Значение лирических отступлений
Присутствие в романе поэта позволяет ему давать всем героям свою авторскую характеристику для лучшего понимания их действий. Рассказ от лица знакомого человека добавляет сочинению правдоподобия.
Несмотря на то что в центре внимания — история Онегина, автор делает множество кратких отступлений:
- он рассказывает о себе, о том, каковы его творческие планы;
- размышляет о моде;
- вставляет несколько слов о природе и своей жизни в ссылке.
Роль образа автора в произведении «Евгений Онегин» неоднозначна. С одной стороны, он как поэт, написал историю любви и ожидает реакции от критиков, их оценки: «И журналистам на съеденье плоды трудов моих отдам…» С другой стороны, являясь свидетелем описанных событий, он делится с читателями своими мыслями и воспоминаниями и поэтому по окончании повествования просто с ними прощается: «За сим расстанемся, прости».
Тема и идея повествования
В основе лежит тема безответной любви девушки Тани к Онегину. Книга красочно говорит о жизни российского общества в то время, показывает все стороны его существования. Показывается русское село и его бытовой уклад, сравнение светского и простого народа, сопоставление героев как личностей, характеристика модных веяний и вкусовых пристрастий той эпохи.
Основной персонаж — личность, которую разочаровала сама жизнь. Получив наследство дяди, он уехал в село, потому что жизнь в высшем светском обществе ему изрядно надоела. Там герой знакомится с семейством Лариных и Ленским. У Лариных есть две сестры, Оля и Татьяна. Ленский любит Ольгу, красивую и беззаботную женщину. Сестра, противоположность Ольги, влюбляется в героя своих грёз, представленного образом Онегина. В романе показывается проблема любовных отношений через чувство героев, их переживания отражают сущность общества, которое сильно подчиняется общественному мнению.
Образ автора в романе “Евгений Онегин” Пушкина: характеристика в цитатах
Пушкина «Евгений Онегин» Образ автора в романе А. Роман весь пронизан лирическими отступлениями, авторскими репликами и оценками. Функциональная роль их заключается: 1 в развертывании образа автора, который реализуется, персонифицируется в них и противопоставляется основным образам, раскрываемым в сюжете; 2 в расширении сюжета путем выведения читателя часто за рамки этого сюжета, обогащения содержания романа введением чрезвычайно разнообразного материала, бытового, биографического, пейзажного и т.
С первой главы автор выступает наряду с главным героем: Онегин, добрый мой приятель. Родился на брегах Невы… Пушкин подчеркивает свою близость, родственность к изображаемой им среде, ее жизни, быту, близость к своим героям, их поведению, взглядам, психике. Эта близость особенно четко ощущается по отношению к Онегину. Повествование о столичной жизни Онегина все время перебивается авторскими ремарками: Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума..
Увы, на разные забавы Я много жизни погубил! Период разочарования Онегина в светской жизни, стремление к уединению рисуется Пушкиным как период сближения его с Онегиным: Условий света свергнув бремя, С ним подружился я в то время. Образ повествователя многими своими чертами близок к Онегину.
В нем обнаруживается та же культура интеллекта, критическое отношение к действительности; но в нем есть то, чего нет у Онегина, — огромное жизнелюбие: Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость… По воспитанию, взглядам, убеждениям, вкусам, привычкам жизни, быта, традициям он — порождение той же дворянской культуры, что и Онегин и Татьяна. Однако, образ автора-повествователя противостоит им всем: его характер — характер наиболее полноценный и богатый.
Вместе с аналитическим умом, блестящим остроумием, тонкой иро нией ему свойственны страстность, сила, энергия и оптимизм. К окружающей среде отношение также, как и у Онегина, отрицательное: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей…
В образе автора виден характер, осуще ствляющий свою общественную роль в поэтическом труде, в художе ственном творчестве.
Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной… Благослави мой долгий труд, О ты, эпическая муза! Но это осуществление своей социальной значимости отнюдь не снимает основного неразрешимого противоречия образа автора. Оно заключается в том, что при всей остроте критики современного дворянского общества, осознании отрицательных сторон социальной действительности и неполноценности создающихся в них характеров, у автора в то же время нет определенной положительной программы, которую он мог бы выдвинуть.
Тем не менее, именно в характере автора утверждается Пушкиным возможность развития, движения вперед, искания каких-то новых путей. В будущем автор видит возможность другой жизни, ничтожность настоящего не исключает надежды на лучшее будущее: Покамест упивайтесь ею, Сей легкой жизнию, друзья!
Любовь и отношение к женщинам
Как и любому мужчине, автору интересен противоположный пол. Ему импонируют грациозные, красивые и умные женщины, но, как говорится, найти такую девушку просто невозможно.
Рассказчик был сильно влюбчив, пленялся женским образом и полностью мог отдаваться своему влечению: «Когда ж, и где, в какой пустыне, безумец, их забудешь ты? Ах ножки, ножки! Где вы ныне?»
Образ любимой женщины в душе автора поселяется на долгое время, он умеет быть верным, представляет на обозрение свою ранимую и романтическую сущность через природу: «Как я завидовал волнам, бегущим бурной чередой с любовью лечь к её ногам!»
Автор обладает романтическими чувствами, имеет впечатлительную и лирическую нотку в характере, всё это вызывает расположение к нему.
Этот персонаж играет на протяжении всего романа важнейшую роль, так как помогает разобраться в героях, особенно в образах сестёр Лариных. Описание личных чувств, которые показаны в параллельном сравнении с образом Онегина, раскрывает его внутреннее состояние и сущность.
Проблемы, поднятые в произведении
Проблемная область романа довольно широкая, охватывает большой спектр вопросов:
- Общественно-политические.
- Культурно-исторические.
- Нравственно-этические.
- Выбор пути дальнейшего развития России.
- Проблемы истинных и ложных чувств.
- Чести и бесчестия.
- Внешней и внутренней красоты.
Центральная проблема романа — это цель и смысл жизни. Время после декабрьского переворота стало значимым периодом для развития России, за этот период поменялось значение материальных и моральных ценностей и сознания человека. В это время высшая роль и моральный долг творца — показать вечные ценности народу, направить на твёрдые моральные ориентиры. Все значимые люди пушкинского периода начинают жить по другим принципам: они или разочаровываются в прошлых идеалах, или начинают бороться с новыми жизненными обстоятельствами, воплощая желаемое в действительность.
Сочинение 2
Сам Александр Пушкин признавался, что «Евгений Онегин» — это его любимое произведение, принадлежащее его перу. Конечно же, это обстоятельство сильно влияет на композицию романа. Особенностью произведения является образ автора. Он выступает не только рассказчиком, но и постепенно меняет роли и становится читателем, полноценным героем повествования. Не зря литературовед Лотман сравнивал Александра Пушкина в данном произведении с актером, который отойдя от своей роли размышляет на разные темы, а потом снова входит в роль. Это связано с тем, что автор выражается в лирических отступлениях.
По задумке писателя повествование идет от лица друга Онегина. Таким образом, осуществляется переключение с образа героя на образ автора, не происходит отождествления литератора с Онегиным. Наоборот, автор всегда подчеркивает свое отличие от образа героя.
У них есть и общие черты. Александр Пушкин, как и Онегин, родился в Петербурге. Его отец также жил долгами, как и у главного героя. Однако, Евгений Онегин не был образован, не имел глубоких знаний в чем-то в отличие от автора. Евгению было скучно жить в деревне, в то время как литератор мечтал жить на природе в собственном имении. Все эти факты своей биографии Александр Пушкин выдает в лирических отступлениях, где выражается автор.
Кроме подобных моментов автор выражается и в высказываниях о своей эпохе, своем мировосприятии. Во времена Александра Пушкина попасть в высший свет было очень сложно, поэтому аристократия была настоящим отражением благородства, красоты, образованности. В произведении этого не видно. Автор воспринимал бал как светлое мероприятие, которое очень любил. А вот Онегина тяготят светские приемы.
Но сближает автора и Евгения Онегина то, что это были личности неординарные, выдающиеся. Они оба были недовольны действующим строем в обществе и хотели перемен. В первоначальной авторской задумке Онегин должен был быть декабристом. В этом выражается почтение автора к своему герою и особое отношение к нему.
Автор в романе помогает лучше понимать описанные им события, так как осуществляет микроанализ образов героев, а также их поступков. Так, он иронично говорит о Владимире Ленском, с сожалением относится к Евгению Онегину, восхищается и очаровывается Татьяной Лариной…
В проявлении образа автора выражается новаторство Александра Пушкина, ведь он прямо выражает свою позицию по тем или иным вопросам, что несвойственно для художественного текста.
Самохарактеристика автора в «Евгении Онегине»
В романе очень явно присутствует автор, как рассказчик, старый друг Онегина, знакомый его отца. Он много философствует, высказывает своё мнение по поводу каждой значимой ситуации, наполняет эпизоды воспоминаниями и лирическими отступлениями.
Главного героя автор называет “верный мой приятель”, признаётся, что молодой человек хорошо знаком ему, они вместе пережили нелёгкий период разочарования в жизни, “сплин”.
Автор свыкся с привычкой Онегина язвить, подтрунивать, небезобидно шутить над приятелем. Они вместе даже собирались в путешествие, но у Онегина умер отец и дороги молодых людей разошлись на длительное время.
Очень трепетно относится автор к Татьяне Лариной, описывает её с особой любовью. Она искренне симпатична автору, он оправдывает её пылкость, неопытность, бережно хранит письмо, которое она написала Онегину. Оно по какой-то причине находится именно у автора, тот в свою очередь часто перечитывает его, наслаждаясь стилем, слогом, искренностью.
В конце романа автор “проговаривается”, что у Татьяны есть реальный прототип – женщина с нелёгкой судьбой. Рассказчик постоянно присутствует в тексте, мотивируя или объясняя некоторые поступки персонажей. Такая манера повествования, от лица знакомого, очень удачна, она придаёт всему происходящему реальность, живость, правдоподобие.
Автор сам упоминает в тексте, что его возраст – 30 лет. Этот возраст, по его мнению, пора утихнуть, оставить юношеские забавы, стать серьёзнее и мудрее. Между делом автор сообщает, что когда-то также жил в Петербурге, но ему не подходит климат (“но вреден север для меня”).
Из маленьких картинок-фраз складывается удивительно цельный образ повествователя. Судя по отступлениям от основного повествования он большой любитель красивых стройных женщин, сердцеед и ловелас. Знаток девичьих ужимок, кокетства, манер и лицемерия.
Автор прекрасно разбирается в названиях деталей женского туалета, обуви, он наблюдателен и хитер. Он прозрачно намекает, что множество раз примерял на себя роль искусителя. Также сквозь общее повествование прорывается самоирония.
Изящно, с юмором, без зазнайства и намёка на собственный талант повествователь даёт характеристику своему роману прямо в процессе его создания. Автор самокритичен и мнимо ленив, он сам себе хозяин, о чём с удовольствием сообщает в начале повествования: “Я кончил первую главу; пересмотрел всё это строго: противоречий очень много, но их исправить не хочу”.
В романе около 25 лирических отступлений, в которых рассказчик открывает свои личные тайны, творческие планы, приверженность старым устоям, традициям, обсуждает моду, современный театр, русскую природу, жизнь в провинции.
Особое внимание он уделяет вкусам высшего общества, описывая самые мелкие детали, ситуации, что создаёт невероятно ценную картину жизни современного Пушкину Петербурга и Москвы. Не понаслышке знает автор о жизни в глубинке (сам Пушкин многократно находился под домашним арестом, в ссылках, вдалеке от светского шума)
Знакомо также ему и о смертельной скуке, которая охватила главного персонажа, о усталости от жизни, роскоши, развлечений. Он осознаёт, что значительную часть жизни “загубил” на утехи, забавы, удовольствия, а мог бы быть полезным обществу, Отчизне.
Несколько раз повествователь упоминает о том, что ему ближе проза, чем лирика, в планах у автора всерьёз заняться прозаическим творчеством. В целом образ автора очень обаятелен, приятен: рассказчик остроумен, деликатен, имеет тончайшее чувство юмора и особый склад ума.
Несколько интересных тем
-
Почему рассказ называется Уроки французского?
Автор рассказа «Уроки французского» поведал читателям историю из своего послевоенного голодного детства. Данные события положили начало долгой и крепкой дружбе между педагогом и учеником
-
Кутузов в романе Война и мир
В романе-эпопее «Война и мир» действует множество образов, прототипы которых играли важную роль в истории России. Одним из самых ярких таких образов является образ Михаила Илларионовича Кутузова
-
История происхождения глуповцев
Роман «История одного города» написан автором в своеобразной иносказательной форме, так называемым эзоповым языком. Салтыков –Щедрин М.Е., передавая картины быта и тягот
-
Вид Константинополя при лунном освещении
Картина написана известным русским художником-маринистом Иваном Айвазовским. Море было его любовью на всю жизнь. Художник много путешествовал. Бывал в Турции, Италии, на юге России
-
Образ и характеристика Кусаки
Кусака представляет собой главный персонаж произведения и является бездомной дворнягой, которая с самого рождения не имеет клички.
Сочинение 2
Имя А.С. Пушкина известно на весь мир. Я думаю трудно найти человека, который не знал бы, кем является этот человек. Имя этого поэта знакомо людям с малых лет и остаётся с ними всю жизнь. Этого человека называют: прозаиком, поэтом, драматургом, именно он внёс основы реалистического направления в Российскую империю. А.С. Пушкин – это синоним русской поэзии. Я считаю, Александр Сергеевич целенаправленно шел к установлению справедливости и свободы в мире. Этот поэт презирал мстительность, эгоистичность и произвол помещиков. А так же я считаю, что роль писателя в произведении «Евгений Онегин» не менее значима, чем сама сюжетная линяя.
Писатель излагает, что его роман – это букет душевых переживаний самого Пушкина, а не только «собранье красивых глав». Значение роли Александра Сергеевича в данном романе интерпретируется одной из главнейших. От самого начала до конечной главы состояние души Александра Сергеевича заметно изменяется. Поэт восхищается торжествами, любит танцы и веселье, его душа молода, но он разочаровывается в этом бессмысленном существовании.
Писатель поднимает широкие круги проблем: философские, моральные, проблемы любви, а так же житейские проблемы. Серьёзную проблематику в романе писатель переводит в иронию.
Автор много говорит о Москве с восхищением и любовью.
В этом романе большое внимание писатель уделяет теме любви в иронической форме. Лирические промежутки показывают проблематику, волновавшую А.С.Пушкина
Эти лирические отступления показывают зрелость автора. Пушкин вспоминает былые годы, важные моменты в своей жизни, счастливые и не очень. Пережитые годы в лицее, года в Михайловском оживают на бумаге великого автора. Писатель показывает своё отношение к героям. Онегин для автора — это друг Пушкина. Автор понимает Онегина и сочувствует ему, но взгляды на жизнь Онегина и Пушкина существенно расходятся. Автор любит природу и вдохновляется ей с каждым днём, он горяч и в нём живут глубокие чувства, а в Онегине разочаровался в этом мире раз и навсегда. Татьяна для писателя милый идеал верной женщины. Герой Ленский — это предмет ироничных шуток автора.
Мое мнение такого, что, я думаю, этот роман написал писатель, что бы рассказать о своей жизни, о своих переживаниях и минутах счастья. Сам Александр Сергеевич, его мировоззрение и мысли присутствуют в этом романе, и поэтому, можно смело заявить: главным героем этого произведения является, несомненно, сам А.С.Пушкин.
Вариант 3
Александр Сергеевич, завершив работу над своим произведением, хлопая в ладони, похвалил себя. Поэт прекрасно осознавал, что сотворил шедевр. Роман «Евгений Онегин» был легким и изящным по содержанию. Работа над этим трудом длилась не один год. Автор пережил гибель и потерю близких друзей, горечь разочарований, и изгнание. Может поэтому роман был так дорог поэту.
Порой нам кажется, что главным персонажем здесь является далеко не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует повсюду: и на балу, и на спектакле в театре. Он насмешливо наблюдает за Евгением в деревенской обстановке, и в бедноватых гостиных дворян, и в саду, где так и осталась сидеть на скамейке Татьяна после разговора с Евгением.
Персонажи произведения находятся в окружении приятелей автора: то промчится Чаадаев, или грозно посмотрит Вяземский. А в неопубликованной 10-й главе промелькнет тень Якушкина. И повсюду из-за спин виднелась улыбка Александра Сергеевича.
Многочисленные лирические отступления показывают нам образ автора. Изучив роман внимательно, можно заметить ,что здесь главных героев два -Онегин и сам автор, который также, как и его персонаж, устав от суеты, в душе презирает людей светского общества. Он предается воспоминаниям о беспечных и веселых юношеских годах. Говоря об образованности Онегина, Пушкин, прежде всего, говорил о себе. Главный персонаж и автор имели сходство практически во всем. У них у обоих воспитанием занимался гувернер французской национальности. Их окружали общие друзья.
Однако автор делает некоторые отличия от Онегина. Так, например, если Онегину сложно давались занятия по созданию стихов, то Пушкин занимался поэзией серьезно. Евгению чужда природа, автор же наоборот полон мечтаний о тихом уголке в местечке, окруженном природными красотами.
К театру же у них тоже разное отношение. Если Онегину там было скучно, и он даже не смотрел на сцену, то Александр Сергеевич, находясь в ссылке, только и мечтал, чтобы посмотреть новую пьесу. Тот мир, где живут Евгений и автор-это светские балы и званые приемы, это общество особ, с которыми трудно завязать знакомство. Поэт жестко критикует высший свет Петербурга за его неестественность и отсутствие серьезных интересов.
Автору жить тяжелее, чем Онегину. Если тот был разочарован во всех проявлениях жизни, то Пушкин, находясь в изгнании, мучился отсутствием свободы. У него были друзья, интересы, но он не мог их полностью реализовать, потому что был, подвергнут слежке властей. В конце произведения автор делает обращение к тем, к кому испытывал горячие чувства, будучи юношей, и кому остался, сердечно верен. И какими бы не были разными они, Пушкина и его героя объединяет общая мысль-переживание за то, что происходит в России.
2 вариант
В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин изобразил разных героев, которые, по оценкам критиков, получились проработанными и содержательными. В этом произведении, помимо главных действующих лиц, присутствуют и другие персонажи. Одним из героев романа является сам автор. Его значение в произведении можно назвать важным, хотя он и не принимает непосредственного участия в развитии сюжета. Тем не менее, присутствие автора создает особую атмосферу в романе, и оно постоянно ощущается. В частности, следует отметить многие его лирические отступления, играющие важную роль в произведении. В этих отступлениях автор высказывает свои мысли и мнения по разным вопросам.
Автор достаточно много рассказывает о себе, о своих мыслях, взглядах, опыте, о своих отношениях с героями романа. Он сообщает, что лично знаком с Евгением Онегиным. У них обнаружилось много общего в характере, когда они впервые подружились. Например, в то время оба они скучали и не имели сильных интересов. Также много общего у них в прежнем образе жизни. Например, автор говорит, что раньше много времени уделял разным забавам, как и главный герой. Однако при этом он подчеркивает, что у него с Онегиным и много отличий. Если главный герой скучал в деревне, то автор признается, что ему нравится сельская жизнь на природе. Он выражает сочувствие и неравнодушие к Татьяне Лариной. Каким-то образом у него оказалось письмо, она написала Онегину: «Письмо Татьяны предо мною». Как оказалось, у него есть двоюродный брат Буянов, который тоже является действующим лицом произведения и знаком с Татьяной.
Автор постоянно обращается напрямую к читателю и ведет с ним беседу. Например, он просит прощения, когда считает, что обременяет читателя сложными словами. Автор делится своими мыслями и мнениями по самым разным вопросам. Например, он обсуждает поступки героев романа, размышляет о них, предлагает вместе с ним порассуждать на эту тему. Он часто обращается к более широким проблемам, например, говорит об отношениях между людьми, их занятиях. Автор сообщает разные сведения из своей жизни. Например, он говорит, что раньше часто ходил на балы и в театры. Он достаточно много делает лирических отступлений о природе, что показывает его неравнодушие к ней. В целом, присутствие автора в романе постоянно ощущается, он словно стремится к общению с читателем.
Любовь в понятии автора и отношение к женщинам
Как и любой другой молодой человек, автор непременно интересуется противоположным полом. Его пленяют образы женщин, которые в основном являются воплощением грациозности и красоты, но, иронично замечает автор невозможно найти представительницу, в которой было бы все идеально:
Дианы грудь, ланиты Флоры Прелестны, милые друзья! Однако ножка Терпсихоры Прелестней чем-то для меня. Она, пророчествуя взгляду Неоценимую награду, Влечет условною красой Желаний своевольный рой.
Судя по всему, автор отличался сильной влюбчивостью, он пленялся образом женщины и полностью предавался своему влечению:
Когда ж, и где, в какой пустыне, Безумец, их забудешь ты? Ах, ножки, ножки! где вы ныне? Где мнете вешние цветы?
Автор умеет быть верным – образ любимой надолго поселяется в его душе. Он предоставляет читателю на обозрение свою романтическую сущность. Автор умеет подмечать подробности отношений, отожествлять человеческую сущность сквозь призму природы:
Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами!
Как видим, автор не лишен романтических чувств, он очень впечатлительный и лирический персонаж. Однако и в этом случае автор не избегает некоторой доли юмора, что сближает и располагает читателя к образу автора.
Характеристика персонажей устами автора
Евгений Онегин не стал единственным персонажем, с которым автор имел личное знакомство. Прямо или посредственно он имеет представление обо всех героях романа.
Внешность Ольги Лариной была классической – она обладала типичными привлекательными чертами лица и фигуры – у девушки были белокурые волосы, светлая кожа лица и заметный румянец на щеках. Она была милой кокеткой – ветреной и непостоянной – эталоном светского общества:
Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, лёгкий стан, Всё в Ольге… но любой роман Возьмите и найдёте, верно, Её портрет: он очень мил.
В былые времена автор сам был поклонником такого образа девушек, но вскоре он смог разглядеть поверхностность этого образа и всю его призрачность – Ольга милая девушка, но ее прелесть заключается только в ее внешности, которая, к сожалению не вечна и не может обеспечить все потребности общества. У нее нет стержня, характера и никаких интересов – со временем ее интересы сузятся до бытового уровня.
Понимая всю абсурдность таких людей автор признает, что, несмотря на первоначальную расположенность, такой тип людей стал его тяготить:
Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно.
Однако, пожалуй, самым нежным образом автор относится к образу Татьяны Лариной. Он искренне переживает ее личной трагедии, сочувствует ей. Именно с этим образом неразрывно связаны эпитеты и обращения, нацеливающие на нежность и доброжелательность:
Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью; Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою.
В этой сцене автор выступает больше в роли подруги Татьяны, которая способна эмоционально воспринимать события действительности и даже, быть впечатлительным и мелодраматичным – он способен «лить слезы», что, пусть даже в переносном смысле, не характерно для мужского этикета.
Подведем итог: образ автора выполняет в романе важную роль. С одной стороны он помогает лучше понять героев романа, в частности образы Татьяны и Ольги Лариных. С другой стороны, описания личностных ощущений, производимые в сравнении с образом Евгения Онегина, способствуют большему раскрытию образа Онегина и его внутреннего состояния.
4.8
5
(
10
голосов
)