Остаться человеком в пламени войны (по произведениям василя владимировича быкова)

(решено) особенности отражения темы войны в прозе в.быкова («дожить до рассвета») и г.бакланова («навеки девятнадцатилетние»).проблемы для рассмотрения:автор…

Отрывок, характеризующий Дожить до рассвета (повесть)

Великая Отечественная Война. Зима.

Небольшой отряд солдат под командованием лейтенанта Ивановского и старшины Дюбина получают ответственное задание от высшего начальства. Отрядстановится на лыжи и отправляется на выполнение задания. Цель группы находится за 60 километров, солдатам нужно пройти незамеченными, чтобы выжить и выполнить задание. Впереди и открытое простреливаемое пространство, и спасительный лес и оживленная трасса. На выполнение задания у отряда всего 12 часов.

Преодолевая открытое пространство, группа попадает под обстрел, ранение получает один солдат, которого отправляют назад, вместе с единственным сапером Шелудяком

Однако Шелудяк нечаянно привлекает внимание немцов и умирает от пулеметной очереди

Тем временем, группа продолжает движение к цели, некоторые из солдат отстали, что заставляет лейтенанта нервничать.

Группа выходит на хутор и пытается его обойти, но привлекают внимание собак, из-за лая которых вновь попадают под обстрел. Лейтенант Иванковский получает ранение в ногу, однако никому не дает знать об этом и сам делает себе перевязку

Боец Хакимов получает ранение, намного серьезнее и теперь его нужно будет тащить волоком.

Группа продвигается дальше, все очень уставшие и опустошенные, двое бойцов — старшина Дюбин и солдат Заяц пропали. Тяжелораненый Хакимов становится балластом для своих товарищей, у многих появляется мысль бросить его. Но, лейтенант отгоняет подобные мысли.

Целью группы является уничтожение артиллерийской базы с боеприпасами и слабой охраной.

Отряд добирается до оживленного шоссе, по которому то и дело проходят колонны машин. Группа располагается в противотанковый ров и пытается выбрать время для преодоления шоссе.

Лейтенант берет с собой бойца Пивоварова, выбирает момент и успешно преодолевает шоссе. Вдвоем они добираются до того места, где располагалась база, но, их ждет неудача: базу уже перевезли в другое место. Выходит,
что все их усилия и жертвы были бессмысленными.

Иванковский и Пивоваров приходят к мысли, что раз был получен приказ уничтожить базу, значит ее нужно обязательно найти, возвращаться назад нельзя. Они возвращаются к шоссе, пересекают его и обнаруживают там пропавших Дюбина и Зайца, которые догнали группу.

Лейтенант решает отправить всех назад, и постараться спасти тяжелораненного Хакимова. Сам же он собирается найти и уничтожить базу. С собой он берет Пивоварова.

Бойцы отправляются на поиски базы, но натыкаются на строение, которое может быть немецким штабом.Лейтенант принимает решение взорвать его, это равносильно подрыву базы. Но, при подходе к строению, Иванковский получает ранение в грудь. Пивоваров отбивает своего командира и оттаскивает в сторону.

Получив столь серьезное ранение, Иванковский понимает, что теперь они не смогут добраться до базы. Единственным правильным решением было бы затаиться в какой-нибудь деревне, у своих.

Пивоваров несет на себе раненого Иванковского, а также оружие и зажигательную смесь в бутылках. Бойцам удалось добраться до баньки, где они и затаились. Лейтенант отправляет Пивоварова на разведку, а также дает задание раздобыть лыжи и узнать, нет ли в этой деревне немецкого штаба. Пивоваров уходит, а лейтенант впадает в забытье. Внезапно раздавшиеся выстрелы выводят лейтенанта из этого состояния и, узнав звук родного автомата, понимает, что Пивоварова обнаружили. Лейтенант выходит из баньки и пошел по следам Пивоварова. Вскоре он обнаруживает расстрелянное тело своего бойца.

Иванковский, впавший в отчаяние, желает нанести хоть какой-нибудь вред врагу, понимая, что до своих он уже не доберется. Он решает добраться до шоссе и подорвать первый транспорт, который ему попадется. С большим трудом он добирается до траншеи и начинает ждать. Он очень боится уснуть, потерять сознание или сильно кашлянуть и истечь кровью

Дожить до рассвета становится самой важной мыслью Иванковского. Ранение в груди жжет и сильно болит, но, несмотря на это, он доживает до рассвета и дожидается первый транспорт

Им оказалась обычная повозка с двумя немцами. Иванковский бросил в них гранату и тут же был расстрелян. Но, брошенная им граната сделала свое дело — один из немцев был убит, а повозка взорвана.

Специальный отряд русских отправляется на важное задание – уничтожить немецкую базу. В походе отряд теряет половину бойцов

Дойдя до места, оказывается, что базы нет. Лейтенант с напарником отправляются на поиски базы, других солдат отправляет назад. В ближайшей деревне убивают напарника. Полумертвый лейтенант напоследок подрывает повозку с двумя немцами.

«Бабий яр»

Документальный роман «Бабий яр» Анатолий Кузнецов опубликовал в 1965 году. Произведение основано на детских воспоминаниях автора, который во время войны оказался на оккупированной немцами территории.

Роман начинается с небольшого авторского предисловия, краткой вступительной главы и нескольких глав, которые объединены в три части. В первой части рассказывается о выводе из Киева отступающих советских войск, крахе Юго-Западного фронта и начале оккупации. Также сюда были включены сцены расстрела евреев, взрывов Киево-Печерской Лавры и Крещатика.

Вторая часть полностью посвящена оккупационной жизни 1941-1943 годов, угонам русских и украинцев в качестве рабочих в Германию, о голоде, о подпольном производстве, об украинских националистах. Заключительная часть романа повествует об освобождении украинской земли от немецких оккупантов, бегстве полицаев, сражении за город, о восстании в концентрационном лагере Бабьего Яра.

Книги Василия Быкова

Одной из самых известных книг Василия Быкова является «Он и Она». Это роман, основанный на реальных событиях, который рассказывает о любовной истории двух главных героев — летчика и женщины-врача.

Другая знаменитая книга писателя — «Сотников». Она посвящена боевым действиям сотника Сотникова, который вместе с танком и танкистами защищал свою родину. В книге описывается жестокость и героизм войны.

Василий Быков также написал трилогию «Машенька». Эта трилогия состоит из трех книг: «Машенька», «В бою» и «Алые паруса». Они рассказывают о трудностях и испытаниях, которые оказываются перед главной героиней, Машенькой, во время войны.

Книги Василия Быкова глубоко и честно показывают войну — настоящую цену победы и ужасы, которые пережили её участники. Они несут в себе сильное эмоциональное и историческое значение, и до сих пор остаются актуальными и интересными для многих читателей.

Книга Год выпуска
Он и Она 1961
Сотников 1970
Машенька 1963-1966

Несколько интересных сочинений

Иван Александрович Хлестаков — главный герой комедии Н.В.Гоголя Ревизор. В начале произведения в авторском замечании для актеров дана краткая характеристика персонажа

Вместе с героиней ты оказываешься в различных необычных местах, встречаешься с героями, общаешься с ними

Родился двенадцатого октября 1875 года в Москве. Отец был клерков в страховой компании, а мать была музыкантом-любителем. Учился в московском училище живописи. После его окончания работал в мастерской

  • Что такое католицизм кратко

      

  • Виды педагогического рисунка кратко

      

  • Школа 115 педагогический состав

      

  • От чего зависит здоровье детей в доу

      

  • Что общего у разработчиков компьютерных вирусов и компьютерных пиратов кратко

Дожить до рассвета

В своих произведениях исследует психологически состояние людей на войне. Так как все его творчество непосредственно тесно связанно с этими страшными событиями Великой Отечественной войны. В своих произведениях он описывал личность человека имеющуюся сохранить свой внутренний мир в минуты опасности. Главным героем повести «Дожить до рассвета» — стал образ Игоря Ивановского. Он отправляется на военное задание со своей командой, но, к сожалению не вся команда в полном составе смогла добраться до места назначения. Они были убиты немецкими солдатами. Добравшись к нужному объекту, то есть базе немцев.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Василь Быков. Дожить до рассвета.

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

Тема душевной стой­кости и предательства в повести В. Быкова «Сотников»

Обсуждение вопроса:

Военное прошлое не отпускало известного белорусского писателя Василя Быкова еще долгое время. Быков неоднократно возвращался в своем творчестве к теме Великой Отечественной войны, создавая впечатляющие произведения, в которых не просто показывал истинное лицо войны, но и пытался решать множество философских вопросов, поднимая важные и глубокие проблемы нравственного выбора в условиях чрезвычайных ситуаций.

Самым значительным в идейном плане произведением Быкова стала небольшая повесть «Сотников», написанная в 1969 г.

В этой повести автор заострил проблемы истинного и ложного героизма, верности и предательства, которые стали основой для сюжета.

В повести оказываются вовлечены в общее дело два человека – Сотников и Рыбак. В военное время они смогли каждый по-своему показать свое истинное лицо, которое при обычной жизни, возможно так и не представился бы случай продемонстрировать. Война открывает души людей заставляя их вставать именно на тот путь, какой они выбирают самостоятельно. Сотников показал себя честным человеком, который с достоинством прошел через нечеловеческие испытания и даже перед лицом неминуемой смерти не отрекся от своих убеждений, чтобы спасти свою жизнь. Рыбак же, который вначале был показан знающим, опытным и сильным человеком, оказался слаб душой и предал Родину, боясь смерти. Он спасает свою жизнь ценой предательства и этим обесценил ее полностью. Он стал врагом, ушел в иную плоскость бытия, где ради собственной жизни можно встать на путь убийств и предательства. Быков изучает старую истину, гласящую, что на пороге смерти человек показывает себя таким, какой он есть в реальности, без лживых и удобных масок, которые он носил в обычной жизни. Только в ситуации тяжелого морального выбора можно увидеть, что есть у человека за душой, насколько крепки его убеждения и гражданская позиция.

Когда герои пошли выполнять задание, то поначалу кажется, что более подготовленный и смекалистый Рыбак – образец настоящего советского солдата, способного на подвиг. Сотников показан хилым, болезненным, однако и их внутренний мир совершенно противоположен. Рыбак, который всегда мог отыскать выход из опасной ситуации, в моральном отношении может пойти на предательство, а Сотников до последнего вздоха стоит на своем, оставаясь верным высшему долгу – перед Родиной, своим народом, перед самим собой: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе, зачем тогда жизнь?».

Рыбак не хочет погибать и соглашается на условия полицаев, а Сотников, теряя сознание от изуверских пыток, не сказал ни слова. Он не просто не страшился смерти, он смирился с ней. Да, его гибель не будет смертью героя, но это будет честная смерть честного человека, который не сломался. Сотников понимает, что может хоть чем-то помочь и другим жертвам полицаев, поэтому перед казнью он сказал следователю: «Я — партизан, остальные тут ни при чем». Рыбак пошел на сделку с совестью, однако оставил небольшую лазейку, решив, что при первой же возможности сбежит.

Что Сотников чувствует по отношению к своему бывшему боевому товарищу? Незадолго до смерти он понимает, что не может требовать от другого человека того, же, что требует от самого себя

Он переоценил мнение о Рыбаке, посчитав, что он — простой человек с недостатком важного в душу Однако он дал волю эмоциям, когда в ответ на неловкое извинение Рыбака не сдержался и послал его к черту

Рыбак не смог превозмочь себя, когда судьба поставила перед ним жесткий выбор. Да, в порыве отчаяния он был готов повеситься, но потом появился призрачная возможность выжить, чем Рыбак не преминул воспользоваться. Выбор Сотникова, которого он не очень-то сильно уважал за хилость и болезненность, буквально поразил его. Рыбак выбрал путь предателя, хотя и оправдывал себя перспективами сбежать при удобном случае.

Можно ли простить предательство? Есть в мире вещи, которые прощать нельзя. Предательство Родины, своего народа, самого себя – это не просто тяжелый моральный выбор и вечный крест, это замаранная навсегда душа, исковерканная жизнь, в которой больше нет ничего от того человека, которым был предатель ранее. Понять можно, простить – нельзя.

Повесть Быкова «Сотников» наполнена глубокими мыслями о вечных проблемах – жизнь, смерть, долг, гуманизм, верность, предательство. Автор мастерски рисует психологические портреты героев с помощью жестов, мимики, коротких реплик, создавая яркую, сильную и цельную картину, повествующую об общечеловеческих, нравственных и моральных темах. Это невероятно эмоциональное произведение заставляет нас задуматься о собственной жизни, дает толчок к переоценке своих ценностей и убеждений.

Сочинение про Знак беды (Быков)

В центре повести “Знак беды” — человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петроком Богатько.

Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними — и фашисты. Они не показаны В. Быковым жестокими и зверствующими, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, — не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома — воспринимать как рабочую скотину.

И поэтому так неожиданно них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекослсвно. Не позволить себя унижать — вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации.

Степанида — сильный характер. Человеческое достоинство — вот главное, что движет ее поступками. “За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом”, — так пишет В. Быков о своей героине.

При этом писатель не просто рисует нам этот характер, — он размышляет об истоках его формирования. Задумываясь над смыслом названия повести, вспоминаешь строки из стихотворения А. Твардовского, написанного в 1945 году: “Перед войной, как будто в знак беды…” То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем “знаком беды”, о котором говорит Быков.

Степанида Богатько, которая “шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках”, поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз — недаром ее называют сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни.

Опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: “А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?”

Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену.

Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: “Делайте что хотите. Но без меня”.

Именно в предвоенных годах следует искать источник формирования характера Степаниды, и не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, пустыми словами о новой жизни, сумела не поддаться страху, сумела сохранить в себе человеческое начало.

И в годы войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, а сопротивляясь ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что “был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага”. Да, видимый материальный урон не велик.

Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она — человек, а не рабочая скотина, которую можно по корить, унизить, заставить подчиниться. В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации

Рядом со Степанидой Петрок показан как характер если не противоположный ей, то, во всяком случае, совсем иной — не активный, а скорее робкий и мирный, готовый к компромиссу.

Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людьми поговорить добром. И лишь в конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор.

Народная трагедия, показанная в повести В. Быкова “Знак беды”, раскрывает истоки подлинных человеческих характеров.

Литературные особенности

При прочтении повести нет ощущения, что сюжет специально сконструирован. В этой военной драме показана естественная реалистическая череда событий из жизни военных разведчиков. Буквально час за часом рассказывается о подготовке и о самом рейде в тыл немцев, и о трагически-пронзительном его завершении. Лейтмотивом произведения можно назвать фразу о том, что «война беспощадна ко всякому, но первым на фронте погибает трус, — именно тот, кто больше всех дорожит своей жизнью»
.

Первоначально Быков написал повесть на белорусском языке, а затем сам перевёл её на русский .

По повести в 1975 году был снят одноимённый фильм . Сценаристами выступали сам Василь Владимирович Быков и Виктор Фёдорович Соколов . Режиссёры: Виктор Фёдорович Соколов и Михаил Иванович Ершов .

Сюжет

Действие повести происходит во время Великой Отечественной войны , в ноябре 1941 года. Главным героем повести является советский лейтенант Игорь Ивановский. К основным персонажам можно отнести и бойцов его диверсионной группы, с которыми он переходит за линию фронта — на белорусскую землю, оккупированную немецко-фашистскими захватчиками. Это старшина Дюбин, сапёр Судник, рядовой боец Пивоваров и их боевые товарищи.

Они, а вовсе не штабные офицеры — настоящие герои войны. И хотя лейтенанту Ивановскому не удаётся выполнить, по сути, добровольно взятое на себя задание взорвать немецкую базу боеприпасов, он делает всё для победы. Наверное, миссия Ивановского была невыполнима. Но он сделал всё, что мог. Он дожил до рассвета и под конец миссии, тяжелораненый, подрывает себя гранатой, уничтожив при этом врага.

Символика в произведениях Василия Быкова

Творчество Василия Быкова отличается глубокой символикой, которая пронизывает его произведения и открывает новые смыслы для читателей. Автор умело использует различные символы, чтобы передать свои мысли и эмоции.

Одним из основных символов в произведениях Быкова является огонь. Он часто используется для изображения силы, страсти и энергии. Огонь символизирует жизнь, возрождение и борьбу за свободу. В романе «Ожидание рассвета» огонь является не только элементом природы, но и метафорой для поджигания борцовского духа узников концлагерей.

Еще одним важным символом в произведениях Быкова является кровь. Она олицетворяет жизнь и смерть, страсть и воспоминания. Кровь символизирует не только физическую плоть, но и духовную сущность человека. В романе «Сотников» кровь становится символом жизненной силы и верности своим убеждениям.

Еще одним символом, часто встречающимся в произведениях Василия Быкова, является птица. Она символизирует свободу, мир и возрождение. Птицы часто появляются на фоне разрушенных ландшафтов и являются символом надежды на лучшее будущее.

Также в произведениях Быкова можно обнаружить символику цветов. Например, тюльпаны в романе «Сотников» олицетворяют красоту, нежность и надежду, в то время как черные розы в романе «Странник» символизируют печаль и потерю.

Символ Значение
Огонь Сила, страсть, энергия
Кровь Жизнь, смерть, страсть
Птица Свобода, мир, возрождение
Цветы Красота, нежность, печаль

Символика в произведениях Василия Быкова позволяет читателю вглядеться в глубину текста и увидеть скрытые смыслы. Она помогает передать сложные эмоции и мысли автора, а также создает особую атмосферу в произведениях. Быков умело использует символы, чтобы донести свое видение мира и пробудить читателя к размышлениям

Василий Быков о смысле жизни

В произведениях Василия Быкова прослеживается глубокое осознание и поиски смысла жизни. Автор задает вопросы о сущности человеческого существования и ищет ответы в событиях и действиях своих героев.

Одной из основных тем, затрагиваемых Василием Быковым, является тема борьбы за жизнь. В своих произведениях он показывает, как нелегко дожить до рассвета в условиях войны и других экстремальных ситуациях. Несмотря на все трудности и лишения, герои Быкова продолжают сражаться за свою жизнь и искать смысл в том, что происходит вокруг них.

Однако поиск смысла жизни для Быкова не сводится только к борьбе за выживание. Автор утверждает, что истинный смысл жизни заключается в любви к жизни и к другим людям. В его произведениях герои демонстрируют высокую мораль и героизм, проявляя заботу о близких и бескорыстную помощь другим. Именно в этих моментах автор видит смысл жизни и находит надежду.

Смысл жизни, согласно Быкову, не является чем-то абстрактным и неуловимым. Он скрыт в каждом моменте нашего существования и требует от нас осознания и ответственности. Имея смысл в жизни, человек становится сильнее и может пройти через любые трудности, сохраняя надежду и веру.

«Живые и мертвые»

Великая Отечественная война в литературе 20 века описывает жизнь простых людей, которые по воле судьбы оказались героями и предателями. Это жестокое время многих перемололо, и лишь единицам удалось проскользнуть между жерновами истории.

«Живые и мертвые» — первая книга знаменитой одноименной трилогии Константина Михайловича Симонова. Вторые две части эпопеи называются «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». Первая часть трилогии была опубликована в 1959 году.

Многие критики считают произведение одним из ярчайших и талантливейших примеров описания Великая Отечественная война в литературе 20 века. При этом роман-эпопея не является историографическим произведением или хроникой войны. Персонажи книги – вымышленные люди, хотя и обладающие определенными прототипами.

Главы первая — вторая

Группа лейтенанта Ивановского отправлялась в глубокий немецкий тыл. Идти предстояло километров шестьдесят, и надо было успеть до рассвета. Кроме Ивановского и худого, нескладного старшины Дюбина, в группе было восемь солдат: молчаливый увалень-пехотинец сержант Лукашов, помощник командира взвода; стрелок Хакимов; молодой сапёр Судник и его старший напарник, сорокалетний Шелудяк; высокий красавец Краснокуцкий; молчаливый Заяц, боец Кудрявцев и артиллерист Пивоваров, самый молодой и слабый.

Группа должна была идти на лыжах — только так можно пройти шестьдесят километров за одну ноябрьскую ночь. Ивановский не успел проверить всех, и теперь сомневался в умении грузного Шелудяка ходить на лыжах. Но менять что-либо было уже поздно. Группа тронулась в путь.

Полкилометра до поймы небольшой речки бойцам пришлось ползти по-пластунски — немцы были так близко, что могли их увидеть, а прикрыть группу было некому. У самой поймы отряд заметили, небо осветили ракеты, которые летели с той стороны, куда двигались бойцы.

Ивановский, ведя сильно растянувшуюся группу, перебрался по льду на другой берег речки. Здесь, совсем рядом, за небольшим пригорком был первый немецкий окоп, поэтому вести себя надо было ещё тише. Вдруг позади раздался винтовочный выстрел. Фашисты услышали его и начали обстреливать отряд, освещая реку ослепительно яркими ракетами.

Ранило Кудрявцева. Лейтенанту Ивановскому пришлось отправить раненого обратно к своим вместе с Шелудяком, который был слишком медлительным. Их вскоре обнаружили и начали расстреливать из пулемёта. Отряд Ивановского за это время успел спрятаться «в реденьком низкорослом кустарнике». Лейтенант был благодарен Шелудяку за то, что он помог отряду ценой собственной жизни, хотя совсем недавно считал, что спас его от верной смерти, отправив назад.

Выяснилось, что выстрелила ненадёжная винтовка Судника, случайно соскочившая с предохранителя. Ивановский понял, что слишком многого не предусмотрел, пускаясь в такой опасный поход, но жалеть об этом было поздно.

Поставив отряд на лыжи, Ивановский двинулся вперёд. Равномерно двигаясь по снежной целине во главе отряда, лейтенант вспоминал, как выходил из окружения. Он долго блуждал со своими людьми по глухим смоленским лесам, то и дело натыкаясь на немцев, пока не встретил группу разведчиков под командованием капитана Волоха, который тоже попал в окружение. Вместе они несколько дней искали линию фронта, которая откатилась далеко на восток, и однажды наткнулись на «крупный немецкий склад» боеприпасов.

«Дожить до рассвета»

Ещё одна повесть В. В. Быкова, которую нередко проходят в старших классах, — «Дожить до рассвета». Фабула такая же: небольшому отряду в тяжелых погодных условиях предстоит совершить ночной переход, который с самого начала идет не так, как задумано. Лейтенант Ивановский командует девятью бойцами; цель — напасть на немецкий склад. Около недели назад главный герой уже подступался к этому складу; тогда он еще не был командиром и исполнял приказы капитана Волоха. Этот боец был для Ивановского примером выдержки, мудрости и при этом — странного, даже неестественного в военное время спокойствия, почти смирения. Но при штурме склада Волох погиб, и Ивановский решил продолжить его дело. Начальство дало добро на вылазку, назначило главного героя лейтенантом и подыскало для него бойцов-помощников. Вот только от некоторых членов группы одни проблемы…

Подобно и Сотникову, и Рыбаку из предыдущей повести, Ивановский принимает неоднозначные решения. Например, в самом начале вылазки лейтенант отправляет тучного, неуклюжего сапера по фамилии Шелудяк обратно в тыл, приказывая ему доставить в госпиталь раненого товарища. Ивановский думает, что таким образом он спасет Шелудяка, но получается иначе: сапера замечают немцы и тут же расстреливают и его, и раненого, которого тот нес. Затем Ивановский, заметив, что несколько бойцов отстало, решает их не дожидаться. С одной стороны, ему боязно за подчиненных, а с другой — времени, чтобы добраться до склада, слишком мало. Сталкиваясь с неудачами, лейтенант не перестает спрашивать себя: в чем же я ошибся? Или, может, мне просто не повезло?

Второй важный персонаж повести — рядовой Пивоваров, простой, наивный деревенский парнишка, выросший в тепличных условиях. Если Ивановский никогда не знал материнской ласки (с его мамой была связана «какая-то семейная драма») и жил с отцом-выпивохой, то Пивоваров, напротив, так и не узнал отца. Мама-учительница воспитывала его одна — едва ли не пылинки сдувала. «С ребятами когда нашалишь — трагедия. Завтрак не доешь — трагедия. А уж если заболею — ого!» — вспоминает Пивоваров в финале произведения. Но, как ни странно, мальчик вырос совсем не избалованным; в отряде он проявляет себя как настоящий герой. Более того, между ним и Ивановским происходит такой диалог:

— сколько мне про Питер нарассказывала!.. А я так ни разу и не съездил. <…> Теперь  после войны разве.

— После войны, конечно.

— Я, знаете, ничего. Я не очень: убьют, ну что же! Вот только мать жалко.

Избегая откровенных спойлеров, все-таки отметим, что «Дожить до рассвета», как и «Сотников», заканчивается грустно; душераздирающие сцены В. В. Быков как будто специально бережет для финала. Но что делать — такова война: перед ней бессильны законы жанра.

«Дожить до рассвета»

Повесть 1972 года. Как можно заметить, Великая Отечественная война в литературе продолжает быть актуальной и по прошествии десятилетий. Это подтверждает и то, что за эту повесть Быков был награжден Государственной премией СССР. Произведение рассказывает о повседневной жизни военных разведчиков и диверсантов. Изначально повесть была написана на белорусском языке, а лишь затем переведена на русский.

Ноябрь 1941 года, начало Великой Отечественной войны. Лейтенант советской армии Игорь Ивановский, главный герой повести, командует диверсионной группой. Ему предстоит провести своих товарищей за линию фронта – на земли Белоруссии, оккупированные немецкими захватчиками. Их задача – взорвать немецкий склад боеприпасов. Быков рассказывает о подвиге простых солдат. Именно они, а не штабные офицеры, стали той силой, что помогла выиграть в войне.

В 1975 году книга была экранизирована. Сценарий для фильма писал сам Быков.

«Завтра была война»

Книга является своеобразной биографией автора этого произведения, Бориса Львовича Васильева. Повесть начинается с того, что писатель рассказываем о своем детстве, о том, что родился в Смоленске, отец его был командиром Красной армии. И прежде чем стать в этом жизни хоть кем-то, выбрать свою профессию и определиться с местом в обществе, Васильев стал солдатом, как и многие его сверстники.

«Завтра была война» — произведение о предвоенном времени. Главные его герои – совсем еще юные ученики 9-го класса, в книге рассказывается об их взрослении, любви и дружбе, идеалистической молодости, которая оказалась слишком короткой из-за начавшейся войны. В произведении рассказывается о первом серьезном противостоянии и выборе, о крушении надежд, о неизбежном взрослении. И все это на фоне нависшей тягостной угрозы, которую невозможно остановить или избегнуть. И уже через год эти мальчики и девочки окажутся в пекле жестокого сражения, в котором многим из них суждено сгореть. Однако за свою короткую жизнь они узнают, что такое честь, долг, дружба и истина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: