Роль еды в характеристике персонажей в произведениях н. в. гоголя

Образ и характеристика собакевича в поэме «мертвые души» гоголя с цитатами

Следующая цитата

Собакевич 1. описание усадьбы дома помещика «. Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана. Фронтон тоже никак не пришелся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три. Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирчёных* стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке. » 2. портрет героя «медведь, совершенный медведь… «он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. » «. скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформованный помещик. » «. Эк наградил-то тебя Бог! вот уж точно, как говорят, неладно скроен, да крепко сшит. » Лицо Собакевича настолько широкое и круглое, что напоминает тыкву: «. круглое, широкое, как молдаванские тыквы.. 3. занятия Больше всего Собакевич любил вкусно поесть. у меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха. » (Собакевич о своих обедах) «. он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки. » «. За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке. » Собакевич одного чего-нибудь спросит, да уж зато всё съест, даже и подбавки потребует за ту же цену. » (обед Собакевича в трактире) 4. характер Грубый. Порядочный человек для помещика имеющий власть прокурор «…да и тот …свинья». Плохо отзывается обо всех людях: «. Собакевич не любил ни о ком хорошо отзываться. » хитрый человек: «. да еще и бестия в придачу. » (бестия — то есть плут, пройдоха) хороший хозяин: «. Да вот теперь у тебя под властью мужики: ты с ними в ладу и, конечно, их не обидишь, потому что они твои, тебе же будет хуже. » (Чичиков о Собакевиче) ценит прочность в вещах: «. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. » 5. речь, манеры речь торгаша: «Эк, куда хватили… ведь я продаю не лапти» ; «Стыдно вам и говорить такую сумму. Вы торгуйтесь, говорите настоящую цену» ; «Да чего вы скупитесь? Право, не дорого» . Но , когда надо пускается в такое красноречие, что Чичиков не успевает вставить ни одного слова. У Собакевича, при всей грубости его натуры, есть какие-то представления о приличии и долге гостеприимства, и поэтому он, отзывавшийся о ком-либо «с хорошей стороны», преисполненный уважения к Чичикову, определяет его в разговоре с женой: «преприятный человек». В речи его присутствуют бранные слова ж выражения. Так, характеризуя городских чиновников, он называет их «мошенниками» и «христопродавцами». Губернатор, но его мнению, «первый разбойник в мире», председатель — «дурак», прокурор — «свинья». 6. покупка мертвых душ Помещик Собакевич очень гордится своими крестьянами — и живыми, и умершими. Среди «мертвых душ» Собакевича есть выдающиеся мастера, известные по всей округе: прекрасные плотники, каретники и т.д Покупка выливается Чичикову «в копеечку», так как Собакевич знает цену своим крепостным: «. дешевле нигде не купите такого хорошего народа. «

  • Характеристика 3 братьев из сказки конек горбунок цитаты

      

  • Цитаты из обелиска быков

      

  • Художники о цвете цитаты

      

  • Любимые цитаты девушек в контакте

      

  • Оттепель цитаты из фильма

История создания

Идея для “Шинели” возникла у Гоголя после того, как он услышал историю о несчастной судьбе бедного чиновника, который, купив долгожданное ружье, потерял его, путешествуя по Финскому заливу. Этот человек был страстным охотником и долго собирал деньги на приобретение оружия своей мечты. Однако его счастье было кратковременным, и ружье оказалось утрачено во время путешествия. Возвращаясь домой, он впал в глубокую депрессию и скоропостижно скончался от горя.

Первый набросок повести, который Гоголь создал, носил название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом раннем варианте повести присутствовали комические сцены, и у главного героя была фамилия Тишевич. Однако, по мере развития сюжета и художественного вдохновения, Гоголь изменил фамилию героя и придал произведению более серьезный характер.

Год написания “Шинели” – 1842. Это произведение стало завершающим аккордом в цикле “Петербургских повестей” Гоголя.

В этом цикле автор исследовал жизнь и нравы петербургской бюрократии, раскрывая тонкие детали и абсурдность жизни городских чиновников. “Шинель” стала ярким представителем этой тематики и одним из самых известных произведений Гоголя.

Человек – кулак

Н. В. Гоголь предлагает интересный эпитет для характера Собакевича. Чичиков сравнивает его с кулаком, крепко сжатым. Почему появляется такая ассоциация? Все во внешнем виде и в душе плотно сжато, сбито в единую суть. Каждая деталь подчеркивает силу и здоровье русского барина.

Кулак – это как броня, кольчуга, под которой прячется помещик. Он закрыл свой внутренний мир, стал бездушным и эгоистичным. Его интересует только свой дом. Жажда наживы не позволяет руке разжаться. Он никогда не протянет руки встречному, не поможет и не поддержит.

Михаил Семенович неспособен на лесть и подобострастие. Он, не задумываясь, бьет по людям, не размышляя о сути своих высказываний, о возможности обидеть собеседника.

Мы напишем — Сочинение Описание господского дома Собакевича в поэме Мертвые души. Подсказки школьнику

Описание господского дома Собакевича в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души” играет важную роль в понимании характера героя. Усадьба помещика, обстановка дома является своеобразным отражением его характера.

Господский дом Собакевича стоял в центре поместья, окруженный хозяйственными строениями и избами крестьян. Его крыша была выкрашена в красный цвет, стены обрели темно-серый или, как замечает автор, дикий оттенок. Дом Собакевича не был похож на жилище помещика, сделан он был очень грубо и напоминал строение военного поселения, надежное и крепкое, но построенное наспех.

Было заметно, что при постройке дома зодчий безуспешно боролся со вкусами хозяина поместья. Архитектор стремился к симметрии и красоте, Собакевич — к удобству и практичности. В конечном итоге, вкусы помещика одержали вверх: так вместо задуманных четырех колонн было всего три, а с одной стороны Собакевич заколотил все окна, и на их месте просверлил одно очень маленькое, скорее всего для чулана.

Помещик много “хлопотал” о прочности и долговечности своих строений. На дом, конюшни, сараи и кухни были употреблены тяжелые полновесные бревна. Даже колодец был обделан в такой дуб, из которого строили корабли и мельницы. Все строения были крепкими, надежными, но выглядели неуклюжими, что относит нас к характеру самого Собакевича. Помещик, обладающий крепким богатырским телосложением, отличается неловкой привычкой наступать окружающим на ноги.

В гостиной Собакевича на стенах весели картины, на которых были изображены греческие полководцы во весь рост. Все они имели крепкое богатырское телосложение такое же, как и хозяин поместья. Среди греков поместился “тощий” Багратион. Возле одного из полотен у самого окна висела клетка с дроздом. Птица имела темное оперение с белыми вкраплениями. Дрозд, как и все в господском доме, имел странное сходство с Собакевичем. В углу гостиной стояла ореховое бюро на “пренелепых” ножках. Стол, кресла, стулья — вся мебель в доме Собакевича была тяжелого неуклюжего свойства. Помещик мало заботился о красоте окружающих его предметов, для него намного важнее была их прочность и удобство. В столовой, в противоречие характеру Собакевича, стоял стол небольшого размера. Во время обеда он весь был заставлен блюдами. Все в доме помещика являлось отражением его характера. Основательный и деятельный Собакевич хотел, чтобы его окружала практичная, сделанная, как говорится на века, мебель.

Собакевич является материалистом, для него важную роль играет практичная значимость вещей, их полезность. Герой, в отличии от Манилова, не тратит жизнь на пустое созерцательство. Однако, желание Собакевича во всем найти пользу и выгоду приводит к тому, что душа помещика черствеет и он превращается в холодного циничного человека.

Особенности характера

Великолепно автором описан характер героя. Он раскрывается не только во внешности, походке, жестах, но и в манере говорить, и во всем укладе его жизни. С первых слов герою приписывается абсолютная приземленность взглядов и интересов.

Каждая деталь в помещении Собакевича была очень похожа на своего хозяина. На картинах, висящих в его доме, были изображены греческие герои, по внешнему виду напоминающие Михайла Семеновича. Похожими на него были и ореховое бюро, и дрозд темной окраски с пятнами.

Представлен писателем как крепкий, расчетливый хозяин Михайло Собакевич. Характеристика героя дает понять, что его крестьянам живется под его началом надежно и спокойно. А его деловитость и природная мощь, которые стали выглядеть как туповатая косность, — беда, а не вина героя.

Любимые занятия

Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.

Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.

Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у .

Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.

Основная тема

Повесть “Шинель” Николая Гоголя обогащена множеством глубоких тем, которые позволяют читателям заглянуть в зеркало общественной действительности и человеческой природы:

  1. Одной из центральных тем в этом произведении является образ “маленького человека”. Акакий Акакиевич Башмачкин – это типичный представитель этой категории. Без особых амбиций и талантов, он представляет собой человека, которого окружающий мир мало замечает. Его интересы и беды никого не тревожат, и он практически невидим для общества. Гоголь с помощью этого образа поднимает важный вопрос о судьбе и значимости обычных людей в мире, где часто ценятся только выдающиеся личности.
  2. Другой заметной темой в “Шинели” является взаимодействие реальности и фантазии. Смерть Акакия Акакиевича и его возвращение в виде призрака придает произведению мистический оттенок. В этом контексте, фантастический элемент становится средством, с помощью которого главный герой, хотя бы на мгновение, может противостоять бесчеловечности и безнравственности общества.
  3. Тема безнравственности также играет важную роль в произведении. Через образы высших чиновников, которые живут по законам собственного морального упадка, Гоголь выявляет нравственное разложение общества и ценностей, где человек теряет свою сущность в бюрократической машине.

Наконец, в “Шинели” Гоголь исследует абсурдность государственного устройства, выраженную через поиски пропавшей шинели. Этот абсурд подчеркивается тем, что никто не собирается искать украденную одежду, но при этом органы полиции выдвигают все силы для поимки призрака, что демонстрирует несоответствие приоритетов системы и ее бюрократическую бессмыслицу.

Вариант 4

В поэме «Мертвые души» главный герой Чичиков приезжает в поместье Собакевича. Николай Васильевич Гоголь описывает увиденную деревню, дом, а затем самого помещика. Это позволяет читателю заметить, что по состоянию жилого помещения можно догадаться о характере или внешности его хозяина.

Из пятой главы мы узнаем, что поместье Собакевича не имеет симметрии, неуклюжее, но довольно крепкое. Видно, что хозяин заботится о прочности. Когда Чичиков осматривал комнату, ему казалось, словно все: пузатое ореховое бюро, стол, стулья, кресла — говорило о своей схожести с хозяином. Таким он увидел и самого Собакевича. Он считает, что помещик похож на медведя. Гоголь иронично дает ему имя Михаил, что подчеркивает внешность. Собакевич, кстати, также неуклюж, как и его дом. Он часто наступает людям на ноги.

Первым, что предстояло герою, оказался обед. Чичиков был крайне удивлен количеству еды. Помещик очень любил покушать, что и сделало его таким крупным. Во время разговора за столом главный персонаж убедился в том, что Собакевич обо всех отзывается плохо. Впрочем, такая реакция была и по поводу национальной кухни.

После обеда Чичиков все-таки начал разговор о сделке, но очень отдаленно. В конце концов Собакевич прямолинейно задал вопрос о мертвых душах. Удивительно, что его не смущает это. Он спокойно говорит. Автор сравнивает с разговором о хлебе. Мы видим, что помещик уже нашел свою выгоду в еще несовершенной сделке. Он предлагает большую сумму, описывая заслуги крестьян при их жизни. Чичиков долго торгуется, но Собакевич все еще настаивает на большой цене. В итоге, заинтересовав помещика в столь сомнительной сделке, персонаж собирается уходить, на что повелся Михаил Семенович и согласился на малые деньги.

Таким образом, Николай Васильевич показывает нам человека, которому главное в жизни хорошо покушать и иметь выгоду даже в том, чего уже не существует. Мы знаем, что все крестьяне сыты, но необходимо понимать, что это не для их хорошей жизни, а для того, чтобы велась работа, то есть снова все для Собакевича. Автор прямо говорит, что в теле этого помещика совершенно не было души, а также, сравнивает его с бессмертным кощеем. Душа закрыта толстой скорлупой, как и сам Собакевич в своем доме, окруженном толстым деревянным забором. Этот персонаж также требует к себе особого внимания, показывая одни из самых неприятных людских пороков.

Сочинение на тему Собакевич

Михайло Семёнович Собакевич – один из помещиков произведения Гоголя «Мёртвые души».  Его образ автор сравнивает с животным. Своим внешним видом герой очень похож на неуклюжего медведя.  Он также  косолапит при ходьбе и наступает всем на ноги. Лицо его имело цвет калёного медного пятака, черты его – простые и грубые, точно топором вырубленные.

Михайло Семёнович – отличный хозяин. Всё в его имении основательно и надёжно, как и он сам. Крестьяне Собакевича не знают нужды.   Они живут в домах без прикрас, но добротных и крепких.  Собакевич ценит своих крепостных людей за их трудолюбивые качества, заботится о них и они платят ему тем же. В этом он, конечно, преследует свою корысть, прекрасно понимая, что чем лучше он создаст для крестьян условия, тем больше получит от них  отдачи.

О предпочтениях помещика свидетельствует и его дом, не отличающийся изысканностью, но практичный и удобный. Он обнесён очень толстой деревянной решёткой. Все предметы мебели в гостиной соответствуют внешности Собакевича, такие же тяжёлые  и громоздкие. Стены дома украшают картины с изображёнными на них греческими полководцами.

По характеру Михайло Семёнович прямолинеен и категоричен. Он грубо отзывается обо всех градоначальниках, называя их мошенниками, разбойниками, обманщиками и христопродавцами; хотя и сам бесчестен.

Собакевич любит хорошо поесть. Его обед состоит из многочисленных огромных и сытных блюд русской кухни.  Михайло Семёнович не признаёт экзотическую иностранную еду. Он хлебосолен и щедро угощает Чичикова.

Несмотря на свою простоту, Собакевич не глуп. Он, единственный из всех помещиков, который сразу догадался о намерениях Чичикова и, не церемонясь, назвал предметы торга своими именами. Собакевич быстро сообразил, что может извлечь из этой странной сделки свою выгоду. Он стал

расхваливать умерших крестьян, торгуясь за их души. Таким образом, он сумел их продать по самой высокой цене, которая только была возможна.

В списке умерших крестьян Собакевич подробно описал особенности их характера, рода деятельности, что говорит о его  положительных деловых качествах.

В то же время, Михайло Семёнович является невежественным и ограниченным человеком.   Он с пренебрежением относится к образованию и культуре, считая это бессмысленным занятием, не приносящим дохода. Собакевич, как и остальные помещики в поэме – бездуховен. Основной целью его жизни является стяжательство и накопительство. Ради собственной выгоды он идёт на любые бесчестные сделки. К сожалению, таких дельцов предостаточно и в современном мире.

Характеристика помещика Собакевича

Помещик Собакевич один из главных персонажей, на которых Гоголь акцентировал свое внимание. Семенович, так называли его родственники, был отличным хозяином

Правда, глядя на его двор, можно было засомневаться, так как не все было идеально, как у других зажиточных помещиков, но все его строения, дома были высокими и прочными, а самое главное крепкими. Его поместье окружено толстым, крепким деревянным забором. В то время такой забор был показателем того, что люди живут богато

Семенович, так называли его родственники, был отличным хозяином. Правда, глядя на его двор, можно было засомневаться, так как не все было идеально, как у других зажиточных помещиков, но все его строения, дома были высокими и прочными, а самое главное крепкими. Его поместье окружено толстым, крепким деревянным забором. В то время такой забор был показателем того, что люди живут богато.

Автор описывает героя как большого и неуклюжего человека. Сам по себе он не толстый, просто хорошо упитанный человек. Интерьер его дома больше напоминает берлогу бурого медведя. Большие и крепкие стулья, массивные кровати

Для него не важна красота мебели и интерьер комнат, для него важно в первую очередь функциональность. По всему дому висят огромные картины, в тяжелых деревянных рамах

На них изображены военные начальники, генералы. В доме все похоже на фактуру Собакевича от стула до кровати. Они такие же массивные, как и он сам. Сам по себе герой грубый, упертый и прямолинейный. Он не боится ни кого. Может сказать в лицо человеку, все, что он о нем думает.

Но в то же время он очень щедрый. Когда в дом приходит гость, хозяин накрывает волшебный стол. На пищи он не скупится, любит вкусно поесть. Собакевеч отличный собеседник.

Его хобби — это хозяйство. У него трудолюбивые крестьяне, с которыми он находит общий язык. Всех знает по именам, знает, кто умер, кто работал раньше. Крестьяне относятся к нему с большим уважением. Им нравится работать у такого человека. Людям приятно, что о них помнят и уважают. Каждый день Собакевич приходят к рабочим с самого утра, спрашивает как у кого дела. Если есть какие-то проблемы, он всегда рад помочь. Он очень дорожит людьми.

Собакевич хитрый помещик, он торгуется с Чичиковым, выторговывает за одну мертвую душу 100 рублей.

Этот герой не имеет души. Он прекрасно понимает, что Чичиков обманщик, так он и сам рад обогатится на этой сделки. Поэтому Собакевича можно назвать тоже обманщиком.

О чем?

Черты характера

Нельзя представить характер Собакевича каким-то одним типом людей. Он очень разный. То кулак, то красноречивый оратор, то скупердяй, то заботливый хозяин. Персонаж стоит на фоне природе, между двумя лесами – березовым, олицетворяющим светлые чувства, и сосновым, символизирующим темные дела. Какие черты характера можно назвать основными:

  • Грубость. Порядочный человек для помещика имеющий власть прокурор «…да и тот …свинья».
  • Прямолинейность. Отрицает рассуждения, говорит все прямо в лоб, не подбирая слов и выражений.
  • Жадность. Собакевич знает цену грошу. Он старается не уступить Чичикову в цене за мертвые души, целясь за каждую копейку.
  • Плутовство. Хитрость и изворотливость в характере помещика видны во время торгов с Чичиковым. Гость подбирает эпитет для «медведя», называет его бестией. Плут видит выгоду и не может пройти мимо нее.

В каждой черте соединяются рядом отрицательное и положительное. Хорошо, что мужчина говорит то, что думает. Но страшно даже начинать разговаривать с человеком, для которого все дураки и мошенники. Знает помещик цену труду, строит все на века, но за деньги готов продать то, что никто никогда не сможет оценить – мертвых крестьян. Итак, в каждой черте характера. Из положительного получается страшная звериная натура, ищущая, кого проглотить. Краткая характеристика и точные фразы позволяют читателю додумывать, что за реальный человек стоит за описываемым типом.

Черты характера

Нельзя представить характер Собакевича каким-то одним типом людей. Он очень разный. То кулак, то красноречивый оратор, то скупердяй, то заботливый хозяин. Персонаж стоит на фоне природе, между двумя лесами – березовым, олицетворяющим светлые чувства, и сосновым, символизирующим темные дела. Какие черты характера можно назвать основными:

  • Грубость. Порядочный человек для помещика имеющий власть прокурор «…да и тот …свинья».
  • Прямолинейность. Отрицает рассуждения, говорит все прямо в лоб, не подбирая слов и выражений.
  • Жадность. Собакевич знает цену грошу. Он старается не уступить Чичикову в цене за мертвые души, целясь за каждую копейку.
  • Плутовство. Хитрость и изворотливость в характере помещика видны во время торгов с Чичиковым. Гость подбирает эпитет для «медведя», называет его бестией. Плут видит выгоду и не может пройти мимо нее.

В каждой черте соединяются рядом отрицательное и положительное. Хорошо, что мужчина говорит то, что думает. Но страшно даже начинать разговаривать с человеком, для которого все дураки и мошенники. Знает помещик цену труду, строит все на века, но за деньги готов продать то, что никто никогда не сможет оценить – мертвых крестьян. Итак, в каждой черте характера. Из положительного получается страшная звериная натура, ищущая, кого проглотить. Краткая характеристика и точные фразы позволяют читателю додумывать, что за реальный человек стоит за описываемым типом.

Анализ произведения 3

Образ помещика

Особенности образа персонажа ярче всего просматривается в сцене торгов. Чичиков пытается называть желаемую покупку словами, скрывающими ее суть. Собакевич называет вещи своими именами, он нисколько не удивлен. В его мире все продается и покупается. Дошла очередь и до умерших. Главное – не продешевить. Его прямолинейность пугает даже продавца. Помещик начинает тянуть переговоры, торговаться. Говоря кратко об образе Собакевича, следует подчеркнуть, что он не глуп. Помещик сразу понял, что гостю нужны души. Его задача – их продать подороже. Цинизм граничит с грубостью, невежественность с жадностью.

Помещик умудрился «смухлевать», обмануть. Он вносит в списки проданных «женскую душу» – Елизавета Воробей, надеясь, что Чичиков невнимательно отнесется к купчей.

Информация об образе персонажа направлена на сбор материала по тексту. Написать сочинение «Образ Собакевича» станет проще. Предложенные рассуждения позволят описать образ, дать характеристику помещику, основать свое мнение о типе литературного героя.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Мертвые души»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Мертвые души»

для самых компанейских —

Главные герои «Мертвые души»

для самых занятых —

Читательский дневник «Мёртвые души»

для самых любопытных —

Анализ «Мёртвые души» Гоголь

для самых крутых —

Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. /19

    Вопрос 1 из 19

Самые популярные материалы декабря для 9 класса:

Ларины в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Цитатная характеристика Ленского

Характеристика Печорина в главе «Бэла»

Как отнесся Онегин к письму Татьяны?

История создания «Герой нашего времени»

Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко…» Лермонтова

Краткое содержание «Маленькие трагедии»

Адресаты любовной лирики Лермонтова

Внешность

Внешность Собакевича далека от типичной, изощренной и деликатной. По описанию Гоголя, Создатель не сильно утруждался, создавая его – он не применял «никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубил со своего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказав: «Живет!».

Лицо его было круглым, широким и очень не привлекательным, похожим на молдаванские тыквы. Цвет был также не самым нежным и приятным – типично, лицо Собакевича было красного цвета, что напоминало Чичикову «медный пятак».

Собакевич отличался крепкой комплекцией – он был высоким человеком, с широкой «лошадиной» спиной. Ноги его были похожи на тротуарные колоны – большие и нескладные. Ступни его, соответственно, также были «исполинского размера». Чичиков с удивлением отмечает, что сейчас редко встретишь такого человека – богатыри уже почти все выродились. Не удивительно, что при такой комплекции Собакевич не отличался грациозностью и был больше похож на слона в посудной лавке – помещик то и дело шаркал ногами и наступал окружающим на ноги.

В то время, когда природа обделила Собакевича наружной привлекательностью, она щедро наградила его здоровьем – «скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформованный помещик».

Занятия Собакевича

Все помещики, описанные Гоголем в поэме «Мертвые души», обладают своим неповторимым характером в рамках произведения, но в целом обличают один из типов помещиков современной автору России.. Для него обычное дело – работа на ровне со своими крестьянами. Делает Михаил Семенович это не потому, что не доверяет своим крестьянам, как, например, Плюшкин, или думает, что без него они будут работать плохо, а потому, что не видит ничего зазорного в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.

Среди прочих привязанностей помещика следует отметить особую любовь к еде. Собакевич очень любит вкусно поесть. Однако в понимании этого помещика вкусная еда и необычная, деликатесная – разные понятия. Собакевич с отвращением рассказывает о поедании лягушек и устриц, употреблении субпродуктов. Для него лучшим вариантом еды выступает исконно русская кухня. Обычное потребление еды превращается у Собакевича в пиршество, обличая присутствовавший «культ еды»: « У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует. – Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки».

Собакевич далек от самообразования и искусства – все атрибуты «культурного» развития в его доме, как, например, картины – выглядят комично, заметно, что они размещены, потому, что «так модно» и так «принято», а не потому, что владельцы их интересуются определенным видом искусства.

Ум Михаила Семеновича активно занят способами заработать. Он усиленно работает с целью получить приличный доход. Предложение Чичикова о продаже мертвых душ Собакевич воспринимает спокойно, как будто это самое обычное дело, подобное продаже пшеницы.

Поместье и деревня Собакевича

Поместье и деревня Собакевича выглядит подобно его хозяину – крепкой, надежной и совершенно лишенной эстетики. Все постройки Собакевича (даже колодцы и заборы) сделаны из очень крепкого дерева, они массивны и лишены каких-либо украшений. «Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирпичных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует». Собакевич считает, что постройки должны выполнять хорошо свою основную функцию – защищать от ветра, холода и дождя, они должны быть достаточно прочными и удобными в эксплуатации, при этом им совершенно не обязательно быть красивыми и утонченными.

Разглядывая господский дом, Чичиков отмечает, что процесс его постройки – это был продукт активных пререканий педанта-архитектора и Собакевича: некоторые окна в доме были заложены и переделаны в маленькие, вместо традиционных четырех колон было только три – «зодчий хотел симметрии, хозяин – удобства» и поэтому после постройки дома Собакевич все сделал по-своему.

Любимые занятия

Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.

Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.

Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у .

Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.

Главная идея

Основной идеей повести “Шинель” Николая Гоголя является акцент на острых социальных проблемах, характерных для Императорской России в то время. С помощью элементов фантастики и мистики, автор демонстрирует, насколько безнадежной и беспомощной может быть судьба “маленького человека” перед могучими и бездушными структурами власти.

Этот маленький человек, в лице Акакия Акакиевича Башмачкина, оказывается беспомощным перед безразличием и равнодушием мировых сил

Важно отметить, что Гоголь не пропагандирует месть в этой повести, но показывает, что иногда это может быть единственным способом пробудить “каменные сердца” высокопоставленных чиновников

В “Шинели” автор развивает идею, что для этих чиновников, которые считают себя выше обычных людей и превыше всего, существует только духовная сила и они слушают лишь тех, кто может их превзойти. Став привидением, Акакий Акакиевич занимает эту необходимую позицию, что дает ему возможность влиять на этих зазнавшихся самодуров и проливает свет на безнадежность ситуации.

В центре сюжета скрывается поиск справедливости, но в мире, описанном Гоголем, кажется, что справедливость достижима только через сверхъестественные силы. Повесть “Шинель” ставит под вопрос общественную несправедливость и бюрократическую абсурдность, исследуя тему, насколько трудно добиваться справедливости в мире, где система подавляет “маленьких людей”.

В конечном итоге, Гоголь подчеркивает, что идеал справедливости может быть воплощен только через сверхъестественные средства, создавая тем самым глубокий моральный и социальный контекст для своего произведения.

Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству

Интерьер усадьбы Михаила Семеновича под стать хозяину до такой степени, что каждый предмет мебели как бы говорит: «я тоже Собакевич».

Все хозяйство его устроено крепко, основной упор делается не на мелочное украшательство, а на прямую пользу, долговечность, основательность.

Не нужны ему окна – он их заколотил, понадобилось окно – вырезал там, где нужно, совсем другого размера. Внешний вид Собакевичу не важен – только польза.

Он заботится о своих крестьянах. Ведь чтобы крестьяне приносили доход, они должны жить в крепких постройках и хорошо кушать. Дома их сделаны без излишеств, но даже сараи сложены из полновесных бревен.

Краткая характеристика М. Собакевича

Собакевич — помещик, во всём ищет выгоду. Своей массивностью и неуклюжестью напоминал медведя. Соглашается продать Чичикову мёртвые души ещё до того, как тот заговорил об этом.

Михаил Семенович – зажиточный помещик преклонных лет, отличающийся крепким телосложением и отменным здоровьем. Это прямолинейный, грубый и неуклюжий человек.

Во внешности помещика присутствует неуловимое сходство с диким зверем: сила, неповоротливость, скрытая угроза. Собакевича мало беспокоит внешняя привлекательность вещей: куда больше он ценит надежность и практичность.

Несмотря на некоторую тяжеловесность, это весьма изворотливый и хитрый человек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: