Краткое содержание рассказа
Когда была война, через деревню Бережки проходили советские солдаты. У них был конь, которого ранило осколком. Кавалеристам пришлось оставить Мальчика, потому что он не мог идти дальше. На окраине села жил старый Панкрат, которого многие побаивались за суровый нрав. Старик был работящим, и даже зимой он нашёл себе занятие — чинить плотину. В тёплое время года Панкрат молол зерно, а из муки хозяйки пекли хлеб.
Завязка произведения
Военное время было сложным, еды не хватало даже людям, и старику приходилось несладко
Когда ученик будет делать пересказ, он должен обратить на это особое внимание: несмотря на голод, мельник заботился о лошади. Пожилой мельник был небогат, еды часто не было даже для себя, и вороной стал ходить по деревне в надежде, что его кто-нибудь покормит
Жители считали животное общим и подкармливали, жертвуя из своих и без того скудных запасов.
В одном из домов жил мальчик с бабушкой. Паренёк был угрюмым, и местные мальчишки прозвали его «Ну Тебя». Прозвище приклеилось, потому что эти слова были любимыми у Фильки. Он говорил их по любому поводу: когда ругала бабушка, приглашали поиграть соседские ребята или происходил с кем-то спор.
Кульминационная часть
Однажды, когда зима уже подходила к концу, Панкрат собрался молоть зерно. Вода в речке, протекавшей возле мельницы, не замёрзла, да и погода стояла подходящая. В этот день конь ходил по улицам, и вот он приблизился к калитке Филькиного дома.
Вороной стал стучать в ограду, и ребёнок, услышав звук, вышел с хлебом, посыпанным солью. Краюху он приготовил для себя, а Мальчик решил, что это угощение для него. Он потянулся мордой к краюхе, и тут Филька разозлился, стал кричать, что ему надоели «христарадники». Размахнувшись, он стукнул вороного, и тот отпрянул, замотав головой.
В следующую минуту Филька увидел, что лошадь плачет. В кратком содержании рассказа «Тёплый хлеб» — это кульминационный момент. Конь жалобно заржал, замотал головой, и тут же засвистел ветер, началась такая сильная вьюга, что паренёк еле добрался до дверей. Он залез под тулуп и в страхе прислушивался к тому, как стучат ставни и свистит вьюга. Ему казалось, что это всё из-за коня: где-то сквозь шум вьюги мальчику слышался стук копыт и свист конского хвоста.
Развязка
Поздно вечером, когда метель утихла, домой пришла бабушка. Пока мела метель, она не могла добраться. Передохнув, она рассказала, какая беда приключилась в деревне: река покрылась толстым слоем льда, и теперь мельник не сможет размалывать зерно на муку. Значит, будет голод, и людям не выжить.
Заплакала бабка, и вслед за ней заревел Филька. Он стал подозревать, что в случившемся есть его вина. Старушка подтвердила его догадку, рассказав историю, которая произошла очень давно. От человеческой злобы случилась сильная стужа, и человек, по вине которого всё произошло, умер.
Здесь краткое содержание подходит к развязке. С помощью мельника Филька придумал, как всё исправить, а потом повинился перед конём за то, что его обидел. Тут же наступила оттепель, стар и мал стали радоваться, а хозяйки начали печь душистые булки.
Мальчик просит прощения у коня
Вариант 2
Филька
Основным персонаже является мальчик по имени Филька, он больше отрицательный герой. Из-за него даже совершается беда в селе. Филька злой, скупой, вечно чем-то недоволен и никому не доверяет. Он грубый, может резко ответить ребятам или даже своей бабушке, которая его растит.
Однажды противный мальчик обидел коня, которого любил весь поселок. Тогда бабушка объяснила внуку, что нужно исправлять это, так как началась вьюга. Мальчик же тут же решил попросить прощения у коня.
Старый конь
Еще одним персонажем в произведении является конь. Лошадь была фронтовой и когда ее раняли, каждый житель деревни ее подкармливал. Эта лошадь ответила на Филькину злость, в деревне поднялась буря, замерзла речка, мельница перестала работать. Но чуть позже конь миловал и простил мальчика.
Панкрат
Этот старый мужчина приютил у себя раненную лошадь. Он умен и мудр, все знает. Он полюбил коня и ухаживал за ним. Как-то раз к нем пришел мальчик Филя и просил у мельника совета. Но тот решил не советовать ему ничего, а захотел, чтобы тот сам осознал свою вину. Со временем Филька все понял и смог принять правильное решение. Он вместе с другими мальчика стал долбить лед.
Бабушка
Бабушка Фильки очень мудрая и добродушная женщина, она пытается воспитать правильно своего внука. Ей очень не нравится, что тот растет невоспитанный и грубый. Постоянно ругает его за плохое поведение. Бабушка, после того как совершилась буря, объяснила мальчику, что это произошло от того, что появился злой и черствый человек. Который равнодушен к чужой беде.
Сорока
Сорока в данном произведении-сказочный герой. Она олицетворяет пороки человека.
Также в произведении участвовали и такие персонажи, как жители деревни в лице стариков и мальчишек, которые просили мальчика и решили ему помочь. Они показали Фильке, что нужно помогать и не быть равнодушным к чужому горю. Все они растапливали лед, кто-то жег костер, кто-то просто долбил его. И после этого погода поменялась, потеплело, вода начала поступать на мельницу и та заработала.
Старый мельник наделал муку и все жители начали печь хлеб. Филька же дал лошади свежий хлеб. И остальные ребята попросили коня, чтобы тот простил филькину некрасивую выходку.
Этот рассказ учит читателя сострадать и тому, что каждый человек должен думать о своих поступках, к чему они могут привести. А если уж и поступил неправильно, то исправиться, осознать свою ошибку.
Мы изучаем — Почему рассказ Паустовского назван Тёплый хлеб? сочинение. Подсказки школьнику
Выбирая название своему произведению, автор старается вызвать в сознании читателя определенные образы, ассоциации, чувства.
В сказке Паустовского «Теплый хлеб» описывается крестьянская жизнь в Бережках во время войны. Людям жилось трудно, они голодали. Однако война не смогла зачернить добрые сердца крестьян: старый мельник приютил покалеченную лошадь, но самому было не прокормить хромую кобылу. Односельчане не прогнали коня, помогали мельнику. Но был в деревне злой мальчишка Филька, который, разозлившись, ударил коня по губам, а хлеб швырнул на землю.
Поступок мальчика осуждали многие. Ведь даже малыши в деревне знают, каким трудом дается хлеб к обеду! В народе существует множество поговорок, которые подчеркивают значимость хлеба. В каждой крестьянской семье детей приучали бережно обращаться с хлебом, не брать лишнего куска. Работающие в поле крестьяне не только стараются обеспечить пищей себя и свою семью, но и выражают своим трудом уважение к земле, которая их кормит. Считалось, что человек, который разбрасывает хлеб, не умеет ценить чужой труд и не способен к благородным чувствам.
Против жестокости Фильки взбунтовалась сама природа: ударили страшные морозы, которые предвещали людям в деревне смерть от голода. Филька понял свою вину. Он раскаялся. По морозу мальчишка пошел к мельнику, чтобы просить прощения у лошади и исправить свою ошибку. Видя, что в мальчике проснулась совесть и человечность, люди дали ему шанс, помогли помириться с лошадью.
Когда Фильке с ладошки кормит коня хлебом, этот хлеб теплый не потому, что его только что испекли, а потому, что мальчик вложил в этот ломоть хлеба свою душу. Так мальчик искупил свою вину перед лошадью. Его поступок изменил судьбу крестьян: получилось, что мальчик не просто покормил лошадь, а накормил всю деревню.
В произведении К. Паустовского «Теплый хлеб» смысл названия раскрывается не только через традиционный образ свежего хлеба, но и через сюжетную линию. Можно предположить, что прилагательное «теплый» в названии сказки приравнивается по значению к слову «добрый». К. Паустовскому хотелось подчеркнуть, что хлеб сделан с любовью, что он согрет теплом оттаявшего сердца мальчика Фильки.
Главный герой сказки – Филька. Он обладает прозвищем «ну тебя», что говорит о его самолюбии, лени и угрюмости. В произведении говорится о том, как добрые поступки помогают растопить сердце и избавиться от человеческой злобы. Из жадного и скупого человека он превратился в отзывчивого и чуткого. Сказка наглядно показывает, как обычная доброта может полностью поменять ход событий.
В деревне жил конь, который был ранен на фронте. Он служил бедному, но очень трудолюбивому мельнику Панкрату. Конь ходил от дома к дому и каждый житель давал, что мог. Когда очередь дошла до Фильки, вместо того, чтобы поделиться куском хлеба с голодным животным, он поиздевался и над ним: втоптал хлеб в снег, ударил животное по губам и накричал на него. Из-за такого поступка пострадал не только он, но и вся деревня. Сама природа будто взбунтовалась после такой грубости с животным. Мороз сковал всю деревню, реки позамерзали, а зерно начало иссякать. Бабушка рассказала Фильке историю, как давным-давно один человек дал плесневелую корку одноногому солдату, и случилось тоже самое. Конечно, Филька не признался, что поверил в легенду, а сам всю ночь не спал. Мальчик не на шутку испугался и на следующий день побежал к мельнику Панкрату, чьего коня он обидел. Мельник сказал Фильке, чтобы думал, как просить у коня прощения и остановить морозы. Филька созвал ребят, и они начали прорубать лёд. Довольно долго у них ничего не получалось, но спустя время начала показываться вода. Поток заставил крутиться мельницу, и подул тёплый ветер. Мальчик принёс коню тёплого, свежеиспечённого хлеба, но конь сначала испугался его. Тут вмешался Панкрат: «Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись». После этого конь взял у Фильки один кусок, затем второй и положил голову ему на плечо.
Сказка названа «Тёплый хлеб» не только потому, что хлеб был действительно тёплым, а потому что он был согрет добротой мальчика, который осознал и исправил свою ошибку. Его душа перестала быть такой холодной и пустой. Надо помогать окружающим, ведь нам это ничего не стоит. Добрые люди делают мир лучше и красивее, в отличие от злых, которые просто вымораживают всё вокруг.
Основные персонажи рассказа
В рассказе всего 3 главных героя. Главный герой — асоциальный мальчик, второстепенные персонажи — мельник и бабушка. Краткое описание оценок:
- Филька. Мрачный, со сложным характером, имеющий привычку часто говорить «Ах ты!» Когда ему что-то предлагали. Со временем это прозвище закрепилось за ним.
- Поджелудочной железы. Хороший мельник, мудрый и рассудительный человек. Из-за своей доброты Панкрат защитил раненую лошадь, оставленную краснокавалеристами.
- Бабушка. Филька жил с ней, и она рассказала ему историю о том, как от людской злобы в Бережках случился страшный холод.
Немаловажную роль в произведении играют сорока и конь по кличке Мальчик. Хотя «Теплый хлеб» чаще называют рассказом, по жанру он относится к сказке, поэтому к главным героям можно отнести и животных и птиц. В произведении К. Паустовского упоминаются и другие персонажи — домохозяйки, кавалеристы, мальчики, старики.
Избавление от стужи
Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод. Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой. Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.
Другие детали анализа
События в рассказе «Теплый хлеб» строго следуют одно за другим, Паустовский как бы ведет читателя, постепенно раскрывая характеры героев, и показывает, что двигает ими. Конечно, в рассказе присутствуют сказочные мотивы, которые умело переплетаются с реальными событиями. Таким образом создается единая композиция. Интересно, что с помощью устаревших оборотов речи и фольклорных выражений повествование приобретает особые краски и выглядит весьма своеобразным.
Обязательно в анализе «Теплый хлеб» подчеркнем суть идеи автора. Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость. Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло. Кроме того, если ты вовремя осознаешь свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.
Надеемся, что анализ рассказа «Теплый хлеб» будет полезен для вас. Мы рассмотрели краткое содержание произведения, образ главных героев и мысль автора, которую он хотел донести до читателей. Если вы будете писать сочинение по рассказу «Теплый хлеб» Паустовского, обязательно включите эти мысли.
Существует немало рассказов, в которых говорится о том, как правильно жить, каких поступков избегать, что по-настоящему ценить. Обычно об этих непростых истинах повествует в форме поучительного рассказа автор. Паустовский — признанный мастер небольшой новеллы. В его сочинениях всегда присутствует мотив высоких гражданских помыслов и верности своему долгу. Кроме того, в его творениях живой рассказ сочетается с проникновенным описанием природы. «Теплый хлеб» — замечательный образец художественного мастерства писателя. Об этом произведении мы и поговорим в данной статье.
Второстепенные персонажи
Бабушка
Бабушке не нравится, что Филька растёт грубым, и она ругает его за это. Когда началась буря, бабушка рассказала внуку, что это происходит от того, что появляется злой и жестокий человек, равнодушный к чужому горю. Накопив злобу, человек совершает какой-то плохой поступок, и тогда начинается сильная метель, и ударяет сильный мороз, убивая всё живое. Она даёт понять Фильке, что человек должен исправить своё злое дело, тогда снова всё будет хорошо. Это очень мудрая и добрая бабушка, которая своими делами и словами учит внука, как надо поступать.
Сорока
Является сказочным персонажем, олицетворяющим человеческие недостатки. Показывает, каким не надо быть, если хочешь, чтобы к тебе относились с уважением и доверием.
Мальчишки и старики
Жители деревни.
Решили простить Фильку и помочь ему. Показали, что дружба способна на многое, главное не быть равнодушным. Всей деревней жители вышли на лёд, жгли костры и работали ломами, и погода начала исправляться, стало тепло, вода хлынула на мельницу, и мельница заработала. Мельник намолол муку, и во всех домах начали печь хлеб. Филька принёс свежего хлеба коню, и все ребята попросили, чтобы он простил Филькину глупость.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых компанейских —
Главные герои «Теплый хлеб»
для самых занятых —
Читательский дневник «Тёплый хлеб»
Тест по произведению
-
/10
Вопрос 1 из 10
Самые популярные материалы декабря для 5 класса:
Характеристика Гаврилы
Краткое содержание «Маугли»
Краткое содержание «Госпожа Метелица»
Характеристика Капитона
Анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева
Сочинение по картине «Цветы, фрукты, птица» Толстого Ф. П.
«Муму» очень краткое содержание
Краткое содержание «Снежная королева»
Краткое содержание «Ночь перед рождеством»
Краткое содержание «Двенадцать месяцев»
Теплый хлеб сочинение
Константин Георгиевич Паустовский всегда рассказывает нам на страницах своих книг очень поучительные истории. Рассказ — «Тёплый хлеб» одна из них. Эта история про то, какими последствиями чреваты непорядочные человеческие действия. Паустовский, как истинный ценитель природы, наделяет последнюю, качествами обличителя людских пороков в этом произведении.
Однако хорошо то, что хорошо кончается. В рассказе «Тёплый хлеб» справедливость тоже восторжествовала. Даже злое сердце не безнадёжно, имея право на прощение и шанс на исправление добрыми делами. Так случилось с героем Фильки. Это произведение тронуло мою душу тем, что учит быть сплочёнными одним общим трудом, единой идеей. Если бы все умели делать дела именно так, в нашем мире многое изменилось в лучшую сторону.
Читая такие сказки, снова начинаешь верить в волшебную силу доброты. После прочтения произведения не хочется ни то, что делать нехорошие поступки, дурные слова говорить невозможно. Это и есть, на мой взгляд могучая сила слова, которой в выдающейся мере обладает писатель.
Учит «Тёплый хлеб» и милосердию, способности сопереживать ближнему. Ежедневно, на месте этого коня, оказываются тысячи людей, нуждающиеся в помощи. Гнусно и подло над ними смеяться и обижать тех, кому и без того трудно. Паустовский напоминает нам лишний раз о том, что другой человек, или животное, находящееся рядом может зависеть от нашего сердца. Если оно у нас доброе — мир станет краше от добрых душ и дел людей, ими обладающими. Если оно чёрное и жестокое — грянет стужа. На мой взгляд, «стужа» — это мир, лишенный доброты и сочувствия ближнему.
Только в наших руках сделать это мир таким, каким мы его хотим видеть. Ведь, если каждый из нас сделает над собой усилие, чтобы измениться в лучшую сторону, уже завтра мы удивимся тому, насколько преобразилась наша жизнь, какой светлой она стала. Спасибо большое К.Г. Паустовскому о том, что своим бессмертным произведением, даже, спустя многие годы, об этом напоминает читателям, так часто об этом забывающим.
5, 6 класс
Теплый хлеб
Сейчас читают:
-
Сочинение Нижний Тагил — мой город
Нижний Тагил основан в 1722 году вместе с железоделательным заводом, возле реки Тагил. До 1917 года кроме неких восстаний Тагил жил в тишине рабочего класса, перерабатывающего метал вручную. В военные годы
-
Сочинение по картине Поленова Бабушкин сад 8 класс
Паленов Василий Дмитриевич (1844-1927) русский художник мастер исторического пейзажа и жанровой живописи.Его картины выставлены в Третьяковской галереи.Они запоминаются потому, что в них отражаются ясные небеса, храмы, древние особняки,
-
Образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита сочинение
«Мастер и Маргарита» — роман, который вызывает радостное волнение за персонажей, восхищение происходящими событиями в нём и просто улыбку на лице после прочтения. В романе присутствуют очень загадочные и мистические персонажи,
-
Образ Воланда в романе Мастер и Маргарита с цитатами
Одной из важнейших фигур является Воланд — властитель ада. Сотканный из противоречий образ, создает необъятную основу
-
Сочинение на тему Новый год 3, 4, 5, 6, 7 класс, 15.3
Все мы любим этот потрясающий праздник. Это самый лучший, чудесный, и волшебный праздник на свете. Скоро во всех домах будут праздновать Новый год, люди миллионными ждут этого дня, это день по настоящему, чудесен, прекрасен, волшебен.
-
Сочинение по картине Шишкина Перед грозой 5 класс
Иван Иванович Шишкин – знаменитый русский пейзажист. Он написал много красивейших полотен, представляющих природу России во всей ее красоте и своеобразии. И.И. Шишкин писал с натуры в уединенных местах,