Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова
Сам автор подчеркнул, что в его произведении лишь одного персонажа можно назвать здравомыслящим человеком.
Суть общественного конфликта
Всё новое ему кажется диким, враждебным, угрожающим его беззаботному существованию.
Чацкий же активно вступает за кардинальные изменения сложившихся устоев. Он за просвещение, за свободу личности, за жизнь, в которой ценится сам человек, а не его положение в обществе.
Поведение
Чацкий не боится иметь своё мнение, высказывать и отстаивать его. Такое поведение Фамусову кажется недопустимым.
Фамусовское окружение тоже не готово к резким жизненным переменам. Они считают молодого вольнодумца опасным для общества, пускают слух о его сумасшествии и выживают из Москвы.
Взгляды
Взгляды Чацкого и Фамусова, хороши описанные в таблице, расходятся практически в отношении всех сфер человеческой жизни. Помещик упорно не хочет отказываться от своих убеждений и в отношении дочери придерживается таких же методов воспитания, через которые прошёл сам.
В понимании Фамусова ум – это способность хорошо устроиться в жизни.
Умный, мужественный, благородный, честный молодой человек.
О характере Фамусова нелестно отзывается даже его дочь. Автор показывает его как глубоко консервативного, ярого крепостника, уважающего только знатных и богатых людей.
Отношение к людям
Чацкий ценит людей не за их материальное положение, а за личные качества. Ему чужды гордецы, такие качества, как обман, подлость, лицемерие. Он уважает в человеке чувство собственного достоинства, смелость в суждениях.
Отношение к богатству, чинам
Главные ценности в жизни – качества человека, его стремления, дела. Для Чацкого высокий чин или толстый кошелёк – не показатели благородства.
Чин, богатство и выгодные связи – вот приоритеты Фамусова и ему подобных.
Отношение к службе
Чацкий предпочитает служить не людям, а делу. Он переживает за будущее своей страны, своего народа. Не приемлет подхалимства ради карьеры.
Отношение к крепостному праву
Герой к крепостничеству относится отрицательно, выступает за облегчение жизни простого народа. С возмущением он описывает случай, когда людей меняли на породистых щенков.
Крепостное право – это гарантия комфортной жизни для Фамусова и его окружения. Им выгоден такой строй. Они не считают прислугу за людей.
Отношение к иностранному
Отношение к образованию
Чацкий видит благо для страны в развитии науки, искусства, в просвещении граждан.
Занятия и времяпрепровождение
Не признаёт бессмысленного времяпрепровождения, не приносящего пользы ни душе, ни уму.
Любит праздность, мотовство, пир.
Для Чацкого идеал – свобода мысли, слова и дела, искренность в чувствах и верность правде несмотря ни на что.
https://youtube.com/watch?v=0laJxanx3IU
-
Декабристы наши великие отцы базаровы наши блудные дети сочинение
-
Сочинение на тему на кого я похож из произведения обломов
-
Сочинение благо больного высший закон мини для медсестер
-
Camping сочинение на английском
- Сочинение почему мне понравился рассказ муму
Притворная неверность
Читатели высоко оценивают «Притворную неверность», подмечая, что Грибоедов как всегда на высоте. Произведение представляет собой маленькую комедию, правда, она не написана самим автором, а только переведена им. К прочтению особенно рекомендуется мужчинам, чтобы они увидели две крайности, в которые лучше не впадать.
Пьеса в одном действии 17 явлениях стала вольным переводом «Мнимых измен», которую написал Николя Тома Барта (1736–1785). На русский язык впервые была переведена прозой в 1772 году анонимным автором. Действующих лиц в пьесе 5, по желанию Грибоедов добавил еще одного персонажа – предшественника Чацкого.
Главные герои (Горе от ума)
Одним из главных героев является Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин нового поколения, отчуждающий взяточничество и коленопреклонение. Каждым из своих действий, Чацкий пытается избавиться от пережитков прошлого времени и является истинным патриотом своей Родины. Образ Чацкого – образ аристократа с закоренелой избирательностью и презрительным отношениям к высшему обществу.
Дочь Фамусова – Софья, является девушкой с мечтами. В силу своей гордости она образована, чтобы достойно проявлять себя в обществе, но при этом склонна совершать поступки, не основанные на логике. Все нововведения Чацкого ей кажутся глупыми, ведь она дочь человека с устоявшимися порядками. Софье нравится играть с чувствами Чацкого, для нее их отношения всего лишь игра в любовь, в которой может быть и третий игрок в лица Молчалина.
Молчалин Алексей Степанович является секретарем Павла Фамусова, всегда старается найти наиболее прибыльное и выгодное для себя положение в обществе. Высказывания Молчалина заключены лишь в коротких обобщенных фразах. Будучи простолюдином низкого происхождения Молчалин становится карьеристом с мечтой об высшем обществе, поэтому любым путем старается угодить тем, кому это нужно.
Главные герои
Второстепенные герои
Фамусова Софья Павловна
Фамусова Софья Павловна. Это молодая девушка, семнадцати лет от роду. Она хорошо образованна, знает французский язык, прекрасно поет и танцует, любит играть на фортепиано. В данном произведении Софья – это самый трагичный персонаж, так как на ее судьбу выпадает большое количество неприятностей и страданий. Несмотря на то, что она достаточно решительна и умна, Софья является заложником дворянского общества. Ведь она вросла в атмосфере жестокости, надменности и постоянного превосходства над простыми людьми. Но, с другой стороны, это чувственная натура, рьяно отстаивающая свою любовь в лице Молчалина пред Чацким. Именно благодаря жесткому высказыванию в сторону Чацкого, его и выгнали из этого общества.
Характеристика героев в пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов
Общая характеристика героев
В пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов изображено общество начала XIX века, где правили порядки светской жизни и фальши. Герои этой пьесы представляют различные социальные слои и характеры.
В центре сюжета стоит Молчалин, человек высшего общества, который ведет себя, как будто происходит из низших слоев общества. Он несет на себе тяготу отцовского божественного дара, который он понимает, как обязательство этики и чести.
Другим героем является Чацкий, критикующий пороки общества, но в то же время не в состоянии изменить его. Он наблюдает все, но не делает ничего конструктивного для изменения ситуации.
Противоположностью Чацкого является Ближний, который пытается убедиться в том, что все, что делает, правильно, но это не освобождает его от вины.
Кроме того, в пьесе изображены герои, которые страдают от любовной страсти: Софья и Лиза. Софья побеждает свои чувства, в то время как Лиза остается преданной своей любви.
Таким образом, герои пьесы «Горе от ума» насыщены противоречиями и неполностями, отражающими сложный характер общества начала XIX века.
Анализ персонажей пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Молчалин
Молчалин – один из главных персонажей пьесы, выделяющийся своим молчанием. Он пропагандирует идеалом безмолвия как единственного способа сохранить свое достоинство и избежать недоразумений. Из-за его отсутствия слов и действий его интерпретируют по-разному, что приводит к смешным и нелепым последствиям. Молчалин является символом многих слабых и малодушных людей, которые предпочитают молчать, чем действовать.
Чацкий
Чацкий – интеллигентный и образованный человек, что делает его отличным от других персонажей пьесы. Он критически оценивает окружающую реальность, раскрывая недостатки общества. В то же время, он сам не постоянен в своих убеждениях и не может претендовать на роль идеала. Чацкий обобщает общественное мнение и отражает тенденции развития исторической эпохи.
Софья
Софья – молодая девушка, главная героиня пьесы
Она замечательно сочетает непосредственность и женственность, что и привлекает внимание к ней многих мужчин. Возможно, именно поэтому её осуждают и приветствуют её поступки, которые носят революционный, провокационный характер
Софья выражает энергию общества, которое стремится к переменам.
Скалозуб
Скалозуб – один из «подонков», своим присутствием вносящий негатив в идиллию действия. Он представляет собой человека, совершающего преступления ради личной выгоды, презирающего все нормы морали и этики. Скалозуб вызывает отвращение у зрителей, что является важным элементом драматургии пьесы.
Главные герои (Горе от ума)
Комедийную пьесу «Горе от ума» можно смело назвать самым ценным и величественным произведением Александра Сергеевича Грибоедова, ставшее классикой русской литературы конца XIX века. В образе каждого из своих героев, автор заложил особый замысел, который постепенно раскрывается по мере знакомства с ними.
Одним из главных героев является Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин нового поколения, отчуждающий взяточничество и коленопреклонение. Каждым из своих действий, Чацкий пытается избавиться от пережитков прошлого времени и является истинным патриотом своей Родины. Образ Чацкого – образ аристократа с закоренелой избирательностью и презрительным отношениям к высшему обществу.
Фамусов Павел Афанасьевич представляется читателям в образе русского дворянина, который живет в круговой поруке и в пожизненных взятках. Высокое место в обществе Фамусов получил отнюдь не из-за своего рода, а просто благодаря широким связям. Павел Афанасьевич – человек, с закоренелыми устоями и ценитель старых порядков, к которым «мы все привыкли», поэтому считает любое их изменение и нововведение истинным сумасбродством. Фамусов имеет как положительные черты, так и негативные. Первое хорошо проявляется в склонности к доброте и состраданию. Явным примером этого является шаг на воспитание сына своего друга в качестве своего собственного ребенка, после того, когда его отец умер. Противоположностью к первому можно привести пример к мнению о браке – он должен состоятся лишь в том случае, если союз двух людей принесет одному из них большую финансовую прибыль, а не по любви и взаимным симпатиям.
Дочь Фамусова – Софья, является девушкой с мечтами. В силу своей гордости она образована, чтобы достойно проявлять себя в обществе, но при этом склонна совершать поступки, не основанные на логике. Все нововведения Чацкого ей кажутся глупыми, ведь она дочь человека с устоявшимися порядками. Софье нравится играть с чувствами Чацкого, для нее их отношения всего лишь игра в любовь, в которой может быть и третий игрок в лица Молчалина.
Молчалин Алексей Степанович является секретарем Павла Фамусова, всегда старается найти наиболее прибыльное и выгодное для себя положение в обществе. Высказывания Молчалина заключены лишь в коротких обобщенных фразах. Будучи простолюдином низкого происхождения Молчалин становится карьеристом с мечтой об высшем обществе, поэтому любым путем старается угодить тем, кому это нужно.
Образцы жизни и идейные принципы
Система героев и образов
Еще один элемент своеобразия в этой комедии: в ней нет четко положительных и четко отрицательных персонажей. Каждый из героев имеет свою позицию, и каждая из них в какой-то мере справедлива: пусть и не с точки зрения морали, но с точки зрения устройства мира и способов достижения цели.
Основные герои «Горя от ума»:
- Александр Чацкий. Умный, честный и смелый дворянин. Он независим от чужого мнения и потому открыто говорит то, что он думает, не сильно заботясь о чувствах других. За свою непокорность он не получает уважения или любви консервативного общества.
- Павел Фамусов. Типичный аристократ своего времени. Имеет высокий чин и ценит его больше всего на свете. Несмотря на характерный набор пороков, Фамусов – хороший отец, который хочет лучшего для своей дочери (настолько, насколько сам это понимает).
- Софья Фамусова – самый сложный персонаж. С одной стороны, она ищет искренних чувств и мечтает о любви, а ее любимый предает ее. Но с другой стороны, Софья – безжалостный манипулятор и лицемерка, которая готова играть с чувствами Чацкого только для того, чтобы выгодно показать себя в глазах общества.
- Лиза – служанка Софьи. Вероломно имела отношения с ее любимым за спиной у хозяйки. При этом цели преследовала те же – хотела удачного брака и настоящей любви, но общественное положение лишало ее этих возможностей.
- Алексей Молчалин – секретарь Фамусова и возлюбленный Софьи. Ухаживал за ней, но не решался на какие-то конкретные действия. Выяснилось, что он добивался Софью только ради расположения ее отца, сама девушка была ему неинтересна.
Фоновыми героями являются Скалозуб и гости на балу у Фамусовых. Они олицетворяют собой типичных представителей своего класса: знатных, но ограниченных.
Описание героя пьесы «Горе от ума» — Чацкий
Чацкий — основной герой пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Он представляет собой типичного представителя своего времени — образованного, благородного и интеллигентного человека.
Хотя Чацкий изначально выглядит как своего рода герой, его характер вызывает полное недоверие: он фанатично верит в людскую доброту и благородство, что делает его идеалистом, который не способен понять мир с точки зрения непримиримости интересов и конфликтов.
В течение пьесы Чацкий неуклонно утверждает, что главное в жизни — борьба за идеал и борьба за самоутверждение. Вместе с тем, он не способен реализовать свои идеалы в реальной жизни, что говорит о его невозможности адаптироваться к жизни. Он представляется как человек, который постоянно живет во внутреннем мире своих убеждений и идеалов, но не в состоянии шагнуть в реальный мир и начать действовать.
Чацкий символизирует кризис мировоззрения постепенно заканчивающейся эпохи дворянского сословия. Он представляет социальную группу, которая осталась в стороне от главных исторических событий, отставшей от жизни и реальности и неспособной адаптироваться к основным тенденциям времени.
2 вариант
Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить. Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.
Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам
Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду
Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.
Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке. Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.
Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.
Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности. Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе
Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него
Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.
История создания
Комедия «Горе от ума» стала самым известным произведением, написанным А. С. Грибоедовым. Ее проблематика актуальна и сейчас, так как расслоение общества на элитарные и не элитарные классы никуда не делось. Но в начале XIX века эта проблема была более острой, поскольку права, свободы и возможности каждого класса были закреплены юридически. То есть, у тех, кто родился в низшем классе, просто не было возможности стать кем-то большим, как бы не был этот человек талантлив и трудолюбив. В таких условиях врожденных привилегий и отсутствии конкуренции за них передовой класс (дворяне) сформировал для себя искаженную систему ценностей.
Для светского общества, которое описывает в «Горе от ума» Грибоедов, самым важным в жизни представляется высокое положение и хорошая должность. Перед «сильными мира сего» выслуживаются и стараются заслужить их расположение, но делают это лицемерно, не испытывая к людям искренней симпатии. Как-то раз Грибоедов сам лично стал свидетелем такого отношения. Он находился в Петербурге и был приглашен на аристократический прием, где присутствовал также высокопоставленный иностранный гость. И все остальные старались побольше перед ним выслужиться, при этом делали это абсолютно не искренне. Такое поведение возмутило Грибоедова, и он, будучи человеком смелым и прогрессивным, во всеуслышание об этом заявил. Окружающие сочли Александра Сергеевича сумасшедшим и повесили на него социальное клеймо. Очень похожий случай Грибоедов описывает в своей комедии, рассказывая о том, как искажено представление светского общества о вещах важных и неважных.
Рассуждение
У каждого человека есть мечта. Кто-то старательно к ней идет, добивается хороших результатов, а кто-то ничего не делает. Не потому, что он ленивый или ему это не по силам — нет, не поэтому. А потому что он боится: боится опозориться, сделать что-то не так или получить осуждение со стороны других людей. Главное его препятствие — страх. Именно он не дает двигаться дальше.
Многие великие люди простые выходцы из народа, поэтому не нужно бояться своего желания стать кем-то важным, чем просто влачить свое существование
Если слова для вас не представляют особой важности, тогда вспомните Ломоносова, великого человека из обычной крестьянской семьи, где никто даже не думал уехать из деревни, не, то что стать ученым. Или же вспомните кто такой Крис Гарднер
Человек, который остался без крыши над головой с ребенком на руках, стал владельцем преуспевающей компании. Необходимо помнить, что жизнь одна. И она дана нам, чтобы мы прожили ее так, как хотим мы, а не так как хочет кто-то другой.
2 вариант
Александр Грибоедов создал огромное количество замечательных произведений, которые не теряют своей большой популярности даже сегодня. Они учат нравственности и морали. Даже современный читатель может найти много полезной информации и почерпнуть из книги что-то для себя. Одним из самых известных произведений Грибоедова является комедия под названием «Горе от ума». В данном тексте рассмотрены характеристики главных и второстепенных персонажей произведения Александра Грибоедова.
Андрей Чацкий – вот главный и основной персонаж произведения, ведь все происходящие действия сводятся к нему, и автор производит акцент читателя непосредственно на него. Но кто такой Андрей Чацкий? Это молодой человек, который вернулся в родной город с долгой учебы. Он обнаруживает, что-то окружение, в котором он вырос, его друзья детства, совсем изменились и их убеждения не совпадают с его взглядами на мир, жизнь и иные вещи. Андрей является персонажем, через которого автор ведет беседу с читателем. Он считает, что самое главное в жизни, помимо чистой и светлой любви, это образование. Также он недоумевает от поведения многих окружающих.
Фамусов – это глава дома, в который приехал гостить Андрей Чацкий. Также он является отцом Сони, в которую влюблен Андрей. Идеи Фамусова чисто мещанские. Он не считает, что самое главное – это получение качественного образования. Он имеет иные мысли на тот счет, как хорошо устроиться в жизни. Фамусов провозглашает самым главным в жизни – это службу ради чинов, не столь на благо Родины. Он считает, что временами можно и подлизаться, дабы стать успешнее.
Соня – дочь Фамусова и та девушка, в которую влюблен Чацкий с самого детства, когда они были еще друзьями. Соня хочет выти замуж за богатого и услужливого ее отцу господина. Соня не интересуется Андреем, ей докучает его общество. Потому в конечном итоге она пускает сплетню, что Андрей Чацкий является сумасшедшим и представляет опасность для общества. она заставляет Андрея Чацкого покинуть дом, ведь теперь в нем находиться невыносимо.
Есть еще один персонаж. Это человек, с которым Соня встречается тайно. Это Молчалин, который служит у ее отца секретарем. Он в основном помалкивает. На самом деле Соня ему не интересна и он влюблен в ее прислужницу. Молчалин грезит только о высоких чинах, званиях и компании высшего общества. типичный представитель общества того времени. потому-то он с легкостью смог там ужиться.
Служанку Сони, в которую влюблен Молчалин – Лиза.
Лиза влюблена в Петрушку, который является буфетчиком.
Также к второстепенным героям можно отнести Репетилова.
Рассказ Вагина
Главный герой произведения «Рассказ Вагина» попадает в руки Гаджи-Мирзе-Магмед-Агвари в качестве подарка. Он не верил в их Бога и не было известно, в какого веровал. Он занимался ворожбой. Он закрывался один и делал фигурку человека из воска. После рубил ее на две части, а затем одну часть клал в другую.
Шах писал Гаджи, что воюет с Россией, но хозяин главного героя потребовал факты. Если шах не обманывает, то сможет идти завоевывать Тифлис. После шах разозлился и захотел убить хозяина главного героя, но успел бежать в место, находящееся под руководством Гассад-Паши. С этого и начинается действие.
Черты реализма в комедии
Комедия «Горе от ума» имеет множество черт реализма, и потому ее в большей степени можно отнести именно к этому литературному направлению, чем к классицизму и романтизму, хотя эти направления также присутствуют в данном произведении. Реализм представлен в комедии следующими ее особенностями:
✓ способы типизации, когда в герое присутствует не один, а сразу несколько характеров (Репетилов);
✓ отсутствие единства действия, характерного для классицизма, что выражается в следующих особенностях комедии:
• одновременное развитие двух драм героя и двух параллельных сюжетных линий;
• вставные элементы, не имеющие прямого отношения к действию пьесы (например, рассказ Фамусова о Максиме Петровиче);
✓ своеобразие и новаторство в построении характеров героев, которое заключается в следующем:
• обусловленность жизнью, а не нормами классической драмы, наличие положительных и отрицательных героев, и в этом выражается противопоставление новой, молодой России старым порядкам и устоям;
• утверждение в качестве принципа реализма наделения фамилии героя определенным смыслом, но теперь значимость фамилии является результатом всестороннего анализа характера героя, а не отражает какую-то отдельную его черту;
• отказ от схематизма в характерах героев, объемность и многогранность и иногда противоречивость характеров (Фамусов, Чацкий, Софья, Репетилов);
• отсутствие дидактизма, свойственного классицизму, так как порок и невежество не наказаны, а добродетель не восторжествовала в конце пьесы;
• развитие, изменение характера героя в процессе действия (Чацкий, Софья, переживающие крах своих иллюзий), в то время как для классической пьесы характерна статичность персонажей;
✓ большое количество действующих лиц (25), при этом 15 из них являются несценическими (т. е. не появляются на сцене), в то время как в классической пьесе присутствует не больше 7—8 сценических персонажей;
✓ насыщенность комедии реалистичными деталями быта и повседневной жизни;
✓ новаторство языка комедии, которое заключается в следующем:
• отказ от использования иноязычных слов как в повествовании, так и в драматургической терминологии (вместо слов «акт», «сцена» используются русские слова «действие», «явление»);
• преобладание разговорной речи и выражений, свойственных именно русскому языку («бьют баклуши», «час битый», «ни дать ни взять», «оказия», «покудова» и др.);
• практически полное исключение архаизмов и церковной лексики;
• афористичность языка: обилие народных пословиц, поговорок и т. п.;
• использование в речи героев соответствующих их образу и характеру выражений, конструкций, стиля языка (отличие, например, языка Чацкого от речи Фамусова и Хлестовой).
Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом
Книга Грибоедова «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» читается на одном дыхании, написана интересно и обладает прекрасным слогом
Она дает возможность подумать о важном, что можно сказать про большинство книг русских писателей. Сюжет интересный, но жестокий – имейте в виду
Действие произведения происходит в польском месте в почтовом доме.
Опера ставилась в начале XIX века – сразу же, как закончилось ее написание. Всего в ней 10 действующих лиц. Изначально была написана для бенефиса драматической актрисы М. Д. Львовой-Синецкой. Опера была поставлена в Москве в Большом театре в 1825 году.