Краткое содержание «князь серебряный» (а.к. толстой)

Краткое содержание «князь серебряный»

Краткое содержание «Князь Серебряный»

В силу своего возраста и особого положения она без страха укоряет царя в совершенных им грехах. Подняв с постели всю свою челядь, он отправляется в церковь служить заутреню. Глава 12. Меж тем Малюта, который уже не в силах терпеть бесконечные издевательства со стороны жестокого царевича Иоанна, решает ему отомстить за все обиды. Он клевещет Ивану Грозному на сына, и тот приказывает убить его во время охоты. Глава 13. Ванюха Перстень и его товарищи В лесу собирается шайка разбойников, среди которых — Коршун и Перстень. Глава 14. Оплеуха В разговоре с Годуновым Серебряный не понимает, как тот, видя всю несправедливость правления царя, не скажет ему об этом. Прибегает Михеич, и рассказывает, что Малюта с опричниками куда-то везут плененного царевича.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Алексей Толстой: Князь Серебряный. Аудиокнига

https://youtube.com/watch?v=t0rXoPUw7Zo

Анализ романа Князь Серебряный Анализ произведения Князь Серебряный Толстого романа Произведение в соответствии с авторским замыслом является описанием событий второй половины XVI века, изображающих характерные черты того исторического периода с воспроизведением нравов, традиций, вероучений российского общества. Основным персонажем романа является образ князя Никиты Романовича Серебряного, являющийся плодом авторской фантазии, собирательным типом характеров и биографий многих исторических личностей, при этом имеющего существовавшую в те времена княжескую фамилию, изображенного писателем в качестве благородного, честного, прямодушного боярина, славного воина. Двадцатипятилетний князь описывается писателем в виде красивого юноши, отличающегося умными и откровенными темно-серыми глазами, а также взъерошенными, непослушными волосами, обладающим порядочностью, простосердечием и отличительным чувством патриотического долга. Сюжетная линия произведения состоит из двух частей в виде взаимоотношений главного героя князя Серебряного и его любимой женщины Елены, а также связи князя с государем Иваном Грозным, являющего центральной основой романа и представляющий образ жестокой, деспотичной власти в произведении. Жанрообразующую функцию в романе осуществляет лейтмотив божьего промысла, божественного провидения, сочетающийся с мотивами смерти и страшного суда. Прежде всего божье предопределение человеческой судьбы проявляется в отношении героев романа к правящему государю Ивану Грозному, отождествляющих царскую волю с волей бога.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Князь Серебрянный, повесть времён Иоанна Грозного, кратко

Содержание

Глава 2. Новые товарищиГлава 3. КолдовствоГлава 4. Дружина Андреевич и его женаГлава 5. ВстречаГлава 6. ПриёмГлава 7. Александрова слободаГлава 8. ПирГлава 9. СудГлава 10. Отец и сынГлава 11. Ночное шествиеГлава 12. КлеветаГлава 13. Ванюха Перстень и его товарищиГлава 14. ОплеухаГлава 15. Поцелуйный обрядГлава 16. ПохищениеГлава 17. Заговор на кровьГлава 18. Старый знакомыйГлава 19. Русский человек добро помнитГлава 20. Весёлые людиГлава 21. СказкаГлава 22. МонастырьГлава 23. ДорогаГлава 24. Бунт станичниковГлава 25. Приготовление к битвеГлава 26. ПобратимствоГлава 27. БасмановГлава 28. РасставаниеГлава 29. Очная ставкаГлава 30. Заговор на железоГлава 31. Божий судГлава 32. Ладанка ВяземскогоГлава 33. Ладанка БасмановаГлава 34. Шутовской кафтанГлава 35. КазньГлава 36. Возвращение в слободуГлава 37. ПрощениеГлава 38. Выезд из слободыГлава 39. Последнее свиданиеГлава 40. Посольство Ермака

At nunc patientia servilis tantumque sanguinis domi perditum fatigant animum et moestitia restringunt, neque aliam defensionem ab iis, quibus ista noscentur, exegerium, quam ne oderim tam segniter pereuntes.

Tacitus. Annales. Liber XVI

Философия и идеи в романе «Князь Серебряный»

Александр Константинович Толстой создал глубокий и многогранный роман, в котором затронуты важнейшие философские проблемы. Главный герой Александр Бенедиктович должен выбирать между верностью благородным принципам и почетом перед обществом. Здесь автор поднимает актуальную тему соотношения индивидуальности и общества.

Роман А. К. Толстого также затрагивает многие другие темы, такие как вера и свобода, честь и мораль, власть и служение. В произведении убедительно показано, как трудно сохранять свои принципы и идеалы в условиях общества, где превалируют ценности, противоположные личным убеждениям.

Главный герой попадает в сложную ситуацию, где ему нужно выбирать между интригами и игнорировать правду, чтобы достичь своих целей, или сохранять свои наивысшие убеждения и стать жертвой несправедливости. Используя конфликт между долгом и совестью, автор иллюстрирует свой взгляд на главную дилемму человеческой жизни.

  • Верность и ложь — Роман «Князь Серебряный» поднимает вопрос о выборе между верностью принципам и ложью. Иногда люди принимают решения не в пользу Истины, а чтобы исполнить свои личные цели.
  • О значимости духовной свободы — Александр Бенедиктович старается сохранить свою духовную свободу, не смотря на то, что подобная позиция может навлечь на него неприятности. Роман показывает, что свобода важнее, чем все остальное.
  • Мораль и честь — Автор демонстрирует, что мораль и честь остаются основными драйверами поведения Александра Бенедиктовича. Он предпочитает быть правдивым, даже если это приведет к трудностям и жертвам.

В целом, роман «Князь Серебряный» А. К. Толстого — это потрясающий пример мастерства пера и глубины сюжета. Автор поднимает множество философских и этических вопросов, показывая, что выбор правильного пути в жизни не всегда легок.

Пересказ для читательского дневника

Исторический роман повествует о судьбе благородного человека Никиты Серебряного в годы тягот и испытаний. В 1565 году он возвращается из Литвы, где провел 5 лет, тщетно пытаясь заключить мир между Российским и Литовским государствами. Путь князя лежит через деревню Медведевка, и он невольно стал свидетелем разграбления местечка разбойниками.

Дружина князя связала лиходеев, однако выяснилось, что это царские опричники. Князь не верит этому и отправляет нарушителей спокойствия к губернскому старосте. Продолжив путь в Москву, он останавливается на постой у знахаря. Он узнает, что его возлюбленная осиротела и вышла замуж, чтобы избежать домогательств Афанасия Вяземского.

Пят лет назад, перед разлукой, влюбленные объяснились, и Елена Дмитриевна дала князю слово ждать его. Однако Никита задержался надолго, а Елену некому было защитить от Вяземского. Спасением от настойчивого ухажера для нее стал брак с боярином Морозовым. Однако это обернулось опалой для ее мужа, поскольку Вяземский пользовался расположением Ивана Грозного.

Приехав в Москву, Никита навещает Морозова, от которого узнает, что Иван Грозный переехал в Александровскую слободу. В городе творят произвол царские опричники. Боярин не советует Серебряному ехать к царю. Однако князь не желает прятаться от правительства и после объяснения с Еленой Дмитриевной направляется в Александровскую слободу.

Параллельно в княжеских палатах плетутся интриги. Вяземскому удается добиться разрешения царя заполучить Елену. Однако молодая женщина презирает опричника. Она до сих пор влюблена в Никиту, но верна мужу. Царь узнает, как поступил с его опричниками Серебряный в Медведевке. Он взбешен, велит звать и хочет казнить князя. Однако вмешивается Малюта Скуратов, который просит милости за его проступки.

Вяземскому удается похитить Елену. Расстроенный супруг просит правителя (не надеясь, впрочем, на его благоразумие) вернуть жену. Царь не слушает доводов, приказывает казнить Морозова и Вяземского. Серебряный в это время оказывается в плену у опричников, однако Перстню и Коршуну удается вызволить князя из темницы. Они собирают поход на татар, а после их разгрома устраивают пир.

Параллельно в Москве проходят страшные казни. Серебряный тоже отдает себя на милость царю. Он рассказывает о победе над татарами и просит милости для разбойников. Царь предлагает Никите стать опричником, а после отказа назначает его главой сторожевого полка, куда определены все его разбойники. Никита предвкушает счастливую жизнь с Еленой, но его возлюбленная винит себя в смерти супруга и принимает постриг. Князь прощается с Еленой, утешая себя тем, что исполнил свой жизненный долг и не совершил ни одной подлости.

Прошло 17 лет, Иван Грозный по-прежнему казнит лучших и именитых граждан. Его власть постепенно ослабевает, границы нуждаются в усиленной защите. Лишь на восточной стороне все спокойно благодаря усилиям бывшего разбойника по прозвищу Перстень. Сила Годунова при дворе растет. В это время правитель узнает, то князь Серебряный полег с дружиной в Сибири во время исполнения долга перед отечеством.

Сюжет

Князь Никита Романович Серебряный возвращался на родину из Литвы, где провёл пять лет. Он должен был выполнить царский указ: подписать грамоту о перемирии двух государств, Руси и Литвы, однако у него ничего не вышло.

Следуя мимо небольшой деревеньки, князь заметил, как на неё неожиданно напали разбойниками. Князь со своей дружиной поспешил на помощь несчастным. К его большому удивлению выяснилось, что пойманные разбойники были царскими опричниками. Серебряный не мог поверить, что подобные бесчинства могли устраивать государевы слуги.

Никита Романович продолжил свой путь и остановился на ночлег у местного чародея. От него князь узнал, что его невеста вышла замуж за другого, но виной тому стали непредвиденные жизненные обстоятельства. Оставшись без защиты и покровительства родных, Елена Дмитриевна оказалась в трудном положении. К ней стал приставать князь Вяземский и, спасая свою честь, девушка вышла замуж за старого боярина Морозова. Вяземский был любимчиком царя, и по его наущению боярин Морозов сразу впал в царскую немилость.

По приезде в Москву князь Серебряный сразу же нанёс визит Морозову, который поведал ему о безобразиях, что творили слуги Ивана Грозного. Он посоветовал князю не показываться на глаза царю, поскольку время было очень неспокойным. Однако Никита Романович не хотел прослыть трусом. Переговорив украдкой со своей бывшей невестой, он отправился в царские хоромы.

Тем временем князь Вяземский, привыкший, что все его прихоти исполнялись, стал плести интриги вокруг боярина Морозова. Он мечтал заполучить красавицу Елену, но для этого нужно было устранить её мужа.

Иван Грозный, узнав о том, что князь Серебряный наказал его опричников, был так зол, что даже хотел его казнить. От верной смерти Никиту Романовича спас Максим Скуратов, заступившись за него перед царём.

Вяземскому удалось выкрасть Елену Дмитриевну. Морозов бросился к царю в ноги, умоляя вернуть жену и наказать преступника. Однако Иван Грозный решил по-своему: он приказал казнить и Вяземского, и Морозова.

Елена, считая себя виновной в смерти мужа, приняла постриг и укрылась в монастыре. Князь Серебряный отправился вслед за ней, но она не вняла его мольбам стать его законной супругой: молодая женщина считала, что после всех трагедий она не сможет быть счастливой.

Подавленный Никита Романович попросил государя отправить его на войну, где в одном из сражений с татарами он нашёл свою смерть.

Главные и второстепенные герои

Произведение имеет довольно разветвленную систему образов. Один из главных героев – деспотичный государь Иван IV Грозный. Вот как можно кратко охарактеризовать остальных главных героев:

  1. Серебряный Никита Романович. Честный и смелый молодой князь, губернатор.
  2. Елена Дмитриевна. Любимый князем, которому пришлось жениться на нелюбимой, чтобы избежать притеснений Вяземского.
  3. Морозов Друзина Андреевич. Пожилой мужчина, мальчик, муж Елены.

Второстепенные персонажи играют важную роль в истории. Большинство из них гвардейцы, разбойники и слуги. Краткая характеристика действующих лиц, не отнесенных к основным:

  1. Воздушный змей и кольцо. Атаманы разбойников.
  2. Вяземский Афанасий Иванович. Главный среди охранников.
  3. Годунов Борис Федорович О царе, боярине.
  4. Басманов Федор. Опричник, любимец Ивана Грозного.
  5. Онуфриевна. «Мать» государя.
  6. Миллер. Колдун, к которому местные жители обращаются за травами и снадобьями.
  7. Михеич. Верный слуга серебра, его поводырь и стремя.
  8. Малюта Скуратов. Любимец Грозного, опричник.
  9. Максим. Сын Малюты, выступающего против опричнины.

Предисловие

Представляемый здесь рассказ имеет целию не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов и степени образованности русского общества во вторую половину XVI столетия.

Оставаясь верным истории в общих ее чертах, автор позволил себе некоторые отступления в подробностях, не имеющих исторической важности. Так, между прочим, казнь Вяземского и обоих Басмановых, случившаяся на деле в 1570 году, помещена, для сжатости рассказа, в 1565 год

Этот умышленный анахронисм едва ли навлечет на себя строгое порицание, если принять в соображение, что бесчисленные казни, последовавшие за низвержением Сильвестра и Адашева, хотя много служат к личной характеристике Иоанна, но не имеют влияния на общий ход событий.

В отношении к ужасам того времени автор оставался постоянно ниже истории. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя он набросил на них тень и показал их, по возможности, в отдалении. Тем не менее он сознается, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования. Это тяжелое чувство постоянно мешало необходимой в эпическом сочинении объективности и было отчасти причиной, что роман, начатый более десяти лет тому назад, окончен только в настоящем году. Последнее обстоятельство послужит, быть может, некоторым извинением для тех неровностей слога, которые, вероятно, не ускользнут от читателя.

В заключение автор полагает нелишним сказать, что чем вольнее он обращался со второстепенными историческими происшествиями, тем строже он старался соблюдать истину и точность в описании характеров и всего, что касается до народного быта и до археологии.

Если удалось ему воскресить наглядно физиономию очерченной им эпохи, он не будет сожалеть о своем труде и почтет себя достигшим желанной цели.

<1862>

Популярные сочинения

Есть восточная мудрость, которая предлагает людям всегда относиться ко всему спокойно. Вне зависимости от радости или горя достойный человек, согласно этой мудрости, сохраняет полное спокойствие

Василий Тёркин – это собирательный образ советского солдата. Он не красавец, не богатырского роста, худощавый. Таких в советской армии были десятки тысяч солдат. С типично славянской внешностью

О «бурной» молодости Коробочки читателю, увы, ничего не известно. Поскольку он сталкивается с героиней уже в ее пожилом возрасте. Поэтому пронаблюдать становление характера не представляется возможным.

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/turgenev/chto-delaet-bazarova-geroem-svoego-vremenihttp://thedifference.ru/chto-delaet-bazarova-geroem-svoego-vremeni-v-romane-otcy-i-deti/http://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/turgenev/chto-delaet-bazarova-geroem-svoego-vremeni

голоса

Рейтинг статьи

Вариант 2

Произведение в соответствии с авторским замыслом является описанием событий второй половины XVI века, изображающих характерные черты того исторического периода с воспроизведением нравов, традиций, вероучений российского общества.

Основным персонажем романа является образ князя Никиты Романовича Серебряного, являющийся плодом авторской фантазии, собирательным типом характеров и биографий многих исторических личностей, при этом имеющего существовавшую в те времена княжескую фамилию, изображенного писателем в качестве благородного, честного, прямодушного боярина, славного воина. Двадцатипятилетний князь описывается писателем в виде красивого юноши, отличающегося умными и откровенными темно-серыми глазами, а также взъерошенными, непослушными волосами, обладающим порядочностью, простосердечием и отличительным чувством патриотического долга.

Сюжетная линия произведения состоит из двух частей в виде взаимоотношений главного героя князя Серебряного и его любимой женщины Елены, а также связи князя с государем Иваном Грозным, являющего центральной основой романа и представляющий образ жестокой, деспотичной власти в произведении.

Жанрообразующую функцию в романе осуществляет лейтмотив божьего промысла, божественного провидения, сочетающийся с мотивами смерти и страшного суда. Прежде всего божье предопределение человеческой судьбы проявляется в отношении героев романа к правящему государю Ивану Грозному, отождествляющих царскую волю с волей бога. Описание сцен, изображающих смерть отдельных героев романа, подчеркивают авторскую позицию о божественном провидении в человеческой судьбе, несущей по воле бога свой определенный крест.

Одной из тем исторического романа является изображение опричнины как особого явления русской действительности той эпохи, для раскрытия которой писатель использует описание образов народа, а также разбойников. Описывая опричников, являющихся методом исполнения страшных и жестоких помыслов царя-самодержца, писатель изображает их в образах сатанинского племени, напоминающих бесовских чертей, символизирующих жестокость и зло.

В этой связи писателем исследуются вопросы о происхождении тирании, влекущей политические и нравственные последствия, демонстрируя гнетущее состояние страны в период правления Ивана Грозного, характеризующееся всеобщим безгласием и неуверенностью, подавленностью народа перед царской властью.

Для более полного акцентирования отрицательных черт правления Ивана Грозного писатель использует образ Малюты Скуратова, изображая его в виде одичавшего животного, зверя, именем которого родители пугают детей, характеризующегося исключительно негативными качествами, не смягчающиеся даже его беспредельной отеческой любовью к сыну.

Роман утверждает авторскую позицию о невозможности сохранения человеком чувства собственного достоинства при государственной власти в форме тирании.

Анализ отдельных эпизодов

Смерть Серебряного

Один из самых ярких эпизодов романа – смерть Князя Серебряного. Автор использует символизм, чтобы передать глубинную суть происходящего.

  • Медленная и больная смерть Князя символизирует распад духовной силы и морального упадка.
  • Темнота и наступающая ночь символизируют конец жизни и приближающуюся смерть.
  • Серебряный близко окружен семьей, что символизирует его сильное желание сохранить свою силу и власть.

В целом, эта глава романа является ярким примером того, как А. К. Толстой использовал символическую лексику для передачи глубинных мыслей и эмоций.

Достоевск и Серебряный

Еще один интересный эпизод романа – встреча Достоевского и Серебряного. Автор использует множество символов, чтобы передать сложную духовную борьбу, происходящую между двумя личностями.

  1. Достоевский символизирует веру и духовность, которые толкают его на выполнение своей миссии.
  2. Серебряный – власть и материальные интересы, которые снова и снова побеждают его совесть.
  3. Дух S – абсолютное зло, которое пытается разделить Достоевского и Серебряного и уничтожить их.

Этот эпизод является примером того, как А. К. Толстой использовал символические элементы в своей работе, чтобы передать более глубокие мысли и идеи, которые трудно было бы передать в другой форме.

Сочинение 2

В нашем обществе, так или иначе, рождаются люди, которые отличаются за время своей жизни каким-либо подвигом или достижением, за что их можно впоследствии назвать героями своего времени. Их достижения могут касаться абсолютно любой области, главное чтобы она принесла какую-то пользу человечеству, или же просто была очень храбрым поступком, который, возможно, мотивирует людей на последующие действия. Обычно такими героями становятся люди, которые предлагают что-то раньше не виданное, что-то такое, чего раньше никто и никогда не создавал, и потому многие люди называют их героями, так как они являются первопроходцами в каком либо деле, в котором они не побоялись порицания. Отличным примером послужит произведение “Отцы и дети”.

В данном произведении одной из центральных тем является конфликт поколения старшего, и конфликт поколения младшего. Поколение старшее просто не понимает новых устоев и понятий поколения младшего, а поколение младшее не желает мириться с навязыванием им идей от поколения старшего, из-за чего и выходит такой некий конфликт двух сторон. Также в произведении очень часто затрагивается тема науки и научных достижений. Автор говорит о том, что если люди ещё не отошли от своих религиозных бредней, то называться современным обществом мы не имеем права. Люди ещё могли спихивать любое природное явление на гнев бога, когда ещё люди не могли измерить это, увидеть физически, однако после всех достижений техники это является настоящим мракобесием.

В произведении также присутствуют образы, которые, так или иначе, подтверждают мнение автора, и в данном произведении это образ Базарова. Базаров человек, который решил пойти наперекор всему обществу, и сказать нет религиозным догмам, и сказать да научному просвещению. Для Базарова нет ничего ценнее научных знаний, и он также привык получать подтверждение чего-либо только на основе научных исследований и фактов. Однако энтузиазма Базарова никто не поддерживает. Все считают его странным и даже опасным. Но, Базаров не слушает то, что говорят окружающие, и просто делает своё дело, наперекор мнению большинства, и именно это и делает Базарова героем своего времени. Базаров не побоялся дать отпор такому многочисленному количеству религиозных фанатиков, он не побоялся дать им возможность просвещаться, и потому заслужил звание героя своего времени.

Описание персонажей

Роман оценивается на уроках литературы в 8 классе в рамках знакомства с творчеством А.К. Толстого как автора эпических и исторических произведений. После краткого знакомства с ним и его персонажами рекомендуется прочитать произведение целиком. Главные герои «Серебряного принца»;

  • Никита Романович серебро. Наместник царя, смелый и честный юноша, участник ряда военных походов. Из-за своей прямоты и открытости он легко наживает себе врагов, одним из которых является русский царь.
  • Иван Грозный. Первый царь всех хитростей, деспотичный и жестокий. Тиран любит устраивать казни и при этом его за это мучает совесть. Он восхищается принцем Сильвером и прощает ему многие проступки, из-за которых другие воины давно бы сошли с ума.
  • Елена Дмитриевна. Любима принцем Сильвером, замужем за другим человеком.
  • Дружина Андреевич Морозов. Боярин Московский, муж Елены Дмитриевны.

Главные герои постоянно сталкиваются с ситуациями, где появляются второстепенные персонажи. С их помощью автор описывает нравы того времени, отношение народа к власти. Другие персонажи, о которых стоит знать при изучении характеристик «Серебряного принца»:

  • Малюта Скуратов. Опричник царя и его помощник.
  • Федор Басманов. Опричник и любимец Ивана Грозного.
  • Афанасий Иванович Вяземский. Лидер стражи, занимающий привилегированное положение у короля. Единственная женщина, на которой он хочет жениться, — Елена Дмитриевна. Однако ничего, кроме жгучей ненависти, он добиться не смог.
  • Максим Скуратов. Молодой человек 17 лет, противник опричнины. Сын Малюты.
  • Борис Федорович Годунов. Доверенное лицо короля, мальчик. Его дядя был ночник царя — Дмитрий Иванович Годунов.
  • Вызовите и притащите разбойничьих вождей.
  • Миллер. Колдун и колдун.
  • Онуфриевна. Мать Ивана Грозного, многолетняя женщина.
  • Михеич. Учитель и стремя Никите Серебряному.

Произведение Толстого в свете становления русского исторического романа

«Князь Серебряный» был написан в новом для русской литературы жанре исторического романа. Этот тип прозы пришёл на почву российской словесности благодаря популяризации творчества Вальтера Скотта, творениями которого зачитывалось всё образованное общество как в обеих наших столицах, так и в провинциальной глубинке. Масштабные, драматические характеры, сложные коллизии, напряжённый романтический сюжет, интерес к историческому прошлому страны и народа — таковы основные черты жанра. Читающей публике, которая уже привыкла к мистике Марлинского, психологизму Лермонтова и обличающему пафосу Гоголя, и осваивала новаторскую прозу Пушкина, требовалось нечто новое, особенное. Увлечение романтизмом ещё до конца не прошло и воспринималось в обществе с некой эстетической ностальгией. «Князь Серебряный» оказался очень кстати. Роман показал, что если автор действительно талантлив и основательно владеет материалом, то вполне возможно через призму истории поднять и осветить проблемы современности. Вышедшее в свет в 1863 г. произведение хоть и повествовало об эпохе Ивана Васильевича Грозного, вызвало в обществе живой резонанс. Атмосфера смуты, ожидание грозных перемен, слежка и доносы, жестокие расправы, создание опричнины — всё это здорово напоминало эпоху безвременья и реакции, через которую Россия прошла не так давно, и ту революционную ситуацию, в которой находилось государство в 60-х гг. Именно она и стала причиной отмены крепостного права, но жизнь крестьян это не облегчило. «Князь Серебряный» позволял современникам автора провести исторические, политические и даже нравственные параллели и осознать те уроки, которые преподаёт время обществу.

Второстепенные персонажи

Одним из ярких второстепенных персонажей романа является монах Фома, который предстает перед читателем как злодей и человек низкого морального уровня. За свою жизнь он заключил в заточение многих людей, за что князь Серебряный избавил общество от его злодеяний. В романе также присутствует геройка Даша, которая является дочерью старосты городка. Она влюбляется в князя Серебряного и оказывает ему помощь в трудную минуту, но в конце концов становится жертвой перед лицом его возвышенного чувства.

Кроме того, в романе присутствует графиня Ярославна, которая является символом роскоши и изысканности, но в его сюжете она не играет большой роли. Также встречаются некоторые другие персонажи, такие как купец Пинкас, который представляет нижний слой общества, и ремесленник Рязанцев, который так же, как и Пинкас, служит примером для описания жизни простых горожан. Таким образом, второстепенные персонажи дополняют образы главных героев и помогают создать цельную картину жизни России в XVIII веке.

Жанр и направление

«Князь Серебряный» был создан в пограничный период русской литературы перехода от романизма к реализму, а потому впитал в себя черты, характерные для обоих этих направлений. Немалую роль играет романтическое начало. Разберем основные черты романса:

  1. Главный конфликт всего произведения заключается в противостоянии высоконравственной личности и порочного общества. В результате главный герой не может ни изменить несправедливый порядок вещей, ни смириться с ним, а потому вынужден покинуть общество и отступить в дальние края, куда еще не проникла злая цивилизация.
  2. Автор выбрал для своего творения типичные для романтизма пейзажи: исторический контекст, а в финале — экзотические пейзажи.
  3. Образ главного героя-бунтаря соответствует канонам романтики.

Однако элементы реализма делают конфликт неоднозначным: образы, созданные автором, неоднозначны и максимально приближены к реальности. В результате в романе нет деления на черное и белое, читатель может выбирать, на чью сторону встать и какому герою сопереживать. Кроме того, Толстой изображал реальные исторические детали и вел многолетнюю архивную работу, чтобы достоверность не пострадала.

Жанр произведения «Князь Сильвер» можно определить как исторический роман. Повествование охватывает длительный период времени, включает в себя большое количество персонажей. События разворачиваются на фоне крупных и важных событий. Сюжет тесно переплетается с реальной историей, в описываемых в романе событиях активно участвуют реальные исторические личности, используются названия реальных мест и явлений.

Что делает Базарова героем своего времени? – сочинение

Герой – полностью отражает события эпохи, в которой живет. Главный герой – является нигилистом, интересным, но довольно противоречивым человеком, отрицающим всё духовное вокруг. Считая себя представителем нового поколения, он критикует культуру, духовность и искусство. Герой предпочитает до самого конца отстаивать свои убеждения и идеи. Желает оставаться верным себе, не предавая собственные идеалы. Если понадобится, он пожертвует собой ради своих убеждений.

Молодого студента по праву можно считать героем времени. Это достойный, скромный парень, который и одевается очень просто. Ему не нужны чьи-либо одобрения, он не стремится произвести впечатление ни на кого, так как не желает быть тем, кем он на самом деле не является. Ему не стыдно показывать свои недостатки. Его убеждения прогрессивны, хотя и немного циничны. Занимаясь медициной и наукой, он не забывает заниматься активным саморазвитием, а также следит за своим здоровьем.

В существующем обществе он все же является лишним человеком, белой вороной среди остальных, так как у него не получилось подстроиться к обществу этого времени. Ему скучно от того, что в жизни он не имеет возможности применять свои способности. Базаров критикует и высмеивает свое окружение, не имея единомышленников.

Образ героя конечно – собирательный. В нем отражаются образы нескольких молодых людей: таких же талантливых и амбициозных, но являющихся изгоями в обществе. По вине Базарова представители старого (Павел Петрович) и нового (Евгений Базаров) поколений конфликтуют на тему проблем русской жизни. В процессе конфликта с оппонентами, заметны ум, уверенность, прогрессивность героя. Он одолел оппонента в споре. К концу спора Павел Петрович пришел в ярость, а Евгений был совершенно спокоен. Автор объясняет читателю, что под понятием «нигилист» правильнее представлять «революционера». Можно предположить, что, если бы главный герой не умер, он бы скорее всего посвятил себя революционной деятельности.

Без сомнений, Евгений – герой своего времени. За такими людьми – будущее. Он вступает в споры со всеми без исключения, никто не спрячется от его критики. Он такой единственный.

Несколько слов об истории создания и литературных параллелях

В работе над произведением Толстой опирался на многие серьёзные источники, литературные и научные, мемуарные и, прежде всего, труд Карамзина, его «Историю государства…». Оттуда взяты для сюжетных линий многие эпизоды, на его основе создавались образы многих героев и, прежде всего, тирана Грозного. Естественно, материал он подавал с точки зрения человека, художника, мыслителя. Благодаря этому «Князь Серебряный» обрёл философскую глубину и злободневность. Будучи не всегда согласными с автором по поводу персонажей, критики и собратья по перу, литераторы, были единодушны в оценке художественной стороны произведения. Например, В.Вересаев говорил об удивительной убедительности, жизненности, с которой созданы герои романа — положительные и отрицательные. В качестве литературного творения его можно признать образцовым. Как отмечает тот же Вересаев, на общую поэтику повествования, его романтическую канву, без сомнения, повлиял Лермонтов, горячим почитателем которого был Толстой. «Князь Серебряный» явственно перекликается с «Песнею про купца Калашникова…». И даже Иван Грозный у обоих авторов временами оценивается достаточно близко. Дело в том, что одну и ту же эпоху, героев писатели оценивают с точки зрения моральных, нравственных норм и правил. Ведь и у Лермонтова Калашников, Кирибеевич и царь, и у Толстого сам Серебряный, Дружина Морозов и опричник Вяземский, а также и Иван Васильевич не столько представители разных социальных прослоек и групп, сколько носители той или иной идеологии и нравственных или безнравственных критериев. И даже при таком сопоставлении: «Князь Серебряный» (краткое содержание) и поэма Лермонтова в кратком изложении — ясно просматривается закономерность: оба автора с осуждением относятся к попранию народных нравственных заветов, критикуют тиранию и неограниченную власть, основанную на самодурстве и деспотизме. Правда, у Лермонтова это осуждение дано несколько глубже. Для него аморальна любая деспотия, на каком бы уровне она не рассматривалась. Как бы там ни было, роману Толстого уготована славная литературная судьба и долгая жизнь. Книга стала одной из любимых для многих поколений читателей и дважды экранизировалась.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: