Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», глава 3 – краткое содержание
Муж Катерины Львовны всё не возвращался с мельницы, а свекор Борис Тимофеич раз вечером поехал к старому приятелю на именины. В тёплых сумерках молодая красавица сидела в мезонине у окна, а из дворовой кухни вышел Сергей. Он поклонился, а потом вдруг попросил разрешения зайти к ней: «Дельце одно к вам имею».
Она впустила его. Сергей вначале спросил, нет ли у неё книжечки почитать, а потом вдруг сказал: так я по вам, Катерина Львовна тоскую, что готов даже булатным ножом сердце своё из груди вырезать и бросить к вашим ножкам. У Катерины Львовны закружилась голова, а Сергей, обхватил её, поднял с полу и понёс на кровать…
Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», глава 5 – краткое содержание
Но тем же вечером поел Борис Тимофеевич на ночь грибков с кашицей – и начались у него рвоты страшные. К утру старичок помер – именно так, как умирали у него в амбарах крысы, для которых Катерина Львовна яд всегда собственными руками приготовляла.
Зиновия же Борисыча посланный на мельнице не застал – тот уже уехал вёрст за сто лес покупать. А жена его Сергея из заперти выпустила и уложила отдыхать на мужниной постели. Бориса Тимофеича схоронили спешно, сына не дождавшись. Все работники дивились: что Катерина Львовна так разошлась, ни от кого не таясь, ходит козырем и Сергея от себя не отпускает.
Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», глава 7 – краткое содержание
Легли они ночью с Сергеем спать, и опять приснился Катерине Львовне тот же кот. Только голова у него теперь оказалась – свёкра Бориса Тимофеевича. Мурчал он, что с кладбища нарочно пришел поглядеть, как она с Сергеем мужнину постельку согревает.
Закричала молодая жена благим матом. Проснулась – и слышит: будто кто-то на двор через ворота перелез. Собаки метнулись, да и стихли. Догадалась Катерина Львовна: это Зиновий Борисыч вернулся.
Быстро разбудила она Сергея. Тот в окно вылез, но Катерина Львовна велела ему по столбу вниз не спускаться, а ждать под окном же, на галерее.
Зиновий Борисыч к её двери тихо подошёл и сначала ждал, прислушиваясь. Потом постучал. Катерина Львовна впустила его, будто только проснулась.
Зиновий Борисыч смотрел хмуро. Сел и стал расспрашивать: как же это вы тятеньку схоронили? и сами как время провождали?
«Помер тятенька», – отвечала Катерина Львовна, а сама, будто бегая за самоваром, Сергею тихо шепнула: не зевай! Вошла она опять в комнату, а муж держит в руках сергеев поясок, на перине лежавший. Стал он ей выговаривать, что про все её амурные дела слыхал. Но Катерина Львовна стала смело ему отвечать – и вдруг ввела за рукав в комнату Сергея, дерзко его поцеловав. Зиновий Борисыч залепил ей пощёчину.
Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», глава 9 – краткое содержание
Все дивились, почему Зиновий Борисыч так долго не возвращается. Ямщик, рассказал, что вёз его к городу, но версты за три до него купец слез и пошёл дальше пешком. Начатые розыски ничего не открыли.
Тем временем Катерина Львовна поживала с Сергеем, записав мужнин капитал на себя. Вскоре открылось, что она беременна.
Но узналось и другое: большая часть денег из оборота Зиновия Борисыча принадлежала его малолетнему племяннику, Федору Лямину. И вскоре приехала старушка – сестра двоюродная Бориса Тимофеича с этим племянником Фёдором.
Сергей, увидев приезжих, побледнел и стал говорить: «Теперь, Катерина Ильвовна, все наше с вами дело прах. Капитал в раздел пойдет». Она успокаивала: нешто и нам мало будет? Но Сергей убеждал: по любви моей к вам я желал бы, Катерина Ильвовна, видеть вас настоящей дамой. А при уменьшении капитала этого может не произойти – и супротив людских глаз, подлых и завистливых, ужасно это будет больно…
Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», глава 10 – краткое содержание
Стала Катерина Львовна думать: а почему я и в самом деле должна через Федю лишиться капитала? «Столько греха на свою душу приняла, а он без всяких хлопот приехал и отнимает у меня».
Между тем стала она от беременности полнеть, и пересуды в городе насчёт неё и Сергея усиливались.
А мальчик Федя Лямин, и не помышлявший, что он другим перешел дорогу, заболел ветрянкой и слёг. Бабушка же его раз пошла в церковь к вечерне, заказав присмотреть за внуком Катерине Львовне.
Федя, лёжа на кровати, читал жития святых. Катерина Львовна и Сергей сошлись в другой комнате. Вначале молчали, а потом Катерина как бы ненароком спросила: сходить что ли к Феде? он там один…
«Один?» – переспросил Сергей, глянув исподлобья. Они переглянулись. «Пойдём!» – порывисто выговорила Катерина Львовна. Сергей снял сапоги и пошёл за ней.
Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», глава 12 – краткое содержание
Вышло вот что. Люди валили мимо дома Измайловых с церковной службы и тараторили про молодую вдову-купчиху и её амуры с приказчиком Серёжкой. Увидев свет между ставнями, двое молодых парней подсадили третьего – посмотреть, что там делается. Этот третий вдруг заорал: душат кого-то здесь, душат! – и отчаянно заколотил в окно руками.
Сбежавшийся народ стал бить в двери и ставни. Ворвавшись в дом, все увидели мёртвого Федю.
Сергея и Катерину Львовну взяли под стражу. Она всё спокойно отрицала, но Сергей сразу расплакался и признался в двух убийствах. По его указанию вырыли труп Зиновия Борисыча. Обоих преступников приговорили к каторге, высекли плетьми на торговой площади, а Сергею ещё наложили на лицо три каторжных клейма. В острожной больнице Катерина Львовна родила ребёнка, однако тут же отвернулась от него, равнодушно сказав: «Ну его совсем».
Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», глава 14 – краткое содержание
Сергей стал, не скрываясь, искать расположения Фионы. Вскоре Катерина Львовна застала их лежащими друг с другом в коридоре. Сорвав платок с лица Фионы, она под дружный хохот из мужской камеры ударила Сергея по лицу его концами и убежала. До утра она внушала сама себе: «не люблю ж его» – но чувствовала, что любила еще горячее. Сергей же назавтра сказал ей в дороге: «Ты, Катерина Ильвовна, теперь невелика купчиха: так ты не пыщись, сделай милость. Козьи рога у нас в торг нейдут».
Вскоре он начал заигрывать с беленькой Сонеткой, и та принимала его игру благосклонно. Катерина Львовна места не находила, но вдруг однажды Сергей подошёл к ней с виноватым видом и просил ночью выйти к нему на свидание.
Она сунула ундеру последние 17 копеек. Сергей стал обнимать её, как встарь, а потом пожаловался: до смерти ноги болят, хочу в Казани в лазарет попроситься.
У Катерины Львовны захолонуло сердце от мысли, что она от Казани пойдёт дальше без него. Но Сергей сказал: вот если бы мне шерстяные чулки, то было бы лучше. У Катерины Львовны были чулки в сумочке. Сбегав в камеру, она вытащила их и с радостью отдала Сергею.
Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», глава 11 – краткое содержание
Больной мальчик вздрогнул и опустил книжку, когда вошла Катерина Львовна. «Ох, я, тетенька, испугался, – сказал он, тревожно улыбаясь. – Как будто кто-то сюда за вами шёл». За дверью вдруг скрипнула половица, и Федя неистово вскрикнул, увидав, как входит бледный, босой Сергей. Катерина Львовна зажала ребёнку рот и крикнула Сергею: «А ну, держи ровно, чтоб не бился!»
Сергей схватил ноги мальчика, а его любовница бросила Феде на лицо пуховую подушку и навалилась на нее крепкой, упругой грудью.
«Кончился», – проговорила она после минут четырёх гробового молчания. Но только она хотела отойти от кровати с бездыханным телом, как дом сотрясли громовые удары в окна и дверь. Сергей задрожал и бросился бежать. Ему казалось, что в дом ворвался мёртвый Зиновий Борисыч.
Катерина Львовна сохранила больше самообладания. Уложив мертвую голову Феди в самой естественной спящей позе на подушках, она побежала отворить дверь. В дом ворвалась толпа народа.
Художественно-публицистический жанр журналистики: очерк
Очерк – это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.
Например: портретный очерк о жизни знаменитой личности; описание происшествий, встреч с людьми во время путешествия автора (очерк А. С. Пушкина “Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года”).
Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики – к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства.
В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.
“Очерковость” такого рода текстов выражается в том, что автор стремится к тому, чтобы очертить портрет и характер героя или отобразить основные моменты и “контуры” проблемной ситуации. Поэтому очень часто сама форма изложения материала достаточно шероховатая, свободная.
Жанровые особенности, присущие очерку:
- художественная образность;
- эмоциональная насыщенность;
- присутствие элементов публицистического и художественного стиля речи;
- наличие авторского мнения;
- описываемые события и персонажи взяты из реальной действительности;
- актуальность и злободневность исследуемой проблемы;
- относительная сжатость изложения материала и конкретность;
- объединение репортажного и исследовательского (аналитического) начала;
- в зависимости от темы стиль написания очерка может быть формальным или неформальным (чаще);
- встречаются сленговые и жаргонные слова, применяется специфическая терминология;
- для подтверждения точки зрения автора используются факты, свидетельства, цитаты, конкретные данные, формулы расчета, наименования и пр.
Наиболее “яркими” стилевыми особенностями очерка являются:
- Во-первых, это выраженная позиция автора. Все повествование связано с авторским мнением и взглядом на ситуацию. Нередко, автор очерка выступает в роли действующего лица, взаимосвязанного с главным героем.
- Диалог с читателем. Используя различные стилистические приемы, автор стремится к тому, чтобы вызвать у читателя интерес и эмоционально вовлечь его в сюжет своего очерка, сделав таким образом читателя участником описываемых событий.
- Документальность. При написании очерка автор, в первую очередь, опирается на факты. Поэтому очень часто в очерке встречаются различные формулы расчета, статистические данные, специфические термины.
Основные виды очерка
Выделяют 4 основных вида очерка:
- Портретный очерк или биографический. Предметом данного очерка выступает личность, причем не вымышленная, а взятая из реальной действительности. Основная задача автора состоит в том, чтобы раскрыть внутренний мир героя, его ценности и характер. Простого перечисления фактов из биографии будет недостаточно.
- Проблемный очерк. Из названия уже становится понятно, что в центре данного очерка находится изучение какой-то проблемной ситуации. Проблемный очерк можно сравнить со статьей. Как и в статье, очеркист исследует проблему, выясняет причины ее возникновения, дальнейшее развитие и пути решения. Отличие же очерка от статьи состоит в том, что в очерке автор как будто ведет диалог с читателем: делится своими мыслями, исследует конфликтные ситуации, пытается добраться до сути проблемы и осмыслить происходящее. Такое наблюдение за развитием конфликта нередко вызывает переживания и различные эмоции, как у читателей очерка, так и у его автора.
- Путевой очерк. Путевой очерк представляет собой описание событий, встреч, происшествий, которые произошли с автором во время его творческого путешествия. Чаще у журналиста уже есть основная идея, а также замысел для будущего очерка и цель командировки, а полученные в поездке впечатления и факты уже “работают” на эту идею. Например: журналист ставит перед собой цель изучить, какие традиции сохранились у людей, проживающих в разных населенных пунктах или же исследует, каким образом государство решает те или иные социальные проблемы в различных городах страны. Данный вид очерка считается наиболее серьезным и объемным.
- Исторический очерк. В таком очерке автор в хронологическом порядке излагает исторические факты и события, связанные с предметом исследования. Анализирует исторические сведения и дает им собственное толкование.
Глава первая
Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда.
Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы. Выдали ее замуж за нашего купца Измайлова с Тускари из Курской губернии, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось. Дом Измайловых в нашем городе был не последний: торговали они крупчаткою, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший. Вообще купцы были зажиточные. Семья у них к тому же была совсем небольшая: свекор Борис Тимофеич Измайлов, человек уж лет под восемьдесят, давно вдовый; сын его Зиновий Борисыч, муж Катерины Львовны, человек тоже лет пятидесяти с лишком, да сама Катерина Львовна, и только всего. Детей у Катерины Львовны, пятый год, как она вышла за Зиновия Борисыча, не было. У Зиновия Борисыча не было детей и от первой жены, с которою он прожил лет двадцать, прежде чем овдовел и женился на Катерине Львовне. Думал он и надеялся, что даст ему бог хоть от второго брака наследника купеческому имени и капиталу; но опять ему в этом и с Катериной Львовной не посчастливилось.
Бездетность эта очень много огорчала Зиновия Борисыча, и не то что одного Зиновия Борисыча, а и старика Бориса Тимофеича, да даже и самоё Катерину Львовну это очень печалило. Раз, что скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури, и она рада бы, бог весть как рада бы она была понянчиться с деточкой; а другое и попреки ей надоели: «Чего шла да зачем шла замуж; зачем завязала человеку судьбу, неродица», словно и в самом деле она преступление какое сделала и перед мужем, и перед свекром, и перед всем их честным родом купеческим.
При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с мужем по своему купечеству, так тоже не на радость. Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого.
Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому ж, окромя киевского патерика, в доме их не было. Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания.
«Ле́ди Макбе́т Мце́нского уе́зда»
— повесть Николая Лескова , написанная в 1864 году (в сборнике 1867 года писатель сделал пометку: «26-го ноября 1864 г. Киев»).
Сюжет
Главная героиня — молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Её муж постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в четырёх стенах большого богатого дома. Супруг бесплоден, но вместе со своим отцом попрекает жену. Катерина влюбляется в молодого красивого приказчика Сергея, постепенно её увлечение переходит в страсть, любовники проводят ночи вместе. Она на все готова ради своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается череда убийств: сначала Катерина Львовна отравляет свёкра, чтобы спасти Сергея, которого свекр запер в погребе, затем, вместе с Сергеем, убивает своего мужа, а потом душит подушкой малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить её права на наследство. Однако в этот момент со двора врывается толпа праздных мужиков, один из которых заглянул в окно и увидел сцену убийства. Вскрытие доказывает, что Федя умер от удушья, Сергей во всём сознаётся после слов священника о страшном суде. Следователи находят замурованный труп Зиновия Борисовича. Убийцы предстают перед судом и после наказания плетьми идут на каторгу. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине, как только она перестает быть богатой купчихой. Он увлечен другой узницей, ухаживает за ней на глазах у Катерины и смеётся над её любовью. В финале Катерина хватает свою соперницу Сонетку и тонет вместе с ней в холодных водах реки.
Критики о повести
Героиню повести, Катерину Измайлову, критики (П. П. Громов, Б. М. Эйхенбаум и др.) сравнивают с Катериной Кабановой, героиней пьесы А. Н. Островского «Гроза»:
Героиня повести Лескова явственно противопоставлена автором Катерине Кабановой из «Грозы» Островского. Героиня гениальной драмы Островского не сливается с бытом, ее характер находится в резком контрасте со сложившимися житейскими навыками… По описанию поведения Катерины Измайловой никто и ни при каких обстоятельствах не определил бы, о какой именно молодой купчихе рассказывается. Рисунок ее образа — бытовой шаблон, но шаблон, прочерченный до того густой краской, что он превращается в своеобразный трагический лубок.
Обе молодые купеческие жены тяготятся «неволей», застывшим, предопределённым укладом купеческой семьи, обе — натуры страстные, идущие в своём чувстве до предела. В обоих произведениях любовная драма начинается в момент, когда героинями овладевает роковая, незаконная страсть. Но если Катерина Островского воспринимает свою любовь как страшный грех, то в Катерине Лескова просыпается что-то языческое, первобытное, «решительное» (не случайно упоминается о её физической силе: «в девках страсть сильна была… даже мужчина не всякий одолевал»). Для Катерины Измайловой не может существовать никакого противодействия, её не пугает даже каторга: «с ним (с Сергеем) ей и каторжный путь цветёт счастием». Наконец, гибель Катерины Измайловой в Волге в финале повести заставляет вспомнить самоубийство Катерины Кабановой. Критиками переосмысляется и характеристика островской героини «луч света в тёмном царстве», данная Добролюбовым :
«О Катерине Измайловой можно было бы сказать, что она не луч солнца, падающий в темноту, а молния, порождённая самим мраком и лишь ярче подчёркивающая непроглядную темень купеческого быта» (В. Гебель).
Художественно-публицистический жанр журналистики: эссе
Эссе – очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу.
Эссе пишется в свободной манере с ярко выраженной позицией автора, поэтому текст получается живым и эмоциональным. Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).
Эссе свойственны образность, разговорный стиль повествования, откровенность и нацеленность на массовую аудиторию.
Пример: к эссеистам 19 века относятся Оскар Уайльд, Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.
Художественно-публицистический жанр: памфлет
Памфлет – сатирическое произведение или статья, нацеленная на осмеяние определенных человеческих пороков, обличение и уничижение героя или героев, которые представляется автору носителем опасного общественного зла.
При написании памфлет автор использует гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.
Пример: “Письма к провинциалу” французского ученого, философа Блеза Паскаля, “Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными” английского писателя Бернарда Мандевиля, отечественные памфлетисты Д.И. Писарев с памфлетом “Пчелы”, А.М. Горький “Город желтого дьявола”, Л.М. Леонов “Тень Барбароссы”.
Представители и произведения
Основные представители отечественного реализма:
- А.С. Пушкин («Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»);
- М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»);
- Н.В. Гоголь («Мертвые души», «Шинель»);
- И.С. Тургенев (Отцы и дети», «Дворянское гнездо»);
- Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Бесы»);
- М.Е. Салтыков-Щедрин («История одного города»);
- И.А. Гончаров («Обломов»);
- А.П. Чехов («Вишневый сад», «Смерть чиновника»);
- М.А. Шолохов («Тихий Дон»);
- А.И. Солженицын («Архипелаг ГУЛАГ»);
- А.П. Платонов («Котлован»);
- М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»);
- Б.Л. Пастернак («Доктор Живаго»).
Зарубежная литература:
Реализм в литературе
Реализм — это одно из направлений художественной литературы, для которого характерно объективное и верное воспроизведение действительности посредством типизации.
Данный термин происходит от латинского слова «realis», что в переводе означает «действительный», «вещественный».
В рамках реализма жизнь изображается наиболее приближенной к существующей реальности, в ней показаны «типические характеры в типической обстановке», конкретные исторические события, эпохи и т.д.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
История происхождения
Несмотря на то, что некоторые черты реализма начинают просматриваться уже в литературе Эпохи Ренессанса или Просвещения (к примеру, в произведениях Мигеля де Сервантеса или Даниеля Дефо), само направление формируется в европейской литературе в 30-е годы XIX века. В противовес романтизму, на смену которому он пришел, реализм обнаруживал интерес к типическим повседневным событиям и обыкновенным людям, тогда как в романтизме наблюдался интерес к особенному, идеальному. Постепенно реализм получает свое развитие и становится ведущим литературным направлением.
Основоположниками реализма являются:
- Фредерик Стендаль, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер (Франция);
- Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей (Англия);
- Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь (Россия).
Со временем помимо классического реализма появляются и другие его виды со своей спецификой: критический (Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев), социалистический (связанный в первую очередь с понятием «советский реализм»: М. Горький, М. Шолохов), магический (Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества», А.С. Пушкин «Пиковая дама»).
Главная цель
Появление реализма было связано с тем, что авторы к этому времени стремились не только демонстрировать высокие идеалы и просвещать народ при помощи своих произведений (как это было в предыдущие эпохи), но и понять, осознать процессы, происходившие в социальной среде. Таким образом, главной целью реализма становится постижение внутреннего и окружающего мира через образы, которые создаются посредством типизации и обобщения существующих реалий. В отличие от романтизма с его трагическим, исключительным героем, реализм демонстрирует универсальную личность, включенную в исторический процесс и являющуюся частью общества.
Особенности
Реализм в литературе имеет ряд особенностей.
- Авторское видение окружающей действительности. В реалистическом произведении изображаются общественные проблемы, которые кажутся для писателя наиболее животрепещущими, актуальными.
- Детали отображают эпоху написания произведения.
- Обращение к реальным историческим личностям, историческим темам.
- Типичные ситуации в произведениях. Чаще всего это любовные конфликты или столкновение интересов — идей, сословий, поколений.
- В рамках реализма появляются новые образы персонажей: например, «лишний человек» (таковыми являются Печорин, Обломов, Евгений Онегин), «маленький человек» (Акакий Акакиевич Башмачкин, Макар Девушкин).
- Зачастую писателями-реалистами используются приемы психологизма (портрет, пейзаж, психологический параллелизм, речь героя, сны, монолог, письма и т.д.) для того, чтобы раскрыть внутренний мир своего героя.
Сергей и Катерина
Удивительно то, что реакция сообщников разная. Сергею после убийства мерещатся призраки. Катерина же не испытывает никаких угрызений совести. Во время убийства губы его дрожат, его бьет лихорадка. Она же спокойна, хотя позже и видит тревожные сны. Однако это вовсе не говорит, что Сергей обладает более тонким душевным строем.
Катерина Львовна преступила закон нравственности. Она утратила свое душевное начало и остановиться больше не в силах. Измайлова и после убийства мужа способна на все, чтобы удержать счастье. Любить и быть любимой во что бы то ни стало — теперь великая цель ее жизни. И состояние ее души находится на грани безумия. Сергей же — подлец. Его действиями руководит не чувство, а расчет. Его жизнь, в отличие от жизни его соучастницы, и после совершенных злодеяний не остановится. А потому он обнаруживает некую тревогу, которая, впрочем, отнюдь не является следствием угрызений совести.