Что высмеивает салтыков щедрин в сказке бедный волк

Эпилог и его роль в романе преступление и наказание достоевского

Краткое содержание Бедный волк Салтыков-Щедрин

Волк – самый лютый зверь в лесу. Он не помилует ни зайца, ни овцы. Он может вырезать у мужика скот и оставить всю семью обездоленной. Но, и мужик, когда разозлится, волка не помилует. Так и живут, враждуя, волк и люди. Но, не только человек ненавидит злого зверя, но и животные его не жалуют.

Жил однажды один волк. Был он настоящим душегубом: коров резал, лесника убил, маленького мальчика в лес унес. Никогда не голодал зверюга. Долго жил и убивал волк. Но, однажды, попал он в лапы к медведю. Тот тоже не любил волков за разбой в лесу. Не стал убивать медведь волка, а захотел пробудить в нем совесть. Начал убеждать, что нехорошо убивать всех без разбору. Волк же объяснил ему, что он животное, которое может питаться только мясом. Жить волку надо, волчиху и волчат кормить необходимо, а не убивая, делать он этого не сможет. Согласился медведь с волком в невозможности жизни волчьей без душегубства, и отпустил его. Волк не стал обманывать Топтыгина в том, что он раскаивается в убийствах, или в том, что меньше станет убивать. Медведь сказал, что смерть для волка самое желанное избавление.

Дальше продолжил убийства волк, да ещё больше прежнего. Повадился в деревню одну ходить каждую ночь, и животных резать. Наестся до отвала, и спит весь день, а ночью снова за разбой принимается. Долго ещё он так промышлял, но и к нему старость пришла. Тяжело стало бегать волку. Да, к тому же, мужик немного палкой хребет покалечил зверюге. Тяжело стало добывать пропитание волку. Он начал бояться собак. Овцу из стада стянуть не может. Воет от голода все ночи.

Один раз посчастливилось ягнёнка маленького в деревне украсть. Несёт волк его в зубах, а ягнёнок плачет и просится, чтобы волк отпустил его. Раньше все овцы разбойнику попадались молчаливые, а этот так жить хочет. Вспомнил волк слова медведя, что смерть ему избавлением станет. Пожалел ягнёнка, выпустил его из пасти.

Забрался в лес, лёг и стал смерти ждать. Но, животное не может на себя руки наложить, а смерть не приходит никак. Разве, что от голода умереть сможет. Так он давно уже голодает. Никого, кроме молодых ворон, поймать не может. Лежит и думает, что проклят он из-за убийств многочисленных. В ушах так и стоят слова мужиков, что он душегуб проклятый. Именно, проклятый, иначе зачем жить, если для этого убивать только и надо. Сколько он зверья погубил и людей несчастными сделал. Стал смерть он ждать.

В лес пришли облавой мужики с собаками. Волк пошёл к ним на встречу, склонив голову. Когда почувствовал удар от пули во лбу, с облегчением подумал, что наконец-то смерть-избавительница пришла к нему.

К сожалению, волк не может жить без убийств, но и такое животное имеет право на существование.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

Главный герой, Иван Присыпкин, был бывшим рабочим и бывшим партийным сотрудником, сегодня, 1929 году, изменил свое имя на Пьера Скрипкина. Он собирался жениться на дочери парикмахера, Эльвире Ренессанс

Повествование идет о мальчике, по имени Коля Красоткин, у которого есть только мама, но проживают они в доме еще с несколькими людьми: служанкой, по имени Агафья и докторшей

Действие начинается на уроке литературы. Ученикам было дано задание – сделать отрывной календарь. Дениска быстро сообразил, как его сделать. У него получился отличный игрушечный календарь из картонки

Рассказ начинается с повествования начала жизни стрижонка. Автор подробно описывает его мать, делая акцент на её заботу, справедливость и строгость в воспитании.

Действие трагедии Лессинга «Эмилия Галотти» развивается в вымышленной итальянской провинции Гвастелла. Ее правитель, принц Гонзага, готовится к свадьбе с графиней Орсина. Он разглядывает ее портрет и понимает

Краткое содержание Самоотверженный заяц. Салтыков-Щедрин для читательского дневника

В образе зайца передан русский народ, который предан до последнего своим царским господам – волкам. Волки же, как истинные хищники, издеваются и едят зайцев.

Заяц торопится на помолвку к зайчихе и не останавливается перед волком, когда тот просит. За это волк наказывает его сидеть под кустом и ждать участи, в последствии и его свата тоже сажает.

В сказке показано как можно больше самодурство царей.

Краткое содержание Салтыков-Щедрин Самоотверженный заяц

Сказка является прямым показателем того, как жил народ во время революции (образ зайца). Холодное и издевательское отношение царской семьи в виде волков, которые играли с ним и наказывали его.

Сказка начинается с того, что заяц бежит по лесу, торопится на свадьбу и пробегает мимо волчьего логова. Волк кричит ему, чтобы тот остановился, но заяц еще больше прибавляет ход. Тогда волк догоняет его и хватает.

По решению волчицы и волка, заяц должен сидеть под кустом и ждать своей смерти, потому что сейчас волки сыты и кушать не хотят.

Обратите внимание

Зайца трясет от страха, но убежать он не в силах, так как волк догонит его в пару прыжков. Все это время волк и волчица подшучивают и издеваются над ним, проходя вальяжно мимо него и обсуждая, что они с ним сделают.

Однажды ночью к зайке прибегает его кум, который уговаривает сбежать, но заяц же дал слово, что не убежит. Все это слышит волк и хватает обоих. Решает съесть их, но кум поведал о том, что зайца ждет невестка и ему нужно на свадьбу.

Волчица уговаривает волка отпустить на пару дней косого, и тот соглашается, оставив в залог кума. Заяц мчится к невесте и по приходу они сразу же празднуют свадьбу. Его умоляют остаться, но заяц отказывается, ведь он дал свое слово вернуться и спасти кума.

На обратном пути ему встречается множество преград, которые задерживают его и заставляют сделать большой крюк, чтобы попасть обратно к болоту.

Автор хочет рассказать, как сложна жизнь революционера, и что царский режим издевается над простым народом своими решениями и приговорами. В образе волка-царь, а в образе зайца-народ. Несмотря на все страхи, народ честный и своему слову хозяин.

Даже будучи под гнетом, рабски предан своему хозяину.

Медведь на воеводстве

Источник

С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает монархию в сказке «Медведь на воеводстве». Лев в своё дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения «внутреннего супостата». Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими (чижика съел), второй — крупными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьян против своих угнетателей, а также неспособность либералов управлять государством.

Салтыков-Щедрин показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью всей самодержавной системы.

Сатирик не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. В сказке «Орёл-меценат» выдающийся писатель показал отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один вывод,

В нашей современной действительности мы на себе ощутили реформы в сфере образования таких Орлов (ВШЭ и прочие либералы в правительстве, загубившие эффективную советскую систему образования).

Источник

И вот тут чиновнику (Богатырю) противопоставляется Народ из сказки «Богатырь»

Снаружи — это история о силаче, проспавшем всю жизнь в дупле, заместо того, чтоб защищать собственный люд от ожесточенных набегов чужеземцев. Но под видом Богатыря, пугавшего одним своим храпом всех в окружении, просматривается вложенная писателем другая мысль. Тут обличается недальновидность правящего класса, несоответствие поступков вершины ожиданиям и потребностям обычного люда. О том, что происходит, если «элита» перестаёт выражать интересы народа, мы писали в статье «Последняя ли Смута на Руси? 18—19 августа 1991 (часть 1)»

В стране сказочной, пока спал Богатырь, «свои» сами друг дружку так изводили, что «чужим» бы и не снилось. Когда же вражьи силы напали на страну, где силач в дупле почивал, оказалось, что издавна он погиб, и змеи съели тело его в дупле, где спал. Не оправдаются надежды народа на неизвестного богатыря. Никто не выручит людей от захватчиков, потому на защитников сказочных не полагайся, а сам становись таким защитником, чтобы о тебе слагали былины и сказки.

Описанная аллегорически ситуация открывает идею: полагаясь на звучные обещания высокопоставленных заступников, люд околпачивает сам себя. Не защиту, а только разграбление несёт обычным людям «элитарные» притязания некоторых индивидов. Ну и гнилостная она, в корне собственном. И об этом забывать нельзя, чтоб в деньки бедствия не оказаться неподготовленными либо ослабленными своими же правителями, что и реально показали лихие 90-е.

Тема произведения

Действие в произведении разворачивается вокруг лесного хищника. Салтыков-Щедрин описывает свою жизненную позицию с точки зрения волка. Люди и животные воспринимают его как убийцу. Злодея не любят и не боятся, потому что он убивает.

Но не все так однозначно, как кажется. Недаром рассказ называется «Бедный волк», анализ поведения и мыслей главного героя подтверждает суть этого названия. Зверь хотел бы есть траву, но не может. Его природа так устроена, что хищнику для поддержания жизни необходимо мясо. В этом рассказе автор представляет волка, почти лирического героя, он:

  • честный;
  • бесстрашный;
  • умный.

Образы животных в сказках Салтыкова-Щедрина

И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: “В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы”.

Все это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки – это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич,

По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами.

Первое знакомство с творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина начинается со сказок “Премудрый пескарь”, “Самоотверженный заяц”, “Орел-меценат”, “Верный Трезор”, “Медведь на воеводстве” и др. Все эти сказки знакомы нам с детских лет. За образами животных в этих сказках скрываются известные человеческие пороки

Автор рисует читателю образы обывателей, смирившихся перед властью например в сказке “Самоотверженный заяц”. Почему простой человек так быстро смиряется со своей участью? Почему он так покорен и беззащитен?

Отчего обыватели считают правомерным свое бесправное положение? Салтыков-Щедрин показывает немало положительных черт зайца: благородство, любовь к ближним, честность, прямоту, но все они бессмысленны перед рабской покорностью и боязнью ослушаться волка, то есть власть. Заяц выступает здесь в той же роли, что и в русских сказках, но в народных историях о животных слабейший почти всегда оказывался победителем.

В сказке “Орел-меценат” разоблачению подвергнут глупый и жадный правитель. Он иронично назван меценатом, представляя собой образец правительственного мракобесия. Он уничтожил соловья за его вольные песни, дятла-ученого “нарядил в кандалы и заточил в дупло навечно”, дотла разорил ворон-мужиков.

Но Орла ждало наказание: бунт.

“Верный Трезор” – сказка-сатира на раболепную покорность и “собачью преданность” подчиненных своим неблагодарным хозяевам. Но классическим образом крестьянской России стал Коняга. Коняга – труженик, источник жизни для всех.

Без отдыха, без собственной цели, без вознаграждения трудится скотина. “Нет конца работе!” Работой исчерпывается весь смысл его существования.

Сказки о животных Салтыкова-Щедрина имеют литературных предшественников. Это не только русские народные сказки, где животные также зачастую изобличают социальные пороки. Схожий сюжет, например, в средневековом французском романе-фаблио “Роман о Лисе”.

Лис в этой истории – мелкий феодал. Он обманывает более крупных хищников – волка, медведя, льва, и тогда мы сочувствует ему. Но когда Лис начинает обижать более слабых – кур, зайца, он получает заслуженное наказание.

Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), отсутствует образ положительного героя.

Сказки Салтыкова-Щедрина не просто изображают абстрактные пороки, как это было в нравоучительных баснях XVIII в., но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX в. Сам Щедрин был уверен, что пишет на злобу дня. Он так об этом говорит: “…Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности”. Действительно, многие описываемые им реалии ушли с исторической сцены. Нет крепостного права, правитель уже не имеет столько власти казнить и миловать, но до сих пор остались премудрые пескари, жестокие хищные волки.

Автор обычно тщеславен, но вряд ли Салтыков-Щедрин порадовался бы, узнав, что его сказки до сих пор более-менее отражают объективную современную действительность.

Главные герои

Основных персонажей в сказке всего двое — волк и медведь. По сюжету они олицетворяют две противоположности — добро и зло. На первый взгляд, всё просто и понятно. Волк — злой хищник, который убивает животных и людей, а медведь — разумный лесной гигант, с чувством справедливости и милосердия.

Медведь не убивает волка, а даёт ему возможность повиниться и оправдаться. Однако слова хищника ставят медведя в тупик. С одной стороны, тот совершает плохие поступки, с другой — у волка просто нет выбора. Здесь нельзя осудить или оправдать серого убийцу, так как прямой его вины в злодеяниях нет — его таким создала природа. Именно поэтому медведь не может решить, что с ним делать, поэтому отпускает.

Налицо параллель с действующей властью. Писатель показывает, какой должна быть справедливость, которой так недостаёт людскому обществу. Но, даже разобравшись в ситуации, не всегда можно вынести правильное решение, потому что многие обстоятельства порой не зависят от самого́ человека.

Волк изначально описывается как убийца, который не испытывает сожаления от того, что лишает жизни другое существо. Он даже гордится своими успехами на охоте. Но если долго внушать кому-то, что он плохой, то, в конце концов, он и сам начинает в это верить. Так и произошло с волком. Он раскаялся в своих поступках, в которых был не так уж и виноват. Но по-другому жить хищник не умел, поэтому нашёл для себя единственный выход из положения — смерть.

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Здравомысленный заяц»

Сказки Салтыкова-Щедрина нередко называют политическими сказками-сатирами. В этих коротких произведениях писатель с помощью метафорических образов и намеков показывал пороки самодержавного строя. Всего Салтыковым-Щедриным было создано более 30 сказок, большинство из них – в 80-е годы 19 века.

Форма сказки была наиболее удобна для обхода цензуры в период политического разгула и наиболее близка и понятна для простого русского человека. И народ понимал остроту «щедринской» сатиры, скрытой за незамысловатой речью и зоологическими масками.

Обратите внимание

Писатель создал новый, оригинальный жанр сказки, в которой фантастика сочетается с реальной, злободневной политической действительностью. В основе сюжетов сказок Салтыкова-Щедрина лежит сатирическая ситуация, но за ней всегда угадываются реальные общественные отношения.

Образы героев по сути дела представляют собой воплощения типов людей России конца 19 века.

В большинстве сказок Салтыкова-Щедрина главными действующими лицами выступают звери: пескари, воблы, медведи… Одним из сатирических произведений на «звериную» тему является «Здравомысленный заяц».

Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, который «так здраво рассуждал, что и ослу впору». Он считал, что «всякому зверю свое житье предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и «всячески жить согласен».

В пылу этого философствования заяц был пойман Лисой, которой наскучило слушать умные речи, и хищница, не задумываясь, съела говорливого зверя. Герои произведения являются типичными действующими лицами во многих народных сказках, где Заяц и Лиса противопоставлены друг другу. Однако, эта сказка – не очередное сказание о лисьей хитрости и заячьей глупости и трусости.

Прототипом главного героя в «Здравомысленном зайце» является не благородный и умный идеалист-философ, а обыватель-трус, надеющийся на доброту угнетателей.

Зайцы не сомневаются в праве волка и лисы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью: «А может быть, волк меня… ха-ха…

и помилует!» Хищники же остаются хищниками. Зайцев не спасает то, что они «революций не пущали, с оружием в руках не выходили».

Важно

Основная мысль сказки, на мой взгляд, заключается в том, что не всегда разумные и «здравомысленные» размышления способны разрешить проблемную ситуацию.

В большинстве случаев нужно действовать, а не разглагольствовать, а в случае с Зайцем – бежать, спасать жизнь, а не надеяться на жалость и благородство Лисы.

Рассуждения Зайца нельзя назвать бессмысленными и не относящимися к делу, он имеет свою точку зрения и высказывает свои мысли. Но здравомыслие, приправленное чрезмерной болтливостью и хвастовством, не спасло трусливую шкуру Зайца.

В большинстве своих сказок, в том числе и в «Здравомысленном зайце» Салтыков-Щедрин использовал прием гротеска – изображение жизни, при котором отрицательное рисуется в обнаженном, преувеличенном виде.

Также в этой сказке автор прибег к аллегории: в образе Зайца он нарисовал трусливого обывателя, в образе Лисы – представителей угнетающего класса.

Читать произведения легко и интересно из-за множества народных поговорок, пословиц, иносказаний, которые метко передают смысл и вызывают у читателя ироническую улыбку.

В заключении хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Салтыкова-Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.

Описание сюжета

Жизнь матёрого лесного волка сводилась к постоянному добыванию пропитания. В охоте не было ему равных. Зверь никогда не сидел голодным, всегда знал, где и чем можно поживиться. Не брезговал он и походами в деревню, чтобы утащить домашний скот. Иногда его добычей были неосторожные люди.

Лесные звери не любили и боялись волка. Называли его душегубом и бандитом. Не было у зверя естественных врагов кроме медведя. Вот как-то попался он к топтыгину в лапы. Но лесной гигант был не только сильным, но и мудрым животным. Убивать он волка не хотел, решил сначала поучить злодея уму разуму. Просил он пообещать, что не будет больше серый хищник лишать зверюшек жизни, но волк отказался.

Объяснил он медведю, что врать не умеет, поэтому обещать ничего не будет. Убивает он не для развлечения, а для пропитания. В его рацион входит только мясо, и он не виноват, что ничем другим волки питаться не могут. И дело даже не в нём самом, иногда нужно и волчице с волчатами еду приносить. Не может отец оставить голодным своих детей.

Медведь его слушал и понимал, что серый бандит прав. Не ради забавы он убивает зверей, а ради того, чтобы выжить. Так уж в природе заложено — один должен умереть, чтобы жил другой. Не смог медведь волка убить, отпустил его на все четыре стороны. А тот опять за своё взялся. Зверей убивать, да у людей скот таскать.

Однажды утащил с поля маленького несмышлёного ягнёнка. Пока волок его к лесу, малыш просил его отпустить. Да так слёзно кричал, что тронул душу старого волка. Вспомнил хищник слова медведя и, наконец, понял их смысл:

  • убивать нельзя;
  • каждая жизнь бесценна;
  • даже самая глупая зверушка тоже хочет жить.

Понял он, что единственный выход — это собственная быстрая смерть. Но у животного даже рук нет, чтобы их на себя наложить. Не может, он получается, даже умереть по собственному желанию. Хотел сначала к мужикам выйти, да испугался, что замучают его пока не умрёт, поэтому лежал и выл в логове по ночам, призывая к себе лёгкую смерть.

Однажды смерь сжалилась над раскаявшимся хищником и послала в лес охотников с ружьями. Волк увидел их и пошёл прямо на выстрел. Последнее что он помнит — это удар в лоб и осознание свободы.

Расскажите пожалуйста краткий пересказ к рассказу ,, бедный волк”

Ответ

Бедный волк салтыков-щедрин краткое содержание

Но заяц нимало не сомневался, что если б она и еще на четыре сажени вперед отошла, то и тогда ни бедный волк салтыков-щедрин краткое содержание самомалейшее его движение не ускользнуло бы от нее. А медведи волков не любят, потому что и на них волки шайками нападают, и частенько-таки слухи по лесу ходят, что там-то и там-то Михайло Иваныч оплошал: в клочки серые вороги шубу ему разорвали. Ах, видно, и всем эта распостылая жизнь сладка! Поди-тко спроста-то коснись, ан с первого же шага в такое несметное множество капканов попадешь, что и голову там, пожалуй, оставишь! Увидите, по крайности, какую силу он перед вами выкажет. Однако ж не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может. Вот изволите видеть: только четыре сорта назвал, а уж и тут четыре особенные куклы понадобились. Одумавшись, решили искать мужика и, найдя, потребовали, чтобы он кормил их. Наконец смерть сжалилась-таки над ним. Делом займешься, потрафлять будешь – ан тоски-то и убавится.

Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце. Ничего не умели и, оголодав, чуть не съели друг друга. Только промыслил он однажды ягненочка и волочет его за шиворот в лес. Одно только тяжелым камнем лежало на его сердце: мамочка бессонные ночи проводила, пока он дурачество свое ублажал. Разве он понимает, что своею жизнью другим жизням вред наносит? Лошадь – тяжести возит, корова – дает молоко, овца – волну, а он – разбойничает, убивает.

Баран-непомнящий Баран-непомнящий — герой сказки. Пять копеек со строчки – целые вороха обманов со всех сторон тебе нанесут! Лежит однажды волк в своем логове и слышит – зовут. Веками пытаются разгадать, как победить эту сказочную силу, мужик и Коняга. И ты над этими моими словами подумай! Газетчик был обманщик – все обманывал, а читатель был легковерный – всему верил. Он думает, что живет – только и всего. Притча о Пустоплясах А пока Коняга лежит в полузабытьи, мимо проходят его собратья.

Бедный волк салтыков-щедрин краткое содержание

Она во весь дух побежала за ним, и едва успела поравняться, как сейчас же, с изумительною ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман его пальто. Думает это бедняга и слезами так и захлебывается. Подумал, подумал медведь, да наконец и решил. Слава его была велика.

Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Но по мере того, как объем предлагаемого знания увеличивался, дело Иванушки усложнялось.

  • Комментарии
  • Отметить нарушение

Ответ

Другой зверь, наверное, тронулся бы самоотверженностью зайца, не ограничился бы обещанием, а сейчас бы помиловал. Но из всех хищников, водящихся в умеренном и северном климатах, волк всего менее доступен великодушию.

Однако ж не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может. А чтобы достать мясную пищу, он не может иначе поступать, как живое существо жизни лишить. Одним словом, обязывается учинить злодейство, разбой.

Не легко ему пропитание его достается. Смерть-то ведь никому не сладка, а он именно только со смертью ко всякому лезет. Поэтому кто посильнее – сам от него обороняется, а иного, который сам защититься не может, другие обороняют. Частенько-таки волк голодный ходит, да еще с помятыми боками вдобавок. Сядет он в ту пору, поднимет рыло кверху и так пронзительно воет, что на версту кругом у всякой живой твари, от страху да от тоски, душа в пятки уходит. А волчиха его еще тоскливее подвывает, потому что у нее волчата, а накормить их нечем.

Нет того зверя на свете, который не ненавидел бы волка, не проклинал бы его. Стоном стонет весь лес при его появлении: “Проклятый волк! убийца! душегуб!” И бежит он вперед да вперед, голову повернуть не смеет, а вдогонку ему: “Разбойник! живорез!” Уволок волк, с месяц тому назад, у бабы овцу – баба-то и о сю пору слез не осушила: “Проклятый волк! душегуб!” А у него с тех пор маковой росинки в пасти не было: овцу-то сожрал, а другую зарезать не пришлось. И баба воет, и он воет. как тут разберешь!

Говорят, что волк мужика обездоливает; да ведь и мужик тоже, как обозлится, куда лют бывает! И дубьем-то он его бьет, и из ружья в него палит, и волчьи ямы роет, и капканы ставит, и облавы на него устраивает. “Душегуб! разбойник! – только и раздается про волка в деревнях, – последнюю корову зарезал! остатнюю овцу уволок!” А чем он виноват, коли иначе ему прожить на свете нельзя?

Стиль написания

Проанализировав все творчество Салтыкова-Щедрина, можно сделать вывод, что он использует только один литературный прием — гротеск. Его главная суть заключается в доведение ситуации до абсурда, в преувеличении и даже в проявлении жестокости. Именно по этой причине некоторые сказки могут казаться странными даже взрослому человеку. В произведении «Бедный волк» заложен глубокий смысл, который прослеживается в каждой строчке. Автор пытается объяснить, что проявление жестокости порой бывает оправданным действием. Он простым языком описывал происходящую действительность своего времени.

Чтобы полностью понять творчество писателя, нужно задуматься, что он никогда не писал впустую. В каждом очерке повествователя присутствует мораль. Именно этим и интересны его произведения.

2 вариант

М.Е. Салтыков-Щедрин начал писать свои сатирические сказки в шестидесятые годы 19 века, отразив в них все основные проблемы современного гражданского общества. Основная идея произведения «Бедный волк» проста и очевидна: волк, рожденный хищником, никогда не станет травоядным, природу невозможно изменить. Под образом волка читатель, безусловно, угадывает фигуру чиновника, стоящего у власти.

Автор вначале оправдывает животное, говоря о том, что волк жесток не по своей воле: чтобы жить, он должен есть, а есть он ничего, кроме мяса, не может. С этой точки зрения его даже можно и пожалеть, утверждает писатель. Ведь не каждый зверь желает стать чьей-то добычей, а значит, чтобы прокормиться, волку надо проявить чудеса охоты, поэтому зачастую он ходит голодный и битый. От того и воет по вечерам, наводя ужас на человека и зверье своим жалобным стоном. Но слышится всем в его плаче не тоска и печаль, а угроза их спокойной жизни. И дня не проходит, чтобы кто-то не помянул в сердцах хищника. Овца ли у человека пропала, гнездо ли чье-то разорено – во всех бедах винят волка. И от мертвого хищника никому никакой пользы нет: мясо у него жесткое, шкура не нужная. В общем, со всех сторон жизнь волка незадачливая. Жить, не убивая, он не может, да и не задумывается о том, что как-то иначе существовать надо.

Но так было до поры до времени, пока один волк из всего хищного отродья не решил, что живет он как-то неправильно, немилосердно. Смолоду он нагрешил много, никогда голодным не сидел, а под старость лет, когда матерым сделался, попал в лапы к медведю. Топтыгин, рассуждая про себя, что ему теперь с этим хищником делать, решил пока призвать его к совести, мол, не стыдно было всю жизнь душегубом жить. А волк ему и ответил, что ничего противного своей природе не совершает и одно только мясо и ест: вся малина и мед медведю достается.

Задумался Топтыгин над справедливостью волчьих слов и отпустил его на свободу, добавив на прощанье, что с такой грешной жизнью волку надо о легкой смерти мечтать.  Волк сначала словам этим значения не придал, а когда совсем уже старым стал, поймал маленького ягненка, умолявшего его отпустить к маме-папе, и припомнились тут вдруг слова медведя. И задумался волчара о бессмысленности своей жизни, и захотелось ему одного – быстрее счеты с ней свести. И до самой последней своей минуты так и жил-мучился, мечтая о смерти и проклиная себя, что не может не убивать.

Другие сочинения:

Актуальность тематики сказки в современном мире

Актуальность тематики сказки в современном мире неоспорима. Сказки являются не только источником развлечения для детей, но и важным инструментом воспитания и обучения. Они помогают детям понимать мир, формировать мировоззрение и развивать воображение. Однако, сказки не менее важны и для взрослых. Они помогают нам сохранять духовную связь с нашим детством, а также дают возможность взглянуть на мир с другой стороны. Сказки учат нас мудрости, терпению, доброте и справедливости. Они помогают нам понимать, что в жизни не всегда бывает легко, но всегда есть выход из любой ситуации. Сказки — это не просто истории, это настоящая жизненная мудрость, которая актуальна в любое время и в любом месте.

Анализ произведения

Главным героем этой сказки является «злодей» волк. Несмотря на многочисленные убийства хищника, автор его не обвиняет. Он объясняет, что волку больше ничего не остаётся, как губить чужие жизни, ведь он не может питаться травой и нуждается в мясе, как и волчица с детьми. К тому же в лесу он не самый сильный хищник.

Его часто называют проклятым разбойником, что вызывает ещё большую злость. Ясно, что хищник не способен испытывать милосердие, ему сложно отпустить пойманную добычу. Иногда приходится идти на риск, а порой — голодать. Если повезёт, утащит овцу, но потом ему и его деткам люди ещё долго будут вспоминать этот случай.

Вначале автор рассуждает об абстрактном хищнике, потом переходит к конкретному персонажу — матёрому волку. Этот герой никогда не был голодным, он всё время тратил силы на охоту, стараясь от души. Можно сказать, что он работал усердно. Природа наградила его ловкостью и силой. Однажды он угодил в лапы к медведю, который был гораздо проворнее его.

Топтыгину было известно, что таким, как он, волки тоже могут навредить. Будучи главным в лесу, медведь понимает, что все ненавидят этого хищника. При этом нет никакого смысла в его убийстве, ведь даже шкура никуда не годится. Мишка не хочет марать лапы, он осознаёт, что волк — это не только зло, но и польза, иначе бы не было его в природе.

Постарев и значительно ослабев, волк вспоминает слова Мишки. Однажды он уносит ягнёнка, который начинает просить его о пощаде. Волк проявляет сострадание и отпускает бедного малыша. Зверь начинает морить себя голодом, он не рад своей роли в этой жизни и понимает, что только смерть спасёт его от угрызений совести и душевных мучений. Он ждёт освобождения, но оно не приходит. Язык этого произведения стилизован под XIX век, в тексте встречаются слова:

  • шибко;
  • корысть;
  • разбойничать;
  • клясть.

Вывод произведения: каждый живёт так, как ему от природы положено.

Выводы и мораль

В произведении писатель затрагивает тему жестокости, которая иногда может быть оправданной. Неспроста он использует при написании сказки такой литературный приём, как гротеск, этот стиль наиболее точно передаёт атмосферу сюжета.

Автор не оправдывает волчью жестокость, он показывает её неизбежность. Так распорядилась природа, и менять себя в угоду общественному мнению для волка равносильно смерти. Конечно, речь здесь идёт не о животных, а о людском сообществе и таких его пороках, как:

  • бездушие;
  • недальновидность;
  • жестокость.

Нельзя применять одну и ту же истину к каждому индивиду. Правда у всех разная. Иногда можно оправдать даже жестокость, если она необходима для выживания вида.

В сказке нет отрицательных героев. Изначально за злодея можно принять волка, но это мнение ошибочно. Он один из ярких примеров того, как общество может повлиять на мировоззрение одного своего члена и полностью изменить его мысли, пусть даже на не совсем правильные.

Мораль истории можно описать так — не нужно поддаваться чужому влиянию, особенно если оно идёт вразрез с собственными убеждениями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: