Особенности композиции романа герой нашего времени м. ю. лермонтова

«раскрытие характера печорина через композицию романа»

«Герой нашего времени» очень краткое содержание

Однажды, путешествуя по Кавказу, автор встречает офицера Максима Максимыча. Он рассказывает о своем друге, молодом офицере Григории Печорине.

Когда-то Максим Максимыч служил с Печориным в крепости Север на Кавказе. Здесь Печорин влюбился в местную красавицу Белу и украл ее из дома. Добившись любви Белы, Печорин вскоре стал скучать по нему. Бэла вскоре умерла: ее убил вор Казбич. На этом заканчивается рассказ Максима Максимыча. Автор и Максим Максимыч приветствуют друг друга.

Вскоре они снова встречаются, уже во Владикавказе. Здесь они случайно видят Печорина, направляющегося в Персию. Уходя, Печорин оставляет свои дневники Максиму Максимычу. Он решает избавиться от заметок Печорина и отдает их автору романа. Спустя некоторое время автор узнает, что Григорий Печорин погиб во время путешествия из Персии. Тогда автор решает опубликовать дневники Печорина.

Остальные части романа — это Дневники Печорина («Дневник Печорина»). В них Печорин описывает события, произошедшие с ним до встречи с Белой: поездка на Тамань (где Печорин обнаруживает банду контрабандистов), поездку в Пятигорск и Кисловодск (где Печорин встречает княжну Марью и убивает Грушницкого на дуэли), поездка до казачьей станицы (где Печорин предсказывает смерть офицеру Вуличу).

В дневнике Печорин делится своими сокровенными мыслями и переживаниями. Читателям становится ясно, что, несмотря на свое богатство, ум и красоту, Печорин — глубоко несчастный человек.

Пересказ в тезисах

На Кавказе рассказчик знакомится с капитаном Максимом Максимовичем. Пожилой мужчина рассказывает ему историю о своем коллеге Григории Печорине и красавице Беле.

Григорий влюбляется в черкесскую женщину на свадьбе своей сестры. Укради и постепенно покори сердце красавицы. Чувствами к нему прониклась девушка, проживающая в лагере русских офицеров. Ревнивый Казбич, планировавший жениться на Беле, похищает и убивает ее.

История вторая. Старый капитан и Григорий встречаются в Гостином дворе. Печорин ведет себя холодно. Старик обижается, но не показывает этого. Григорий уезжает в Персию. Капитан передает свои записи рассказчику.

История третья. Григорий попадает в Пятигорск. Познакомьтесь с Грушницким, знакомым молодого военного. Он влюбляется в Марию, которая сначала отвечает взаимностью. Герой знакомится со своей бывшей возлюбленной Верой и возобновляет с ней отношения. Однако, чтобы отвести взгляд, он заботится о Мэри. Грушницкий вызывает Григория на дуэль, но сам погибает от удара. Чтобы развлечь свою гордость, Печорин влюбляется в юную княжну. Вера во всем признается мужу, они уезжают из города. Грегори грубо обращается с Мэри, которая рассказывает ему о своих чувствах. Отклонить предложение княгини Лиговской выйти замуж за ее дочь.

История четвертая. В казачьем полку Печорин обсуждает судьбу с сербом Вуличем. Он не думает, что ему суждено умереть в тот вечер, и, на спор, стреляет себе в голову: пожар выходит, но в ту же ночь его убивает пьяный казак. Печорин размышляет о судьбе, предназначении и фатализме.

Трагедия Печорина

Специфика сюжета и композиции «Героя нашего времени» призвана глубоко раскрыть трагизм и судьбу главного героя. Вот почему Лермонтов отказался от классической подачи. Писатель провел читателя по своеобразной тропе от отвращения к своему герою к принятию и сочувствию его нелегкой судьбе.

Конечно, даже краткий анализ личности говорит о том, что Печорин определенно не положительный герой. Ему слишком больно, ему достаточно больно, и он даже не может в них раскаяться. Он искренне обеспокоен смертью Белы, но считает виновным Казбича, а не себя.

В конфиденциальном разговоре с Мэри он говорит, что общество превратило его в морального калека. Но почему-то он не хотел останавливаться. Герой находится на военной службе, он осмелился, но не смог найти в себе достаточно смелости, чтобы выбраться из своего окружения и пойти своим путем. Вот почему он достоин порицания и сочувствия.

Как композиционное членение произведение помогает раскрыть образ главного героя?

По мнению большинства литературоведов, своеобразие композиционного решения романа помогает детально рассмотреть образ Печорина.
В первой части «Бела» личность Печорина показывается глазами его командира – доброго и честного Максима Максимовича. Автор развенчивает существующий в литературе того времени миф о прекрасной любви между дикаркой и молодым образованным дворянином. Печорин никак не соответствует образу молодого романтического героя, который создавался в произведениях современников писателя.

Во второй части «Максим Максимович» мы встречаем более детальное описание личности главного героя. Печорин описывается глазами рассказчика. Читатели получают представление о внешности героя и о его поведении. Романтический ореол вокруг Григория Александровича развевается окончательно.

Далее в частях «Тамань» и «Княжна Мери» читатели знакомятся с дневником Печорина, в котором герой характеризует самого себя. При этом в этих в двух частях также есть элементы реалистического жанра.

В «Тамани» Лермонтов опровергает миф о романтической любви между девушкой, занимающейся контрабандисткой деятельностью, и молодым офицером. Молодая контрабандистка с романтическим именем Ундина ведет себя вовсе не возвышенно, она готова убить Печорина лишь за то, что тот оказался невольным свидетелем ее преступления. Печорин также характеризуется в этой части как человек авантюрного склада, готовый на все ради удовлетворения собственных желаний.

Часть «Княжна Мери» построена по принципу светской повести: в ней есть любовная история и конфликт между двумя офицерами за обладание сердцем девушки, который заканчивается трагически. В этой части образ Печорина получает полную реалистическую характеристику: читатели видят все внешние поступки героя и тайные движения его души.

В последний части романа «Фаталист» Лермонтов ставит важнейшие для него вопросы смысла жизни человека на земле: является ли человек хозяином своей судьбы или его ведет какой-то злой рок; можно ли обмануть свою судьбу или это невозможно и т.д.? В последний части Печорин предстает перед нами в образе человека, который готов бороться с судьбой. Однако читатели понимают, что эта борьба приведет его в итоге к ранней смерти.

Роль композиции в романе «Герой нашего времени» очень важна. Именно благодаря необычному композиционному членению произведения автору удается добиться полного воплощения своего творческого замысла – создания нового психолого-ориентированного жанра романа.

Представленные композиционны особенности произведения могут быть использованы учениками 9 классов при подготовке материала для сочинения на тему «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»».

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Герой нашего времени»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Герой нашего времени»

для самых компанейских —

Главные герои «Герой нашего времени»

для самых занятых —

Читательский дневник «Герой нашего времени»

для самых любопытных —

Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов

для самых крутых —

Читать «Герой нашего времени» полностью

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

Самые популярные материалы декабря для 9 класса:

Ольга Ларина (Евгений Онегин)

Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»

Анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова

Краткое содержание «Кавказский пленник»

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Печорин и Грушницкий

Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина

Дуэль Печорина и Грушницкого

Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкина

Характеристика Ленского и Ольги

Зачем была нарушена хронология изложения эпизодов жизни главного героя?

Особенности композиции «Героя нашего времени» связаны с тем, что мы довольно противоречиво узнаем о жизни главного героя. Первая часть романа рассказывает о том, как Печорин похитил черкесскую женщину Белу у ее отца, сделал ее своей любовницей, а затем потерял к ней интерес. Бэла после трагического происшествия была убита влюбленным в нее черкесом Казбичем.

Во второй части, озаглавленной «Максим Максимович», читатели узнают, что прошло несколько лет после смерти Белы, Печорин решил отправиться в Персию и по дороге умер. Из дневника Печорина мы узнаем о событиях, которые произошли с главным героем перед встречей с Белой: Печорин имел забавное приключение с контрабандистами на Тамани, а в городе Кисловодске он встретил юную княжну Марию Лиговскую, в которой, вопреки самому себе, он влюбился, а потом отказался делиться своими чувствами. Также была дуэль между Печориным и Грушницким, в результате которой последний был убит.

Роман «Герой нашего времени» завершается частью «Фаталист», в которой рассказывается частный эпизод из жизни Печорина.

Изучая сюжет и композицию «Героя нашего времени», литературоведы сходятся во мнении, что автор нарушил хронологическое представление жизни главного героя, чтобы подчеркнуть, с одной стороны, хаотичность жизни Печорина, его неумение подчиняться свою судьбу к главной идее, с другой стороны, Лермонтов старался постепенно раскрыть образ своего главного героя: сначала читатели видели его со стороны глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера, а потом знали только Печорина лично дневник, в котором он был предельно откровенен.

Специфика построения текста

Согласно теории литературы, в структуре любого произведения есть несколько составляющих. Это открытие, экспозиция и эпилог. Во-первых, читатель знает персонажей, сцену. Потом с ними что-то происходит. Наконец, в эпилоге становится понятно, к каким результатам пришли актеры.

Каковы основные особенности такого построения произведения:

  1. Фактура сюжета не совпадает с фактурой текста.
  2. Из-за нестандартной конструкции читатель ориентируется не на восприятие событий жизни героя, а на анализ его внутреннего мира, его переживаний.
  3. Уникальность изложения позволила Лермонтову показать Печорина в наиболее важные моменты его личностного развития, отказавшись от скучного перечисления большого количества событий.

Недаром такую ​​композицию называют «напряженной». Показаны только ключевые эпизоды, поэтому читатель постоянно в ожидании, нет ни одного незначительного момента. Суть композиции кольца в том, что рассказ о судьбе Печорина заканчивается там же, где и начался: в крепости. Здесь читатель впервые видит это глазами Максима Максимовича. Отсюда он уезжает в Персию.

В чем своеобразие композиции романа «Тихий Дон»?

Эпический роман «Тихий Дон» можно считать вершиной творчества М.А. Шолохова. Он охватывает большой период времени, описывает события Первой мировой войны, двух революций и гражданской войны, поэтому для понимания этого произведения огромная роль должна быть отведена композиции.

В основе романа — история семьи Мелеховых. Через призму личной жизни каждого из своих членов Шолохов передает настроения донских казаков в разные исторические периоды.

Этот прием помогает читателю остро ощутить трагедию тех событий, а также узнать, как обычные люди справлялись с неожиданно возникшими трудностями.

Особое место в романе занимают лирические отступления. М.А. Шолохов следует традициям жанра и во всех красках и деталях описывает окружающий героев пейзаж. В творчестве писателя мир природы неотделим от мира людей, казаки искренне любят свою Родину, живут в гармонии с ней и благодарит ее за щедрые дары, позволяющие им мирно существовать. Через природу чувства героев словно материализуются. Например, настроение Аксиньи после разрыва с Григорием уподобляется дикой, безлюдной степи, где когда-то пасся скот. Вы подаете заявку в 2021 году? Наша команда поможет вам сэкономить время и нервы: мы подберем направления и вузы (исходя из ваших предпочтений и рекомендаций специалистов); оформим вопросы (достаточно расписаться); подадим заявки в вузы России (онлайн, по электронной почте, курьером); следить за списками конкурсов (автоматизируем мониторинг и анализ ваших позиций); мы расскажем вам, когда и куда отправить оригинальные (мы оценим шансы и определим лучший вариант) процедуры профи — более подробно.

А сам Григорий после похорон возлюбленной увидел над собой «диск черного и ослепительного солнца». Этот прием помогает писателю лучше передать психологию персонажей, их эмоциональное состояние, которое сложно описать словами.

Важная особенность композиции «Тихий Дон» — это метод антитезиса. На этом построен весь роман: Шолохов постоянно противостоит войне и миру, жизни и смерти. И как следствие неуверенность, сомнение характеризуют Григория Мелехова как главного героя. Он бегает между белыми и красными, между Аксиней и Натальей, между чувствами и долгом. Постоянный поиск истины, своего места в жизни — главная причина «Тихого Дона».

Эта черта характера определяет не только одного человека, но и целую эпоху. Пространство романа постоянно сужается и расширяется. От событий, происходящих на Татарском хуторе, писатель переходит к масштабным событиям, охватывающим большие города и волнующим всю страну. Шолохов включает в повествование реальных исторических персонажей и документы, поэтому «Тихий Дон» становится своеобразной летописью, а Григорий Мелехов — социально-психологическим типом, характеризующим общество в целом. И проблема работы расширяется: она становится национальной.

Яркий и непостоянный сюжет «Тихого Дона» заканчивается во дворе Мелехова, где он и начался. Григорий после долгого паломничества возвращается в родной Курень с сыном. Теперь у героя есть возможность начать все сначала: восстановить экономику, наладить жизнь, вырастить ребенка. Круглая композиция изображает круговорот добра и зла. И в этом мы видим еще одну важную причину работы: причину быстротечности времени. Спокойную жизнь нарушают смятения и разрушения, но затем она снова возвращается на круги своя. Это естественный исторический процесс. Земля постепенно залечивает свои раны. Человечество тоже лечит свои раны. Остается только память. И эту мысль Шолохов выражает в финале своего романа.

Полезный материал по теме:

  1. Смысл финала романа «Тихий Дон»
  2. Гражданская война на страницах эпического романа «Тихий Дон»
  3. «Сравнительная характеристика Натальи и Аксиньи из эпического романа« Тихий Дон
  4. Человек и природа в романе «Тихий Дон»
  5. Тема любви в опере «Тихий Дон».

История создания

Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла, и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году, что и стало годом написания.

Название книги автор сделал говорящим – “Герой нашего времени” В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства того поколения, собрав в нем характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги!

Каждый его современник может быть Печориным!

На смену деятельным декабристам, взывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях в служении родине, и пресыщенное светской жизнью.

Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатии, так и симпатии к своей личности, в этом и проявился психологизм всего произведения в целом.

Особенности композиции романа Герой нашего времени

В произведении «Герой нашего времени» очень своеобразная композиция. Главы располагаются не во временном порядке. Лермонтов писал роман в виде заметок из дневника главного героя. Отсюда и отсутствие четкой временной линии. М.Ю. Лермонтов придерживался особого порядка для более полного представления героя читателю. Он позволяет увидеть своего героя с разных сторон, описывая его устами разных персонажей.

Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Например в повести «Бэла» есть завязка, кульминация и развязка:

Знакомство с Бэлой => роман с Бэлой и охлаждение чувств Печорина => Смерть Бэлы

Первой в романе идет повесть «Бэла» в которой о Печорине мы узнаем из уст доброго, но необразованного Максим Максимыча с которым рассказчик знакомится на Кавказе.

В повести «Максим Максимыч» к помимо мнения Максима Максимыча М.Ю. Лермонтов предлагает читателю портрет Печорина глазами автора. Дневник Печорина раскрывает мысли и переживания главного героя.

Повесть «Княжна Мери» мы узнаем о том, что герой способен любить, но его любовь неполноценна, так как Печорин слишком ветрен и быстро пресыщается любовью.

В повести «Фаталист» Лермонтов знакомит нас с мыслями Печорина о жизни и трагически заканчивает путь главного героя.

Повести в романе расположены не в хронологической последовательности. Первой повестью романа является «Бэла», за ней следуют «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Временной порядок глав романа «Герой нашего времени»

В романе «Герой нашего времени» имеют место два предисловия от двух разных персонажей. Они озвучиваю мысли двух разных людей: одно отмечено для романа, а другое адресовано дневнику Печорина. Роман представляет собой сочетание путевых заметок и дневника.

Роман «Герой нашего времени» начинается в крепости и в ней же и заканчивается. Это явный признак кольцевой композиции.

Композиция романа «Герой нашего времени»

Несмотря на то, что Печорин в конце романа покидает крепость, а потом отправляется в Персию, он все равно оказывается там где и начинается повествование. Таким образом доказывается наличии круговой композиции в романе.

Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком.

Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала была написана повесть «Тамань», потом – «Фаталист», позже автор решил создать «длинную цепь повестей» и объединить их в роман. Основной задачей автор считал раскрытие характера и внутреннего мира героя, сложившегося представителя поколения 30-х годов XIX века. Лермонтов сам был из этого несчастного поколения дворянской молодежи, которая не могла проявить себя служением на благо родины. Юность и пора возмужания этих людей проходила в условиях правительственной реакции после подавления восстания декабристов. Светлые идеалы были утрачены, жизненные цели отсутствовали. Как следствие такой общественной ситуации появляются герои с характером Печорина.

В ходе работы над романом автор три раза редактировал свое произведение, меняя очередность глав. В третьей, окончательной, редакции повести следуют в таком порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются записки Печорина, а в повести «Фаталист» заканчиваются. Такая композиция позволила автору воплотить философский смысл произведения.

В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое – к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях.

Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. В романе автор употребил «кольцевую композицию». Начинается он с середины событий и доходит до обыденной, негероической смерти героя. После этого события описываются от их начала к середине. Своеобразие композиции заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней же завершается. Мы знаем, что Печорин уезжает из крепости в Петербург, а потом в Персию, но сюжетно он вновь возвращается в крепость. Лермонтов строит свой роман в виде двух частей, которые противостоят друг другу и в то же время взаимосвязаны. В первой части героя характеризуют со стороны, а во второй – его образ раскрыт изнутри. Композиция образа главного героя также своеобразна. Автор представляет нам своего героя постепенно, раскрывая все новые его черты. В «Бэле» о нем рассказывает Максим Максимыч, человек порядочный, но простой. Для него Печорин – загадка, так как представителей высшего света с изломанной психикой он еще не встречал. Содержание следующей повести еще немного приподнимает завесу таинственности над личностью главного героя. Только дневник Печорина, его исповедь, дает, наконец, представление об истинных мыслях и чувствах этого противоречивого героя.

Если бы автор придерживался хронологического принципа, главы в романе следовало разместить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла» или «Фаталист», «Максим Максимыч».

Писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова. Главное для автора – показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки. Тем более что Печорин – сложившийся человек, он не меняется по ходу повествования, поскольку не делает выводов из происходящего с ним. Он эгоист и не изменится никогда, так как не может относиться к себе критически. Полюбить кого-нибудь, кроме себя, он тоже не в состоянии. У Лермонтова получился не роман-биография, а роман-портрет, причем портрет души, а не внешности. Автора интересовали нравственные изменения, происшедшие с людьми поколения 30-х годов, для которых в эпоху тотальных запретов и подавления время остановилось.

Таким образом, роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным, новаторским и позволило автору глубоко проникнуть в духовный мир своего героя.

Сочинение Особенности композиции романа Герой нашего времени

Первый роман, который можно назвать поистине лирико-психологическим произведением, появился в истории русской классической литературы в девятнадцатом веке. Его создателем был Михаил Юрьевич Лермонтов, а сам роман «Герой нашего времени», созданный в девятнадцатом веке, можно структурно разделить на пять частей. Все эпизоды романа являются полноценными художественными произведениями, которые объединяет между собой образ Григория Печорина, фигурирующего в каждом из них. Однако просто невозможно не почувствовать то, что «Герой нашего времени» — это не только лишь сборник из нескольких произведений, это завершённое целостное произведение, несмотря на его особенную композицию.

Очевидно, что Лермонтов в своём романе стремился осознанно нарушить хронологию повествования. Эта деталь является ещё одним очень важным моментом, на который невозможно не обратить внимания при анализе композиции произведения. Я полагаю, что подобный приём нарушения хронологии был использован для того, чтобы постепенно и наиболее полно открыть читателям образ Печорина. В самом начале романа, особенно в самых первых главах, мы можем видеть Григория Александровича Печорина как человека довольно легкомысленного и несерьёзного, у нас формируется не самое хорошее впечатление о нём, но, разумеется, это мнение создаётся лишь на основе рассказов Максима Максимыча о герое.

Однако с течением повествования нам открывается новая сторона Печорина – глубоко психологическая. На помощь приходят его дневники, в которых герой предстаёт перед читателями таким, какой он есть на самом деле – несколько неуверенным в себе, сомневающимся, вдохновляющимся и разочаровывающимся. Невозможно не заметить факт того, что Григорий Александрович очень умён и наблюдателен, он действительно чрезвычайно интересный человек, однако негативные черты его характера способны перечеркнуть всё положительное впечатление.

Я полагаю, что композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени» несколько напоминает центральную фигуру произведения, Григория Печорина. Отсутствие строгого хронологического порядка повествования, пять повестей, объединённых в один роман – всё это неслучайно, ведь таким же неоднозначным и загадочным является и сам Печорин. Для того чтобы лучше понять образ и глубину главного героя, необходимо, прежде всего, очень глубоко понять само произведение «Герой нашего времени», а без детального анализа композиции романа это не является возможным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: