Философская лирика лермонтова

Лирика лермонтова: основные темы и мотивы творчества

Введение

М. Ю. Лермонтов — очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью. В литературной критике творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним днем, можно наблюдать острую борьбу мнений, подчас полностью противоположных, искусственные выпрямления, идейные затемнения и неизбежное проявление исторической ограниченности — черты, в которых отразился ход развития русской истории и русской культуры со всеми его противоречиями.
Он происходил из семьи служилой (родоначальник её — шотландский наемник), суровой и консервативной и, следственно, был патриотом и верующим. «Хотя он и не отличался особенно усердным выполнением религиозных обрядов, но не был ни атеистом, ни богохульником», — вспоминали о поэте и добавляли, что бабушка Е. А. Арсеньева подарила ему целый иконостас, в дорогих окладах, с каменьями и жемчугами.
Когда по окончании юнкерской школы Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардейский гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику Будкину его парадный портрет.
С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. В руке — шляпа с плюмажем. «Можем… засвидетельствовать, — писал об этом портрете родственник поэта М. Лонгинов, — что он (хотя несколько польщенный, как обыкновенно бывает) очень похож и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова». Но как согласовать это изображение с другими портретами?
Лермонтовские портреты принадлежат художникам, способным, передать характерные черты, а тем более сходство. Но, несмотря на все их старания, они не сумели схватить жизни лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного — нет поэта! Кроме портрета Будкина, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова: беглый рисунок Д. Палена — Лермонтов в профиль и акварельный автопортрет — Лермонтов на фоне Кавказских гор в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Два этих портрета представляются нам похожими более других потому, что они внутренне чем-то сходны между собой и при этом гармонируют с поэзией Лермонтова.
Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта. Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. И если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о нём совершенно расходятся между собой.
 

2 вариант

Философия в темах затрагиваемых Лермонтовым совсем не редкая гостья.

Михаил Юрьевич Лермонтов описывался большинством критиков как ярчайший писатель своей эпохи. Также, большинство критиков, в том числе Ромашин, отмечали большие философские настроения, которые он развивает в своих произведениях.

Михаил Юрьевич сторониться всех наград и привилегий высшего общества. Ему больше по нраву простые русские вечерние гулянья и прекрасная природа. Также во всем его творчестве, как клинком, проходит тема одиночества.

Он активно развивает ее. Лермонтов действительно не сильно радовался своей жизни. В раннем возрасте он потерял обоих родителей и по-сути остался сиротой. Все свое детство и дальнейшую жизнь он провел в дворянских домах и был лишен всех радостей простой и свободной жизни крестьянских людей, о чем он очень жалел.

Многие философские размышления автор пытается раскрыть через тематику любовных чувств. Все жизнь Лермонтов искал чистую душою женщину, чтобы скрасить любовью с ней эту жизнь. О своих поисках он часто повествует в своих же произведениях. Он крайне озабочен этим вопросом, что совсем не удивительно. Также интересно наблюдать заходом мысли Лермонтова и тем, как в его произведениях сплетаются любовь и одиночество.

Важную проблематику в жизни Лермонтова, которую он транслировал через свои произведения – это недопонимание его, как творца и народа. Он не противопоставляет себя ему, но показывает, что его идеи не нравятся населению и в том числе от этого он становится одиноким.

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова под названием пророк также раскрывается именно эта тема. Лермонтов показывает, что общество не может принять идеи пророка о несовершенстве мира и изгоняют его. Пророк становится одиноким странником, но даже при всех тех неудобствах, что нанесли ему народ он все равно готов к самопожертвованию ради его спасения.

Философские идеи встроены в произведения Лермонтова одна за другой, и без них просто невозможно представить его творчество. Он определенно является выдающимся философом своего времени. Своей, пусть и недолгой жизнью, он привнес через свои произведения множество новых философских идей.

СПАДИЛО.РУ

Роль и место в литературе

Поэзию Лермонтова современники считали «новым звеном» в историческом развитии русского общества. Автор выражал протест против гнета простого народа и ущемления мыслящих людей в крепостническо-самодержавном государстве. Особенность творчества Лермонтова в слиянии общественно-политических и личных мотивов. Поэт оказал влияние на творчество многих других поэтов и писателей.

Происхождение и ранние годы

Михаил Юрьевич Лермонтов появился на свет 3 октября 1814 года в Российской империи (Москва). Происхождение будущего поэта поразительное: его род уходит корнями в Шотландию. А великим предком считается легендарный пророк-бард Томас Лермонт.

Портрет Миши Лермонтова

Отец – Юрий Петрович Лермонтов, отставной пехотный капитан. Его считали красивым мужчиной, добрым, но вспыльчивым.

Мать – Мария Михайловна Лермонтова (в девичестве — Арсеньева) была богатой наследницей. Она вышла замуж в 17 лет. После родов ее здоровье ухудшилось – и муж охладел к ней. Семейная жизнь не ладилась.

Воспитанием Михаила занималась бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она имела блестящий ум, силу воли и деловую хватку. Но, несмотря на суровый нрав, к крепостным не применяла физических расправ, кроме как побрить волосы или отрезать косу.

Ранние годы Лермонтов провел в усадьбе бабушки, в Тарханах.

Образование

Начальное образование Лермонтов получил, обучаясь дома. В период с 1828 по 1830 год он учится в университетском пансионе Москвы.

Домик Лермонтова в Пятигорске

В 1830 году будущий поэт поступает в Московский университет. Вначале он учится на нравственно-политическом факультете, а потом – на словесном.

После окончания университета Михаил проводит несколько лет в школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1834 году началась служба в Гусарском полку.

Творчество

Рукопись Лермонтова

Лермонтов становится известным широкому кругу общественности после выхода стихотворения, посвященного А. Пушкину. В нем автор укорял власть в преждевременном уходе гения. За смелое произведение Лермонтова отправили в ссылку. И только благодаря прошению бабушки, наказание для поэта смягчили. По дороге на Кавказ, Михаил побывал в Москве, где написал «Бородино» (1837 год).

Кавказская ссылка не угнетает Лермонтова, а наоборот, плодотворно влияет на его творчество. Кавказ всегда занимал в жизни Михаила особое место. Ведь он часто бывал здесь в детстве.

Лирика Лермонтова – особенная, в ней чувствуется отчужденность и одновременно чувство социальной ответственности. А проза Михаила Лермонтова – правдивая картина русского общества того времени.

Главное произведение

Один из залов Дома-музея Лермонтова в Москве

Памятник Лермонтову в Тарханах

Главным произведением Лермонтова принято считать роман «Герой нашего времени». Над ним автор работал в течение 1838-1840 годов. Он состоит из пяти самобытных повестей, связанных одним человеком. Идея произведения в том, чтобы показать пороки общества в лице главного героя. Лирико-психологический роман стал большим открытием для русской литературы того времени.

Последние годы

Михаил Лермонтов был известным дуэлянтом. Его последняя дуэль была с товарищем по учебе, Мартыновым. На светском приеме Михаил нелестно пошутил над ним – и это стало причиной дуэли. 15 июля 1841 года в возрасте 26 лет Лермонтова застрелили.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1814 Год рождения Михаила Лермонтова
1817-1826 Время, проведенное в селе Тарханы
1828-1830 Годы учебы в пансионе
1830-1832 Годы учебы в Московском университете
1832-1834 Обучение в Школе гвардейских подпрапорщиков
1837 Стихотворение, посвященное А.Пушкину, приносит известность
1838-1840 Работа над романом «Герой нашего времени»
1841 Лермонтова застрелили на дуэли

Интересные факты из жизни писателя

  • Лермонтов не пользовался популярностью у женщин. Однажды из-за отказа девушки, позже он отомстил, расстроив ее свадьбу.
  • Поэт имел дерзкий характер и не раз бывал на дуэли.
  • Все считали Мартынова «косым стрелком», но именно он совершил роковой выстрел в Лермонтова.
  • Лермонтов не был прихотлив в еде и ел все без разбору. Однажды друзья решили подшутить над ним и подложили в булочки опилки. Михаил не заметил этого и съел.
  • Лермонтов был троюродным братом Петра Аркадьевича Столыпина.

Музей писателя

Дом-музей Лермонтова находится на Малой Молчанке (Москва). Здесь поэт жил в период с 1829 по 1832 год.

Литературный музей Лермонтова расположен в селе Парабоч (Чечня), открытый в 2006 году.

Краткая биография

Последний этап жизни

Военная карьера

Летом 1832 года Лермонтов принимает решение уйти из университета и уехать в Петербург. В столице юноша попытался вновь поступить в университет, надеясь, что ему зачтут те 2 года, которые он провёл в Московском университете. Однако молодому человеку посоветовали поступать на первый курс. Лермонтов не захотел начинать студенческую жизнь заново. Михаил решает начать военную карьеру. Решение было одобрено бабушкой Елизаветой Алексеевной.

Лермонтов поступил в школу подпрапорщиков. За 2 года обучения в школе поэт не смог написать ничего значительного, кроме «Юнкерских молитв». Лермонтов пытался написать роман на тему восстания Пугачёва (в литературе он известен, как «Вадим»), однако произведение так и не было дописано до конца. Литературоведы, изучающие творчество Лермонтова «юнкерского» периода отмечают, что всё время у поэта отнимал юнкерский разгул, которому он предавался со своими товарищами. Очевидно, именно поэтому времени на творчество просто не оставалось.

Изгнание на Кавказ

Окончив школу, Лермонтов поступает в лейб-гвардии Гусарский полк. На дальнейшую его судьбу повлияла смерть А. С. Пушкина. Стихотворение «Смерть Поэт», написанное по случаю гибели коллеги по перу, быстро распространилось в рукописном варианте. Как ни странно, общество осудило Лермонтова за порицание Дантеса.

За своё стихотворение Лермонтов был арестован. Затем последовало судебное разбирательство. За поэта вступились друзья Пушкина и бабушка. В конце концов, «опального» отправляют на Кавказ. Благодаря стараниям Елизаветы Алексеевны пребывание поэта на Кавказе продлилось всего несколько месяцев. Впоследствии Лермонтову приходилось возвращаться на Кавказ по долгу службы. Суровая и одновременно прекрасная кавказская природа вторично завоевала сердце поэта, как когда-то в детстве. Впечатления, полученные Лермонтовым во время ссылки, легли в основу таких его известных произведений, как «Мцыри» и «Демон».

Первая дуэль

Зимой 1840 года на балу в доме графини Лаваль между Лермонтовым и Эрнестом де Барантом, сыном французского посла, произошла ссора. «Доброжелатели» показали Эрнесту эпиграмму, написанную Лермонтовым ещё в годы учёбы в школе подпрапорщиков. Молодого человека заставили поверить в то, что эпиграмма была написана в его адрес. Те же «доброжелатели» сообщили сыну посла, что поэт нелестно отозвался об Эрнесте в разговоре с одной своей знакомой. Де Барант потребовал объяснений, скандал разразился прямо на балу.

18 февраля между поэтом и сыном дипломата состоялась дуэль. Примечательно, что поединок был назначен недалеко от места, где совсем недавно проходила дуэль Пушкина. Поединок был начат на шпагах, но когда одна из них сломалась, пришлось перейти на огнестрельное оружие. Эрнест не попал в цель. Лермонтов тоже промахнулся, но умышленно. Молодые люди решили закончить поединок примирением.

Поэт по приказу императора должен был быть задействован во всех крупных военных операциях. Сразу же после прибытия на Кавказ Лермонтов отличился, как было отмечено в рапорте, «мужеством и хладнокровием».

Последняя дуэль

Лермонтов уже давно мечтал об отставке. Он хотел серьёзно заняться «сочинительством». Елизавета Алексеевна всегда была категорически против литературных увлечений единственного наследника. Поэт решил повременить с осуществлением своей мечты, боясь обидеть бабушку.

По свидетельствам очевидцев, поэт покидал столицу с тяжёлым предчувствием. Из Петербурга Лермонтов прибыл в Ставрополь, а оттуда – в Пятигорск. Здесь он поссорился с майором Николаем Мартыновым, с которым уже был знаком раньше. Молодые люди когда-то учились в школе подпрапорщиков, которую Мартынов закончил на год позже. Лермонтов неоднократно посещал родителей Николая в Москве. Предположительно, сестра Мартынова вдохновила великого русского поэта на создание образа княжны Мери.

Причиной ссоры между поэтом и Николаем Мартыновым послужили неуместные шутки и колкости, которые позволял себе Лермонтов в адрес своего товарища. Мартынов носил черкесский костюм и во всём подражал горцам, что не могло не вызывать насмешки окружающих. Лермонтов больше всех подвергал критике вкусы Мартынова. Серьёзная ссора произошла в доме Верзилиных. Николай Мартынов вызвал поэта на дуэль.

Поединок произошёл в июле 1841 года. Согласно основной версии, Лермонтов, не воспринимая эту дуэль всерьёз, выстрелил вверх. Однако Мартынов видел возможность отомстить обидчику и выстрелил ему в грудь.

3.7

5
(
104

голоса
)

«Герой нашего времени»: шедевр русской прозы

Роман «Герой нашего времени» разделен на несколько самостоятельных рассказов, объединенных общей идеей о героях своего времени. Лермонтов создал ярких, запоминающихся персонажей, каждый из которых становится символом какой-то определенной стороны человеческой натуры, олицетворяющих трагический контраст между человеческими идеалами и реальностью.

Первая «Героиня» романа Печорина — представительница романтического типа героя, обладающая богатым внутренним миром, но страдающая от самоотчуждения и непонимания окружающих. Второй рассказ, «Тамань», рассказывает о приключениях Печорина в Кавказских горах и описывает его конфликт с Казбичем, который выражает противоречия и культурные стереотипы русского и кавказского общества. Остальные рассказы также раскрывают различные аспекты личности и характера главного героя.

«Герой нашего времени» стал первым романом русской литературы, в котором появилась современная психологическая характеристика героя, являющаяся одним из главных преимуществ этого произведения. Лермонтов проникновенно и с большой глубиной описывает душевные переживания своих героев, их внутренние конфликты и мотивы. Это позволяет читателю настолько сильно пережить происходящее, что роман «Герой нашего времени» становится своеобразным зеркалом собственных мыслей и чувств.

Однако, помимо психологической глубины, «Герой нашего времени» обладает также ярким языковым стилем, иронией и злободневностью тем, которые обсуждаются в произведении. В романе присутствует сатира на нравы того времени, на политические и социальные проблемы. Лермонтов умело комментирует и осмеивает своих персонажей, раскрывая их недостатки и противоречия.

Таким образом, «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова является настоящим шедевром русской прозы. Это произведение остается актуальным, вызывая интерес у читателей по сей день. Роман не только отражает русскую душу и нравы того времени, но и задает вечные вопросы о смысле жизни, человеческой природе и трагическом противоречии между идеалами и реальностью.

Три периода творчества

Чтобы выявить и перечислить основные темы и мотивы лирики Лермонтова, нужно разобраться с периодизацией его творчества.

Лермонтов жил во время жесточайшей политической реакции, возникшей после декабристского восстания, проведенного в 1825 году. Несмотря на то что классик не участвовал в этом масштабном событии, он сочувствовал идеям его вдохновителей. Поэтому по стихам поэта можно проследить печальную судьбу целого поколения, оставившего важный след в истории Российской империи.

По словам В. Белинского, занимавшегося исследованием лермонтовского наследия, его творчество условно делится на три больших этапа. Они представлены в таблице:

Название этапа Даты
«Юношеский» с 1828 по 1832 год
«Петербургский» с 1833 по 1836 год
«Кавказский» с 1837 по 1841 год

В самом начале своего творчества Лермонтов уделял огромное значение самопознанию, раздумьям над философскими концептами Добра и Зла и другими метафизическими вопросами. Идейным вдохновителем молодого литератора был Д. Г. Байрон — известный английский поэт-романтик, близкий ему по духу и ставший достойным примером для подражания. Лермонтов восхищался вольной тематикой байроновских стихотворений и его героями-бунтарями, стремящимися к безграничной свободе и страдающими от отсутствия внутренней гармонии.

Начало второго этапа творчества Лермонтова ознаменовано рождением его собственных тем и мотивов, среди которых:

  • осознание собственной избранности, влекущее за собой душевное одиночество;
  • поиск ответов на глобальные вопросы мироздания;
  • надежда на обретение настоящей любви;
  • исследование границ свободы и вольности человеческой личности.

В этот период было написано несколько поэм, среди которых «Боярин Орша» (1834), «Аул Бастунджи» (1833−1834), «Литвинка» (1832) и три драмы («Странный человек» (1834−1836), «Арбенин» (1836), «Маскарад» (1835)). Однако главным прорывом этого этапа стало появление первых прозаических сочинений автора, таких как «Вадим» (1833) и «Панорама Москвы» (1833).

Третий период лермонтовского творчества тесно связан с его кавказской ссылкой, ставшей реакцией на публикацию стихотворения «Смерть поэта». Несмотря на то что Лермонтов был молодым человеком, полным сил и жажды жизни, он словно предчувствовал скорый уход и стремился выразить все недосказанное в своих произведениях.

Автор продолжает исследование выбранных ранее тем и мотивов, но совершенствует их, доводя до идеала, создавая пронзительные, поразительно мудрые стихотворения, полные то светлой грусти по несбывшемуся, то горечи по тому, что было бесповоротно утрачено.

Во многих стихотворениях, написанных в последние годы, нет какой-либо автобиографичности или исповедальности. Они являются максимально отчужденными от эмоций, лишенными напрасной патетики. Наиболее знаковым произведением последнего этапа литературного творчества автора является роман «Герой нашего времени» (1840), поэмы «Сказка для детей» (1840) и «Сашка» (1839), а также стихотворения «Бородино» (1837), «Дума» (1838), «Родина» (1841) и «Выхожу один я на дорогу» (1841).

Сочинение

Глубокой философией пронизано любое произведение Лермонтова. Его верно мечущаяся душа постоянно тоскует, но не может найти того, чтобы могло бы утолить печаль. Поэт страдает от желания найти и познать настоящую, искреннюю любовь, но не может этого сделать. Его современники очерствели, чистота отношений и глубокой привязанности для них недоступна. Поэтому автор не может встретить вторую половину. Ему остается только рассуждать о смысле любви. Наблюдать за ней со стороны, мечтать о ней, но так и не прикоснуться к этому чувству. Множество стихотворений посвящены именно этим поискам.

Создается четкое ощущение, что Лермонтов восхищается окружающим миром, природой, людьми. Но не может стать его частью. Чувствовал он себя отверженным всеми. Поэтому все его работы пронизаны тонким намеком на то, что он хочет покинуть этот мир. В одном стихотворении он прямо и говорит, что веселее будет умереть, чем жить. Он – всеми униженный и отвергнутый вечный странник. Его никогда не примут, у него не будет семьи и близких друзей. Но он готов пожертвовать собой ради такого прекрасного, но несовершенного мира.

Наследие Лермонтова в современной литературе и культуре

Михаил Лермонтов, один из величайших русских поэтов и писателей, оставил неизгладимый след в современной литературе и культуре. Его произведения и идеи продолжают вдохновлять и влиять на современных авторов и артистов.

Одним из основных наследий Лермонтова является его исследование сложностей человеческой души. Многие современные авторы в своих произведениях углубляются в психологические процессы и внутренний мир персонажей, взяв за основу те же проблемы, с которыми сталкивался Лермонтов. Его работы, такие как «Мцыри» и «Герой нашего времени», изучают сложные чувства, такие как одиночество, неполноценность, разочарование и страсть, которые до сих пор актуальны и понятны современным читателям.

Другим наследием Лермонтова является его взгляд на природу и ее влияние на человека. В своих стихотворениях он описывает красоту и мощь природы, а также ее способность впечатлять и вдохновлять человека. Многие современные писатели и поэты также обращаются к этой теме, обнаруживая вдохновение в словах Лермонтова и его способности передать красоту природы и ее эмоциональное влияние на человека.

Кроме того, Лермонтов имел большое влияние на развитие русской поэзии и прозы. Многие современные поэты и писатели по-прежнему обращаются к его стихотворениям и прозе для вдохновения и учебы. Они изучают его язык, стиль и темы, внедряя их в свои собственные произведения. Лермонтов также оказал значительное влияние на развитие литературных направлений, таких как романтизм и символизм.

Не только в литературе, но и в музыке, кино и других видах искусства можно найти следы Лермонтова. Его произведения были использованы как основа для опер, симфоний и песен. Многие фильмы и театральные постановки также посвящены жизни и творчеству Лермонтова, вдохновленные его глубокими и многогранными персонажами и эмоциональными темами.

Таким образом, наследие Лермонтова живет и процветает в современной литературе и культуре. Его работы стали неотъемлемой частью русской культуры и будут продолжать вдохновлять и влиять на поколения авторов и артистов в будущем.

Литературный талант и непростая судьба Михаила Юрьевича

Несмотря на свои достижения, Михаил Лермонтов имел непростую судьбу. Он был вынужден пройти через множество тяжелых испытаний и несправедливостей. Его жизнь и творчество оказались тесно связанными с социальной и политической действительностью Российской империи того времени.

Дата рождения: 15 октября 1814 года
Место рождения: Москва, Российская империя
Главные произведения: «Герой нашего времени», «Мцыри», «Демон» и др.
Дата смерти: 27 июля 1841 года
Место смерти: Пятерочка, Кавказский край, Российская империя

Жизнь Михаила Лермонтова полна драматичных событий

Его сочинения часто вызывали контроверзии и критику, а сам поэт оказывался под пристальным вниманием цензуры. Однако, его гений и уникальный стиль пробились сквозь эти преграды и принесли ему славу и признание

Лермонтов прославился своими лирическими и эпическими произведениями, в которых ощущается сочетание романтики и реализма. Он писал о любви, природе, судьбе и человеческих страстях. Его стихи и проза непревзойденны в своей выразительности и глубине.

Смерть Михаила Лермонтова была трагической и загадочной. Он погиб в дуэли в возрасте всего 27 лет. Этот несчастный случай стал окончанием жизни одного из величайших поэтов России.

Библейская философская лирика М.Ю. Лермонтова

Образ Бога и тема человеческого непослушания Ему является центральной в религиозной философской лирике поэта. Богоборческие мотивы слышатся в его стихотворениях постоянно.

Вот одно из таких стихотворений — «Благодарность» (1840), которым лирический герой язвительно благодарит Всевышнего за дарованную ему жизнь:

Часто Бог в лирике Лермонтова представляется всесильным, но несправедливым существом, ответственным за человеческое несовершенство (что, по сути, противоречит христианскому вероучению). Отсюда неверие в Бога лирического героя поэта, что порождает знаменитое и страшное стихотворение «Мой демон», в котором оппонент Господа наделяется демоническим величием:

Те же мотивы слышны в других стихотворениях поэта — «Я не для ангелов и рая», «Земля и небо»:

Однако не всегда лирический герой позволяет себе очаровываться демоническими образами. В какой-то момент он возвращается к вере к Богу и, подобно блудному сыну, готов припасть к коленам милосердного Отца. Вот одно из таких стихотворений — «Молитва»:

Заканчивается стихотворение символически: поэт просит у Бога освободить его от изматывающего душу песенного дара, чтобы обрести веру в своем сердце:

Таким образом, проблемы веры и неверия (а также связанного с неверием богоборчества) являются центральными в философской лирике М.Ю. Лермонтова. Ответы на эти вопросы во многом определяют другие темы его философских исканий.

Поиски гармонии бытия

Лермонтов не был бы гениальным поэтом, если бы не смог в своём творчестве показать хоть и призрачный, но живой образ гармонии бытия.

Эта едва уловимая гармония присутствует в некоторых его произведениях, где человек, природа и Бог сливаются воедино. Вот одно из таких стихотворений — «Когда волнуется желтеющая нива…»:

Философская лирика Лермонтова входит в сокровищницу русской литературы и культуры. Поэт глубоко и проникновенно раскрывает перед читателями вечные проблемы человеческого бытия и даёт на них свои ответы.

Анализ творчества поэта, проведённый в этой статье, поможет учащимся 9-10 классов при подготовке к сочинению на тему «Философская лирика Лермонтова».

Сочинение Основные темы лирики Лермонтова.

Тема Родины проходит через творческий путь Лермонтова. Он испытывает смешанные чувства по отношению к России. В своём творении «Родина» автор отмечает «странную» привязанность к Отечеству. Поэт презирает чиновников, так как они не заботятся о населении, но он боготворит традиции и культуру Отчизны. Автор восхищается танцами с «топаньем и свистом под говор пьяных мужиков». В «Бородино» Лермонтов прославляет военных людей и историю страны.

Любовную лирику в творчестве поэта сопровождает печаль и одиночество. Поэт не обретает счастье: «счастье без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях отражена безнадёжность грея, отчаяние, светлые чувства его не посещают, поэтому он считает любовь таким чувством, которое посещает человека раз и на всю жизнь. Не забывая о мимолётных увлечениях, которые быстро проходят.

Различные пейзажи страны считаются частью конкретных произведений. В таких стихотворениях природа имеет простые краски: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студёный ключ», «белеющие берёзы». Он стал внедрять в литературу приём одушевления и сравнения человека с природой: «Он был похож на ветер ясный…». Ещё автор отмечает, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревоги». В основном герой Лермонтова испытывает одиночество, поэтому природа помогает автору раскрыть душу этого героя. Природа помогает отразить душевные переживания.

Тема одиночества идёт фактически в каждой работе Лермонтова. В полном объёме тема раскрыта в стихотворении «Узник». Поэт чувствует, что заперт во времени, ведь с современниками у него не получается диалога. В «Пророке» автор подчёркивает, что его лирика не нужна людям, они не желают его слушать, поэтому он желает уйти в пустыню и получить покой.

В лирике Лермонтова отражены грусть, печаль, чувство одиночества, читая его поэзию, изучая его поэзию, люди могут заглянуть в душу поэта и узнать его человеческие качества.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения о лирике Лермонтова, чтобы понять и рассмотреть его произведения. Не забывая анализировать все мысли поэта.

Популярные темы сообщений

  • Профессия ветеринар

    Ветеринар – профессия достаточно древняя. С тех пор как люди начали одомашнивать животных, появилась необходимость в людях, которые о них будут заботиться, ухаживать и лечить.

  • Кутузов

    Всем известно по просмотренным фильмам время 1812 года, когда император Наполеон вторгся во владения России со своей армией. Так как мощь врага была сильна, то и наступление разворачивалось быстро.

  • Культура древнего Китая

    Значимое место среди древних культур занимает китайская культура. Как и многие другие культуры, она неповторима и самобытна. Китайцы были слишком рациональными людьми, поэтому свою культуру они направили на обращение к реальной жизни и ее ценностей.

  • Самое удивительное растение в мире

    Сугуаро – самый большой кактус на планете. Произрастает в Мексике и штате Аризоне (США). Достигает 15 метров (почти как 5- этажный дом) и весит от 5 до 10 тонн (вес взрослого слона). 80 % массы кактуса составляет вода. Кроме своих гигантских размеров

  • Устаревшие слова

    Письменная и устная речь современного человека представлена огромным разнообразием слов, которые помогают правильно выражать мысли. Большинство из них это те слова, которые нам привычны, человек употребляет их каждый день.

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

М.Ю. Лермонтов – великий русский поэт. Все, о чем болела его душа – его размышления о своем поколении, о времени, о настоящем и будущем – Лермонтов отразил в своих бессмертных произведениях.

Талант этого поэта расцвел в то время, когда дворянская революция была разгромлена, а новые поколения борцов еще только формировались. Передовые люди его эпохи понимали, что для возрождения родины к новой жизни нужны другие люди, со свежими силами и могучей волей, направленной на благородные цели. Но большая часть современного поэту общества была лишена этих качеств. Я думаю, именно поэтому мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в творчестве Лермонтова немалое место.

Поэт безжалостно бичевал недостатки своих современников, бесцельно проживающих жизнь и не способных к подвигам во имя родины. Об этом он пишет в своем стихотворении «Дума», говоря, что будущее его поколения «иль пусто, иль темно». И возможно, поэтому в лирике Лермонтова рождается идеал человека одаренного, с сильными чувствами, преисполненного жажды жизни, стремящегося к переменам и сердцем, и душой.

Но поэт понимает, что личность, способную на бунт и перемены, ждет непонимание со стороны окружающих, ждут трудности и одиночество. Всю свою боль он выразил в стихотворении «Смерть поэта». Это произведение написано с огромным душевным протестом и гневом. Лермонтов бичует «завистливый и душный свет», «палачей свободы», «жадною толпой» стоящих у трона. Он противопоставляет им «восставшего против «мнений света» Пушкина, смерть которого взывает к отмщению. Это стихотворения возвестило России о появлении нового поэта, поэта-бунтаря.

В творчестве М.Ю.Лермонтова отчетливо звучит разлад между личностью и обществом. В ранний период тема одиночества раскрывается в его произведениях традиционным противопоставлением героя бездушной толпе. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» поэт высмеивает завсегдатаев светского общества. Но в стихотворении «Стансы» появляется новое осознание одиночества, не навязанного миром, а избранного добровольно как единственно возможное состояние души:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг

Прочел потерянным досугом…

На светлый запад удалюсь,

Вид моря грусть мою рассеет.

Ни с кем в отчизне не прощусь-

Никто о мне не пожалеет!…

Стихотворение Лермонтова «Парус» стало символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!…

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Лермонтов неоднократно обращался к лирическим раздумьям о своем отношении к отчизне. Тема родины обрисовывается в его лирике с двух сторон: неприятием самодержавно- крепостнической России («Жалобы турка») и прославлением ее героического прошлого («Бородино»). Но ни в одном своем произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении «Родина»: «Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой».

Поэзия природы – не просто часть творчества Лермонтова, а душа его и сердце. Природа выступает не только как храм, но и как близкий, сердечный друг поэта. Иногда он выражает свои заветные мысли и чувства, непосредственно наблюдая природу («Когда волнуется желтеющая нива»), а иногда сравнивает свою внутреннюю жизнь с явлениями природы («Парус»). Мне кажется, что Лермонтов тяготеет к первобытной, изначальной чистоте ощущений, к непосредственной близости к природе: «Блажен, кто вырос в сумраке лесов. Меж дикими воспитан табунами…»

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема назначения поэта и поэзии. Одни из лучших его произведений на эту тему — стихотворения «Поэт» и «Пророк». В «Поэте» автор сопоставляет поэта с кинжалом, утверждая этим представление о поэзии как о грозном боевом оружии. Лермонтов считал, что назначение поэзии – в служении людям, в пробуждении добрых, благородных чувств, геройского духа. Она должна воспламенять людей к подвигам и борьбе.

В творчестве Лермонтова мы находим правдивое отражение того, что происходило с русским обществом 30-х годов 19 века. Поэт переживал все настроения своей эпохи гораздо более болезненно, чем его современники. Но, мне кажется, грустный тон стихов Лермонтова никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не покорялся судьбе. Мятежный дух его поэзии, ее лиризм, глубина мысли, удивительная музыкальность и совершенство стихов ставят Лермонтова в ряд величайших поэтов мира.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Философская лирика Лермонтова

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

М.Ю. Лермонтов – один из удивительных русских лириков, воплотивший в своём творчестве глубинные проблемы человечества. Лирика Лермонтова – философская по своей натуре. Она поднимает такие вопросы, как проблемы Бога и свободы человека, бренности человеческого пути, смерти и веры в бессмертие, тайны любовного чувства, совместимости добра и зла, борьбы светлого и тёмного в личности каждого человека и т.д.

В центре внимания любого поэтического произведения поэта стоит вопрос о том, для чего человек приходит в этот мир, полный страданий и разочарований? Может ли он что-то изменить в своей судьбе?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: