Основные мотивы лирики ф.и.тютчева

Особенности философской лирики фёдора тютчева: описание кратко

Литература второй половины XIX века

Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому бо льшую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена —

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

А там, в торжественном покое

Разоблаченная с утра,

Сияет белая гора,

Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Вечность мира и временность человека

Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы. Говоря в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» о полном созвучье, порядке в природе, лирик сетует на то, что свой разлад с природой мы осознаем только в «призрачной свободе».

Человеческая душа для Тютчева – отражение порядка мироздания, в ней тот же свет и хаос, смена дня и ночи, разрушения и созидания. «Душа хотела б быть звездой…в эфире чистом и незримом…»

В стихотворении «Наш век» поэт рассуждает о том, что человек стремится к свету из черноты незнания и непонимания, а обретая его, «ропщет и бунтует», и так, мятущийся, «невыносимое он днесь выносит…»

В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:

И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,

В небольшом стихотворении «Дума за думой, волна за волной…» Тютчев пронзительно передает воспринимаемое им «сродство природы и духа или даже их тождество»:

Дума за думой, волна за волной –

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь – в заключении, там – на просторе, –

Тот же всё вечный прибой и отбой,

Тот же всё призрак тревожно-пустой.

Сочинения по русской литературе

  • «Герой нашего времени» — главные герои
    (752)

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…

  • «Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
    (728)

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…

  • «Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
    (703)

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…

  • «Маленький человек» в произведениях Гоголя
    (691)

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…

  • «Судьба человека» главные герои
    (795)

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…

  • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
    (583)

    Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…

Тема космоса и хаоса

«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:

Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

8 стр., 3601 слов

Философская лирика в творчестве А. С. Пушкина

… Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге; у его гроба побывало (по разным данным) от 10 до 50 тысяч человек. 3. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА … и творческому увлечению Дж. Байроном. «первого романтического поэта», Пушкин в кишиневско—одесский период далек от подчинения эстетике … себя в восхитительном эпикурействе ранней пушкинской лирики: жить надо днем сегодняшним, стремясь возможно более полно исчерпать …

читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»

Любовная лирика

Интересные особенности философской лирики Тютчева заключаются в том, что даже страсть и привязанность заставляют поэта размышлять о вечном. Автор считает, что невозможно выразить чувства словами, ведь их запас слишком ограничен. Это также огорчает его и заставляет искать новый способ говорить о любви.

Взаимная страсть может не только возвеличивать души, но и свергать их в бездну. Чувства бывают искренними и чистыми, а порой они превращаются в губительные и пугающие. Любовь — это слияние душ, но в то же время и их постоянная борьба.

Тютчев считает, что страсть всегда двойственна. Возвышенные чувства он сравнивает с солнечными лучами, теплым ветром, морским бризом. Они успокаивают, придают сил, делают человека добрее и умнее. А роковая страсть в определенный момент погубит влюбленных. Она разрушает и жизнь, и душу, заставляет чувствовать себя преступником. Это неправильные чувства, но избежать их не получится. Сердцем человек управлять не может, он зависит от природы и космоса, высших сил.

Тютчев на себе испытал всю силу любви. У него были и светлые отношения, и запрещенные страсти. Первой женой поэта стала Элеонора Федоровна, которая подарила ему трех дочерей. Но брак был недолгим, автор женился во второй раз. Эрнестина Пфеффель родила Федору Ивановичу двух сыновей и дочь.

Но и вне официальных отношений у поэта были дети. Почти пятнадцать лет он встречался с Денисовой Еленой Александровной. Девушка стала матерью двух сыновей и дочки. Последние его отношения были с иностранкой Гортензией Лапп. Девушка родила двух детей, а после смерти Тютчева получала его пенсию в течение 20 лет — так завещал сам писатель.

Особенности лирики Тютчева

Чтобы понять особенности лирики Тютчева достаточно окунуться в мир его поэзии. Свои стихи Тютчев пишет только под влиянием некоего озарения, когда чувствует необходимость выразить свои мысли на бумаге. Вот и получается, что лирика Тютчева наполнена интимностью личных внутренних переживаний и больше похожа на дневник, где он запечатлевает свои мысли и размышления.

Ценность стихотворений поэта в том, что в этих небольших работах автор создает искренние и своеобразные образы. К тому же художественной особенностью поэзии Тютчева является и то, что они наполнены глубоким философским содержанием.

Особенности любовной лирики Тютчева

Раскрывая тему художественной особенности поэзии Тютчева, стоит поговорить и об особенностях любовной лирики поэта. Представлена она немногими произведениями, которые посвящались разным женщинам. В жизни Тютчев был любвеобильным, страстным и увлеченным человеком. Так, его ранние стихотворения были посвящены первой любви, женщине, которую он повстречал в Мюнхене. Это была Амалия. Стихи же назывались Я помню время золотое или же Я встретил вас. Но судьба их разлучила, и уже через год он влюбляется в Элеонору Петерсон, которая стала его женой. Однако и здесь судьба была жестока к поэту. Смерть забирает его возлюбленную. Уже посмертно писатель посвятил Элеоноре Петерсон стихотворения В часы, когда бывает и Еще томлюсь тоской желаний. Следующей будет встреча с Эрнестиной Дернберг и женитьба. Эта женщина стала Музой для Тютчева, под влиянием которой появляется стихотворение Она сидела на полу.

Но самыми знаменитыми стихами поэта стали работы, что вошли в денисьевский цикл. Елена Денисьева стала последним увлечением писателя. Их связь была незаконной, и самым известным стихом того периода стала работа Последняя любовь.

Если первые стихотворения любовной лирики Тютчева изображают любовь, как страсть. В них поэт делится своими эмоциями и описывает эмоции возлюбленной. То в поздних работах поэта чувствуются мотивы скоротечности счастья, его вины перед возлюбленной. Теперь любовь ассоциируется с безнадежностью, а романтика гибнет под влиянием общества, которое отвергало все прекрасное своим непониманием. Любовь у писателя — это не только страсть, но и безнадежность, страдание и борьба. Особенностью лирики Тютчева было то, что он в своих работах отображал настоящие, не придуманные чувства.

Особенности изображения природы

Федор Тютчев по праву считается певцом природы. Как говорил Некрасов, достоинством пейзажной лирики Тютчева было в том, что его природа была разной, живой и грациозной. Особенно нравилась писателю весенняя и осенняя природа. В эти периоды возрождения и увядания у автора появлялись неповторимые образы. При этом природа могла быть спокойной, как в стихотворении Осенний вечер, так и буйной, как в работе Весенняя гроза.

Тютчев любил очеловечивать природу, наделять ее человеческими характерами и чертами. И в этом особенность тютчевской природы. Писатель сопоставляет каждое природное явление с человеческим настроением.

Особенности философской лирики Тютчева

Несмотря на вышеперечисленные темы, которые затрагивал Тютчев в своих стихах, основным направлением его работ была философская лирика. Можно даже сказать, что в любовной и пейзажной лирике Тютчева прослеживаются философские мотивы. Писатель стремился постигнуть все тайны мира, осмыслить жизнь, найти гармонию с природой.

Особенностью философской лирики Тютчева было то, что писатель не просто пишет на темы бытия, хаоса и вечности. Его работы заставляют читателя сначала вслушаться, а затем вдуматься в каждое слово. Очень часто Тютчев размышляет о человеке, о его месте в мире. Очень часто писатель размышляет о прошлом и настоящем, обращается к теме памяти.

Вариант 2

Философская лирика у Тютчева глубока и многообразна. Часто поэт ищет ответы на «риторические» вопросы, размышляет над такими понятиями как любовь, счастье…

Например, Фёдор Иванович в «Безумии» описывает с философской точки зрения это явленье. Поэт представляет безумие существом весёлым и жалким. Оно прислушивается к источникам «всего». Действительно, безумие может быть и священным, а может наступить от столкновения с чем-то нереальным.

Важна тема природы в философских стихах. Тютчев боготворит её, ищет в ней утешения, чувствует связь свою (и, вообще, людей) с природой. Вот в стихотворении «Тени сизые…» он говорит, что отражается во всём, но и всё в нём отражается.

В «Успокоении» поэт говорит о таких важных вещах, как время, утраты… Герой смотрит в поток (обращается опять к вечной природе), чувствует, что эти струи уносят всё. И человек страдает, плачет, ведь он не в силах остановить «поток». Но в итоге успокоение приходит, вода уносит и саму душу человека. Это метафорически представлено, что каждый становится частью Вселенной.

В «воду» уходит и такое важное чувство людей, как любовь. Вот в стихотворении «На Неве» челнок любви как будто уносит река

Это философски показывает, что чувства со временем (хотя бы после смерти) уходят, но в смысле, что не исчезают, а растворяются в Вечности, делая её немного лучше.  А влюбленные тут то ли святые, то ли грешные – не совсем понятно. Или уж не так важно.

Даже в «Мотиве Гейне» поэт, сравнив день с жизнью, признаётся, что день этот его утомил, он уже отходит ко сну, но слышит и сквозь сумерки вечный хор любви.

В философском стихотворении «Два единства» практически призыв к славянам сплотиться. Тютчев говорит о том, что Запад пытается соединить народы, людей кровью, войной, но вот славяне, наследники Византии, стараются это сделать любовью. И время уж рассудит.

И всё-таки поэт всегда просит Создателя о милосердии. Например, в стихотворении «Пошли, Господь…» поэт молится за всех заблудших и несчастных.

У Тютчева много философских стихов. Хотя названия чаще заставляют подумать о природе, красоте. Важнейшие понятия для поэта – Природа, Любовь, Вечность. Федор Иванович воспевает мирозданье, которое объединяет крайности.

Философское звучание произведений Тютчева

Всю поэзию Тютчева можно назвать философской, потому что, о чем бы он ни говорил, он стремится к постижению мира, мира непознаваемого. Мир таинствен и непостижим. В стихотворении «День и ночь» поэт утверждает, что день — лишь иллюзия, но мир истинный открывается человеку по ночам:

Именно ночью человек может ощутить себя частицей безграничного мира, почувствовать гармонию в своей душе, гармонию с природой, с высшим началом.

В тютчевской поэзии часто появляются образы бездны, моря, стихий, ночи, которые находятся и в природе, и в человеческом сердце

Философская лирика поэта тесно связана с лирикой пейзажной.

Собственно можно сказать, что вся пейзажная лирика поэта проникнута философскими раздумьями. Поэт говорит о природе как об одушевленной, мыслящей части мира, в природе «есть душа,… есть свобода,…есть любовь,… есть язык». Человек связан с природой «союзом кровного родства». Но в то же время мир природы непостижим для человека.

Небо (Мечта о гармонии) противопоставляется земле (одиночеству):

Тютчев-лирик умеет передать малейшие изменения в природе, подметить краткость прекрасных мгновений.

Человек же предстает перед тайной природы «сиротой бездомным».

Трагическое понимание мира Тютчевым

Трагическое мироощущение сказывается и в любовной лирике поэта.

Любовь, по его мнению, не только слияние родственных душ, но и их «поединок роковой». Трагическая любовь к Е.Денисьевой, ее смерть отразилась во многих стихах поэта

Продолжая пушкинскую традицию, поэт говорит об огромной силе воскрешения, возрождения, которой обладает любовь

Наша презентация

Непрестанный поиск ответов на вечные вопросы бытия, умение показать душу человека, затронуть тончайшие струны человеческой души делает поэзию Тютчева бессмертной.

Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по лирике автора — здесь

Ф. И. Тютчев

Философская лирика Ф. И. Тютчева

Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения. Как поэт Тютчев сложился на рубеже 1820–1830-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Весенние воды», «Осенний вечер» и др. Проникнутая страстной, напряженной мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика Тютчева художественно выразила сложность и противоречивость действительности. Философские взгляды Тютчева формировались под воздействием натурфилософских взглядов Ф. Шеллинга. Лирика Тютчева пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил. Человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой, «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, самим собой. Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них национально-русским колоритом. Тютчев наряду с Е. А. Баратынским – крупнейший представитель русской философской лирики XIX в. Художественный метод Тютчева отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму. Дарование Тютчева, который охотно обращался к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное. Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захватывающими произведениями, как «Слезы людские» и «Пошли, Господь, свою отраду». Пределы, поставленные человеческому познанию, ограниченность знания «человеческого Я», слияния человека с жизнью природы, описания природы, нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви – таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева. Но есть еще один мотив – это мотив хаотической, мистической первоосновы жизни. Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то, наверное, самым сильным во всей поэтической литературе». В этом мотиве отражается вся поэзия Тютчева. Стихотворения «Святая ночь», «О чем ты воешь, ветр ночной», «О, вещая душа моя», «Как океан объемлет шар земной», «Ночные голоса», «Ночное небо», «День и ночь», «Безумие» и другие представляют собой единственную в своем роде лирическую философию хаоса, стихийного безобразия и безумия. И описания природы, и отзвуки любви проникнуты у Тютчева этим сознанием: за всем этим скрывается их роковая сущность, таинственная, отрицательная и страшная. Поэтому его философское раздумье всегда пронизано грустью, тоскливым сознанием своей ограниченности и преклонением пред неустранимым роком. Лишь политическая поэзия Тютчева запечатлена бодростью, силой и надеждами, которые иногда обманывали поэта. Политические стихотворения Тютчева уступают его философской лирике. Чтобы быть настоящим поэтом того направления, в котором писал Тютчев, надо было любить искренне Россию, знать ее, верить в нее. Этого, по собственным признаниям Тютчева, у него не было. Пробыв с 18 до 40 лет за границей, поэт не знал родины и в целом ряде стихотворений («На возвратном пути», «Вновь твои я вижу очи», «Итак, опять увидел я», «Глядел я, стоя над Невой») признавался, что родина ему не мила и не была «для души его родимым краем». Значение Тютчева в развитии русской лирической поэзии определяется его историческим положением: он, ученик Пушкина, стал учителем лириков послепушкинского периода. Его оценили раньше других Некрасов и Тургенев. Как и предсказывал Тургенев, Тютчев остался до сих пор поэтом немногих ценителей; волна общественной реакции лишь временно расширяла его известность, представляя его певцом своих настроений. Тютчев вошел в историю русской литературы как могучий, бессмертный представитель философской лирики, учитель поэзии для поэтов.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Философские мотивы в стихах Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти, о человеке и его месте в мире, а также и о человеческой судьбе.

Так в стихотворении «Мотив Гейне» автор рассуждает на тему жизни и смерти, сравнивая их с днём и ночью. «Ах, умаял, он, пёстрый день, меня!..» — восклицает лирический герой. Он устал от жизни и уже его голова «ко сну клонится» — лирическому герою хочется умереть. «Обессиленный» он поддаётся сну, засыпает, умирает.

Но не может расстаться с грёзами о жизни и любви. В последней строфе стихотворения читатель ясно видит сожаление лирического героя о том, что его время пришло, а «ясный день» продолжает «блестеть» и «незримый хор о любви гремит». «Гремит», а не поёт, ведь гром слышно лучше пения – любовь призывает к жизни того, кто уже не вернётся к ней.

Размышления Ф.И. Тютчева о человеке изображены в стихотворении «Silen­tium!». Здесь автор призывает читателя молчать, таить «и чувства, и мечты свои», ведь никто не сможет понять их так, как понимает их сам человек. «Мысль изречённая есть ложь», — пытается донести нам автор.

В третьей строфе Ф.И. Тютчев пишет — «Есть целый мир в душе твоей». Эта фраза призывает читателя осознать себя, не равняться на окружающих, быть собой, но при этом – молчать, никому не выдавая самого сокровенного.

Судьба одного человека, его беспомощность перед течением времени и невозможность повлиять на происходящие вокруг него события, ярко выражена в стихотворении «Из края в край, из града в град…». «Судьба как вихрь людей метёт», пишет Ф.И. Тютчев.

Этот вихрь не спросит у человека его мнения, и ему остаётся только наблюдать за этой жизнью, участвовать в ней, теряя и приобретая, терпя боль и испытывая радость и не зная, что ждёт его в будущем.

Таким образом, мы приходим к выводу, что Фёдор Иванович Тютчев видел жизнь с разных сторон, о чём свидетельствуют его стихотворения, раскрывающие нам множество философских тем – от внутреннего мира человека до его судьбы и судьбы близких ему людей.

Краткая биография лирика

Фёдор Тютчев — один из самых ярких представителей золотого века русской поэзии и литературы.

Родился известный поэт и публицист в Орловской губернии в 1803 году. Начальное образование получал дома, как и многие другие представители дворянского класса. Интерес и к поэзии начали проявляться с малых лет, поддерживаемый своим наставником и учителем, увлёкся латынью и поэзией Древнего Рима. В 12 лет юный Тютчев уже переводил сложные поэмы Горация.

С 14 лет стал посетителем лекций в Императорском московском университете, куда заочно был принят в число студентов.

Окончив университет, юноша начинает свою карьеру в Коллегии иностранных дел, которая отправляет его работать в Мюнхен в качестве дипломата. Там поэт проводит значительную часть своей жизни.

Жизнь в Мюнхене, несомненно, повлияла на творчество поэта, именно тогда произведения юноши проявляли яркое художественное своеобразие

Большое внимание в своём творчестве он уделяет пейзажным мотивам. За границей поэт знакомится с Элеонорой Петерсон, которая становится главной музой и любовью всей его жизни

Она рожает Тютчеву трёх дочерей.

К сожалению, брак был довольно коротким — всего 12 лет. В 1838 г. после кораблекрушения жена поэта получает нервное потрясение, от которого умирает. Несмотря на то что поэт называл Элеонору своей главной любовью, уже в 1839 году он связывает себя узами брака с Эрнестиной Дёрнберг.

Ближе к середине XIX века Тютчев возвращается на родину, где получает должность старшего цензора. В это же время он вступает в литературный кружок Белинского, где, вместе с другими лириками и писателями развивает своё творчество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: