«человеческая комедия»: история создания и публикации, герои, анализ произведения

Краткое содержание человеческая комедия оноре де бальзака

Краткое содержание

История происходит в городе Сомюр на западе Франции. Феликс Гранде имел обыкновение работать в качестве бондаря (тот, кто делает и ремонтирует и бочки), но внезапно разбогател, унаследовав 3 поместья за один год, и предпринял несколько успешных деловых начинаний.

У Феликса репутация скряги, и семья, состоящая из его жены, их дочери Евгении и слуги Нанетты, живет в старом доме, который пришел в упадок, потому что герой отказывается тратить деньги на ремонт. У Евгении, которая так же тщательно защищается своим отцом, как и его заветное богатство, есть 2 жениха, чьи семьи часто посещают дом. Первый, Адольф, сын месье де Грассенса. Второй, Крюшо де Бонфонс, является племянником адвоката Феликса.

Однажды в 1819 году племянник Феликса Шарль прибыл из Парижа, неся письмо от отца для дяди. Письмо является предсмертной запиской его отца: он решил покончить с собой, потому что обанкротился. Не желая содержать избалованного и ленивого Шарля в своем доме, Феликс решает отправить его прочь.

Шарль и Евгения влюбляются и тайно обручаются, планируя пожениться после возвращения молодого человека во Францию. Девушка дарит кавалеру свои сбережения, чтобы помочь ему начать свою деятельность за границей. Перед тем как уйти, Шарль дает своей женщине чемоданчик с фотографиями своих усопших родителей.

Феликс решает: чтобы избавить семью от позора банкротства, нужно ликвидировать бизнес брата. Господин Гранде оплачивает около половины долгов своего брата, собирает векселя и продает их с целью получения прибыли, фактически обманывая кредиторов.

О произведении

Опубликованная в 1833 году «Евгения Гранде» рассказывает историю молодой женщины, чей богатый отец пытается устроить для нее выгодный с финансовой точки зрения брак, когда она влюбляется в мужчину без гроша за душой. Пересмотренное второе издание романа было посвящено любовнице Оноре де Бальзака Марии Дю Френе — позже выяснилось, что персонаж Евгении основан на их дочери Мари-Кэролайн.

Персонажи книги

Говоря об обществе того времени, Бальзак подчёркивает цинизм и меркантильную сущность. По словам писателя, жизнь людей была «ограничена чисто материальными интересами». На примере одного из главных персонажей романа, господина Гранде, автор показывает, к чему может привести неустанная любовь к деньгам.

Персонажи романа:

  • Феликс Гранде,
  • Госпожа Гранде,
  • Евгения Гранде,
  • Шарль Гранде,
  • Нанетта,
  • Месье де Грассен,
  • Адольф де Грассен,
  • Месье Крюшо.

Характеристика главных героев

Евгения — нравственная молодая женщина, воспитанная скрягой. Ее отец увлечен мыслью, что дочь выйдет замуж за самого богатого молодого человека, но она влюбляется в бедного двоюродного брата Шарля. После того как тот бросил ее, она выходит замуж за мужчину, который умирает молодым, оставляя ее невероятно богатой и довольной молодой вдовой.

Ее добрые дела и любовная преданность бедным, которым она служит, придают ее жизни трагическую красоту.

Господин Гранде — скупейший образ во всей литературе. Автор семейной трагедии, Гудман Гранде, как его сатирически называет Бальзак, упрям ​​в своей скупости и не пытается понять свою великую вину. Кажется, что он пытается очистить доброе имя своего брата, не позволяя ему обанкротиться, но в действительности он получает выгоду от отсроченного действия.

Его гнев довел преданную жену до смертного одра, а непреклонная любовь к золоту разрушила любящую уверенность его дочери. Проницательный и захватывающий в своих деловых сделках, подвергающий анализу все банковские счета, он не имеет черт, которые искупят его вину перед семьей.

Госпожа Ганде — мать Евгении и жена Феликса. Глубоко религиозная и очень покорная женщина

Нанетта — служанка семьи.

Месье де Грассен — банкир, услугами которого Гранде пользуется, чтобы свернуть дела своего брата. Надеется, что его сын Адольф женится на Евгении.

https://youtube.com/watch?v=i79WvvP5ZnM

Вторая часть

Шарль возвращается во Францию ​​в 1827 году, разбогатев, после смерти обоих родителей Евгении, оставивших ей большое наследство. Молодой человек не связывается с девушкой в течение месяца после возвращения домой; когда он это сделает, это разорвет их помолвку. Он говорит ей, что планирует жениться на дочери аристократа, который пережил трудные финансовые времена в надежде, что связь с ними придаст респектабельности его собственному имени.

Он прилагает чек, выплачивая Евгение старый долг. Убитая горем Евгения возвращает деньги Шарлю и соглашается выйти замуж за Крюха де Бонфонса при условии, что они не расторгнут свой союз и что де Бонфонс отправится в Париж и полностью погасит займы обманутых кредиторов своего дяди.

Предложение брака Шарля отклонено аристократами, потому что они не хотят быть связанными с банкротством его отца. Он встречается с де Бонфоном, и выясняется, что он не знал о степени личного богатства Евгении. Состояние их дома, когда ее отец был жив, заставило его поверить, что они не были обеспечены.

«Человеческая комедия» Оноре де Бальзака: обзор произведений

Замысел этого крупномасштабного творения возник у Оноре де Бальзака в 1832 году, когда был окончен и успешно опубликован роман «Шагреневая кожа»

Анализируя труды Бонне, Бюффона, Лейбница, писатель обратил внимание на развитие животных как единого организма

Проведя параллель с миром животных, Бальзак определил, что общество подобно природе, поскольку создает так же много человеческих типов, как природа животных видов. Материал для человеческой типологии представляет среда, в которой находится тот или иной индивид. Так же, как в природе волк отличается от лисы, осел от лошади, акула от тюленя, в обществе солдат не похож на рабочего, ученый на бездельника, чиновник на поэта.

В мировой культуре существует масса сухих фактографий, посвященных истории различных стран и эпох, а труда, который бы освещал историю нравов общества, нет. Бальзак взялся исследовать нравы французского общества XIX века (быть точными, период с 1815 по 1848 годы). Ему предстояло создать большое произведение с двумя-тремя тысячами типичных для данной конкретной эпохи персонажей.

Замысел был, безусловно, очень амбициозным, издатели саркастично желали писателю «долгой жизни», но великого Бальзака это не останавливает — наряду с талантом у него были поразительная выносливость, самодисциплина и работоспособность. По аналогии с «Божественной комедией» Данте он называет свой труд «Человеческой комедией», делая акцент на реалистическом методе трактовки современной действительности.

Роман в культуре

Русский перевод «Евгении Гранде» был сделан знаменитым русским писателем Федором Михайловичем Достоевским в первые дни его карьеры. Роман был экранизирован трижды с 1946 по 1960.

Список экранизаций:

  • 1946 — одноименный фильм «Евгения Гранде», режиссёр Марио Сольдати (Италия).
  • 1953 — одноименный фильм, режиссёр Эмилио Гомес Муриэль (Мексика).
  • 1960 — одноименный фильм, режиссёр Алексей Сергеев (СССР).

В советской экранизации роль Евгении исполнила Народная артистка Российской Федерации актриса Ариадна Шенгелая, известная культовыми ролями:

  • 1958 — «Евгений Онегин» — Татьяна Ларина.
  • 1959 — «Белые ночи» — невольница в танцевальных мечтаниях.
  • 1964 — «Гранатовый браслет» — княгиня Вера Николаевна Шеина.
  • 1971 — «Гойя, или Тяжкий путь познания» — Жозефа.
  • 1995 — «Барышня-крестьянка» — Арина Петровна, тётушка Хлупина.

Характеристики главных героев

­ Евгения Гранде

Главная героиня одноименного романа, один из самых привлекательных женских образов во французской литературе; дочь и наследница сомюрского богача Феликса Гранде, в прошлом бочара. Евгения крупная и плотная девушка с лучистыми серыми глазами и округлым лицом. От природы девушка одарена величавой красотой и врожденным благородством. Подробнее>>>

Один из главных персонажей романа, отец главной героини и богатейший житель Сомюра. В прошлом он был бочаром и все его называли «папашей Гранде», но после того, как он разбогател, его стали именовать не иначе как «господин Гранде». К тому же он был избран мэром при Консульстве и считался одним из наиболее влиятельных лиц в округе. Подробнее>>>

Второстепенный персонаж в романе, бедная крестьянская девушка, которую приютил папаша Гранде; единственная служанка в семействе Гранде, которой полагалось жалованье. Нанету когда-то гнали от всех дверей как ненужную вещь, а господин Гранде ее приютил и выделил крохотную зарплату, за которую она выполняла любую работу по дому и до конца жизни была ему благодарна. Подробнее>>>

Один из персонажей романа, кузен главной героини и ее возлюбленный; сын Гийома Гранде, нажившего огромное состояние в Париже на оптовой торговле вином. Поначалу Шарль предстает перед читателем молодым и наивным юношей, потерявшим отца, а заодно и приличное состояние. Так как он обладает хорошими задатками, Шарль вырастает в опытного и цепкого дельца. Подробнее>>>

Госпожа Гранде

Второстепенный персонаж, жена папаши Гранде. Она очень любила свою дочь, и когда умирала, очень жалела, что оставляет её одну.

Председатель Крюшо

Второстепенный персонаж, недолгий муж Евгении Гранде.

Нотариус Крюшо

Второстепенный персонаж, личный нотариус папаши Гранде, с которым они проворачивали все свои дела. Был дядей председателя Крюшо.

Аббат Крюшо

Второстепенный персонаж, «низенький, пухлый, жирный человек в рыжем гладеньком парике, с лицом старой картежницы», дядя председателя Крюшо, важный человек в их семье.

Господин де Грассен

Второстепенный персонаж, самый богатый сомюрский банкир, отец Адольфа, друг и партнёр по бизнесу папаши Гранде.

Г-жа де Грассен

Второстепенный персонаж, мать Адольфа и подруга госпожи Гранде, с которой она часто играла в карты. Мечтала женить сына на Евгении Гранде.

Адольф

Второстепенный персонаж, сын состоятельной четы Грассен, один из проигравших претендентов на руку Евгении Гранде.

Мадемуазель д’Обрион

Второстепенный персонаж, жена Шарля, которая с помощью своей мамы, ловко опутала его сетями и вышла за него замуж.

­

см. также:Краткое содержание Евгения Гранде, Бальзак

Политика, война и деревня

Политика стоит особняком от частной жизни. Об этой самобытной сфере повествуют сцены политической жизни. В раздел Сцены политической жизни Бальзак включил четыре произведения:

  • «Случай из времен террора» о группе опальных аристократов- монархистов;
  • «Темное дело» о конфликте аристократичных приверженцев королевской династии Бурбонов и правительства Наполеона;
  • «З. Маркас»;
  • «Депутат от Арси» о «честных» выборах в провинциальном городке Арси-сюр-Об.

Сцены военной жизни живописуют героев в состоянии наивысшего морального и эмоционального напряжения, будь то оборона или завоевание. Сюда, в частности, был включен роман «Шуаны», принесший Бальзаку после ряда литературных неудач и краха издательского бизнеса долгожданную славу. «Шуаны» посвящены событиям 1799 года, когда произошла последнее крупное восстание роялистских мятежников. Повстанцев, возглавляемых монархически настроенными аристократами и духовенством, называли шуанами.

Атмосферу сельской жизни Бальзак назвал «вечером долгого дня». В этом разделе представлены самые чистые характеры, что формируются в зародыше других сфер человеческой жизни. В Сцены сельской жизни вошли четыре романа: «Крестьяне», «Сельский врач», «Сельский священник» и «Лилия долины».

Философские этюды

Главный герой «Шагреневой кожи» поэт Рафаэль де Валентен безуспешно пытается сделать карьеру в Париже. Однажды он становится обладателем магического артефакта — лоскута шагрени, который исполняет любое желание, произнесенное вслух. Валентен тут же становится богат, успешен, любим. Но вскоре ему открывается обратная сторона волшебства — с каждым исполненным желанием шагрень уменьшается, а вместе с ней жизнь самого Рафаэля. Когда шагреневая кожа исчезнет, не станет и его самого. Валентену предстоит выбрать между долгим существованием в постоянных лишениях или яркой, но короткой жизнью, исполненной наслаждений.

Аналитические этюды

Итогом монолитной «истории нравов современного человечества» стали «Аналитические этюды». В предисловии сам Бальзак отмечает, что этот раздел находится на стадии разработки, а потому на данном этапе автор вынужден отказаться от содержательных комментариев.

Для «Аналитических этюдов» писатель запланировал пять работ, но завершил лишь две — это «Физиология брака», написанная в 1929 году, и «Мелкие невзгоды супружеской жизни», выпущенные в 1846 году.

Структура «Человеческой комедии»

Оноре де Бальзак разделил свою «Человеческую комедию» на три структурно-смысловых части. Визуально эту композицию можно изобразить в виде пирамиды. Самая крупная часть (она же основание) носит название «Этюды нравов» и включает тематические подразделы/сцены (частная, провинциальная, военная, деревенская жизнь и жизнь Парижа». В «Этюды нравов» планировалось включить 111 произведений, Бальзак успел написать 71.

Второй ярус «пирамиды» — «Философские этюды», в которых было запланировано 27 произведений и написано — 22.

Вершина «пирамиды» — «Аналитические этюды». Из пяти задуманных автор успел завершить только два произведения.

Этюды нравов: частная жизнь

В предисловии к первому изданию «Человеческой комедии» Бальзак расшифровывает тематику каждой части «Этюдов нравов». Так, Сцены частной жизни изображают детство, юность и заблуждения этих периодов человеческой жизни.

Бальзаку очень нравится «подсматривать» за приватной жизнью своих персонажей и находить типичное, эпохальное в буднях героев, появляющихся на страницах его произведений. По сему Сцены частной жизни стали одним из наиболее обширных разделов, в него включены произведения, написанные в период с 1830 по 1844 годы. Это «Дом кошки, играющей в мяч», «Бал в Со», «Воспоминания двух юных жен», «Вендетта», «Мнимая любовница», «Тридцатилетняя женщина», «Полковник Шабер», «Обедня безбожника», культовые «Отец Горио», «Гобсек» и другие произведения».

Так, небольшой роман «Дом кошки, играющей в мяч» (альтернативное название «Слава и горе») повествует историю молодой супружеской четы — художника Теодора де Сомервье и купеческой дочери Августины Гийом. Когда дурман влюбленности проходит, Теодор осознает, что хорошенькая жена не в состоянии оценить его творчество, стать другом по духу, соратником, музой. В это время Августина продолжает наивно и беззаветно любить своего мужа. Она тяжело страдает, видя, как любимый отдаляется, как находит утешение в обществе другой женщины — умной, образованной, утонченной госпожи де Карильяно. Как не старается бедняжка, у нее не выходит спасти брак и вернуть любовь мужа. Однажды сердце Августины не выдерживает — оно просто разрывается от горя и потерянной любви.

Интересен роман «Воспоминания двух юных жен». Он представлен в виде переписки двух выпускниц монастыря подруг Луизы де Шолье и Рене де Мокомб. Покинув стены святой обители, одна девушка попадает в Париж, другая — в провинцию. Строчка за строчкой на страницах девичьих писем вырастают две абсолютно разные судьбы.

Культовые «Отец Горио» и «Гобсек» повествуют историю жизней двух величайших скупцов — «неизлечимого отца» Горио, болезненно обожающего своих дочерей, и ростовщика Гобсека, не признающего никаких идеалов, кроме власти золота.

Париж и провинция

В отличие от частной жизни Сцены провинциальной жизни посвящены зрелости и присущим ей страстям, амбициям, интересам, расчетам, честолюбию. В этот раздел входят десять романов. В их числе «Евгения Гранде», «Музей древностей», «Старая дева», «Утраченные иллюзии».

Так, роман «Евгения Гранде» повествует о провинциальной жизни богатого семейства Гранде — скупого отца-тирана, безропотной матушки и их юной красавицы-дочери Евгении. Роман очень полюбился отечественной публике, был неоднократно переведен на русский язык и даже экранизирован на советской киностудии в 1960 году.

В противовес провинциальной Бальзак создает Сцены Парижской жизни, где в первую очередь изобличаются пороки, что порождает столица. В этот раздел вошли «Герцогиня де Ланже», «Цезарь Биротто», «Кузина Бетта», «Кузен Понс» и другие. Самым известным «парижским» романом Бальзака является «Блеск и нищета куртизанок».

В произведении рассказывается трагичная судьба провинциала Люсьена де Рюбампре, сделавшего блестящую карьеру в Париже благодаря покровительству Карлоса Эррера, аббата. Люсьен влюблен. Его пассия — бывшая куртизанка Эстер. Властный аббат заставляет молодого протеже отказаться от своей истинной любви в пользу более выгодной партии. Люсьен малодушно соглашается. Это решение запускает цепь трагических событий в судьбах всех героев романа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: