«характеристика образа григорьевой матрены васильевны»

Сочинения по рассказу «матренин двор» + анализ

Проблемы и аргументы произведения

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах. Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.

Вариант 2

Григорьева Матрёна Васильевна является главной героиней рассказа «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына. С помощью ее образа автор раскрывает проблему, существующую и в современном мире.

Матрёна была одинокой шестидесятилетней женщиной из деревни. От всех людей, которые ее окружали, она отличилась своей добротой и отзывчивостью. Женщина всегда приходила на помощь даже незнакомым людям, бесплатно трудилась с утра до ночи и при этом не просила ничего взамен, откладывала свои заботы на потом. Даже во время плохого самочувствия она не жаловалась и не обращалась за помощью. Все жители знали о мягком характере женщины и пользовались этим. Они вежливо себя вели с ней исключительно ради собственной выгоды.

В молодости Матрёна испытывала любовь к Фаддею, но молодой человек уходит в армию. Она верно ждала его возвращения несколько лет, но ни разу не получила от него письма. Поэтому ее выдают замуж за Ефима, младшего брата ее возлюбленного. Неожиданно возвращается Фаддей и очень бурно реагирует на данный брак, потому что он любил девушку. Смирившись с обстоятельствами, он находит себе жену с именем Матрёна и живёт в браке счастливо, имеет шесть детей. У Матрёны же не было детей, все они погибали ещё в младенчестве. Ефим пропадает во время войны, и для того, чтобы не быть полностью одинокой, Матрёна удочеряет Киру, дочь Фаддея. К этому времени женщина начинает получать деньги и ее приданное начинает возрастать. Кира вырастает и уезжает, а Матрёна ей обещает передать часть избы после смерти. Фаддей узнает об этом и без разрешения начинает разбирать избу вместе с сыновьями. Они перетаскивали ее через железную дорогу, и, как ни странно, Матрёна помогает им даже здесь. Ее жизнь заканчивается под колесами поезда в тот момент, когда она делала людям добро. Даже на похоронах женщины ее родные сестры, которые не любили ее, делят имущество.

Таким образом, Матрёна является положительным персонажем рассказа Солженицына. Не просто так рассказчик говорит о том, что именно на таких людях держится весь мир. Деревня давно бы развалилась и духовно пала, не будь в ней лучика добра и любви в виде Матрёны, которая бескорыстно отдавала часть своей души народу.

EduFiles.ru – ГДЗ, сочинения, презентации.

Каждый человек способен сам выбирать путь, по которому он будет следовать в жизни. Мы можем жертвовать всем ради других, или же наоборот, думать лишь о собственном обогащении по средствам окружающих людей. В рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» мы встречаемся с женщиной-праведницей, которая всю свою жизнь безотказно и безответно помогает окружающим. И это является ее собственным нравственным выбором.

Основные нравственные стороны характера главной героини Матрены, которые ценит в ней автор, заключаются в ее доброте, простоте, кротости, душевной красоте. Каждый день своей жизни Матрена проживала не столько для себя, сколько для окружающих людей. Она никогда не отказывала в помощи и при этом ничего не просила взамен.

Удивительно, как обычная женщина, пережившая смерть мужа на войне, похоронившая шестерых детей, сумела не утратить собственных нравственных идеалов. Она не озлобилась на окружающий мир и государство, которое не платило ей пенсии за работу в колхозе, не стремилась к накопительству материальных ценностей, не гналась за модой.

В то послевоенное время, которое описывает Солженицын, богатство перестало принадлежать народу, люди, сами не заметив того, стали рабами государственного устоя. Читатель наблюдает процесс подмены нравственных ценностей. Добро перестает быть главной человеческой ценностью, на смену ему приходят жажда наживы и стремление к богатству. С помощью образа Матрены автор демонстрирует «праведного» человека, который сохранил собственные жизненные стремления и духовные ориентиры до самой смерти.

Смерть Матрены ничего не меняет. Самые близкие к женщине люди демонстрирую свою нравственную низость даже на похоронах. Автор ясно дает нам понять, что моральные ценности в обществе утрачены, в душах и сердцах людей не осталось ничего святого, они разучились искренне любить и сочувствовать, а думают лишь способах материальной наживы.

И только автор всего повествования, который жил рядом с Матреной, сумел рассмотреть в ней праведника: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

В своем рассказе А.И. Солженицын продемонстрировал нам мир, в котором жили люди в начале 50-х годов прошлого века. Он показал читателю, насколько пагубным может быть влияние среды обитания на человеческую душу, вплоть до потери всех нравственных ценностей. Люди перестают быть человечными, у них пропадает чувство сострадания, они становятся жестокими и черствыми по отношению друг к другу. И только такие личности как Матрена смогли сохранить в себе человека. Автор показывает крепкий русский характер женщины, доброту, сочувствие ко всему живому. И даже убогий быт не смог сделать убогими сердце и душу Матрены.

Автор по средствам рассказа «Матренин двор» призывает нас учиться на ошибках прошлых поколений, становясь более гуманными и высоконравственными. Ведь никто не станет отрицать, что нравственность и умение сочувствовать окружающим являются основными человеческими ценностями.

Темы и проблемы

Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще

Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

Сюжет

Рассказ ведется от лица автора. Некий учитель и бывший лагерник направляется летом 1956 года наугад, куда глаза глядят. Его цель — затеряться где-нибудь в русской дремучей глубинке. Несмотря на десять лет, которые он провел в лагере, герой повествования все же надеется найти работу, учительствовать. Ему это удается. Он поселяется в деревне Тальново.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» начинает складываться еще до ее появления. Случайная знакомая помогает главному герою найти пристанище. После долгих и неудачных поисков предлагает зайти к Матрене, предупреждая о том, что «она в запуще живет и болеет». К ней они и направляются.

Художественное своеобразие

Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки. Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.

С другой стороны, Матрёна подобна христианским святым, которые приручали диких животных, понимали их и умели с ними разговаривать (святой Франциск). Даже тараканы подчиняются воле Матрёны и не переползают из кухни в чистую избу.

Образы рассказа неоднозначны, каждый новый смысл образа углубляет общий смысл рассказа. Так тараканы стихийны, как сам русский народ, так же неосознанна их жизнь, от которой как будто шевелятся стены и лавки, но в шуршании их нет ничего злого и лжи: «Шуршание их – была их жизнь».

Солженицын в рассказе точно передаёт народный говор Курловского района, особенности быта деревенских жителей, обряд похорон и народные похоронные плачи.

  • «Матрёнин двор», краткое содержание по главам рассказа Солженицына

  • «Один день Ивана Денисовича», анализ рассказа Солженицына

  • «Один день Ивана Денисовича», краткое содержание повести Солженицына

  • Краткая биография Александра Солженицына

По произведению: «Матрёнин двор»

По писателю: Солженицын Александр Исаевич

Образ Матрены, трагизм ее судьбы. Народный тип русской крестьянки. Подвижничество и самоотверженность героини

Одухотворенный образ Матрены Васильевны Григорьевой, ее непростая жизнь напоминают образы русских крестьянок в произведениях Некрасова, особенно образ Матрены Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». В рассказе нет детального портрета героини, упоминается лишь о «блекло-голубых глазах» с простодушным взглядом и улыбке, которая кажется рассказчику «извиняющейся», «доброй», «лучезарной». Да в круглом лице немолодой женщины автор косвенно отметил красоту внутреннюю, духовную: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

Матрёна

Матрена овдовела, похоронила шестерых своих детей, умерших во младенчестве. У родственников мужа взяла девочку Киру, которую 10 лет воспитывала, выдала замуж за машиниста поезда в соседнем поселке Черусти. Матрена тяжело болела, иногда сутками не могла подняться, не в силах есть и пить, но не жаловалась и не стонала. Из-за болезни ее из колхоза за надобностью отпустили, но скромную пенсию она выхлопотала только к 60 годам. А на небольшие деньги, которые школа платила за квартиранта, смогла уже себе многое позволить: сшить у деревенского портного пальто из поношенной шинели, прикупить телогрейку, валенки да отложить 200 рублей на похороны.

У Матрены общительный нрав, но не было в ней деревенского бабьего любопытства, никогда не расспрашивала, в общении с Игнатичем проявляла деликатность, стараясь не мешать его занятиям по вечерам, а утром рано, чтобы не разбудить, не шумела, потихоньку растапливала печь и готовила ему завтрак. Скромная изба Матрены уставлена бесполезными для деревенского хозяйства, но любимыми фикусами, которые она однажды кинулась спасать из пожара, а не нажитое добро. Прижилась в избе подобранная из жалости хромая кошка. Была у Матрены еще криворогая коза да небольшой огород, засаженный картошкой. Хозяйство Матрены невелико, но она и не жаждет большего, не хочет заводить корову или поросенка на откорм.

Матрена верила в Бога, но прилюдно не молилась, в церковные праздники у нее всегда тлела лампадка перед иконами; в то же время была и суеверной: страшилась пожаров, молний и поездов. Ей чудились печальные предзнаменования, когда котелок пропал со святой водой на Крещение в церкви, кошка ушла из полуразрушенной избы. Душа Матрены была открыта миру, она тонко чувствовала гармонию в музыке. Слушая народные песни, исполняемые Шаляпиным, интуитивно определила, что искусственно, «не по-нашему», а романсы Глинки ее растрогали до слез, потому что «это – по-нашему».

Безотказная, она помогала дальним родственницам, соседкам, колхозу, работая бесплатно. Сама работа приносила ей радость, возвращала хорошее расположение духа. Помогая соседке выкапывать картошку, без зависти радуется чужому урожаю. И на старости лет не было у нее отдыха: то в колхоз пойдет по первому зову для подмоги в тяжелой и неоплачиваемой работе, то для козы сена накосить, торфа натаскать, огород вскопать.

В образе Матрены, пережившей потерю семьи, жившей в нищете и одиночестве, но сохранившей в душе покой и умиротворенность, воплощены лучшие черты национального русского характера: человечность, доброта, сострадание, бескорыстие, терпение, схожее с христианским смирением, способность радоваться, не тая зла и обид. Образ Матрены противопоставлен недоброжелательным и корыстолюбивым односельчанам, испытывавших к ней «презрительное сожаление», считая непрактичной дурочкой: ведь не стремилась к обзаводу в хозяйстве, деньги отказывалась брать за работу.

Сочинение про Матрёну

Ключевым персонажем произведения является Матрена Григорьева, шестидесятилетняя деревенская женщина.

Писатель представляет героиню в образе крестьянки, прожившей тяжелую, нелегкую деревенскую жизнь, но сохранившую отзывчивость, доброту, сострадание к окружающим. Вся жизнь Матрены связана с работой за трудодни на колхозном поприще.

Матрена рано лишилась матери, а проводив любимого человека Фаддея на службу, так и не дождалась его, пропавшего без вести на фронте. По требованию родственников Матрену выдают замуж за нелюбимого, родного брата Фаддея Ефима, с которым женщина живет несколько лет, так и не заведя детишек, поскольку все шестеро младенцев умирают во младенчестве.

Нежданно-негаданно в семью возвращается пропавший Фаддей, любивший Матрену, которого из-за ее вынужденного предательства охватывает гнев и ревность и только родство мужа Матрены с Фаддеем останавливают мужчину от братоубийства. Фаддей, смирившись с ситуацией, заводит собственную семью, в которой впоследствии появляются шестеро детей.

Потеряв на войне мужа и будучи бездетной, Матрена берет к себе на воспитание дочку Фаддея, Киру. Несмотря на испытания, выпавшие на ее жизненном пути, Матрена остается отзывчивой, приветливой женщиной, готовой прийти на помощь любому нуждающемуся, ничего не прося взамен. Женщина глубоко религиозна и не привыкла вызывать жалость у окружающих. Даже будучи тяжело больной, Матрена старается не обременять местного врача, смиренно перенося боль.

За всю свою жизнь Матрена накопила небольшое состояние, состоящее из ее любимых домашних животных, растений, растущих в горшочках на окне части дома, которую она завещает воспитаннице Кире.

Фаддей, узнав о решении Матрены передать дом его дочери, начинает раздел имущества, разбирая сарай, избу, забор и перетаскивая бревна к себе во двор, находящийся по другую строну железнодорожных путей. Матрена, не способная быть в стороне, принимается помогать родственникам, перетаскивая имущество через рельсы, где попадает под колеса железнодорожного состава. Таков финал жизненного пути праведного и чистого человека, за всю свою жизнь не совершившего ни одного дурного поступка.

Повествуя о жизни обычной русской деревенской женщины, писатель раскрывает понятия бескорыстности, любви к ближнему, человечность в качестве главных людских черт характера.

Последняя праведница

Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.

Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы — единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.

Вариант 4

Рассказ “Матренин двор” (А. И. Солженицын) о нелегкой судьбе деревенской женщины, которая всю жизнь «пропахала» в колхозе «бесплатно», получая “палочки”.

Рассказ повествует Игнатич, поселившийся в доме Матрены Васильевны. Чем же примечательна эта одинокая женщина? Она на войне потеряла мужа, шестеро ее детей умерли, а после того как сильно заболела — потеряла работу. Несмотря на то, что обстановка ее избы скудна, Матрена предстает перед читателями человеком, у которого безмерно добрая душа. Она видит чужую нужду и, отбросив свои дела, спешит на помощь.

Помогая другим, для себя Матрена хлопочет в последнюю очередь, например, не может накосить сена для своей козы-кормилицы, так как негде, или преодолевает бесконечный путь к сельсовету, в надежде выхлопотать пенсию. Еще одна проблема – топливо, которое полагалось только начальству или к нему приближенным. Брали деревенские женщины мешки и таскали торф украдкой. И у читателя создается впечатление, что вся жизнь Матрены Васильевны состоит только из помощи другим да обивания порогов в сельском совете?

Но нет, вторая часть рассказа посвящена молодости Матрены. Казалось бы, судьба не ласково поступила с юной Матреной, забрав любимого, который на войне пропал без вести, смерть его матери, ее вынужденное замужество за младшего брата Фаддея. Оправдываясь, Матрена снова жалеет всех, так как считает, что лишние руки не помешают. Однако и тут женщина получает от судьбы страшный удар в лице нежданно – негаданно вернувшегося Фаддея, больно ранившего сердце Матрены словами, что если бы это был не его родной брат, то он бы убил обоих.

С возвращением Фаддея Матрене вернулись прекрасные воспоминания из ее прошлого, чего не скажешь о Фаддее. Ни один мускул не дрогнул на его лице, когда он узнал о смерти Матрены. Похоронив когда-то любимую женщину, все его переживания свелись к разделу имущества. Получив забор и сарай, он успокоился. Сестра Фаддея также «подлила масла в огонь», называя Матрену «нечистоплотной, транжирой, глупой, помогающей другим бесплатно”. Однако не все обладают таким качеством, как «бескорыстная помощь», а Матрена могло, так как она была “особенная”, “не похожая на других”. Итог подвел сам писатель, сказав о том, что как раз на таких людях держится вся наша земля.

Образ России в рассказе «Матренин двор»

Двадцатый век для России стал сложным и непростым периодом. Новый социалистический строй повлек за собой эмиграцию многих талантливых людей, а свободомыслящие граждане страны подвергались репрессиям. В этот период многие писатели в своих работах поднимали непростой вопрос какова Россия, какова же она, настоящая страна. Вот и герой рассказа Солженицына попытался отыскать истинную Россию, рассчитывая в русской глубинке увидеть ту русскую духовность, которая возможно могла сохраниться в деревне. Давайте и мы попытаемся понять, какова Россия Солженицына в его рассказе Матренин двор.

Какова Россия Солженицына?

Рассказ Солженицына Матренин двор знакомит читателей с героем, который прожил сложную и неоднозначную жизнь, а проведенное время в лагерном бараке заставило рассказчика хлебнуть горя. Никого не волновало велико ли было преступление за которое пришлось отсидеть рассказчику. Но и у сидельцев, оказывается, бывают мечты. Игнатич возвращается из лагеря и не хочет ехать домой. Он хочет отыскать место в России, где можно было бы затеряться, спрятаться от окружающего его повсюду режима. Такое место Игнатич пытается отыскать в русской глубинке. Может там он найдет Россию с ее сохранившимися традициями, где бы не было слышно диктора радио, вещающего ложь. Где бы не было слышно стука железнодорожных колес. Игнатич мечтает попасть в деревню и найти людей, у которых нет страха перед властью. Найдет ли подобное место главный герой Солженицына?

Россия Солженицына в рассказе Матренин двор

Какой же оказалась Россия Солженицына в рассказе Матренин двор? Сначала Россия нам показана на примере деревни Высокое Поле. Главному персонажу рассказа показалось по названию, что это идеальное место, где не обидно ни жить, ни умереть. Но он ошибся. Оказалось, здесь не умеют печь хлеб, и за продуктами пришлось бы ездить в дальние дали. И разве можно назвать исконно русской деревню, где люди разучились печь хлеб? Ведь в хлебе русский дух, а значит жители этой деревни потеряли свою истинную сущность, забыли свои традиции.

И попадает наш герой в деревню Торфопродукт. Вот тут и раскрылась перед ним истинная Россия того времени, когда люди жили на золоте, но права на него никакого не имели. Хотя и считалось что они трудятся во благо страны, жили все в условиях страшной нищеты.

Так смогли ли читатели найти истинную Россию в этом рассказе? Как мне кажется, смогли. В лицах главных героев Матрены и Игнатича мы и увидели настоящую страну того времени, а в скромной избе Матрены рассказчику удалось найти настоящую Россию. Ее образ воплощен в праведной Матрене, которая безвозмездно помогая окружающим, давала миру ту самую русскую духовность. Очень обидно, что Матрену так и не смогли понять даже близкие ей люди.

Проблематика рассказа

Эта работа Солженицына учит многому. Проведя краткий анализ произведения, читатель понимает, что автором в рассказе поднимается большое количество проблем. Вот некоторые из них:

  1. Тяжелая жизнь русской женщины.
  2. Проблема эгоизма и жадности людей.
  3. Отношения простого народа и власти.

Каждая из них — это беда не только станции Торфопродукт. Солженицын повествует о всеобщей трагедии страны, а эта история является собирательной. Читатель видит, что Матрена всю жизнь трудилась за «палочки», и за всю свою многолетнюю работу она не получает пенсии.

В произведении видна вся мерзость бюрократии. Читатель наблюдает за людьми — рабочими конторы, которым абсолютно все равно на проблемы простого народа. Они позволяют относиться к своей работе халатно: могут поставить неправильно печать, даже не задумываясь, что таким образом губят простого человека. Ведь последние месяцы жизни Матрены ушли на сбор бумажек, чтобы выбить себе хоть небольшие копейки на существование.

Какими же в рассказе представлены обитатели деревни? Они думают только о своем достатке и им все равно друг на друга. У них нет понятия о нравственных ценностях. А ведь Матрена как раз и нуждалась в этом понимании, женщина не жила, она существовала, каждый день сталкиваясь с трагедий.

Юность — потеря любимого человека и боль от этой утраты, которая повлекла за собой ошибку. Потом надрывный труд, болезни и смерть. Смысл ее жизни заключался только в том, чтобы быть нужной. Деятельная любовь к своим ближним — такая тема также является одной из основных в произведении.

Художественное своеобразие «Матренин двор»

История рассказа А. И. Солженицына, которая имеет место в произведении «Матренин двор» — это отношение автора к тому, что происходила в представленную эпоху. Через систему его образов читателю представлен уклад России со всеми его последствиями.

На примере нескольких героев автор показал, как губительна для нравственности вся та несправедливая система, которая существовала в те времена.

Главные герои рассказа – яркие личности, без которых читатель не получил бы четкого представления об устройстве государства, его насущных вопросах мировоззрении самого А. И. Солженицына.

Игнатьич (рассказчик)

С первых строк внимание привлекает Игнатьич, являющийся рассказчиком и несущий в себе элементы автобиографии писателя. Именно его глазами представлена Матрена, так как он становится на определенное время ее постояльцем

Он представлен неторопливым, образованным мужчиной, который согласен на все условия проживания в доме, не требуя к себе внимания. Он внимательный, чуткий, так как замечает в Матрене всю душевную красоту и проявляет к ее судьбе необыкновенную жалость и сострадание, готовность помочь.

Матрена. Женщина, которая воспринимается местными жителями как помощник, но уважения к ней не проявляет никто. Матрена лишилась близких. Она имеет тяжелый недуг. Ее жизнь давно пошла под откос. Однако женщина не умеет жаловаться на жизнь, трудится за десятерых, старается думать об окружающих людях, а не о себе.

Родственник Матрены – Фаддей. Основное его качество – жажда наживы. Человек семейный, расчетливый. Несмотря на отношения с Матреной, пытается лишить ее дома и до смерти, и после ее гибели.

Приемная дочь Матрены – Кира. Положительный образ, она старается на протяжении многих лет помогать приемной матери.

Особой корыстью, жестокостью обладают сестры Матрены, которые делят имущество и на поминках.

Темы и проблемы. Тема рассказа – несправедливость в конце жизненного пути трудолюбивых людей, которые могут гордиться внутренней душевной красотой. Однако жесткая государственная система является препятствием для нормального их существования.

Автор предлагает читателю сразу несколько проблем, которые актуальны во все времена. Проблема отрешенности и одиночества, всепоглощающей любви к близким людям. Проблема непонимания между государством и простым человеком.

Народный характер в произведении. Благодаря образам, событиям, представленным Солженицыным в произведении «Матренин двор», читатель имеет полную характеристику на примере единичных героев характера народа в целом. Он подчеркивает, что, несмотря на несчастья, человек поднимается и идет дальше к цели.

Таким образом, душа человека – это цель исследования автора. Женщина, которая страдает от физической и душевной боли, становится настоящим героем, примером для подражания для представителя любого поколения, так как способна показать истинную любовь к близким, терпение и проявленное милосердие.

Матрена как показатель ценителя природы, приверженца религии, становится гордостью автора.

Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

В произведении Солженицына “Матренин двор” представлен образ праведницы – это Матрена.

В своем рассказе автор передал свои взгляды на мир, он считал себя гуманистом, а Матрена показана доброй, светлой женщиной.

Полное имя главной героини – Григорьева Матрена Васильевна. О ее тяжелой жизни читатель узнает со слов рассказчика – Игнатича.

Главной героине около шестидесяти лет, она дружелюбна и рада видеть каждого, живет в сельской местности, поэтому с детства привыкла к труду. Она жила одна в доме, детей у нее не было. Ее одиночество скрасил новый постоялец, теперь для него она вставала рано, готовила, заботилась о нем, делилась своими переживаниями.

Матрена с виду была женщиной сильной и здоровой, но временами у нее были припадки, а лицо светилось желтым цветом. Когда случались припадки, героиня не могла ходить несколько дней и лежала дома, пропуская работу в колхозе.

Самым дорогим для героини были ее цветы и кошка. Она очень любила свои растения, ухаживала за ними, при пожаре спасла прежде всего их.

Матрена в молодости любила Фаддея, но из-за войны они не смогли быть вместе. Она перестала ждать своего возлюбленного, вышла замуж за его брата. Фаддей внезапно возвращается с войны, женится и создает семью. Все дети Матрены умерли, она решается удочерить девочку – дочку Фаддея. Но и она уходит от героини.

Матрена часто бескорыстно помогала свои родственникам и соседям, получав в ответ лишь осуждения, а не благодарность. Матрена – по-настоящему светлый человек, способный на самопожертвование. Несмотря на свою болезнь Матрена была готова прийти на помощь каждому, но только пенсию ей не платили, она работала за просто так.

Еще при жизни героини Фаддей начал делить ее имущество, заставляя отдать часть дома его дочери. Матрена умирает при переезде, никто не сожалеет о ее смерти, кроме постояльца. Жители деревни назвали Матрену глупой и ничего не понимающей в жизни, они не ценили ее помощь и труд.

Матрена чиста душой, она не винит других людей в неуважительном отношении к ней, а наоборот помогает, радуется чужому урожаю или чужому счастью. Главная героиня – положительный герой, это отражается в ее поступках, мыслях.

История создания

В рассказе Солженицын описал вполне конкретную женщину — Матрёну Васильевну Захарову. Героя-рассказчика зовут Игнатич, что созвучно отчеству самого Солженицына — Исаевич.

Проблематика: философская (мотив неузнанного святого).

Смысл названия: первоначально автор планировал назвать рассказ «Не стоит село без праведника». Праведник — это высоконравственный религиозный человек.

Название было изменено по требованию цензуры, но фактически это изменение переменило и смысл рассказа: двор Матрёны, её дом стали единственным средоточием жизни и правды. Без Матрёны село не рухнет — оно и раньше «не стояло», настолько далеки её соседи от праведной жизни.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: нам уже знаком такой тип рассказа, когда, повествуя о судьбе простого человека, автор возвышается до общечеловеческих ценностей («Судьба человека» Михаила Шолохова). «Матрёнин двор» также следует отнести к «монументальным рассказам». В качестве отличительной особенности можно назвать сближение рассказа «Матрёнин двор» с традиционными житиями святых. Мотив неузнанности и жертвенности святого характерен для житийных произведений.

Время и место действия: действие рассказа происходит в деревне Тальново в 1950-е годы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: