Контрасты местности
Тема многочисленных отличий города активно раскрывается во многих произведениях автора. Наиболее ярко описание контрастов затрагивается в повести «Невский проспект». В самом начале сочинения писатель восхищается величественностью Петербурга, его красотой. Он кратко рассказывает, что нет ничего прекраснее Невского проспекта.
Герой произведения, попав на проспект, не видит людей. Перед ним мелькают шляпы и шляпки, рукава и сюртуки. Писатель подчеркивает, что в городе нет души, только напыщенность и показуха. Живой человек бесследно пропадает в этом огромном и бездушном мире.
Каждый, кто попадает в город, встречает пышность и красоту везде, куда бы ни пошел. Но при этом портрет человека, его описание, полностью исчезает и стирается. Стоит только заглянуть глубже, можно увидеть множество публичных домов, грязи и нищеты, которые прячутся от каждого, кто не должен встретить сие непотребство.
Образ Петербурга в произведениях Гоголя никогда не бывает единым. В «Невском проспекте» герой также меняет свое мнение о городе. Если вначале он им восхищался, теперь старается пройти через центральную улицу как можно быстрее, запахнувшись в плащ поплотнее.
Бюрократия и мелочность высмеиваются писателем и в произведении «Шинель», в котором у простого человека есть только одна мечта, ради которой он и идет наперекор себе и служит в департаменте. Но даже получив желаемое, человек не может порадоваться покупке. Чиновники отобрали его мечту, тем самым показав, что в Петербурге все решают сильные, а маленький человек не имеет своего слова.
Несмотря на всю любовь к Петербургу, свой приют писатель нашел в Риме. Именно он стал тем самым городом, в котором ему было очень хорошо и спокойно. Здесь же он пишет свои самые известные сочинения.
В реферате или школьном докладе следует обязательно указать, что к концу жизни Гоголя Петербург стал для него олицетворением власти мертвого над живым. Более ничто не радовало душу писателя в этом холодном городе. Об этом он говорил в прозе своих произведений и сообщении своим друзьям. Писатель, как истинный художник, показывал правдивые черты города, не приукрашивая его.
Мотив враждебности города
С самого начала складывается ощущение того, что город хочет выгнать людей, он отторгает их. Но не всех. Страдают в первую очередь такие как Акакий Акакиевич. Враг всех чиновников с мизерным жалованием — петербургский мороз. Холод в повести символизирует еще и пространство смерти, прежде всего духовной. Ведь ни у людей, окружающих Башмачкина, ни у него самого нет никаких других интересов, кроме как вещи.
Подробно описывается городской пейзаж, когда Башмачкин направляется к портному, чтобы починить шинель. Парадные богатые подъезды контрастируют с вонючими, грязными черными ступенями домов бедных. Сам герой теряется в многолюдном Петербурге, у него нет своего лица
С этой точки зрения важно портретное описание главного героя, которое дано в самом начале повести. Он не высок и не низок, лицо не худое и не толстое, то есть ничего конкретного автор не упоминает, тем самым показывая, что герой не обладает никакими отличительными чертами, он безликий, из-за этого он практически не вызывает сочувствия
2 вариант
В образе славного города Петербург автор постарался показать все стороны, которые с его точки зрения, раскрывали его суть. Также, стоит сказать, что на его фоне происходят основные события в данной истории. Ведь, центральные персонажи, вокруг которых разворачиваются действия, проживают в Петербурге, и на фоне изменений его структуры, становится понятным то, насколько значимыми они были с точки зрения сюжета. Гоголем этот город был описан невероятно подробно, и на удивление ярко и жизненно. Он, через прямые описания, однако, с добавлением некоторой аллегории, позволил понять всю столичную жизнь, вместе с ее палитрой красок, которая содержала как печальные, так и радостные тона.
Улицы, по которым Башмачкин проходит, показаны весьма грязными и неопрятными, что говорит о том, что в данном городе никто особо не старается контролировать нормальную экологическую ситуацию. Также, можно отметить то, что дома, находящиеся в этом городе имеют одинаковую бледноватую желтую или серую окраску, что позволяет понять тот факт, что автор видит данное место весьма унылым, однообразным и совершенно неинтересным. Даже в описании внешности Башмачкина, писатель видел причастность данного города, так как его неблагоприятная атмосфера влияла на героя не лучшим образом, и цвет его кожи оставался желтоватым и нелицеприятным. Именно из-за Петербургского климата, герой не смог улучшить свое состояние, и, напротив, только ухудшил свое здоровье.
Показал Гоголь и суровую городскую зиму, которая являлась коварным врагом для всех жителей этого места. Ведь, данное время протекает обычно весьма суровым и непростым образом, что показывает его пагубное влияние на простых людей, которые не могли существовать нормально в столь непростой период времени. Также, можно сказать и о том, что в сюжетных линиях происходят кардинальные изменения именно тогда, когда на улицах свирепствуют морозы. Так, шинель героя была украдена именно в этот период времени, что говорит об особенном отношении автора к этому времени года. Автор сделал образ данного места собирательным, так как хотел показать на его примере основные черты и особенности других крупных городов. Произведение получилось очень ярким, запоминающимся и поучительным, ведь оно содержит в себе смысл того, что не всегда крупные города являются показателем качественного уровня жизни.
Типичность
В начале повести Н. В. Гоголя не называется департамент, из чего следует, что этот департамент – образ собирательный, характерный для всех департаментов Петербурга. На это указывает и следующее: «все улицы и домы слились и смешались».
Образ Петербурга, к которому обращались в русской литературе довольно часто, рассматривается Н. В. Гоголем не только через пейзаж, но и через жителей города. В произведении описываются все чиновники от титулярного советника Башмачкина до «значительного лица».
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Петербурга в повести «Шинель», рассмотрит собирательный образ города, который влияет на жизнь его жителей.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
死が 近い
12/12
-
Маргарита Политова
9/12
-
Капризная Баграмян
7/12
-
Kirill Panyukov
11/12
-
Мария Уртаева
11/12
-
Саша Ермаков
12/12
-
Мадина Алиева
12/12
-
Farida Alieva
12/12
-
Родион Ларин
12/12
-
Дарья Черкасова
11/12
Ирония и бездуховность
С состраданием в повести соседствует ирония. Герой не только незаметен, но и мягок до бесхарактерности.
Он слишком добр и спокоен, чтобы как-то отвечать на нападки сослуживцев и начальства. Возможность повышения по службе его пугает, поскольку ответственность в виде внесения правок в переписываемые документы кажется непосильной. Предложение другой должности остается отвергнутым. Акакий Акакиевич предпочитает свою роль жертвы, где ему комфортно.
Отсутствие духовной жизни Гоголь подчеркивает особенно. Речь Башмачкина состоит из междометий и предлогов, никаких длинных и законченных предложений нет. Единственное, перед чем он практически преклоняется, что боготворит, — новая шинель. Почти все окружающие героя люди:
- жестоки;
- властолюбивы;
- не умеют сострадать.
Основа сюжета
Если перечитать повесть «Шинель», то перед читателем Петербург предстаёт мрачным, недружелюбным и безразличным. Именно таким он был для начинающего писателя, приехавшего в большой город. Враждебное отношение Петербурга к «маленькому человеку» Гоголь перенесет в свое творчество.
Основной герой — Башмачкин Акакий Акакиевич. Он занимает должность титулярного советника, над ним вечно издеваются сослуживцы, а начальство попросту не замечает. При его рождении родители не стали оригинальничать и назвали ребенка в честь отца. Они предопределили его судьбу, заранее решив, что сын станет титулярным советником.
Постановка на первое место материальных ценностей вместо духовных остается основной мыслью на протяжении всей повести. Шинель Акакия Акакиевича со временем приходит в негодность и починить ее уже нет возможности.
Покупка новой становится одержимостью, и герой, ущемляя себя практически во всем, наконец-то ее покупает. Его сразу же поздравляют сослуживцы, замечает начальство — жизнь становится полноценной. Но счастье продлилось недолго. Однажды вечером Башмачкина грабят, забирая и новую шинель. Добравшись до дома по зимнему холоду, Акакий Акакиевич серьезно подрывает здоровье, умирая в конце повести.
Петербург — главный герой
Чтобы лучше понять, о чем повесть «Шинель», стоит подробно рассмотреть роль Северной столицы в сюжете. Петербург представлен местом, в котором невозможно жить полноценной жизнью. В таком мрачном и гнетущем городе, высасывающим из людей все хорошее, можно лишь бесцельно существовать. Здесь плохо пахнет, на улицы выбрасывают мусор и помои, а люди ютятся в крошечных квартирках. Не зря все иллюстрации к «Шинели» выполнены в тонах:
- черных;
- серых;
- холодных;
- белых.
Образ Петербурга в «Шинели» Гоголя отталкивает. Он представлен городом-призраком, на улицы которого лучше не выходить. Петербург будто старается избавиться от всех горожан — люди ему неугодны. В первую очередь ему мешают такие, как главный герой «Шинели» Акакий Акакиевич Башмачников.
Петербург безжалостно использует мороз, чтобы изжить ему подобных со своих улиц, заставляя их забывать обо всем, кроме вещей, на покупку которых уходит практически все мизерное жалование. Город отнимает и личность, заставляя людей смешиваться в одну безликую массу.
Популярные сочинения
Жизненные ценности бывают разные, и у каждого они – свои. Но есть жизненные ценности, наличие которых всеми признается необходимым условием для хорошей жизни.
Первым источником информации были рисунки на скалах, потом появился папирус, а ещё позже люди стали делать бумагу и придумали писать пером, обмоченным в чернилах. Так и создавались первые книги
В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу. Главными местами на протяжении всей жизни для поэта были Петербург и Рим, но остановиться стоит на первом из них.
Ещё со времён школьной скамьи драматург бредил Петербургом и во сне, и наяву. Побывав впервые в городе-мечте в далёкой юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями на и без того нелёгкой стезе писателя. После жизни в Украине, озарённой в его воображении солнечными лучами, Петербург казался безжизненно серым и тусклым, а сам поэт смотрел на город уставшими глазами, провожая взглядом копошащихся людей, ассоциирующихся с муравейником. Спустя года у поэта всё же сложилось, по меньшей мере, чёткое впечатление о городе, атмосфера которого была не из лучших, но Петербург словно манил Гоголя и завораживал.
В произведениях Николая Васильевича также есть место реализму, где Питер выступает в качестве города, охваченного правлением чиновников, существующих, ведя образ жизни бюрократов. Здесь поэту на помощь в подаче приходила сатира.
Исходя из творчества драматурга, можно сделать вывод: Петербург поэт связывает с людьми, потерявшими истинный свой лик, с нереальностью и, порой, аморальностью всех событий в городе, владычество мёртвого над ныне живущим периодически мелькает в произведениях, а иллюзорность всего описанного — подтекст каждой из строчек.
Знакомство с городом
Молодой писатель приезжает в Петербург с намерением остаться здесь навсегда. Он покорен красотой города и мечтает, что в самом ближайшем будущем сможет себе позволить снимать квартиру с видом на красавицу Неву. Гоголь понимает, что здесь его жизнь полностью изменится и все его мечтания связаны именно с этим.
Пока же молодой человек не имеет возможности снимать дорогостоящую квартиру, он останавливается в доме скромного аптекаря Трута. Немного позже он переезжает на известную Мещанскую улицу, которая упоминается в некоторых произведениях Гоголя. В своих письмах автор описывает улицу как «пристанище табачных лавок, чухонских нимф и немцев-ремесленников».
Также в своих посланиях друзьям и близким он рассказывал о доме, где проживал. Молодой человек пишет, что там находились люди самых разных сословий и различные мелкие лавочки:
- двое портных;
- сапожная мастерская;
- работники чулочной фабрики;
- декатировщик и красильщик;
- табачная лавка.
Для Николая Васильевича город всегда был самым необычным и волшебным, словно наполненный особой душевной атмосферой. Спустя несколько десятилетий Рим смог заменить автору Петербург, но далеко не полностью, поэтому все чаще он возвращался на Родину.
Подсказки по написанию сочинения:
Выбор темы
Перед написанием сочинения необходимо тщательно выбрать тему, которая будет вам интересна и знакома. Таким образом, вы сможете более глубоко и аналитически осветить данную тему.
Анализ творчества Пушкина и Гоголя
Прежде чем приступить к написанию сочинения, необходимо тщательно изучить творчество Пушкина и Гоголя, их стиль и особенности. Это поможет определить, какие аспекты жизни Петербурга они подчеркивали в своих произведениях.
Структура сочинения
Сочинение должно иметь четкую структуру, состоящую из введения, основной части и заключения. Во введении необходимо обозначить тему сочинения и поразмышлять о значимости данного вопроса. В основной части следует провести анализ произведений Пушкина и Гоголя и сравнить их подход к описание города. В заключении необходимо подвести итоги и описать свои выводы.
Аргументация
Аргументация – важный аспект написания сочинения
Важно доказать свои мысли и выводы, используя цитаты и анализы произведений Пушкина и Гоголя. Для убедительной аргументации рекомендуется использовать не только произведения этих двух писателей, но и современную литературу о Петербурге
Язык и стиль написания
Язык и стиль написания должен быть четким и лаконичным. При написании сочинения по теме «Петербург в творчестве Пушкина и Гоголя» рекомендуется использовать литературный язык, богатый эпитетами и метафорами, а также не забывать о стиле эпохи.
Заключение
Заключение – это важная часть сочинения, которая позволяет подвести итоги и выразить свои мысли о теме. Здесь можно описать свои личные впечатления от произведений Пушкина и Гоголя, подчеркнуть их влияние на современную литературу и дать рекомендации по дальнейшему изучению темы.
Вариант 2
Сам по себе Петербург уже давно является, в любых произведениях нашей классики важнейшим образом и историческим наследием, когда бы и кем бы он ни был описан. Будь то Пушкин, Достоевский, Гоголь и многие другие классики.
Образ северной столицы всегда предстает как духовный и природный, живой образ, как личность со своим характером и нравом.
Он всегда величественен, неповторим своим изяществом и красотой. Но, как и любой другой город, Петербург, впрочем, как и любой образ человека многолик, и имеет оборотную сторону, совсем не такую красочную и парадную, где царит мрак, грязь и холод.
Петербург по-разному относится к тем или иным людям. К одним он благосклонен, в других вселяет страх. Он способен влиять на судьбы людей.
Так, и в повести Гоголя «Шинель» Петербург предстает перед нами самостоятельной личностью. И этот видно по описанию самого города улиц, дворцовых башен, домов, а также и через образы и поведение главных героев.
К примеру, унылый Башмачкин идет по таким же унылым и грязным лицам, запах квартир и домов не блещут ароматами цветов и свежестью, впрочем, как и жильцы в этих квартирах, повсюду вонючие кабаки и трактиры со специфическим смрадом.
Повсюду серые, черные и желтые цвета, которыми пестрит Петербург, этот величественный город – город «униженных и оскорбленных». И как тонко подмечено Гоголем петербургский климат особенно влияет на внешность, здоровье и судьбу людей.
Так описана внешность Башмачкина сер и ничтожен, он рыжеват, подслеповат, рябоват и имеет нездоровый цвет лица.
А мороз северной столицы, с мелкими подробностями описан автором. Он «враг» для всех жителей города. Как бы высмеивая Гоголь пишет, – Особенно он безжалостен не только к мелким чиновникам и к людям, занимающим высшие должности. И самое главное мороз является двигателем к определенным действиям.
Испорченный капот из-за мороза, заставил его хозяина купить тулуп-шинель, который все ни как не мог решиться на эту покупку. По воле злого рока, угнетающей вокруг атмосферы, злого мороза, который стал не по нраву еще кому-то, шинель крадут, а Акакий Акакиевич простужается и заболевает.
Показать уличную жизнь в серых и темных красках не являлось главной задачей автора. Для него город и для высших господ и для простого мелкого люда.
Суровый образ Петербурга служит отражением сущности как его самого, так и отражением его обитателей, холодности людских сердец, их равнодушие.
Петербург в повести
Образ Петербурга в повести «Шинель» является очень значимым не только для понимания самого произведения, но и для того, чтобы разобраться в замысле всего цикла «Петербургских повестей». Город на страницах повести фантасмагоричен и неестественен. Он напоминает город-призрак. В такой обстановке невозможна полноценная жизнь людей, возможно лишь бесцельное и бесполезное существование. Гоголь описывает подъезды и дома Петербурга, особенно подробно останавливается на странном, едком запахе. Образ Петербурга в повести «Шинель» близок к тому, каким он представлен в романе «Преступление и наказание». Достоевский также пишет о характерной для Питера «вони». Однако у Достоевского нет мистического элемента в его описании.
Образ Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя
По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Знакомиться с образом Петербурга читатель начинает с первых страниц романа
Автор уделяет особое внимание деталям созданного облика, чтобы наиболее точно передать влияние города на мысли героев. Но это не просто образ — это полноценный герой, характер которого раскрывается на протяжении всего романа
Важное место в описании автор отдает цветам, запахам и звукам, как будто пытаясь задействовать все органы чувств читателя для создания полной картины. Петербург – мучительный, враждебный, равнодушный
Этими словами Ф.М. Достоевский описывает не только город, но и людей, которые живут в нем, связывая их одной неразрывной нитью. Автор показывает настоящие лица и трагедии того времени
Петербург – мучительный, враждебный, равнодушный. Этими словами Ф.М. Достоевский описывает не только город, но и людей, которые живут в нем, связывая их одной неразрывной нитью. Автор показывает настоящие лица и трагедии того времени.
Созданный образ отвечает на многие вопросы читателя. Нищета, пьянство, безработица — вот условия, которые подталкивают людей на совершение убийств, грабежей и занятие проституцией. В этом городе нет места любви, жалости, сочувствию и счастью. Нищета нарисовала всем жителям одно лицо.
Ф.М. Достоевский выбрал образ Петербурга именно таким, чтобы подчеркнуть социальное неравенство и разложение общества. В романе поднята проблема страданий и боли низших слоев общества, ярким обликом которых стал и город, в котором они проживают – Петербург.
Зимним утром необыкновенно красиво, особенно если стоит солнечная погода. Ранним утром на ветвях деревьев ещё можно увидеть иней. Деревья стоят Читать далее…
С самого раннего возраста мы начинаем понимать, что такое смелость и что такое трусость, что быть смелым – это хорошо, Читать далее…
Что такое любовь? Извечный вопрос, на который нет точного ответа. Сколько стихов о любви написано? Сколько книжек напечатано? Даже если Читать далее…
Мой самый любимый день недели – пятница. Наверное, в этом я не очень отличаюсь от других людей. Ведь пятница – Читать далее…
Доброта касается души, выходит за рамки языка и соединяет людей на первичном уровне. Выросшая в католической семье, я много слышала Читать далее…
Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.
Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что «многоуважаемая» многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.
Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.
Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.
Сочинение на тему: Образ Петербурга в повести «Шинель»
Все материалы с раздела: Сочинения по повести Гоголя «Шинель»
Образ Петербурга в повести «Шинель» (краткое сочинение для 8 класса)
Образ Петербурга – еще один герой повести «Шинель». В ранних своих произведениях Гоголь показывает Петербург как сказочный город. Дальше его мнение резко меняется: это страшный город, он давит и убивает личность людей. В нем много как «маленьких людей», так и «значительных лиц». Богатые вели праздную жизнь, высокой моралью не отличались. Для них важны были деньги, поборы, подхалимство. Купив шинель, Акакий хочет вписаться в эту картину, чтобы обрести статус. Ведь это город, в котором люди – даже не люди, а воротники, пальто и сюртуки.
Город живет своей обычной жизнью. Он с серыми, невзрачными домами, подъезды и черные лестницы в них «умащены водой, помоями, спиртуозный запах ест глаза». Грязные улицы, сырые дворы еще больше добавляют в образ города унылости, обреченности. Автор описывает мрачную картину: город призрачный, с множеством пороков. Жители существуют без всякой цели, без карьеры, беззащитные и беспомощные. Город безучастен к человеческим страстям: нет ни к чему интереса, отсутствуют желания, нет любви. Людей встречают по одежде, даже живут они в конкретных местах согласно социальному статусу. Создается впечатление, что город стал врагом для таких людей, как герой повести Башмачкин: из окон домов на него выбрасывался всякий мусор. На его шляпу всегда попадал всякий вздор: то сено, то корки арбуза и дыни.
Холодная погода в Петербурге играет важную роль в раскрытии образа города: зима идет почти круглый год. Непрекращающийся холод – постоянная картина города. Ощущение душевной тяжести людей становится реальностью, время как будто останавливается. Северный мороз доставляет много неприятностей не только бедным служащим, «значительные лица» тоже страдают от него. Смерть героя в холодную и нескончаемую зиму равнозначна черствости, равнодушию окружавших его людей. Власть богатства и званий, господствующих в городе, делают людей «маленькими» и ничтожными. Им уготовано безысходное и жалкое существование, обреченность на мрачную жизнь и гибель. Петербург делает из людей нравственных калек.
Ветер – самый жгучий враг бедняков города. Когда Акакий Акакиевич возвращался домой, была сильная вьюга. Леденящий ветер, «по петербургскому обычаю», дул «со всех сторон». Он свистел на улицах, из всех переулков, порывами сбивал людей с ног. Стихия еще больше доставляет хлопот герою: давит, душит, ломает и так тягостную жизнь титулярного советника.
Умирает Акакий Акакиевич в бреду. Петербург остался еще без одного «никем не защищенного существа», и никто не заметил его утраты. Гоголь пишет, что в городе появилось привидение, похожее на Акакия Акакиевича. Этим мифическим образом автор хотел вызвать сочувствие к своему герою. Но окружающий мир к страданиям и унижениям был равнодушен.
Для автора Петербург – город зла, преступлений, насилия. Человеческая жизнь здесь ничего не значит. Описание Петербурга помогает читателю понять бесчеловечность и бесчувственность мира, в котором живут «маленькие люди», как они одиноки в холодных районах большого города.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинения по повести Гоголя «Шинель»
Как образ города влияет на сюжет
В «Петербургских повестях» Гоголя и «Евгении Онегине» Пушкина город является не просто задним планом для действия, а играет важную роль в развитии сюжета.
Главным образом города Петербурга является символ многих социальных проблем, таких как безнадежность, одиночество и отсутствие реалий. Гоголь изображает город как необычный, постоянно меняющийся и чрезвычайно таинственный, создавая ощущение большой заблудленности для своих персонажей.
В «Евгении Онегине» Пушкин рисует город более жизненным и правдивым, видом на рушащуюся старую Москву, которая символизирует упадок и безнадёжность. Этот образ города творит атмосферу заката для главного героя, который утомился от своей жизни и ищет исцеление в других городах и странах.
- Как жизнь в городе влияет на общее настроение персонажей?
- Как город является символом социальных проблем?
- Как изменение городской среды влияет на некоторых персонажей?
Петербург в стихах А.С. Пушкина
Образ Петербурга в поэзии Пушкина
А.С. Пушкин, безусловно, является одним из крупнейших русских поэтов, и его стихотворения отражают глубокие мысли и эмоции. В творчестве Пушкина «Северная столица» занимает центральное место: Петербург появляется в стихах почти на всех страницах его поэзии.
В стихах Пушкина Петербург часто представлен как город тайн, непостижимости, где происходят загадочные события. Он описывает свою родину как город свинцовой пелены, где непрерывно гремит топот, где все похоже на мечту, а все же жизнь настоящая.
Образ Петербурга в стихах Пушкина является красочным, но неоднозначным — это город, наполненный противоречиями, и нельзя однозначно сказать, что он представляет. Причина заключается в том, что в поэзии Пушкина Петербург является не столько конкретным городом, сколько символом неопределенности, куда уходят мечты и тайны.
Мотив Петербурга в стихах Пушкина
Нет никаких сомнений, что петербургский мотив занимает особое место в творчестве Пушкина. Великий поэт много раз возвращался к своему родному городу, описывал его необычную красоту, загадочность и торжественность. Стоит только взглянуть на такие его произведения как «Поэма о вести златые кудрявой», «Поэма в девяти песнях» или «Братьям» — везде присутствует Петербург, где Пушкин рос и зрел.
Порой Петербург в стихах Пушкина появляется как главный герой, к которому присоединяются другие персонажи, но есть и стихи, где Петербург играет определенную роль в общественной жизни России и является своеобразной метафорой для репрессий и духовной скуки, которую испытывал Пушкин.
Заключение
Петербург в творчестве Пушкина — это образ, которым он был неистово восхищен. Он описывал город в его непостижимости идиллии, но присутствовала и темная сторона: город-затвор, где все было запрещено и запрещено. И хотя образ Петербурга в его стихотворениях неоднозначен, каждый раз, когда Пушкин возвращается к этому тематическому мотиву, он что-то новое говорит о своем родном городе, расположенном на берегах Невы.
Сочинение 2
Николай Васильевич Гоголь – величайший классик, который вносил в свои произведения присутствие идеального и такого родного для него города. Он восхищался его приятной атмосферой и воспевал его в своих повестях. В течение своей жизни Гоголь отдавал предпочтение только двум местам на земле – Петербургу и Риму. Но и из этих двух мест выделял первое.
Еще в школе писатель влюбился в Петербург. Первый раз он посетил город в юношеском возрасте. Там ему пришлось преодолеть немало трудностей. Прежде Гоголь жил в Украине, которая в его сознании осталась светлым пятном. Петербург же, напротив, виделся ему серым, безжизненным и выматывающим. Люди больше походили на муравьев, которые были вынуждены постоянно шевелиться, чтобы выжить. Через годы поэт уже имел четкое представление о городе, его устоях, традициях и темпе жизни. Но, несмотря на это, Петербург привлекал его.
Город в тумане подвергся преображению и заполнил основные эпизоды творчества. Почти в каждом произведении, в различной мере имеет место упоминание об этом городе. Писатель описывает Петербург так, как представлял его еще до того, как побывал там. Он пишет о царице, исполняющей просьбы простых людей, о чудесах, которые никто раньше не видывал. Наряду с прекрасной стороной, описываются его темные черты, не имеющие четкого разграничения.
Также Гоголь описывает Петербург с точки зрения реализма. В этом случае он звучит как город, охваченный руководством грязных чиновников, которые существуют за счет бюрократии. Чтобы эти произведения не выглядели совсем мрачными, автор выражался с помощью сатиры.
Драматургом подчеркивается, что Петербург погряз в пафосе, трагедии, наигранности и фарсе. Этот город подчиняется своим личным законам.
Творчество Николая Васильевича Гоголя наталкивает на вывод о том, что Петербург он связал с людьми, которые потеряли свое истинное лицо, с нереальными и иногда аморальными событиями внутри города, редким преобладанием мертвых над живыми, невозможность описываемого просматривается в каждой строчке.
Сочинение про Петербург в произведении
В творчестве Николая Васильевича Гоголя много внимания уделяется городу Санкт-Петербург. Он выступает не только как локация разворачивающихся событий, но и как герой, одно из действующих лиц произведения. Не зря у писателя существует цикл «Петербургские повести», где город будто бы оживает и начинает активно участвовать в событиях. Особенно хорошо это заметно в произведении «Шинель».
Петербург описывается темными цветами и неприятными прилагательными. У читателя может сложиться негативное впечатление о городе после прочтения повести, но писатель хотел показать иное. В авторскую задумку входило показать читателям то, как город принимает своих жителей и влияет на них. Он не хотел чернить город или как-то принижать. Автор говорил о том, что наблюдал в жизни.
В описании Николай Гоголь использует серые, белые, черные, желтые оттенки. Город кажется безжизненным, но на самом деле он кишит людьми.
Главный герой — переписчик в одном из департаментов. Здесь выступает такой прием как типизация. Николай Гоголь специально не дает название департаменту, чтобы подчеркнуть, что таких учреждений было очень много, а такие случаи происходили часто. Не дает имя писатель и коллегам переписчика. А высокопоставленный чиновник, виновный в пропаже шинели, называется просто как «значительное лицо». Такие герои сливаются с обликом города, являются его продолжением. Они усиливают мнение автора о столице.
В представлении автора Петербург враждебно относится и к мелким чиновникам, и ко крупным. Это недружелюбие проявляется в холоде, ветре, морозе. Мороз станет одним из главных действующих лиц повести. Именно он погубил шинель главного героя. Именно он усугубил болезнь Акакия Акакиевича Башмачкина, стал виной его смерти.
Но даже после смерти переписчик не покинул город. Он стал призраком, который жил в нем и хотел восстановить справедливость. Город помогает ему в этом. Суровые порывы петербургского ветра бросают комья снега в «значительное лицо». Этот эпизод показывает, что Петербург поддерживает своих жителей, является их сторонником. Несмотря на всю свою серость и жестокость, он помогает тем, кто нуждается в этом. Выходит, не такой он уж и враждебный…
В повести «Шинель» Петербург занимает чуть ли не главное место. Город активно участвует в событиях повествования, отражает чувства, мысли героев, поддерживает и помогает им.
Вариант 2
Сам по себе Петербург уже давно является, в любых произведениях нашей классики важнейшим образом и историческим наследием, когда бы и кем бы он ни был описан. Будь то Пушкин, Достоевский, Гоголь и многие другие классики.
Образ северной столицы всегда предстает как духовный и природный, живой образ, как личность со своим характером и нравом.
Он всегда величественен, неповторим своим изяществом и красотой. Но, как и любой другой город, Петербург, впрочем, как и любой образ человека многолик, и имеет оборотную сторону, совсем не такую красочную и парадную, где царит мрак, грязь и холод.
Петербург по-разному относится к тем или иным людям. К одним он благосклонен, в других вселяет страх. Он способен влиять на судьбы людей.
Так, и в повести Гоголя «Шинель» Петербург предстает перед нами самостоятельной личностью. И этот видно по описанию самого города улиц, дворцовых башен, домов, а также и через образы и поведение главных героев.
К примеру, унылый Башмачкин идет по таким же унылым и грязным лицам, запах квартир и домов не блещут ароматами цветов и свежестью, впрочем, как и жильцы в этих квартирах, повсюду вонючие кабаки и трактиры со специфическим смрадом.
Повсюду серые, черные и желтые цвета, которыми пестрит Петербург, этот величественный город – город «униженных и оскорбленных». И как тонко подмечено Гоголем петербургский климат особенно влияет на внешность, здоровье и судьбу людей.
Так описана внешность Башмачкина сер и ничтожен, он рыжеват, подслеповат, рябоват и имеет нездоровый цвет лица.
А мороз северной столицы, с мелкими подробностями описан автором. Он «враг» для всех жителей города. Как бы высмеивая Гоголь пишет, – Особенно он безжалостен не только к мелким чиновникам и к людям, занимающим высшие должности. И самое главное мороз является двигателем к определенным действиям.
Испорченный капот из-за мороза, заставил его хозяина купить тулуп-шинель, который все ни как не мог решиться на эту покупку. По воле злого рока, угнетающей вокруг атмосферы, злого мороза, который стал не по нраву еще кому-то, шинель крадут, а Акакий Акакиевич простужается и заболевает.
Показать уличную жизнь в серых и темных красках не являлось главной задачей автора. Для него город и для высших господ и для простого мелкого люда.
Суровый образ Петербурга служит отражением сущности как его самого, так и отражением его обитателей, холодности людских сердец, их равнодушие.
Выводы
Таким образом, повесть Гоголя «Шинель» является ярким примером гротескного фантасмагорического произведения с фантастическим элементом. Причем мистика связана не только с появлением в конце произведения привидения, но и самим городом, который отвергает людей, он враждебен. Петербург в повести «Шинель» призван показать авторскую оценку, а также помогает понять основной замысел произведения. Именно благодаря описанию городского пейзажа, читатель понимает всю жестокость, бесчеловечность, бездушность среды, в которой есть такие жалкие люди, как Акакий Акиевич Башмачкин.