«Дар напрасный, дар случайный» (1828)
Поэт пишет свое стихотворение «Дар напрасный, дар случайный», будучи двадцатидевятилетним мужчиной. Его начинают интересовать темы бессмертия и смерти, смена поколений, извечная тема добра и зла.
Тему добра и зла он рассматривает и в своем произведении «Анчар», которое пишет в этом же году. В этом стихотворении речь идет об анчаре – ядовитом дереве, в образе которого поэт передает все воплощение зла, которым люди начинают пользоваться необдуманно, ради собственной выгоды.
Но не только грустные мысли одолевали автора. Если рассмотреть его стихотворение «Элегия», то здесь поэт утверждает обратное. Он не отрекается от жизни, предпочитая смерть. Несмотря ни на что, он собирается продолжить свой жизненный путь, продолжать свое творчество. Он считает, что именно таким образом он сможет к закату своих дней обрести гармонию, любовь, и быть, наконец-то, счастливым.
Так же Пушкин задумывается о разуме и безумии, считая безумием – самым страшным жизненным испытанием.
Он уверен в том, что его призвание – это творить, указывая своим творчеством путь народу. Своей поэзией он способен менять взгляды и судьбы людей, давая хорошие советы, пробуждая и вдохновляя на подвиги!
Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)
В литературоведении принято творческую биографию Александра Сергеевича Пушкина делить на периоды, связанные с переменами в его судьбе. Юный поэт лицейского периода (1813 г.-1817 г.) удивлял современников стихами, в которых звучали гражданские и исторические мотивы. Своими литературными учителями считал Жуковского, Батюшкова, Карамзина, но искал свой путь, придавая стихам естественность языка и внутреннюю свободу, сочетая непринужденность, иронию с серьезностью и торжественностью. На публичном экзамене вызвал восхищение Державина чтением оды «Воспоминания в Царском селе». А Жуковский прислал ему свой портрет, подписав: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Затем – петербургский период (1817 г.-1820 г.). Закончив обучение в Лицее, Пушкин служит в Коллегии иностранных дел и пишет преимущественно на общественные, политические темы. В то же время появляются стихи частного характера: легкие, шутливые, прославляющий культ дружеских пирушек и развлечений. Заканчивает поэму «Руслан и Людмила», которая принесла славу. В начале 1820 г. Пушкин за стихи, прославляющие вольнодумство, был отправлен в ссылку. Впервые власть увидела в поэте если и не бунтаря, то оппонента.
Лицей в Царском селе (г.Пушкин)
В период южной ссылки (1920г.-1824г.) в поэзии преобладают романтические темы. В это время Пушкин побывал на Кавказе, в Крыму, Молдавии и Одессе, были созданы четыре поэмы: «Цыганы», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», множество стихотворений различной тематики, началась работа над «Евгением Онегиным».
Следующий этап — ссылка в Михайловском(1824 г. -1826 г.). Это было время полной изоляции от близких и друзей. В результате двух лет деревенского уединения появилась трагедия «Борис Годунов», лирика о любви, природе и творчестве. После казни декабристов, среди которых у Пушкина были друзья, в сентябре 1826 г. Николай I вызывает опального поэта в Москву, где должна была состояться коронация. Проведя с опальным поэтом продолжительную беседу, император разрешает вернуться из ссылки и назначает себя его персональным цензором. Подобного внимания власти к сочинителям никогда прежде не было.
Период после ссылки до Болдинской осени (1826г.- 1830 г.) Много разъезжает: Петербург, Москва, Михайловское, Кавказ. В это время напишет поэму «Полтава», «Арап Петра Великого», много лирических текстов, в том числе посвященных декабристам («Во глубине сибирских руд…», «Арион»). Особенно стали плодотворными три осенних месяца в Болдино, куда он поехал по наследственным хлопотам, но из-за холерного карантина вынужден был задержаться. За столь короткое время он завершил роман «Евгений Онегин», написал более 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», несколько сказок, «Повести Белкина» и др. прозаических произведений.
Период позднего творчества (1830г.-1837г.)В эти годы увлекается историческими исследованиями, пишет «Историю пугачевского бунта», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама». Лирика 30-х годов преимущественно о вечности, смысле жизни, нравственных ценностях и пр. Это самые драматические годы жизни поэта. Конфликт с придворным окружением и властью закончился роковой дуэлью с бароном Дантесом.
Пушкин был не только поэтом, но прозаиком, драматургом, сатириком, публицистом. Его интересовали практически все стороны общественной и духовной жизни. Поражают своим многообразием темы в лирике Пушкина: это темы Родины, патриотизма, природы, творчества,любви и дружбы, а основной является тема свободы, она звучит в гражданской, любовной, пейзажной и философской лирике.
Тема: «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Вечные» темы в творчестве Пушкина»
предмет: русская литература
Класс: 10
Урок № 2
Тема: «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Вечные» темы в творчестве Пушкина»
Цель урока: 1) раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта; 2) ознакомить с основными темами, мотивами лирики поэта.
Ссылка на презентацию и анализ оды «Вольность»:
№1 https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/07/zhizn-i-tvorchestvo-aspushkina
№2 https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/oda-volnost.html
Электронный учебник: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс. ООО «Русское слово — учебник», 2012. http://www.belgtis.ru/images/obuch/pm/LiteraturaklasschastSaharovVIZininSA.pdf
Конспект урока:
1. «Невозможно повторить Пушкина», – утверждал Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество поэта (ссылка № 1, материал учебника).
2. А.С. Пушкин – родоначальник русского реализма. Поэт создавал новые жанры, новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы.
3.Основные темы лирики Пушкина
1. Гражданская тема ода «Вольность» (призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь,1818), «К Чаадаеву», «Деревня»(восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает», т.к. «барство дикое, без чувств, без Закона», 1819), «Узник», «Зимний вечер», «Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
2. Патриотическая тема «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений, угрожающих самому существованию России.
3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» (1829), «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальней», «Черная шаль», «Желание славы»(1825), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830)
4. Тема дружбы «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Друзьям», «Дельвигу», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «Арион»
5. Тема поэта и поэзии: «Поэт», «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца людей»), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь»,
6. Тема родины и природы «Деревня», « К морю», «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (1829), «Бесы», «Туча», «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835)
7. Философская лирика «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Пора, мой друг, пора…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)
4.Анализ оды «Вольность» (а) ознакомиться со стихотворением, б) прочитать материал учебника «Муза пламенной сатиры», в) анализ оды записать (ссылка№2))
5. Статьи «Годы странствий» и «Жребий русского поэта» (ознакомление; «Подражания Корану (IХ)» (https://pishi-stihi.ru/podrazhaniya-koranu-pushkin.html)-
прочитать стихотворение и анализ)
Тесты для самопроверки
1.В каком городе родился А.С. Пушкин?
А) Москва |
Б) Киев |
В) Петербург |
Г) Ярославль |
2. Какая дата связана с образованием Царскосельского Лицея?
А) 1 января 1811 года |
Б) 19 октября 1811 года |
В) 19 ноября 1811 года |
Г) 26 мая 1811 года |
3. Цитата «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво» взята из стихотворения:
А) «19 октября. 1825г.» |
Б) «Туча» |
В) «Я помню чудное мгновенье…» |
4. К десятилетию восстания декабристов А.С. Пушкин написал стихотворение:
А) «Туча» |
Б) «19 октября. 1825г.» |
В) «Я помню чудное мгновенье…» |
5. Куда был сослан А. С. Пушкин после прошения об отставке?
А) На Кавказ |
Б) В родовое имение Михайловское |
В) В Кишинев |
6. Как называется цикл стихотворений, в котором Пушкин через сюжеты и образы священной книги мусульман выразил свои мысли и настроения?
7. Становление какого литературного направления находит отражение в творчестве А. С. Пушкина?
8.Какие три месяца стали самыми плодотворными в творчестве поэта, какое название они получили?
9. Как называется последнее произведение, которое увидело свет при жизни поэта в декабре 1836 года?
10.Как называется последнее стихотворение А. С. Пушкина?
КЛЮЧ К ТЕСТУ |
Критерии оценивания |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
а |
б |
а |
а |
б |
Подра-жания Корану |
Реа-лизм |
Болдин-ская осень |
Капитан-ская дочка |
Я памятник себе воздвиг нерукотворный |
«5» — 9-10 «4» — 7-8 «3» -6 «2»-0-5 |
Темы философской лирики
Философская лирика опирается на уже сложившуюся систему взглядов. Поэтому идеи, которые она развивает, часто граничат с догматами по четкости формулировок, линейности и последовательности.
Принадлежность к философской поэзии можно увидеть из названий некоторых стихотворений («Мудрость», «Беспредельность», «Мысль»). Здесь нет места индивидуальности лирического героя: его образ размыт, обобщен.
- столкновение пространства и времени, их «стыки», переходы, изломы; двойственность бытия;
- взаимосвязь человека и природы;
- отрицание современного общества;
- предчувствие грядущих трагедий, переворотов, катастроф;
- антииндивидуализм;
- бытие отдельного человека и целого мира.
Художественная форма произведений соответствует содержанию с его развернутостью суждений. Композиция философского стихотворения обычно подчинена законам логики.
«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
«Пророк» – одно из наиболее известных стихотворений Пушкина. Александр Сергеевич написал его осенью 1826 года во время ссылки в Михайловском. Для поэта это был очень сложный период. Пушкин глубоко переживал расправу над декабристами, со многими из которых дружил, и переосмысливал свое место в обществе.
Основой произведения стал библейский сюжет из VI главы книги пророка Исайи. Но автор наполнил его совершенно иным философским смыслом, превратив в манифест о предназначении писателя. Эту тему Пушкин поднимал в своих произведениях и раньше, используя традиционные образы античной мифологии: Парнас, Аполлон, муза, лира. Но до «Пророка» ничего подобного по силе эмоционального воздействия и глубине мысли в его творчестве еще не было.
Стихотворение «Пророк», написанное в жанре оды. поражает торжественностью стиля и яркостью художественных образов. Поскольку монолог представлен от первого лица, читатель невольно ассоциирует лирического героя с автором произведения. Некоторые современники Пушкина даже обвинили поэта в том, что он возгордился и возомнил себя «божьим избранником». Но анализ произведения показывает, что Александр Сергеевич лишь декларировал творческую программу каждого настоящего поэта.
«Пророк» состоит из трех частей, в которых последовательно прослеживается преображение героя. В первой части он «духовной жаждою томим» влачится в «пустыне мрачной». Всего одно предложение, но какой емкий образ! Поэт находится в духовном и творческом поиске. И вдруг «на перепутье» он встречает шестикрылого серафима – вестника Бога. Нисколько не удивляет «перепутье» в пустыне, где нет дорог. Ясно, что это символ выбора. к которому подошел герой.
Встреча с серафимом, согласно библейским канонам, говорит о многом. Ведь это наиболее приближенные к Богу ангелы, которые являются только исключительным людям
Пушкин подчеркивает значимость поэта, его избранность для важной миссии
Во второй части стихотворения мы видим поэтапное перерождение героя, которое происходит на глазах. Первая ступень – символическое открытие глаз и приобретение чуткого слуха. Это лишь результат простого прикосновения. Но следующие метаморфозы далеко не так безболезненны. Видеть и слышать более тонко и глубоко, чем обычный человек, для настоящего поэта – мало. Чтобы выражать открывшуюся мудрость, не годится «празднословный». «лукавый» и «грешный» язык. Его следует вырвать и поменять на «жало мудрыя змеи» .
Но и острым «жалящим» словом, несущим истину, не создать образцы высокого искусства. Ясный разум, наблюдательность и талант будут холодны и мертвы без горячего сердца. Поэтому ангел вонзает в грудь героя «угль, пылающий огнем». После такого преобразования поэт достоин нести людям свет истины. И «божий глас» воскрешает духовный «труп». которым тот был до встречи с серафимом, чтобы новоявленный пророк напоминал людям о «божьей искре» в каждой душе.
В стихотворении «Пророк» арсенал выразительных средств Пушкина необычайно широк. Это:
Для усиления божественности сюжета поэт использует много старославянских слов: персты, зеницы, глас, виждь, внемли, горний. Они наполняют текст библейской атмосферой. Это было необходимо Пушкину, чтобы подчеркнуть истинность своих суждений, опираясь на непререкаемый авторитет Святого Писания. Эмоциональной напряженности добавляют и строки, которые начинаются с союза «и». Такое стилистическое построение характерно для библейских текстов.
Большое количество шипящих звуков и медлительный четырехстопный ямб без деления на строфы создают «мучительный» ритм, который соответствует страданиям героя. Пушкин использует различные виды рифмовки. Похоже, в этом произведении Александр Сергеевич не добивался совершенства формы, а полностью был сконцентрирован на содержании стиха.
Используя библейскую легенду и стиль изложения, Пушкин четко донес нам главную идею стихотворения: поэт, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей». В этом его подлинное призвание.
А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта
а протяжении многих лет титул одного из самых талантливых прозаиков и поэтов XIX века носит А.С. Пушкин. Философская лирика присутствует практически в каждом его произведении, хотя это довольно разноплановый поэт, интересующийся многими темами. Александр Сергеевич писал стихи на гражданскую и любовную темы, поднимал вопросы о дружбе, предназначении поэта, описывал красоту русской природы. Но все же через все его стихотворения проходит нить философии, они заставляют читателя задуматься о добре и зле, смысле человеческой жизни, вере и безверии, смерти и бессмертии.
Своим своеобразием всех поражает философская лирика Пушкина. Стихи носят глубоко интимный, личностный характер, потому что каждое чувство принадлежало поэту, он описывал собственные мысли, впечатления от жизни. Именно этот факт и отличает лирику Александра Сергеевича от других авторов. По мере взросления поэта его произведения меняются, в них появляется иной смысл.
По стихотворениям можно узнать, чем в разные годы жил Пушкин. Философская лирика того периода, когда поэт был еще лицеистом, проникнута духом веселья. Александр Сергеевич призывает веселиться в компании друзей, наслаждаться дружескими пирушками и ни о чем не заботиться. О его юношеских мыслях можно узнать из стихотворения «Гроб Анакреона», написанном в 1815 году, стихотворения «Стансы Толстому» (1819 года). Поэт проповедует наслаждения и развлечения.
Философские мотивы в лирике Пушкина кардинально изменились в 20‑х годах. Как и всех молодых людей того периода, Александра Сергеевича потянуло на романтизм. Поэт преклонялся перед Байроном и Наполеоном, цель жизни уже заключалась не в бессмысленном прожигании времени на дружеских пирушках, а в совершении подвига. Героические порывы души не могли не отразиться на философской лирике автора. Самыми яркими произведениями того периода считаются элегия «Погасло дневное светило», написанная в 1820 году, и стихотворение Пушкина “К морю” 1824 года.
В середине 20‑х годов переживает мировоззренческий кризис Пушкин. Философская лирика того периода уже не проникнута романтизмом, на смену ему приходит реализм. Поэт начинает понимать суровую правду жизни, и она его пугает. Он видит проблемы, но не видит цели, к которой нужно стремиться.
В произведении «Телега жизни» Александр Сергеевич сравнивает жизнь с обычной телегой, запряженной лошадьми, она едет, не останавливаясь, дни и ночи напролет, начало поездки кажется радостным и светлым, а вот конец – печальным и темным. Боевой дух поэта надломился после поражения декабристов, Пушкин чувствовал вину перед своими друзьями, потому что не смог принять участие в восстании против царского режима.
К концу 20‑х годов в стихотворениях прослеживается отчаяние и одиночество, которое в тот период испытывал Пушкин. Философская лирика поэта с годами стала более печальной и даже трагичной. В стихотворениях Пушкина «Элегия», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных» присутствуют вопросы жизни и смерти, автор рассматривает, что будет после того, как его не станет на этой бренной земле.
Но это не значит, что Александр Сергеевич желал смерти, он хотел жить, чтобы нести людям свое творчество, направлять людей на путь истинный. Он свято верил в то, что к концу жизни ему удастся обрести счастье и гармонию.
Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». Образ Петра I как царя-преобразователя
Во время второй «Болдинской осени», в 1833 г. была написана поэма, в основу сюжета которой легла история одного из самых страшных наводнений Петербурга в ноябре 1824 г, с многочисленными разрушениями и жертвами.Николай I, ставший «личным цензором» Пушкина, позволил для публикации лишь часть текста, представляющий собой гимн Петербургу. Поэма полностью была опубликована после смерти поэта в 1937 г. Основную тему можно определить, как роль личности Петра I, реформы и преобразования которого укрепили государственность России, но не улучшили положение народа.
Композиционно поэма состоит из довольно внушительной экспозиции и 2 частей. Вступление начинается с дум Петра Великого о будущей столице. Затем описан и воспевается Петербург спустя век. Но Северная столица, созданная Петром, не только «полночных стран краса и диво», но и убогие хижины бедных кварталов. Красотам «стройного и строгого» Петербурга противопоставляются страшные картины последствий наводнения. Заканчивается повествование кратким сообщением о гибели героя. Этой прозаической концовкой композиция нарушена, при наличии объемного торжественного вступления отсутствует эпилог, в котором можно было бы оправдать гибель героев поэмы, ставших жертвой величественных замыслов Петра и его творения. Тем самым Пушкин показал, что противоречия между интересами государства и простого человека неразрешимы.
Медный всадник
У произведения есть жанровые особенности. Восхваление Петербурга написано в жанре оды, но Пушкин при публикации подписал ее как «отрывок из поэмы». Позже в полном произведении появится подзаголовок «петербургская повесть». Подводя читателя к повествованию об истории главного героя, Пушкин пишет, что это будет печальный рассказ.
Хотя в названии указан памятник Петру I, в народе прозванный «медным всадником», главный герой поэмы — бедный чиновник Евгений без фамилии, т.е. лишенный истории рода; он хотя из знатной, но обедневшей дворянской семьи. Реформы Петра I изменили статус дворян, их стали привлекать к государственной службе. Оттого герой где-то служит чиновником и проживает в Коломне. Он не помышляет о высоком служении Отечеству, как его предки, мечтает о местечке с приличным жалованием, семье, детях и внуках. Но его непритязательным мечтам не суждено осуществиться, город внезапно настигает стихия. Ему удалось спастись, забравшись на скульптуру льва у дома на площади, посреди которой возвышался на гранитной глыбе памятник Петру I. Когда вода начала спадать, он поспешил к дому любимой девушки. Потрясенный ужасом наводнения, Евгений понимает, что домик невесты снесло стихией, она и ее мать погибли. У него наступает помутнение рассудка, уйдя из дома, скитается в бреду по улицам Петербурга. Спустя год, оказавшись на Петровой площади, в его душе вспыхивает протест, виновником своего несчастья он считает медного всадника. Обезумевший Евгений грозит царю, создавшему погибельный город, в котором бедные жители не защищены от стихий. Ему чудится, что памятник начинает преследовать его, и он в ужасе бежит прочь. Спустя время Евгения находят мертвым у обломков какого-то домишки.
Образ Медного всадника олицетворяет безразличие государства к личности простого человека. Евгений изображен как «маленький» человек, от которого ничего не зависит, но у него любящая и ранимая душа, ему небезразлична смерть других людей.
Пушкин создал двойственный образ Петра I. С одной стороны, у него слава императора-труженика ямегния Иорн Творец, реформатора, с другой стороны – это деспотичный властитель и тиран, готовый ради воплощения собственных идей принести в жертву человеческие жизни. В начале поэмы он предстает в облике государственного деятеля, задумывающего воплотить в жизнь строительство новой столицы в устье Невы, месте, удобном для страны в военном и торговом плане. Но для героя поэмы– он бездушный «кумир», напоминающий истукана и идола.
Это героическая поэма-апофеоз о Петре Великом и его созидательном вкладе в историю России, и трагическая повесть о «горестной участи личности» простого человека.
Медный всадник