Введение
«Серебряный век» в русской культуре, хотя и оказался на удивление коротким (конец XIX — начало XX веков), но оставил свой след в истории России. Я думаю, что эта тема актуальна, потому что русская культура в этот период смогла выйти на мировой уровень. Русская культура «Серебряного века» характеризуется высоким уровнем развития, многими достижениями и открытиями. Я считаю, что каждый гражданин страны должен знать о своей культуре.
Великие потрясения, которые пережила наша страна за сравнительно короткий исторический период, не могли не сказаться на ее культурном развитии. Русская культура, не теряя своей национальной самобытности, все больше приобретает общеевропейский характер. Увеличились связи с другими странами.
Цель моей курсовой работы — изучение и анализ «Серебряного века» в русской культуре. Для того чтобы приблизиться к этой цели, необходимо решить некоторые поставленные мною задачи. В первой главе моей работы я хотел бы рассмотреть все, что произошло в «Серебряном веке» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи. В науке наблюдаются различные достижения и открытия мирового значения.
В литературе появляются модернистские тенденции: символизм, акмеизм, футуризм. Театр и музыка достигают самого высокого уровня среди других стран. Появляются великие композиторы
Также стоит обратить внимание на величайших русских скульпторов: Трубецкой, Коненковым, Ежи, которые сумели выразить основные тенденции развития отечественных трендов. Необходимо познакомиться с творчеством «мировых художников», связанным с возрождением книжной графики и книжного искусства
В «Серебряном веке» существовал стиль «модерн», имевший национальные корни, опиравшийся на передовую промышленную базу и вобравший в себя достижения мировой архитектуры. «Современный» до сих пор можно найти в любом старом городе. Достаточно взглянуть на закругленные окна, изысканную лепнину и изогнутые балконные решетки любого особняка, отеля или магазина.
«Серебряный век» включает в себя, прежде всего, духовный феномен: российское религиозное возрождение начала ХХ века. Поэтому во второй главе моей диссертации я хотел бы рассмотреть и проанализировать религиозное «возрождение». Настоящие вершины достигают философской мысли, которую великий философ Н.А.Бердяев назвал эпохой «религиозно-культурного возрождения». Соловьев, Бердяев, Булгаков и другие выдающиеся философы оказали сильное, порой решающее влияние на развитие различных сфер русской культуры. Особенно важным в русской философии был фокус на этических вопросах, на духовном мире человека, на таких категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, просветление и заблуждение.
Теперь необходимо решить все поставленные задачи, чтобы я смог выполнить задачу, поставленную в моей курсовой работе.
Серебряный век: история и значение
Серебряный век — это период российской истории, который пришелся на конец XIX — начало XX века. Это был период интеллектуального, культурного и художественного расцвета России.
На территории России происходили глобальные изменения, которые оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства. В это время Санкт-Петербург становился культурной столицей России, где собрались творческие личности различных национальностей.
Серебряный век имел огромное значение для развития искусства. Именно в этом периоде появились многие знаковые творения, такие как произведения Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова; картины В. Ван Гога, К. Коровина, В. Серова; музыка С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского.
- Серебряный век также был периодом многих новых направлений: футуризм, символизм, акмеизм, кубизм и многие другие;
- Этот период был наметкой к лучшим событиям России, но из этого вырос и трагический последний век. Такие события как Первая мировая война, революция и гражданская война, отрицательно отразились на искусстве и культуре России. Все творческие и интеллектуальные движения были подавлены или вынуждены уехать за границу;
- Однако Серебряный век остается знаковым для России, и навсегда войдет в историю нашей страны как период, когда дарованные таланты нашей нации проявились во всей красе, показав миру несметную культурную и художественную ценность России.
Серебряный век в мировой истории
Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Россия доказала всему миру, что по-прежнему претендует на роль великой культурной державы.
Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку.
Что мы узнали?
Золотой век русской культуры в конце XIX века сменился Серебряным. Эта эпоха, длившаяся до октября 1917 г., ознаменовалась появлением огромного количества гениальных деятелей культуры и искусства. Культурные завоевания Серебряного века пользуются огромным уважением во всем мире.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Основные черты
Культура серебряного века затронула большое количество сфер жизни общества, наука, образование, живопись, литература, театр, скульптура, музыка – вобрали в себя все черты искусства серебряного века.
Основными чертами серебряного века можно назвать…
- духовные и творческие поиски людей;
- разрушение прежних духовных устоев, быстрое, динамичное развитие многих культурных составляющих.
- Также серебряный век характеризуется попытками внедрить в культуру несколько новшеств (в музыке, театре, живописи и литературе).
- Происходит интеграция российской культуры в мировую, культура становится более массовой.
Подробнее о признаках и особенностях серебряного века написано в данной статье.
Ключевая символика
Название «Серебряный век» для эпохи русской культуры начала XX века имеет сильную символическую нагрузку, отражая суть исторического периода. В отличие от предшествующей ему «Золотой век», периода величия и процветания Российской империи, «Серебряный век» отразил особые условия и вызовы, с которыми столкнулось общество.
Серебро является символом благородства, но при этом оно более скромное и не так ярко сияющее, как золото. Это олицетворение соответствовало некоторым изменениям в обществе и взглядах деятелей того времени. Русские художники, писатели и комментаторы того периода стремились к искренности и более глубокому пониманию мира, отказываясь от претенциозных яркостей и пышных форм.
Название «Серебряный век» также имеет связь с историческими событиями. Открытие золотых запасов Америки во время «Золотого века» привело к изменению мировой экономической ситуации и национальной политики, что, в свою очередь, повлекло за собой сложные последствия для России. Во время «Серебряного века», Россия испытывала экономический и политический кризис после неудачной Русско-японской войны 1904-1905 гг., что также нашло своё отражение в названии.
Таким образом, название «Серебряный век» является символическим выражением особой эпохи в русской истории и культуре, отразившей новые течения и вызовы, а также более скромный и глубокий взгляд на мир.
Отражение грандиозности
На фоне социальных и политических перемен, Серебряный век являлся времям творческого подъема и интеллектуального прогресса. Художники и писатели, такие как Васнецов, Репин, Чехов, Бунин, Стравинский и Рахманинов, создавали произведения, которые стали вехами в истории искусства.
В рамках этого периода искусства развивались различные направления, включая русский реализм, симболизм, импрессионизм и модернизм. Величественность и совершенство их работ стали символом Серебряного века, отражающим его грандиозность и значимость в истории.
Период «Серебряного века» означает не только продолжительный развитие русского искусства, но и его влияние на всю западную культуру. Многие произведения художников и писателей этого времени стали источниками вдохновения и руководством для последующих поколений. Они оставили свой след не только в истории России, но и в мировой литературе, живописи и музыке.
Поэтому название «Серебряный век» олицетворяет не только историю и значимость этого периода, но и используется для выражения его несомненной важности и отражения его грандиозности в истории русской культуры
Соответствие эстетике
Название «Серебряный век» отражает не только исторический период, но и эстетические идеалы, которые были свойственны мастерам искусства этой эпохи. В период «Серебряного века» в России произошел исключительный расцвет культуры, искусства и литературы, который оказал огромное влияние на развитие мирового искусства.
Искусство «Серебряного века» характеризуется поиском новых форм и выразительных средств, свободой творчества и стремлением к самовыражению. Мастера этого времени экспериментировали с различными стилями и жанрами, объединяя их воедино и создавая уникальные и эмоционально насыщенные произведения искусства.
Выразительность и многогранность творчества «Серебряного века» проявляются в художественных направлениях того времени, таких как символизм, футуризм, акмеизм, конструктивизм и других. Каждое из этих направлений имело свои характерные черты и отражало творческий поиск исторического периода.
Таким образом, название «Серебряный век» не только указывает на преуспевание и сверкающий расцвет культурной жизни России того времени, но и отражает эстетические принципы творчества, которые были характерны для этой эпохи. «Серебряный век» стал периодом, когда мастера искусства стремились к новым выразительным средствам и неординарным художественным формам, вписываясь в глобальный контекст мирового искусства.
Социальные изменения и творческая свобода
Серебряный век в русской культуре сопровождался значительными социальными изменениями, которые создали условия для возникновения творческой свободы и разнообразия художественных достижений. Начиная с конца 19 века, Россия переживала индустриальную революцию и быстрый рост городского населения, что привело к изменению образа жизни и ценностей русского общества.
В условиях всеобщего общественного стремления к модернизации и интеллектуальному развитию, художники, писатели и музыканты получили большую свободу для выражения своих идей и экспериментов. Именно в этот период родились такие величины, как Александр Блок, Федор Шаляпин, Валентин Серов и многие другие. Их творчество отличалось от классических форм и жанров, и было глубоко проникнуто духом времени.
Серебряный век стал временем размышлений о смысле жизни и поиска новых философских исследований. Искусство стало средством самовыражения и протеста против жестокости и несправедливости царского режима
Художники и писатели начали обращать внимание на темы социальной неравенства, эксплуатации трудящихся и войны
Эта эпоха признана одним из самых плодотворных периодов в истории русской культуры, которая оказала огромное влияние на современное искусство. Многие художники, писатели и музыканты, повлияли на развитие мировой культуры и литературы. Их работы продолжают оставаться актуальными и вдохновлять новое поколение творцов.
Художественные стили Серебряного века
Эпоха характеризуется расцветом театрального искусства. Русское искусство прославляют имена К. Станиславского, Ф. Шаляпина, М. Ермолаевой. Новаторство и глубинный смысл музыкальных произведений А. Скрябина и С. Рахманинова определяют развитие мировой культуры на десятки лет вперед. В изобразительном искусстве появляются новые направления.
В эпоху Серебряного века возникает модернизм, как результат изысканий новых методик познания мира. Часть русской интеллигенции придерживались мнения о стремлении искусства к обострению чувств и страстей, а художественный образ приобретал характер символа сложных ассоциаций. Такие настроения послужили основой для символизма, как художественного течения в русской поэзии. Его черты характерны для творчества В. Брюсова, А. Блока, А. Белого. Произведениям авторов присущи образы маски, тайны, иллюзорного и хаотичного понимания окружающего мира.
Литература
Русская литература продолжала играть чрезвычайно важную роль в культурной жизни страны.
Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX века продолжили Л.Н.Толстой («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»), А.П.Чехов («Вокзал № 6», «Ионич», «Дом с мезонином»), И.А.Бунин («Деревня», «Джентльмен из Сан-Франциско») и А.И.Куприн («Олеся», «Яма»). В то же время в реализме появились новые художественные качества. С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения «Макар Чудра», «Челкаш» и др. принесли известность А.М. Горькому.
В литературе появились модернистские тенденции: символизм, акмеизм и футуризм.
Русский символизм как литературное направление возник на рубеже XIX и XX веков. Творчество, в понимании символистов, представляет собой бессознательное интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных только художнику-творцу.
Теоретические, философские и эстетические корни и источники авторов-символистов были весьма разнообразны. Так, В. Брюсов считал символизм чисто художественным движением, Мережковский руководствовался христианством, В. Иванов искал теоретическую поддержку в философии и эстетике древнего мира, преломленную философией Ницше, А. Белый был взят вместе с В. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом и Ницше.
Художественным и журналистским органом символистов был журнал «Весы» (1904 — 1909).
Обычно различают «старших» и «младших» символистов. «Старший» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский), пришедший в литературу в 90-е годы, проповедовал культ красоты и свободное самовыражение поэта. «Младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) выдвинули на первый план философские и теософские устремления. Символисты предложили читателю красочный миф о мире, созданный по законам вечной красоты.
В 1910 году символизм был заменен акмеизмом (от греческого «acme» — высшая степень чего-то). Основателями акмеизма считаются Н. С. Гумилев (1886-1921) и С. М. Городецкий (1884-1967). Акмейсты, вопреки символической безвестности, провозгласили культ реального земного бытия, «смело твердый и ясный взгляд на жизнь». При этом, однако, они стремились прежде всего утвердить эстетическую и гедонистическую функцию искусства и уклонились в своей поэзии от социальных проблем.
Философский идеализм оставался теоретической основой. Однако среди акмейстов были и поэты, сумевшие в своем творчестве выйти из этой «платформы» и обрести новые идеологические и художественные качества (А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, М.А. Ценкевич). Произведение А.А. Ахматовой занимает особое место в поэзии акмеизма. Первые коллекции Ахматовой «Вечер» и «Четки» принесли ей славу.
(Н. Асеев, Б. Пастернак и др.), «Хилия», члены которой Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др. называли себя кубофутуристами, будеталистами, то есть людьми из будущего. Футуризм провозгласил революцию формы, не зависящую от содержания, и абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отвергли литературные традиции.
В поэзии этого периода были живые индивидуальности, которые нельзя было отнести к какому-либо конкретному течению — М. Волошин (1877-1932), М. Цветаева (1892-1941).
Вывод: в литературе «серебряного века» появились модернистские тенденции: символизм, акмеизм и футуризм.
Культура Серебряного века
В начале XX века ведущим направлением в литературе остается критический реализм. В то же время поиски новых форм приводят к возникновению абсолютно новых течений.
Рис. 1. Черный квадрат. К. Малевич. 1915.
Творческая элита видела в Первой мировой войне предзнаменование близкого конца света. Популярными становятся темы мировых катаклизмов, печали, тоски, бесполезности жизни.
ТОП-5 статей
которые читают вместе с этой
Многие поэты и писатели, действительно, очень правдоподобно предсказывали будущую Гражданскую войну и победу большевиков.
Кратко о Серебряном веке русской культуры рассказывает следующая таблица:
Таблица “Серебряный век русской культуры”
Область культуры
Направление
Ведущие представители
Особенности творчества
Литература
Критический реализм
Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.
Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков.
Символизм
Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый
Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”.
Акмеизм
Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам
Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова
Революционное направление
А. М. Горький
Острая критика существующего государственного и общественного строя.
Футуризм
В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский
Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании.
Имажинизм
С. Есенин
Красота образов.
Живопись
Реализм
В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан
Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись
Основное внимание уделяется мельчайшим деталям.
Модернизм
Группа “Мир искусства”: М. Н
Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др.
Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения.
Абстракционизм
В. Кандинский, К. Малевич.
Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации.
Музыка
Смешение различных стилей
С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин.
Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм.
Рис. 2. Богатырский скок. В. М. Васнецов. 1914.
В эпоху Серебряного века больших успехов достигает русский театр и балет:
- В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
- “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.
Рис. 3. А. П. Павлова. 1912 год.
Новый стиль искусства
В Серебряном веке развивался новый стиль искусства, который отличался от предшествующих исторических периодов. Он получил название модернизм или модерн. Этот стиль был направлен на современность, на новые технологии и на переосмысление всех аспектов жизни.
Основными характеристиками модернизма были: эксперименты в формах искусства, использование нестандартных материалов, стремление к новому, принцип национальных особенностей и индивидуальности.
Один из ярких представителей модернизма в России был Михаил Врубель. Его произведения привносили в искусство яркую индивидуальность, новые формы и техники, использовали нестандартные материалы. Произведения Врубеля, такие как «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Сирень» и «Демон сидящий» стали настоящими шедеврами искусства.
Также одним из примечательных художников времени был Василий Кандинский, который стал основоположником абстрактного искусства. В его работах прослеживается особая геометрическая форма и яркие цветовые комбинации.
Кроме того, известный художник Кузьма Петров-Водкин проводил эксперименты в своих работах, используя новые материалы для того, чтобы отобразить дух времени в своих произведениях
Он придавал особую важность цвету и свету в своих работах.
Таким образом, новый стиль искусства в Серебряном веке завоевал популярность благодаря своей новизне, креативности и экспериментальному характеру. Он привнес в искусство новые формы и приемы, которые до сих пор востребованы в современном искусстве.
Достижения научного мира
Это было время прорыва не только для деятелей культуры. Оставили свой след в истории также деятели науки, которые открывали новые сферы. Основоположником гидро- и аэродинамики стал Н. Жуковский, создавший теорию гидравлического удара. Именно он открыл закон подъемной силы крыла самолета.
Основы воздухоплавания, ракетодинамики разработал К. Циолковский, проводивший эксперименты в области моделирования дирижаблей и самолетов. Циолковский изобрел автопилот, обосновал возможность космических полетов, предложил ракетный двигатель.
В. Вернадский, выдающийся русский ученый, своими трудами положил начало новым направлениям в радиологии, геохимии, биохимии. Если бы не его учения о ноосфере и биосфере, не появилась бы экология. Только в современном мире, который стоит на гране экологической катастрофы, можно сполна оценить, насколько новаторскими были его идеи.
Мой любимый поэт Серебряного века. Владимир Маяковский
Серебряный век – особая веха в русской поэзии, подарившая миру большое количество талантливейших имен и прекрасной поэзии. Несомненно, имя Владимира Маяковского входит в сонм «звезд» этого времени. На мой взгляд, по силе эмоций, оригинальности и нестандартности этому художнику нет равных ни среди его современников, ни среди последователей. Начало творческой деятельности Владимира Владимировича Маяковского относится к 1908 году. В то время поэт принадлежал к литературному течению футуристов, стремящихся создать новое искусство, не обращаясь к наследию классиков. Ведущими художественными приемами футуристов являлись эксперименты над формой, острозлободневное содержание, эпатаж публики. В стихотворениях 1912 — 1914 годов («Ночь», «Уличное», «Сердце города» и др.) Маяковский разрабатывает характерную для русских футуристов урбанистическую тему. Отталкиваясь от традиций символистов (город — «страшный мир»), поэт создает образ города-«антимира», в котором действительность утрачивает свой реальный облик. В этом городе, полном злобы, отчаяния, смуты и тревоги, в «дырах небоскребов» горят руда и железо, у «раненого солнца» вытекает глаз, «улица провалилась, как нос сифилитика», на ней высятся «гроба домов публичных». Этот мир изначально трагичен, он порабощает и развращает человека, в нем не осталось ничего от Бога: Вспугнув копытом молитвы высей, арканом в небе поймали бога и, ощипавши с улыбкой крысьей, глумясь, тащили сквозь щель порога. Лирический герой Маяковского вступает в конфликт с этим жестоким миром. Он, «громада сердце», противопоставляет себя равнодушной и безликой толпе – «стоглавой воши» («Вам!», «А вы могли бы?», «Ничего не понимают»). Герой отрицает буржуазную эстетику и этику, бравирует экстравагантными заявлениями, готов шокировать обывателя ошеломляющим: «Я люблю смотреть, как умирают дети». Но все это лишь показное, все это от огромной боли и одиночества. Лирический герой хочет во что бы то ни стало «достучаться» до толпы, раскрыть в них человеческое, «найти» хотя бы одну эмоцию. Но его все усилия бесплодны. Поэтому основной мотив ранней лирики Маяковского — неприятие современного мира. В гротескно-сатирических «гимнах» («Гимн судье», «Гимн обеду», «Гимн взятке», «Гимн ученому» и др.) поэт разоблачает «хозяев жизни» — столпов современного общества, думающих лишь о своем животном существовании: Спи, не тревожась картиной крови и тем, что пожаром мир опоясан, — молоком богаты силы коровьи, и безмерно богатство бычьего мяса
Важно отметить, что первые годы своей творческой деятельности Маяковский провел в полемических схватках с литературными оппонентами, доказывая самоценность художественной формы и претворяя свои теоретические постулаты в практику. Считается, что Маяковский — один из самых ярких экспериментаторов в области художественной формы, обобщивший многие творческие достижения футуристов: Может быть — старая — и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла
В 1915 году Маяковский создает поэму «Облако в штанах», которую я считаю одной из лучших поэм о любви в русской поэзии. Ведущая тема здесь — любовь, «ограбленная современной жизнью». Развивая эту тему, Маяковский рассказывает о сове отношении к основам «старого мира». Поэма состоит из четырех частей, «четырех криков», в каждой из которых — отрицание: «Долой вашу любовь» — она опирается на деньги и расчет; «Долой ваше искусство!» — оно создается теми, кто далек от него; «Долой ваш строй!» — он уродует человеческую жизнь, «Долой вашу религию!» — Бог не в силах спасти человечество. Сила отрицания дается по возрастающей — она усиливается с каждой главой. От личных мотивов поэт переходит к общественным: его личная трагедия перерастает в трагедию обездоленного человечества, томящегося под властью «жирных». Себя поэт объявляет тринадцатым апостолом, пророчащим близкую революцию: Где глаз людей обрывается куцый, Главой голодных орд, В терновом венке революций Грядет шестнадцатый год. Творчество В. Маяковского принято делить на два периода, границей которых является Октябрьская революция 1918 года. Мне несравненно больше нравится раннее творчество поэта, не нацеленное на прославление советского строя и борьбы с его недостатками. На мой взгляд, отличительные черты поэзии Владимира Маяковского – ее гуманистическая и демократическая направленность, искренность и большая эмоциональность, оригинальная образность и новаторская форма. Все вместе, это делает стихотворения поэта «редчайшей жемчужиной» русской и мировой поэзии, национальным сокровищем, которым нужно и должно гордиться.
Название «Серебряный век». Значимость выбранного термина
Первоначально данный термин использовался Ивановым при описании уникальной приближенности прозы и поэзии к искусству, так же как серебро обладает уникальной способностью отражать свет. Кроме того, «Серебряный век» обозначает богатство и элегантность эпохи, а также ее очарование и ослепительность.
Термин «Серебряный век» также символически отражает радикальные изменения, произошедшие в российском обществе и культуре в начале двадцатого века. Это время было периодом крупных социальных и политических перемещений, а также смелых и новаторских идей. В этой эпохе возникло множество новых направлений в искусстве, литературе, музыке, философии и науке, которые сформировали уникальную культурную картину времени.
Выбор термина «Серебряный век» подчеркивает значение и уникальность этого периода и его вклад в развитие российской культуры и науки
Этот термин восхваляет разнообразие искусства и ценностей, которым придавалось значение в этом времени, и подчеркивает его ценность и важность для истории российской культуры