Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной» («Евгений Онегин»)
Но вот багряною
рукою
Заря от
утренних долин
Выводит с
солнцем за собою
Веселый
праздник именин.
А. С. Пушкин
Анализируя
роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое
задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно
указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с
такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность
Пушкина».
Роман пленяет
своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170
лет со времени его создания. С интересом читаем главы, повествующие о судьбе
героини, а эпизод «именины Татьяны» — это завязка трагедии, хотя начинается
вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и
правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках
автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны.
С утра дом
Лариных гостями
Весь полон;
целыми семьями
Соседи
съехались в возках.
С своей
супругою дородной
Приехал толстый
Пустяков;
Гвоздин, хозяин
превосходный,
Владелец нищих
мужиков;
Скотинины, чета
седая,
С детьми всех
возрастов, считая
От тридцати до
двух годов;
Уездный франтик
Петушков.
Мой брат
двоюродный, Буянов…
И отставной
советник Флянов,
Тяжелый
сплетник, старый плут,
Обжора,
взяточник и шут.
Теперь
становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не
понимает». Эти персонажи, достойные комедии, а тут разыгрывается драма,
переходящая в трагедию.
Попав в этот
«зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих
чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается
отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что
Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и
досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается.
Чудак, попав на
пир огромный,
Уж был
сердит… Надулся он и, негодуя,
Поклялся
Ленского взбесить
И уж порядком
отомстить.
В поведении
Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела,
что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он
привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных
Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно
здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают — простой ссорой «эта
забава» не кончится, и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от
Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило… //Несчастной жертвой Ленский
пал…» Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность
счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе.
Автор
постепенно подвел читателя к развязке эпизода «именины». Вспоминается и сон
Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших
похоронах… Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня
«похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту
незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге.
Для нее ничто
не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого
«подарка». Онегин здесь своими руками разбил счастье нескольких человек, в том
числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда
признавался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему чужда душа моя.
Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И
Пушкину блестяще удалось это показать. Эпизод «именины Татьяны» играет большую
роль в композиционном построении романа. Он многое объясняет в характерах
героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт
и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.