Краткое содержание Шукшин Дядя Ермолай
Несколько деревенских детей вместе с дядей Ермолаем работали в поле. Все предвещало сильный дождь, но дядя Ермолай все хотел довести дело до конца. Он с сожалением был вынужден закончить дело когда просверкали молнии. Ермолай вместе с детьми поспешил к бригадному дому, который находился на расстоянии около полтора километра от места работы. Уже было полностью темно, когда они добрались до бригадирского дома. Погода стояла невыносимая. От о всюду дул ветер с пылью, тучи гремели, а дождя все не было. Лишь изредка капало пару капель.
Ночь была очень темной. Ермолай послал двух детей на ток, чтобы зерно никто не украл. Дети по дороге заблудились и решили заночевать в первом же встретившемся скирду. Утром Гриша и Вася вернулись в бригадирский дом. Там их ждал дядя Ермолай. Он рассказал детям, что все ночь ждал их на току, но те так и не появились. Дети отрицали слова дяди, убеждая его, что были именно там. Бедный Ермолай выходил из себя, убеждая, что сразу же пошел за детьми, что всю ночь торчал там и ждал их, переждал весь дождь, ожидая их прихода. Мальчишки все отрицали и твердили, что они позднее пришли к току.
Важно трудиться, но и об отдыхе не забывать. Оцените произведение:. Оцените произведение:
Оцените произведение:
3.71
Голосов: 56 Читать краткое содержание Дядя Ермолай. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Василий Шукшин, рассказ «Шире шаг, маэстро» – краткое содержание
Молодой врач Николай Солодовников, недавно распределённый из института в сельскую глубинку, полон юных надежд на будущую творческую работу, быстрый карьерный рост, важные научные открытия. Настроение Солодовникова приподнимает и наступившая весна. Он с лёгкой иронией взирает на то, как его начальник, добродушная главврач Анна Афанасьевна, больше занята не медицинской деятельностью, а добыванием для больницы лекарств, листового железа и батарей отопления. Исполнившись широких планов, Солодовников уверен: его работа в деревне – лишь первая ступень куда более блестящей профессиональной биографии. Всей душой устремляясь к ней, он мысленно подбадривает сам себя: «Шире шаг, маэстро!»
Однако сельская жизнь берёт своё, возвращает от возвышенных мечтаний к повседневной прозе. Шукшин описывает в своём рассказе один рабочий день врача Солодовникова. В этот день ему приходится съездить на лошади в соседнюю деревню за листовым железом, слегка поругаться с одним мужиком из-за охапки сена, поговорить с директором совхоза о трудностях поступления в мединститут, сделать выговор вымогающему на опохмелку кладовщику и сильно уставшим вернуться в больницу. Шукшин показывает, что из этих кажущихся мелкими забот и складывается то трудовое существование, которое придаёт жизни не менее яркий смысл, чем учёные степени, кафедры, профессуры и научный почёт.
Содержание произведения
Если говорить кратко, то в произведении идёт повествование о судьбе тридцати трёхлетнего дворянина-помещика Ильи Ильича Обломова, живущего в Петербурге на улице Гороховой со своим преданным слугой Захаром. Он с самого детства привык к ничегонеделанью и из-за этого не может самостоятельно натянуть на себя даже чулки. Справиться с этим делом мужчине помогает Захар. Хотя он иногда ворует, но очень предан Обломову. Временами поднимает руку на собственную супругу Анисью, думает, что намного мудрее женщины, хотя это не так.
Илья нечасто встаёт с диванчика. Он ничего не делает и ни с кем не общается, только ест и спит. Любит мечтать о том, как он жил раньше, об уютной безопасной жизни в своём имении. Никакие несчастья не могут заставить его подняться с места. Из эпилога можно выделить несколько черт его характера:
- добр;
- ленив;
- простодушен;
- неглуп;
- доверчив.
Его давний друг, немец Штольц, являющийся антиподом главного героя, приезжает к нему в гости и пытается вернуть Илью из дремоты обратно в реальность. Это самый дорого́й человек для Обломова. О нем можно сказать следующее:
- добрый;
- благородный;
- честный;
- энергичный.
Главный герой испытывает симпатию к Ольге и вскоре предлагает ей выйти за него. Девушка выросла с тётей, поэтому родителей совсем не видела и не знает о них ничего. Илью она полюбила за его невинную душу. Но подлый, жестокий и хитрый Тарантьев обманывает Обломова и тот перебирается на съёмную квартирку на Выборгскую сторону, оказавшись под крышей вместе со вдовой Агафьей.
С каждым днём все заботы героя передаются женщине, а Обломов увязает в бездействии. Она кормит и штопает его старый халат, который, казалось бы, нельзя восстановить. Из этого можно сделать вывод, что женщина очень добрая и ласковая.
По городу начинаю распространять слух о скорой помолвке Обломова и Ольги, но мужчина, услышав это, недоумевает, ведь как он говорит, пока что ничего не готово. К мужчине в гости наведывается Оля и поняв, что ничего не изменится, расстаётся с ним.
Все обязанности героя забирает Мухояров, брат Пшеницыной, циничный и бессовестный человек. Из-за этого Обломов слёг с горячкой. Но на помощь приходит Штольц, который делает все для того, чтобы героя окончательно не обобрали.
В один день уже совсем больной и умирающий из-за инсульта Обломов с виноватым выражением лица просит Штольца не покидать его ребёнка. Спустя несколько лет после этого разговора Илья спокойно засыпает и умирает. Наследника забрали к себе Андрей и Ольга. А Захар из-за потери своего помещика и друга спился и решил, что лучше будет просить милостыню рядом с церковью.
Сочинение 2
Художественные приемы
Прибегая к такому приему, как антитеза, Александр Иванович Куприн сперва показывает праздничную и непринужденную обстановку в городе, а затем демонстрирует мрачные улицы, по которым пробираются мальчишки, чтобы попасть к себе домой, где нисколько не лучше, чем в нищих и темных трущобах.
Писатель критически настроен по отношению к цветному и дорогому миру, имеющему лишь красивую оболочку. Внутри него абсолютная пустота. Ветхая комнатенка, в которой едва сводят концы с концами Мерцаловы, являет собой образец духовной чистоты. Несмотря на выпавшие на долю семьи невзгоды, ее члены смогли сохранить любовь друг к другу.
Родители давно лишены физических и моральных сил, но они по-прежнему делают все возможное для того, чтобы их дети не умерли от голода. В этом смысле фамилия героев является говорящей. Подвал Мерцаловых — это своего рода тюрьма, в которой заточены те, кому недоступны дорогие городские блага.
Казалось бы, праздничная суета должна сопровождаться атмосферой радости, взаимовыручки и человеколюбия, однако городские жители предпочитают не замечать чужого горя, отгородившись от сирых и убогих. Так, господин в енотовой шубе, с которым столкнулся Мерцалов на улице, вместо того чтобы выручить бедолагу, отчитал того за бедность. Это яркий пример того, как представители высшего класса относятся к нищим.
Исторический контекст произведения
Исторический контекст произведения «Чудесный доктор» Куприна тесно связан с эпохой, в которой было написано это произведение. Роман был опубликован в 1890 году, когда Россия находилась в периоде быстрого экономического и культурного развития. В это время происходили значительные изменения в обществе, которые отразились и в литературе.
Одной из главных тем произведения является проблема социального неравенства и бедности. В России того времени было много людей, которые жили в нищете и не могли получить достойное образование и медицинскую помощь. Куприн в своем романе показал, как трудно было жить в таких условиях и какие трудности приходилось преодолевать людям, которые старались выжить в трудные времена.
Кроме того, «Чудесный доктор» отражает и другие социальные проблемы того времени, такие как коррупция, бюрократия и несправедливость. В произведении Куприна мы видим, как главный герой борется с этими проблемами и старается изменить ситуацию в своей маленькой глухой деревне.
Таким образом, исторический контекст произведения «Чудесный доктор» Куприна является важным фактором, который помогает понять смысл и проблематику этого романа. Он показывает, какие социальные проблемы были актуальны в России того времени и какие уроки можно извлечь из этого произведения для современного общества.
Выявленные заболевания и рекомендации по лечению
Доктор после осмотра Обломова вынес следующее заключение:
Обломов страдает от хронической лени и апатии, что приводит к снижению физической активности и ослаблению общего тонуса организма. Он также имеет недостаток витаминов и низкую иммунную систему.
На основании этих наблюдений, доктор рекомендует следующие меры лечения и улучшения общего состояния Обломова:
- Назначить комплексный витаминный препарат для компенсации недостатка витаминов;
- Разработать план физических упражнений и регулярных прогулок для повышения физической активности;
- Составить режим дня с учетом строгого распорядка и регулярных походов ко врачу;
- По возможности, рекомендовать пациенту питаться правильно и сбалансировано;
- Советовать Обломову обратиться к психологу или терапевту для преодоления хронической лени и апатии;
- Регулярное проведение медицинских обследований для контроля состояния здоровья.
Соблюдение данных рекомендаций поможет Обломову вернуть энергию, укрепить иммунную систему и привести организм в качественное состояние.
«Портрет» Гоголь, анализ произведения
Символика и мотивы в «Чудесном докторе»
В романе «Чудесный доктор» Куприн использует множество символов и мотивов, которые помогают читателю лучше понять главных героев и их внутренний мир. Один из таких символов — это мотив музыки. Главный герой, доктор Айболит, играет на скрипке и использует музыку как способ лечения своих пациентов. Это символизирует его чувствительность и эмпатию, а также его способность проникать в глубину души людей.
Еще один важный символ — это мотив путешествия. Айболит отправляется в разные уголки России, чтобы помочь людям, и каждое его путешествие становится новым испытанием для него. Это символизирует его желание помочь всем, кто нуждается в его помощи, а также его готовность к постоянному развитию и самосовершенствованию.
Также в романе можно выделить мотивы болезни и смерти, которые являются неотъемлемой частью жизни доктора Айболита. Он сталкивается с разными видами болезней и смертью каждый день, и это помогает ему лучше понимать ценность жизни и значимость каждого мгновения.
В целом, символика и мотивы в «Чудесном докторе» помогают читателю лучше понять главных героев и их внутренний мир, а также передать главную проблематику романа — ценность жизни и человеческой души.
Отношение к хозяину
С хозяином квартиры так же груб, как и с остальными. Он берет у него вещи, деньги и даже не думает их возвращать. Принимает угощения, словно так и должно быть, без малейшего намека на благодарность. А когда Илья просит Михея о помощи в его трудном деле с письмом, тот решается открыто шантажировать Обломова, совершенно забыв об уважении к своему благодетелю.
В течение всего повествования Тарантьев пытается бесчестно обмануть приятеля, пользуясь его доверчивостью и добротой. В надежде поживиться за счет Обломова, он придумывает мошенническую схему. Она способна вытянуть из героя огромные деньги.
В основном Михей Андреевич выполнял роль кричащего, шумящего развлечения для героя, которому лень проявлять признаки жизни самому. Кроме того, он мог посоветовать что-нибудь полезное, лишая домоседа необходимости в очередной раз думать.
Психоэмоциональная оценка пациента
Доктор пришел к выводу, что психоэмоциональное состояние Обломова требует дополнительного внимания и лечения.
Во время осмотра доктор обнаружил у пациента признаки повышенной тревожности и депрессии. Обломов проявлял снижение настроения, был апатичен, недоволен жизнью и часто пытался избегать физической активности.
В ходе беседы доктор выяснил, что Обломов испытывает частые приступы беспокойства и тревоги, сопровождающиеся физиологическими проявлениями, такими как повышенная сухость во рту, чувство болезненного жжения в желудке, сердцебиение, обильная потливость и мускульное напряжение.
Обломов также рассказал о том, что испытывает частые перепады настроения, в которых он чувствует глубокую пустоту и безразличие к происходящему вокруг. Такие эпизоды тревожности и депрессии препятствуют ему в участии в повседневной жизни и профессиональной деятельности, а также приводят к социальной изоляции и потере интереса к различным аспектам жизни.
Психоэмоциональная оценка пациента подчеркивает необходимость проведения индивидуальной психотерапии и назначения соответствующих препаратов для улучшения его психического состояния.
Метафизические аспекты произведения
Метафизические аспекты произведения «Чудесный доктор» Куприна являются одними из наиболее интересных и значимых для анализа. В центре внимания автора находится тема смерти и бессмертия, которая прослеживается на протяжении всего романа. Куприн задает вопросы о том, что такое жизнь и что происходит после смерти, а также о том, какие силы могут помочь человеку преодолеть смерть. Он использует метафоры и символы, чтобы передать свои идеи и создать атмосферу загадочности и таинственности. Например, образы моря и острова, которые появляются в романе, могут быть интерпретированы как символы жизни и смерти, а также как метафоры для путешествия души. В целом, метафизические аспекты произведения «Чудесный доктор» Куприна являются ключевыми для понимания его глубокой философской проблематики и помогают читателю задуматься о вечных вопросах жизни и смерти.
Алексеев
Алексеев – четвертый гость Обломова. Это тихий и непримечательный человек. Он настолько незаметен, что многие люди забывают его фамилию и называют то Афанасьевым, то Васильевым, то Андреевым. Алексеев привык пресмыкаться, он постоянно подстраивается под других. Именно это и нравится Обломову. Алексеева абсолютно ничего не интересует, и он не имеет собственного мнения. Герой достаточно беден, поэтому к Обломову он приходит для того, чтобы поесть и провести время. Алексеев во многом похож на Обломова. Они оба тихие, спокойные люди, которых ничего не интересует. Они привыкли жить размеренной жизнью без внезапных событий.
Главные герои
Емельян Мерцалов
Глава семьи Мерцаловых.
Работал управляющим в доме некоего барина за 25 рублей в месяц. Он потерял работу из-за долгой болезни и вынужден скитаться по городу в поисках помощи, просить милостыню. Находится на грани самоубийства, не видит смысла в дальнейшем существовании. Худой, с впавшими щеками и провалившимися глазами, он похож на мертвеца. Чтобы не видеть отчаяния своих близких, в летнем пальто с посиневшими от холода руками бродит по городу, уже не надеясь на чудо.
Елизавета Ивановна Мерцалова
Супруга Мерцалова.
Женщина с грудным ребёнком, ухаживающая за больной дочкой. Ходит на другой конец города, чтобы стирать бельё за копейки. Несмотря на смерть ребёнка и полную нищету, продолжает искать выход из ситуации: пишет письма, стучится во все двери, просит помощи. Постоянно плачет, находится на грани отчаяния. В произведении Куприн называет её Елизавета Ивановна, в отличие от отца семейства (его – просто Мерцалов). Сильная, волевая женщина, не теряющая надежду.
Володя и Гришка
Старшие сыновья Мерцаловых.
Дети супругов, старшему около 10 лет. Накануне Рождества блуждают по городу, разнося письма матери. Дети заглядывают в витрины магазинов, с восторгом наблюдая за роскошной красивой жизнью. Они привыкли к нужде, к голоду. После появления “чудесного доктора” детей волшебным образом получилось устроить в казённую школу. В конце повествования автор упоминает, что узнал эту историю от Григория Емельяновича Мерцалова, который был тем самым Гришкой. Григорий сделал карьеру и занимает хороший пост в банке.
Машутка
Маленькая дочь Мерцаловых.
Маленькая дочь Мерцаловых болеет: находится в жару, без сознания. Поправляется благодаря заботе доктора, его лечению и средствам, оставленным для семьи вместе с рецептом на лекарство.
Профессор Пирогов, доктор
Чудесный доктор.
Его образ в произведении — образ доброго ангела. Встречает Мерцалова в городе, где покупает подарки для знакомых детишек. Он единственный, кто выслушал историю обнищавшей семьи и тут же пришёл на помощь. В рассказе Куприна это умный, серьёзный пожилой человек невысокого роста. У «чудесного» доктора ласковый приятный голос. Он не побрезговал нищенской обстановкой и отвратительными запахами подвала, где проживает семья. Его приход меняет всё: становится тепло, уютно, сытно, а главное — появляется надежда
Нужно отметить, что доктор одет в поношенный старомодный сюртук, это выдаёт в нем человека, для которого не важно богатство.
Литературные герои-врачи XIX века
Литература XIX века богата прекрасными образами врачей, которые играют важную роль в произведениях и влияют на развитие сюжета. Эти персонажи часто представляют собой выдающихся медиков, обладающих не только профессиональной мастерством, но и глубокими человеческими качествами.
Один из самых известных героев-врачей XIX века – Аркадий Иванович Семейнов из произведения «Врачи» А.П. Чехова. Семейнов – человек, посвятивший свою жизнь медицине и всегда готовый помочь своим пациентам, несмотря на собственные трудности. Он терпеливо и с любовью относится к своей работе, постоянно развиваясь и ищущий новые способы лечения.
Другой известный герой-врач – Евгений Васильевич Базаров из романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Базаров – яркий пример бескомпромиссного и самостоятельного мыслителя, представителя нового поколения, которое отвергает традиции и готово экспериментировать в науке и медицине. Он представляет собой типичного «нигилиста» своего времени.
В произведении «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова есть герой-врач Абдулла, который является одним из символов бессилия и морального разложения российского общества. Абдулла для Лермонтова – персонаж, олицетворяющий характерный тип медика своего времени, работающего без особой мотивации и только ради собственных интересов.
Будь то идеалистический Семейнов, рациональный Базаров или циничный Абдулла, литературные герои-врачи XIX века вносят значительный вклад в представление о фигурах медиков того времени.
Исторические персонажи-врачи в русской литературе
1. Арсений Николаевич Терновский
Арсений Николаевич Терновский — выдающийся русский врач и исследователь, персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Врач-философ, он является одним из самых интеллектуальных и загадочных персонажей в русской литературе. Терновский представлен как человек с глубоким пониманием человеческой природы и способностью углубиться в суть вещей. Он пытается разобраться в механизмах добра и зла, веры и сомнений, а также показывает свою убежденность в необходимости свободной мысли и индивидуального выбора.
2. Ипполит Иванович Боголепов
Ипполит Иванович Боголепов — персонаж романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». Боголепов — молодой и амбициозный медик, который приезжает в деревню для борьбы с эпидемией чумы. С его появлением в селе меняются не только условия жизни, но и мировоззрение его обитателей. Он привносит новый подход к медицине, интересуется последними научными открытиями и стремится усовершенствовать методы лечения. Боголепов является символом прогресса и развития врачебного дела в России.
3. Феликс Юльто
Феликс Юльто — главный герой романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Юльто — врач, который служит в армии
Он привлекает внимание своей холодностью, циничностью и скептицизмом. Вместе с тем Юльто показывает свои профессиональные качества — быстроту принятия решений, опытность и точность
В его характере можно увидеть типичного представителя врачебной интеллигенции, которая в то время стояла перед выбором между идеалом служения народу и разочарованием в армии и войне.
Описание главного героя романа
Обломов Илья Ильич — главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов». Он является типичным представителем интеллигенции своего времени, который ленив, бездеятелен и не имеет собственных целей в жизни.
Действия Обломова сводятся к тому, что он лежит на диване, пьет чай и мыслит о том, как бы не заниматься ничем. Его поведение является примером отрицательного героя, который не хочет ни расти, ни развиваться. Он не принимает решений и постоянно откладывает на потом все, что можно было бы сделать сегодня.
Пример: «…»О, не все ли равно? — думал Обломов. — Небо и земля, какая разница? Хоть вовсе не быть на свете, хоть быть, только не думать… Нет такого блаженства, как попасть в безмозглый наивысший абсолют. Да, нужен весьма приятный отдых — безмолвный, темный, безмысленный…»
Однако, при всем своем бездействии, Обломов проявляет достоинство и нравственность. Он предан своим друзьям и не готов нарушать принципы, которые ему близки и понятны. Обломов считает, что любовь и дружба — это важнее, чем какие-то вещественные блага в жизни.
В итоге, герой романа «Обломов» становится символом ленивого и бездеятельного человека, который не готов менять себя и окружающую среду. Он неспособен принимать активное участие в жизни и его судьба — это пример трагедии безысходности и безынициативности.
Главные герои рассказа Куприна «Чудесный доктор»
Емельян Мерцалов
— глава семья некогда служащий управляющим в доме некоего барина. Получал он за свой труд порядка 25 тысяч рублей в месяц. Однако, по болезни, он вынужден уйти с работы и теперь скитается по улицам в поисках хлеба. Положение его ужасно, он готов все время проводить на улице, лишь бы не видеть, как его семья мучается и умирает от голода, а он как мужчина ничего не может сделать. На момент повествования он выглядит худощаво, с впалыми глазами. Мерцалову все чаще приходят в голову мысли о самоубийстве, ведь он не видит никакого смысла в своем дальнейшем существовании.
Елизавета Ивановна
— супруга Мерцалова. Долгое время ухаживает за больной дочерью, но та все равно умирает. Пытается выживать на нищенские деньги со своим грудным ребенком, но и это у нее плохо получается. Она не теряет надежды: стучит во все двери, пишет письма в высшие инстанции. Женщина постоянно плачет, прося помощи, также находится на грани отчаяния. Но вместе с тем, автор называет ее по имени отчеству, в то время как главу семьи просто Мерцаловым. Это указывает на то, что автор уверен в том, что женщина сильнее, у нее больше мужества. Она готова продолжать бороться за себя и за детей, чего бы ей это не стоило.
Володя и Гришка
— дети супругов Мерцаловых. Им всего по 10 лет, они скитаются и на Рождество разносят открытки от матери с просьбами помочь. Они бродят по городу и наблюдают за красивой жизнью богатых детей. Им хочется также встречать Новый год, радоваться собственному семейному счастью. После появления чудесного доктора их удается пристроить в казенную школу. Автор пишет, что историю Мерцаловых ему рассказал один из сыновей — Григорий Емельянович. Отсюда мы узнаем и имя отца детей и то, что, став взрослыми, они все таки нашли свое место в жизни — Гриша, например, сделал карьеру и сейчас служит в банке.
Машутка
— маленькая грудная дочь Мерцаловых. Сильно болеет, родители никак не могут поставить ее на ноги. И только с появлением доктора все меняется: он оставляет им рецепт на лекарство. Помимо этого, он дает рекомендации, чем еще можно вылечить больного ребенка.
Доктор Пирогов
— профессор, доктор, профессионал своего дела. Принадлежит к элите общества, хорошо одет, воспитан в лучших манерах. Но, вместе с этим, как показывает автор, знатное положение не мешает ему проявлять элементарные чувства сострадания. Он единственный, кто выслушал просьбы Мерцалова и помог его семье. Он выполняет не только свои прямые обязанности, но еще и заботится об эмоциональном состоянии этой семьи. Для Пирогова не важны деньги, он также не стал брезговать нищенской атмосферой дома Мерцаловых. Он понимал, что все люди равны и сталкиваются с одинаковыми трудностями, поэтому его цель — помочь слабым и обездоленным. Куприн сравнивает образ Пирогова с образом доброго и светлого ангела. Писатель уверен, что именно такие люди согревают душу другим. Ведь доктор — это не просто профессия или род деятельности, но еще и призвание. Ты не можешь помогать другим людям, если ты их не любишь и не готов дать им то самое лучшее, что есть у тебя.
Доктор Пирогов
Доктор Пирогов — настоящий профессионал своего дела. Это представитель общественной элиты, он воспитан в лучших манерах, хорошо выглядит. Однако, невзирая на своё знатное положение, профессор проявляет элементарные чувства сострадания. Он стал единственным человеком, пожелавшим узнать о горе Мерцалова и захотевшим помочь ему.
Он не только выполнил свои профессиональные обязанности, но ещё и проявил заботу об эмоциональном состоянии людей.
Для этого человека не важны материальные блага, он не побрезговал нищенской атмосферой дома. Для него все люди равны. Цель доктора — поддержать слабых и обездоленных. Писатель сравнивает его образ с добрым и хорошим ангелом.
Куприн убеждён, что именно такие люди способны согреть душу другим. Пирогов — доктор не только по профессии, но и по призванию. Нельзя кому-то помочь, если нет готовности отдать самое ценное и дорогое.
https://youtube.com/watch?v=AK4PE2M7AwI
Умение сопереживать как положительная черта
- Такая черта, как милосердие, нередко говорит о человеке в целом. Если герой может испытывать сострадание и поддерживать других, скорее всего, перед вами положительный персонаж. В комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» герои строго поделены на отрицательных (Простаковы, Митрофан, Скотинин) и положительных (Правдин, Софья, Стародум и Милон). И действительно, за время действия пьесы никто из необразованных и грубых помещиков-крепостников не проявляет сострадание и милосердие, чего нельзя сказать о честных и умных дворянах-интеллигентах. К примеру, в финальной сцене Митрофан грубо отталкивает родную мать, которая все делала ради его благополучия. А вот Софья получает неожиданную помощь от сочувствующего ей Стародума.
- Вспоминая повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», читатель негативно будет настроен к Эрасту, из-за которого утопилась главная героиня. Для Лизы чувства – самое главное, поэтому она не выдерживает новости о том, что любимый человек помолвлен на богатой вдове. Девушка воспринимает все близко к сердцу, она способна к милосердию, ведь вся ее жизнь была посвящена больной матери, нуждающейся в заботе. Но ее богатый внутренний мир не был по-настоящему оценен Эрастом. Героиню становится жалко, мы понимаем, насколько чистой была душа влюбленной Лизы.
Жанр и направление
Жанр произведения — рассказ. Но стоит заметить, что он не относится к реализму в чистом виде. Раннее творчество Бунина принято относить к направлению, так называемого, «неореализма». Основные стремления этой литературной школы были связаны с желанием продолжать традицию классического реализма в литературе, но дополняя произведения чертами, близкими к искусству символизма. Это проявлялось в четко выраженной установке на изображение реалистических деталей, быта, психологической обстановки, которая окружала героев произведений.
В целом, автор стремился к объективному воссозданию действительности. По стилю его проза напоминает тексты периода золотого века русской литературы, где основой является чистый, размеренный, классический язык без вычурности и неологизмов, с опорой на народную разговорную речь.
Интересные факты
Несмотря на то, что фильм и по сей день пользуется успехом у зрителей, поначалу эта работа Бортко подверглась жёстким нападкам со стороны кинокритиков. Картина снималась через год после официального появления повести в печатных изданиях. Съёмочный процесс сопровождался несколькими интересными событиями:
- Пробы на роль Филиппа Филипповича проходили такие известные актёры, как М. Ульянов, В. Стржельчик, Ю. Яковлев и Л. Броневой.
- Среди кандидатов на воплощение образа Шарикова были Ю. Жарков и Н. Караченцов. Но лучшим «люмпеном» оказался никому не известный в те времена актёр театра города Алма-Аты В. Толоконников.
- Одну из эпизодических ролей сыграл сам режиссёр.
Играть роль ассистента профессора пригласили Бориса Плотникова. К тому времени актёр снимался во многих фильмах и спектаклях, но у зрителей он ассоциируется как доктор Борменталь. «Собачье сердце» — история о том, что насильственные изменения общественного строя, так же как и грубое вмешательство в природу, приводят к катастрофе.
Жанр произведения
Жанр произведения «Чудесный доктор» Куприна является сочетанием элементов реализма и фантастики. В романе описывается история обычного врача, который обнаруживает уникальную способность лечить любые болезни, используя свои необычные методы. Однако, несмотря на фантастический сюжет, автор не забывает описывать реалии жизни того времени, в котором происходят события. Куприн подробно описывает жизнь городской интеллигенции, проблемы медицины и образования, что делает произведение более реалистичным и близким к читателю. В целом, жанр «Чудесного доктора» можно охарактеризовать как сочетание фантастики и реализма, что делает произведение уникальным и интересным для чтения.