нужно соблюдать клятвы и никогда не врать.

Вторая часть произведения содержит сведения о:

— начало и изменения в княжении Владимира Мономаха;

— многочисленные походы и взятие городов;

— споры с родственниками по престола;

— войны и мир с половцами.

История создания

Если говорить об истории создания этого произведения, то первоначально считалось, что Владимир Мономах написал только одну запись из книги и одно письмо. Говорилось, что он имел соавторов или же вообще не брался за перо. Теперь многие ученые не сомневаются, что именно Мономах был единственным, чья рука прикасалась к «Поучению».  Написать какие-то наставления потомкам Владимир решил после встречи с послами своих родственников. Они просили его поддержки. Мономах отказал в помощи, потому что был противником воен. При нем количество противостояний значительно уменьшилось. Князь задумал оставить после себя некое завещание и сделал это в художественной форме. Он очень хотел, что бы его поступки и решения передались и будущим поколениям.

«Детство», Л. Н. Толстой

Здесь материнскую любовь и нежность демонстрирует Наталья Николаевна, у которой был сын Николенька. Кротость и доброта — главные черты, характеризующие эту женщину, а в окружении она слыла настоящим ангелом. Обидно, что на беззаветную любовь к мужу тот отвечал обманами и разорением.

Наталья Николаевна не скрывала свою нежность и преданность к детям, ласково с ними разговаривая и общаясь

Хотя столь усиленное внимание к потомству не распространялось в тот период среди представителей дворянства. И даже когда ей не всегда удавалось уделять много времени детям, они всегда были уверенны в ее заботе и поддержке, стремясь каждую свободную минуту провести вместе

Неожиданная смерть героини повергла всех в настоящий шок, особенно тяжело переживал утрату Николенька.

Расцвет литературной деятельности

Одним из значительных произведений дореволюционного творчества Бунина является повесть «Деревня» (1910), после выхода которой русская общественная мысль задалась вопросом: «Быть или не быть России?». Поэтический язык его первых стихов и рассказов сменило жесткое драматическое повествование. Главный герой Кузьма Красов, прожив нелегкую жизнь, задается главным русским вопросом: «Кто же виновен в этом?».

Как бы отвечая на этот вопрос, его учитель Балашкин напоминает о трагических судьбах Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других талантливых людей России. И когда он в конце своей речи обвиняет во всем народ, Кузьма не выдерживает: «Такой народ! Величайший народ, а не „такой“, позвольте вам заметить… Ведь писатели-то эти — дети этого самого народа». Новые впечатления писатель получил во время поездки по странам Востока в 1907 году.

Он размышляет о мудрости веков, о культуре, созданной человеком, и жестокости цивилизации. Так рождается рассказ «Господин из Сан-Франциско». Не наделив героя, американского бизнесмена, даже именем, автор сообщает, что всю жизнь этот человек думал только об увеличении состояния, в нем нет ничего человеческого. Сила денег не спасает его перед лицом смерти, но на самом деле он и при жизни был духовно мертв. Бунин говорит о власти золота над человеком. Даже корабль, везущий мертвого господина, символизирует мир, где все продается и покупается.

В 1911 году в печати появляется его повесть «Суходол», которую Горький назвал «панихидой» по дворянству. Но здесь показано не только сожаление о предстоящей гибели поместий, но и бесправное положение крестьян при дворе помещика. Раскрывая трагическую судьбу бывшей крепостной Натальи, писатель выносит обвинительный приговор хозяевам Суходола. Несмотря на печальный ход событий, рассказ очень поэтичен. Лирические воспоминания девушки комментирует и дополняет замечаниями сам автор.

Окончательный стиль и мировоззрение Бунина оформляются в 1914—1916 годах. Его повести и рассказы становятся более утонченными и принимают значение философских идей. Размышления о смысле жизни введены в рассказ «Сны Чанга».

Письмо пятоеВ чем смысл жизни

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно. Людям особое чувство подсказывает, врут им или говорят правду. Но иногда нет доказательств, а чаще – не хочется связываться…

Природа создавала человека много миллионов лет, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством, и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество природы и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни – на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т. д. Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.

Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом – повышать этот уровень счастья. И личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества, в конце концов.

Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если недоступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность.

Рассуждение 7 класс

Данное произведение относится к разделу древнерусской литературы. Многие филологи признают, что «Поучение Владимира Мономаха» стоит особняком по отношению к другим древнерусским произведениям.

Если говорить об истории создания этого произведения, то интересно будет знать, что первоначально Владимиру Мономаху приписывали авторство только одной записи из книги и одного письма. Теперь же многие ученые не сомневаются в идее, что «Поучение» было полностью написано одним Владимиром Мономахом без соавторов.

Стоит отметить и исключительную особенность «Поучения» для того времени. Дело в том, что раньше произведения писались только лицами духовной сферы, так как только они были достаточно образованны для написания или перевода богослужебных книг. В то время, как Владимир Мономах – это государственный и общественный деятель, светский человек, личность, которая смогла использовать всю свою силу и власть во благо Родине.

Уже в зачине произведения можно увидеть сентиментальные нотки. Благодаря им создается завещательный тон произведения. Так начало фразы «Сидя на санях…» может намекнуть внимательному читателю на скорую смерть автора произведения. Ведь, известно, что во времена Древней Руси тело мертвого человека доставляли к месту погребения на санях. Это может говорить о том, что к словам мудрого и опытного князя стоит прислушиваться. И именно его большой житейский опыт дает ему право писать это «Поучение». Также, это может говорить о том, что великий князь предчувствует свою скорую смерть, поэтому он спешит оставить своеобразное завещание последующим за ним князьям.

Из-за слов «дети мои» может создаться впечатление, что «Поучение» обращено к младшему поколению. Но это не совсем так. Возможно, при написании произведения, великий князь и думал о будущем поколении. Но стоит помнить, что во времена написания произведения Владимир Мономах был великим князям. От того его статус делал его выше по отношению к другим более мелким князьям.

К тому же в «Поучение» можно увидеть связь с Библией и другими религиозными книгами, но это говорит лишь о том, что автор данного произведения соблюдал книжные традиции того времени.

Чтобы «Поучение» казалось более убедительным для читателя, автор позволяет себе обращаться к примерам из своего жизненного опыта. Так, он приводит длинный перечень походов, в которых он принимал активное участие с 13 лет. И все приведенные примеры лишь служат свидетельством того, что великий князь не только дает советы о жизни, но и сам их придерживается. К примеру, он советовал не злоупотреблять властью, быть справедливым, избегать не нужных и многочисленных кровопролитий, не придаваться лени и служить во благо своему государству и народу.

Подобное заключение говорит о действительном желании Владимира Мономаха оставить в головах князей мысли о единственно правильном князе.

Другие сочинения:

↑ ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСЦАРАПАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.2) РАСКЛЕИВШИЙ – написание гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.3) ПОДЫТОЖИТЬ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.4) НЕВЗРАЧНЫЙ – слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.5) УЧИЛИЩ – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 2-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

Прочтите текст и выполните задания 6-9.

(1)Жил в городе Верном художник Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».

(8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. (10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов. (12) В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.

(14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, – это влияние верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».

(16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. (18) Этим исчерпана жизнь художника.

(19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». (22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.

(23)Так вот – я люблю…

(24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.

(25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. (26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.

(28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо. (32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым.

(По Ю.О. Домбровскому*)

* Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский советский поэт, прозаик, литературный критик. Вершиной творчества писателя стал роман «Факультет ненужных вещей», который он создавал более 10 лет.

«Бесприданница», А. Н. Островский

Самое теплое чувство мамы в каждом отдельном случае проявляется индивидуально. В сюжете пьесы раскрывается любовь к дочке Ларисе со стороны ее матери Хариты Игнатьевны. Семья Огудаловых бедствует, поправить такое положение может только замужество дочки. Этим и объясняется стремление маменьки устроить удачную личную жизнь для юной красавицы, она:

  • организует званые вечера, на которые приходят состоятельные гости;
  • заимствует деньги у приближенных богатых людей на содержание;
  • принуждает дочь вести активное общение с высокопоставленными личностями, которые той крайне неприятны.

Структура «Поучения»

«Поучение детям» дошло до нас в составе Лаврентьевской летописи XIV столетия. В нем оно помещено под 1096 годом. 

При составлении сочинения, Мономах пользовался самыми разнообразными источниками: от Библии и Псалтыря до «Жития святителя Василия Великого» — византийского произведения VIII или IX века.

Первая часть «Поучения..» представляет собой призыв к детям: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей».

Г. А. Ершов. Любечский съезд изображение Владимира Мономаха на памятнике 900 — летия съезда князей в Любече. 1997 год

Далее Мономах приводит разные нравственные сентенции, которые он парафразировал из того самого жития Василия Великого.

Заключительная часть сочинения — наиболее самостоятельная. Тут князь приводит свод практических заповедей и нравственных правил, которых он по сути придерживался всю жизнь. Это своеобразные нравственные заветы для князей Древней Руси

Основная мысль текста — вести справедливый образ жизни, не враждовать, сохранять единство перед общим врагом. Князь должен сам за всем следить, ведь он хозяин земли русской. 

«Недоросль», Д. И. Фонвизин

Главные герои произведения — помещица Простакова и ее сын Митрофан. Материнская любовь здесь выражена в чрезмерном внимании к ребенку. Женщина никогда его не ругала, во всем потакала, в результате чего из сына вырос настоящий лентяй.

Митрофаном же такая опека со стороны матушки воспринималась как само собой разумеющееся, он уделял внимание только личным интересам и желаниям, которые исполняла помещица. Но, когда она утратила свою власть и могущество, детина в такой трудный час, не задумываясь, отвернулся и не предложил помощи

В жизни так случается, что беззаветное родительское чувство под названием любовь не ценится по достоинству.

Тема

«История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.

В своём романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетённый народ смиренно принимает своё рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.

На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жёсткого и даже жестокого правителя. В противном случае он сразу оказывается во власти анархии.

К проблематике романа следует отнести искажение сущности истории, которую государству крайне выгодно преподносить как историю единоличной власти, но не соотечественников. В «Истории одного города» главные герои – градоначальники, и в каждом из них просматриваются узнаваемые черты правителей страны. В некоторых случаях градоначальники представляют собой собирательные образы государственных мужей, занимавших в своё время высокие посты.

Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.

Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков.

Краткий пересказ «Поучения Владимира Мономаха»

Владимир Мономах обращается к собственным детям и всем другим, кто будет читать послание. Призыв его основан на добре, почитании Бога, ведь человеческая жизнь очень скоротечна, а умирать, не совершив раскаяние за свои прегрешения, страшно. Человека красят добрые дела – слезы, покаяние и милостыня. В послании князя звучат призывы к детям не быть ленивыми и постоянно помнить о милости Божьей, которую можно приобрести не только будучи затворником или монахом. Ее можно обрести благодаря свершению небольших дел, которые сделаны искренне с желанием помочь своему ближнему – это зачтется человеку Богом, и, если даже кто-то примет хоть половину из сказанного в послании, человек будет помилован Богом.

Оригинал «Поучения Владимира Мономаха»

Православный человек не должен забывать о слабых и немощных, при любой возможности следует помогать им и кормить их. Вдовы и сироты не подлежат осуждению, они не должны быть обижены сильными. Еще князь в своем послании говорит о том, нельзя убить человека, даже если он виновен и заслужил смерти. Не стоит клясться от имени Бога, но, поклявшись и поцеловав крест, надо хорошо подумать, дабы не нарушить клятвенное слово и вместе с этим не погубить свою душу.

6 главных героев «Барышни-крестьянки» Пушкина с характеристиками
7 главных героев «Сказки о царе Салтане» Пушкина с характеристиками

Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

«Тихий Дон», М. А. Шолохов

Примером истинной любви матери выступает Ильинична, всю свою жизнь и заботу посвятившая детям. Будучи юной и цветущей красавицей, она вышла рано замуж. Но сразу же испытала на себе измены мужа, оскорбления и побои. Однако уходить она не собиралась, даже мысли не допускала, боясь оставить своих детей без отца.

В стремлении вырастить ребятишек достойными и добрыми личностями, бедная женщина многое перетерпела. В революционные события Ильинична не вникала и не вмешивалась. Она без раздумий принимала сторону, от которой семье обеспечивалась защита и покой. Во время гражданской войны погиб сын Петр, у второго же сынишки Григория была сломана личная жизнь. Последнего женщина так и не дождалась с поля боя, подвергшись тоске и безудержному горю. Этим примером демонстрируется чуткое отношение мамы к радостям, счастью и бедам собственных детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: