Как Булгаков бросил морфий?
Пробовал перейти на папиросы с опиумом и сократить дозу, но все тщетно. Существует несколько версий, как писатель на самом деде бросил морфий.
Согласно одной из них, помогла ему жена Татьяна, которая вводила в вену дистиллированную воду, якобы Булгаков это принял и стал отвыкать от наркотиков, но наркологи отвергают эту версию. Согласно другой версии, Татьяна просто уменьшала процент морфия и усилено добавляла дистиллированную воду, что вероятнее. И, конечно, сыграло свою роль творчество. Когда человек живет чем-то, когда есть цель, идеи, вдохновение, тогда все возможно. Даже невозможное.
Актуальность
Почему именно рассказ «Морфий» привлек моё внимание? На мой взгляд, именно этот рассказ М.А.Булгакова особенно актуален сегодня, когда нам угрожает беда. Эта беда – наркомания
Она распространяется по законам эпидемии: один наркоман заражает за год шестерых. Наркомания – непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам. Сейчас возраст наркоманов становится все ниже и ниже, и 20% от всего числа наркозависящих- это школьники. Поэтому, я считаю, что рассказ «Морфий» мог бы стать духовным ориентиром для молодого поколения. Рассказ М.А. Булгакова – это рассказ-предупреждение тем молодым людям, которые могут неразумно увлечься наркотиками и окончательно погубить себя. По существу, этот рассказ о смерти, которая, как главное действующее лицо и как тень человеческая, присутствует уже на первых страницах рассказа, сопровождает человека до конца его недолгой жизни, борется с ним и одерживает полную скорбную победу.
Крещение поворотом
Кратко Подробный пересказ
Молодой доктор начал привыкать к жизни на Н-ском участке. До сих пор он не принимал родов и очень боялся, что ему достанется сложный случай. Однажды в Мурьевскую больницу привезли роженицу с поперечным положением плода. Доктор бросился листать учебник по акушерству и окончательно запутался.
Операция удалась, мать и ребёнок выжили, а доктор понял, что настоящее знание приходит только с опытом.
Продолжение после рекламы:
Следующий рассказ представляет собой своеобразное подытоживание опыта, полученного в больнице в Мурьеве за первый год практики. Он замечает в себе сильные изменения – как внутренние, так и внешние. Он вспоминает самые интересные случаи из жизни, произошедшие в этот период жизни.
Теперь у доктора достаточно опыта и на все новые случаи он смотрит без малейшего страха. Он сам себя упрекает в том, что иногда излишняя гордость и самоуверенность мешает ему полноценно работать. Врач, которому лишь 23 года, обещает самому себе совершенствоваться и никогда не прекращать обучение.
Основные действующие лица – медик Бомгард и его знакомый коллега – Поляков Сергей. События происходят во время революции. Произведение начинается с повествования Бомгарда, который был переведен из глуши, где не было даже электричества, в небольшой городок, с оборудованной больницей.
Молодой врач очень обрадовался, так как теперь у него появилась возможность нормально лечить людей, и он больше не несет ответственности за их жизни из-за недостаточного медицинского оборудования. Однако прежний участок все равно снится доктору во снах, и он думает, кто назначен на его место в захолустье.
Как-то во время очередного дежурства Бомгарду было передано письмо с прежней работы. Поляков просил срочно приехать, так как сильно заболел, а помочь ему никто не может. Бомгард решил ехать и отпросился у главврача. Однако поезду пришлось отложить – утром в больницу привезли застрелившегося Полякова.
В нем было описано, как Сергей решил уехать в захолустье, потому как ему опротивели люди и даже собственная супруга Амнерис. Она была оперной певицей и ушла от Полякова через год совместной жизни. Сергею понравилась только Анна Кирилловна, фельдшер. Ее Поляков считает очень милой.
Смотреть галерею
1. Михаил Афанасьевич Булгаков
3. Для 11 класса
5. Произведение было написано в 1925-1926 годах. Это период ожидания — вроде бы Первая мировая война закончилась, но люди в Советском Союзе и Европе чувствуют приближение новой, ещё более болезненной и разрушающей. Проводятся различные тренировки, часто с противогазом, так как многие уверены, что на этот раз в ход пойдёт ещё и химическое оружие массового поражения.
6. Время событий рассказов варьируется где-то в 1917 году. Врач приезжает в село именно в этот период, и там находится достаточно долгое время.
Он знает медицину лишь по книжкам и не сталкивался ни разу с настоящими больными, чьи жизни лежат на его руках. Он прилежен, умён и психологически выдержан. Он боится допустить ошибку, однако действует как профессиональный врач, повидавший многое. Мне хотелось бы быть похожей на главного героя, так как он обладает стойким характером, трудолюбием и способностью в тяжёлых ситуация принимать быстрые и главное верные решения, что я очень ценю в людях.
Краткий сюжет Цикл рассказов состоит из семи разных историй, в каждой из которых мы видим, как главный герой справляется с различными ситуациями, приобретает опыт и меняется внутренне. Мы видим, как сначала тяжело даётся ему столь плотный график и большое количество пациентов, заболевших совершенно разными болезнями или же повредившими себе что-либо. И к каждому случаю нужно вспомнить лечение и что ещё хуже — убедить родственников, далёких от медицины, чьи методы могут показаться жестокими или бесполезными. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Убедить их в том, что лечение необходимо. Герой сожалеет, что население села столь безграмотно, но до последнего старается вразумить каждого и помочь, спасти.
-
Сочинение хочу чтобы меня понимали
-
Картинка на конкурс на лучшее сочинение
-
Горе нужно пережить в одиночестве но радость сочинение
-
Легкие шаги каверин сочинение
- Защита животных и растений сочинение
Булгаков и Сталин
Отношения с «Отцом народов» стали особенной частью биографии Булгакова.
Специалисты характеризуют их как очень неоднозначные. С одной стороны, Сталин несколько раз весьма холодно отозвался о произведениях Булгакова, никогда особенно не скрывавшего негативного отношения к революции и советскому строю. Глава СССР называл пьесу «Бег» «проявлением попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины»
, стремлением «оправдать или полуоправдать белогвардейское дело»
. О пьесе же «Дни Турбиных», поставленной по роману «Белая гвардия», Сталин говорил: «Антисоветское явление», но при этом добавлял: «Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, не хватает. На безрыбье даже «Дни Турбиных» — рыба.
Если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, — значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь. «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма. Конечно, автор ни в какой мере «не повинен» в этой демонстрации. Но какое нам до этого дело?»
И тут проявилась другая грань отношения Сталина. 28 марта Булгаков написал письмо правительству, где говорил, что не имеет возможности печататься и сотрудничать с театром в СССР
«Я прошу принять во внимание, что невозможность писать для меня равносильна погребению заживо»
, — заключал писатель и просил разрешения на выезд за границу
Уже 18 апреля в его квартире раздался телефонный звонок. В 1956 году Елена Булгакова сделала запись в дневнике по памяти о тогдашнем рассказе мужа:
«Он лег после обеда, как всегда, спать, но тут же раздался телефонный звонок, и Люба его подозвала, сказав, что из ЦК спрашивают. Михаил Афанасьевич не поверил, решил, что это розыгрыш (тогда это проделывалось), и, взъерошенный, раздраженный, взялся за трубку и услышал:
— Михаил Афанасьевич Булгаков?
— Да, да.
— Сейчас с вами товарищ Сталин будет говорить.
— Что? Сталин? Сталин?
— Да, с вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков (или Михаил Афанасьевич — не помню точно).
— Здравствуйте, Иосиф Виссарионович.
— Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А может быть, правда — вы проситесь за границу? Что, мы вам очень надоели?
Михаил Афанасьевич сказал, что он настолько не ожидал подобного вопроса (да он и звонка вообще не ожидал) — что растерялся и не сразу ответил:
— Я очень много думал в последнее время — может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.
— Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?
— Да, я хотел. Но я говорил об этом, и мне отказали.
— А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с вами.
— Да, да! Иосиф Виссарионович, мне очень нужно с вами поговорить.
— Да, нужно найти время и встретиться обязательно. А теперь желаю вам всего хорошего».
Булгаков получил работу в Московском Художественном театре, главном драматическом театре страны, и впоследствии угрозы нищеты не испытывал. Массовые репрессии второй половины 30-х также обошли писателя стороной.
Однако полноценного признания Булгаков так и не получил. Некоторые его пьесы все равно запрещались к постановкам, личной встречи со Сталиным не состоялось, и выезд за границу ему так и не разрешили.
Последнюю попытку найти диалог с властью и обществом писатель предпринял в 1939 году, написав пьесу «Батум», посвященную молодости Сталина — считалось, что необходимость в такой постановке возникнет на 60-летний юбилей главы СССР. Попутно Булгаков, скорее всего, лелеял надежду, что успех пьесы поможет публикации главного произведения его жизни — романа «Мастер и Маргарита».
Предварительные демонстрации пьесы, в том числе и перед партийными чиновниками, прошли очень хорошо. Елена Булгакова писала матери:
«Мамочка, дорогая, давно уже собиралась написать тебе, но занята была безумно. Миша закончил и сдал МХАТу пьесу… Устал он дьявольски, работа была напряженная, надо было сдать ее к сроку. Но усталость хорошая — работа была страшно интересная. По общим отзывам, это большая удача. Было несколько чтений — два официальных и другие — у нас на квартире, и всегда большой успех».
Булгаков крайне тяжело воспринял произошедшее. Жене он говорил: «Плохо мне, Люсенька. Он
(Сталин) мне подписал смертный приговор».
Викентий Викентьевич Вересаев
«Моею мечтою было стать писателем, а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов. Люди не имеют даже самого отдаленного представления ни о жизни своего тела, ни о силах и средствах врачебной науки. В этом — источник большинства недоразумений, в этом — причина как слепой веры во всемогущество медицины, так и слепого неверия в нее. А то и другое одинаково дает знать о себе очень тяжелыми последствиями» — из автобиографии Викентия Вересаева
почему докторов в России называли «холерниками», и как русский народ сопротивлялся «врачам-душегубам».
Наркозависимость и аборт своими руками
Одним из главных «скандальных» аспектов биографии Булгакова является его увлечение наркотическими веществами. Действительно, писатель имел эту вредную привычку, причем приобрел ее довольно рано — в 1913 году, учась на врача, он попробовал кокаин.
Но по-настоящему серьезно на здоровье Булгакова сказалось употребление морфия. Врач по профессии, он приехал на практику в село Никольское Смоленской губернии, и как-то летом 1917 года принял больного дифтерией младенца. Пытаясь спасти ребенка, Булгаков разрезал ему горло и через трубку отсасывал дифтеритные пленки. А потом, чтобы обезопаситься, ввел себе противодифтерийную вакцину. Действие вакцины вызвало зуд и сильные боли — для их облегчения молодой доктор и начал применять инъекции морфина.
От болей удалось избавиться, но платой за это стала зависимость. Также считается, что писатель тяжело переносил жизнь в глуши и принимал наркотики от скуки. В зависимость же Булгаков не верил, утверждая, что врач не может стать наркоманом благодаря своим знаниям.
Спустя нескольких месяцев у писателя начались ломки и приступы безумия, в ходе которых он гонялся с револьвером за женой, требуя принести дозу.
Из-за этого Булгаков начал пытаться избавляться от зависимости, выкуривая папиросы с опиумом и уменьшая дозы. Помогла ему и супруга Татьяна Лаппа, в тайне разбавлявшая морфий дистиллированной водой, постепенно увеличивая ее соотношение к наркотику.
Проблемы мужа обрекли Татьяну на поистине страшные испытания. Писатель Юрий Воробьевский , автор книги «Неизвестный Булгаков», рассказывал:
«Татьяна Николаевна, первая жена Булгакова, вспоминала, как сообщила тогда мужу о беременности. Тот ответил: «В четверг проведу операцию. Я врач и знаю, какие дети бывают у морфинистов». Правда, таких операций ему делать еще не приходилось. Прежде чем натянуть перчатки, он долго листал медицинский справочник. Операция длилась долго. Жена поняла: что-то пошло не так. «Детей у меня теперь никогда не будет», — тупо подумала она».
Детей у Татьяны, сделавшей первый аборт еще в 1913-м, действительно больше не было. Как, впрочем, не появилось их и у Булгакова, который расстался со своей верной спутницей, жившей с ним в легендарной «нехорошей квартире», в 1924 году. Тогда писатель увлекся стильной и раскованной светской львицей Любовью Белозерской, поначалу даже предлагавшей супругам жить втроем, на что Лаппа ответила возмущенным отказом
Белозерская же вышла за писателя замуж, но через 6 лет последовал развод — считается, что яркая женщина не слишком уделяла внимание уюту супруга
Долгое время полагали, что к началу 20-х годов писателю удалось победить склонность к наркотикам, но в 2015 году группа ученых из Израиля и Италии проанализировала 127 случайно отобранных страниц оригинальной рукописи романа «Мастер и Маргарита». На старой бумаге они обнаружили значительные следы морфина, от 2 до 100 нанограммов на квадратный сантиметр.
На странице с наибольшим количеством морфина находится план повествования, который автор не раз переделывал. Эта находка позволила предположить, что в последние годы жизни писатель вернулся к смертельному пристрастию.
«Что же будет с нами дальше?»
Обстановка там в 1918-м была крайне сложной. Работы не было, врачей в Киеве оказалось с избытком. Но семью Булгакова беспокоил другой вопрос: Михаил к этому моменту пристрастился к морфию. По одним данным, ему пришлось принимать его, чтобы снять тяжёлую реакцию на противодифтерийную прививку. По другим, он начал делать инъекции, когда жизнь и изматывающая работа в Никольском стали слишком тяготить. В Киеве на помощь Михаилу пришёл отчим. Воскресенский подменял ампулы с морфием на дистиллированную воду, сам запаивал их, так что подлог доктор Булгаков не вычислил. В итоге от зависимости удалось избавиться.
Варвара Покровская и Иван Воскресенский. (plam.ru)
Михаил Афанасьевич вернулся к частной практике, избрал венерологию, но тихая работа в своём кабинете продлилась недолго. В декабре 1918 г. установилась власть Директории Украинской Народной Республики. И в «Белой гвардии» читаем: «То не серая туча со змеиным брюхом разливается по городу, то не бурые, мутные реки текут по старым улицам — то сила Петлюры несметная на площадь старой Софии идёт на парад».
Булгакова снова мобилизовали, по воспоминаниям жены, он бежал. В феврале 1919 г. новая мобилизация врачей — уже для Красной армии. В октябре опять, уже в Добровольческую армию. В ней Булгаков получил назначение в госпиталь во Владикавказе. Скорее всего, именно там, на Кавказе, он начал печататься. Сохранилась заметка «Грядущие перспективы» в газете «Грозный» от ноября 1919 г. В ней он писал:
«Теперь, когда наша несчастная родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую её загнала «великая социальная революция», у многих из нас всё чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль.
Эта мысль настойчивая.
Она — тёмная, мрачная, встаёт в сознании и властно требует ответа.
Она проста: а что же будет с нами дальше?».
Во Владикавказе Булгаков тяжело заболел тифом. Отступавшие белые хотели увезти доктора с собой, но не дала жена — понимала, что больной не перенесёт дорогу. С трудом нашла в городе врача, который поставил Михаила на ноги. После этого с профессией было покончено, некоторое время Булгаков даже скрывал своё медицинское прошлое, видимо, опасался новых мобилизаций и скитаний. Начиналась совсем другая, литературная, часть биографии.
Михаил Булгаков. (cultura.ru)
В 1923 г. Валентин Катаев вывел Булгакова в своём рассказе «Медь, которая торжествовала». Герой влюбляется в девушку и приходит к её брату Ивану Ивановичу (Катаев был влюблён в сестру Булгакова Елену, а Михаил Афанасьевич был против их брака). «Он хватает ручку и начинает быстро писать на узенькой бумажке рецепт моего права на любовь. Он похож на доктора», — описывает Катаев.
А он и был доктором.
Дневники Полякова
Далее повествование представляет собой пересказ дневниковых записей Полякова.
Первая запись в дневнике датирована 20 января 1917 года. После институтского распределения молодой врач Поляков оказался в забытой Богом сельской больнице. Сергея нисколько это не смутило, наоборот, ему требовалось сбежать в глушь, чтобы как можно скорее забыть неудачный роман с оперной певицей.
Вместе с Поляковым в земском медпункте работали:
- женатый фельдшер, живший во флигеле;
- акушерка Анна Кирилловна, муж которой попал в немецкий плен.
15 февраля 1917 года герой ощутил острую боль в эпигастральной области. Мешавшие работать болевые ощущения не стихали, и акушерка впрыснула врачу однопроцентный раствор морфия. После инъекции наркотического обезболивающего Полякову впервые за долгое время хорошо спалось. С того рокового дня он уже не мог обходиться без уколов. Пытаясь облегчить душевные страдания, сам того не замечая, врач превратился в наркомана.
Акушерка Анна кляла себя за то, что вовремя не настояла, чтобы Поляков отказался от опасного обезболивающего. В периоды, когда действие наркотического зелья прекращалось, и врачу становилось невыносимо плохо, он понимал, что ходит по тонкому льду, однако после очередного укола наступала эйфория и желание бороться с зависимостью тотчас же отпадало.
По стране прокатилась мощная революционная волна, пал царский режим, но морфинисту эти события были совершенно безразличны.
Из-за регулярных уколов на теле доктора появились незаживающие язвы, а псевдогаллюцинации, преследовавшие его круглые сутки, сводили с ума. Чтобы достигнуть нужного состояния, дозу наркотика приходилось постоянно увеличивать, началась рвота, больной сильно исхудал и уже не мог передвигаться без трости. Он добровольно пришел в психиатрическую клинику, откуда, впрочем, быстро сбежал, украв несколько ампул с морфием.
Тот, у кого нет возможности прочитать книгу целиком, может ознакомиться с рассказом Булгакова «Морфий» в кратком содержании.
О чем книга?
Рассказ ведётся от лица доктора Бомгард, вторым главным героем является Сергей Поляков, его бывший сокурсник. Начинается все с того, что рассказчик делится с читателем своей радостью: его переводят из сельской местности в небольшой город работать, он доволен, если бы ни одно НО. Герою часто снится его старый участок, больные и, в конце концов, мысли начинают есть доктора изнутри. Он думает о судьбе глухой больницы, а сюжет закручивается, когда герой получает письмо из старого участка.
В этот момент я начала додумывать, причём здесь морфий, вроде бы, начало обыкновенного Чеховского рассказа с грустью и печалью… Так вот, что там с морфием, Михаил Афанасьевич?
Дело в том, что бывший сокурсник нашего доктора прислал письмо с просьбой помочь ему, так как он тяжело болен, а на следующее утро привозят тело Сергея Полякова. Вместе с ним дневник. Дальше повествование ведётся от лица самого морфиниста, что лучше всего позволяет проникнуть в его внутренний мир. Да, Поляков употреблял морфий из-за сильной боли и спазмов в желудке, а потом подсел на него и употреблял по любому поводу. Именно в этом дневнике мы поэтапно узнаем, что происходит с человеком, который зависит от наркотиков. У него и агрессивные припадки, и ломка. Это интересно читать, потому что сама тема наркотической зависимости покрыта мраком, а в рассказе открывается занавес тайны, ведь описывается каждый день героя с детальным изложением его чувств. Например, изображение блаженства после дозы настолько красочное, что я боюсь, детям до 18 эту повесть лучше не читать. Как и все обычные наркоманы, Поляков думает, что сможет отказаться в любой момент, но не тут-то было. Он боится разоблачения коллегами, потому что его выдают постоянно трясущиеся руки и расширенные зрачки. Булгаков описывает и галлюцинации, и растерянность Полякова, который в конце дневника все же написал, что ему стыдно было бы продолжать жить.
В финале доктор Бомгард публикует этот дневник спустя десять лет после смерти Сергея Полякова.
Главные герои
Владимир Михайлович Бомгард – герой-рассказчик. Детский врач 27-и лет. «Здоров, силен, но мягок» (из записей Полякова).
Сергей Васильевич Поляков – университетский товарищ Бомгарда 25-и лет. Был очень жизнерадостным человеком до семейной драмы. Рассудительный, по мнению Бомгарда. Не смог отказаться от наркотика.
Анна Кирилловна – фельдшерица-акушерка в Левково. Стала «тайной женой» Сергея Васильевича, пыталась его спасти. «Милый и развитой человек» (из записей Полякова). Нестарая женщина, ее муж в германском плену.
Доктор N – профессор, психиатр. Работал в столичной лечебнице, где проходил лечение Сергей Васильевич.
Девиантное поведение героя Булгакова
Как и сам Булгаков, Сергей Поляков продолжил принимать морфий не столько по необходимости, сколько от скуки, от душевных мук. А оправдать герой себя пытается тем, что врачи должны пробовать препараты на себе, чтобы понимать, что чувствуют пациенты. Все мы понимаем, что это чушь, и что без надобности принимать что-либо — непростительная глупость. Все заходит слишком далеко, когда организм снова и снова, больше и больше требует дозы. Поляков сам замечает за собой неоправданную агрессию. Достаточно показательна сцена борьбы Сергея и фельдшерицы за ключи от аптеки, где хранится заветный наркотик. Герой деградирует на наших глазах: он грубит девушке, он озлоблен, только лишь не хватает звериного оскала. Наркотики превращают людей в животных. Но есть и достаточное количество сцен, где Полякову стыдно покупать кристаллы в аптеке, значит, в нем происходит борьба, он не безнадежен. Однако внутренний конфликт угасает под влиянием распада личности доктора: она теряет человеческие черты.
Распад личности происходит тогда, когда наш герой отказывается от лечения. Чаще и чаще героя посещает безумие: бледные люди, старушка и т.д
Доктору становится неважно, в каких условиях вколоть морфий, главное, это необходимо сделать. Конечно, внешний вид доктора Полякова выдаёт сегодняшнего наркомана: худ, бледен, достаточно много потерял в весе
Тем не менее, никто вовремя не помог ему, герой оказался в безвыходной ситуации. Необратимый процесс сделал своё дело, он не может больше ни о чем думать, Поляков становится рабом Морфия.
Хотя повесть и автобиографическая, но, тем не менее, доктор Поляков умирает, не справившись от зависимости, а сам Булгаков сумел побороть ее своей силой и желанием жить и творить.
Как возникла зависимость
Привычка доставка — достаточно 2-3 раз. В первую очередь, желание «ощутить себя на небесах» интерпретируется пользователем. Наркоманы (и даже больные, получающие терапевтические дозы препарата) видят приятные сны и ощущают легкость, оживляют свои фантазии, обостряют восприятие.
Постепенно дозу приходится увеличивать, и уже нет ни желания остаться в раю, ни ужаса сильных страданий без лекарств. А все потому, что даже небольшая задержка с приемом дозы вызывает нестерпимую боль во всем теле, рвоту, кровавый понос, нарушение дыхания и кошмарные видения.
Зависимость не обошла стороной и Михаила. Жена делала ему уколы. И она описала его состояние как «очень спокойное». Он мог работать и писать.
Выбор судьбы
Выбор профессии врача часто является семейным, дети продолжают династию. Отец Булгакова Афанасий Иванович окончил духовную семинарию, но врачей в семье было немало. Прежде всего это братья матери — Василий, Николай и Михаил Покровские. Василий Михайлович первым пошёл против семейной традиции получать духовное образование, и семья надолго прервала с ним общение. За ним пошли и два других брата: Николай Михайлович был известным в Москве гинекологом, считается, что именно он стал прототипом Филиппа Филипповича Преображенского из «Собачьего сердца». Михаил Михайлович был прекрасным терапевтом.
Николай Покровский с племянниками — сёстрами и братом Михаила Булгакова. (m-bulgakov.ru)
Братья бывали в Киеве, хорошо ладили с племянниками и оказали влияние на Михаила. Его сестра Надежда вспоминала: «Безусловно, что-то выдающееся есть во всех Покровских… Какая-то редкая общительность, сердечность, простота, доброта, идейность и несомненная талантливость — вот качества Покровского дома, разветвившегося от Карачева по всем концам России от Москвы до Киева и Варшавы… Жизнерадостность и свет».
В произведениях Булгакова появляются врачи Янчевский и Янковский. Исследователи полагают, что так Михаил Афанасьевич отдал дань уважение профессору Феофилу Яновскому, основателю украинской терапевтической школы. Друг Афанасия Булгакова, он был рядом во время его тяжёлой болезни и произвёл большое впечатление на юного Михаила.
Врачом был и второй муж матери Булгакова Иван Павлович Воскресенский. И хотя отношения его со старшим пасынком, видимо, не всегда оставались ровными, врачей в окружении будущего писателя всё равно оказалось немало.
Заболевания
Дневник морфиниста или дурная привычка Михаила Булгакова
Первая минута: ощущение прикосновения к шее. Это прикосновение становится теплым и расширяется.
Во вторую минуту внезапно проходит холодная волна под ложечкой, а вслед за этим начинается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются.
Это высшая точка проявления духовной силы человека. И если бы я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать только после укола морфия…
В достоверности описанных ощущений можно не сомневаться: истории болезней морфинистов — вымышленного Полякова и реального Булгакова — практически совпадают. За исключением финала. Булгакову фантастическим образом удалось победить свою зависимость от морфия. А Полякову — нет.
Несчастный случай
В конце XIX — начале XX века ассортимент лекарств в аптеках был удивительно разнообразен.
Открыто без рецепта здесь продавались: камфорная настойка опия, с помощью которой лечили бессонницу и понос; героин в порошке как средство для лечения бронхита, астмы, туберкулеза и депрессий; лауданум — успокаивающее снадобье с высоким процентом опиатов.
Его часто давали маленьким детям, чтобы во время отсутствия взрослых они сидели дома тихо, а лучше — спали. Ну и, конечно, белые кристаллы морфия — прекрасного снотворного и обезболивающего.
Но тогда, в 1916-м, 25-летний врач Михаил Булгаков прибыл по распределению в глухое село Никольское под Вязьмой без каких-либо серьезных предубеждений насчет рецептурного средства morphini.
Впервые уколоть себе морфий Булгакова вынудил случай. Первая жена Михаила Афанасьевича, Татьяна Лаппа, вспоминала: «Как-то, когда мы жили в Никольском, привезли мальчика, больного дифтеритом. Михаил осмотрел его и решил отсосать трубкой дифтерийные пленки из горла. Ему показалось, что при этом заразная культура попала и ему.
Как возникает привычка
Всемирной организацией здравоохранения давно описан сценарий привыкания к морфию. Даже в небольшой терапевтической дозе — 0.02—0.
К очередному уколу морфиниста подстегивает не только жажда пережить неземные ощущения, но и ужас перед синдромом отмены. Несчастные рабы морфия, пройдя начальную эйфорическую стадию, впадают в необратимое состояние мучительного страха и физических страданий.
Малейшая отсрочка очередной инъекции грозит нестерпимыми болями в мышцах, суставах, внутренних органах, кровавым поносом, рвотой, нарушениями дыхания и сердечного ритма, фобиями и страшными видениями…
Обессиленная до предела, измотанная жертва morphini беспомощно присутствует при собственном физическом и психическом уничтожении. Конечно же, не все познавшие морфий 100% становятся его рабами.
Но если морфинизм укоренился, его можно устранить лишь ценой огромных усилий.
Идейный замысел и проблематика
В рассказе затронуто немало глубоких психологических проблем, актуальных для любого времени, например, страх боли и смерти. Испугавшись физического недуга и его потенциальных последствий, человек обрекает себя на нравственное разложение.
Главный герой оказывается загнанным в угол, потому что ему недостает мужества. По этой же причине он не может прекратить принимать морфий. Он боится осуждающих взглядов и потери должности, поэтому всячески скрывает свою слабость, максимально дистанцируясь от близких, хотя они могли бы ему помочь.
Сжигая ведущие к спасению мосты, герой убивает себя сам, и даже наркотик здесь играет второстепенную роль: он лишь обличил безволие и слабохарактерность мужчины. Лишь он сам виноват в том, что встал на путь саморазрушения. Поляков не предпринимал попыток разнообразить свою жизнь, чтобы забыть о несчастной любви, а полностью поддался унынию и скуке. Не подумав о других, о том, что в нем нуждаются больные, герой с легкостью погрузился в наркотический дурман.
Нуждаются ли люди в таких произведениях? Стоит ли рассказывать об этой мрачной стороне жизни? Булгаков положительно отвечает на эти вопросы.