EduFiles.ru – ГДЗ, сочинения, презентации.
Каждый человек способен сам выбирать путь, по которому он будет следовать в жизни. Мы можем жертвовать всем ради других, или же наоборот, думать лишь о собственном обогащении по средствам окружающих людей. В рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» мы встречаемся с женщиной-праведницей, которая всю свою жизнь безотказно и безответно помогает окружающим. И это является ее собственным нравственным выбором.
Основные нравственные стороны характера главной героини Матрены, которые ценит в ней автор, заключаются в ее доброте, простоте, кротости, душевной красоте. Каждый день своей жизни Матрена проживала не столько для себя, сколько для окружающих людей. Она никогда не отказывала в помощи и при этом ничего не просила взамен.
Удивительно, как обычная женщина, пережившая смерть мужа на войне, похоронившая шестерых детей, сумела не утратить собственных нравственных идеалов. Она не озлобилась на окружающий мир и государство, которое не платило ей пенсии за работу в колхозе, не стремилась к накопительству материальных ценностей, не гналась за модой.
В то послевоенное время, которое описывает Солженицын, богатство перестало принадлежать народу, люди, сами не заметив того, стали рабами государственного устоя. Читатель наблюдает процесс подмены нравственных ценностей. Добро перестает быть главной человеческой ценностью, на смену ему приходят жажда наживы и стремление к богатству. С помощью образа Матрены автор демонстрирует «праведного» человека, который сохранил собственные жизненные стремления и духовные ориентиры до самой смерти.
Смерть Матрены ничего не меняет. Самые близкие к женщине люди демонстрирую свою нравственную низость даже на похоронах. Автор ясно дает нам понять, что моральные ценности в обществе утрачены, в душах и сердцах людей не осталось ничего святого, они разучились искренне любить и сочувствовать, а думают лишь способах материальной наживы.
И только автор всего повествования, который жил рядом с Матреной, сумел рассмотреть в ней праведника: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
В своем рассказе А.И. Солженицын продемонстрировал нам мир, в котором жили люди в начале 50-х годов прошлого века. Он показал читателю, насколько пагубным может быть влияние среды обитания на человеческую душу, вплоть до потери всех нравственных ценностей. Люди перестают быть человечными, у них пропадает чувство сострадания, они становятся жестокими и черствыми по отношению друг к другу. И только такие личности как Матрена смогли сохранить в себе человека. Автор показывает крепкий русский характер женщины, доброту, сочувствие ко всему живому. И даже убогий быт не смог сделать убогими сердце и душу Матрены.
Автор по средствам рассказа «Матренин двор» призывает нас учиться на ошибках прошлых поколений, становясь более гуманными и высоконравственными. Ведь никто не станет отрицать, что нравственность и умение сочувствовать окружающим являются основными человеческими ценностями.
История создания
Рассказ писателя автобиографичен, он действительно после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево Владимирской области, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрёны Васильевны. В своём небольшом произведении писатель отобразил судьбу одного героя и судьбу страны.
Рассказ был написан в 1959 году и напечатан благодаря Александру Твардовскому в журнале “Новый мир” в начале 1963 года.
Смысл названия «Матренин двор» в том, что рамки двора простой крестьянки раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческую идею. Отсюда можно сделать вывод, что основной мыслью произведения «Матренин двор» является не повествование истории отдельной деревни, а попытка показать создание нового взгляда на жизнь страны и на власть, управляющую народом.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Матренин двор»
для самых компанейских —
Главные герои «Матренин двор»
для самых занятых —
Читательский дневник «Матрёнин двор»
Композиция
События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.
Рассказчик начинает
свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.
Во второй части
, рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.
В третьей части
, рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.
Герои рассказа
Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.
Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.
Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.
Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.
В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.
У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.
Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.
После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу
А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое
Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.
Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.
Тема
Проведя в «Матренином дворе» анализ произведения, необходимо определить главную тему
рассказа, выяснить, чему учит автобиографическое сочинение не только самого автора, но, по большому счету, и всей страны.
Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.
Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.
Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.
И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.
Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.
Проблемы
Проблематика рассказа «Матренин двор» — отражение проблем развития и становления СССР. Победившая революция не сделала жизнь народа проще, а лишь усложнила ее:
-
Равнодушие
— основная проблема в рассказе «Матренин двор». Жители деревни равнодушны друг к другу, им безразличны судьбы односельчан. Каждый старается прибрать к рукам чужую копейку, заработать лишнее и жить сытнее. Все заботы людей лишь о материальном преуспеянии, а духовная сторона жизни безразлична им также, как и участь соседа. -
Нищета
– Солженицын показывает невыносимые условия, в которых живут русские крестьяне, на которых свалились тяжёлые испытания коллективизации и войны. Люди выживают, а не живут. У них нет ни медицины, ни образования, ни благ цивилизации. Даже нравы людей похожи на средневековые. -
Жестокость
– крестьянская жизнь в рассказе Солженицына подчинена сугубо практичным интересам. В крестьянском быту нет места доброте и слабости, он жесток и груб. Доброта главной героини воспринимается односельчанами как «чудачество» или даже недостаток ума. -
Жадность
– сосредоточием жадности в рассказе выступает Фаддей, который готов уже при жизни Матрёны разобрать её избу, чтобы приумножить своё богатство. Солженицын осуждает такой подход к жизни. -
Война
– в рассказе упоминается война, которая становится очередным тяжёлым испытанием для деревни и косвенно становится причиной многолетнего раздора Матрены и Фаддея. Она калечит жизни людей, грабит деревню и разоряет семьи, забирая лучших из лучших. -
Смерть
– смерть Матрены воспринимается Солженицыным, как катастрофа национального масштаба, ведь вместе с ней умирает та идеалистическая христианская Русь, которой так восхищался писатель.
Темы и проблемы
Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.
Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной
Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.
Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще
Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.
Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.
Краткий анализ
Год написания
– 1959 г.
Тема
– Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.
Композиция
– Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.
Жанр
– Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».
Направление
– Реализм.
Смысл названия
Изначально Солженицын дать своему рассказу заглавие «Не стоит село без праведника», которое подчёркивало основную мысль писателя о высокодуховной главной героине, которая бескорыстно жертвует собой ради окружающих и этим скрепляет ожесточенных нищетой людей вместе.
Однако в дальнейшем, чтобы избежать советской цензуры, Твардовский посоветовал писателю заменить название на менее провокационное, что и было сделано. «Матренин двор» — это и отражение развязки произведения (смерти героини и раздела ее имущества), и указание на основную тему книги — жизнь праведницы в деревне, истощенной войнами и грабительской политикой власти.
Сочинение 2
Рассказ «Матрёнин двор», первоначально названный А.И. Солженицыным «Не стоит село без праведника», увидел свет в 1963 г. на страницах журнала «Новый мир». Он создан на автобиографическом материале.
С горькой иронией автор пишет о том, как вынужден был обосноваться в селении с названием, лишённым всякой поэзии, – Торфопродукт. В селе же Высокое Поле, первоначально намеченном для проживания, прекрасное название радовало слух, но не было насущно необходимого: хлеб там не выпекали, продукты не продавали. Жители тащили всё в котомках и мешках из областного центра.
Присматриваясь после лагеря и ссылки к окружающей действительности, рассказчик отмечает, как плохо русская деревня приспособлена к мало-мальски нормальной жизни в ней.
Во всём наблюдается хаос, а то, что власть объявляет порядком, видится как абсурд.
Деревня Тальново, где снял жильё герой-рассказчик, стоит на торфяных залежах, но получить торф для личных нужд крестьяне не могут – только украсть под страхом быть осуждёнными.
Остаётся впечатление враждебности власти к своим забитым нуждой гражданам. Кажется, что единственная цель начальства – внушить всем людям чувство вины. Так в страхе они продолжают жить. Хотя война закончилась, но радость так и не пришла.
На общем сером фоне жизни среднерусской деревни писатель раскрывает судьбу удивительной женщины – Матрёны Васильевны Григорьевой. Став её постояльцем, он разделил быт одинокой 60-летней вдовы и пошёл учителем в школу.
В доме хозяйки нет идеального порядка, тараканы и мыши шуршат за стенами. Житьё скудное: только на овощи с огорода да на молоко от грязно-белой козы может рассчитывать пожилая женщина.
Квартирант не расспрашивал Матрёну о её жизни, полагая, что ничего особенного в ней быть не может. Но из отдельных бесед, обмолвок, признаний, поступков встала история неординарной и мужественной женщины. Судьба будто проверяла её на терпеливость, выносливость и способность сохранить доброту и любовь к людям.
Ей была дана юношеская любовь к односельчанину Фаддею, а замуж пришлось выйти за его брата Ефима. После трёхлетнего пребывания в плену Фаддея ожидала суровая правда: так сложилась жизнь. Перенести свою любовь на другую женщину не получилось, он пытался найти похожую, но только имя у жены было такое же – Матрёна, а полюбить её не смог, но часто обижал.
Материнского счастья Матрёна Васильевна не обрела: все шестеро детей умерли в младенчестве, а муж Ефим не вернулся с войны. Зато в семье Фаддея у другой Матрёны, тоже родившей шестерых детей, все они выжили.
Попросить у счастливой матери на воспитание девочку и вырастить её до замужества смогла бы не каждая женщина, а только имеющая большое сердце, не знающее зависти и эгоизма. Так героиня воспитала приёмную дочь Киру.
Умение радоваться чужим удачам проявляется в том, что героиня работает на соседских огородах не за деньги и искренне счастлива, когда у соседей хороший урожай.
Удача улыбнулась и ей: ценой мытарств и хождений по конторам Матрёна оформила пенсию. Только её радость завистливые кумушки разделить не готовы. Даже три младшие сестры, которые никогда не навещали Матрёну, слетелись вдруг все, думая не перепадут ли им крохи.
Постоялец постепенно понял, что его хозяйка – человек особенный. Её души не коснулись уныние, зависть, стремление стать богаче. А радость она находит в труде, отдавая людям своё время, умение. Грехов у неё меньше, чем у кошки-хромоножки, которую она подобрала из жалости. Та хоть мышей ловила на корысть себе.
Трагический финал рассказа вполне логичен. Когда-то его героиня остановила лошадь на скаку и не погибла. Но в столкновении с человеческой алчностью и чёрствостью она не выстояла.
Отписанную Кире по завещанию часть избы Фаддей уговорил Матрёну отдать при жизни. Вид разрушенного жилья раскроил душу женщины. А гибель на переезде поставила точку в судьбе человека большой души. Погиб и сын Фаддея, и один машинист.
Но у жителей села эта история на переезде стала только поводом посудачить. Даже сёстры Матрёны пришли на похороны поплакать напоказ. В мыслях же у каждого – что-то заполучить из имущества погибшей. Искренняя печаль коснулась только сердца приёмной дочери Киры и «второй Матрёны».
Рассказ учит вдумчиво относиться к жизни и людям, не давать поселиться в душе равнодушию; изживать казённо-бюрократическое отношение к простому человеку и ценить его как труженика, создающего блага и достойного уважения.
Последняя праведница
Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.
Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы — единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.
Главные герои
Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».
У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.
Рассказчик, Игнатьич
, в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.
Пенсия
Итак, шел 1956 год, в стране многое менялось, но колхозный быт оставался убогим. Многие аспекты крестьянской жизни постсталинской эпохи как бы мимоходом осветил Александр Исаевич в рассказе «Матренин двор». Проблема его квартирной хозяйки современному читателю может показаться тривиальной, но в первые хрущевские годы она стояла перед многими сельчанами необъятной страны. Колхозная пенсия — нищенская, восьмидесятирублевая (8 руб. новыми, послереформенными) — и та не полагалась женщине, честно оттрудившейся всю жизнь. Она ходила по инстанциям, собирала какие-то справки о доходах покойного мужа, сталкиваясь с постоянной тупой черствостью и недоброжелательным чиновничьим безразличием, и, в конце концов, добилась своего. Ей положили пенсию, а с учетом дополнительной выплаты за квартирование учителя (Игнатьича, от имени которого ведется рассказ), ее доходы приобрели, по сельским меркам, колоссальные размеры — целых сто восемьдесят рублей (после 1961 года 18 руб.) — «умирать не надо».
А еще машина торфа…
Художественное своеобразие «Матренин двор»
История рассказа А. И. Солженицына, которая имеет место в произведении «Матренин двор» — это отношение автора к тому, что происходила в представленную эпоху. Через систему его образов читателю представлен уклад России со всеми его последствиями.
На примере нескольких героев автор показал, как губительна для нравственности вся та несправедливая система, которая существовала в те времена.
Главные герои рассказа – яркие личности, без которых читатель не получил бы четкого представления об устройстве государства, его насущных вопросах мировоззрении самого А. И. Солженицына.
Игнатьич (рассказчик)
С первых строк внимание привлекает Игнатьич, являющийся рассказчиком и несущий в себе элементы автобиографии писателя. Именно его глазами представлена Матрена, так как он становится на определенное время ее постояльцем
Он представлен неторопливым, образованным мужчиной, который согласен на все условия проживания в доме, не требуя к себе внимания. Он внимательный, чуткий, так как замечает в Матрене всю душевную красоту и проявляет к ее судьбе необыкновенную жалость и сострадание, готовность помочь.
Матрена. Женщина, которая воспринимается местными жителями как помощник, но уважения к ней не проявляет никто. Матрена лишилась близких. Она имеет тяжелый недуг. Ее жизнь давно пошла под откос. Однако женщина не умеет жаловаться на жизнь, трудится за десятерых, старается думать об окружающих людях, а не о себе.
Родственник Матрены – Фаддей. Основное его качество – жажда наживы. Человек семейный, расчетливый. Несмотря на отношения с Матреной, пытается лишить ее дома и до смерти, и после ее гибели.
Приемная дочь Матрены – Кира. Положительный образ, она старается на протяжении многих лет помогать приемной матери.
Особой корыстью, жестокостью обладают сестры Матрены, которые делят имущество и на поминках.
Темы и проблемы. Тема рассказа – несправедливость в конце жизненного пути трудолюбивых людей, которые могут гордиться внутренней душевной красотой. Однако жесткая государственная система является препятствием для нормального их существования.
Автор предлагает читателю сразу несколько проблем, которые актуальны во все времена. Проблема отрешенности и одиночества, всепоглощающей любви к близким людям. Проблема непонимания между государством и простым человеком.
Народный характер в произведении. Благодаря образам, событиям, представленным Солженицыным в произведении «Матренин двор», читатель имеет полную характеристику на примере единичных героев характера народа в целом. Он подчеркивает, что, несмотря на несчастья, человек поднимается и идет дальше к цели.
Таким образом, душа человека – это цель исследования автора. Женщина, которая страдает от физической и душевной боли, становится настоящим героем, примером для подражания для представителя любого поколения, так как способна показать истинную любовь к близким, терпение и проявленное милосердие.
Матрена как показатель ценителя природы, приверженца религии, становится гордостью автора.