«сотников» главные герои

«сотников» главные герои

Другие сочинения по этому произведению

«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» и В. Быкова «Сотников»)«Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить…» (В. Быков «Сотников»)«Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…»В чем трагизм образа Рыбака из произведения «Сотников» Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики.В. Быков «Сотников»Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников»Проблема нравственного выбора в повести «Сотников»Человек на войне (по повести Василя Быкова \’Сотников»)Человек на войне (По одному из произведений современной литературы — В.В.Быков «Сотников»)Проблема нравственного выбора человека на войнеАнализ повести Быкова «Сотников»Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова «Сотников»Характеристика Сотникова в одноименной повести Василя БыковаХарактеристика образа Рыбака в повести Быкова «Сотников»Нравственные образы повести В. Быкова “Сотников»Нравственный выбор героев в повести В.Быкова «Сотников»Подлинный и мнимый героизм («Сотников»)«Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» (1)Великая Отечественная война в произведениях XX века (На примере повести В. В. Быкова «Сотников»)Подвиг народа бессмертен (По произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне)«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А. П. Платонов). По повести В. В. Быкова «Сотников»«Сотников» Быков — Человек на войне»Был огонь и была высшая справедливость на свете » (по повести В. Быкова «Сотников»)Мотивы испытания на человечность в повести В.Быкова «Сотников».Великая Отечественная война в русской прозе (на примере одного произведения).(В.Быков «Сотников»)Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности.(И. Панин)А был он лишь солдатПсихология людей в произведениях Гоголя«Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» (2)Тема войны в творчестве В. Быкова (по повестям «Сотников», «Обелиск»)Влияние Гоголя на русскую литературуРеалистическое искусство ГоголяНа пороге бездны (по повести Быкова «Сотников»)Нравственная проблематика современной прозы. (По одному из произведений по выбору учащегося.)Трудная правда о войне («Сотников», «Знак беды»)

Публикация[править | править код]

Изначально предполагалось, что повесть «Ликвидация», работа над которой завершилась в июле 1969 года, будет напечатана в белорусском журнале «Полымя». Но за те полгода, что произведение готовилось к публикации, Василь Быков перевёл его на русский язык и отправил в «Новый мир». В феврале 1970 года раздался звонок от главного редактора издания Александра Твардовского, который сообщил, что вынужден не по своей воле покинуть журнал.

Вопрос Твардовского о том, хочет ли Быков после этой информации видеть свою повесть на страницах «Нового мира», застал белорусского писателя врасплох. Разговор, по некоторым данным, шёл на повышенных тонах; не почувствовав поддержки от автора, который был открыт для всесоюзного читателя благодаря «Новому миру» («Третья ракета», 1962; «Мёртвым не больно», 1966), Твардовский повесил телефонную трубку.

По мнению литературоведа Сергея Шапрана, ситуация нравственного выбора оказалась для Василя Быкова сродни той, в которую он ставил героев своих книг. «Сотникова» опубликовал в 5-м номере «Нового мира» пришедший на смену Твардовскому Валерий Косолапов. Впоследствии, как утверждал критик Игорь Золотусский, Быков неоднократно вспоминал об их последнем разговоре с Твардовским и «клял себя за мгновенье слабости».

Допрос

Далее краткое содержание «Сотникова» повествует о допросе пленных полицаями. Первым в очереди оказывается Сотников. Герой отказывается добровольно выдать партизан. Тогда следователь вызывает огромного детину, который должен будет вытрясти из несговорчивого пленного всю правду.

Не приукрашено краткое содержание «Сотникова», достоверно изображает Быков реалии войны. Пока один из партизан на допросе, действие переносится в камеру. Здесь Рыбак встречается со старостой. Удивленный герой спрашивает, за что тот угодил сюда. В ответ слышит: «Из-за того, что на вас не донес». Наступает очередь допроса самого Рыбака. В отличие от Сотникова он не злит следователя, старается отвечать на вопросы, хоть и увертываясь. В итоге получает похвалу полицая и обещание сохранить жизнь и возможность служить в полиции.

Вернувшись в камеру, Рыбак видит изуродованного пытками Сотникова и радуется тому, что сам так ловко вывернулся. Краткое содержание «Сотникова» очень хорошо передает темные стороны человеческой натуры и стремление уцелеть даже ценой предательства.

История создания

Василь Быков написал повесть “Сотников” в 1969 году. Идею для сюжета он взял из своей собственной жизни. Во время войны он встретил сослуживца, который в какой-то момент согласился сотрудничать со сторонниками немецкой армии. Эта встреча натолкнула автора на рассуждения о готовности человека предать принципы ради спасения собственной жизни.

Изначально произведение называлось “Ликвидация”, но позже автор поменял название на фамилию одного из героев. Почему же Быков назвал повесть “Сотников”? Ведь даже большая часть сюжета подается от лица Рыбака. Можно предположить, что таким образом он показывает нам свое отношение к ситуации, сложившейся в произведении. Автор дает понять, что сам он целиком на стороне Сотникова и тоже выбрал бы смерть с чистой совестью, а не служение врагам. Кроме того, именно этот герой является катализатором всех событий. Он согласился идти на задание, не находясь в лучшем самочувствии. Из-за его состояния партизаны потеряли много времени в дороге. Из-за него полицаи нашли их в доме Демчихи. Т. е самопожертвование Сотникова стало причиной всех ужасных событий. Таким образом, именно он и является главным героем произведения.

Персонажи повести

Действующие лица в повести «Сотников» — партизаны, которых отправляют на задание. Образы героев резко контрастны. Для лучшего понимания нужно изучить характеристику каждого из них:

  1. Рыбак — партизан, который вместе с Сотниковым отправляется на добычу провизии для всего отряда. Сильный, ответственный, здоровый и сильный мужчина, который в любой ситуации не поддается унынию. Помогает другу делать физическую работу. Обвиняет товарища в том, что они попали к полицаям. Соглашается на сотрудничество, поддается хитрости, дает ложные показания. Это незрелая личность в моральном и духовном плане: несмотря на взаимовыручку и доброту, утверждает, что лучше жить предателем, чем умереть героем.
  2. Сотников — партизан из отряда Рыбака. Интеллигентный и образованный человек, в прошлом — педагог. Отправляется на задание больным. Это очень умный мужчина, волевой и сильный духом. В начале войны был на поле боя, подбил несколько немецких танков. Оказавшись обреченным на «ликвидацию», старается взять всю вину на себя во имя спасения друга. Из-за приступа кашля его с товарищем находят немцы. Это духовно свободный персонаж, который не соглашается стать предателем, он совсем не боится смерти.
  3. Демчиха — женщина, которая с тремя детьми была вынуждена остаться на оккупированной территории. Чтобы как-то прокормить семью, героиня тяжело работает, вопреки смертельной опасности она не прогоняет партизан, старается помочь Сотникову. Она не пытается пресмыкаться, спокойно отправляется на смерть.
  4. Петр — назначен старостой села, но предателем себя мужчина не считает. Понимает серьезность выбора, соглашается на должность, чтобы во время оккупации односельчане жили более или менее нормально. Готов нести ответственность за поступки, мудро воспринимает собственную участь.
  5. Бася — 13-летняя еврейка, которая обречена на смерть из-за своей национальности. В отличие от других героев, которые приговоренных к казни из-за своих поступков, умирает без вины.

Василий Быков в своей повести «Сотников» затрагивает проблему духовной зрелости, нравственного выбора и ответственности. Это одно из тех произведений, которые Министерство образования рекомендует к прочтению школьникам. Автор учит читателей правильно расставлять жизненные приоритеты, не бояться принимать решения, несмотря на отрицательные последствия.

Жанр и направление

Произведение “Сотников” является реалистической повестью, так как основано на истории, действительно произошедшей в годы войны. Автор правдиво показывает суть партизанских отрядов, их занятия и цели. Быков и сам был участником военных действий, поэтому многие моменты произведения написаны как бы от “первого лица”.

Кроме того, писатель отмечает, что философская основа произведения построена на экзистенциализме, т. е. человеческая жизнь признается иррациональной, непостижимой уму. Два абсолютно разных человека оказываются в одинаковых обстоятельствах и, хотя один умирает, а второй остается живым, итог жизни этих людей один — они обречены.

Сочинение Образ и характеристика Сотникова

Повесть В. Быкова «Сотников» написана в 1969 году. Первоначально произведение имело название «Ликвидация». Быкова волновали нравственные проблемы, имеющие под собой основу событий из реальной жизни. Автор противопоставляет своих героев Сотникова и Рыбака. Они выросли в одинаковых условиях, воспитаны в одной среде, служили в одном партизанском отряде. Но, перед лицом смертельной опасности, каждый сделал свой выбор. И этот выбор привёл их в противоборствующие лагеря.

Повесть можно поделить на две части. В первой части мы видим героев участниками партизанского сопротивления. Сотников – обыкновенный солдат из числа миллионов других, вставших на защиту Родины. Человек мирной профессии, он работал до войны учителем. В его образе нет ничего героического. В начале войны он был командиром батареи. Потом – плен и побег из него. Служба в партизанском отряде сводит его с другим героем повести. Рыбак – расторопный, по-житейски мудрый, хороший воин. Вся их жизнь зависит от солдатской удачи: миновала шальная пуля – остался жив.

Во втором этапе повествования сослуживцы попадают в плен врага. И здесь жизнь обоих героев зависит от их выбора: с кем быть? Остаться верным присяге, долгу ,служению великой Родине и народу. Или стать предателями и перейти на сторону захватчиков. Рыбак, смекалистый и изворотливый в жизни и в бою, решил схитрить и выторговать себе право на жизнь. Сотников же не видит для себя никакого компромисса. Он считает для себя аморальным договоры с врагом.

Раненый и больной Сотников испытывает физические мучения. Он обессилен. Где взять ему силу и поддержку, как укрепить свою душу перед тяжёлым испытанием? Герой испытывает душевные муки. Ему стыдно за то, что по его вине пострадают другие люди. Ночь перед казнью он проводит в раздумьях. Ситуация, в которую он попал, не может иметь несколько решений

Здесь важно сделать один-единственный выбор. И Сотникову привиделся образ отца – инвалида и героя Гражданской войны

Перед лицом своего отца и своей совести он делает свой выбор.

Человек высокой морали, он просто не может поступить иначе. Как и всякий смертный, Сотников дорожил жизнью и рад был бы избежать её. Но судьба предложила ему выбор между смертью и позором. Герой понимает, что у него в этой ситуации нет возможности жить честно и идти по жизни с высоко поднятой головой. Смерть – единственная возможность избежать позора. И, пусть маленькая, но победа – умереть, не сдаваясь врагу, не своих идеалов.

Василий (Василь) Владимирович Быков Сюжет повести «Сотников»

Василий (Василь) Владимирович Быков (1924-2003) про­шел всю войну взводным. Война стала главной темой творчества белорусского писателя. Основой сюжетов произведений Быкова яв­ляется ситуация нравственного выбора.

В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато писате­лю удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата. На примере самых незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Таковы его ранние работы: «Третья ракета» (1962), «Альпийская баллада» (1964), «Западня» (1964), «Мертвым не больно» (1966) и др.

Сюжет повести «Сотников» прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание — добыть овцу для про­питания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя ус­пели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою.

Они по- разному реагируют на предстоящую опасность: на первый взгляд, сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к опасности, нежели хилый и больной Сотников.

Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до по­следнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоин­ством встретить смерть… Иначе зачем тогда жизнь? Слишком не­легко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».

2 стр., 642 слов

Сравнительная характеристика Рыбака и Сотникова

… сложившейся ситуации. Сотников, уже отправляясь на задание, был внутренне готов к самопожертвованию, другого варианта для него не было. Сравнительная характеристика Рыбака и Сотникова Несколько интересных тем Картина «Клубника и белый кувшин» …

Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагич­на сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью.

Главные герои и их характеристика

  • Сотников – мужчина лет 27, с твердым характером и нерушимыми принципами, мечтавший о спокойной жизни. Он закончил учительский институт и до 1939 работал учителем, а когда началась война стал командиром артиллерийского батальона красной армии. После разгрома своей батареи был взят в плен, из которого затем сбежал и вступил в партизанский отряд.
  • Рыбак – партизан примерно того же возраста, что и Сотников. Не любит долго обдумывать план, предпочитает решительные действия. Прежде всего заботится о себе. Все поступки совершает из соображений о собственной выгоде, ради выживания соглашается работать в полиции. Раньше служил в пехоте на должности старшины.

Примечания[править | править код]

  1. Василь Быкова. Как создавалась повесть «Сотников» // Литературное обозрение. — 1973. — № 7.
  2. Быков В. Долгая дорога домой / Пер. с белорусского В. Тараса.. — М., Минск: АСТ, Харвест, 2005. — С. 272. — 448 с. — ISBN 5-17-032153-X, 985-13-4015-5.
  3. Игорь Золотусский. Знак беды: Три встречи с Василем Быковым // Литературная газета. — 2004. — № 23—29 июня.
  4. Василь Быков. Предисловие В. Оскоцкого // Сотников. — М.: Детская литература, 1982. — С. 7—10. — 175 с.
  5. Л. Лазарев. На всю оставшуюся жизнь // Литература и современность. Сборник 24-25. Статьи о литературе / А. Коган. — М.: Художественная литература, 1989. — С. 69. — 622 с. — ISBN 50280-0076-1.
  6. Коллектив авторов. История русской литературы XX века. Первая половина / Людмила Егорова. — М.: Флинта. Наука, 2014. — Т. 1: Общие вопросы. — С. 179. — ISBN 978-5-9765-1834-6.
  7. Л. Лазарев. На всю оставшуюся жизнь // Литература и современность. Сборник 24-25. Статьи о литературе / А. Коган. — М.: Художественная литература, 1989. — С. 68. — 622 с. — ISBN 50280-0076-1.
  8. Валентина Голанд. Василь Быков. Привет из России // Литературная Россия. — 2002. — № 1—2.
  9. Василь Быков. Предисловие В. Оскоцкого // Сотников. — М.: Детская литература, 1982. — С. 8. — 175 с.
  10. Василь Быков. Предисловие В. Оскоцкого // Сотников. — М.: Детская литература, 1982. — С. 6. — 175 с.
  11. Евгений Сидоров. Необходимость поэзии: Критика. Публицистика. Память. — М.: Гелеос, 2005. — С. 180. — 512 с. — ISBN 5-8189-0428-8.

Несколько интересных сочинений

  • Путь Раскольникова к преступлению (по роману Достоевского Преступление и наказание)

    Фёдор Михайлович Достоевский-русский писатель, который впервые принялся за написание психологических произведений. Над такими произведениями читатель должен задуматься, вынести что-то полезное для себя

  • Сочинение Почему отцы всегда поучают детей? Итоговое

    Родители – это самые близкие и родные люди, которые на протяжении всей жизни всегда заботятся о своих детях и поучают их. Пока они маленькие, они могут этого не замечать. Во время подросткового возраста дети в силу того

  • Характеристика и образ Швабрина в повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс

    Алексей Иванович Швабрин является второстепенным и отрицательным героем повести «Капитанская дочка». Это молодой, образованный офицер из состоятельной семьи

  • Сочинение Тема злонравия в комедии Недоросль Фонвизина

    Денис Иванович касается периодов жизни, которые способствуют развитию и становлению детей. Недоросль Митрофанушка оказался в необыкновенном положении.

  • Что такое истинная любовь? сочинение 9, 11 класс

    Истинная любовь — это неуловимое, вечное чувство, которое удерживает двух людей вместе на протяжении всей их жизни, проходит с ними через все взлеты и падения, испытания и невзгоды.

  • https://kratkoe.com/vasil-bykov-sotnikov-analiz/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/sotnikov-bykov/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/sotnikov/analiz-proizvedeniya-bykova.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bykov/analiz-povesti-sotnikov

Анализ

Персонажи

Рыбак — бывший армейский старшина, который выглядит более приспособленным к борьбе, чем его напарник. В его воспоминаниях о прошлом нет ничего, что предвещало бы возможность предательства перед лицом смерти. Сущность персонажа выявляется постепенно, исподволь, в «процессе самопроявлений». Так, Рыбаку непонятна логика Сотникова, который, несмотря на простуду, всё-таки пошёл на задание; Рыбак после перестрелки с полицаями возвращается к раненому напарнику не по закону взаимовыручки, а из-за мыслей об ответе перед партизанами; он тайно питает надежду, что, находясь в полицейских застенках, Сотников умрёт и тогда «его, Рыбака, шансы, значительно улучшатся».

Что это, если не цепь тайных предательств, которые Рыбак совершает задолго до того, как идёт на предательство явное?
Для писателя то неожиданное чувство, с которым Сотников уходил из жизни, стало открытием новой, высшей ступени человечности. Задумавшись над природой этого чувства, Быков закономерно пришёл к мысли, что даже готовность к самопожертвованию не даёт права не считаться с чужой жизнью, что человеческая жизнь представляет собой абсолютную ценность.
—   Лазарь Лазарев

Сотников до 1939 года работал учителем в школе; в армии был комбатом. Критики, оценивая интеллигентность героя, усматривают в повести заочную полемику с романом Фадеева «Разгром». Финал повести показателен: измученный Сотников, с трудом взбираясь на стоящую под виселицей подставку, испытывает последнее чувство вины перед теми, кого он подвёл под петлю: старостой Петром и Дёмчихой. Он и Рыбака пожалел за то, что «неплохой парень покатился в пропасть, не сумел умереть, сохранив достоинство и честь».

Василь Быков, отвечая на вопрос о том, почему, увидев приближающихся к дому Дёмчихи полицейских, Сотников не повёл себя столь же решительно, как прежде, ответил, что его герой был сломлен первым боем; лишь в полиции он «находит в себе силы, чтобы умереть достойно».

«Процесс самопроявлений» касается не только Сотникова и Рыбака — он затрагивает и Дёмчиху, вынужденную «переступать через естественное для неё материнское чувство самосохранения», и старосту Петра, которого казнят не только из-за выданной партизанам овечьей тушки, но и из-за не выданной полицаям еврейской девочки Баси.

Основная тема

Исследуя проблему «Человек и обстоятельства», автор приводит героев сначала в дом Дёмчихи, а затем к «той ситуации выбора, который они должны совершить». Поиск ответов на вопросы о том, как в человеке происходит борьба добра и зла, поднимает повесть «Сотников» «до философского осмысления войны».

По словам Алеся Адамовича, именно в «Сотникове» происходит «качественный сдвиг» в творчестве Василя Быкова, возникает «новая нота, иная, более зрелая нравственная фокусировка».

Дмитрий Быков убеждён, что нравственные поиски в повести не только выводят читателей на самурайский закон — «во всех моральных коллизиях выбирать смерть», — но и напоминают: «ни на что нельзя надеяться; расплачиваться приходится за всё».

Журналист Владимир Познер, включивший «Сотникова» в список произведений, которые меняли лично его на протяжении жизни, рассказал про спор в доме Фила Донахью. Суть дискуссии сводилась к вопросу, есть ли гарантия, что человек под грузом обстоятельств не выдаст друга. Ответ был найден, когда Познер вспомнил про Сотникова. Быков написал свою повесть для меня, констатировал журналист.

Точно так же сюжет про Сотникова проецировала на собственную жизнь режиссёр Лариса Шепитько. Разница между фильмом «Восхождение» и книгой Василя Быкова заключается в том, что писатель «не отваживается вершить моральный суд», тогда как в киноверсии Шепитько расставлены все точки над i:

Это история про человека, который мог быть рождён на 30 лет раньше, который попал в известную всем нам трагическую ситуацию, прошёл через все испытания, сам погибал, сам предавал, сам выживал, сам вычислял для себя формулу бессмертия и сам приходил к тем открытиям, к которым пришёл Сотников.

Чему учит?

Писатель заложил в книге важную мораль, а именно – превосходство моральных ценностей над земными потребностями

Все мы хотим жить, но для высоконравственных людей в этом вопросе важно не «что», а «как». Можно пресмыкаться и унижаться, вымаливая возможность существовать, но позволительно ли назвать это полноценной жизнью? Едва ли

Поэтому для них гораздо важнее, как жить. Потеряв возможность самостоятельно выбирать, Сотников отказывается и от жизни, ведь то, что предпочитает Рыбак, кажется ему не спасением, а пыткой.

Вывод из прочитанного текста можно сделать такой: важно правильно расставить приоритеты и жить по своему морально-нравственному кодексу, несмотря на возможные негативные последствия, иначе отступление от него может грозить полным разочарованием в жизни. Поставив героев перед тяжелым выбором, автор задается вопросом: на что пойдут люди ради спасения? Он не дает конкретных ответов, так как сам Сотников перед смертью внезапно осознает, что не имеет права требовать от других такой же смелости

На месте Рыбака мог быть любой, вне зависимости от положения в армии и мировоззрения. «Он решил выжить любой ценой — в этом все дело…» — заключает он. Так можно ли судить его за это желание, будучи человеком, далеким от той среды? С другой стороны, избавление Рыбака от опасности очень сомнительное — у него нет выхода из ситуации, в которую он попал. Попытка покончить с собой срывается, скрыться тоже невозможно. Остается следовать намеченному плану до конца, что означает стать тем, с кем он все это время боролся

Поставив героев перед тяжелым выбором, автор задается вопросом: на что пойдут люди ради спасения? Он не дает конкретных ответов, так как сам Сотников перед смертью внезапно осознает, что не имеет права требовать от других такой же смелости. На месте Рыбака мог быть любой, вне зависимости от положения в армии и мировоззрения. «Он решил выжить любой ценой — в этом все дело…» — заключает он. Так можно ли судить его за это желание, будучи человеком, далеким от той среды? С другой стороны, избавление Рыбака от опасности очень сомнительное — у него нет выхода из ситуации, в которую он попал. Попытка покончить с собой срывается, скрыться тоже невозможно. Остается следовать намеченному плану до конца, что означает стать тем, с кем он все это время боролся.

Жанр и направление

Повесть «Сотников» написана в жанре реализма. Подтверждением этого является тот факт, что оно было основано на истории, которая на самом деле произошла во время войны. Автор без прикрас говорит о партизанских отрядах, чем они занимались и какие цели преследовали. Василий Владимирович Быков также принимал участие в военных действиях, именно поэтому многие произведения написаны от первого лица. 

Сам автор говорит о том, что философская основа произведения строится на экзистенциализме: человеческая жизнь признается иррациональной и никак не постижимой уму. 

На примере двух людей, которые оказались в одинаковой ситуации, хоть один из них и погиб, а второй остался жив, автор показывает читателю тот факт, что итог жизни у них одинаков — они обречены. 

Второстепенные герои и их характеристика

  • Авгинья Демчиха – также известная как Авгинья Окунь, многодетная мать, крестьянка, приютившая у себя Рыбака и Сотникова, по этой причине была арестована и повешена полицаями.
  • Портков – местный житель, бывший учитель, а ныне – следователь полиции. Проводил допрос пленных.
  • Стась Гаманюк – местный житель, уголовник, убивавший и издевавшийся над евреями. Сейчас работает в полиции, славится жестокостью по отношению к пленникам, прислуживается перед высшими по званию.
  • Будило – местный житель, один из самых безжалостных полицаев, был палачом.
  • Петр Качан – человек преклонных лет. Вынужден был стать в селе Лясины старостой, прислуживал немцам, хотел предотвратить произвол в родном селе.
  • Полицаи – служащие немецко-фашистской полиции, в их число входили местные жители.
  • Бася – девочка тринадцати лет, из-за еврейской национальности скрывалась от полицаев, ее укрыл Петр Качан. Но впоследствии она все равно была арестована и убита.

Тематика и проблематика

В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение.

Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам.

Даже старосте Петру приходится выбирать (хотя это действие и происходит еще до начала повествования): отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя

В этом и заключается одна из главных нравственных проблем войны. Каждый день нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни.

Так основные темы описывал сам писатель:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: