Метод социалистического реализма
Конец 1920-х — начало 1930-х — время кардинальных перемен в жизни СССР. Индустриализация, коллективизация, раскулачивание… В том, что подобные процессы затронут и культуру, сомнений не было. В апреле 1932-го вышло постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Главные тезисы этого документа были следующими:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём.
В августе 1934-го в Москве открылся Первый съезд советских писателей. Литературный функционер Александр Фадеев призывал к созданию новых форм, которые соответствовали бы монументальности политических задач, стоящих перед государством. Максим Горький, председательствовавший на собрании, говорил, что советская литература должна сосредоточиться на изображении трудовой деятельности масс, коллектива, народа, революционном преобразовании действительности. На съезде был обоснован и утверждён единый метод советской литературы — социалистический реализм.
Само понятие «соцреализм» прозвучало ещё в мае 1932-го на собрании писателей Москвы. Оно было лично выбрано (предлагались также варианты революционный реализм, тенденциозный реализм, монументальный реализм, героический реализм, романтический реализм, классовый реализм) и одобрено Иосифом Сталиным. Ключевым словом в названии утверждённого метода было не реализм (правдивое отображение действительности), а социалистический — верность идеологии построения нового общества.
Тогда же были определены и классики — основоположники соцреализма. Это Максим Горький и его роман «Мать», Александр Фадеев со своим «Разгромом», Дмитрий Фурманов с «Чапаевым». Другие писатели должны были равняться на эти произведения.
Своеобразие соцреализма Л. Леонова
Творчество Леонова развивалось в период активного развития социалистического реализма как основного, «официального» метода литературы и искусства в целом, пропаганды в литературе социалистических и революционных ценностей.
Своеобразие соцреализма писателя:
✓ опора на традиции русской классики (прежде всего Достоевского) и реализация на этой основе принципов нового метода, особенно в изображении героя и его взаимоотношений со средой;
✓ отличие художественно воплощенного стереотипа поведения героя, который предстает всегда положительным и воплощает положительные с точки зрения революционных установок качества и авторского отношения к герою, в котором обычно присутствует едва уловимая добрая ирония;
✓ проступает скрытая рефлексия, в отсутствии которой упрекали авторов соцреализма, что ярко прослеживается в таких произведениях, как «Дорога на океан», «Нашествие», «Метель».
Абрикосовое варенье
Рассказ “Абрикосовое варенье” был написан в 1994 году.
Первая часть произведения представляет собой письмо к прославленному советскому писателю, которое написал сын раскулаченных родителей.
В своём послании он подробно рассказывает о тех ужасных испытаниях, выпавших на долю его семьи. В заключение он просит литератора выслать ему продуктовую посылку.
В следующей части рассказа разговор того самого писателя с приятелем профессором киноведения. Он восхищается “первозданным языком” автора письма и обсуждает планы написания сценария. Однако помогать человеку, обратившемуся к нему за помощью он не собирается.
Символом благополучия в этом рассказе выступает абрикосовое варенье. До революции абрикосовое дерево украшало крестьянский двор. Во время раскулачивания дерево спилили.
Теперь это самое абрикосовое варенье является частью чайного застолья в доме удачно встроившегося в новые реалии писателя.
Сочинение Что такое великодушие?
Великодушие – это возможность человека проявлять к другим щедрость и доброту. Такой человек думает не только о собственной выгоде, но и об окружающих его людях. Великодушные люди способы на многие поступки, порой даже вопреки своим интересам.
Великодушие должно исходить из сердца человека. К милосердному отношению человек должен прийти сам осознанно. Никто не может заставить или настоять на этом
Ведь самое важное в великодушном человеке – это чистота его намерений. Лживость намерений очень легко увидеть и заподозрить: такие люди делают всё «для галочки», не нарушая свои интересы.
Очень часто люди делают вид, то готовы помочь. Но на самом деле за их действиями скрываются лживые намерения. Таких людей видно сразу. Ведь они не спешат помочь, никогда не будут жертвовать своими интересами. Для них собственная выгода – самое главное в жизни. Но пытаясь это скрыть, они выдают себя сразу.
А тот, кто готов отдать всего себя во имя спасения других, светиться при каждом шаге. К такому человеку тянутся люди, он никогда не откажет или нагрубит. Этот человек похож на ангела.
В пример хотелось бы привести рассказ Максима Шолохова «Судьба человека». Ведь в данном рассказе главный герой во время военных действий потерял всю свою семью вместе с родным домом
Андрей обратил своё внимание на нелёгкую судьбу маленького Ванюши. Его родители погибли на войне, но мальчик всё равно ждал их каждый день
Он до последнего надеялся. Это очень тронуло сердце былого военного. Именно поэтому Андрей Соколов решил помочь этому мальчику, взяв его жить к себе под свою опеку. Благодаря этому мальчик смог вырасти по-настоящему счастливым человеком. Это был большой шаг для главного героя: после потери своей семьи взять ответственность за чужую маленькую жизнь – много стоит, на самом деле. Этот поступок как раз и характеризует Андрея как великодушного человека, ведь он проявил и человечность, и доброту по отношению к этому мальчику.
Таким образом, великодушие – это отзывчивость и милосердие по отношению к совершенно чужим людям. Порой нужно жертвовать своими интересами и комфортом, чтобы помочь другим. Но только тот человек, чьи действия идут из души, является действительно великодушным.
Советский производственный роман
«Визитной карточкой» соцреализма стал производственный роман. Произведения, созданные в достаточно новом для литературы жанре, описывали строительство заводов, их функционирование, отладку. Причём каждый из этих процессов рассматривался авторами как космогонический, как сотворение человеком нового мира, победа над тёмным хаосом природы. К числу наиболее известных производственных романов можно отнести «Гидроцентраль» Мариэтты Шагинян, «Энергию» Фёдора Гладкова, «Большой конвейер» Якова Ильина.
Особой разновидностью производственного романа был колхозный роман, который рассказывал, как ясно из названия, о создании колхозов. Среди официально образцовых примеров — «Бруски» Фёдора Панфёрова, «Лапти» Петра Замойского и так далее. Все эти произведения во многом следовали клише, в них нередко повторялись сюжеты и типажи.
В поэме «За далью — даль» Александр Твардовский так описал схему советского производственного романа:
Глядишь, роман, и всё в порядке:
Показан метод новой кладки,
Отсталый зам, растущий пред
И в коммунизм идущий дед;
Она и он — передовые,
Мотор, запущенный впервые,
Парторг, буран, прорыв, аврал,
Министр в цехах и общий бал…
Сделать интересным повествование о запуске новой детали или конвейера было достаточно сложно
И тогда, чтобы привлечь внимание широкого читателя, авторы использовали элементы детективного или даже шпионского романа.. 1930-е стали временем расцвета советской драматургии
Некоторые пьесы, например, «Любовь Яровая» Константина Тренёва или «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, с большим успехом ставились по всей стране. Сегодня они не так востребованы. Зато произведения Михаила Булгакова, Николая Эрдмана, Евгения Шварца, написанные, но запрещённые в тот период, заняли заметное место в репертуарах современных российских театров.
1930-е стали временем расцвета советской драматургии. Некоторые пьесы, например, «Любовь Яровая» Константина Тренёва или «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, с большим успехом ставились по всей стране. Сегодня они не так востребованы. Зато произведения Михаила Булгакова, Николая Эрдмана, Евгения Шварца, написанные, но запрещённые в тот период, заняли заметное место в репертуарах современных российских театров.
Особой интерес в 1930-е представляли «периферийные отрасли литературы». Небывалое развитие в это время получила переводческая школа, что неудивительно, поскольку среди переводчиков были такие маститые фигуры, как Борис Пастернак, Арсений Тарковский, Михаил Лозинский, Анна Ахматова. Расцвели детская литература (Константин Паустовский, Борис Житков, Аркадий Гайдар, Виталий Бианки) и исторический роман (Алексей Чаплыгин, Василий Ян, Алексей Новиков-Прибой, Юрий Тынянов).
Поэзия второй половины 1950-х- 1960-х годов
Поэзия во время «оттепели» стала менее официозной, обратилась к раскрытию вечных ценностей. Авторы выступали на стадионах, в молодежных кафе и студенческих аудиториях с «громкими», «трибунными», «ораторскими» стихами, часто на площади перед памятником своему кумиру В. Маяковскому в Москве. Е. Евтушенко во вступлении к поэме «Братская ГЭС» (1964) писал:
Дай, Маяковский, мне глыбастость, буйство, бас,
непримиримость грозную к подонкам…
Заявило о себе поколение шестидесятников в лице Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, писавшее на высокой волне романтизма о вере в будущее, о гигантских стройках, о целине, об ответственности за свои дела и поступки, за память о трагедиях эпохи («Стих о моем имени» Р. Рождественского).
А Вознесенский в стихотворении «Уберите Ленина с денег» возмущается тем, что портрет вождя превращается в предмет купли-продажи.
О памяти, совести, любви к товарищам по оружию, не вернувшимся с войны, пишет А. Твардовский в стихотворении 1966 года «Я знаю, никакой моей вины…»
Появилась бардовская поэзия, зазвучала авторская песня. Добрые чувства пробуждало стихотворение «Полночный троллейбус» Б. Окуджавы, распевавшееся поэтом-бардом под гитару, представляющее транспортное средство спасителем заплутавших людей.
Советская поэзия конца 1950—1960-х годов звала на подвиг, в романтические путешествия, проецировала свое время на героическое прошлое, разоблачала ложь, бездуховность.
Особенности творческой индивидуальности Леонова как писателя
Леонид Леонов (1899-1994) считается прямым и непосредственным продолжателем традиций русской классической литературы. В области философской прозы он выступал как наследник Достоевского, утверждая гуманистические ценности, способные сообщить смысл и оправдание человеческому существованию.
Факты биографии, оказавшие влияние на особенности творческой индивидуальности писателя:
✓ его отец был человеком, причастным к литературному творчеству — поэтом-суриковцем;
✓ дед способствовал изучению Священного Писания, которое Леонов хорошо знал;
✓ повлиял на писателя и собственный опыт участия в гражданской войне.
Творческая индивидуальность Леонова как писателя начала складываться в начале 20-х гг., когда он создал ряд разнородных по своему стилю и тематике рассказов («Бурыга», «Петушихинский пролом», 1923).
Особенности его творческой индивидуальности:
✓ уже на раннем этапе он занял в литературе особое место, обретя репутацию писателя-философа, мыслящего в категориях мировой культуры;
✓ мир его творчества отличается неповторимым строем чувств, своеобразным эмоциональным зарядом, особым комплексом нравственности и неповторимым литературным языком;
✓ исследуется мир русских поверий;
✓ привлекает восточно-романтическая и библейская тематика, отраженная в рассказах «Туатамур», «Уход Хама», «Халиль»;
✓ вызывает интерес народная демонология, что также было свойственно литературе «серебряного века»;
✓ используется сказочная стилизация, которая обусловливает парадоксальное отстранение от социальных связей и замкнутость жизни сферой духовной реальности;
✓ проявляется внимание к частной жизни человека, с учетом его социальной роли, связанной с революционной ситуацией, как того требует время, и это требование неукоснительно соблюдается Леоновым, который является приверженцем традиций классической литературы, провозглашающей принцип соответствия литературы требованиям времени, но эта социальная роль героя изображается схематично, без попыток раскрыть внутренний мир революционных людей;
✓ автор пропускает свое понимание к современности сквозь призму вечных тем и проблем, его внимание к библейской тематике носит свою специфику, которая проявляется в использовании в сюжетах народных элементов, перекрывающих библейскую основу
Поэзия 1930-х годов
Поэзия в 1930-е годы развивалась в нескольких направлениях. Первое направление — репортажное, газетное, очерковое, публицистическое. В. Луговской посетил Среднюю Азию и написал книгу «Большевикам пустыни и весны», А. Безыменский — стихи о Сталинградском тракторном заводе. Я. Смеляков издал книгу «Работа и любовь» (1932), в которой герой слышит ноту любви даже «в качанье истертых станков».
В 1930-е годы писал свои стихи о колхозной деревне М. Исаковский — фольклорные, напевные, потому многие из них стали песнями («И кто его знает… », «Катюша», «Спой мне, спой, Прокошина… » и др.). Благодаря ему вошел в литературу А. Твардовский, писавший об изменениях в деревне, прославивший колхозное строительство в стихах и в поэме «Страна Муравия». Поэзия в 1930-е годы в лице Д. Кедрина раздвигала рамки познания истории. Автор славил труд народа-созидателя в поэмах «Зодчие», «Конь», «Пирамида».
В это же время продолжали творить и другие литераторы, записанные позже в «оппозиционеры», ушедшие в «духовное подполье», — Б. Пастернак (книга «Сестра моя — жизнь»), М. Булгаков (роман «Мастер и Маргарита»), О. Мандельштам (цикл «Воронежские тетради»), А. Ахматова (поэма «Реквием»). За рубежом создавали свои произведения социального, экзистенциального, религиозного характера И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, М. Цветаева, В. Ходасевич, Г. Иванов и др.
Характеристика романа «Русский лес»
Творческая судьба романа Леонова «Русский лес»:
✓ опубликован в 1953 г. в журнале «Знамя»;
✓ с самого начала вызвал споры критиков;
✓ был отмечен в 1957 г. Ленинской премией;
✓ официальным литературоведением определялся как образец метода социалистического реализма в русской советской литературе середины XX столетия, что обеспечило на долгие годы предвзятое отношение к роману как пропагандирующему социалистические ценности и принципы эстетического освоения реальности, таким образом утверждая их истинность.
Тематика романа Леонова «Русский лес» включает в себя освещение следующих тем и проблем:
✓ идеологические и философские дискуссии;
✓ сущность человеческого бытия и пути самореализации человека;
✓ рассуждения о текущей литературе, в которых иронически оценивается значимость и истинность эстетических критериев соцреализма.
Отличие от прочих произведений, созданных на основе принципов соцреализма:
✓ изощренная культура письма;
✓ сложность композиционной структуры.
Композиция романа основана на нескольких уровнях сюжета, среди которых выделяются сюжеты:
✓ философского спора;
✓ исторический;
✓ сказочный.
Особенности сюжета философского спора:
✓ идейные споры в романе приобретают невиданные для литературы соцреализма масштабы;
✓ через споры о судьбе русского леса развивается напряженная дискуссия о созидательных возможностях человека и его месте в природе;
✓ ведутся споры об отношении людей к историческому опыту, о смысле истории и судьбах цивилизаций;
✓ включает в себя диалогическую связь, сцепление двух программных речей центральных героев романа — Ивана Вихрова, проповедующего концепцию согласия деятельности человека с законами природы, и Александра Грацианского, утверждающего насилие над природой, когда человеческая деятельность обусловлена не законами гармоничного существования с природой, а единственно волей человека;
Особенности исторического сюжета:
✓ вытекает из философских споров героев;
✓ имеет два исторических пласта:
• первый пласт включает в себя 1892, 1916, 1929, 1936 и 1941 гг., выступающие как вехи судьбы Ивана Вихрова;
• второй пласт сосредоточен на событиях первого года Великой Отечественной войны;
✓ исторические сюжеты синхронизированы и образуют единую линию с общей завязкой, кульминацией, развязкой, окольцованной прологом и эпилогом;
✓ наделяет философский спор героев эпохальным значением;
✓ отражает мысль автора о том, что противостояние двух философий отношения к природе непосредственно связано с охватившей весь мир войной и во многом обусловливает ее.
Особенности сказочного сюжета:
✓ противопоставлен по фактуре философскому сюжету;
✓ апеллирует к эмоциональным способам убеждения на основе мифологических архетипов, и это является одной из составляющих метода соцреализма.
Присутствует пролог, который можно охарактеризовать следующим образом:
✓ задаются главные пункты философских споров, в дальнейшем развивающиеся на страницах романа;
✓ намечаются основные сюжетные линии;
✓ вводятся образы, выполняющие роль сквозных лейтмотивов;
✓ задается общий эмоциональный тон повествования;
✓ основан на мотивах сказки, которые тесно связываются с эмоциональным состоянием главной героини романа Поли Вихровой.
Мотив сказки в романе имеет важнейшее значение и характеризуется следующим образом:
✓ не исчезает после пролога, а существует и развивается на протяжении всего романа в образе «чуда жизни» и сказочности природы, занимающей центральное место в романе;
✓ обусловливает важнейшую особенность композиции, которая заключается в тесном переплетении сказочного, чудесного с рациональным, логическим;
✓ обеспечивает материализацию бытийного в сказочный эпос, через который также реализуются и социальные прогнозы, и исторические концепции, которые выражаются в эпических жанрах, обеспечивающих жанровое своеобразие романа:
• фольклорно-эпосный;
• эпическое сказание;
• сказочная утопия;
• социальный миф.
Мифологема леса составляет доминанту национального образа мира.
Значение романа Леонова «Русский лес»:
✓ он является одновременно своеобразным и в то же время характерным для 1950-х гг. литературным произведением;
✓ автор вступает в неявную полемику с государственной литературной идеологией и эстетическими критериями соцреализма, что выражается в следующем:
• доведение до абсурда идей соцреализма;
• использование иронии, способствующей подрыву соцреалистических канонов изнутри;
• пародирование соцреалистических канонов и схем.
2 вариант
Великодушие — это безусловно положительное качество, подразумевающее проявление человечности и доброты к другим людям, причем даже если они этого не заслуживают.
Великодушие — «великая душа», то есть душа широкая, благородная, щедрая.
Великодушный человек не склонен к манипуляциям, к злоупотреблением властью, он никогда не станет выискивать недостатки в других. А если чужие недостатки сами бросаются в глаза, великодушный человек просто не заметит их, а значит, никогда никого не будет осуждать.
Благородное великодушие проявляется еще и в том, что наделенный им человек никогда не предъявит претензий к тому, кто его подвел или обманул. Он испытает разве что легкое сожаление и оставит обманщика наедине с его мелочным эгоизмом. То, что не присуще великодушному человеку, не может его задеть, унизить или оскорбить. Зато тому, кто сделал это, придется плохо вдвойне: таков закон человеческих взаимоотношений.
Кому именно присуще великодушие, можно ли его в себе развить или это качество дается от рождения?
Прежде всего, великодушие — это отсутствие излишней требовательности к окружающим, а в идеале и вовсе отсутствие какой-либо требовательности. Напрасное ожидание от людей определенных слов, действий или обещаний напрягает душевные силы, вызывает разочарование и обиду. А если подразумевать, что никто не обязан оправдывать чужие ожидания, то великодушному человеку живется намного легче.
Великодушие — это неизменное проявление доброты к людям. Быть добрым — значит быть полезным. Задумавшись о том, какую пользу человек приносит своим ближним прямо здесь и сейчас, он делает большой шаг к развитию в себе великодушия.
Жизнь полна огорчений, никто не идеален
Постоянно сталкиваясь с негативными проявлениями в свой адрес, важно не обнажать копье в ответ. Если учиться прощать, со всеми без исключения общаться ровно, никого не обижая и не унижая, то это еще один шаг к душевной щедрости и благородству, а значит и к великодушию
Проза 1930-х годов
Проза этого времени изображала «бытие как деяние», показывала трудовой созидательный процесс и отдельными штрихами человека в нем (романы «Гидроцентраль» (1931) М. Шагинян и «Время, вперед! » (1932) В. Катаева). Герой в этих произведениях предельно обобщенный, символический, выполняющий функцию строителя новой, спланированной за него жизни.
Достижением литературы данного периода можно назвать создание жанра исторического романа на основе принципов социалистического реализма. В. Шишков в романе «Емельян Пугачев» описывает восстание под руководством Емельяна Пугачева, Ю. Тынянов повествует о декабристах и писателях В. Кюхельбекере и А. Грибоедове («Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара»), О. Форш воссоздает облики выдающихся революционеров-первопроходцев — М. Вейдемана («Одеты камнем») и А. Радищева («Радищев»). Развитие жанра научно-фантастического романа связано с творчеством А. Беляева («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира»), Г. Адамова («Тайна двух океанов»), А. Толстого («Гиперболоид инженера Гарина»).
Теме воспитания нового человека посвящен роман А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» (1933—1934). Образ железного и несгибаемого, верного социалистическим идеалам выходца из самых низов народа Павки Корчагина создал Н. Островский в романе «Как закалялась сталь». Это произведение долгое время было образцом советской литературы, пользовалось успехом у читателей, а его главный герой стал идеалом строителей новой жизни, кумиром молодежи.
В 1920—1930-е годы писатели много внимания уделяли проблеме интеллигенции и революции. Героини из одноименной пьесы К. Тренева Любовь Яровая и Татьяна Берсенева из пьесы Б. Лавренева «Разлом» принимают участие в революционных событиях на стороне большевиков, во имя нового отказываются от личного счастья. Сестры Даша и Катя Булавины, Вадим Рощин из трилогии А. Толстого «Хождение по мукам» к концу произведения прозревают и принимают социалистические перемены в жизни. Некоторые интеллигенты ищут спасения в быту, в любви, в отношениях с близкими, в отстранении от конфликтов эпохи, ставят семейное счастье превыше всего, подобно герою одноименного романа Б. Пастернака Юрию Живаго. Духовные поиски героев А. Толстого и Б. Пастернака резче и ярче обозначены, чем в произведениях с упрощенным конфликтом — «наш — не наш». Герой романа В. Вересаева «В тупике» (1920—1923) так и не примкнул пи к одному из противоборствующих лагерей, покончил с собой, оказавшись в сложной ситуации.
Драматизм борьбы на Дону в период коллективизации показан в романе М. Шолохова «Поднятая целина» (1-я книга — 1932 год). Выполняя социальный заказ, писатель резко размежевал противоборствующие силы (сторонники и противники коллективизации), сконструировал стройный сюжет, вписал в социальные картины бытовые зарисовки, любовные интриги. Заслуга сто, как и в «Тихом Доне», заключается в том, что он драматизировал сюжет до крайности, показал, как «с потом и кровью» рождалась колхозная жизнь.
Что касается «Тихого Дона», то это до настоящего времени непревзойденный образец трагического эпоса, истинной человеческой драмы, показанной на фоне событий, разрушающих веками складывавшиеся устои жизни. Григорий Мелехов — ярчайший образ в мировой литературе. М. Шолохов своим романом достойно завершил поиски советской довоенной прозы, как мог, приблизил ее к действительности, отказавшись от мифов и схем, предлагаемых сталинскими стратегами социалистического строительства.
Пасхальный крестный ход
В творчестве Александра Солженицына “красной линией” прослеживается тема христианской морали и национального религиозного чувства.
Рассказ “Пасхальный крестный ход” был написан в 1966 году. Здесь речь идет о картине, типичной именно для того периода отечественной истории, когда официально служителей церкви перестали преследовать, однако последователи православия и священнослужители находились в унизительно-поднадзорном положении.
Писатель описывает светлый праздник пасхального воскресенья с щемящей болью: немногочисленные ряды представителей духовенства и верующих в окружении “ревущей молодости” — грубой, хамоватой, полупьяной, но зачем-то присоединяющейся к шествию — ради смеха, развлечения или еще по какой-то неведомой причине.
Солженицын между строк делится с читателем размышлениями о том, как страна с тысячелетней историей православия смогла прийти к такому мраку безверия и воинствующего атеизма.
Организации и группы
«Пролеткульт
» (теоретик объединения — философ, политик, врач А. Богданов) был массовой литературной организацией, представлял сторонников социалистического по содержанию искусства, издавал журналы «Грядущее», «Пролетарская культура», «Горн» и др. Его представители — поэты «от станка» В. Александровский, М. Герасимов, B. Казин, Н. Полетаев и другие — создавали поэзию обезличенную, коллективистскую, машинно-индустриальную, представляли себя представителями пролетариата, трудящихся масс, победителями во вселенском масштабе, «несметными легионами труда», в груди которых горит «пожар восстаний» (В. Кириллов. «Мы»).
Новокрестьянская поэзия
не была объединена в отдельную организацию. С. Клычков, А. Ширяевец, Н. Клюев, C. Есенин считали основой искусства нового времени фольклор, традиционную крестьянскую культуру, ростки которой — в деревне, а не в индустриальном городе, уважительно относились к русской истории, были романтиками, как и пролеткультовцы, но «с крестьянским уклоном».
«Неистовыми ревнителями» пролетарского искусства, по словам литературоведа, автора книги с одноименным названием, С. Шешукова, проявили себя члены литературной организации РАПП
(«Российская ассоциация пролетарских писателей»), созданной в январе 1925 года. Г. Лелевич, С. Родов, Б. Волин, Л. Авербах, А. Фадеев отстаивали идеологически чистое, пролетарское искусство, превратили литературную борьбу в политическую.
Группа «Перевал
» сложилась в середине 1920-х годов (теоретики Д. Горбов и А. Лежнев) вокруг журнала «Красная новь», возглавлявшегося большевиком А. Воронским, отстаивала принципы интуитивного искусства, его многообразие.
Группа «Серапионовы братья
» (В. Иванов, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов, М. Слонимский и др.) возникла в 1921 году в Ленинграде. Ее теоретиком и критиком был Л. Лунц, а учителем — Е. Замятин. Члены группы отстаивали независимость искусства от власти и политики.
Кратковременной была деятельность «Левого фронта
». Главными фигурами «ЛЕФа» («Левого фронта», с 1923 года) становятся бывшие футуристы, оставшиеся в России, и среди них — В. Маяковский. Члены группы отстаивали принципы революционного по содержанию и новаторского по форме искусства.
«Нам песня строить и жить помогает»
Что касается советской поэзии, то в 1930-е многие поэты (собственно, как и писатели), объединившись в агитбригады, разъезжали по стране, выступали на митингах и манифестациях. В эти годы особым успехом пользовалась производственная поэзия.
На шахтах, фабриках, за план, за цифру в нём,
Идут бои, атаки и разведки.
Упорством радостным и бешеным огнём,
Мы завоюем вас, высоты пятилетки!
Стихотворение Александра Безыменского, написанное в 1930-м, примечательно своей милитаристской, воинственной риторикой, уподоблением труда ратному подвигу. Эти признаки стали основополагающими характеристиками другой формы советской поэзии — плакатной.
Собственно, в поэзии предвоенного десятилетия доминировали 2 линии: гражданская (агитационная) и народная. К сожалению, общекультурный уровень советских людей был невысок (всего 4 класса образования), поэтому для большинства граждан СССР понятной и доступной стала песенная поэзия. В 1930-е появилась плеяда поэтов-песенников: Евгений Долматовский, Лев Ошанин, Борис Корнилов, Василий Лебедев-Кумач. Последний получил особую известность, поскольку был мастером точной и ёмкой песенной формулы, которая сразу запоминалась и превращалась в пословицу или в поговорку. Например: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».
Кадр из фильма «Цирк», 1936 год. (pinterest.ru)
Однако за бодрой и весёлой атмосферой 1930-х скрывалось другое явление — политические репрессии. Десятилетие, начавшееся выстрелом Владимира Маяковского, закончилось гонениями, нищетой и мученической смертью ряда писателей и поэтов.