Сон Обломова
Общество и реальная жизнь воспринимаются Обломовым словно через призму сна, как будто истинная реальность происходила совсем в другой плоскости – в снах и мечтах об родном поместье героя – Обломовке. Не удивительно, что самым ярким моментом за весь день жизни героя становится именно сон об Обломовке, о детстве и семье героя. Илья Ильич чувствует себя счастливым, полным сил и энергии, когда возвращается туда, однако не понимает, что это всего лишь иллюзии, никак не связанные с реальностью. Обломовка является для героя такой же прекрасной и недостижимой сказкой, как мифы и предания, которые в детстве ему рассказывала няня.
Для Ильи Ильича его кровать и халат, обретающий в произведении особую символическую, «сказочную» функцию предмета «обломовщины», становятся средоточием того, ирреального мира сна и грез, с которыми герой не хочет расставаться. И пока Штольц в буквальном смысле не заставляет Обломова переодеться и встать с постели, Илья Ильич всячески держится за свой иллюзорный мир – даже обставленная, на первый взгляд, со вкусом квартира героя своей неубранностью напоминает Обломовку со старыми, ветхими вещами и остановившимся временем. Спор же Ильи Ильича с Захаром, что в комнате нужно убраться, предназначен просто для поддержания разговора – ведь любая активность, любая смена порядков и необходимость действия могла бы разрушить «обломовщину» души героя, его иллюзорный мир – и Захар это понимает.
Сочинения 10 класс
-
«Обломов» — социально-психологический роман
(1766)Главный вопрос романа философский: в чём смысл и содержание человеческой жизни. Гончаров показал три типа жизненной философии, поэтому для романа характерен объективизм – явление, когда писатель не высказывает прямо своей позиции в произведении. Он показывает несколько точек зрения, а выбирать между ними должен сам читатель. Автор рассматривает…
-
Андрей Болконский в романе Война и мир
(669)Представителями передового, мыслящего дворянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией. Впервые Толстой знакомит нас с Андреем Болконским в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы, и описывает его внешность. Автор много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был…
-
Бунтующее сердце Базарова сочинение 10 класс
(667)Вся жизнь Базарова — протест. Евгений умом сопротивлялся чувствам, отвергал их, несмотря на то, что они являются неотъемлимой частью жизни. Но ведь сердце не обманешь. Сердце поднимало бунт против разума, оно не могло согласиться с нигилизмом. Сердцем Базаров любил своих родителей, сердцем привязался к Одинцовой. В этой борьбе победило именно…
-
Война и мир образ Наташи Ростовой
(642)Одним из самых ярких образов романа является Наташа Ростова, вызывающая искренние симпатии читателя, несмотря на то, а может и благодаря тому, что писатель не стремился идеализировать свою героиню, показывая как красоту ее души, так и неблаговидность некоторых поступков, например, увлечение Анатолем Курагиным. Все это вместе являет собой…
-
Война и мир образ Пьера Безухова
(787)На мой взгляд, Пьер – один из самых любимых и дорогих Толстому героев. Писатель показывает его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Жизненный путь Пьера полон открытий и разочарований. В начале романа перед нами предстаёт толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом….
-
Война и мир образ Элен Курагиной
(777)Элен Курагина — это абсолютная противоположность Марии. Элен, как и отец и брат обглодала хитростью, в отличии от Марии она была наделена красотой и необыкновенной улыбкой, но характер ее был мерзкий и ужасный. делала она все в пользу себе и своей семье, с Пьером Безуховым она связала семейный союз только из-за состояния, хотя он был в нее…
-
Добрые поступки в произведении Война и мир
(1362)1.Наташа во время отступления русских войск от Москвы отдала поводы раненым А ведь на подводах было её приданое ,все ,что осталось у Ростовых ,так как они были разорены.2 .Деятельность Пьера и Андрея по улучшению жизни своих крестьян. 3.Пьер снарядил на свои деньги полк ( для борьбы с Наполеоном)4.Андрей Болконский защитил от насмешек и нападок…
-
Женские образы в романе Обломов
(720)Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе «Обломов» – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича.Как…
-
Жизнь Обломова
(605)Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Он умный, культурный человек, получивший хорошее образование, в юности был полон прогрессивных идей, мечтал служить России. Когда он начинает службу, совершенно очевидно, что он стоит значительно выше своих петербургских знакомых: Волкова, Пенкина, Судьбинского. Илья Ильич по характеру…
-
Истинная и ложная красота в романе Война и мир
(880)Истинное и ложное… Эти понятия на протяжении всего романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и Мир» тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой.Впервые с Элен Курагиной мы встречаемся на вечере у Анны Павловны Шерер. Элен так хороша, что нет…
Причины и следствия Обломовского типа
Обломовский тип – это персонаж, который воплощает особую философию и образ жизни. Главными причинами формирования такого типа человека являются:
- Пассивность и желание избегать физической и умственной активности. Обломов отличается ленью, бездействием и нежеланием принимать участие в делах, требующих усилий.
- Страх перед переменами и новыми испытаниями. Обломов боится рисковать, строить планы и искать новые возможности. Он предпочитает сохранять свое положение и избегать перемен.
- Низкая мотивация и отсутствие целей. Обломов не имеет четких планов на будущее, не представляет себе свои цели и мечты. У него отсутствует внутренняя мотивация для достижения успеха.
Обломовский тип имеет несколько следствий, которые оказывают влияние на его жизнь и окружающих:
- Профессиональные и личностные неудачи. Обломов не стремится к успеху, не развивается и не прогрессирует. Его пассивность и бездействие приводят к потере интереса к работе и к слабой мотивации.
- Изоляция и ограничение социальных контактов. Обломов плохо подходит для общения и владеет ограниченным кругом друзей. Его апатия и безразличие к окружающему миру часто вызывают разочарование у других людей.
- Упущенные возможности и утраченное время. Обломов не использует свой потенциал и не развивает свои навыки. Он упускает возможности для роста и прогресса, что в итоге ведет к стагнации его личной и профессиональной жизни.
Итак, Обломовский тип является результатом сочетания лени, страха перед переменами и отсутствия мотивации. Этот тип характеризуется профессиональными и личностными неудачами, изоляцией и утратой времени.
Оценка личности главного героя
В сочинении на тему Обломова будет довольно сложно дать какую-то однозначную оценку центральному персонажу. С одной стороны, такой образ жизни неправилен в том, что постепенно человек отучается от принятия ответственных решений, становится ленивым, не целеустремленным. Постепенно его личностное развитие может остановиться из-за узкого круга общения, сужения интересов. Ведь для самообразования нужна сила воли и дисциплина, что при таком образе жизни как раз пропадает. Поэтому у Ильи Ильича и возникали сомнения и желание поменять свой образ жизни.
Но, с другой стороны, на формирование его характера сильно влияло окружение и обстановка, в которой он рос. И это ощущение спокойствия, стабильности у него ассоциировалось именно с таким размеренным образом жизни. Для него оно осталось идеалом, поэтому в конце романа, несмотря на все старания Штольца и Ольги, он возвращается к прежней своей философии.
В сочинении на тему Обломова можно также указать, что на примере Обломовых показано то, как прежний барский уклад жизни сменялся, что люди становились образованнее, прогресс добирался и до ведения хозяйства. Обломов и Штольц были отражением противоположных общественных мнений, которые царили в стране в тот период. Поэтому, несмотря на отсутствие большого разнообразия персонажей и смены обстановки, этот роман стал классическим произведением, чья актуальность со временем продолжает сохраняться.
Вариант 5
Отношения с Захаром
Еще один персонаж, с которым автор знакомит читателя в первой главе произведения — это слуга Обломова. Так же, как и хозяин, он выступает идеологом архаичных ценностей. Захар — пожилой человек, носивший сюртук серого цвета, в подмышке которого была прореха, оттуда еще виднелся кусок рубашки, поверх всего этого — жилет с медными пуговицами.
Характеристика слуги полностью соответствует обломовским принципам существования: он так же ленив, неряшлив и прочно держится за старый уклад жизни, сопротивляясь всему новому. Ниточкой, связывающей этого мужчину в настоящем обновленном мире со спокойствием и стариной-обломовкой, является одежда, которая неизменно шьется по прошлой моде.
Отношения между Обломовым и Захаром нельзя назвать однозначными. На первый взгляд, они недолюбливают друг друга. Слуга негативно реагирует на капризы хозяина, ворчит на него как вслух, так и про себя. Обломов также по любому поводу критикует и упрекает Захара. Однако, с другой стороны, эти персонажи взаимозависимы и не могут существовать друг без друга.
Захар воспринимает себя исключительно в роли барского слуги, его жизнь сосредоточена вокруг Обломова и направлена на поддержание его комфорта и благополучия. Он не является самостоятельной личностью — это преданный слуга и часть обломовского дома. Илья Ильич также неспособен существовать без Захара — герой абсолютно непрактичен и беспомощен к самообслуживанию в быту.
Между этими персонажами можно провести параллель: в то время как хозяин ведет бурную мыслительную работу над планом, его слуга демонстративно намеревается провести генеральную уборку. Однако в обоих случаях это лишь имитация деятельности — на самом деле персонажи ленивы и безынициативны, и в этом проявляется их сходство.
Можно сказать, что Обломов и Захар являются дополнением друг друга и представляют собой основные ценности представителей обломовского общества в двух его проявлениях — мещанство и преданный слуга.
Судьба Обломова
Автор показывает трагичную ситуацию в жизни главного героя — Обломова. Если взглянуть на начало романа, то участь его была ясна практически с первых глав произведения — уж очень отдалён был герой от настоящего мира. Но в молодые годы он хотел вести жизненный путь художников и поэтов. Этот тип героя показывает читателю, какие в себя впитал герой черты мещанского и подлинно российского склада ума
Дабы взять во внимание, как была произведена катастрофа жизни Обломова и отчего такой герой заинтересовал читателей, потребуется доскональное рассмотрение Ильи Ильича как персонажа-носителя «обломовщины».
Смысл жизни Обломова в романе
Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.
Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.
Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.
Символика одежды
Главный герой не утруждал себя соблюдением чистоты, и наряды его выглядели соответствующе. Ходить он предпочитал в старой, но удобной домашней одежде, которая как нельзя лучше дополняла его спокойный внешний вид и мягкое изнеженное тело. На нем был поношенный бесформенный восточный халат из персидской материи, дизайн которого не был усложнен какими-либо декоративными элементами. Именно простота и удобство нравились обладателю этого предмета гардероба — он был гибким и мягким.
Халат носился Обломовым на протяжении долгого времени и от старости «утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным», хотя и «все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани». Любимый предмет гардероба явно требовал если не замены, то хотя бы чистки, но это не смущало героя.
Еще один обязательный элемент одежды Ильи Ильича — мягкие широкие туфли. Даже в этом случае подчеркивается нежелание персонажа совершать лишние, по его мнению, движения. Туфли эти пользовались любовью хозяина, потому что как только утром он вставал с постели, сразу в них попадал.
Обломов и обломовщина
Писатель-реалист исследует одно из ярких явлений русской действительности — обломовщину. Гончаров раскрыл её исторические и социальные корни (крепостничество, система барства и рабства), её психологические проявления (лень, апатия, неприспособленность к жизни), её исторические перспективы (неизбежность гибели старой Обломовки, буржуазное обновление России) и т. д. Критик-демократ Н. А. Добролюбов так и считал, что в романе И. А. Гончарова главное не Обломов, а обломовщина, а герой служит только её наглядным примером. Но почему тогда Гончаров не назвал роман «Обломовщина»? (Третий свой роман писатель также планировал назвать именем героя: «Райский», но заменил это заглавие на «Обрыв». Значит, это для Гончарова принципиально важный момент.)
Если понимать обломовщину исторически конкретно, как социально-психологическое явление, возникшее в эпоху отмирания крепостного строя, то нужно увидеть в Илье Ильиче угасающий «обломок» этой уходящей жизни и вместе со Штольцем приветствовать зарю новой действительности, восклицая: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век!» Тогда и роман Гончарова интересен нам лишь как музейный экспонат, свидетельство далёкого прошлого.
Но где же тогда носители будущего? Ольга и Андрей тоже устроили свой быт, построили свой мир. Чувствуют ли они себя вполне счастливыми? Как в романе оценивается разумное и благополучное существование Штольцев? Это худший вариант обломовщины, по мнению ряда исследователей.
Если принять эту точку зрения, придётся признать, что труд как таковой, активность, подвижность сами по себе ещё не спасают от обломовщины. «Что же тогда не обломовщина?» — вновь возникает перед нами тревожный вопрос Ильи Ильича. Обломов признаёт, что не нашёл ответа, но известен ли этот ответ Штольцу? Ответил ли на него автор романа?
Уже в первые годы после выхода романа в критике появилась тенденция толковать обломовщину очень широко. Прочитаем фрагмент статьи Добролюбова, где описаны разновидности обломовщины. Критик находит её проявления фактически повсюду, в любой деятельности, не направленной на активное социальное преобразование. Для Н. А. Добролюбова единственный способ преодоления обломовщины — коренное революционное обновление всего уклада русской жизни. А. В. Дружинин тоже трактует понятие обломовщины весьма масштабно, хоть и оценивает её иначе. Для него обломовщина — это младенчество нации, преодолеваемое естественным путём в процессе роста. С тех пор Россия стала старше на полтораста лет и пережила не одну революцию. Жива ли ныне обломовщина? Встречаетесь ли вы с её проявлениями? Что же такое обломовщина?
Обломовщину можно трактовать и как особую мировоззренческую позицию, как философию, противопоставляющую западному идеалу прогресса иные ценности. Идейная проблематика романа Гончарова чрезвычайно глубока и сложна, а объективность автора так устойчива, что допускает самые разные, даже противоположные истолкования его замысла. Но даже тех, кто не вдумывается в эти проблемы, вряд ли может оставить равнодушными смешная и трогательная фигура Ильи Ильича Обломова.
Какой след оставил Обломов в жизни людей? Этим вопросом можно завершить размышления о романе. Вспомните те строки, где говорится о светлых чувствах, которые рождаются при имени Обломова в душах Ольги и Штольца, о безграничной преданности покойному Захара, о том, как наполнилась смыслом благодаря Обломову жизнь Агафьи Матвеевны.
Оценке личности героя может способствовать анализ роли второстепенных персонажей романа. Так, бесцветный Алексеев не только является одним из воплощений унылой обломовщины, но и подчёркивает незаурядность, богатство душевной жизни Ильи Ильича. Образ Тарантьева помогает нам увидеть, с одной стороны, житейскую неприспособленность Обломова, а с другой — его непримиримость к явному злу, способность противостоять ему. Пощёчина Тарантьеву — доказательство, что есть вещи, ради которых Обломов может встать с дивана и явиться грозной силой на защиту своей душевной святыни.
Если обломовщина шире, чем просто образ жизни Обломова, то и Обломов не исчерпывается обломовщиной. Талант Гончарова проявляется в том, что он не только глубоко исследует тип Обломова как писатель-реалист, но и как истинный художник делает Илью Ильича живым и близким для нас человеком.
Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Обломов имеет дворянское происхождение
«Дворянин родом». У него 300 крепостных: «Триста душ».
Илья Ильич владелец родового поместья, в котором он не был уже 12 лет: «двенадцатый год в Петербурге»
Илья Ильич Обломов живет в Петербурге на: «Гороховой улице»
Его возраст точно не известен
Он «человек лет тридцати двух-трёх от роду» Обломов имеет привлекательную внешность, он вызывает симпатию: «среднего роста, приятной наружности»
У него серые глаза, но они какие-то пустые: «с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».
Обломов ведет пассивный способ жизни, он редко бывает вне дома, поэтому его лицо кажется бесцветным:
«Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого».
Беспечность – это постоянное состояние Обломова, его личные вещи также обретают эту характеристику: «С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». Порой его состояние беспечности менялось скукой или усталостью:
«Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души».
Любимая одежда Обломова – домашний халат
«…Из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него».
Его халат был значительно поношенный, но Обломова это не смущает: « утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани».
Илья Ильич облюбовал халат, потому, что он такой же «мягкий», как и его владелец:
Любимое времяпровождение Обломова – лежание на диване, на это у него нет веской причины – он делает это из лени:
В кабинете у Ильи Ильича много вещей, в которых их владелец не нуждается – они были приобретены и поставлены, потому, что так было принято: «смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил всё это?»».
В доме, снимаемом Обломовым, нет порядка – пыль, мусор равномерно разместились по всем предметам: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах».
Дни Ильи Ильича происходят всегда по одному и тому же сценарию – он долго не встает, валяется на диване и все утро намеривается встать, переделать кучу дел, но постоянно отстрачивает свое намерение: «вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить… С полчаса он всё лежал, мучась этим намерением, но потом рассудил, что успеет ещё сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более, что ничто не мешает думать и лёжа».