Взаимоотношения человека и природы в творчестве пастернака сочинение

Взаимоотношения человека и природы в творчестве пастернака сочинение

Анализ стихотворения «Весна» Пастернак

«Весна» (1918). Стихотворение вошло в сборник Пастернака «Темы и вариации». Лирический герой испытывает те же чувст­ва, что и пугающая даль и боящийся упасть дом:

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ, Оставленный звездой без продолженья К недоуменью тысяч шумных глаз,

Бездонных и лишенных выраженья.

Преображение природы весной соотносится с переживания­ми человека, выписавшегося из больницы. Ощущения человека передаются поэтом не через описание его чувств, а через ото­ждествление с природой, с помощью метафор. Таким образом, метафора является не только приемом изобразительности. С по­мощью метафоры мир обретает изначальную целостность, един­ство, предметы и явления взаимопроникают друг в друга. Важ­ное место в стихотворении также занимает прием звукописи, с помощью которого создается «растворенность» лирического ге­роя в окружающем мире:

Лес стянут ио горло петлею пернатых Гортаней, как буйвол арканом,

И стонет в сетях, как стенает в сонатах Стальной гладиатор органа.

Слова, относящиеся к разным категориям по смыслу, имеют общую звуковую структуру. Этот факт еще раз подтверждает мысль о взаимосвязи разных сторон бытия.

На этой странице искали :
  • пастернак весна анализ
  • анализ стихотворения весна пастернак
  • весна пастернак анализ
  • Пастернак Анализ стихотворения Весна
  • анализ стиха пастернака весна

Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака.

Замечательному русскому поэту Борису Пастернаку довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии».

Рожденный в семье художника и пианистки, он с детства был наполнен прекрасным искусством. В 1914 году выходит в свет его первый сборник стихотворений «Близнец в тучах», в 1917 году – книжка «Поверх барьеров», а в 1922 году – «Сестра моя – жизнь». Так поэзия навсегда стала делом его жизни.

Поэт был уверен, что искусство – это и есть реальность, а поэзия – это «высота, которая валяется в траве под ногами». Истина и добро составляют суть творчества настоящего художника, а философская тема человека и природы становится одной из главных в творчестве Пастернака.

В ранней лирике ощущается зыбкость взгляда молодого поэта на мир, на события, происходящие в стране. Не только юному поэту, но и людям искушенным было сложно разобраться в вихре политических потрясений того времени. Поэт уловил главное: мир стремительно менялся, но где же место человеку в нем? Собственный поэтический мир был для него убежищем, источником, в котором он черпал силы. В цикле стихотворений «Темп и вариации» он говорит о необходимости противостоять разрушительным силам истории. В поэме «Девятьсот пятый год» лирический герой проходит период становления именно в годы революций. Грандиозность событий восхищает его, но вместе с тем проскальзывает мысль об «обличительных крайностях» насаждения новой власти. Поэт не может вписаться в жестокую прозу революции.

Разделяя тезис о том, что «революция пожирает своих детей», Пастернак в поэме «Лейтенант Шмидт» утверждает, что герои революции одновременно ее жертвы. Поэт, все больше вникая в окружающую жизнь, убеждается, что поэзия выше людской суеты, что только в ней – высший смысл:

Поэзия, не поступайся ширью,
Храни живую точность:
Точность тайн.
Не занимайся точками
В пунктире
И зерен в мире хлеба не считай.

Искусство для Пастернака не зависит от катаклизмов эпохи. В своих высказываниях поэт всегда сохранял мудрую сдержанность культурного человека. Он не собирался конфликтовать или настаивать в отличие от современных ему поэтов, с их лозунгами, агрессией, протестами. У Пастернака тихая лирика, но от этого значение ее не уменьшается, а возрастает. В известном стихотворении «Стансы» поэт говорит о духовной свободе художника, о многом, чего он не мог принять в советской действительности, с ее декретами и постановлениями:

Мы в будущем, твержу я им, как все, кто
Жил в эти дни. А если из калек,
То все равно: телегою проекта
Нас переехал новый век.

Мудрость и покой природы возвращали поэту веру в жизнь. Лирический герой поэзии Пастернака всегда вписан в окружающий пейзаж. Чувства человека, движения его души перекликаются с изменениями в природе. В стихотворении «Душная ночь» поэт рисует картину, которая мгновенно воспроизводится в душе читателя:

…У плетня
Меж мокрых веток с ветром бледным
Шел спор. Я замер. Про меня!

Восприятие природы у Пастернака тоже особое. Он меняет местами субъект и объект. Получается, что лирический герой оказывается не главным в стихотворении. Главная героиня – природа, весь необъятный мир. Деревья видят рядом с собой человека, а не наоборот.

…Облака замечали: с воды похудели
Заборы – заметно, кресты – слегка…

У поэта все одушевлено: деревья, ветер, река, времена года. С ними можно поговорить, они всегда вокруг. Например, зима: «Она шептала мне: “Спеши!” губами, белыми от стужи…». Мир и природа живут и мыслят по законам поэзии. Только у Пастернака «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод» или «предгрозье играет бровями кустарника». Большой поэтический дар и масштаб личности позволяли поэту по-иному воспринимать время: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» Он понимал, что жизнь бесконечна, природа – вечна, а человек – ее мыслящее зерно.

И через дорогу за тын перейти
Нельзя, не топча мирозданья…

Или:

Мгновенье длится этот миг,
Но он и вечность бы затмил…

При такой глобальности мышления поэт смело сочетал в своих произведениях бытовые, житейские мелочи и «вечные» философские вопросы. Его стихи не о мире, они – сам мир, живой, дышащий, сохраняющий человека.

Пастернак — Ответы на вопросы, 7 класс. Коровина, 2 часть.

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Проверьте себя

1. Используя статьи учебника и словаря «Русские писатели. XXвек», подготовьте сообщение о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака. • Борис Леонидович Пастернак – родился в 1890 году в Москве, умер в 1960 году в Переделкино под Москвой. Поэт, прозаик, переводчик.• В детстве Пастернак постоянно видел творческих людей – поэтов, художников. И поэтом он относился к этому как к норме. Отец будущего поэта был художником, академиком Петербургской Академии художеств, а мать была пианисткой.• Пастернак увлекался музыкой, занимался ей в течение нескольких лет.• В 1900-х годах Пастернак был студентом юридического отделения историко-филологического факультета Московского университета.• В 1913 году были опубликованы первые стихи поэта.• В годы Великой Отечественной войны жил в Чистополе. • Умер от рака легких в мае 1960 года в Переделкино.

2. Прочитайте стихотворения Пастернака. Подумайте: о чем говорит поэт строчками «не я про весну, а весна про меня», «не я про сад, а сад про меня»? Подтвердите свой ответ цитатами из стихотворений.Этим поэт пытается показать, что природа говорит через строчки его стихов. Природа сама говорит с читателями, например, в стихотворении «Июль» «По дому бродит привиденье.» И этим привиденьем является летний месяц июль. Читая стихотворение «Никого не будет в доме», читатель представляет картину зимних сумерек.

Обогащаем свою речь

1. Как вы понимаете строки стихотворения Б.Л. Пастернака: «Только белых мокрых комьев / Быстрый промельк маховой…»; «И опять зачертит иней…»? «Белые мокрые комья» — это белые хлопья снега в стихотворении поэта. Иней Пастернак сравнивает с карандашом, которым чертят по бумаге. Как карандаш чертит линии на бумаге, так иней чертит узоры на стеклах окон.

3. Объясните значение слов и словосочетаний и введите их в свою речь: сумерки, портьеры, неожиданно, причуда, сквозной проём. Сумерки – время между заходом солнца и ночью, или же перед рассветом.Портьеры – занавес из тяжелой ткани на дверях или окнах.Неожиданно – внезапно, очень быстро.Причуда – прихоть, каприз.Сквозной проем – проем, который проходит насквозь, имеет выход наружу.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 — 11 КЛАСС

11 класс

Сочинения по русской литературе

МИР ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА

Б. Пастернак — один из самых сложных поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков. Его произведения отмечены остротой чувства, яркостью образов и метафор, своеобразным видением мира природы.

Очень многие воспринимают лирику Б. Пастернака как пейзажную. Однако пейзажа как описания природы, как фона действия в его лирике практически нет.

Природа в лирике Б. Пастернака — прежде всего живая. Вся полнота жизни и разнообразие ее проявлений вмещается в клочок природы, который, кажется, способен совершать поступки, чувствовать и мыслить. Уподобление природы человеку достигает у Б. Пастернака такого предела, что пейзаж выступает в роли наставника и нравственного образца.

У Б. Пастернака человек определяется через природу. Обычно, до Пастернака, было наоборот: «Роняет лес багряный свой убор» (А. С. Пушкин). У Б. Пастернака же обратный ход мысли:

Ты так же сбрасываешь платье,

Как роща сбрасывает листья,

Когда ты падаешь в объятья

В халате с шелковою кистью.

Через сравнение с природой человек обретает свое место в мире. Повинуясь и уподобляясь природе, он следует голосу жизни. Вместе с тем природа в творчестве Б. Пастернака настолько близка человеку, что, будучи оттеснен и замещен пейзажем, он вновь оживает в нем. Степень очеловеченности мира здесь такова, что пейзаж воспринимается как своеобразная человеческая личность:

И вот ты входишь в березняк,

Вы всматриваетесь друг в дружку.

У пейзажей Б. Пастернака есть свой нрав, симпатии, излюбленные развлечения — тучи играют в горелки, гром занимается фотографией, а ручьи поют романс. Его пейзажи наделяются даже портретными чертами:

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Лозы, ив, и листья дуба,

И следы у водопоя.

«Лицо лазури», «лицо руки», «лицо грозы, с себя сорвавшей маску» — таков мир природы, многолюдное и многоликое собрание. Она, по сути, и есть главный герой лирики Б. Пастернака. А поэт — повсюду и нигде. Он — не сторонний взгляд на окружающий мир, а скорее его двойник, становящийся то морем, то лесом. В стихотворении «Плачущий сад», например, обычное сравнение («я как сад») оборачивается равенством («я и есть сад»), и Б. Пастернак одними и теми же словами рассказывает про него и про себя:

Ужасный! — Капнет и вслушается:

Все он ли один на свете

Мнет ветку в окне, как кружевце,

Или есть свидетель…

К губам поднесу и прислушаюсь:

Все я ли один на свете,

Готовый навзрыд при случае,

Или есть свидетель.

Это единение с природой, какое-то глубоко личностное, придает стихам Б. Пастернака особую подлинность. Его стихи, посвященные природе, проникнуты пафосом утверждения жизни, обновленным восприятием мира. М. И. Цветаева писала: «В Пастернаке себя не забывают: обретают и себя, и Пастернака, то есть новый взгляд, новый слух. Пастернака нужно всюду носить с собой, как талисман от этих всех, хором орущих».

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Человек, природа, творчество в лирике Б.Л. Пастернака

Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви.

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком. Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он – без человека, он самобытен.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Это помогает Пастернаку создать наиболее полную картину своих ощущений. Мир природы перекликается с внутренним миром человека.

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Сперва нам кажется, что в нем говорится об обыденных вещах – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности нашего существования.

Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятеньи…

Мир природы и мир человеческой души е поэзии Б.Л. Пастернака

Существовать не тяжело. Жить — самое простое дело. Зарделось солнце и взошло И теплотой пошло по телу. Жизнь и бессмертие одно. Будь благодарен высшим силам За приворотное вино, Бегущее огнем по жилам.

Природа предстает в лирике Пастернака как живое существо, к которому поэт обращается на равных, существо, наделенное разумом и чувствами:

Деревья, только ради вас, И ваших глаз прекрасных ради, Живу я в мире в первый раз, На вас и вашу прелесть глядя.

Пронесшейся грозою полон воздух, Все ожило, все дышит, как в раю. Всем роспуском кистей лиловогроздых Сирень вбирает свежести струю. Не потрясенья и перевороты Для новой жизни очищают путь, А откровенья, бури и щедроты Души воспламененной чьей-нибудь.

Пейзаж в изображении Пастернака раскрывает многогранные оттенки человеческих чувств, помогает лучше понять душу человека, его стремления, объединяет людей. Зачастую своих лирических героинь поэт сравнивает с явлениями из мира природы, тем самым подчеркивая их душевную красоту:

Любить иных — тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты.

И поэту удалось передать эту красоту природы, красоту человеческих чувств, может быть, оттого, что он был и замечательным художником, и удивительно талантливым музыкантом, не случайно музыкальность, яркая изобразительность присуща всем стихам Пастернака. В этих стихах звучит жажда жизни, благодарность поэта за счастье бытия, он не только сам умеет радоваться жизни, но и учит этому читателей, он умеет постичь всю глубину Вселенной и вечности:

На протяженье многих зим Я помню дни солнцеворота, И каждый был неповторим И повторялся вновь без счета. Я помню их наперечет: Зима подходит к середине, Дороги мокнут, с крыш течет И солнце греется на льдине. И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день, И не кончается объятье.

Лирика Пастернака многогранна и всеобъемлюща, в чеканных строчках поэта читатель найдет для себя самое главное: глубокое постижение природы и человека, которые находятся в единстве, в гармонии со всей Вселенной, со всем огромным прекрасным миром.

«Опять весна» Б.Пастернак

«Опять весна» Борис Пастернак

Поезд ушел. Насыпь черна. Где я дорогу впотьмах раздобуду? Неузнаваемая сторона, Хоть я и сутки только отсюда. Замер на шпалах лязг чугуна. Вдруг — что за новая, право, причуда? Бестолочь, кумушек пересуды… Что их попутал за сатана?

Где я обрывки этих речей Слышал уж как-то порой прошлогодней? Ах, это сызнова, верно, сегодня Вышел из рощи ночью ручей. Это, как в прежние времена, Сдвинула льдины и вздулась запруда. Это поистине новое чудо, Это, как прежде, снова весна.

Это она, это она, Это ее чародейство и диво. Это ее телогрейка за ивой, Плечи, косынка, стан и спина. Это Снегурка у края обрыва. Это о ней из оврага со дна Льется безумолку бред торопливый Полубезумного болтуна.

Это пред ней, заливая преграды, Тонет в чаду водяном быстрина, Лампой висячего водопада К круче с шипеньем пригвождена. Это, зубами стуча от простуды, Льется чрез край ледяная струя В пруд и из пруда в другую посуду,- Речь половодья — бред бытия.

Анализ стихотворения Пастернака «Опять весна»

Ведущее место в поэзии Пастернака отведено природе. Как правило, содержание его стихотворений – это не просто пейзажные зарисовки. Повествуя о временах года, рассветах и дождях, Борис Леонидович рассказывает читателям о природе мирового бытия. Жизнь в представлении поэта – нечто вечное, безусловное. Пастернака удивляет чудо существования. Даже самое распространенное природное явление способно поразить его. Каждый раз он будто совершает большое открытие: Это поистине новое чудо, Это, как прежде, снова весна. Весне – поре тотального обновления и перерождения – Борис Леонидович посвятил множество стихотворений. Перечислим лишь некоторые из них: «Весна в лесу», «Весеннею порою льда…», «Весенний день тридцатого апреля…», «Март», «Весна, ты сырость рудника в висках…».

«Опять весна» – произведение, датированное 1941 годом. В нем проявилась характерная для лирики Пастернака особенность – рассказ о самых высоких темах по-домашнему, с использованием тона неформальной беседы. По точному замечанию литературоведа Синявского, Борис Леонидович посредством прозаизмов поэтизировал мир. В анализируемом тексте в одной строфе встречаются телогрейка за ивой и чародейство с дивом. У менее талантливого стихотворца подобное сочетание выглядело бы форменной нелепостью. У Пастернака оно выступает в роли черты неповторимого стиля. Интересен синтаксис произведения «Опять весна». Первая строфа отличается обилием коротких предложений, их количество почти совпадает с числом стихов. Далее ситуация меняется. Вторая строфа включает в себя два относительно длинных предложения. Получается, что по ходу текста преодолевается хаотичная раздробленность впечатлений. Ей на смену приходит гармония. Для ее олицетворения Борис Леонидович прибегает к анафоре. Единоначатие придает речи более напевное, плавное звучание, а строфе – синтаксическую законченность.

Пастернак любил употреблять лексику, не слишком распространенную в русской литературе. Чем меньше слово было в книжном обороте, тем свежее, сподручнее, лучше для поэта. В стихотворении «Опять весна» самый яркий пример, подтверждающий этот тезис, – использование слова «быстрина», обозначающего участок речного русла, где вода течет быстрее, нежели на соседних отрезках русла. По мнению переводчика и поэта Озерова, точное знание лексики, встречающейся у Бориса Леонидовича, дает читателям возможность открыть образную связь, доселе недоступную.

Анализ стихотворения Пастернака «Весна»

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Весна» было написано в 1918 и затем вошло в стихотворный сборник поэта «Темы и вариации».

Вообще, тема весны очень глубоко раскрыта в творчестве поэта. Он считает её живым началом, воплощением живого духа, способного воссоединить две части: природную и человеческую воедино, воплотив в это некий мистический идеал который так тщетно ищут не только поэты, но и все обыкновенные люди.

С помощью глубоких и осмысленных метафор автор пытается показать своё единение с природой, слияние, конкретное отожествление с обыкновенными предметами, окружающими главного героя в самый обыкновенный весенний день.

Чувства, эмоции и переживания лирического героя выражены через данные средства выразительности не случайно. Пастернак строками своего стихотворения хочет показать единство всех окружающих его предметов, всего дышащего холодным синим воздухом весны. Герой сам по себе, но одновременно, он и всё вокруг, живущее сейчас. Один человек и вся улица сразу.

Приём звукописи, изолирующий в этом стихотворении играет тоже далеко не последнюю роль. Различные слова, казалось бы, не имеющие ничего общего, сливаются в единое целое, звучат упорядоченно, чётко и ясно.

Все тонкие весенние ароматы, волшебные запахи и звуки, всё это мастерски передано игрою слов и литературными приёмами, раскрывающими тонкости не только времени года, но и поэзии, и человеческой души.

Смятение и волнение главного героя сравнимо с состоянием больного до конца непонравившегося от лихорадки, в строках:

«Где воздух синь, как узелок с бельем

У выписавшегося из больницы…»

Весна Пастернака—это не подробное описание журчания ручьев и звука капели, не сладкое пение птиц, не таяние снегов и яркого солнца. Это время поисков, осознания собственной неопределенности, метания в толпе, поисков чего нового, того, что даст глоток того самого животворящего воздуха.

Герой полон страхов, как дом, боящийся рухнуть, как тополь неутомленно стоящий в стороне. Он идёт навстречу людской толпе, смотрящей на него безразлично и отстранённо. Он недоумевает, он потерян…

Всё, не только природа, но и люди ждут «продолжения рассказа, оставленного без окончания», ждут, что весна несёт всему что-то новое, обновление, которое зажжет в их душах нечто горячее, покажет ту истину, которую так долго искали…

Анализ стихотворения «Весна» Пастернак Б.Л.

Пастернак – это лирик, который старается отвести всех читателей от каких-то конкретных условий действительности. Он умеет красиво сочетать в одном произведении разнообразные вариации и темы, которые красиво и гармонично переплетаются между собой. Поэзия Бориса Пастернака очень музыкальна и живописна. В ее мотивах ощущаешь лирическую интонацию, невообразимый поток света и легкости. Поэт очень любил природу, гармонию, которую всегда глубоко чувствовал и передавал в своих произведениях. Природа для поэта — живой организм. Он не равнодушен ко всем ее проявлениям, поэт с благоговением и благодарностью относится к дождю, к солнцу, ко всем временам года.

Пастернак написал очень много красивых произведений, которые греют душу при чтении и заставляют задуматься о самых важных моментах жизни. За его произведения и за его умение красиво излагать свои мысли Пастернака наградили Нобелевской премией.

Весна для Бориса Пастернака — это обновление всего живого, возрождение после долгой болезни. Стихотворение передает весеннее состояние единения человека с природой, с помощью сравнения, в которых Борис Пастернак передает аромат, звуки, запахи весны. Поэт наделяет природу человеческими качествами и с помощью метафор создает атмосферу легкости и возрождения к жизни. Природа, как греческая губка, впитывает в себя и плохое и хорошее, природное и человеческое.

Бытовые детали в произведении делают природу еще более человечной. Окружающий мир и внутренний мир человека взаимосвязан. И поэт убеждает читателя в этом, заставляет своим поэтическим даром, своим пронзительно теплым стихотворением посмотреть на природу вокруг нас, как на самое удивительное чудо на свете. На природу, которая является частью самого человека, преображает его в лучшую сторону.

Поэт заставляет человека понять, что все вокруг поэзия. И поэзия, как часть живого впитывает в себя и природное и человеческое. Поэзия Пастернака говорит о том, что, несмотря на все бури в жизни человека, как и катаклизмы в природе, наступает весна и все возрождается вновь. Так и у самого человека. Борис Пастернак, как и все гениальные поэты, в своем произведении дает людям свет и надежду на лучшее и светлое в жизни. Поэзия Бориса пастернака пронизана светлым и легким воздухом, воздухом надежды, светом счастья, у которого есть настоящее, которое зовется мгновением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: