Основные проблемы
Проблема власти. В своем произведении Александр Сергеевич поднял весьма серьезную социальную проблему: какой тип власти является наиболее эффективным – монархический (правление Екатерины), стихийный (Пугачевщина) или же анархический. Каждый социальный класс общества отдавал предпочтение той или иной власти, в результате чего в обществе назрели серьезные противоречия. Народ оказался разделен на два лагеря, непримиримых и ожесточенных по отношению друг к другу. Историческая проблематика, поднятая писателем, заключается, прежде всего, в вопросах о справедливости и целесообразности бунта, оценки нравственных качеств его организатора, правомерности действий Екатерины Второй. Проблема человека в истории. Пушкину было весьма интересно поднять такую проблему как влияние исторических событий на судьбу конкретного человека. Безусловно, крестьянское восстание сыграло огромную роль в жизни Петра Гринева. Жизненные испытания закалили характер юноши, выявили самые лучшие качества, заложенные в нем природой и родительским воспитанием. Даже в самые критические минуты герой не изменил своим нравственным убеждением, и до последнего оставался верным своим принципам. При помощи одной из самых темных и смутных страниц истории России писатель оттенил характеры персонажей, показал их во всем их разнообразии. Проблема воспитания и становления личности. Что должен испытать человек, чтобы перешагнуть из беззаботного детства и отрочества во взрослую жизнь? Пугачевское восстание стало катализатором, при помощи которого Гринев повзрослел в считанные дни, превратившись из избалованного дворянина в настоящего воина. Однако цена этого взросления и возмужания была заплачена немалая. Проблема нравственного выбора. Петр Гринев и Алексей Швабрин – это герои-антагонисты, которых автор намеренно сталкивал друг с другом на протяжении всего произведения. В разных жизненных ситуациях они вели себя совершенно по-разному, демонстрируя те или иные черты своего характера. И если Гринев неизменно ставил честь выше собственных интересов, то Швабрин предпочитал выбирать предательство ради достижения своего блага. Но отчего поведение героев, столь схожих по многим критериям, так разительно отличается? Что оказало влияние на нравственное становление двух молодых людей? В ходе повествования Александр Сергеевич приходит к заключению, что корни безнравственного поведения лежат в детстве человека: если в семье высоко ценят моральные качества, пестуют нравственность, то ребенок вырастает глубоко порядочным человеком. В противном случае человек, не имеющий внутреннего нравственного стержня, попросту не способен противостоять суровым жизненным испытаниям. В трудные минуты он быстро позабудет о чести, и выберет путь лицемерия, жульничества, предательства. Проблема чести и долга
На примере Петра Гринева автор продемонстрировал досадный парадокс: люди чести, подобные главному герою, видят свое прямое предназначение в верной службе императрице, вот только эта преданность на поверку оказывается не столь важной для самой Екатерины. Социальное неравенство является, пожалуй, одной из главных проблем произведения
Именно оно оказалось тем яблоком раздора, которое привело к кровопролитному противостоянию между жителями Российской империи. Против социальной несправедливости восстал Емельян Пугачев, который видел в нем проблему бедственного положения простого народа. В нем не было ненависти непосредственно к дворянам, и это она доказал на примере с Петром Гриневым. Однако Пугачев глубоко презирал и ненавидел их высокомерное отношение к трудовому народу, который безропотно батрачил на представителей высшей касты.
Образ Миронова
Капитан Иван Кузьмич Миронов — второстепенный персонаж повести, олицетворяющий собой честность и порядочность, которые должны быть присущи каждому защитнику Отечества. Это яркий образец простого русского солдата, готового положить свою жизнь на защиту своей земли.
В повседневной жизни Иван Кузьмич предстаёт мягким, добрым человеком, который находится под полным влиянием властной супруги. Это замечательный семьянин, любящий свою верную жену и единственную дочь. Миронов пережил немало лишений в своей жизни, но благополучно преодолевал их благодаря поддержке своей семьи.
Несмотря на душевную мягкость и доброту, в Миронове есть сильный стержень, несгибаемая воля, благородство, чувство собственного достоинства. Когда Емельян Пугачёв потребовал от капитана отречься от службы императрице и перейти на его сторону, Иван Кузьмич наотрез отказался. Воинская честь для него была превыше всего. Отказавшись от гнусного предложения, Миронов обрёк себя на казнь, но сделал это в полном осознании правоты своего поступка.
Черты характера и поступки
Маша Миронова — девушка очень скромная, стеснительная. Она с лёгкостью краснеет при повышенном внимании к её персоне.
«Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку». (Глава III)
Маша — скромная, стеснительная девушка. Поначалу она избегает Гринёва, но после привыкает и знакомится с ним поближе.
Отличительная черта Марьи Мироновой — благоразумие в сочетании с природной нежностью, чувствительностью.
«Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию». (Глава ХIV). Маша — девушка простая, честная, искренняя
Ей не присуще кокетство или лицемерие
Маша — девушка простая, честная, искренняя. Ей не присуще кокетство или лицемерие.
Марья Ивановна — на редкость добрая, милая девушка. Её искренне полюбили родители Петра Гринёва, и приняли как родную.
«Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. Моя любовь уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке». (Глава XIV)
Маша Миронова — очень порядочная девушка. Она согласна стать женой Петра Гринёва только в том случае, если его родители согласятся на их брак.
С убийством родителей Маша остаётся одна на всём свете. После всего пережитого она тяжело заболевает.
Маша оказывается в полной власти Швабрина, который намерен сделать её своей женой. Однако он настолько ей неприятен, что она отказывается выходить за него замуж даже под страхом смерти.
«На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба».(Глава ХII)
«— Мой муж! — повторила она.— Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». (Глава ХII)
Марья Миронова всем сердцем любит Петра Гринёва и предана лишь ему одному.
Марья Миронова — невероятно отважная девушка. Она в одиночку отправилась к самой императрице, чтобы оправдать своего возлюбленного, вернуть ему его доброе имя.
«— Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.
— Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?
— Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия». (Глава ХIV)
«Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах». (Глава ХIV)
Благодаря храбрости Маши Петр Гринёв был отпущен на свободу. Они поженились и прожили долгую счастливую жизнь.
«Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии». (Глава ХIV)
Главные герои и их характеристика
Вот здесь перечислены главные образы в романе «Капитанская дочка».
- Пётр Гринёв — молодой дворянин и офицер. Превыше всего ценит свою честь. Лично знал Пугачёва, и проникся к нему уважением, оставшись при этом убеждённым противником вооружённого мятежа. Позиционируется Пушкиным как образец для подражания. Этот образ раскрывается в возрастных метаморфозах: сначала Петр был безответственным и весьма ограниченным недорослем, даже по пути на фронт он совершает детские ошибки и попадает в курьезные ситуации; потом любовь преображает героя, он становится сильным и гордым; затем штурм крепости и смертельная опасность показывают истинного Петра — мужественного, храброго и честного; в финале перед нами не недоросль, а ответственный и готовый ко всему солдат, знающий не понаслышке, что такое честь.
- Марья Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Отказалась выйти за Швабрина, готова была умереть голодной смертью, оставшись верной Петру. Приложила все усилия для спасения любимого даже после того, как на него махнул рукой собственный отец. Идеал женщины (для Пушкина). Ее характер украшают бескорыстие, смелость, преданность и сила духа. Даже несмотря на то, что шанс выйти замуж без приданного был минимален, она не согласилась стать супругой нелюбимого человека.
- Иван Миронов — бедный офицер, отдавший армии 40 лет жизни. Честный, добрый, исполнительный человек, но мягкосердечный и уступчивый в быту (поэтому многие из его людей не были готовы к осаде, а кое-кто и вовсе перешел на сторону мятежников). Самоотверженно оборонял крепость и принял смерть от рук мятежников, отказавшись изменить присяге. Вот эссе, которое поможет Вам узнать капитана получше.
- Василиса Миронова — властная и хозяйственная жена коменданта. Почтенная старушка. Заботливая мать и добросовестная супруга, которая отказалась покинуть крепость, ведь не хотела бросать мужа. Была безжалостно убита восставшими. Подробнее о ее характере расскажет эссе.
- Емельян Пугачёв — мятежный казак, лидер восстания, самозванный император Пётр III. Безжалостный убийца и бескомпромиссный бунтарь. Не лишён благородства, способен помнить добро. Уважает Петра Гринёва за его честность и простоту. Изначально понимая печальные перспективы своей авантюры, идёт до самого конца, смиряясь со своей судьбой. Вот его описание, таблица с характеристикой и образ. Вот характеристика с таблицей.
- Алексей Швабрин — молодой и талантливый офицер. Вопреки внешнему сходству с Гринёвым, оказывается его полной противоположностью. Подлый и низкий человек, который стремиться лишь к собственному благополучию и выживанию. Изменяет присяге, подвергает мучениям Марию Миронову, после ареста клевещет на Петра в мелочном желании навредить тому, кто лучше, чем он.
- Екатерина II — императрица России. Приятная и сострадательная женщина. Милосердно снимает с Гринёва все обвинения и обеспечивает счастье его и Маши.
- Савельич — старый слуга Петра Гринева, ставший его верным спутником и другом. Это хозяйственный и ворчливый старик, привыкший экономить и во всем блюсти барские интересы. В то же время этот человек искренне предан Гриневу и любит его как сына. Вот его сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию его образа.
Характеристика Миронова другими героями
Черты характера и поступки
Капитан Миронов прекрасно знает своё дело и пользуется репутацией опытного, толкового военного.
Основная задача капитана Миронова в мирные дни — заниматься муштрой солдат. В его распоряжении находятся простые, необразованные воины, инвалиды.
Иван Кузьмич — отважный воин, который не боится встретиться с врагом лицом к лицу. Он имеет большой опыт военных стычек с местными племенами.
Капитан Миронов — добрый, честный, глубоко порядочный человек.
Миронов — человек мягкий, находящийся в подчинении у своей жены. Он привык обговаривать с супругой каждый свой шаг. Единственным исключением были служебные тайны.
«Иван Кузмич, хоть и очень уважал свою супругу, но ни за что на свете не открыл бы ей тайны, вверенной ему по службе».
Иван Кузьмич — человек прямодушный, не способный хитрить.
Иван Кузьмич очень любит свою супругу. Перед казнью он благословляет дочь, желает ей найти хорошего супруга и прожить с ним долгую счастливую жизнь, какую он прожил с Василисой Егоровной.
При всей своей доброте и мягкости, капитан Миронов — храбрый человек, не побоявшийся открыто сказать Пугачёву всё, что о нём думает.
Капитан Миронов был казнён на виселице по приказу Пугачёва — предводителя народного восстания.
«Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На её перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали мы накануне. Он держал в руке верёвку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух».
«Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!»
Сочинение Герои произведения Капитанская дочка
В Капитанской дочке Пушкин предлагает целый калейдоскоп героев главных и второстепенных, которые создают канву повествования.
Капитанская дочка, о которой идет речь – Мария Миронова, ей всего 18 лет, она скромна и умна, является дочкой коменданта Белгородской крепости и его супруги. Она влюбилась в Петра Гринева, молодого дворянина, который младше на два года и поступает на службу в крепость.
Петр молодой и образованный, но не совсем хорошо, он учился кое-как и предполагал оказаться в Петербурге в составе престижного Семеновского полка. Тем не менее, отец отправляет его под Оренбург для службы прапорщиком в не особенно престижной локации. Гринев старший поступает подобным образом, для того чтобы его сын прочувствовал и получше узнал этот мир.
Отец Гринева – Андрей не относится к основным персонажам, но Пушкин более-менее подробно раскрывает его образ. В частности, он описывает премьер-майора в отставке, который обладает весьма солидным капиталом, но при этом не изнежен богатством. Старший Гринев привык к строгости и в такой строгости старается держать и сына.
В свою очередь мать Петра Гринева из не особенного богатого рода. Обожает своего единственного сына и является терпеливой женщиной, хорошей хозяйкой.
Управляют крепостью Иван Кузьмич Миронов и его супруга – Василиса Егоровна. Иван Кузьмич служит около 40 лет, он только номинально управляет крепостью, хотя и является опытным военным и в целом разумным, добрым человеком.
На самом деле крепостью исподволь управляет капитанша Василиса Егоровна, но не сказать чтобы она как-то узурпировала эту власть. Просто опытная хозяйка и мудрая женщина, она разбирается в этом мире и способна принять верные решения. Поэтому, когда речь касается каких-то повседневных дел, решения в крепости чаще принимает капитанша.
Слуга Гринева – Архип Савельев, которого также называют Савельич, является преданным и добрым человеком. Этот старик нередко ворчит и всячески наставляет Гринева, но при этом на самом деле любит молодого человека и готов его всячески оберегать.
Пугачев представляет собой главного отрицательного персонажа в повести, хотя его не назвать полностью отрицательным, он противоречив. Именно поэтому он подружился с Гриневым, но не переманил того на свою сторону. Пугачев является донским казаком и раскольником, он обладает множеством отрицательных черт, начиная от хвастливости и заканчивая плутовством.
Конечно, следует отметить и другую историческую фигуру – Екатерину Великую, которая описывается довольно живо и подробно. Императрица знакомится с Машей Мироновой и девушка просит от нее помилования Петра Гринева, который считается другом Пугачева. На самом деле Гринев никогда не совершал предательства и, выслушав объяснения, мудрая императрица понимает этот факт и понимает суть дела.
Швабрин продолжает канву отрицательных персонажей. Этот офицер служит в крепости, но после того как приходит Пугачев, переходит на сторону разбойника и таким образом становится предателем, так как основная часть людей в крепости ему не подчиняется и остается служить государю. Швабрин в свою очередь является полностью лживым и довольно мерзким человеком и эти качества обуславливают его поведение во всем.
Иван Игнатьевич – престарелый офицер, который дружит с Мироновыми и является опытным военным. Он помогает Василисе Егоровне в хозяйстве. По приходу Пугачева не переходит на его сторону и в итоге оказывается повешенным рядом с Мироновыми.
Иван Иванович Зурин в свою очередь продолжает канву положительных персонажей и в какой-то степени является противоположностью Швабрину. Этот молодой офицер служит ротмистром гусарского полка, он носит длинные усы, никогда не унывает и обладает добрым нравом. Гринев и Зурин оказываются друзьями, после того как Зурин берет Петра в свой гусарский отряд, юноша остается там до окончания бунта.
Бопре – второстепенный персонаж, педагог из Франции, которому надлежало обучать младшего Гринева. В итоге этот любитель выпивки падкий на женщин ничему не обучил мальчика помимо фехтования. На самом деле Бопре не является профессиональным педагогом как таковым, в действительности на родине он был парикмахером и служил солдатом.
В завершение отметим Андрея Карловича Р. – генерала, который управляет войсками Оренбургской области и, соответственно, принимал участие в подавлении бунта. Этот военный родом из Германии, он дружит с Андреем Гриневым и старается во всем придерживаться порядка и экономии. Этот военный начальник не обладает собственным мнением (как минимум не стремится его утвердить) и полагается по большей части на мнение большинства, избегая рисков, в частности проекта Гринева по освобождению Белгородской крепости.
Главные герои и их характеристика
Петр Андреевич Гринёв
Второстепенные персонажи романа «Капитанская дочка»
- Максим Максимыч Похлебушев — личный подчиненный героя, Капитана Гринева
- Петр Греньев — отец главного героя. Капитан военно-морского флота и герой Великой Отечественной войны
- Маша Миронова — дочь Петра Гринева и девушка главного героя
- Христофор Кириллович Миних — штаб-ротмистр, друг и наставник главного героя
- Савельич — крестьянин-старовер, слуга главного героя
- Умножитов — капитан уланов. Отец Пугачевского военачальника
- Хлопотов — столпник, кузнец и бойцовский охранник Пугачева
- Ш В Засядько — казак и предводитель восстания Пугачева
- Лиютенант Стерлигов — помощник Петра Гринева и друг главного героя
- Иван Иванович Швабрин — аристократ и затворник. Сердцеед и соперник главного героя в любви к Маше
Жанр: роман или повесть?
«Капитанская дочка» — весьма объемное произведение, а потому его нельзя отнести к малой прозе. Остается открытым вопрос – является ли оно романом или повестью. В то время, когда творил Александр Сергеевич, к романам относили лишь многотомные труды, например, «Дворянское гнездо», «Анна Каренина». Произведение Пушкина «Капитанская дочка» имеет более скромные размеры, а потому его всегда относили к повести. При этом оно имеет все признаки романа, среди которых внушительный промежуток времени жизни героев, большое количество второстепенных персонажей, духовное развитие главных действующих лиц. Немаловажным является и тот факт, что на протяжении всего произведения Петр Гринев проходит основные этапы взросления, становления своей личности. Кроме того, при написании произведения Пушкин взял за основу реальные исторические события прошлого, необходимые для того, чтобы объяснить читателям феномен крестьянской войны. По всем признакам выходит, что «Капитанская дочка» — полноценный роман.
Весьма непросто дать однозначный ответ и на вопрос, к какому литературному направлению принадлежит «Капитанская дочка» — романтизму или реализму. Современники Александра Сергеевича, в частности, Одоевский и Гоголь, не сомневались в том, что произведение написано в духе реализма, и тем самым оказало большое влияние на развитие данного направления в России.
Однако в повести «Капитанская дочка» ясно присутствуют и черты, присущие романтизму. Так, в основе произведения лежит исторический материал, а одним из главных фигур является одиозная личность казачьего атамана Емельяна Пугачева, оказавшая большое влияние на ход развития всего государства. По этой причине произведение можно смело отнести к обоим направлениям – романтизму и реализму.
Главные герои
На протяжении всего повествования каждый персонаж переживает серьезные испытания, меняются черты характера, восприятие мира, происходит взросление, построение личности. Автор очень четко показывает все этапы преображения. В повести «Капитанская дочка» список героев достаточно большой, главные из них:
Петр Гринев — в начале романа это беззаботный добрый юнец, веселый, компанейский, он плохо образован. Со временем в нем открывается отзывчивость и человеколюбие. После встречи с Машей ему приходится пройти нелегкий путь взросления и обретения внутреннего стержня
Борьба за чувства, сложные выборы и исторические события заставляют Гринева выработать такие черты характера, как честность, мужественность и отважность.
Марья Миронова — красивая девушка восемнадцати лет. Дочь коменданта крепости, где главный герой проходит службу
После казни родителей она находит силы и смелость поехать на встречу к самой императрице, чтобы отвоевать жизнь своего возлюбленного. В ходе романа из беззаботной юной девушки она превращается в сильную женщину, способную на многое ради собственного счастья.
- Савельич — старый слуга Гринева, ворчливый старик, любящий читать нотации своему хозяину. Его доброта и преданность поразительны. Ради Петра он готов рисковать собственной жизнью. Персонаж является отражением доброты и отваги в человеческой натуре. Именно эти качества Архипа Савельича вызывают у беглого казака уважение, благодаря чему он сохраняет жизнь старику и его хозяину.
- Емельян Пугачев — образ этой личности у Пушкина отличается от общих исторических справок. Автор восхищается честностью и отвагой этого протестанта. Из страшного изменника родины он делает его настоящим человеком, не пытаясь сгущать краски вокруг героя произведения. Современные историки склоняются к мнению, что именно таким и был настоящий Пугачев.
- Алексей Швабрин — в начале романа это офицер, прожигающий свою молодость и ничем не отличающийся от Гринева. Но в ходе событий эти два персонажа начинают становиться противоположностями. В характере Алексея появляется высокомерие, злоба, подлость и изворотливость. Ему незнакомы такие понятия, как преданность и честь. Не задумываясь, Швабрин нарушает присягу.
Алексей Иванович Швабрин
Дворянин из знатной богатой семьи.
Имеет довольно некрасивую внешность, причем с течением времени она претерпевает сильные изменения в худшую сторону.
Швабрин был переведен в Белогорскую крепость из гвардии в наказание.
Самолюбивый и умный, герой использует эти свои качества в дурных целях.
Порой персонаж проявляет откровенную жестокость и вполне способен на подлые поступки.
Его характеру свойственны мстительность и даже вероломство.
Императрица
Императрица Екатерина II смогла ценить смелость и самоотверженность Марьи Гринёвой, обеспечив ей достойное приданое. Только благодаря настойчивости девушки Петр Гринёв оказывается на свободе и связывает свою судьбу с ней.
Оркестр. Увертюра
Экспозицией важнейших тем оперы и концентрированным выражением ее идеи является увертюра, написанная после завершения оперы. Форма сонатная, построенная на сопоставлении противоборствующих образов: светлое, положительное начало сосредоточено в экспозиции, репризе и заключительной части коды; разработка и начальный раздел коды посвящены образам злой фантастики.
Начало увертюры (вступительный раздел, главная партия и начало связующей) целиком взяты из финала пятого действия. Богатырские образы проявляются уже в теме вступления – могучих аккордах плагального соотношения (Т-S-Т). Сам композитор сравнил их с мощным ударом кулака.
Исторические личности, встречающиеся в романе «Капитанская дочка»
Роман «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина основан на реальных исторических событиях, поэтому в нем встречаются различные исторические личности. Это позволяет читателю проникнуться атмосферой России XVIII века и лучше понять исторический контекст происходящих событий.
- Петр I — российский император, полководец и реформатор, играет одну из главных ролей в романе. Его сильный и харизматичный образ присутствует во многих эпизодах и оказывает влияние на главных героев.
- Князь Григорий Алексеевич Потемкин — известный политик и военачальник, близкий товарищ Петра I. В романе он предстает в качестве одного из наставников и покровителей главного героя — Петра Гринева.
- Екатерина II — проживает во времена действия романа и является главной героиней в историческом контексте. Хотя она не непосредственно представлена в романе, ее реформы и политические решения оказывают существенное влияние на ход событий.
- Пугачев — народный вождь и лидер крестьянского восстания против царской власти. Его появление в романе вызывает серьезные потрясения в жизни главных героев и вносит элементы приключений и опасности в сюжет.
- Швецов — известный русский полководец, командующий российской армией во время восстания Пугачева. В романе он изображен как один из важных персонажей, сражающихся против воспитанника Пугачева — Петра Гринева.
Эти и другие исторические личности создают многообразие персонажей и помогают воссоздать атмосферу исторической эпохи в романе «Капитанская дочка».