Насколько трудно быть богом (и кому)? (разборы романа стругацких)

Персонажи мира полудня

Ученые как носители знамени цивилизации?

Интересный и по прежнему современный вопрос, поднятый в повести Стругацких — являются ли ученые носителями знамени цивилизации? В более общем смысле — нужно ли Прогрессорам максимально подталкивать научно-технический прогресс?

Что касается самих ученых — по моему наблюдению, это самые обычные люди. Плоть от плоти эпохи, в которой они живут. Такие же ограниченные, как и все обычные граждане, за исключением их узкой специализации. Поэтому ученые никого вести вперед не могут. Слепые не могут вести слепых.

Да и развитие науки и техники прогрессивно лишь в той мере, в какой оно дает возможность развить общий уровень сознания. Настоящие Прогрессоры не только подталкивают развитие науки и техники, но и периодически сдерживают его. 

Бромберг, Айзек[]

Айзек Бромберг — литературный персонаж, фигурирует в произведениях братьев Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер».

Историк, ксенопсихолог, социолог. Консультант КОМКОНа-1, член Учёного совета Музея Внеземных культур. Провозглашал право науки на развитие без ограничений. Обнародовал результаты законсервированных работ Ионафана Перейры в области теоретической евгеники с требованием продолжить работы в этом направлении. Автор книги «Как это было на самом деле» (о «Массачусетском кошмаре»). Критиковал все действия КОМКОНа-2 и его руководителя Рудольфа Сикорски, которого называл «тайным тюремщиком идей». В 2178 году помогал раскрыть Льву Абалкину тайну его личности, в связи с чем вышел на «Дело подкидышей».

В 2194 году Максим Каммерер попросил его создать модель прогрессорской деятельности Странников в системе земного человечества. В ответ Бромберг написал документ, известный под названием «меморандум Бромберга»: он утверждал, что при содействии некоей сверхцивилизации человечество будет разделено на две неравные части, причём меньшая часть навсегда обгонит в развитии большую. Скончался в том же году примерно в 150-летнем возрасте. Он стал одним из двух персонажей цикла о Мире Полудня, о которых достоверно известно, что они умерли (за исключением, возможно, Сикорски; Сикорски умер не позднее 2193 года в преклонном возрасте — во время действия «Жука в муравейнике» ему уже 102 года — но о причинах его смерти ничего не сообщается; Бадер и Горбовский сильно стареют, но об их смерти ничего в тексте не говорится). Вторым умершим персонажем был Кондратьев.

Отношение к Бромбергу разнилось. Сикорски презирал его, называя «невежественный мозгляк», «смакователь дешёвых анекдотов» и т. п. Горбовский относился иронично: «ядовитый старик с фантастической фантазией». Каммерер обратился к нему как к «историку науки и эрудиту», когда все специалисты отказались с ним разговаривать. Для Тойво Глумова «меморандум Бромберга» стал основой для его фанатичного неприятия Странников.

Улитка на склоне

Год написания: 1965 г

«Улитка на склоне» — очень загадочное произведение, полное философских мыслей. В наши дни это стало еще более актуальным, нужно просто сместить акценты: перенести их с сатиры на советскую систему и направить их к разговору о ценностях различных сообществ. С первых же страниц читатель погружается в гротескный мир, полное безумие.

Стругацкие, наверное, хотели порассуждать на забавную тему: что происходит с теми, кто попадает в абсурдные и бредовые ситуации, из которых нет выхода?

Главные герои книги попадают в безумный мир, где деревья умирают, исчезают под натиском леса и «друзей» засранцев. Человек теряет способность думать и осознает это в краткие моменты «просветления».

Рудольф Сикорски[]

Рудольф Сикорски (также «Экселенц» и «Странник»; р. 2075 — не позднее 2193) — персонаж цикла романов, посвященных миру Полудня братьев Стругацких. Один из первых прогрессоров и руководитель КОМКОНа-2. В известной киноверсии романа «Обитаемый остров» его сыграл Алексей Серебряков. В незаконченном фильме А. Клименко Обитаемый остров (1993) его играл Алексей Петренко.

Биография

Биография Сикорски не присутствует в текстах Стругацких явным образом. Одна из попыток её реконструкции представлена ниже.

Родился в 2075 году (в истории о «деле подкидышей», он упоминается в 2137 году как «энергичный, шестидесятидвухлетний»). Этнический немец или австриец («Обитаемый остров»).

Был одной из ключевых фигур на Земле в XXII веке, и хотя про то, как он заслужил своё высокое положение, мало что известно, сам факт того, что в 2137 году он был одновременно членом мирового совета Земли и первым шефом КОМКОНа-2, говорит о многом. Например, он был одним из руководителей операции «Зеркало» (глубоко засекреченных учений, в ходе которых отрабатывалось отражение возможного военного нападения высокоразвитых инопланетян на Землю), отвечая за сохранение её секретности.

Тогда же, в 2137 году, Сикорски был назначен ведущим и куратором «Дела подкидышей», и именно он — один из инициаторов полного засекречивания всех материалов по нему («четыре требования Сикорски»).

В последующие годы участвовал в прогрессорской операции на Саракше. В качестве внедрённого агента под псевдонимом «Странник» сумел занять высокое положение в структуре государства Отцов, заведовал институтом перспективных разработок, участвовал в работе высших органов власти страны, пользовался у правителей огромным авторитетом. Для того, чтобы изменить ситуацию в стране и на планете к лучшему, воспитывал в своем институте многочисленных талантливых помощников, искренне преданных ему.

На Саракше впервые встретил Максима Каммерера, которого позднее взял в ученики. Максим работал с Сикорски на Саракше, а потом и в КОМКОНе-2.

Операция на Саракше продолжалась, но Сикорски через какое-то время вернулся на Землю и продолжил руководить КОМКОНом-2, которому и посвятил всю свою последующую жизнь. Продолжал заниматься «Делом подкидышей», так как считал его жизненно важным для существования Земли.

В 2178 г. Сикорски занимался делом Льва Абалкина и убил Абалкина, когда тот добрался до «детонаторов». Вскоре после этого был вынужден уйти в отставку; понёс ли Сикорски ещё какое-либо наказание за убийство, неизвестно. Тогда среди специалистов появился термин «синдром Сикорски», которым стали называть неконтролируемый страх перед возможным вмешательством внеземных сил в жизнь человечества.

Точная дата смерти Сикорски неизвестна. Единственное указание на этот счёт есть в книге «Волны гасят ветер», когда Максим Каммерер, рассказывая о событиях мая 2193 года, упоминает о Сикорски как о покойном к тому времени.

Цитаты

Наиболее знаменит тезис Рудольфа Сикорски, описывающий основной принцип работы КОМКОНа-2 (признаваемый Максимом Каммерером при его осуждении другого в подходе Сикорски):

Следующий монолог Сикорски, эмоционально, но, вероятно, более подробно раскрывает содержание приведённого выше тезиса применительно к «Делу подкидышей»:

Прочее

Как и Максим Каммерер, Рудольф Сикорски изначально получил от Стругацких русское имя — Павел Григорьевич, — которое, однако, не устроило худсовет и было заменено авторами на более «германское».

Обитаемый остров

Год написания: 1969

«Обитаемый остров» Бориса и Аркадия Стругацких — одно из самых замечательных произведений русской литературы. Его основная тема — честь и человеческое достоинство. Роман рассказывает о человеке, который заблудился в жестоком и чуждом мире. Авторы называют человека всеми его морально-этическими качествами, которые проходят серию испытаний.

Землянин Максим Каммерер попадает на планету под названием Саракш, где сталкивается с подлостью, цинизмом и жестокостью. Максиму придется сделать трудный выбор между противостоянием истине и лжи, чести и бесчестия, предательству и долгу.

Темы произведения: насилие, власть, наука

Роман Стругацких «Трудно быть богом» затрагивает актуальные темы, оказывающие влияние на нашу жизнь. Одной из главных тем произведения является насилие, которое пронизывает все сферы жизни обители Арконе III. Среди насильственных действий, которые продолжаются в мире главного героя Антона, можно выделить казни, избиения, убийства и пытки. Роман является трагичной историей о насилии и его последствиях для общества и личности.

Второй темой произведения является тема власти. Она проявляется в романе на разных уровнях: власть силачей над бедными и беззащитными, власть церкви над умами и сознаниями людей, власть науки над мирами и сознаниями людей. Авторы показывают разные способы использования власти и ее последствия для людей.

Третьей темой произведения является наука. Она является инструментом власти и приводит к отчуждению между людьми

Авторы обращают внимание на важность научного познания и его влияние на общество, а также на опасность, которую несет использование науки в неконтролируемых масштабах. Подчеркивается, что наука должна быть не просто инструментом власти, но и служить интересам и благополучию всего общества

Пугачев: Великодушный Восставший

Пугачев, описанный в романе «Капитанская дочка» Александра Пушкина, предстает перед нами как сложный и амбивалентный персонаж. Емельян Пугачев обладает множеством противоречивых качеств, которые делают его одновременно исторической личностью, и символом определенных аспектов общества того времени.

Важно отметить, что Пушкин не ограничивает Пугачева одними негативными чертами. Сквозь плотный слой мрака и тайны, окружающего этого персонажа, просматриваются его добрые качества

Когда Маша Миронова оказывается в страшной тюрьме, Петр просит помощи у Пугачева. В этом проявляется его великодушие и гуманность. Он не только помогает освободить Машу, но и одобряет их союз.

Можно сделать вывод, что Пугачев — это персонаж, в котором сочетаются хорошие и плохие стороны. Он — человек с жестким характером и уникальными способностями. Даже когда он самопровозглашается царем, многие люди идут за ним, потому что видят в нем истинного лидера, способного защищать их интересы.

Многогранность образа Пугачева

Образ Пугачева в романе настолько многогранен, что его трудно однозначно описать и понять. Для восставших крестьян он был символом надежды и освобождения, лучшим господином и царем. В то время как для Екатерины II он был самозванцем и бунтарем.

Особенно интересно, как главный герой романа, Гринев, постоянно меняет свое отношение к Пугачеву. Сначала мы видим, как Гринев в ужасных условиях отдает свой тулуп казаку, который уже потратил свою одежду. Здесь нам кажется, что Пугачев — это человек, обреченный на разрушение из-за своей алкогольной зависимости.

13 стр., 6036 слов

Рассуждение: образ петра гринёва

… тр не сдаётся признанный предателем и соучастником Пугачёва он смело принимает наказание. К … Образ Петра Гринева Главная » Сочинения » 8 класс |<p> Средняя оценка: 4.4 Гринев Петр Андреевич — главный герой последнего … Емельяна Пугачева — руководителя восстания, мятежника, врага. Честность, прямодушие, верность присяге, чувство долга — вот черты характера, которые приобрел Петр Гринев, …

Однако сам Пушкин, через метафору снега, пытается передать, что восстание Пугачева было для России неожиданным и необычным событием, как снегопад. Люди, идущие за Пугачевым, видят в нем лидера, который говорит им понятным языком, смело выступает против власти и проявляет справедливость, великодушие и честность.

Таким образом, образ Пугачева в романе «Капитанская дочка» Александра Пушкина является многогранным и интересным, отражая разные точки зрения и оценки этого исторического персонажа.

Страна багровых туч

Год написания: 1959 г

Произведение «Страна малиновых облаков» очень сильное, но не любимое произведение самих Стругацких.

Конец 20 века. Специалист по атомоходам Быков имеет возможность отправиться на Венеру, став участником экспедиции. Предыдущие экспедиции успехом не увенчались, сразу видно, что сложно — физически и морально.

Во время полета экипаж сталкивается с различными трудностями, но посадка на Венеру проходит успешно. Вместе с командиром Ермаковым группа приступает к исследованию планеты и установке посадочных фонарей. При этом случаются трагедии: умирает Ермаков, куда-то пропадает Спицын. Быки с другими членами группы возвращаются на корабль, после чего возвращаются на Землю.

Символизм в произведении

Одним из главных элементов произведения «Трудно быть богом» Стругацких является символизм. Каждый персонаж, объект и действие в романе несут в себе определенный символический смысл.

Например, грязь и гниль, которые окружают обезображенный мир Арконид, символизируют разложение и деградацию, как внешних, так и внутренних ценностей. Красная роза, которую носит персонаж Эдик в первой главе романа, символизирует любовь и надежду в этом мире безмолвной большины.

Также авторы используют символизм для выражения своих философских и идеологических взглядов. Например, повторяющиеся образы корабля и птицы, которые встречаются на протяжении всей книги, символизируют идею о свободе и независимости человека, о преодолении границ и препятствий.

Таким образом, символизм является неотъемлемой частью произведения «Трудно быть богом». Он помогает авторам выразить свою идеологию и передать глубокий смысл романа, а также придает тексту глубину и многозначность.

Образ Пугачёва в романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

Сам главный герой Гринёв относится к Пугачёву плохо, потому что произносит известную фразу «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», но великодушие, смелость и другие положительные черты характера Пугачёва так или иначе привлекают Гринёва.

Пугачёва можно назвать жестоким, потому что для него казнь — это обычный инструмент, но в таком контексте нужно сказать, что на тот момент была лютая ненависть между разными классами на Руси, потому народом жестокость воспринималась даже с задором и весельем.

Емельян в одной из сцен щадит Гринёва и Машу, отменяет их казнь и даёт добро на то, чтобы они спокойно передвигались по подконтрольным ему территориям, но я считаю, что мотивы здесь двойственны: с одной стороны, таким жестком Пугачёв хотел отблагодарить Гринёва за тот тулуп, который он ему отдал в жуткий холод, с другой же стороны, Пугачёв всегда хотел быть похож на царей и «истинных» правителей, а значит, такой подарок с барского плеча вполне себе мог возвысить Пугачёва в глазах самого себя.

Град Обреченный

Год написания: 1972 г

В романе-антиутопии Стругацких «Обреченный город» действие происходит на неизвестной планете, где собираются жители Земли ХХ века. Эти люди добровольно решили принять участие в неизвестном эксперименте, покинув страну своего происхождения и свое время.

Астроном Андрей Воронин — главный действующий персонаж, прошел путь от честного комсомольца до аполитичного государственного деятеля. Инстинкт ученого не позволяет ему деградировать, и он отправляется в опасную экспедицию по исследованию мест, давно покинутых жителями города. Там астроном встречает свою копию, стреляет в нее, убивает себя и попадает в Ленинград в свое прежнее время.

Это одна из самых загадочных книг писателей, жанр и цели которой каждый читатель определяет для себя.

Образец 6

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» изначально планировалась автором как сугубо историческое произведение, повествующее о событиях Крестьянского восстания (или Крестьянской войны) 1773-1774 годов. Однако во время её написания, автором придумывались всё новые и новые детали, которые не могли бы быть известны ему — например, главная любовная линия и многие персонажи, такие, как главные герои.

Однако описать события того времени было бы просто невозможно без создания образа реально существовавшей исторической личности — предводителя восстания, донского казака Емельяна Пугачёва. Именно он поднял крестьянство и казачество на бунт, представляясь погибшим мужем императрицы Екатерины Второй, руководил войсками бунтовщиков, а также именно его фамилией в народе и прозвали те события — «пугачёвщина».

Впервые мы встречаем его как случайного путника, который замерзает в дороге во время ужасного бурана. Главный герой, Пётр Гринёв, подаёт ему чарку водки и отдаёт свой теплый заячий тулуп. Тогда ещё Пётр не знал, что его щедрость и доброта, проявленная к незнакомцу, потом спасёт ему жизнь. А именно – когда Пугачёв уже стал «вожаком» и поднял восстание, одной из крепостей, которую захватили его войска, оказалась именно крепость, в которой и служил Пётр.

Емельян велит жестоко расправиться со всеми солдатами и офицерами, не согласными предать императрицу и перейти на сторону бунтовщиков. Но несмотря на то, что Пётр является таким же «угнетателем» и что он отказывается присягать на верность войску восставших, Емельян пощадил его, потому что помнил то добро, которое проявил к нему Гринёв во время бурана, не зная, кто перед ним стоит и думая, что это обычный заблудший крестьянин. Фактически, это первая попытка придать Пугачёву благородные черты, объяснить его поступки не с позиций верного императорскому дому дворянства, как это делали историки до Пушкина, а с позиций обычного человека.

И действительно, Пушкин помимо жестокости к всем неугодны, придаёт Пугачёву множество положительных черт – он умён, хладнокровен, его речь наполнена пословицами и поговорками, просторечными казачьими фразами, сам он предстаёт перед нами как довольно простой в отношениях со всеми людьми человек (несмотря на то, что для народа он «царь-батюшка», для своих подчиненных он просто «вожатый») , не лишенный, однако, нечта «плутовского во взгляде».

Не лишен Пугачёв и героических черт, что раскрывается в рассказанной им сказке об орле и вороне, говорящей о том, что ради своих целей и идеалов он готов погибнуть. Благороден Пугачёв и по отношению к Петру и Маше, которую он освобождает, узнав о злоупотреблениях подчинившегося ему предателя Швабрина. Но автор не идеализирует его – тот метод, который выбрал Пугачёв для освобождения крестьян, неприятен Пушкину, он предпочитает плавные реформы кровопролитным бунтам и революциям.

8.

Этот роман был опубликован в 1961 году, т.е. был написан еще до того, как Юрий Гагарин полетел в космическое пространство. В книге рассказывается о том, что человечеству никак не удается покорить космос. Все люди гибнут от солнечной радиации. Тогда было решено воспользоваться помощью эсперов или парапсихов. Это особые люди с паранормальными способностями, которые могут отправлять в космос только свое сознание. Главный герой книги Шепард Блэйн – именно такой астронавт нового поколения. Во время своего путешествия он встречается с неким существом и возвращается другим. Из-за этого он вынужден скрываться.

Задачи авторов в произведении: критика советской власти и общества

Одной из главных задач авторов в произведении «Трудно быть богом» является критика советской власти и общества. В романе Стругацкие описывают мрачную картину жизни, где каждый шаг героев сопровождается жестокостью, насилием и преследованием со стороны властей. Авторы обличают противоречия советской системы, в которой нет места для свободы и человеческого достоинства.

В своем произведении авторы раскрывают идею о том, что истинная свобода и равенство недостижимы без преодоления насилия и коррупции. Через пример героя Дона, который борется за права на свободу мысли, Стругацкие нацеливают на критику языковой цензуры, ограничивающей возможности для самоутверждения и доступа к информации.

Таким образом, критика советской власти и общества является главной задачей авторов в произведении. Они открывают глаза читателям на проблемы и недостатки существующей системы, ставят перед ними вопросы о необходимости изменения текущей ситуации и просветления общества.

Каммерер

Обитаемый остров

Молодой герой живет в 22 веке и попадает на незнакомую планету, когда его космическое судно терпит аварию. Он остается в одиночестве в окружении мира, совершенно непохожего на родную Землю. В этом опасном и недружелюбном месте ему придется выживать, преодолевая множество преград, чтобы наконец найти друзей.

Читать →

Жук в муравейнике

Некогда на нашу планету прибыли таинственные «чужие» и оставили своих «подкидышей». Земляне посчитали представителей неизвестной цивилизации потенциально опасными, поэтому постоянно наблюдали за ними. Но однажды один «подкидыш» вдруг начинает проявлять неподчинение. За ним отправили специального следователя.

Читать →

Волны гасят ветер

Захватывающее завершение истории героя по имени Максим Каммерер разворачивается после его приключений на Обитаемом острове. Печальная и своеобразная история, произошедшая в «Жуке в муравейнике», тоже осталась позади. Теперь пришла пора задавать другие, совершенно новые вопросы. Это время неизведанных тайн.

Читать →

Комов, Геннадий[]

Геннадий Комов родился в 2104 году. Во время учебы в Анъюдинской школе-интернате в 2118 году задумал полёт на Венеру вместе со своими друзьями: Михаилом Сидоровым (Атосом), Полем Гнедых и Александром Костылиным (Лином), — однако Учитель Тенин вовремя раскрыл их замысел. Получил степень доктора наук в области ксенопсихологии.

В 2133 был начальником экспедиции на Леониду, установившую первый контакт с Леонидянами. Однако, обнаружив на планете первые признаки разумной жизни, Комов принял решение немедленно покинуть планету и предоставил возможность устанавливать контакт работникам КОМКОНа.

В 2137 уже член КОМКОНа. Вероятно, курировал (так как именно ему поступали сообщения) экспедицию на планету ЕН 9173, где группа Бориса Фокина обнаружила т.н. Саркофаг (см. Дело подкидышей). Комов принял решение засекретить всю информацию по этому делу. На собрании членов Международного Совета Земли, высказал гипотезу о том, что Странники применяли новый метод контакта — существо-посредника.

Участвовал в «Большом откровении». В 2199 вместе с Леонидом Горбовским представлял людей на переговорах с люденами.

НИИЧАВО

Понедельник начинается в субботу

Попав в институт, ленинградский программист заводит знакомства с местными сотрудниками. Вскоре он обнаруживает, что здесь полно магических объектов, среди которых есть говорящий кот, волшебная щука и таинственное зеркало. Герой совершает удивительные открытия, но для коллег все это давно привычно.

Читать →

Сказка о Тройке

Герои этой сатирической истории работают в институте. Однажды они отправляются в другой город к начальству, чтобы получить необходимые для работы принадлежности. Однако Тройка, от которой зависит успех их дела, оказывается совершенно некомпетентной. Обладая огромной властью, эти люди погрязли в бюрократии и невежестве.

Читать →
Сказка о Тройке – 2 →

Гаг[]

Гаг — главный герой повести братьев Стругацких «Парень из преисподней», житель планеты , курсант III курса «Школы Бойцовых Котов» — расположенного в столице Алайского герцогства военного училища, готовящего бойцов спецназа.

Участвуя в очередном вооружённом конфликте, разгоревшемся между Империей и отколовшимся от неё Алайским герцогством, получил в бою смертельное ранение, но был спасён случайно оказавшимся поблизости прогрессором Корнеем Яшмаа, который доставил его на Землю в бессознательном состоянии. Был помещён в медицинский блок на лечение и с помощью совершенной земной медицины вылечен за пять дней.

Не вполне понимая, где находится, а также будучи по природе крайне подозрительным, в действиях землян видел корыстные и даже враждебные мотивы (хотят набрать рабов и т. д.). Однако в результате общения с окружающими его людьми (в том числе со своим бывшим сопланетником, юношей Дангом), а также под влиянием предоставленных ему Корнеем Яшмаа документов, раскрывающих истинное лицо правящих кругов Алайского герцогства, изменил свои взгляды на царящие в его родной стране порядки.

Проведя на Земле более месяца, возвратился на Гиганду. Столкновение неглупого, смелого и искреннего, но воспитанного в милитаристских (Всеволод Ревич охарактеризовал их как фашистские) традициях с гуманистическими идеалами Мира Полудня составляет основной конфликт повести.

Гаг также появляется в продолжении к «Парню из Преисподней» под названием «Змеиное молоко», которое было написано Михаилом Успенским. В этом «вольном продолжении» идеи повести Стругацких были были отвергнуты, а Гаг превращён в наследника алайского престола, сознательно работающего в интересах разведки Гиганды.

9.

Это одно из первых крупных произведений автора, изданное еще в 1895 году. Уэллс рассказывал, что работать над романом ему было непросто. Но в результате получилось уникальное произведение, которое создало новое направление – хронофантастику, т.е. книги о путешествиях во времени при помощи специальной машины. Главный герой – Путешественник во Времени. Он отправляется в далекое будущее. Оно не такое светлое, как многие его представляют: человечество деградировало. На Земле осталось 2 вида людей: потомки прежней элиты, их называют элоями, и морлоки, произошедшие от рабочих. Первые – слабые и хрупкие, не могут и не умеют трудиться. За долгие тысячелетия, в течение которых не пользовались разумом, элои практически его лишились. Морлоки, как и элои, превратились в полуживотных. Они обитают в Подземном царстве, где следят за работой механизмов и машин. Из-за того, что морлоки долго жили под землей, они стали ниже обычных людей, покрылись белой шерстью и стали бояться резкого света. Путешественнику во Времени пришлось побороться за свою жизнь и возможность вернуться назад.

Развязка событий

После ареста Румату долго допрашивают, Дон Рэб подозревает его в том, что тот пытается помешать его планам. Но Эсторский твердо стоит на своем, он не открывает тайны о своем земном происхождении. Перед тем как отпустить пленного магистр признается, что боится Румату, так как не знает, кем он является на самом деле, он даже выдвигает несколько версий, а именно:

  • бог;
  • сын дьявола;
  • человек из заморской страны.

После возвращения домой Антон пытается утешить обеспокоенную возлюбленную Киру, она шокирована событиями, которые происходят в государстве. Землянин пытается утешить невесту, обещает, что вскоре они уедут и заживут счастливо. Вдруг в дверь раздается стук — это пришли штурмовики дона Рэба. Кира подходит к окну, чтобы посмотреть, что за звуки раздаются с улицы. Девушка падает замертво, пораженная арбалетной стрелой, попавшей прямо в сердце красавицы.

Румата хватает меч и боеприпасы, которые ему поставлял местный химик отец Кабани, и бросается в бой, забыв о правилах и наставлениях с земли. Землянин с криком и боем добирается до дворца, но в этот момент в воздухе появляется дирижабль землян. С него подают шашки с усыпляющим газом. Все жители государства заснули, и соплеменники смогли вытащить Антона с вражеской территории и вернуть домой.

Это краткое описание произведения братьев А. и Б. Стругацких «Трудно быть Богом».

Глумов, Тойво[]

Тойво Глумов — литературный персонаж, герой трилогии о Максиме Каммерере братьев Стругацких.

Тойво Глумов впервые появляется в романе «Жук в муравейнике» в детском возрасте. В романе «Волны гасят ветер» упоминается, что на 14 мая 99 года он жив и, возможно, работает гибридизатором на Яйле. В 2199 году стал люденом, фактически перестав быть человеком, после чего постепенно утратил интерес к семье и коллегам и прекратил контакты с людьми.

Сын Майи Глумовой, отец неизвестен. Гипотеза, что Тойво Глумов является сыном Льва Абалкина и Майи Глумовой, по видимому, не подтверждается хронологически. Дело в том, что Абалкин в это время постоянно находился на Саракше. Но вполне допустимо, что Абалкин в начале 60-х годов мог на какое-то время оказаться на Земле: описывая поведение Щекна во время операции «Мёртвый мир», Абалкин отмечает странное желание Голована завыть на луну Надежды, указав при этом, что Щекн к земной Луне «всегда относился совершенно индифферентно». Щекн и Абалкин познакомились именно на Саракше, следовательно, они могли вместе побывать на Земле, учитываыя, что Абалкин сообщает такие подробности.

В последней книге трилогии, «Волны гасят ветер», Тойво показан работником КОМКОНа-2, куда он пришёл в 2194 году после разрыва с прогрессорством, его непосредственным начальником является Максим Каммерер. Известно, что Тойво Глумов работал в Арканаре, но предпочёл работу в отделе Каммерера по личным мотивам. Специалисты, характеризуя Глумова, утверждали, что (см. «Волны Гасят Ветер»)

Тойво — финское и эстонское мужское имя, означающее «надежда».

Философские и общественные идеи, заложенные в произведении

Произведение «Трудно быть богом» Стругацких затрагивает множество важных философских и общественных идей. Одной из главных из них является тема человеческой свободы и ее ограничений. Авторы ставят вопрос о том, насколько возможно быть свободным в мире, где люди подчиняются жестокому режиму, а правительство насильственно подавляет все проявления независимости.

В произведении также затрагивается тема религии и веры. Стругацкие задают вопрос о роли веры в жизни людей, о том, насколько сильны верования и насколько они могут повлиять на судьбы отдельных личностей и общества в целом.

Кроме того, авторы поднимают вопрос о природе человеческого знания. В произведении звучат вопросы о возможностях человеческого познания и о сравнении его с знанием богов.

Наконец, в произведении «Трудно быть богом» ставится вопрос о том, не является ли человек механическим инструментом в руках правительства и общества в целом. В рамках данной темы затрагиваются вопросы о личности, индивидуальности и сущности человеческого бытия в мире, где существуют ограничения и карательные меры.

Герои романа: их характеристики и роль в сюжете

Дон Руан-Луиз Ламберт — главный герой романа, молодой физик из нашего мира, который попадает на планету, на которой располагается технологически отсталое общество.

Аркадий Горбачев — друг и научный коллега Ламберта, который также попадает на планету и становится его помощником в создании контакта с жителями.

Праха — лидер одного из группировок на планете, представитель нижнего слоя общества, ставшая символом борьбы за свободу и справедливость.

Другие жители планеты — различные персонажи, которые помогают или мешают героям в их задаче. Некоторые из них представляют верхний слой общества и не желают менять статус-кво, другие, наоборот, стремятся к переменам.

Герои романа становятся своеобразными аллюзиями на реальных людей и явления нашего мира. Их действия и решения позволяют Стругацким показать сложность задачи «сделать мир справедливым» и тонкость межличностных отношений.

Выводы

В романе «Трудно быть богом» Стругацкие раскрывают глубинный смысл того, что значит быть человеком и отображают человеческую натуру в разных ее проявлениях. Главный герой Дон Румат пытается привести народ Зарию к более высокому уровню развития, но попытки эти терпят неудачу. В результате он понимает, что решать проблемы других цивилизаций не в его праве. Вместо этого он должен навести порядок внутри себя и жить в гармонии со своим окружением.

Одним из философских аспектов романа является тема тиранства и насилия. На планете Зария люди живут в постоянной борьбе за власть и начальство. Стругацкие показывают, что тирания и насилие провоцируют бунт и ненависть народа к властям. К примеру, главный герой сталкивается с самозванцами, которые используют свое положение для угнетения слабых и нищих.

Таким образом, роман «Трудно быть богом» Стругацких воздает нашему обществу жестокую критику и подчеркивает необходимость развития моральных принципов и науки

Кроме того, авторы показывают, как важно принимать себя и окружающих такими, какие они есть. Они призывают к терпимости, мудрости и гармонии, чтобы достичь настоящего счастья и прийти к глубокому пониманию природы вселенной

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: