Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева
Федор
Иванович Тютчев – поэт-философ. Его творчество поражает глубиной и
парадоксальностью суждений. Даже лирика природы у поэта философская. Пейзаж и
мысль о нем выступают в неразрывном единстве.
Порой
природа обретает символический смысл. Она просто отражает жизнь. Например, в
стихотворении «Осенний вечер» говорится не только о сезоне, о времени суток, но
и о «светлом» увядании, о старости человека:
Есть
в светлости осенних вечеров
Умильная,
таинственная прелесть!..
…Ущерб,
изнеможенье – и на всем
Та
кроткая улыбка увяданья,
Что
в существе разумном мы зовем
Божественной
стыдливостью страданья!
А
бывает, что перед нами только пейзаж, но в нем ясно видна судьба человека:
На
севере мрачном, на дикой скале
Кедр
одинокий под снегом белеет,
…Про
юную пальму все снится ему,
Что
в дальних пределах Востока,
Под
пламенным небом, на знойном холму
Стоит
и цветет одинока…
Поэт
стремится изобразить в этом маленьком фрагменте целый мир, всю жизнь. Ему
вообще свойственна глобальность мысли, образа, что особенно проявляется в
лирике природы. Тютчева привлекает необъятная стихия:
Когда
пробьет последний час природы,
Состав
частей разрушится земных:
Все
зримое опять покроют воды,
И
Божий лик изобразится в них!
Природа
в лирике Тютчева – это или хаос, или гармония. И каждое состояние имеет свой
образ, свой язык. Человек осознает и примет их, если захочет. Но это трудно.
Вот лирический герой пытается понять «язык» ветра:
О
чем ты воешь, ветр ночной?
О
чем так сетуешь безумно?..
Что
значит странный голос твой,
То
глухо жалобный, то шумно?
Чтобы
постичь великие тайны природы, поэт советует раствориться в ней, слиться с этим
прекрасным миром. Тогда произойдет чудо:
Тени
сизые смесились,
Цвет
поблекнул, звук уснул –
Жизнь,
движенье разрешились
В
сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька
полет незримый
Слышен
в воздухе ночном…
Час
тоски невыразимой!..
Все
во мне и я во всем!..
Человек
увидел, услышал, почувствовал то, что прежде ему было не дано. Это счастье!
Отчего же он так тоскует? Поэт считал: главная трагедия человека состоит в том,
что он отделил себя от природы. Ведь мир един. Разорвав связь с природой, люди
стали замыкаться в себе, в своей индивидуальности, и это привело их к
трагическому ощущению жизни. Они перестали понимать мир и начали бояться его.
Теперь человек может лишь на короткое время прикоснуться к природной гармонии.
Полного единения с этим миром ему не обрести, вот он и печалится. Сам поэт всю
жизнь старался преодолеть пропасть между собой и природой, мучительно понимая,
что это невозможно. Тютчев осознавал одно: у человека и мира общий разум,
значит, они могут когда-нибудь прийти к согласию:
Так
связан, съединен от века
Союзом
кровного родства
Разумный
гений человека
С
творящей силой естества…
Скажи
заветное он слово –
И
миром новым естество
Всегда
откликнуться готово
На
голос родственный его.
О
многих достоинствах природы поэт говорит также в стихотворении «Не то, что
мните вы, природа». Тютчев осуждает бездумное, негуманное отношение к ней:
Не
то, что мните вы, природа:
Не
слепок, не бездушный лик –
В
ней есть душа, в ней есть свобода,
В
ней есть любовь, в ней есть язык…
Поэт
понимает, что существуют люди, для которых природа – пустой звук:
Они
не видят и не слышат,
Живут
в сем мире, как впотьмах,
Для
них и солнцы, знать, не дышат,
И
жизни нет в морских волнах.
Тютчев
пишет о них с иронией, но в то же время жалеет этих нравственных калек:
Не
их вина: пойми, коль может,
Органа
жизнь глухонемой!
Души
его, ах! не встревожит
И
голос матери самой!..
Поэт
утверждает в природе материнское начало, и подчеркивает, что без нее человек –
сирота. Нет ему в мире ни счастья, ни покоя. Однако если человек стремится
общаться с природой, она все исправит.