Пимен летописец
С давних пор на земле нашей были люди, которые переносили на бумагу всё, что происходило со страной, и звали их летописцами. Отличались они: кротким, простым, искренним характером. Именно так описывает Пушкин такого старца в трагедии «Борис Годунов».
Имя летописца Пимен. Он престарелый поседевший монах, давно бросивший свою былую жизнь и теперь, увлечённо работает над своей летописью. Пимен живёт и работает в московском монастыре Чудовом. Пимен пишет летопись, не только днём, но и часто ночью вовсе не отдыхая, он считает это своим долгом. В своей летописи старик старается не искажать факты и описывает события как можно правдивее.
Пушкин, скрыл характеристику Пимена в его внешности. По его лицу нельзя распознать, чего он хочет, о чём думает, и какое у него настроение. Кажется, что монах нейтрален и безразличен ко всему, не выдаёт свои эмоции. Его отношения к Борису Годунову отрицательное, монах убеждён, что восхождения Бориса на трон это деяние, свершившееся против божьей воли и народа. Несмотря на кажущее безразличие и отрешённость, Пимен сильно переживает что люди ради власти готовы на всё даже на убийство. Он считает власть без поддержки народа, обречена на провал.
Немалый отрезок своей жизни Пимен прожил в «миру», а к монахам пришёл в зрелом возрасте. В мирской жизни он не слыл ни послушником, ни богословом. Молодость свою он помнит бурной и насыщенной событиями. Монах успел послужить в царской армии, и был приближен к царскому двору. Он принимал участие в битвах, познал военную жизнь, которая часто ему сниться, не давая забыть о его былых похождениях. Пимен убеждён, что в той прошедшей жизни он познал достаточно радостей и удовольствий. Но истинное счастье познал, явившись к монахам, когда бог привёл его в свою обитель, указал новый путь и цель в жизни. Разрешил приблизиться к великому — к вере и религии.
Да Пимен прожил свою молодость бурно, он видел как правил Иван Грозный, был невольным очевидцем убийства царевича Дмитрия и обвинении Годунова в покушении на жизнь царевича. Пимен не одобрял действий Бориса Годунова и был противником того что к власти приходят через убийство и кровь. Монах искренне хочет, чтобы будущее поколение не совершало таких ошибок. Всё это он пересказывает своему ученику Григорию Отрепьеву. А тот решил это использовать в своих целях, так как по возрасту был ровесником убитого Дмитрия и объявляет себя выжившим царевичем. Получается Пимен не только записывает историю, но сам того не желая творит её.
Пимен не просто монах, у него очень большой жизненный опыт, который позволяет делать правильные выводы, а переживание за судьбу своего народа делает его одним из важных героев.
Сочинение Образ монаха Пимена
Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.
Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.
Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.
Характеристика героев
В произведении дано описание больше восьмидесяти действующих лиц, что нетипично для драмы. Это происходит благодаря тому, что Пушкин выводит на сцену простой народ, представляя его в образе мятежной толпы, которая действует как решающая сила.
Главные действующие лица:
- Борис Годунов;
- Григорий Отрепьев;
- монах Пимен;
- Марина Мнишек;
- Князь Шуйский.
Борис Годунов
Пушкин раскрывает перед читателем образ Бориса Годунова с разных сторон. Этот персонаж выступает в трагедии как правитель, муж, отец и просто человек. Его достоинства и недостатки тесно переплетаются между собой.
Несмотря на свой ум и желание сделать жизнь в стране лучше, правитель не смог добиться понимания и поддержки ни со стороны своего близкого окружения, ни со стороны народа.
Его восхождение на трон связывалось с убийством сына Ивана Грозного — царевича Дмитрия.
В годы правления Годунова крепостное право укрепилось еще больше, в стране начался голод, произошел разрушительный пожар в Москве. Все это вызвало негодование народа. Последующие послабления, снижение налогов и пожертвования рассматривались людьми как лицемерие.
Если кратко охарактеризовать Бориса Годунова, он обладал следующими качествами:
- властный;
- мудрый;
- волевой;
- опытный политик;
- любящий муж и отец.
В семейной жизни царь также не чувствует себя счастливым. После того как скоропостижно умирает жених его дочери, в его убийстве все подозревают Бориса. Муки совести не дают ему покоя, он считает себя проклятым и начинает обращаться к гадалкам.
Григорий Отрепьев
Этот персонаж представлен читателю в образе беглого инока. Ему 20 лет. Своим происхождением обязан бедному боярскому роду. С подростковых лет перебирался из одного монастыря в другой, пока не оказался в Чудовой обители под наставничеством старца Пимена.
Именно в келье летописца начинается раскрываться образ Лжедмитрия. Это юноша невысокого роста, крепкого телосложения с рыжеватыми волосами и голубыми глазами. Его внешность очень приятна, и даже просматривается царская порода.
Единственное, что портит впечатление, так это рассыпанные по всему лицу бородавки.
Услышав от монаха рассказ о царевиче Дмитрии, Григорий решается пойти на авантюру. Подсчитав, что сыну Ивана Грозного было бы сейчас тоже 20 лет, Отрепьев решает испытать судьбу и использовать этот шанс. Он убегает из монастыря, уезжает в Латвию и провозглашает себя Дмитрием.
Кратко основные черты характера Григория:
- смелость;
- самоуверенность;
- авантюризм;
- ловкость;
- хитрость.
Монах Пимен
- кроткий;
- усердный;
- набожный;
- мудрый.
Можно заметить, что автор очень трепетно относится к старцу. Он описывает его не как простого монаха, а как интеллигентного, образованного человека. Пимен никого не осуждает. В любой ситуации он видит Божье провидение.
Марина Мнишек
Эта героиня в произведении Пушкина — литературное воплощение дочери польского воеводы. В истории женщина запомнилась как супруга Лжедмитрия, московская царица, правление которой длилось всего одну неделю.
Комментируя образ Мнишек, автор отмечал, что главное в ее характере было тщеславие и амбициозность. Однажды узнав, что такое царская власть, она уже не может перестать думать о ней. В попытках стать владычицей Марина готова совершать любые аморальные поступки.
Ради получения трона она не брезгует даже связью с проходимцем.
Князь Шуйский
Прототипом этого персонажа послужил князь Василий Шуйский, живший на рубеже XVI—XVII вв. еков. В памяти соотечественников он запомнился как неординарный, предприимчивый человек. Именно он в свое время вел расследование о смерти царевича Дмитрия и скрыл вину Годунова ради собственных корыстных замыслов.
В 1869 году композитором Мусоргским на суд зрителей была представлена одноименная опера на текст трагедии Пушкина, которая была поставлена в Мариинском театре. Позже драма была трижды экранизирована и показана широкому кругу зрителей.
Образ главного героя
В трагедии «Борис Годунов», краткое содержание которой следует пересказывать по главным сценам драмы, дан психологический портрет царя. Вначале автор показывает его в семейном кругу, в разговоре с дочерью и сыном. В этих отрывках читатель видит в нем заботливого отца, который печется о счастье своих наследников.
Из его беседы с сыном становится очевидным, что Борис — мудрый правитель, который занимается государственным делами и стремится научить тому же своего преемника. Однако затем следует сцена, в которой он предстает перед читателем в совершенно другом виде. Царь винит себя в убийстве царевича Дмитрия (данный факт не подтвержден исторической наукой, однако автор использовал народный слух) и боится, что это преступление отразится на его судьбе. Он всеми силами старается быть справедливым и мудрым правителем, однако мысль о смерти ребенка не дает ему покоя. Таким образом, автор дал подробный психологический портрет царя, раскрыв его с двух сторон и показав его тайные душевные страдания.
Другие сочинения по этому произведению
Народ и властьНарод и власть (по трагедии «Борис Годунов»)Народ и его роль в трагедии «Борис Годунов»Образ Бориса ГодуноваОсновная тема трагедии «Борис Годунов»Русская история глазами А. С. Пушкина (по трагедии «Борис Годунов»)Образ летописца в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов»Образ и характер Бориса ГодуноваПРОБЛЕМА НАРОДА И ВЛАСТИ В ТРАГЕДИИ А. С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»Мои размышления по трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»Образ и характер Самозванца в трагедииСочинение на тему трагедии Пушкина «Борис Годунов»Пимен — характеристика литературного герояИстория России в творчестве А.С. Пушкина (на примере поэмы «Борис Годунов»)Особенности жанра трагедии «Борис Годунов»Художественный анализБорис Годунов 1Историческая концепция трагедии «Борис Годунов»Народ в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов»)Переломные моменты прошлого России в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»Творческая история трагедии Пушкина «Борис Годунов»Марина МнищшекДраматический характер трагедии «Борис Годунов»Судьба человеческая судьба народная в «Борисе Годунове»Судьба человеческая судьба народная в поэме «Борис Годунов»Главный герой трагедии Пушкина «Борис Годунов»Личность Бориса Годунова и ее трактовка ПушкинымНАРОД И ВЛАСТЬ трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов»Художественное отображение национального прошлого народа в поэме «Борис Годунов»Анализ сюжета поэмы «Борис Годунов»Основной конфликт в трагедии Александра Пушкина “Борис Годунов”Русская история глазами А. С. ПушкинаХроники царствования Бориса Годунова по трагедии ПушкинаХудожественные особенности трагедии «Борис Годунов»Анализ композиционной структуры «Бориса Годунова»Причины и мотивы написания трагедии «Борис Годунов»Память историческая и нравственно-этическая в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов»Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов»Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова»Значение трагедии «Борис Годунов» в истории русской драматургииУгличская драма в жизни Бориса ГодуноваКомпозиция трагедии Пушкина «Борис Годунов»Шуйский — характеристика литературного герояЮродивый — характеристика литературного герояБорис Годунов 2Центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»Исторические произведения Пушкина («Капитанская дочка», «Борис Годунов»)
Вариант 2
Трагедия Пушкина «Борис Годунов» является самой загадочной историей и самой сложной как для читателя, так для различных критиков. Многие люди, которые пытались снять фильм, по этой трагедии не улавливали саму суть, саму загадку и сложность «Бориса Годунова», поэтому чаще всего фильмы выходили не такими потрясающими как книга. Многие литературоведы писали, что многие моменты из книги напоминают определённых людей в истории, а также события. Например, что в персонаже Самозванец, Пушкин на самом деле показал себя, в образе Бориса — правителя Александра 1, а Гришка Отрепьев — это некий предвестник восстания декабристов.
Главная тема трагедии «Борис Годунов» — это тема власти и величия, к которой стремятся персонажи повести. Они идут к ней, невзирая на других и на правила приличия, они показывают свой настоящий характер, свою гордость и самолюбие. Герои забывают о том что царская власть для всех верующих означает, что царь некий посланник Бога, который должен защищать свой народ, от различных бед забыв о своих личных проблемах. Но не один из героев, не подходит для этого, ведь они все это делают лишь для собственного величия.
Народ великой страны молиться всевышнему за царя, чтобы он правил долго и светло. Подданные подают в отчаянье и начинают презирать себя после того как убили Дмитрия, и на престол зашел Годунов. Самое интересное, что еще неясно, что царевича убили, а также кто это сделал, поэтому многих людей привлекает эта загадочность, которая есть в трагедии Пушкина.
Основная идея трагедии «Борис Годунов», тем, что царя, Бориса погубила его гордыня, ужасный характер, но самое главное властолюбие. Во время всей истории, он конфликтует со своей совестью, и всеми силами пытается выйти из этого конфликта победителем. Но все заканчивается тем, что он находит выход только в покаянии. Но не в обычном покаянии перед Богом, рассказывая обо всех своих ошибках и неудачах. Для Годунова покаяние — это отказаться от власти, от престола и величия. Но он не готов каяться перед Богом и лишиться власти, даже перед смертельной опасность, но не готов это делать: «Повремени, Владыка патриарх, // я царь ещё…». Годунов передает свою власть сыну и дает ему советы, что и как нужно делать, когда ты царь. Можно подумать, что он любит своего ребенка, но даже это делается из собственной гордыни: «кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоит Меня…».
В конце понятно, что стремление Бориса к власти, собственного величия над другими людьми сделали его очень гордым и нанесли на него некое проклятие судьбы. Может если бы он отрекся от власти, покаялся Богу, он бы смог жить дальше, но из собственных противоречий, он не смог это сделать.
Жизненный опыт
Из биографии героя понятно, что к монашеству Пимен приходит уже в зрелом возрасте. У него была довольно бурная молодость, какая прошла на службе при царском дворе. Будучи воином, Пимен принимал участия во многих ратных делах, сцены каковых иногда посещают его в снах.
Он также успел познать и насладиться радостями и музыкой жизни, но настоящее блаженство испытал только после монашеского пострига, поняв суетность и мелочность жизни в миру.
Долгая жизнь Пимена была насыщена многими историческими событиями, в которых ему пришлось быть участником или свидетелем. Летописец застал правление царя Ивана Грозного и был невольным свидетелем убийства царевича Дмитрия, в котором позже обвинили Годунова. Монах не был приверженцем кровавых методов прихода к власти и искренне верил, что его записи уберегут будущие поколения от подобных ошибок.
Свой взгляд и видение исторических событий он не только записывает в летопись, но и пересказывает ученику Григорию Отрепьеву. Этим действием монах Пимен невольно из наблюдателя за событиями переходит в статус реального участника, так как Отрепьев по-своему воспользовался полученной информацией — становится Лжедмитрием.
Также Пимену пришлось повоевать:
- и под Казанью;
- и в Шуйском сражении, отражая нападение литовцев.
Основу умиротворения и высшего блаженства для героя создаёт представление о верном служении Богу и возможность размышлять о вечном мире. А своё истинное предназначение монах видит в том, чтобы создавать летописи, показывающие потомкам реальную историю русской земли.
А. С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов» как художник создал не просто образ-миниатюру летописца, а сделал ударение на то, что это человек, который характеризуется огромным жизненным опытом и пытливым умом. Он способен переживать за судьбу своего народа и делать правильную оценку и выводы на основе исторических фактов
И несмотря на второстепенность самого персонажа в произведении, его особенности и качества по важности для понимания сути пьесы не уступают по важности перед чертами главных героев
Образ монаха
На основе исторического материала построил свое произведение Пушкин. «Борис Годунов» (летописец Пимен в рассматриваемой драме получился одним из самых запоминающихся действующих лиц) — это трагедия, в которой представлена целая галерея портретов эпохи конца 16 — начала 17 века. Монах монастыря, где некоторое время жил представлен в пьесе как воплощение мудрости, мира и покоя. Он занят написанием летописи о событиях минувших времен, и именно его глазами читатель видит прошлое, так как он сам был очевидцем великих событий. Из его монолога мы узнаем об его трепетном и благоговейном отношении к своему труду: Пимен понимает всю значимость создания хроники об отечественной истории. Исторической достоверностью проникнута вся пьеса «Борис Годунов». Отрывок, описывающий сцену в Чудовом монастыре, особенно торжественен, так как речь монаха дышит покоем и умиротворением, и его спокойствие контрастирует с беспокойным настроением Григория Отрепьева.
Сочинение Образ монаха Пимена
С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».
Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.
Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.
Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому — к вере и религии.
Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.
Монах летописец.
Вариант 2
Пимен – важный персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Это смиренный старец, монах с дворянским происхождением. В молодости Пимен, вероятно, служил в войске Ивана Грозного, так как в драме можно заметить слова о том, что Пимену в свое время довелось видеть «двор и роскошь Иоанна».
Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.
Пимен занят летописью, написание которой он считает своей обязанностью перед Господом. Однако летопись остаётся недописанной, окончившейся сказанием о гибели царевича Дмитрия. Совесть и добросердечность не позволяют монаху писать дальше, так как он мало, по его же словам, «вникал в дела мирские». А доверять слухам Пимен не согласен.
Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.
Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.
Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.
Образ в произведении
Герою одной из сцен трагедии, старику Пимену, досталась, казалось бы, незначительная роль. Но этот персонаж выполняет важную функцию в развитии сюжетных линий, в сцеплениях основополагающих образов и идей. В I картине, из рассказа Шуйского становится известно о цареубийстве, которое совершено в Угличе, виновником чего называют Бориса Годунова. Однако сам Шуйский является косвенным свидетелем, заставшим “свежие следы” на месте преступления. Старик Пимен же фактически является единственным реальным очевидцем среди остальных персонажей, который лично видел зарезанного царевича Димитрия.
Факт гибели царевича для Шуйского тривиален, как любое другое убийство, связанное с политикой, ведь в то время таковым не было числа. Оценка же Пимена имеет совершенно иной тон. Старик убежден, что грех убийцы ложится на всех, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли».
(В.Р. Петров, опера «Борис Годунов», фотограф и художник К.А, Фишер
)
В словах мудрого старца далеко не обычная нравственная оценка. Пимен действительно считает, что ответственность за преступление одного человека ложится на них всех.
Пимен еще даже не знает о последствиях, которое принесет это событие, однако монах обладает уникальной способностью — предчувствовать беду, что делает его смиренным и милосердным. Своих потомков он призывает быть смиренными. Именно здесь проявляется симметрично противоположное отличие от “суда” Юродивого, который отказал Годунову в молитве.
Григорию Отрепьеву Пимен пытается объяснить, что даже для таких людей, как цари, для которых жизнь на земле складывается, казалось бы, наилучшим образом, не могут найти свой покой, и обретают его только в схиме. Рассказ о Димитрии, в особенности, упоминание о том, что он был ровесником Григория, провоцируют мысль, определяющую дальнейшее развитие событий. Пимен производит Григория в самозванцы, причем не имея на это намерений. В результате этой основополагающей перипетии, затягивается в свой драматургический узел завязка произведения.
Популярные сегодня темы
Часто ли мы присматриваемся к тому, что нас окружает? Обращаем ли внимание на прелести, что дарит нам природа? Над этими вопросами необходимо поразмышлять. Знаменитая поэма Александра Сергеевича Пушкина, посвященная полтавской виктории, была написана под впечатлениями поэта от другого знаменательного события в истории России – восстания декабристов
Знаменитая поэма Александра Сергеевича Пушкина, посвященная полтавской виктории, была написана под впечатлениями поэта от другого знаменательного события в истории России – восстания декабристов.
В центре картины — молодая красивая итальянская девушка. Лето, июльский полдень. В виноградниках идёт сбор урожая. Спелые гроздья налились, так и просятся в корзинку. Девушка правой рукой держит сорванную гроздь зелёного винограда