Город Калинов и его обитатели
Александра Николаевича Островского по праву считают
певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые
известные из которых – «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница» и
другие.
«Гроза», как охарактеризовал ее Добролюбов – «самое
решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и
безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в
пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл
пьес автора о «темном царстве».
Воображение писателя переносит нас в небольшой
купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны
далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так
и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами,
погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в
окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени
горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на
завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не
интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете
делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, «сами, по немощи своей,
далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан
пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами,
воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она
поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются
предводителями «тёмного царства».
В доме Кабанихи всё построено на авторитете силы, как
и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям
«Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне
осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе.
Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается
беспрекословного подчинения домочадцев.
Под стать ей Дикой, самая большая радость для которого
надругаться над человеком, унизить его. Брань для него ещё и способ самозащиты,
когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.
Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом
видят, как рушатся «заветы патриархальной нравственности». Это «закон времени,
закон природы и истории берёт своё, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя,
что есть сила выше их, которую они одолеть не могут», тем не менее, они
пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.
Например, Варвара — дочь Марфы Кабановой. Главное её
правило: «делай, что хочешь, только бы всё шито да крыто было». Она умна,
хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась
к «тёмному царству», выучила его законы. Думаю, властность и желание обманывать
делает её очень похожей на свою мать.
В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша.
Иван единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян
считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его
и не боюсь, а пущай же он меня боится…», — говорит Кудряш.
В конце концов, Варвара и Иван покидают «тёмное
царство», но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд
ли удастся.
Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон
– муж Катерины — безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и
потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого
человека, а душа её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника
Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, «на
безлюдье». По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он
променял любовь на бабушкино наследство.
Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной
своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. «Обманывать-то я не умею;
скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре. Постепенно жизнь в доме
свекрови становится для неё невыносимой. Выход из этого тупика она видит в
своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это «тихое болото», ведь были и
сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим
желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются
на толстую стену непонимания и невежества.
Таким образом, мы видим, что все жители Калинова
принадлежат к «темному царству», которое устанавливает здесь свои правила и
порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто
не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на гибель.
Город Калинов и его обитатели
44 предложения/ 552 слова
Пьеса «Гроза» А. Н. Островского стала одним из выдающихся произведений в русской литературе. Написанная на пике больших реформаций в стране, она частично отражает изменения, происходившие в обществе. Александр Николаевич, как мастер точных описаний, сумел в полной мере показать все темные стороны Калинова и его обитателей. Большую часть населения составляли ограниченные люди с небольшим потенциалом знаний. Они были необразованны, скупы и невежественны.
Самая главная ценность для них – материальное благополучие. Нажива и обогащение – вот смысл жизни калиновцев. Из-за денег они готовы друг друга подставить или предать. Фраза Кулигина, которую он использовал, чтобы разъяснить Борису сущность жителей города, прекрасно раскрывает их ментальность: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Он и сам не прочь заработать миллион, чтобы быть на равных с богатыми купцами. Хотя Кулигина можно причислить к тем немногим в Калинове, кто осознает всю тяжесть атмосферы и выступает против необразованности, невежества и ханжества. Помимо денег и наживы, у него есть и другие ценности. Например, ему нравится жить на берегу Волги. Он искренне любуется ею и окружающей природой.
Казалось бы, в таком прекрасном месте и жизнь должна быть радужной, но беспрекословное подчинение жителей перед власть имущими привело к тому, что город просто погряз в жестокости и самодурстве. Все преклоняются перед Кабанихой и Диким. Это самые богатые люди в городе, которые установили свои патриархальные порядки и держали всех в раболепном подчинении. Примечательно то, что от этого страдают не только обычные горожане, но и их ближайшие родственники. Сын Кабанихи Тихон без ее ведома и шагу ступить не может. Дочь Варвара давно научилась притворяться, что покорно чтит патриархальные традиции. Одна только Катерина-невестка не могла привыкнуть к такой лживой и лицемерной атмосфере.
Катерина является главной героиней пьесы. В ней автор собрал лучшие черты русской души. Как верно заметил Н. А. Добролюбов, в городе Калинове она словно «луч света в темном царстве». Всякий раз ее удивляет, как можно с притворством выражать какие-то чувства, потому как сама она выросла в любящей, честной и прямодушной семье. Кабаниха от нее требует, чтобы она «выла» на людях, провожая супруга, таким образом, выражая скорбь по поводу его отъезда. А когда Катерина искренне хочет обнять мужа, она ее одергивает и говорит, что проявлять чувства на людях бесстыдно. Поэтому Варвара предпочитает жить, как желает, но так, чтобы «шито, да крыто было».
Сама Марфа Игнатьевна вспоминает о любви к детям только тогда, когда ей нужно оправдать свою жестокость. Её добродетельность, религиозность и праведность сплошь фальшивы. Она ими прикрывается как маской, чтобы безнаказанно оставаться деспотом и тираном. Не менее жесток в обращении с домочадцами и работникам Дикой, который любит говорить: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он считает, что если каждому работнику не доплатить по копеечке, то у него от этого тысячи наберутся. Племянника Дикого местные жители сразу предупреждают, что он зря приехал за законным наследством, тот ни на каких условиях ничего не отдаст. В каком-то смысле из-за страха лишиться материальных благ, Борис становится раболепной жертвой. Он не может защитить ни себя, ни Катерину.
Нежелание жителей Калинова бороться против установившейся тирании нарушает смерть Катерины. Она словно бросает вызов деспотичному миру «хозяев жизни». Тихон впервые за все время идет против матери. Он прилюдно обвиняет ее в смерти любимой жены и признается, что жить в такой семье истинное мучение. Читая «Грозу» Островского, мы видим быт и нравы классического провинциального городка середины девятнадцатого столетия. Автор показывает не просто конфликт поколений, а открытый протест против сложившихся устоев и морали.
см. также:Все сочинения по произведению Гроза, Островский