Рассказ «Темные аллеи»: краткое содержание
Рассказ «Темные аллеи», одноименный циклу и являющийся главным, был опубликован 20 октября 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля». Главный герой, Николай Алексеевич, случайно встречается с Надеждой, которую он соблазнил и бросил много лет назад. Для героя тогда это была лишь интрижка с крепостной девушкой, зато героиня серьезно полюбила и пронесла это чувство через всю жизнь. После романа девушка получила вольную, стала зарабатывать себе на жизнь сама, в настоящем владеет постоялым двором и «дает деньги в рост». Николай Алексеевич разрушил жизнь Надежды, но был наказан: любимая жена бросила его также подло, как когда-то он сам поступил, а сын вырос подлецом. Герои расстаются, теперь уже навсегда, Николай Алексеевич понимает, какую любовь он упустил. Однако герой даже в мыслях не может преодолеть общественные условности и представить, что было бы, если бы он не бросил Надежду.
Как Бунин представил любовь
Не секрет, что Бунин представил тему любви несколько непривычно, не так, как обычно ее освещала советская литература. Действительно, у взгляда писателя есть отличие и своя особенность. Иван Бунин любовь воспринимал, как нечто внезапно возникшее и очень яркое, будто это вспышка. Но поэтому любовь и прекрасна. Ведь когда любовь перетекает в простую привязанность, чувства превращаются в рутину. У героев Бунина мы этого не находим, поскольку между ними происходит та самая вспышка, а затем следует расставание, но яркий след пережитых чувств затмевает всё. Вышесказанное является важнейшей мыслью в анализе произведения «Темные аллеи».
Вариант 2
Бунин творил в 19 и 20 веках. Его отношение к любви было особенным: в начале люди сильно любили друг друга, но в конце либо один из героев умирает, либо расстаются. Для Бунина — любовь страстное чувство, но похожее на вспышку.
Чтобы проанализировать произведение Бунина «Темные аллеи», нужно затронуть сюжет.
Генерал Николай Алексеевич — главный герой, он приезжает в родной город и встречает женщину, которую любил много лет назад. Надежда — хозяйка двора, он узнает ее не сразу. Но Надежда его не забыла и любила Николая, даже пыталась наложить на себя руки. Главный герои, кажется, чувствует себя виноватым в том, что оставил ее. Поэтому пытается извиниться, говоря, что любые чувства проходят.
Оказывается, что жизнь Николая была не так уж и легка, он любил жену, но она ему изменила, а сын вырос негодяем и наглецом. Он вынужден винить себя за совершенное в прошлом, потому что Надежда не смогла простить его.
Произведение Бунина показывает, что спустя 35 лет любовь между героями не угасла. Когда генерал покидает город, то понимает, что Надежда — лучшее, что было в его жизни. Он размышляет о жизни, которая могла бы быть, если бы связь между ними не прервалась.
Бунин вложил в свое произведение трагедию, ведь возлюбленные так и не сошлись.
Надежда смогла сохранить любовь, но это не помогло создать союз — она осталась одна. Не простила и Николая, потому что боль была очень сильной. А сам Николай оказался слаб, не ушел от жены, боялся презрения и не смог противостоять обществу. Им оставалось только быть покорными судьбе.
Бунин показывает грустную историю судеб двух людей. Любовь в мире не смогла противостоять устоям старого общества, поэтому стала хрупкой и безнадежной. Но есть и положительная черта — любовь привнесла много хорошего в жизни героев, она оставила свой след, который они будут помнить всегда.
Практически все творчество Бунина затрагивает проблему любви, так и «Темные аллеи» показывают, насколько важна любовь в жизни человека. Для Блока любовь стоит на первом месте, ведь именно она помогает человеку совершенствоваться, менять жизнь к лучшему, получать опыт, также учит быть добрым и чувственным.
История создания
В “Темных аллеях” анализ будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ темных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.
Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937-1945), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силу автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческой карьере Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.
В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.
Главная идея и основная тема рассказа «Темные аллеи»
Любовь в «Темных аллеях» Бунина — трагичное, роковое, но от этого не менее важное и прекрасное чувство. Она становится вечной, ведь навсегда остается в памяти обоих героев, это было самое дорогое и светлое в их жизни, хоть и ушедшее безвозвратно
Если человек хоть раз любил так, как Надежда, он уже пережил счастье. Даже, если эта любовь кончилась трагически. Жизнь и судьба героев рассказа «Темные аллеи» были бы и вовсе пусты и серы без такого горького и больного, но все же потрясающего и яркого чувства, которое является своеобразной лакмусовой бумажкой, проверяющей человеческую личность на предмет силы духа и нравственной чистоты. Надежда эту проверку проходит, но Николай – нет. В этом и заключается идея произведения. Подробнее о теме любви в произведении Вы можете прочитать здесь:
Гость позвонил раз, другой – за дверью тихо, никакого ответа. Нажал кнопку еще, звоня долго, настойчиво, требовательно – послышались тяжело бегущие шаги – и отворила и с недоумением смотрит невысокая, плотная, как рыба, девка, вся пахнущая чадом кухни: мутные волосы, в толстых ушных мочках дешевые сережки с бирюзой, чухонское лицо в рыжих веснушках, налитые сизой кровью и точно масленые руки. Гость быстро, сердито и весело напал на нее:
– Что ж ты не отворяешь? Спала, что ли?
– Никак нет, с кухни ничего не слышно, очень плита шумит, – ответила она, продолжая растерянно глядеть на него: он худ, смугл, зубаст, в черной жесткой бородке, с пронзительными глазами; на руке серое пальто на шелковой подкладке, серая шляпа сдвинута со лба.
– Знаем мы вашу кухню! Верно, у тебя пожарный кум сидит?
– Никак нет…
– Ну то-то же, смотри у меня!
Говоря, он быстро взглянул из прихожей в освещенную солнцем гостиную с гранатовыми бархатными креслами и портретом широкоскулого Бетховена в простенке.
– Да ты кто такая?
– Как кто?
– Новая кухарка?
– Так точно…
– Фекла? Федосья?
– Никак нет… Саша.
– И господ, значит, нет дома?
– Барин в редакции, а барыня поехали на Васильевский остров… в эту, как ее? воскресную школу.
– Досадно. Ну ничего, завтра еще зайду. Так скажи им: мол, приходил страшный, черный господин, Адам Адамыч. Повтори, как я сказал.
– Адам Адамыч.
– Правильно, фламандская Ева. Смотри же помни. А пока вот что…
Он живо еще раз оглянулся, бросил пальто на вешалку возле сундука:
– Иди-ка скорей сюда.
– Вот увидишь…
И в одну минуту, со шляпой на затылок, повалил ее на сундук, вскинул подол с красных шерстяных чулок и полных колен цвета свеклы.
– Барин! Я на весь дом закричу!
– А я тебя задушу. Смирно!
– Барин! Ради господа… Я невинная!
– Это не беда. Ну, поехали!
И через минуту исчез. Стоя у плиты, она с упоением тихо плакала, потом стала рыдать и все громче, рыдала долго, до икоты, до самого завтрака, до хозяйского звонка. Барыня, молоденькая, в золотом пенсне, энергичная, уверенная в себе, быстрая, приехала первая. Войдя, тотчас спросила:
– Никто не заходил?
– Адам Адамыч.
– Ничего не велел передать?
– Никак нет… Завтра, сказали, еще зайдут.
– А что это ты вся заплаканная?
– От луку…
Ночью в кухне, блиставшей чистотой, новыми бумажными фестончиками по краям полок и красной медью расчищенных кастрюль, горела на столе лампочка, было очень тепло от не остывшей еще плиты, приятно пахло остатками кушаний под соусом с лавровым листом, милой обыденной жизнью. Забыв погасить лампочку, она крепко спала за своей перегородкой – как легла не раздеваясь, так и заснула, в сладкой надежде, что Адам Адамыч завтра опять придет, что она увидит его страшные глаза и что, бог даст, господ опять не будет дома.
Но утром он не пришел. А за обедом барин сказал барыне:
– А знаешь, Адам уехал в Москву. Мне Благосветлов сказал. Верно, забегал вчера проститься.
Сохранилась ли старая любовь?
Проанализируем произведение «Темные аллеи». Анализ рассказа показывает, что чувства главных героев не угасли. Нам становится понятно, что сохранилась старая любовь, герои этого произведения любят друг друга по-прежнему. Уезжая, генерал признается себе в том, что женщина эта дала ему лучшие моменты жизни. За измену своей первой любви мстит герою судьба. Не обретает счастья в жизни семейной Николай Алексеевич («Темные аллеи»). Анализ его переживаний доказывает это. Он осознает, что упустил дарованный когда-то судьбой шанс. Когда генералу рассказывает кучер о том, что хозяйка эта дает деньги под процент и очень «крута», хотя и справедлива: не вернул вовремя — значит, пеняй на себя, Николай Алексеевич эти слова проецирует на свою жизнь, размышляет о том, что было бы, если бы он не бросил эту женщину.
Персонажи книги
В «Превращении» Франц Кафка представляет целый ряд персонажей, чьи взаимодействия и реакции способствуют созданию тревожной атмосферы и раскрытию тем новеллы. Роль каждого персонажа и его реакция на трансформацию Грегора Замзы позволяют понять сложность человеческой природы, общественные ожидания и динамику семейных отношений. Рассмотрим главных героев и их значение в контексте истории.
Грегор Замза:
Грегор является центральным героем новеллы
Сначала изображенный как старательный и ответственный человек, его превращение в насекомое кардинально меняет его физическое и психологическое состояние.
Превращение Грегора символизирует его отчуждение и изоляцию от общества, подчеркивая борьбу человека за то, чтобы соответствовать общественным ожиданиям, и последствия, которые из этого вытекают.
С развитием повествования образ Грегора становится все более загадочным, он оказывается в ловушке между своей насекомоподобной формой и угасающими воспоминаниями о своей человеческой сущности.
Мистер Замза:
Отец Грегора, господин Замза, воплощает архетип авторитарной фигуры в семье.
Основная забота господина Замза — финансовая стабильность, и он оказывает значительное давление на Грегора, чтобы тот выполнял свои обязанности кормильца семьи.
Сначала господин Замза реагирует на трансформацию Грегора с недоверием и гневом, и его внимание сосредоточено на поддержании социального облика семьи, а не на решении проблемы Грегора.
Миссис Замза:
Миссис Замза, мать Грегора, изображена как более сочувственный и заботливый персонаж.
Ее первоначальный шок и ужас от трансформации Грегора постепенно уступает место материнской заботе о его благополучии.
Образ госпожи Замза отражает конфликт между семейной любовью и общественными ожиданиями, поскольку она пытается примирить свои материнские инстинкты с бременем, которое превращение Грегора возлагает на семью.
Грете Замза:
Грете, сестра Грегора, сначала берет на себя роль сиделки, заботясь о его потребностях и пытаясь понять его трансформацию.
По мере развития сюжета Гретта претерпевает собственную трансформацию, отражая изменения в Грегоре. Она превращается из сочувствующей сиделки в человека, который постепенно теряет эмпатию к судьбе Грегора.
Образ Греты олицетворяет хрупкость семейных отношений и влияние внешнего давления на личностные установки и поведение.
Персонажи «Превращение» представлены не как полностью развитые личности, а скорее как символические репрезентации общественных ролей и ожиданий. Они взаимодействуют с измененным состоянием Грегора, исследуя темы отчуждения, конформизма и распада семейных связей. Через их действия и реакции Кафка освещает сложность человеческих отношений и борьбу за сохранение собственной идентичности перед лицом общественного давления.
Стоит отметить, что Кафка сознательно оставляет пространство для интерпретации и многозначности в характеристике семьи Замза. Реакция персонажей на трансформацию Грегора побуждает читателей задуматься над собственными отношениями, общественными ожиданиями и последствиями кризиса личной идентичности.
Литературные жанры в таблицах
Эпические жанры
-
Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.
-
Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.
-
Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.
-
Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.
-
Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».
Лирические жанры
-
Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.
-
Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.
-
Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.
-
Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.
-
Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.
-
Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета
-
Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).
-
Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».
-
Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.
Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний
Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений.
Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Баллада
Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом
Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского
Вопрос-ответ:
Что такое новелла?
Новелла — это литературное произведение, относящееся к жанру прозы и характеризующееся малым объемом. Основные особенности новеллы включают насыщенность сюжетом, остроту драматической ситуации и ярко выраженные персонажи. Новелла в основном фокусируется на одном событии или моменте в жизни героя, позволяя автору провести глубокий анализ человеческих отношений, событий или эмоций.
Какие особенности у новеллы?
Новелла обладает рядом особенностей. Во-первых, это малый объем произведения, который позволяет автору сфокусироваться на одном эпизоде или событии. Во-вторых, новелла чаще всего имеет напряженную драматическую ситуацию и проникновенное повествование. В-третьих, герои новеллы обычно ярко и выразительно описаны, позволяя читателю строить глубокую эмоциональную связь с ними. И, наконец, новелла предлагает глубокий анализ и аналитическое осмысление человеческих отношений и событий.
Каковы примеры новелл?
Примерами известных новелл могут служить «Метаморфоза» Франца Кафки, «За Деревней» Антона Чехова, «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого, «Сердце Тьмы» Джозефа Конрада и «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Все эти произведения отличаются своей насыщенностью событиями, глубокой разработкой персонажей и остротой эмоций.
Как новелла отличается от романа?
Новелла и роман отличаются между собой несколькими основными характеристиками. Во-первых, новелла обычно имеет меньший объем, чем роман, концентрируясь на одном эпизоде или событии. Роман же развивает сюжет на протяжении более продолжительного времени. Во-вторых, новелла обычно фокусируется на одном или двух героях, тогда как роман может включать большое количество персонажей и подсюжетов. Наконец, новелла часто более интенсивна и фокусируется на одной драматической ситуации, тогда как роман может иметь более широкий и разветвленный сюжет.
Анализ стиля письма Кафки
Стиль письма Франца Кафки в «Превращении» является особенным и известен своим сюрреализмом, психологической глубиной и исследованием экзистенциальных тем. В этом разделе мы рассмотрим ключевые элементы стиля письма Кафки и их влияние на читателя.
- Использование Кафкой сюрреализма и абсурда.
- Кафка использует сюрреализм, чтобы создать дезориентирующую и похожую на сон атмосферу в рассказе.
- Сопоставление фантастических превращений с обыденными деталями усиливает ощущение абсурда и бросает вызов привычному мировосприятию.
- Используя сюрреалистические элементы, Кафка размывает границы между внутренним и внешним миром, приглашая читателей поставить под сомнение свое восприятие реальности.
- Психологическая глубина и исследование экзистенциальных тем
- Кафка углубляется в глубины человеческой психики, раскрывая внутренний сумбур и психологическую борьбу своих героев.
- Новелла исследует экзистенциальные темы, такие как кризис идентичности, изоляция и поиск смысла в абсурдном мире.
- Интроспективный и самоаналитический стиль повествования Кафки побуждает читателей задуматься над собственными экзистенциальными дилеммами и сложностями человеческого бытия.
- Нарративная структура и ее влияние на читателя
- Повествовательная структура Кафки в «Превращении» характеризуется точностью и экономностью языка.
- Лаконичная, но действенная проза усиливает эмоциональное и психологическое воздействие на читателя.
- Фрагментарная и эпизодическая структура отражает неупорядоченное состояние существования Грегора, вызывая чувство тревоги и подчеркивая отчуждение, которое переживает протагонист.
- Влияние «Превращения» на литературные течения и писателей
- Уникальный стиль письма Кафки и исследования экзистенциальных тем оказали значительное влияние на последующие литературные течения и писателей.
- Темы отчуждения, изоляции и абсурда в «Превращении» перекликаются с произведениями таких писателей-экзистенциалистов, как Альбер Камю и Жан-Поль Сартр.
- Новаторские повествовательные техники и психологическая глубина Кафки вдохновляли поколения авторов, которые стремились отразить сложность человеческого бытия.
Стиль письма Кафки в «Превращении» производит неизгладимое впечатление на читателей, погружая их в мир сюрреализма, психологического самоанализа и экзистенциальных дилемм. Углубляясь в глубины человеческой психики и используя инновационные техники повествования, Кафка бросает вызов общепринятым литературным нормам и приглашает читателей отправиться в побуждающее к размышлениям путешествие саморефлексии и исследования.
Анализ произведения
«Темные аллеи» — это первый рассказ из одноименного сборника новелл Ивана Бунина. Этот рассказ описывает первую любовь и впечатления, которые она оставляет во взрослой жизни.
Смысл названия можно объяснить так, что в произведении освещаются темные стороны любви.
Николай Алексеевич оказывается на почтовой станции и встречает там Надежду, которую раньше очень любил. Мужчина является дворянином, а женщина работала в молодости у него горничной, а теперь стала хозяйкой постоялого двора. Они очень любили друг друга, но не могли быть вместе из-за сословных преград. Они встретились во взрослом возрасте и вспомнили свои чувства. Это была рядовая ситуация во времена, современные для автора, поэтому писатель и выбрал такой сюжет.
Этот рассказ описывает темные стороны любви. Николай Алексеевич был вынужден отказаться от любимой женщины. Он женился, и у него родился сын, но герой не был счастлив в браке. Его жена изменяла ему. Николай Алексеевич немного жалеет, что отказался от любви к Надежде, но у него не было другого выбора. Надежда сохранила свою любовь к нему и пронесла ее в течение всей своей жизни. Женщина не вышла замуж, но стала успешной в своей деятельности. Оба героя стали несчастными, так как отказались от любви из-за независящих от них причин.
Во время их короткой встречи между героями вспыхнули воспоминания о прошлых чувствах. Им было жалко, что так вышло, они не могут быть вместе. Но в этом и есть особенность рассказов Бунина. Любовь в них никогда не заканчивается счастливо, герои никогда не женятся. Любовь в понятии автора — это что-то нечто вспышки, которая проходит также резко, как и начинается. Любовь Бунина — всегда трагическое чувство. Это видно и в рассказе, ведь герои отказались от любви, но не перестали любить друг друга.
Первая любовь в понятии автора — это незабываемое чувство, нежное, страстное. Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга горячо, но недолго. Но несмотря на непродолжительность своих чувств, они сохранили свои чувства на всю свою жизнь. По мнению автора, такой и должна быть первая любовь — страстной, нежной, короткой, яркой. Она оставляет впечатление о себе в сердце человека на всю жизнь. Человек проносит воспоминания об этом событии в своем сердце с радостью, счастьем.
«Темные аллеи» — это прекрасный рассказ про первую любовь, чувства, трагические отношения, которые были прерваны не по воле влюбленных. Очень полезно молодым людям познакомиться с этим произведением.
Драматичность судеб главных героев
Бунин в своем произведении хотел показать драматичность судеб главных героев, которые вынуждены были расстаться, будучи влюбленными друг в друга. В этом мире любовь оказалась обреченной и особенно хрупкой. Но она осветила всю их жизнь, навсегда осталась в памяти лучшими мгновениями. Романтично-прекрасна эта история, хотя и драматична.
У Бунина в произведении «Темные аллеи» (анализ рассказа этого мы сейчас проводим) тема любви является сквозным мотивом. Пронизывает она и все творчество, связывая тем самым эмигрантский и российский периоды. Именно она позволяет писателю соотнести с явлениями внешней жизни душевные переживания, а также приблизиться к тайне души человеческой, исходя из влияния на него объективной действительности.
На этом завершаем анализ «Темные аллеи». Любовь каждый понимает по-своему. Это удивительное чувство до сих пор не разгадано. Тема любви будет актуальна всегда, поскольку она является движущей силой многих человеческих поступков, смыслом нашей жизни. К этому выводу приводит, в частности, проведенный нами анализ. «Темные аллеи» Бунина — рассказ, который даже своим названием отражает мысль, что чувство это нельзя понять до конца, оно «темное», но в то же время прекрасное.
Рассказ «Темные аллеи» дал название всему одноименному сборнику И. А. Бунина. Написан он был в 1938 году. Все новеллы цикла связывает одна тема — любовь. Трагичность и даже катастрофичность природы любви открывает автор. Любовь — дар. Она неподвластна человеку. Казалось бы банальная история о встрече пожилых людей в молодую пору горячо любивших друг друга. Простой сюжет рассказа — богатый молодой красавец-помещик обольщает, а затем бросает горничную. Но именно Бунину удается поведать с помощью этого незамысловатого художественного хода о простых вещах волнующе и впечатляюще. Короткое произведение — мгновенная вспышка памяти об ушедшей молодости и любви.
Всего лишь три композиционные части рассказа:
- стоянка на постоялом дворе убеленного сединами военного,
- внезапная встреча с бывшей возлюбленной,
- размышления военного в пути спустя несколько минут после встречи.
Картины унылой повседневности и обыденности предстают в начале рассказа. Но вот в хозяйке постоялого двора Николай Алексеевич узнает красавицу горничную Надежду, которую тридцать лет назад он предал: «он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел»
. С тех пор прошла целая жизнь, и у каждого своя. И оказывается, что оба главных героя одиноки. Николай Алексеевич имеет социальный вес и устроенность, но несчастен: жена «изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя»
, а сын вырос негодяем «без сердца, без чести, без совести»
. Надежда из бывшей крепостной превратилась во владелицу«частной горницы»
при почтовой станции «ума палата. И все, говорят, богатеет, крута…»
, но так и не вышла замуж.
И все же, если герой устал от жизни, то по-прежнему красива и легка, полна жизненных сил его бывшая возлюбленная. Он отказался когда-то от любви и всю оставшуюся жизнь провел без нее, а значит и без счастья. Надежда же весь свой век любит его одного, кому отдала «свою красоту, свою горячку»
, кого когда-то «Николенькой звала»
. По-прежнему любовь живет в ее сердце, но она не прощает Николай Алексеевича. Хотя и не опускается до обвинений и слез.
Цикл рассказов под названием «Темные аллеи» посвящен извечной теме любого вида искусства – любви. О «Темных аллеях» говорят, как о своеобразной энциклопедии любви, которая вместила в себя самые различные и невероятные истории об этом великом и зачастую противоречивом чувстве.
И рассказы, которые вошли в сборник Бунина, потрясают своими разнообразными сюжетами и необычайным слогом, именно они – главные помощники Бунина, желающего изобразить любовь на пике чувств, любовь трагическую, но от этого – и совершенную.
Композиция
Стихотворение условно подразделяется на две равные части по четыре строфы в каждой. Первая построена таким образом, что в каком бы месте ни оказался лирический герой, всё в итоге приводит его к мыслям о смерти. Вторая часть также посвящена этой теме, но в ней сосредоточены размышления о времени и месте этого события.
Рассуждения, которым предается поэт, последовательны. Мысль развивается от размышлений о смерти конкретного человека до глобальной идеи смертности и возрождения всего живого. Причем лирический герой говорит о том, что даже после неизбежного увядания остается нечто дорогое и вечное.
Написано произведение четырехстопным ямбом, причем стремление автора к созданию четкого ритмического рисунка очевидно. Пушкин использует перекрестную рифмовку, чередуя при этом мужскую и женскую рифму. Все это придает элегии характер рассуждения, делает ее способом обретения душевного покоя как для самого поэта, так и для читателя.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Брожу ли я вдоль улиц шумных.
История создания – написано оно было в 1829 году и имеет два варианта написания, причем в изначальном лирический герой напрямую рассказывает о том, что он преследуем идеями о конечности жизни, однако же в окончательном варианте эти размышления значительно смягчены.
Тема – неизбежность смерти, рассуждения о ней.
Композиция – произведение состоит из двух частей. Первая включает четыре строфы и целиком посвящена тому, что лирический герой размышляет о конце. Вторая рассказывает о ее времени и месте.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.
Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.