«Герой нашего времени» очень краткое содержание
Однажды, путешествуя по Кавказу, автор встречает офицера Максима Максимыча. Он рассказывает о своем друге, молодом офицере Григории Печорине.
Когда-то Максим Максимыч служил с Печориным в крепости Север на Кавказе. Здесь Печорин влюбился в местную красавицу Белу и украл ее из дома. Добившись любви Белы, Печорин вскоре стал скучать по нему. Бэла вскоре умерла: ее убил вор Казбич. На этом заканчивается рассказ Максима Максимыча. Автор и Максим Максимыч приветствуют друг друга.
Вскоре они снова встречаются, уже во Владикавказе. Здесь они случайно видят Печорина, направляющегося в Персию. Уходя, Печорин оставляет свои дневники Максиму Максимычу. Он решает избавиться от заметок Печорина и отдает их автору романа. Спустя некоторое время автор узнает, что Григорий Печорин погиб во время путешествия из Персии. Тогда автор решает опубликовать дневники Печорина.
Остальные части романа — это Дневники Печорина («Дневник Печорина»). В них Печорин описывает события, произошедшие с ним до встречи с Белой: поездка на Тамань (где Печорин обнаруживает банду контрабандистов), поездку в Пятигорск и Кисловодск (где Печорин встречает княжну Марью и убивает Грушницкого на дуэли), поездка до казачьей станицы (где Печорин предсказывает смерть офицеру Вуличу).
В дневнике Печорин делится своими сокровенными мыслями и переживаниями. Читателям становится ясно, что, несмотря на свое богатство, ум и красоту, Печорин — глубоко несчастный человек.
Пересказ в тезисах
На Кавказе рассказчик знакомится с капитаном Максимом Максимовичем. Пожилой мужчина рассказывает ему историю о своем коллеге Григории Печорине и красавице Беле.
Григорий влюбляется в черкесскую женщину на свадьбе своей сестры. Укради и постепенно покори сердце красавицы. Чувствами к нему прониклась девушка, проживающая в лагере русских офицеров. Ревнивый Казбич, планировавший жениться на Беле, похищает и убивает ее.
История вторая. Старый капитан и Григорий встречаются в Гостином дворе. Печорин ведет себя холодно. Старик обижается, но не показывает этого. Григорий уезжает в Персию. Капитан передает свои записи рассказчику.
История третья. Григорий попадает в Пятигорск. Познакомьтесь с Грушницким, знакомым молодого военного. Он влюбляется в Марию, которая сначала отвечает взаимностью. Герой знакомится со своей бывшей возлюбленной Верой и возобновляет с ней отношения. Однако, чтобы отвести взгляд, он заботится о Мэри. Грушницкий вызывает Григория на дуэль, но сам погибает от удара. Чтобы развлечь свою гордость, Печорин влюбляется в юную княжну. Вера во всем признается мужу, они уезжают из города. Грегори грубо обращается с Мэри, которая рассказывает ему о своих чувствах. Отклонить предложение княгини Лиговской выйти замуж за ее дочь.
История четвертая. В казачьем полку Печорин обсуждает судьбу с сербом Вуличем. Он не думает, что ему суждено умереть в тот вечер, и, на спор, стреляет себе в голову: пожар выходит, но в ту же ночь его убивает пьяный казак. Печорин размышляет о судьбе, предназначении и фатализме.
Трагедия Печорина
Специфика сюжета и композиции «Героя нашего времени» призвана глубоко раскрыть трагизм и судьбу главного героя. Вот почему Лермонтов отказался от классической подачи. Писатель провел читателя по своеобразной тропе от отвращения к своему герою к принятию и сочувствию его нелегкой судьбе.
Конечно, даже краткий анализ личности говорит о том, что Печорин определенно не положительный герой. Ему слишком больно, ему достаточно больно, и он даже не может в них раскаяться. Он искренне обеспокоен смертью Белы, но считает виновным Казбича, а не себя.
В конфиденциальном разговоре с Мэри он говорит, что общество превратило его в морального калека. Но почему-то он не хотел останавливаться. Герой находится на военной службе, он осмелился, но не смог найти в себе достаточно смелости, чтобы выбраться из своего окружения и пойти своим путем. Вот почему он достоин порицания и сочувствия.
Как композиционное членение произведение помогает раскрыть образ главного героя?
По мнению большинства литературоведов, своеобразие композиционного решения романа помогает детально рассмотреть образ Печорина.
В первой части «Бела» личность Печорина показывается глазами его командира – доброго и честного Максима Максимовича. Автор развенчивает существующий в литературе того времени миф о прекрасной любви между дикаркой и молодым образованным дворянином. Печорин никак не соответствует образу молодого романтического героя, который создавался в произведениях современников писателя.
Во второй части «Максим Максимович» мы встречаем более детальное описание личности главного героя. Печорин описывается глазами рассказчика. Читатели получают представление о внешности героя и о его поведении. Романтический ореол вокруг Григория Александровича развевается окончательно.
Далее в частях «Тамань» и «Княжна Мери» читатели знакомятся с дневником Печорина, в котором герой характеризует самого себя. При этом в этих в двух частях также есть элементы реалистического жанра.
В «Тамани» Лермонтов опровергает миф о романтической любви между девушкой, занимающейся контрабандисткой деятельностью, и молодым офицером. Молодая контрабандистка с романтическим именем Ундина ведет себя вовсе не возвышенно, она готова убить Печорина лишь за то, что тот оказался невольным свидетелем ее преступления. Печорин также характеризуется в этой части как человек авантюрного склада, готовый на все ради удовлетворения собственных желаний.
Часть «Княжна Мери» построена по принципу светской повести: в ней есть любовная история и конфликт между двумя офицерами за обладание сердцем девушки, который заканчивается трагически. В этой части образ Печорина получает полную реалистическую характеристику: читатели видят все внешние поступки героя и тайные движения его души.
В последний части романа «Фаталист» Лермонтов ставит важнейшие для него вопросы смысла жизни человека на земле: является ли человек хозяином своей судьбы или его ведет какой-то злой рок; можно ли обмануть свою судьбу или это невозможно и т.д.? В последний части Печорин предстает перед нами в образе человека, который готов бороться с судьбой. Однако читатели понимают, что эта борьба приведет его в итоге к ранней смерти.
Роль композиции в романе «Герой нашего времени» очень важна. Именно благодаря необычному композиционному членению произведения автору удается добиться полного воплощения своего творческого замысла – создания нового психолого-ориентированного жанра романа.
Представленные композиционны особенности произведения могут быть использованы учениками 9 классов при подготовке материала для сочинения на тему «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»».
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых компанейских —
Главные герои «Герой нашего времени»
для самых занятых —
Читательский дневник «Герой нашего времени»
для самых любопытных —
Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
для самых крутых —
Читать «Герой нашего времени» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы декабря для 9 класса:
Ольга Ларина (Евгений Онегин)
Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»
Анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова
Краткое содержание «Кавказский пленник»
Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова
Печорин и Грушницкий
Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина
Дуэль Печорина и Грушницкого
Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкина
Характеристика Ленского и Ольги
Зачем была нарушена хронология изложения эпизодов жизни главного героя?
Особенности композиции «Героя нашего времени» связаны с тем, что мы довольно противоречиво узнаем о жизни главного героя. Первая часть романа рассказывает о том, как Печорин похитил черкесскую женщину Белу у ее отца, сделал ее своей любовницей, а затем потерял к ней интерес. Бэла после трагического происшествия была убита влюбленным в нее черкесом Казбичем.
Во второй части, озаглавленной «Максим Максимович», читатели узнают, что прошло несколько лет после смерти Белы, Печорин решил отправиться в Персию и по дороге умер. Из дневника Печорина мы узнаем о событиях, которые произошли с главным героем перед встречей с Белой: Печорин имел забавное приключение с контрабандистами на Тамани, а в городе Кисловодске он встретил юную княжну Марию Лиговскую, в которой, вопреки самому себе, он влюбился, а потом отказался делиться своими чувствами. Также была дуэль между Печориным и Грушницким, в результате которой последний был убит.
Роман «Герой нашего времени» завершается частью «Фаталист», в которой рассказывается частный эпизод из жизни Печорина.
Изучая сюжет и композицию «Героя нашего времени», литературоведы сходятся во мнении, что автор нарушил хронологическое представление жизни главного героя, чтобы подчеркнуть, с одной стороны, хаотичность жизни Печорина, его неумение подчиняться свою судьбу к главной идее, с другой стороны, Лермонтов старался постепенно раскрыть образ своего главного героя: сначала читатели видели его со стороны глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера, а потом знали только Печорина лично дневник, в котором он был предельно откровенен.
Специфика построения текста
Согласно теории литературы, в структуре любого произведения есть несколько составляющих. Это открытие, экспозиция и эпилог. Во-первых, читатель знает персонажей, сцену. Потом с ними что-то происходит. Наконец, в эпилоге становится понятно, к каким результатам пришли актеры.
Каковы основные особенности такого построения произведения:
- Фактура сюжета не совпадает с фактурой текста.
- Из-за нестандартной конструкции читатель ориентируется не на восприятие событий жизни героя, а на анализ его внутреннего мира, его переживаний.
- Уникальность изложения позволила Лермонтову показать Печорина в наиболее важные моменты его личностного развития, отказавшись от скучного перечисления большого количества событий.
Недаром такую композицию называют «напряженной». Показаны только ключевые эпизоды, поэтому читатель постоянно в ожидании, нет ни одного незначительного момента. Суть композиции кольца в том, что рассказ о судьбе Печорина заканчивается там же, где и начался: в крепости. Здесь читатель впервые видит это глазами Максима Максимовича. Отсюда он уезжает в Персию.
В чем своеобразие композиции романа «Тихий Дон»?
Эпический роман «Тихий Дон» можно считать вершиной творчества М.А. Шолохова. Он охватывает большой период времени, описывает события Первой мировой войны, двух революций и гражданской войны, поэтому для понимания этого произведения огромная роль должна быть отведена композиции.
В основе романа — история семьи Мелеховых. Через призму личной жизни каждого из своих членов Шолохов передает настроения донских казаков в разные исторические периоды.
Этот прием помогает читателю остро ощутить трагедию тех событий, а также узнать, как обычные люди справлялись с неожиданно возникшими трудностями.
Особое место в романе занимают лирические отступления. М.А. Шолохов следует традициям жанра и во всех красках и деталях описывает окружающий героев пейзаж. В творчестве писателя мир природы неотделим от мира людей, казаки искренне любят свою Родину, живут в гармонии с ней и благодарит ее за щедрые дары, позволяющие им мирно существовать. Через природу чувства героев словно материализуются. Например, настроение Аксиньи после разрыва с Григорием уподобляется дикой, безлюдной степи, где когда-то пасся скот. Вы подаете заявку в 2021 году? Наша команда поможет вам сэкономить время и нервы: мы подберем направления и вузы (исходя из ваших предпочтений и рекомендаций специалистов); оформим вопросы (достаточно расписаться); подадим заявки в вузы России (онлайн, по электронной почте, курьером); следить за списками конкурсов (автоматизируем мониторинг и анализ ваших позиций); мы расскажем вам, когда и куда отправить оригинальные (мы оценим шансы и определим лучший вариант) процедуры профи — более подробно.
А сам Григорий после похорон возлюбленной увидел над собой «диск черного и ослепительного солнца». Этот прием помогает писателю лучше передать психологию персонажей, их эмоциональное состояние, которое сложно описать словами.
Важная особенность композиции «Тихий Дон» — это метод антитезиса. На этом построен весь роман: Шолохов постоянно противостоит войне и миру, жизни и смерти. И как следствие неуверенность, сомнение характеризуют Григория Мелехова как главного героя. Он бегает между белыми и красными, между Аксиней и Натальей, между чувствами и долгом. Постоянный поиск истины, своего места в жизни — главная причина «Тихого Дона».
Эта черта характера определяет не только одного человека, но и целую эпоху. Пространство романа постоянно сужается и расширяется. От событий, происходящих на Татарском хуторе, писатель переходит к масштабным событиям, охватывающим большие города и волнующим всю страну. Шолохов включает в повествование реальных исторических персонажей и документы, поэтому «Тихий Дон» становится своеобразной летописью, а Григорий Мелехов — социально-психологическим типом, характеризующим общество в целом. И проблема работы расширяется: она становится национальной.
Яркий и непостоянный сюжет «Тихого Дона» заканчивается во дворе Мелехова, где он и начался. Григорий после долгого паломничества возвращается в родной Курень с сыном. Теперь у героя есть возможность начать все сначала: восстановить экономику, наладить жизнь, вырастить ребенка. Круглая композиция изображает круговорот добра и зла. И в этом мы видим еще одну важную причину работы: причину быстротечности времени. Спокойную жизнь нарушают смятения и разрушения, но затем она снова возвращается на круги своя. Это естественный исторический процесс. Земля постепенно залечивает свои раны. Человечество тоже лечит свои раны. Остается только память. И эту мысль Шолохов выражает в финале своего романа.
Полезный материал по теме:
- Смысл финала романа «Тихий Дон»
- Гражданская война на страницах эпического романа «Тихий Дон»
- «Сравнительная характеристика Натальи и Аксиньи из эпического романа« Тихий Дон
- Человек и природа в романе «Тихий Дон»
- Тема любви в опере «Тихий Дон».
История создания
Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла, и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году, что и стало годом написания.
Название книги автор сделал говорящим – “Герой нашего времени” В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства того поколения, собрав в нем характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги!
Каждый его современник может быть Печориным!
На смену деятельным декабристам, взывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях в служении родине, и пресыщенное светской жизнью.
Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатии, так и симпатии к своей личности, в этом и проявился психологизм всего произведения в целом.
Особенности композиции романа Герой нашего времени
В произведении «Герой нашего времени» очень своеобразная композиция. Главы располагаются не во временном порядке. Лермонтов писал роман в виде заметок из дневника главного героя. Отсюда и отсутствие четкой временной линии. М.Ю. Лермонтов придерживался особого порядка для более полного представления героя читателю. Он позволяет увидеть своего героя с разных сторон, описывая его устами разных персонажей.
Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Например в повести «Бэла» есть завязка, кульминация и развязка:
Знакомство с Бэлой => роман с Бэлой и охлаждение чувств Печорина => Смерть Бэлы
Первой в романе идет повесть «Бэла» в которой о Печорине мы узнаем из уст доброго, но необразованного Максим Максимыча с которым рассказчик знакомится на Кавказе.
В повести «Максим Максимыч» к помимо мнения Максима Максимыча М.Ю. Лермонтов предлагает читателю портрет Печорина глазами автора. Дневник Печорина раскрывает мысли и переживания главного героя.
Повесть «Княжна Мери» мы узнаем о том, что герой способен любить, но его любовь неполноценна, так как Печорин слишком ветрен и быстро пресыщается любовью.
В повести «Фаталист» Лермонтов знакомит нас с мыслями Печорина о жизни и трагически заканчивает путь главного героя.
Повести в романе расположены не в хронологической последовательности. Первой повестью романа является «Бэла», за ней следуют «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
Временной порядок глав романа «Герой нашего времени»
В романе «Герой нашего времени» имеют место два предисловия от двух разных персонажей. Они озвучиваю мысли двух разных людей: одно отмечено для романа, а другое адресовано дневнику Печорина. Роман представляет собой сочетание путевых заметок и дневника.
Роман «Герой нашего времени» начинается в крепости и в ней же и заканчивается. Это явный признак кольцевой композиции.
Композиция романа «Герой нашего времени»
Несмотря на то, что Печорин в конце романа покидает крепость, а потом отправляется в Персию, он все равно оказывается там где и начинается повествование. Таким образом доказывается наличии круговой композиции в романе.
Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком.
Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала была написана повесть «Тамань», потом – «Фаталист», позже автор решил создать «длинную цепь повестей» и объединить их в роман. Основной задачей автор считал раскрытие характера и внутреннего мира героя, сложившегося представителя поколения 30-х годов XIX века. Лермонтов сам был из этого несчастного поколения дворянской молодежи, которая не могла проявить себя служением на благо родины. Юность и пора возмужания этих людей проходила в условиях правительственной реакции после подавления восстания декабристов. Светлые идеалы были утрачены, жизненные цели отсутствовали. Как следствие такой общественной ситуации появляются герои с характером Печорина.
В ходе работы над романом автор три раза редактировал свое произведение, меняя очередность глав. В третьей, окончательной, редакции повести следуют в таком порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются записки Печорина, а в повести «Фаталист» заканчиваются. Такая композиция позволила автору воплотить философский смысл произведения.
В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое – к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях.
Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. В романе автор употребил «кольцевую композицию». Начинается он с середины событий и доходит до обыденной, негероической смерти героя. После этого события описываются от их начала к середине. Своеобразие композиции заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней же завершается. Мы знаем, что Печорин уезжает из крепости в Петербург, а потом в Персию, но сюжетно он вновь возвращается в крепость. Лермонтов строит свой роман в виде двух частей, которые противостоят друг другу и в то же время взаимосвязаны. В первой части героя характеризуют со стороны, а во второй – его образ раскрыт изнутри. Композиция образа главного героя также своеобразна. Автор представляет нам своего героя постепенно, раскрывая все новые его черты. В «Бэле» о нем рассказывает Максим Максимыч, человек порядочный, но простой. Для него Печорин – загадка, так как представителей высшего света с изломанной психикой он еще не встречал. Содержание следующей повести еще немного приподнимает завесу таинственности над личностью главного героя. Только дневник Печорина, его исповедь, дает, наконец, представление об истинных мыслях и чувствах этого противоречивого героя.
Если бы автор придерживался хронологического принципа, главы в романе следовало разместить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла» или «Фаталист», «Максим Максимыч».
Писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова. Главное для автора – показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки. Тем более что Печорин – сложившийся человек, он не меняется по ходу повествования, поскольку не делает выводов из происходящего с ним. Он эгоист и не изменится никогда, так как не может относиться к себе критически. Полюбить кого-нибудь, кроме себя, он тоже не в состоянии. У Лермонтова получился не роман-биография, а роман-портрет, причем портрет души, а не внешности. Автора интересовали нравственные изменения, происшедшие с людьми поколения 30-х годов, для которых в эпоху тотальных запретов и подавления время остановилось.
Таким образом, роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным, новаторским и позволило автору глубоко проникнуть в духовный мир своего героя.
Сочинение Особенности композиции романа Герой нашего времени
Первый роман, который можно назвать поистине лирико-психологическим произведением, появился в истории русской классической литературы в девятнадцатом веке. Его создателем был Михаил Юрьевич Лермонтов, а сам роман «Герой нашего времени», созданный в девятнадцатом веке, можно структурно разделить на пять частей. Все эпизоды романа являются полноценными художественными произведениями, которые объединяет между собой образ Григория Печорина, фигурирующего в каждом из них. Однако просто невозможно не почувствовать то, что «Герой нашего времени» — это не только лишь сборник из нескольких произведений, это завершённое целостное произведение, несмотря на его особенную композицию.
Очевидно, что Лермонтов в своём романе стремился осознанно нарушить хронологию повествования. Эта деталь является ещё одним очень важным моментом, на который невозможно не обратить внимания при анализе композиции произведения. Я полагаю, что подобный приём нарушения хронологии был использован для того, чтобы постепенно и наиболее полно открыть читателям образ Печорина. В самом начале романа, особенно в самых первых главах, мы можем видеть Григория Александровича Печорина как человека довольно легкомысленного и несерьёзного, у нас формируется не самое хорошее впечатление о нём, но, разумеется, это мнение создаётся лишь на основе рассказов Максима Максимыча о герое.
Однако с течением повествования нам открывается новая сторона Печорина – глубоко психологическая. На помощь приходят его дневники, в которых герой предстаёт перед читателями таким, какой он есть на самом деле – несколько неуверенным в себе, сомневающимся, вдохновляющимся и разочаровывающимся. Невозможно не заметить факт того, что Григорий Александрович очень умён и наблюдателен, он действительно чрезвычайно интересный человек, однако негативные черты его характера способны перечеркнуть всё положительное впечатление.
Я полагаю, что композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени» несколько напоминает центральную фигуру произведения, Григория Печорина. Отсутствие строгого хронологического порядка повествования, пять повестей, объединённых в один роман – всё это неслучайно, ведь таким же неоднозначным и загадочным является и сам Печорин. Для того чтобы лучше понять образ и глубину главного героя, необходимо, прежде всего, очень глубоко понять само произведение «Герой нашего времени», а без детального анализа композиции романа это не является возможным.