Критика
После публикации повесть Лескова «Очарованный странник» вызвала большую реакцию в обществе. Мнение критиков о произведении разделились из-за идеологических разногласий: кто-то находил в повести отражение собственных мыслей, а кто-то категорически был не согласен с мировоззрением автора и тем, что он называл «русским духом». К примеру, литературный критик Н. К Михайловский выразил своя явное одобрение писателю, которое было опубликовано в журнале «Русское богатство»:
В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.
Не менее лестно о повести «Очарованный странник» отозвался и критик из журнала «Русская мысль»:
Поистине чудное, способное растрогать самую черствую душу собрание высоких примеров добродетелей, которыми крепка земля русская и благодаря которым «стоит град»…
Однако был и иной взгляд на книгу Лескова. Один из издателей «Русского вестника», Н. А. Любимов, отказался печатать ее на том основании, что «вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего». На это высказывание весьма красноречиво ответил Б. М. Маркевич, который был одним из первых, кто познакомился с этой книгой и видел, какое произведение она произвела на слушателей. Он считал повесть чем-то «в высшей степени поэтическим». Особенно сильное впечатление на него произвело описание степи. В письме к Любимову он написал следующее: «Интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кончается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения».
Рецензент «Варшавского дневника» акцентировал внимание читателей на том, что произведение очень близко народу, и написано по всем канонам фольклорной традиции. По его мнению, главный герой обладает уникальной, поистине русской выдержкой
Он способен спокойно воспринимать собственные беды, и рассуждать о них максимально отстраненно:
Физически герой рассказа — родной брат Илье Муромцу: он выносит такие пытки у номадов, такую обстановку и условия жизни, что не уступает ни одному богатырю древности. В нравственном мире героя преобладает то благодушие, которое так свойственно русскому простому человеку, в силу которого он делится последней коркой хлеба со своим недругом, и на войне, после сражения, подает помощь раненому врагу наравне со своим.
Не остался равнодушным к произведению Лескова и рецензент Р. Дистерло, который также отметил все особенности русского менталитета, описанные автором. Он был покорен тем, как точно Лескову удалось отобразить на бумаге все простодушие, наивность и покорность судьбе русского народа. На его взгляд, Флягин не отвечал за свои поступки: он принимал все происходящее с ним как данность, и смирился с собственной жизнью, как с тяжестью креста. В том же духе охарактеризовал главного героя повести и Л. А. Анненский: «Герои Лескова — люди вдохновенные, очарованные, загадочные, опьяненные, отуманенные, безумные, хотя по внутренней самооценке всегда «невиноватые», всегда – праведники».
Не оставил без своего внимания повесть «Очарованный странник» и литературный критик Меньшиков, который, помимо одобрения своеобразной манеры книги, отметил и недостатки стилистики:
Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороком богатства: пресыщенностью.
В свою очередь, Николай Семенович Лесков весьма эмоционально реагировал на критику в адрес своего детища:
Нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу.
Композиция
“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.
Кульминацией произведения
можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передачи определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).
Сочинение про Ивана Флягина
«Очарованный странник» — повесть Николая Лескова, изданная им в 1837 г
Главное внимание в повести уделяется Ивану Северьяновичу Флягину, жизнь которого подробно описывается автором. Лесков смог представить в своей повести новый образ, аналогов которому не существует в русской литературе
Почему же Лесков заложил в своем герое образ «очарованного странника»? Он воспринимает окружающий мир как истинное чудо. Как главное действующее лицо, он не имеет определенной мечты в жизни, которая для него бесконечна. Этот человек всегда движется вперед по жизненному пути и в каждом новом испытании видит вызов судьбы.
Следует отметить, что персонаж Лескова принял черты внешности от легендарного Ильи Муромца. Флягин обладает гигантским ростом, смуглым лицом и поистине богатырским телосложением. На первый взгляд, ему нет и пятидесяти лет от роду. Иван Северьяновичу на протяжении всей повести не сидится на одном месте. Можно подумать, что он не склонен кому то верить. Но главный персонаж позже опровергает это. И спасение графа К. тому доказательство. Именно так Флягин поступил с князем и молодой девушкой по имени Груша.
Можно добавить в характеристику этого человека тот факт, что он полностью предан высшим силам, за что получил от них свое покровительство. Флягин не уязвим для смерти. Смерть много раз настигала его, но умереть он никак не мог. Он думает, что земля не хочет принять его за ужасные грехи, которые он совершал. Герой считает, что именно по его вине было множество убийств. У Ивана Северьяновича собственная жизненная мораль, но он всегда остается честным по отношению к себе и другим героям повести. Порой, он бывает слишком прост и наивен, до глубины души добродушен и открыт ко всем душой, однако когда приходит зло, с которым ему предстоит расправиться, он бывает даже жестоким.
Главной движущей силой его деяний является не малая сила от природы. И это заставляет Флягина идти на безрассудства. В молодости Ивана это не очень волновало, но позже он понимает, что он за это в ответе. Автор произведения не стесняется упоминать, что его персонаж — человек с огромной внутренней и физической силой. Это заключается в его умении в любой ситуации поступать так, как нужно и так, как правильно. Иван Флягин находится в полной гармонии с окружающими и, как истинный герой, всегда готов прийти на помощь.
В заключении, можно сказать, что все черты русского национального характера в образе этого мужчины на лицо. Но это не значит, что он безупречен. Ему более свойственна противоречивость. Где-то он умен и сообразителен, а где-то наоборот. Он может совершать безумства, но, между тем, его тянет совершать хорошие дела. Так что, с уверенностью можно сказать: Иван Северьянович – олицетворение широкой русской личности, ее бесконечности.
Описание главного героя
Характеристика Ивана Флягина позволяет понять суть произведения. Герой сочетает в себе совершенно разные черты. История его жизни напоминает приключенческий роман и житие православных святых.
Семья и внешний вид
Иван родился в семье крепостного в Орловской губернии. Из-за большой головы ему дали прозвище Голован. Ребенок рос с отцом, у него же обучался ремеслу. Парень прекрасно научился ему, разбирался в лошадях. Он умел чувствовать животных и любил их. Цитатная характеристика его умений:
- «…к коню я, как вам докладывал, имею дарование»;
- «…моя слава по ярмаркам прогремела, что я насквозь коня вижу».
Иван был большого роста, имел смуглое лицо и волнистые волосы. В главном герое сочетаются такие черты:
- физическая сила;
- духовность;
- разум;
- наивность;
- праведность;
- откровенность;
- честность;
- доброта;
- простодушие;
- ум;
- смелость.
Судьба и поиск себя
Жизнь Флягина наполнена различными событиями. Вокруг него происходит и трагедия, и мистика, и счастье. Это очень удачливый персонаж, можно сказать, неубиваемый. Кажется, словно его кто-то оберегает. На службе пули проходят мимо него, из всех бед он выходит живым и невредимым. Иван участвует в самых опасных заданиях, спасает жизни людям.
Герой сменил множество профессий. Он был конюхом, нянькой, военным, артистом, монахом. В плену у татар Иван хотел одного — оказаться в родном краю. Герой постоянно молился о возвращении на родину и не отчаивался.
Биография персонажа напоминает круги ада. Порой неудачи преследовали его, но испытания только закалили его характер. На каждом этапе жизни он осознавал больше, понимал себя и людей.
Герой не встретил любовь. У него не было настоящей семьи, хоть и были жены с детьми в татарском плену. Единственная женщина, которую он полюбил, предпочла умереть, чем жить с нелюбимым. Несмотря на ее безответные чувства, герой не хотел мучить девушку. Он выполнил ее просьбу. В этом особенность любви Флягина.
Многогранность образа
Иван повидал много смертей. Он не был безгрешен, но очень любил и ценил жизнь. Герой считал себя грешником, так как много невинных душ погубил. В конце своей жизни он пришел в монастырь, где совершил постриг. Пророчество матери сбылось — Иван стал чернецом.
В монастыре Голован испытал облегчение, обрел покой и умиротворение. Но в его душе проснулся дар пророчества, начались бесовские атаки. Изгнать бесов не вышло, поэтому герой отправился снова в путь. Он плыл на корабле в святые места, надеясь получить прощение. Странник составил план путешествий, у него была карта с населенными пунктами, которые он хотел посетить.
Иван был готов умереть за свой народ. Погибнуть за веру — самое сильное желание главного героя. Вот в чем Флягин видит высшую цель бытия. Он никогда не пойдет против своей совести. Помощь людям, забота о них, вера — самые важные для него дела. Герой собрался на войну после своих скитаний, этим и завершились его странствия. Главный девиз Ивана можно выразить следующей цитатой: «Пустяки, — говорит, — ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится».
Флягина можно назвать праведником. Да, он совершал плохие дела, но за всю свою жизнь искупил их сполна. Герой очаровывается жизнью, несмотря на жизненные испытания. В этом и заключается его особенность.
Глава 1
Путешествуя по Ладожскому озеру на пароходе, путешественники, среди которых был и рассказчик, посетили посёлок Корела. Когда путешествие продолжилось, спутники начали обсуждать этот старинный, но очень бедный русский городок.
Один из собеседников, склонный к философии, заметил, что «неудобных людей» следует отправлять не в Сибирь, а в Корелу — это будет дешевле для государства. Другой сказал, что живший здесь в изгнании дьячок недолго выдержал царящую в Кореле апатию и скуку — повесился. Философ считал, что дьячок правильно сделал — «умер, и концы в воду», но его оппонент, человек религиозный, думал, что самоубийцы мучаются на том свете, потому что здесь за них никто не молится.
Неожиданно за дьячка-самоубийцу вступился новый пассажир, молчаливый, могучий, седовласый человек лет пятидесяти в одежде послушника.
Он рассказал о попике из московской епархии, который молится за самоубийц и этим «исправляет их положение» в аду. Из-за пьянства патриарх Филарет хотел расстричь попика, но за того заступился сам преподобный Сергий, дважды явившийся владыке во сне.
Затем пассажиры начали расспрашивать богатыря-черноризца о его жизни, и узнали, что тот служил в армии конэсером — выбирал и укрощал армейских лошадей, к которым имел особый подход. По всему было видно, что черноризец прожил длинную и бурную жизнь. Пассажиры упросили его рассказать о себе.
Русские миссионеры
Действия повести развиваются дальше, а мы описываем их краткое содержание. «Очарованный странник» продолжают следующие события. Флягин отчаивается уже вернуться домой, но тут русские миссионеры приходят в степь. Они проповедуют, но платить выкуп за Ивана Северьяныча отказываются, утверждая, что все равны перед Богом, в том числе и очарованный странник.
Герои эти в своем миссионерском деле понесли потери. Через некоторое время убивают одного из проповедников, и Флягин по православному обычаю хоронит его. Из Хивы пригоняют татары двух человек, которые хотят закупить коней для войны. Они демонстрируют, в надежде запугать продавцов, могущество Талафы, своего огненного бога, но Флягин обнаруживает у этих людей ящик с фейерверком, представляется им Талафой, обращает в христианство татар и вылечивает ноги, найдя «едкую землю» в ящиках.
Основная идея автора
Иван обрел понимание, что нужно служить другим, а не думать о своих заботах, эгоистических желаниях, не поддаваться сиюминутным страстям. Он становится на путь монаха осознанно и бескорыстно, приходит к праведному образу жизни и помыслам.
Глобально это можно обозначить, что каждому человеку со временем стоит выяснить истинное предназначение, в чем его смысл существования. Через испытания, невзгоды, обретения и потери личность формируется, делает выводы, лучше познает себя через взаимодействие с другими. Тогда и приходят цели, ценности, ощущение, что годы не прожиты зря, приоткрывается главная тайна бытия. Если же подобной работы с собой не проводить, то и возможности останутся нераскрытыми, а жизнь покажется горько бесцельной.
Монастырская жизнь
Монастырская жизнь, по словам Флягина, не тяготит его. И здесь он при лошадях. Иван Северьяныч не считает себя достойным того, чтобы принять старший постриг, потому живет в послушании. Он усердно борется с бесами. Однажды Флягин зарубает одного из них топором, но бес оказывается коровой. На целое лето его однажды сажают за очередную «битву» в погреб, где тот открывает дар пророчества. Как же завершает повесть Лесков? «Очарованный странник» заканчивается следующим образом. Путешественник признается, что ждет скорой смерти, так как дух внушает ему идти на войну, и ему хочется умереть за народ.
Действующие лица
Произведение описывает духовное взросление человека. Для того чтобы передать свои мысли, автор использовал описание многих характеров и судеб. Во время повествования Лесков знакомит читателей со следующими персонажами:
- Флягин Иван Северьяныч (Голован) — сильный и крепкий мужчина имеет большое сходство с русскими богатырями. Его мать погибла при родах, воспитывался мальчик с отцом и учился ухаживать за лошадьми. Много раз герой спасал жизни другим, он воевал, работал артистом, был в плену и скучал по родине. В конце произведения мужчина надел рясу и стал послушником.
- Грушенька — цыганка. Красивая девушка, которая стала женой князя. Однажды она заподозрила супруга в неверности и попыталась сбежать. Во время побега она встретила Ивана, который стал для нее лучшим другом. Позже девушка попросила его, чтобы он сбросил ее с обрыва, потому что она не могла жить без любимого. Герой сделал, как она хотела, теперь она часто снится герою и защищает его.
- Бояре — хозяева Ивана. Когда парень служил у них, то наказал кошку хозяина. За это его сослали в каменоломню. Оттуда ему удалось выбраться, отдав свой серебряный крестик. Повзрослев, мужчина вернулся туда и получил официальную вольную.
- Князь — нанял Ивана в роли няньки для малолетней дочери. Он не мог нарадоваться новым работником. Но однажды мужчина заметил свою дочь, бывшую супругу и Флягина на берегу. После этого герою пришлось убежать.
- Монах — погибший человек, которого Иван видел в своих снах.
В повести затронуты религиозные темы. Если говорить кратко, то жизнь центрального персонажа наполнена совпадениями, тайнами и случайностями.
Вариант 3
Повесть «Очарованный странник» является одним из самых странных, но в то же время завораживающих произведений из классической прозы XX века.
Обратимся к образу главного героя. Иван Северьяныч Флягин является человеком с исключительной судьбой и необычным мировоззрением. Для неподготовленного читателя станут настоящей экзотикой приключения Флягина. Они захватывают тебя и не отпускают до самых последних страниц. Многие знают, что прообразом для своего героя Лесков взял небезызвестного Чичикова из «Мертвых душ» Гоголя. Однако, в отличии от Чичикова, Флягин, пройдя огромное количество испытаний, не теряет доброту в сердце и искренность своих чувств.
Детская наивность персонажа идет несколько вразрез с его могучим телосложением. И это притягивает читателя, заставляет его провялить к Флягину симпатию. Особый интерес вызывает отношение Флягина к своей совести – он согласовывает с ней все свои дела. Из-за своей совести герою Лескова приходится часто поступаться с общепринятой моралью и ценностями. Из двух зол Флягину приходится выбирать меньшее. Именно из-за него умирает монах, именно он забивает татарского князя плеткой до смерти. И это он сталкивает свою любимую с обрыва. Но Лесков утверждает, что Флягин – лучший и честный актер, с чем, конечно, можно и поспорить.
В какой-то момент Флягин оказывается в монастыре. Деться ему, по его же словам, было решительно некуда. Вот тут на него и обрушиваются мысли о своей родине и народе. Он становится готов «помереть» за простых людей. Но герой видит только внешних врагов, решительно не замечая врагов внутренних. Но, моментами, все же в нем что-то просыпается, и Флягин начинает журить дворян. Но не злобно, а будто бы отец ругает своих капризных детей, мол, что с них взять!
В конечном итоге он собирается и едет на войну с врагами своей земли. Он готов отдать жизнь, ведь как же родина без него обойдется? Пока в самом государстве ругаются умные, образованные люди с их прогрессивными идеями, должен же кто-то это самое государство защищать!
Флягин один из тех, кто не получал образования, он многого не понимает, это человек наивный, работящий, истинный сын своей страны. Таких много и в настоящие дни, и именно поэтому Флягин является собирательным образом простого русского человека.
Композиция
Цитатная характеристика Флягина
ОБРАЗ ИВАНА ФЛЯГИНА В ПОВЕСТИ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»
В повести «Очарованный странник» Лесков создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это — Иван Северьяныч Флягин, «очарованный странник»; он «очарован» сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми — будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую «операцию», которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: «Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали». Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тогда, когда он спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, — а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это — не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он «всю жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он — «большой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». На его совести — смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его «искушают бесы». Но ни один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха — результат несчастного случая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство… Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», — умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост, как младенец, но когда он борется с несправедливостью и злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему «за народ очень помереть хочется», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители.
Флягин — необыкновенно одаренный человек, для него нет ничего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара — всегда ощущать радость — заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.
История создания
В “Очарованом страннике” анализ не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.
Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.
Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.