Автобиографичность сюжета
История, о которой повествуется в романе, когда-то частично происходила в настоящем. Знакомство с контрабандистами имеет реальную основу. Но в жизни все было несколько иначе. В реальности существовала некая старуха, в романе же использовался образ Царицыхи. У старой казачки даже имя указывает, что она не имеет ничего общего с бедной старухой. Когда-то казачка приняла Лермонтова за шпиона. Она испугалась, что он приехал следить за контрабандистами и докладывать о них властям. В романе также было место подобному страху.
«Тамань» Лермонтова уникальна тем, что в главе главный герой оценивает собственные поступки. Печорин думает, что все, что с ним происходит, неслучайно. Он считает, что судьба намеренно свела его с честными контрабандистами. Григорий сравнивает себя с камнем, брошенным в воду, ведь он так же потревожил их покой и тоже чуть было не утонул. Герой понимает, что из-за своей любопытству он влез в жизнь других людей и заставил их страдать. Размышления на эту тему беспокоят Григория, он переживает. В главе читатель впервые видит терзания Печорина о чем-либо.
Автобиографичность сюжета
История, описанная в романе, взята из жизни. Встреча с контрабандистами имеет реальную основу. Конечно, в жизни все было иначе. Что взял в сюжет Лермонтова? В жизни была старуха, но это другой образ – Царицыха. Старая казачка, даже имя доказывает, что ничего общего с нищей старухой здесь нет. Казачка приняла Лермонтова шпиона (соглядатая).
Ундина боится, что Печорин их сдаст. Она решается на убийство. Сколько силы в хрупкой девчонке, практически сумевшей сбросить сильного офицера с лодки. Только хитрая уловка помогла Печорину справиться с русалкой. В жизни Ундина – это соседка Царицыхи – красавица татарка, муж которой занимался контрабандой. Был в реальной истории и слепой мальчик Яшка. Персонажи в романе стали совершенно другими. В этом мастерство классика – увидеть в реальной жизни тех, кто станет основой для литературных персонажей.
Главный герой романа
Григорий Александрович Печорин — главный герой произведения. Он — человек сложный и противоречивый. По его собственным словам, в нем как бы живут два человека, один из которых совершает поступки, а второй является самым строгим судьей.
Герой чувствует своё высокое предназначение, но растрачивает себя по пустякам. Ему скучно, и от скуки он играет своей жизнью и жизнями других людей. Он приносит страдания, но при этом страдает сам. Лучше всего глубину и многогранность натуры Печорина мы понимаем через его мысли, описанные им в дневнике, через поступки, через отношения с другими главными героями романа.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(752)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(728)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(703)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(691)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(795)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(583)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
Характеристика Ундины из романа Герой нашего времени
Ундина – одна из второстепенных героинь романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Она появляется в главе под названием «Тамань», когда главный герой, Печорин, проездом останавливается в одноименном городе.
Настоящее имя героини в произведении не обозначается: «…«А как тебя зовут, моя певунья?» – «Кто крестил, тот знает»…». В тексте есть указание на то, что героине не больше 18-ти лет. У героини проницательные глаза, правильный нос, «распущенные косы», «длинные русые волосы», «белая фигура» и, несмотря на то, что она далеко не красавица, в ней «много породы». Она предстает перед Печориным в полосатом платье с распущенными волосами, отчего напоминает русалку.
«Ундина» — контрабандистка. Печорин узнает об этом, наблюдая на берегу ее встречу с лодочником Янко и уже знакомым слепым мальчиком. Печорин находит в ней странную и причудливую девушку, отмечает ее речь, полную загадок, быструю смену настроения и странные песни, которые она порой начинает напевать.
У Печорина эта девушка вызывает интерес, он начинает воображать, что нашел «Гётеву Миньону», пристально наблюдает за ней. Ундина притягивает героя, он стремится больше узнать о ней, поймать, но она постоянно ускользает от него и дразнит, чем только сильнее разогревает любопытство Печорина. На все его вопросы она отвечает очень коротко и двусмысленно, вводит героя в заблуждение. Когда Ундина понимает, что он раскрыл их тайну о контрабанде, то пытается соблазнить Печорина, хотя заметно волнуется, что видит и герой.
На ночном свидании, уже оказавшись в лодке, герой понимает, что его ждет опасность. В сватке с Ундиной Печорин побеждает, сбрасывая ее в море. Позже он наблюдает за тем, как Ундина выходит из воды, выжимая «морскую пену из длинных волос своих».
Ундина в волнении и напряжении сообщает лодочнику Янко о том, что их обнаружили, и они отправляются в путь. Безо всякого сожаления они оставляют слепого мальчика и старуху, спасая себя и товары.
Эта ситуация вызывает в душе Печорина тягостное недоумение, он задается вопросами, почему судьба закинула его к ним: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!».
Ундина — героиня с сильным характером и четко выраженными интересами. Ради собственного благополучия, и, скорее всего, из любви к Янко, она попыталась утопить Печорина несмотря на риск для собственной жизни. Для того, чтобы сохранить свой маленький, спокойный и безмятежный мир, она играет с Печориным, предстает перед ним манящей, веселой и приветливой красавицей. Она расчетлива и умна, знает себе цену и умеет пользоваться своей красотой. Отчаяние толкает ее на жестокий поступок, ведь на кону — целый мир, пусть и не большой, но так старательно созданный.
Смысл произведения
Сочинение — возможность провести краткий анализ главы Тамань, где суровые реалии переплелись с романтическим началом. Автор в ярких красках описывает красоту Кавказа и умело вписывает в живописный пейзаж образ разбойников (контрабандистов). Ведь настоящая романтика заключается в вольном образе бандитов, их умении пользоваться ситуацией, распоряжаться судьбами других.
При этом внутренний мир контрабандистов остается таким, каков он был. Поэтому говорить о чувствах между парнем и девушкой сложно. Парочка была вместе лишь ввиду преследования корыстных целей.
В повести можно рассмотреть черты характера людей разных сословий. Каждый читатель вправе сам сделать вывод о том, что чувствовал Печорин, почему он совершал те или иные поступки. Лермонтов будто заставляет самостоятельно продолжить тему, написать новую историю главы, пересказать историю в своем жанре, возвращая главного героя в более привычную ему среду.
Княжна Лиговская
Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.
Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.
Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.
В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.
Княжна Мери
высшего общества
Григорий разглядел в девушке черты, импонировавшие ему. Могла по-детски обидеться, надув губки. Умела быть благодарной. Это было заметно, когда Печорин избавил ее от общества надоедливого кавалера, выпившего и пристающего к ней. Он стал спасителем, принцем, которого она ждала. Ради него готова была бросить все, рвануть на край света, если бы позвал.
Мери Печорину не нужна. Да, она была милой, нравилась ему, но узы брака не для него. Когда Григорий признается, что ему не нужна любовь, для Мери это стало ударом, но она его выдержала гордо и достойно. После расставания княжна долго будет вспоминать несостоявшийся роман, ненавидя себя за то, что пошла на поводу своих чувств.
Сочинение на тему Ундина в Герое нашего времени
Словно легкий морской бриз принес на берег эту девушку. Удивительно легки и проворны ее движения
Читатель с интересом наблюдает, как избалованный женским вниманием Печорин восхищенно следит взглядом за ней. До конца повести мы так и не узнаем ее имени
Это ундина — героиня повести М.Ю. Лермонтова, девушка лет восемнадцати.
Ее происхождение и родственные отношения с другими героями тоже окутаны тайной. Живет в «нечистом месте» со старухой и слепым мальчиком. Ждет Янко. Или « красную ленту»? Предположение, что Янко может погибнуть не вызывает бурных эмоций. Они чужды ее натуре, в ней слишком много коварства и игры. Лишь перед угрозой разоблачения она волнуется.
Печорин увидел в ней дитя дикой природы. Она навеяла ему ассоциации с «Гетевой Миньоной». Моя ундина, русалка, певунья — так называет ее мысленно Печорин. Его попытка узнать что-то о ней из ее уст наталкивается на уклончивые ответы. Человек наблюдательный, он увидел в улыбке девушки какую-то неопределенность, но оказался жертвой «породы» в ее внешности. Она показалась ему обворожительной. Хотя причудливость и странность настораживают, читатель разделяет восхищение внешностью «красавицы». Красота ее, конечно, своеобразна. Прельстил же героя ее правильный нос, который « в России реже маленькой ножки».
Ее глаза, обладающие «магнетическою властью», смотрели бойко и проницательно. Перед читателем не только очаровательная, но и явно смышленая героиня. Сущность хищной натуры откроется в тот момент, когда рассказчик вторгнется в ее жизнь. Она попытается не позволить ему разрушить ее мирок «честной контрабандистки». Ундина смело вступает в борьбу с вооруженным мужчиной. Восхитительны ее отвага, ловкость, цепкость кошки и изворотливость змеи. Так описана она рассказчиком. То «дикое и подозрительное», что читалось в ее взглядах , проявилось как ее сущность.
Ее профессия — разбой и воровство. Она корыстна, расчетлива, несмотря на опасность, отправляет слепого на кражу. И все же вздох облегчения вызывает то, что она, невредимая, выжимала морскую пену из своих волос после схватки с Печориным.
В ней, как и в Янко,- ни тени сострадания к слабым и беспомощным людям. Скуден и убог ее внутренний мир. В нем нет места привязанности к людям, глубоким чувствам. Мешок с краденым, который принес слепой, воплощает ее жизненные цели.
Эта девушка-авантюристка стала единственной героиней в романе, не подвластной чарам Печорина. В любовь к нему она, почувствовав опасность, играет. И становится жертвой его неуемного желания открыть для себя мир, чуждый фальши аристократических салонов.
Образ Веры в «Герое нашего времени»
Вера — это женщина-жертва. Она давно влюблена в Печорина, который «высушил ей сердце». Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью. Единственное ее утешение — то, что любимый холост.
Одновременно, Вера — умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго. Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.
Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…». Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:
«Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»
Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:
«Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»
«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»
Где можно прочитать роман “Герой нашего времени” в кратком содержании за 20 минут
Если хотите узнать не только про отношения Печорина и Ундины и главу про Тамань, а быстро прочитать весь роман, то мы нашли для вас крутое краткое содержание на сайте Читай Быстро: https://bukva.info/blog/geroy-nashego-vremeni-kratkoe-soderzhanie/ всего за 20 минут прочтения вы сможете разобраться во всех хитросплетениях романа Михаила Юрьевича Лермонтова, сложить собственное впечатление о всех героях и сюжете.
А сэкономленное время можно потратить на прогулку с друзьями или на то, чтоб почитать еще больше ответов на вопросы в нашем проекте и стать еще чуточку умнее и начитанней :).
Характер Печорина в повести
Герой нашего времени в главе Тамань, анализ которой мы приводим — авантюрист и искатель приключений. Именно поэтому Печорин решил проследить за заинтересовавшей его парочкой, вторгнуться в их жизнь. Он руководствовался следующими принципами:
- быть в курсе всего, что происходит;
- узнать то, что пытаются от него скрыть;
- исправить ситуацию, возможно, со своей выгодой.
Хотя в рассказе Лермонтова может быть и другой смысл. Возможно, главный герой просто поддался женским чарам, как юный несмышленый мальчик. Иначе, почему он так легко согласился встретиться с девушкой слепого хозяина квартиры.
Печорин не понимает, как удалось простой с виду женщине обвести его вокруг пальца, прочитать его, как открытую книгу. Ведь он и сам умело расставляет ловушки, может играть с судьбами людей. Среди его рассуждений можно уловить горечь и досаду, посыл к высшим силам. Возможно, это неспроста, а сама судьба так распорядилась? И офицеру становится ясно, что теперь и он стал игрушкой в чужих руках. Ведь он сам вторгся в чужой мир, внес смуту и нарушил спокойствие людей.
Григория терзают душевные переживания. Поэтому он постоянно анализирует происшедшее и приходит к выводу, что в случившемся нет его вины. Он успокаивает себя мыслью о том, что ему нет никакого дела до бедствий людей. Он продолжает ощущать безразличие к их судьбам, ведь его интересы превыше всего.
https://youtube.com/watch?v=BB1pXpCUH3Q
Сочинение на тему Ундина
Творение Лермонтова «Герой нашего времени» является психологическим романом. В книге описаны несколько героев. Одна из второстепенных ролей принадлежит героине по имени Ундина. Ундина возникает в главе Тамань. В этой части Печорин разрушил жизнь контрабандистов. Ундина является контрабандисткой. Печорин с ней познакомился по приезду в город Тамань. Девушке было 18 лет. У нее были русые и длинные волосы, белая кожа и проницательные глаза.
Ундина была похожа на сирену из греческой мифологии, либо на русалку из старых сказок. По мифологии сирены завлекали мужчин при помощи своего пения. Они утаскивали мужчин на дно океана. Печорин отметил, что девица имеет приятный и ангельский голос. Ее голос околдовывал и завлекал людей к себе. Печорин старается запоминать каждое слово, которое она произносила. Девушка имела удивительную внешность. Главный персонаж отметил, что ее глаза завлекали и властвовали над ним. Печорин отметил, что девица не была красавицей, но обладала особым обаянием. Данное качество притягивало мужчин.
Ундина была развеселой, энергичной и одновременно переменчивой. Девушка не могла сидеть на месте, и была в постоянном движении. У девушки было переменчивое настроение. Она могла танцевать, скакать и бегать и резко замирать на месте. В ее взгляде Печорин находил что – то непослушное и неистовое.
При разговоре Ундина использовала поговорки и пословицы, также устаревшие словосочетания. Она была свободной и ненормальной девушкой. Ундина может быть смирной и резко разозлиться. Героиня отличалась особой изящностью и женственностью. Несмотря на свою хрупкость, Ундина была сильной и пронырливой. При драке девушка опрокидывала и била Печорина.
Ундина жила в грязном месте со слепым мальчиком и старухой. Она ожидала приезда Янко. Риск смерти Янко не пробуждал никаких чувств у девушки. У героини было много коварства. В улыбке Ундины Печорин видел неопределенность. Читателя завлекают ее ловкость и отвага, также изворотливость змеи. Ее жизнь основана на воровстве и разбое. Ее корысть и расчетливость рушила жизнь других. Как – то раз на кражу она отправила слепого парня. У девушки, как и у Янко не было чувства сострадания. В романе только девушка не была подвластна чарам главного героя.
Смелость Ундины
В хилой девушке была какая-то внутренняя сила. Грегори называет это качество породой. Это, пожалуй, самое точное определение. Ундина заигрывает с мужчиной, уводит его к морю и пытается утопить. Такое достижение позволило бы контрабандистам продолжить свой бизнес. Жадные планы девушки несколько сложно осудить. Лермонтов так хорошо пишет о своем желании защитить близких, что в душе хочется наказать Печорина. Отчаянная борьба отвлекает от внешности девушки. Он подвижный и сильный. В каждом предложении можно найти описание характера волны:
- маленькие руки, морщинистые пальцы — липкие и точные в движениях;
- «Змеиная природа выдержала эту пытку» — сильная и продолжительная;
- «Сверхъестественное усилие» — преодолеть способен человек.
Грушницкий и Вернер
Образы героев совершенно разные, но оба они – отражение Печорина, его «двойники».
Совсем юный юнкер Грушницкий
– обыкновенный человек, ему хочется выделяться, производить впечатление
Он принадлежит к тому типу людей, которые «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение»
Это двойник-антипод главного героя. Все то, что пережито Печориным искренне и выстрадано – разлад с миром, безверие, одиночество, – в Грушницком всего лишь поза, бравада и следование моде времени. Образ героя – не просто сопоставление истинного и ложного, но и определение их границ: в своем стремлении выделяться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, становится способным на подлость. В то же время оказывается «поблагороднее своих товарищей», его слова «я себя презираю» перед выстрелом Печорина – как отголосок той самой болезни эпохи, которой поражен и сам Печорин.
Доктор Вернер
кажется нам поначалу очень похожим на Печорина, и это действительно так. Он скептик, проницателен и наблюдателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях, «злой язык», под маской насмешки и иронии скрывает свои истинные чувства, свою способность сострадать. Главное же сходство, которое отмечает Печорин, говоря о приятеле – «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Различие становится очевидным, когда сравниваем описание героев. Вернер оказывается циником больше на словах, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя совершенно сознателен, внутренняя активность ему чужда.
Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает приятеля о слухах и заговоре, но не подает руки Печорину руки после дуэли, не желая брать на себя собственную долю ответственности за произошедшее.
Характер героев этих – как единство противоположностей, и Вернер, и Грушницкий оттеняют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.
«Ундина»
Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.
Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.
Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.
Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.
Внешность и уникальность образа
Странная девушка напомнила Григорию русалку. Он назвал ее ундиной. Мифологическое значение слова – дух воды, женщина, заманивающая путников в глубины. Девушка нравится Григорию. Это чувствуется по описанию, передающему восприятие женщины. Печорин называет ундину странным существом, но она его притягивает своей оригинальностью. Глаза обладали магнетической властью. Были бойкими и проницательными. Григорий ищет соответствие поведению с внешностью, но его нет.
Безумные передвижения не имели логики, а взгляд принадлежал умному человеку. Необыкновенная гибкость, правильный нос, особая посадка головы, слегка загорелая кожа, длинные волосы – основные черты персонажа. Печорина покорил правильный нос. Мужчина рассуждает о редкости такого во внешности русских женщин. Переходы от одного действия к другому не давали Печорину возможности сосредоточиться, но ему очень хотелось пообщаться с ундиной.
Она почувствовала это и пригласила Григория на свидание. Разговор персонажей показывает различие характеров. Девушка уверена в близости счастья – Печорин пессимистичен. Ундина уверена, «откуда ветер, оттуда и счастье», «где поется, там и счастливится». Печорин предупреждает, что можно напеть горе. Скрытность девчонки возмущает Григория, он рассказывает о том, что видел ночью, пугает доносом. Ундина как птица выпархивает и исчезает, напевая мелодию.
Русалка «Тамани»
Ундина ведет себя как хозяйка побережья. Ее дикий нрав схож с характером коркой княжны – Бэлы. Но здесь ярче проявляется женская суть: она рассмотрела в Григории опасного врага, который может разрушить ее жизнь. Пламенное дыхание страсти отвлекает, и Печорин остается безоружным. Красавица превращается во врага, умелого и изворотливого. Битва с ундиной отвлекает деталями. Иногда кажется, что Печорин дерется не с хрупкой девушкой, а умелым Янко.
Описание поведения Ундины сравнимо с кошачьим. Она ходит мягко, неслышно, передвигается резко, незаметно. Умеет девушка пользоваться своей внешностью, она завлекает гостя, уводит лодку с ним в открытое море. Все пролетает перед Печориным в одно короткое мгновение. Даже пение Ундины необычны. Слова песни о воли и прекрасной жизни слышатся на берегу с нищей лачугой.
Бэла
Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.
Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.
Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.