Герои романа обломов гончарова (образы и характеристики, таблица)

Обломов и штольц: сравнительная характеристика. подробная таблица

Пенкин

Пенкин — третий гость Обломова. Это образ литератора, который обрисован довольно карикатурно. Как писатель он пуст, поверхностен, пишет обо всем подряд. Чтобы заработать, Пенкин публикует статьи и рассказы два раза в неделю в популярных газетах и журналах, а также нередко пишет по ночам. Это продажное творчество. Обломов отмечает, что в произведениях таких писателей нет никаких чувств, нет жизни как таковой. В словах главного героя выражается авторская позиция.

Волков, Судьбинский, Пенкин — своеобразные двойники Обломова. Их жизнь такая же бездеятельная, как и жизнь Обломова.

Характеристика женских образов

Тарантьев с Мухояровым обманывают Обломова и «выкачивают» из него деньги. Роман «Обломов» является одним из ярчайших произведений русской литературы 19 века, которое и в наши дни волнует читателей остротой поднятых автором вопросов. Противопоставление в «Обломове» главных героев позволяет подчеркнуть конфликт между разными мировоззрениями и характерами, а также лучше раскрыть внутренний мир каждого персонажа.

По сюжету романа мужчины познакомились еще в школьные годы и, сдружившись, продолжали поддерживать друг друга даже спустя десятилетия. В «Обломове» персонажи представлены как антиподы – совершенно разные и практически ни в чем не похожие герои. Это ярко прослеживается в изображении судеб Обломова и Штольца.

Характеристика мужских персонажей

Мужские образы героев в романе «Обломов» – два способа реализации человека в обществе, два ведущих начала, которые не находят гармоничного соединения ни в одном из персонажей.

Главные герои романа «Обломов» – интересные, привлекающие личности, чьи истории и судьбы позволяют лучше понять идейный смысл произведения. В отличие от Обломова Штольц личность вполне одиозная, ему не мешают жить «лишние» мысли о своем предназначении, месте в жизни и прочие философские изыски

Свое яркостью и неординарностью она и привлекла внимание Обломова. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла

Второстепенные персонажи

Преданный слуга Ильи Ильича, давно служит ему, и стал похож на барина, такой же ленивый. Часто обманывает хозяина, подворовывает у него еду и сдачу от покупок. С барином ведет себя развязно и фамильярно. Представитель старого поколения прислуги, служащей верно и преданно своим господам. Даже после смерти хозяина, превратившись в нищего бродягу, живущего милостыней, не оставляет могилы хозяина.

Низкий и подленький человечишка, корыстный мошенник. Земляк Ильи Ильича, путем обмана старается выкачать с него как можно больше денег. Мстительный и беспардонный.

Проворная, трудолюбивая кухарка в доме Обломова. Вышла замуж за Захара, но вскоре умерла от холеры. Была намного умнее мужа, который старался не допускать ее до барина.

О Мухоярове становится известно из рассказа Тарантьева, который расхваливает его перед Обломовым. На самом деле, нечестный и беспринципный человек. Ради своей выгоды и благополучия, легко приносит в жертву близких людей. Путем взяточничества сколотил свое состояние. Хитрый и расчетливый аферист, приходится родным братом Агафье.

Один из ярких образов «обломовщины», который впустую прожигает жизнь, не принося пользы обществу. Большой любитель светских развлечений, франт и модник. Не испытывая нужды, живет легко и беспечно, порхая, как мотылек, с приема на прием.

Как и Волков, один из гостей Обломова, такой же пустой человек, всецело занятый своей карьерой. Ему не доступны высокие идеалы и нравственные принципы.

Занимается литературной деятельностью, пишет не для души, а чтобы заработать. Для Обломова выглядит, как бездушная машина, синоним несчастья.

Сын Обломова и Агафьи Матвеевны. После смерти мужа, Агафья отдала сына Ольге и Андрею Штольцам, полагая, что так он получит образование, и вырастет достойным человеком.

Служит мелким чиновником, и сам является мелким и незаметным человеком. Посещает дом Обломова ради вкусного угощения.

В таблице дано краткое описание героев романа.

Тест по произведению

Главные герои

В «Обломове» герои противопоставлены друг другу, Илья Ильич является антиподом Штольца. Сибарит, живет за счет того, что заработано другими. В романе происходит глубокий анализ разлагающейся личности, ведущий к ее деградации. У него устаревшие взгляды, отрицающие будущее. Совершенно безвольный человек, обленившийся донельзя. Любил Ольгу, но разногласия во взглядах привели к конфликту. Отношения с Ильинской пришли к разрыву, и он женится на вдове Агафье Пшеницыной.

Полная противоположность Обломова, уверенно смотрит вперед. Ему чужды эфемерные фантазии, с удовольствием достигает поставленных целей, упорно трудится. Как и Обломову, ему присущи не только положительные качества, но и недостатки. Дружит с Ильей Ильичом с самого детства, помогает ему во всех делах. Уважает в нем доброту и мягкосердечность.

В список ее положительных качеств, в первую очередь входят эмоциональность, и твердые убеждения. Это прогрессивная решительная девушка, ценит высокие идеалы, умна и образована. Полюбив Обломова, старается переделать его, отучить от лености и превратить его в сильную личность, отвечающую ее требованиям. Потерпев фиаско, разрывает отношения. Выходит замуж за Андрея Ивановича.

Противоположность Ольге. Недалекая, но добрая и отзывчивая женщина, боготворит Обломова, потакая всем его прихотям, всячески облегчая его жизнь, тем самым, еще больше расхолаживая его. Типичная представительница домостроя, не имеющая право голоса.

Доктор Обломова

Доктор – немолодой опытный специалист. Он, судя по дорогому костюму, лечит именно состоятельных клиентов, относится к ним очень внимательно. Доктор советует Обломову изменить свой образ жизни: больше двигаться, меньше есть, ходить в театры и общаться с противоположным полом. Однако все его советы предназначались для богатых людей. Он не признавал труд, запрещено было даже думать. Заменить диван доктор предлагает на такие же бесполезные вещи. Поэтому рекомендации врача не могли спасти Обломова от духовного разложения. Здесь не сможет помочь даже медицина.

Таким образом, И. А. Гончаров в романе «Обломов» показал не только образ, находящийся в полнейшем безделье, но и среду, в которой формируется данный характер. Именно условия помещичьего быта порождают безволие и бездейственность. Судьба Обломова трагична: «обломовщина» выигрывает, Обломов умирает на своем диване, не сделав ничего полезного.

Влияние матери

Свой вклад в воспитание Штольца в романе «Обломов» внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством. Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой. Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе. Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку.

Итак, вы видите, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой — мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой «вечный праздник», где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на Штольца.

Образы главных героев

В противопоставление Обломову идет описание Андрея Ивановича Штольца. Это два антипода: Взгляд Штольца устремлен четко вперед, он уверен, что без развития нет будущего для него как для личности и для общества в целом. Такие люди движут планету вперед, единственная доступная для него радость — постоянный труд. Он получает удовольствие от достижения целей, ему некогда строить эфемерные воздушные замки и прозябать подобно Обломову в мире бесплотных фантазий. При этом, Гончаров не пытается сделать одного из своих героев плохим, а другого хорошим. Наоборот, он не раз подчеркивает, что ни тот ни другой мужской образ не является идеалом. Каждому из них присущи как положительные черты, так и недостатки. Это еще одна черта, позволяющая причислить роман к реалистическому жанру.

Так же как и мужчины, женщины в этом романе тоже противопоставлены друг другу. Пшеницына Агафья Матвеевна — жена Обломова представлена как недалекая, но чрезвычайно добрая и покладистая натура. Она буквально боготворит мужа, стараясь сделать его жизнь как можно более комфортной. Бедняжка не понимает, что тем самым сама роет ему могилу. Она — типичный представитель старого строя, когда женщина — буквально рабыня своего мужа, не имеющая права на собственное мнение, и заложница бытовых проблем.

Ольга Ильинская

Ольга же, прогрессивная молодая девушка. Ей кажется, что она сможет изменить Обломова, наставить его на истинный путь и у нее почти это получается. Она невероятно сильна духом, эмоциональна и талантлива. В мужчине она хочет видеть прежде всего духовного наставника, сильную цельную личность, как минимум равную ей по складу мыслей и убеждениям. Вот тут то и происходит конфликт интересов с Обломовым. К сожалению, он не может и не хочет соответствовать ее высоким требования и уходит в тень. Не в силах простить подобного малодушия, Ольга рвет с ним и, тем самым спасает себя от «Обломовщины».

Заключение

В романе поднята довольно серьезная проблема с точки зрения исторического развития российского общества, а именно «Обломовщина» или постепенная деградация отдельных слоев российской общественности. Старые устои, которые люди не готовы менять и совершенствовать свое общество и быт, философские вопросы развития, тема любви и слабости человеческого духа — все это по праву позволяет признать роман Гончарова гениальным произведением 19 века.

«Обломовщина» из общественного явления постепенно перетекает в характер самого человека, затягивает его на дно лени и морального разложения. Мечты и иллюзии постепенно вытесняют реальный мир, где подобному человеку просто нет места. Отсюда проистекает еще одна проблематичная тема, затронутая автором, а именно вопрос «Лишнего человека», коим является Обломов. Он застрял в прошлом и порой его мечты даже превалируют на действительно важными вещами, например, любовью к Ольге.

Успех романа во многом был обусловлен совпавшим по времени глубоким кризисом крепостнического строя. Образ заевшегося помещика, неспособного к самостоятельной жизни, очень остро был воспринят общественностью. Многие узнали в Обломове себя, а современники Гончарова, например, писатель Добролюбов быстро подхватил тему «Обломовщины» и продолжил ее развивать на страницах своих научных трудов. Таким образом, роман стал событием не только в области литературы, но важнейшим общественно-политическим и историческим событием.

Автор пытается достучаться до читателя, заставить взглянуть на собственную жизнь, и возможно, что-то переосмыслить. Только правильно истолковав пламенный посыл Гончарова, можно изменить свою жизнь и тогда, можно избежать печального финала Обломова.

Иван Александрович Гончаров целых десять лет работал над романом «Обломов». Характеристика главного героя настолько убедительно представлена классиком, что вышла за рамки произведения, а образ стал нарицательным. Качество проработки автором персонажей повествования впечатляет. Все они цельные, обладающие чертами современных писателю людей.

Темой этой статьи является характеристика героев «Обломова».

Образы главных героев

Характеристика Обломова

Илья Ильич отличался стремлением к покою, бездействию. Обломова нельзя назвать интересным и разнообразным: большую часть дня он привык проводить в размышлениях, лежа на диване. Погружаясь в эти раздумья, он часто за весь день ни разу не поднимался со своего ложа, не выходил на улицу, не узнавал последних новостей. Газет он не читал принципиально, чтобы не утруждать себя ненужной, а главное, бессмысленной информацией. Обломова можно назвать философом, его волнуют другие вопросы: не будничные, не сиюминутные, а вечные, духовные. Он во всем ищет смысл.

При взгляде на него создается впечатление, что он счастливый вольнодумец, не обремененный тяготами и проблемами внешней жизни. Но жизнь «трогает, везде достает» Илью Ильича, заставляет его страдать. Мечты остаются лишь мечтами, потому что он не умеет воплощать их в реальную жизнь. Даже чтение утомляет его: у Обломова много начатых книг, но все они остаются непрочитанными, непонятыми. Душа как будто дремлет в нем: он избегает лишних тревог, волнений, беспокойств. Кроме того, Обломов часто сравнивает свое спокойное, уединенное существование с жизнью других людей и находит, что так, как живут остальные, жить не годится: «Когда же жить?»

Вот что представляет собой неоднозначный образ Обломова. «Обломов» (Гончаров И.А.) был создан с целью обрисовать личность этого персонажа — незаурядую и неординарную по-своему. Ему не чужды порывы и глубокие душевные переживания. Обломов — истинный мечтатель с поэтической, чувствительной натурой.

Обломов и Агафья Пшеницына

Для Андрея Ивановича Пшеницына «простая баба», воплощение той «ямы», куда упал Обломов. Но так ли судит о ней автор? Ведь самые проникновенные, задушенные страницы романа Гончаров посвящает Агафье Матвеевне. Труд для неё естественная стихия жизни, притом он не наказание, как для обломовцев, не самоцель, как для Штольца, не мечта, как для Ольги. Труд Агафьи Матвеевны — добровольный и радостный, согретый любовью к близким людям. Их благо — цель и смысл её неустанной деятельности. Она не мечтает о благе всего человечества, но ближние — предмет её неусыпных забот. Свои дети, Обломов, дети «братца» — всегда найдутся те, кто нуждается в её трудах.

В сне Обломова не было объяснения одному: как живёт, за счёт чего существует Обломовка. Один только сказочный образ Милитрисы Кирбитьевны — щедрой дарительницы незаработанного хлеба. Вся неведомая Обломову крестьянская трудовая Россия прячется для него за этим волшебным персонажем. Это образ чудной жены и одновременно матери. Мечта о ней — мечта о вечном детстве под покровительством женских ласковых рук. В реальной жизни Милитриса Кирбитьевна воплощается в Агафью Матвеевну Пшеницыну. Окружённый её бескорыстной любовью, Обломов обретает свою Обломовку, своё утраченное детство и тихо погружается в сладкий младенческий вечный сон.

Гончаров, как всегда, не даёт нам однозначного ответа, какая любовь, по его мнению, «настоящая»: требовательная и взыскательная любовь Ольги или всепреемлющая и жертвенная Агафьи Матвеевны. Он показывает явление в развитии — от истока до результата, предоставляя выбор читателю.

Близкие Обломову люди

Окружающие чувствуют, что он душевный человек, Обломов. Характеристика — характеристикой, однако самоуничтожение главного героя ленью не мешает ему иметь друзей. Читатель видит, как настоящий друг Андрей Штольц пытается вырвать Обломова из тесных объятий ничегонеделания. Он же стал после смерти Обломова, согласно завещанию последнего, приемным отцом для сына Андрюши.

У Обломова есть преданная и любящая гражданская супруга — вдова Агафья Пшеницына — непревзойденная хозяйка, недалекая, неграмотная, но честная и порядочная. Внешне она полная, но ладная, работящая. Илья Ильич любуется ею, сравнивая с ватрушкой. Женщина порывает все отношения с братом Иваном Мухояровым, узнав о низком надувательстве им своего мужа. После смерти гражданского мужа женщина чувствует, что «душу из нее вынули». Отдав сына на воспитание Штольцам, Агафья просто хочет уйти вслед за своим Ильей. Деньги же ее не интересуют, что видно из ее отказа от причитающихся доходов от имения Обломова.

Илье Ильичу прислуживает Захар — неопрятный, ленивый, но боготворящий своего хозяина и преданный до конца слуга старой закалки. После смерти барина бывший слуга предпочитает нищенствовать, но находится близ его могилы.

Отчего наступила физическая смерть Обломова?

Итог философских размышлений Ильи Ильича таков: он предпочел похоронить в себе прежние стремления и даже возвышенные мечты. с Ольгой жизнь его сосредоточилась на обыденном существовании. Он не знал большей радости, кроме как вкусно поесть и поспать после обеда. Постепенно двигатель его жизни стал останавливаться, затихать: участились недомогания и случаи Даже прежние раздумья оставили его: для них уже не было места в тихой комнате, похожей на гроб, во всей этой вялотекущей жизни, которая убаюкивала Обломова, все больше отдаляла от реальности. Душевно этот человек был уже давно мертв. Физическая смерть явилась только подтверждением ложности его идеалов.

Характеристика героев

Гончаров в своем произведении «Обломов» полностью описал каждого персонажа. Персонажи отличаются цельными характерами.

Главным персонажем творения считается Илья Обломов. Герою 32 года. Мужчина является помещиком, не любящим много трудиться. Помещик любил поспать, покушать и  не хотел ничего делать. Однако герой был простодушным и наивным. Герой не способен кому-либо навредить. Герой стал меняться после знакомства с Ольгой Ильинской. Но вскоре он становится прежним и женится на Агафье Пшеницыной.

Андрей Штольц является лучшим другом Обломова. В отличие от главного героя, Андрей любит трудиться и не сидит без дела. Герой любит достигать своих целей, но ему не хватает душевной теплоты.

Ольга Ильинская замужем за Штольцом. Женщина уверена в себе и всегда старается саморазвиваться. Героиня отличается не только внешней красотой, но и внутренним богатым миром. Ольга хочет исправить Обломова. Но их взгляды становятся причиной расставания героев. Ольга остается с мужем и бросает Обломова.

Агафья Пшеницына жена главного героя и полная противоположность Ольге. Героиня не имела должного образования, но была чрезмерно добра. Героиня делала все ради супруга и всегда потакала прихотям супруга.

Захар работает в качестве слуги в доме Обломова. Герой ленив и неряшлив, как его хозяин. Захар всегда заботится о главном герое и предан ему. Жизнь героя зависит от Обломова. И поэтому, когда хозяин умирает, Захар уходит из дома и остается охранять его могилу до конца жизни.

Анисья работает кухаркой в доме Обломова и является супругой Захара. Она спокойна, кротка и трудолюбива. Анисья олицетворяет настоящую русскую женщину. Героиня становится частью семьи и в конце умерает от холеры.

Мухояров Иван – это брат Агафьи. Он работает в канцелярии в качестве секретаря. С первого знакомства герой может показаться кротким и доброжелательным. На самом деле Мухояров проявляет особую хитрость. На своей работе он брал взятки и скопил большое состояние. Он привык получать деньги за каждое свое действие.

Волков – это состоятельный дворянин. Он любит модно одеваться и всегда бывает на светских мероприятиях. Волков такой же ленивый, как главный герой. Мужчина занимается делами раз в несколько дней и тратит свое время только на развлечения.

Судьбинский работает чиновником. Карьеру герой ставит на первое место и постоянно много работает. Он начинал свою работу вместе с Обломовым. В отличие от главного персонажа, Судьбинский смог добиться хорошей должности на службе.

Пенкин работает карикатурщиком. Чтобы много заработать, герой выпускает статьи в крупных журналах и газетах. Обломов считает, что его творения и публикации полностью лишены смысла и чувств.

Доктор Обломова является хорошим специалистом и предпочитает модно одеваться.  Ради хороших заработков герой лечит только состоятельных пациентов. Доктор советовал Обломову меньше кушать и больше гулять, чаще выходить в свет и ходить в театр.

Чему учит?

Роман наглый

Обломов удерживает внимание читателя и помещает это самое внимание на целую часть романа в пыльную комнату, где главный герой не встаёт с постели и все кричит: «Захар, Захар!». Ну разве не вздор?! А читатель не уходит…и даже может лечь рядом, и даже укутаться в «восточный халат, без малейшего намёка на Европу», и даже не решать ничего по поводу «двух несчастий», а всё о них размышлять…Психоделический роман Гончарова очень любит убаюкивать читателя и подталкивает его парировать на тонкой грани между реальностью и сном

Обломов — это не просто персонаж, это стиль жизни, это культура, это любой современник, это каждый третий житель России, каждый третий житель всего мира.

Гончаров писал роман о всеобщей мирской лени жить, чтобы самому преодолеть её и помочь людям справиться с данной болезнью, но получилось так, что он эту лень оправдал потому только, что с любовью описывал каждый шаг, каждую весомую идею носителя этой лени. Неудивительно, ведь «хрустальная душа» Обломова все ещё живёт в воспоминаниях его друга Штольца, его возлюбленной Ольги, его жены Пшеницыной и, наконец, в заплаканных глазах Захара, который продолжает ходить на могилку своего барина. Таким образом, вывод Гончарова
– найти золотую середину между «хрустальным миром» и миром реальным, находя себе призвание в творчестве, любви, развитии.

Отношения с окружающими

Пенкин

Пенкин — третий гость Обломова. Это образ литератора, который обрисован довольно карикатурно. Как писатель он пуст, поверхностен, пишет обо всем подряд. Чтобы заработать, Пенкин публикует статьи и рассказы два раза в неделю в популярных газетах и журналах, а также нередко пишет по ночам. Это продажное творчество. Обломов отмечает, что в произведениях таких писателей нет никаких чувств, нет жизни как таковой. В словах главного героя выражается авторская позиция.

Волков, Судьбинский, Пенкин — своеобразные двойники Обломова. Их жизнь такая же бездеятельная, как и жизнь Обломова.

Главные герои произведения Обломов

Главным героем романа «Обломов» по праву считается Илья Ильич – истинный выходец Обломовки, показавший читателю все пороки русской барщины того времени. Читая строки, не сразу понимаешь, что именно он является представителем класса, который «влиял и на всё и задавал порядок». Автор смог прекрасно показать ту болотную зависимость господ от своих собственных крестьянских душ.

Апатичный человек, потерявший тягу к жизни, знаниям – именно таким нам и предстаёт этот герой. Мы можем чётко наблюдать, как из немного вялого, но любознательного ребёнка, время, проведённое в «тепличной среде», делает безвольный силуэт с мечтательными глазами. Совершенно не удивительно и его наплевательское отношение ко всему в этой жизни, а также то, что тот просто потерял интерес даже к своим собственным чувствам, отдавая должное лишь крохам потребностей, что ещё теплились в тщедушном теле.

Словно бы в противовес, желая уравновесить массивную фигуру Обломова, нам представляют Андрея Ивановича. Человека с железными принципами и верой в то, что всего можно добиться своими собственными руками. Он не лежит на диване, просиживая пестрые халаты, нет. Он работает, добиваясь успеха в своей карьере и личной жизни. Именно такие качества и привлекли Ольгу впоследствии.

Ильинская – эмоциональная натура, желающая подле себя сильную личность. Её вера в высокие идеалы, ум и образованность – всё это, то, что двигало ей в попытках изменить Илью Ильича. Но, к несчастью, тот не смог побороть свою леность, что привело к разрыву отношений. И вот, судьба сводит её с тем, кто более всего подходит на роль идеала – Андрея Штольца.

Агафья Матвеевна – напротив, достаточна проста. Но в искренности её чувств сомневаться не стоит, ибо они проявляются не только в словах, но и действиях этой добродушной женщины, что действительно боготворит Обломова. Не в пользу последнего, но боготворит. Нам показывают её как антипод Ольги, но всё же, в ней есть что-то, что заставляет желать женщине лучшей жизни.

Верной тенью, неизменно сопровождающей Обломова, служит Захар. Он – верный слуга, помнящий былое величие дома своего барина и походящий на него привычками. До самой смерти остаётся тем, кто хранит память о каждом члене бывшей Обломовки. Однако показывает, что может меняться в лучшую сторону, если потребуется (когда тот влюбляется в Анисью).

Сама Анисья – добрая душа с умной головой. К несчастью, слишком рано умерла, но оставила свой след в этой истории. Именно она приводит к изменениям Захара.

Пожалуй, самым неприятным и мелочным героем предстаёт Михаил Тарантьев, что поражает своей корыстность. Мстительный и жадный человек, желающий забрать всё то, что «плохо лежит».

Все они – те, кто имеет отношение к Обломовке. Но далеко не каждый из них её выходец. Именно это и делает их такими разными, словно две стороны одной медали.

Отношения с окружающими

«Наблюдательный человек, взглянув мельком на Обломова, сказал бы: «Добряк, простота!»

Его общение со слугою Захаром уже с первых глав может кардинально поменять о не мнение. Он часто повышает голос. Лакей действительно заслуживает небольшой встряски. Барин платит ему за поддержание порядка в квартире. Он же часто откладывает уборки. Находит сотни причин, почему сегодня убраться невозможно. В доме уже есть клопы, тараканы, изредка пробегает мышь. Именно за всяческие нарушения его ругает барин.

В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.

«Обломов хоть и ласков со многими, но любит искренне одного, верит ему одному, может потому, что вырос, и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц».

Станет понятно, что несмотря на равнодушие ко всякого рода развлечениям, Обломов не вызывает неприязни у людей. Они все равно хотят подбодрить его, предпринимают очередную попытку вытянуть из любимой постели.

Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.

Расставание с домом

Конечно, отец Андрея любил его по-своему, однако он не считал необходимым проявлять свои чувства. До слез пронзительна сцена прощания Штольца со своим отцом. Даже в эту минуту Иван Богданович не смог найти для своего сына добрых слов. Андрей, глотая слезы обиды, отправляется в путь. Кажется, что в этот момент Штольц, несмотря на старания его матери, не оставляет в своей душе места для «пустых мечтаний». Он берет с собой в самостоятельную жизнь лишь то, что, по его мнению, было необходимо: целеустремленность, практичность, расчетливость. В далеком детстве осталось все остальное вместе с образом матери.

Характеристика мужских персонажей

Илья Обломов и Андрей Штольц – главные герои «Обломова» Гончарова. По сюжету романа мужчины познакомились еще в школьные годы и, сдружившись, продолжали поддерживать друг друга даже спустя десятилетия. Обломов и Штольц являются примером действительно крепкой, надежной и плодотворной для обоих мужчин дружбы

Илья Ильич видел в Андрее Ивановиче человека, который всегда готов и, что самое важное, знает, как решить его проблемы с окружающими, с расходами и доходами поместья. Для Штольца же Обломов являлся приятным собеседником, компания которого действовала на Андрея Ивановича умиротворяющее и помогала вернуться к душевному спокойствию, которое он нередко терял в погоне за новыми достижениями

В «Обломове» персонажи представлены как антиподы – совершенно разные и практически ни в чем не похожие герои. Это ярко прослеживается в изображении судеб Обломова и Штольца. Илья Ильич рос «тепличным», «комнатным» ребенком, которого с малых лет приучали к барскому образу жизни, лени и отношению к новым знаниям как к чему-то необязательному и не нужному. Окончив «для галочки» школу и университет, Илья Ильич поступает на службу, где его ждет одно из первых разочарований в жизни – на работе нужно бороться за свое место, постоянно трудиться и быть лучше других. Однако самым неприятным для Ильи Ильича становится то, что его сослуживцы так и остаются малознакомыми людьми, а не становятся для мужчины новой семьей. Не приученный к разочарованиям и ударам, Обломов после первой же неудачи на работе опускает руки и закрывается от общества, создав свой особый мир иллюзорной Обломовки.

На фоне деятельного, стремящегося вперед Штольца Илья Ильич выглядит ленивым, апатичным увальнем, который просто не хочет что-либо делать сам. Детство и юность Андрея Ивановича были наполнены новых впечатлений. Не страдая от чрезмерной опеки родителей, Штольц мог на несколько дней уйти из дому, сам выбирал себе дорогу вперед, много читал и практически всем интересовался. Любовь к знанию Андрей Иванович почерпнул у своей матери, тогда как практичный подход ко всему, упорство и умение трудиться – у своего отца-немца. По окончанию университета Штольц покидает родное имение, самостоятельно строя свою судьбу, зарабатывая материальные блага и знакомясь с нужными людьми.

Штольц и Обломов — две разных судьбы

Воспитание Штольца и Обломова, как вы видите, существенно отличалось, хотя и тот, и другой были выходцами из дворянской среды и принадлежали к одному слою общества. Андрей и Илья — люди с разными мировоззрениями и характерами, поэтому судьбы были столь непохожи. Очень отличались воспитания Обломова и Штольца. Сравнение позволяет заметить, что именно этот факт сильно повлиял на взрослую жизнь этих героев. Деятельный Андрей старался до последнего дня «донести сосуд жизни» и не пролить напрасно ни одной капли. А апатичный и мягкий Илья ленился даже просто встать с дивана и выйти из своей комнаты для того, чтобы в ней убрались слуги. Ольга Обломова спросила однажды в тоске Илью о том, что же сгубило его. На это он ответил: «Обломовщина». Н. А. Добролюбов, известный критик, также считал, что «обломовщина» — вина всех бед Ильи Ильича. Это та среда, в которой был вынужден расти главный герой.

Жизнь в Петербурге

Он едет после окончания университета в Петербург, где принимается за дела (отправляет за границу товары), путешествует по всему миру, ведет активную жизнь и все успевает. Несмотря на то что он был ровесником Обломова, этому герою удалось достичь в жизни куда большего. Он нажил деньги и дом. Энергичность и деятельность способствовали успешной карьере этого героя. Он добился высот, о которых не мог даже мечтать. Штольц сумел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем природой.

Всего было в меру в его жизни: и радости, и печали. Андрей предпочитает прямой путь, который отвечает его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили ни мечты, ни воображение — он просто не допускал их в свою жизнь. Этот герой не любил строить догадки, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый, спокойный взгляд на людей и на вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой. Его жизнь напоминала «медленное и ровное горение огня».

Почему Обломов стал “обломовым”. Детство в Обломовке

Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера — продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве.

В главе «Сон Обломова» Гончаров показывает, почему Обломов стал “обломовым”
. А ведь каким активным, пытливым и любознательным был маленький Илюша Обломов и как эти черты угашались в уродливой обстановке Обломовки:

«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка, неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта, напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

Но как однообразны и нудны картины домашнего быта в Обломовке! Вся жизнь состояла в том, что люди по многу раз в сутки ели, спали до одурения, а в свободное от еды и спанья время слонялись без дела.

Илюша — живой, подвижной ребенок, ему хочется побегать, понаблюдать, но его естественной детской пытливости ставятся преграды.

«- Пойдем, мама, гулять, — говорит Илюша.
— Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, — отвечает она, — сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей…»

Илюшу всячески оберегали от труда, создавали у ребенка барственное состояние, приучали к бездеятельности. «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, — принести ли что, сбегать ли зачем; ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:

«Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..»

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя».

На образование Илюши родители смотрели только как на неизбежное зло. Не уважение к знаниям, не потребность в них пробуждали они в сердце ребенка, а скорее отвращение, и всячески старались «облегчить» мальчику это трудное дело; под разными предлогами не посылали Илюшу к учителю: то под предлогом нездоровья, то ввиду предстоящих чьих-либо именин и даже в тех случаях, когда собирались печь блины.

Бесследно для умственного и нравственного развития Обломова прошли и годы его обучения в университете; ничего не вышло у этого не приученного к труду человека со службой; не оказали на него глубокого воздействия ни умный и энергичный друг Штольц, ни любимая девушка Ольга, которая поставила целью вернуть Обломова к деятельной жизни.

Расставаясь со своим другом, Штольц сказал: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век»
. Эти слова относятся к царской дореформенной России, но и в условиях новой жизни еще очень много сохранилось источников, питавших обломовщину.

Заключение

Главные герои романа «Обломов» – интересные, привлекающие личности, чьи истории и судьбы позволяют лучше понять идейный смысл произведения. На примере мужских персонажей автор анализирует темы человеческого развития, становления в обществе, умения ставить цели и достигать их, а на примере женских – раскрывает тему любви, преданности, умения принять человека таким, каков он есть.
Обломов и Штольц – персонажи не только противопоставляемые, но и взаимодополняющие, как, впрочем, и Ольга с Агафьей. Приняв либо выработав в себе черты и качества образа-антипода, герои могли бы стать абсолютно счастливы и гармоничны, ведь именно в непонимании пути к истинному счастью и кроется трагизм персонажей «Обломова». Именно поэтому их характеристики в романе Гончарова не имеют исключительно отрицательной или положительной окраски – автор не приводит читателя к готовым выводам, предлагая самому выбрать правильный путь.

Тест по произведению

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: