Смысл стихотворения лермонтова

Анализ стихотворения «бородино» лермонтова

Сюжет и композиция «Бородино»

Картины Бородинского сражения. Образ войны

Сюжетная композиция «Бородино» построена как диалог двух людей: старик отвечает на вопрос молодого человека, которому небезразличны события прошлого России.Это задушевный разговор старшего поколения с поколением нынешним, на котором теперь лежит обязанность защиты Родины. Основой сюжета стал рассказ пожилого солдата о легендарном Бородинском сражении. С первых строк стихотворение проникнуто идеей народного единения, эта идея олицетворена образом Москвы. Хотя столицей государства был Санкт-Петербург, первопрестольная Москва всегда оставалась символом России.

Начинает солдат свое повествование, вспоминая о прежних временах. Онс упреком сожалеет, что в младшем поколении не видит такой отваги и самоотверженности, как у его однополчан, отдавших жизни на Бородинском поле. В воспоминаниях ветерана воскресают события рокового для России времени: отступление русского войска и недовольство старых вояк отступлением, определение командованием места для решающей битвы, двухдневная перестрелка с французами, ночь накануне боя, клятва воинов, ход самого сражения, моральное состояние солдат после боя.

В сюжете «Бородино» есть ключевой эпизод описания ночи в лагерях противников перед битвой.Автору важны настроения солдат. Французы ликовали до рассвета, предаваясь веселью. Покорив Европу, захватчики в Россию пришли за добычей и славой. Они воодушевлены прежними победами наполеоновской армии, не верят в свое поражение. Русские солдаты ночью перед сражением были тихи и сосредоточенны, каждый думал о своей причастности к судьбе Родины, осознавая свое место в системе отношений между людьми. Над простым солдатом стоит полковник-хват, которому безоговорочно доверяют, как отцу; а полковник – слуга государю. Но высшей инстанцией для народного сознания является Господь Бог. «Божья воля» определяет исход событий: «Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы». Но это не безропотное подчинение начальству и судьбе, а сплоченность ради победы над неприятелем, вклад в общий великий подвиг, ставший залогом национальной свободы.

Картины Бородинского сражения представлены с позиции солдата-артиллериста. Мощь столкновения передана им в череде лаконичных и ярких оценок: «земля тряслась», «смешались в кучу кони, люди», «залпы тысячи орудий», «ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Подчеркивается продолжительность, стремительность и ожесточенность битвы.

Солдат стал выразителем общенародного отношения к войне, получившей название «отечественная», и ратному делу, как серьезному воинскому долгу. О гибели множества солдат на поле боя говорится с сожалением, но обобщенно: «гора кровавых тел», «немногие вернулись с поля», «плохая им досталась доля». Упоминается об обстоятельствах смерти только одного конкретного, но тоже безымянного человека – полковника: «Жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой». Перед сражением боевой офицер призвал дать клятву верности: «Умремте ж под Москвой». Командир погиб на передовой, став для бойцов образцом доблести, удали и самоотверженности.

Впервые в поэтическом тексте повествование о важном историческом событии велось от лица простого солдата, а не офицера, дворянина, аристократа. Ранее в подобных батальных произведениях главными героями были полководцы или правители, а не человек из народной среды

В стихотворении нет упоминания ни об одном реальном историческом лице: Наполеоне, Кутузове и др.Лермонтов одним из первых русских поэтов подчеркнул главенствующую роль и героизм русских солдат в борьбе с захватчиками, показал непарадную сторону войны. Это взгляд на войну изнутри, а не с точки зрения военной стратегии полководцев. Лермонтов описал даже бытовые мелочи солдатского походного быта: перед боем кто-то чистил кивер избитый, кто-то штык точил и пр. Собирательный образ обычного рядового солдата стал олицетворением главного защитника русской земли – народа.

Стихотворение «Бородино» относится к гражданской,патриотической лирике. Это многоплановое произведение, его жанр литературоведы определяют, как батальную поэму, народную оду, патриотическую балладу.Реалистическим, конкретным изображением событий стихотворение относится к литературному течению реализма, однако присутствуют и элементы романтизма в прославлении воинов, изображенных«могучим, лихим племенем», настоящими богатырями.

«Бородино», анализ стихотворения Лермонтова

1837 год – юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами.

Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».

До Лермонтова многие поэты обращались к теме Отечественной войны. И сам Лермонтов в юном возрасте сочинил стихотворение «Поле Бородина». При всем разнообразии жанров эти произведений объединяет общий настрой. Будь то басня, солдатская или партизанская песня, ода или философское размышление, все они воплощали значимую тему, прославляя героев.

Сравнение содержания их со стихотворением «Бородино» вызывает ассоциации с произведениями на тему Отечественной войны 1941-1945 годов. После книг, фильмов, стихов на военную тему появляются записи простых солдат, участников трагических событий, которые производят порой оглушающее впечатление.

Лермонтов впервые в литературе прибегает к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведется от имени старого солдата. простого человека – участника бородинского сражения. Смысловой акцент делается не на героических победах, а скорее на сожалении: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!» .

Ираклий Луарсабович Андроников в критической статье «Образ Лермонтова» пишет: «Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи».

Может быть, потому и структура «Бородино» напоминает трехчастную музыкальную форму. Первая строфа – вступление, вопрос молодого собеседника участнику сражения. Вторая строфа – первая часть, выражающая главную мысль произведения.

3 – 13 строфы – развернутая вторая часть, включающая основное содержание, описание битвы.

Последняя, четырнадцатая строфа – динамическая реприза, почти точно повторяющая первую.

Строфа стихотворения имеет сложное семистрочное строение: первые две и четвертая – шестая строки с построчной рифмой. Третья строка рифмуется с седьмой. В целом в каждой строфе повторяется сплетенная рифма по схеме AABCCCB. И здесь можно усмотреть связь с музыкальным семидольным размером, характерным для русских народных песен.

Музыкальность. пронизывающая стихотворение, вдохновила неизвестного автора на создание марша на стихи Лермонтова. Народная песня «Бородино» вошла в репертуар военных ансамблей.

Стилистически стихотворение неоднородно:

  • Просторечные высказывания: «Ушки на макушке». «Полковник наш рожден был хватом». «Что толку в этакой безделке?» сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «И молвил он, сверкнув очами». «Носились знамена, как тени». «…сражен булатом» .
  • Образные выражения («Не смеют, что ли, командиры /Чужие изорвать мундиры /О русские штыки?» ) сменяются гиперболой («И ядрам пролетать мешала /Гора кровавых тел. » ).
  • Приглушенные эпитеты стиха приближают повествование к народному говору: «…шумно… зашевелилось…». «…кивер… избитый…». «…конскими хвостами…» .

Некоторые строчки стали крылатыми выражениями. И наши современники нередко вздыхают: «Да, были люди в наше время». Словосочетание «Ломить стеною» сохранилось в измененном виде («стенка») того же смысла.

Лермонтовское «Ребята! не Москва ль за нами?» приобрело особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну.

Таджикский поэт Мухитдин Фархат вспоминал: «Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк… будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших».

Стихотворение «Бородино» – важная веха в творчестве поэта. Впервые он опубликовал свое сочинение по собственной воле. Журнал «Современник», редактором которого был Александр Сергеевич Пушкин. принял к публикации произведение молодого автора, и его труд не остался незамеченным критикой того времени. Наиболее известны слова Белинского в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «. в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Темы, проблемы, настроение

Аргументы и проблемы произведения «Бородино» представлены ниже:

  1. Основная тема поэмы Лермонтова «Бородино» — Бородинская битва 1812 года
    … Это произведение как раз освещает духовную победу русских воинов над французами, поскольку потери в боях ясно указывают на поражение русской армии. Но даже это не сломило дух русских патриотов: они не сдавались и не успокаивались, пока не изгнали врага из России.
  2. Патриотизм
    … Солдаты обеспокоены тем, что боев давно не ведется, и не хотят отступать. Это говорит об их беззаветной любви к Родине. Они готовы защищать Москву ценой своих жизней и с трудом соглашаются сдаться врагу.
  3. Героизм
    … На поле боя солдаты проявили стойкость и отвагу. Они выступили против врага, который превосходил их, но их ряды не дрогнули. Полковник повел их в атаку и упал на поле боя, прославляя Отечество.
  4. Тема дружбы
    … В протоколах боев стирались различия в звании, люди были братьями. Драгуны и копейщики, полковники и солдаты — все вместе они отдали свои молодые жизни за Родину.
  5. Бородино показывает проблему поколений
    … Читатель видит сожаления по поводу изменчивости времени и характера людей, ведь в России больше нет «героев», нет такой силы духа и характера, присущей русскому человеку. Лермонтов ругает свое слабое поколение и жалуется, что мирное время расслабило людей и сделало их ребячливыми.
  6. Военная проблема
    … Нашествие Наполеона бросило вызов русской армии и испытало народ на прочность. Битва была тяжелой для России, как и смирение с тем, что противник занял Москву. Автор описал груды трупов и несколько дней перестрелок.
  7. Проблема управления армией
    в тяжелый период войны умение организовать и сплотить ее перед противником — это тоже повод для размышлений автора. Солдаты не одобряли стратегию руководства, но полковникам и генералам удалось направить войска в нужное русло, хотя сделать это было непросто.

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Какому событию посвящено это стихотворение? Как мы видим из названия, оно посвящено победе российских воинов в бою с французами, Бородинской битве. Произведение было написано в честь 25-летия битвы и призвано увековечить славу погибших воинов.

Стих представляет собой яркий образец лирической картины на военную тематику. Центральный образ – военная баталия на поле брани между русскими и французами. Причем ракурс изображения носил новаторский характер для того времени: впервые о славном бое повествует лирический герой, изображающий простого солдата – участника событий. Как правило, о боях писали со слов полководцев. Этим и характеризуется новаторский характер произведения.

Композиция

В поэме «Бородино» поэт утверждает роль народа как вершителя истории. Именно благодаря подаче рассказа из уст бывалого солдата создается впечатление личного присутствия читателя на поле брани. У Лермонтова народ — главное лицо в истории. Простой рассказ солдата наполнен благородством, величием души, способной на подвиг ради Родины.

Автор выбрал жанр баллады для рассказа о мощном историческом событии. Выбор не случаен, потому что одна из целей произведения — увековечить память и храбрость народных героев.

Стихотворение включает 14 строф. Первые две написаны в виде диалога. Именно в них содержится завязка произведения — вопрос молодого солдата бывалому о минувших сражениях и славных подвигах солдат. После чего следует подробный рассказ старого солдата. И ответ новобранцу, почему же была сдана Москва, какая цена этого стратегического военного хода.

Старый солдат с гордостью рассказывает о былых солдатах, называя их богатырями и ставя намного выше по человеческим и воинским качествам «нынешнего племени».

В последующих строфах монолог бывалого солдата продолжается: следует краткое описание хода Отечественной войны и описываются настроения русской армии во время отступления. Автор пропускает через себя боль солдат, вынужденных сдать позиции. Многие из них не вернулись из боя, но увековечили свою память подвигом во имя Родины.

В описании непосредственно бородинского сражения — кульминация стиха. И завершение событий — в рассказе об отступлении французов и подсчете потерь.

Произведение начинается и заканчивается восхищением силой народного духа и храбростью солдат.

Образы и тропы

Главный рассказчик — старый солдат, потому что он является участником описанных событий. Также изображен молодой воин. Но центральным образом баллады остается народ, который сражается за Родину. От его имени говорит рассказчик.

Чтобы передать народный дух бородинской битвы, поэт употребляет много просторечий: «мусью», «тут как тут». Тем не менее, они обогащают язык произведения, делают его красочнее.

Вместе с тем используются и слова высокого стиля: «сверкнув очами», «ликовал». Это возвеличивает храбрость и силу духа русских воинов, значение боя для истории.

Торжественности изложения придают повторяющиеся восклицания в начале стиха. Также задает ритм и анафора: «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою».

Самой выразительной частью произведения является изображение гущи сражения, полное динамики и безудержной храбрости. Поэт использует яркие сравнения: «знамена, как тени», «французы двинулись, как тучи», «земля тряслась — как наши груди».

Яркими моментами стих наполняют олицетворения: «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», «утро осветило», «картечь визжала».

Часто автор употребляет выразительные эпитеты: «бой удалый», «спаленная пожаром», «дым летучий». Авто умело использует запоминающиеся метафоры: «постоим мы головою», «ночная пала тень».

«Бородино» М.Ю. Лермонтова является ярким примером лирического изображения военной баталии, в которой главный герой – народ.

 
  Метки: Михаил Лермонтов

Отзыв 2

Лермонтов М. Ю. написал стихотворение «Бородино». Мне оно запало в душу, поэтому я хочу написать о нём свой отзыв. Это великая история, её должны помнить наши предки. В произведении показана сила духа всей Руси. Наш народ сплочённый, поэтому его нельзя победить.

Стихотворение начинается с разговора мальчишки со своим дядей, который видел войну 1812 года. Солдат сражался за Россию, за Москву с войсками Наполеона. В те годы шла война, французы напали на Русь. Он рассказывает, как отдали Москву Наполеону, какой ценой это всё произошло.

Главный герой начинает свою историю, как уставшие и недовольные бойцы получили приказ отступать. Но они не хотят этого делать, а приказ есть приказ. Наконец наши отступили. Нашли широкое поле, расставили на нём свои оборонительные сооружения. Все были готовы к великой битве. Появилась французская армия и началась перестрелка, которая длилась двое суток. Рассказчик этого события тоже принимал участие в бою, он заряжал пушки. И вот стрельба закончилась и враги заликовали.

А чуть только наступило утро, началось великое сражение, которое мы до сих пор  вспоминаем и называем «Бородинской битвой». Французы сгруппированным строем наступали на наши войска. Они шли сквозь дым, который образовывался от пушечных выстрелов. Главный герой повествования рассказывал о том, как шёл ожесточённый рукопашный бой, знамёна по полю метались и сменялись, картечи свистели. Схватка оказалась настолько страшной, что можно было бы решить, будто во всём свете соединились все силы добра и зла. Закончилось кровопролитное ужасное сражение. Бородинское поле было усеяно горами трупов бойцов. Даже ядра не могли пролетать. Каждая сторона билась насмерть за свои убеждения. Враги были сломлены, русские дали хороший отпор французам. Наполеоновским войскам пришлось отступить.

Ветеран обеспокоен, что погибли храбрые воины. Но смерть их была достойной, они с честью защищали свою Родину. Даже сейчас нынешнему поколению есть чем гордиться, наши предки были поистине величественно-храбрые люди. Всё же французы сумели захватить Москву. Но на то была воля Всевышнего. Русь храбро сражалась за свою столицу. Русские войска ни за что бы не отдали своё сердце — Москву. Об этом повествует и солдат-ветеран.

Меня до глубины души поразило стихотворение Лермонтова М. Ю. Я словно сама побывала на этом поле, сражаясь с захватчиками, которые напали на Российскую землю. В произведении показан русский непоколебимый дух. Богатыри Руси стояли на страже Отечества, отдавая свои жизни за свободу и за наше светлое будущее.

Бородино М.Ю. Лермонтов

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» посвящена одному из самых героических событий в истории России — Бородинской битве.

П. Заболоцкий «Ветеран 1812 года».

26 августа (7 сентября по новому стилю) 1812 года в 124 километрах от Москвы на Бородинском поле русская армия выступила против армии французского императора Наполеона. Впоследствии Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное — это то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными победы, а россияне получили право быть непобедимыми».

Поэма была написана Лермонтовым, видимо, в январе 1837 года как ответ на 25-летие Отечественной войны 1812 года. В это время молодой корнет (чин младшего офицера в кавалерии).

Лермонтов служил в лейб-гвардии Гусарский полк, отличившийся в Бородинском сражении.

В стихотворении поэт воспроизводит Бородинские события: ветеран-артиллерист, участвуя в битве, рассказывает их молодым воинам, родившимся после битвы.

Раннюю версию поэмы «Бородинское поле» Лермонтов написал еще в юности, когда ему было всего 17 лет.

***

— Скажите, дядя, разве не зря сожженная пожаром Москва отдана французам? Ведь драки были, да мол, что еще! Недаром вся Россия помнит Бородинский день!

— Да, в наше время были люди, не такие, как нынешнее племя: богатыри — это не вы! Перенесли очень плохо: мало кто вернулся из лагеря… Если бы не Божья воля, мы бы Москву не отдавали!

Мы долго отходили молча, Это раздражало, мы ждали боя, Старики ворчали: «Что мы? для зимних квартир? Не смеют ли инопланетные командиры сорвать мундиры с русских штыков?»

И. Ругенда. «Пожар в Москве. 1812 г»

И тут они нашли большое поле: гулять есть где на свободе! Они построили редут. Наши уши наверху головы! В одно маленькое утро он зажег пушки И синие лесные вершины — Французы тут же.

Вставил заряд в пушку крепко И подумал: вылечу друга! Постой, мусю брат! Что лукавить, разве в бой; Уже пойдем ломать стену, Уже головами будем За Родину!

Мы были на съемках два дня. Какая польза от такой безделушки? Ждали третий день. Везде звучали речи: «Пора бабло стрелять!» И тут тень упала на поле грозной битвы Ночи.

В. Мазуровский «Атака русской кавалерии на французскую батарею в Бородино»

Я лег вздремнуть у кареты, и до рассвета было слышно, как французы ликовали. Но на нашем открытом бивуаке было тихо: Кто протер битый кивер, Кто штык точил, Яростно ворча, Кусая свои длинные усы.

И как только небо засветилось, Все вдруг шумно двинулось, Промелькнуло за строем. Наш полковник родился с хваткой: Слуга царя, отец солдат… Да мне его жалко: его ударил булат, Он спит в сырой земле.

Франц Рубо «Бородинская битва»

И он сказал, его глаза сверкнули: «Ребята! Разве Москва не позади? Умри под Москвой, как погибли наши братья! И мы обещали умереть, и мы сдержали клятву верности в Бородинском сражении.

Р. Волков «Фельдмаршал Кутузов»

Ну это был день! Сквозь развевающийся дым французы двигались, как облака, и все в нашем редуте. Копейщики с цветными значками, Драконы с хвостиками, Все мелькали перед нами, Все сюда приходили.

М. Греков «Гренадерский лейб-гвардии в Бородинском сражении»

Таких сражений вы не увидите! .. Знамена носились, как тени, огонь искрился в дыму, дамасская сталь звенела, пули визжали, рука бойцов устала жалить, а гора окровавленных тел не давала зёрнам разлететься.

Противник много жил в тот день, что значит русское сражение, дерзкое, наше рукопашное сражение! продолжительный вой…

Н. Самокиш. «Атака литовского полка спасателей»

Теперь темнело. Все были готовы к утру начать новый бой И продержаться до конца… Тут барабаны затрещали — И бусурманы удалились. Потом начали считать травмы, подсчитать товарищей.

Да, были люди в наше время, могущественное и завораживающее племя — богатыри это не вы. Перенесли очень плохо: мало кто вернулся с поля. Если бы не Божья воля, мы бы не отдали Москву!

Пример 1 – Патриотизм стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Свое самое знаменитое произведение “Бородино” Лермонтов написал в 1837 году. Автор не знал, что это произведение прославит его в литературном мире. “Бородино” был важен во всех кругах общества, среди простых людей и среди дворян того времени. В этом стихотворении есть много ответов на вопросы, которые также актуальны и сегодня. Поэзия насыщена энергией и чувствами людей, которые пережили войну, как они молоды и хотят быть героями, совершать подвиги. В те времена многие парни хотели сделать что-то в своей жизни, чтобы это было значимо.

Автор в своем подчеркивает довольно страшные события, произошедшие в 1812 году. Что может быть хуже войны? Ничего, война – это человеческая смерть, потеря родных и близких. Началась война между Францией и Россией. На Россию напал враг, и люди были вынуждены защищать свою родину, несмотря ни на возраст, ни положение, а Бородинское сражение – лишь малая часть страшных событий. Именно эта битва осталась в великой истории, где на первый взгляд, французы одержали победу, но это только на первый взгляд. Несмотря ни на что, русские победили своего врага, хотя и казались слабее противника. Так много людей погибло с обеих сторон, но все они умерли, защищая свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это никак не повлияло на описание событий сражения, как будто Лермонтов сам участвовал в сражении. Автор проделал большую работу, описывая действия того трудного боя, эмоции, которые испытывали люди в то время. Вы, конечно, поймете, что война страшна, но еще страшнее бояться и не защищать свою , никто не предавал.

Лермонтов подошел к этому произведению иначе, чем к другим своим стихотворениям. Эта работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что было бы интереснее, если бы рассказ о событиях был от обычного солдата, который рассказывает все внуку

Он повествует об этих страшных событиях и акцентирует внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодые люди были совершенно другими, более смелыми и готовыми отдать жизнь за свою семью и друзей, свою землю

Прочитав это стихотворение, можно сделать вывод, что храбрость и смелость молодых людей всегда ценилась, ценится и будет цениться. Надо быть верным честным перед своим народом, а главное быть таковым перед самим собой. Огромное счастье, что мы сейчас живем под мирным небом, и надеемся, что никогда не прочувствуем все невзгоды прошедших войн.

7 стр., 3478 слов

Конспект по литературе «Бородино». Образ солдата — участника …

… идеей стихотворения является то, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат. Вариант 2 Лермонтов написал свое самое знаменитое произведение «Бородино» в 1837 году, тогда автор еще … за свою страну, разительно отличается от нынешнего – «могучее, лихое племя: богатыри – не вы». Молодой человек, который как раз спросил старого русского солдата о войне, также является одним из …

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле

Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

«Бородино». Лермонтов М.Ю. Анализ произведения для 5 класса

За свою недолгую жизнь Михаил Лермонтов написал огромное количество гениальных произведений, поражающих красотой слога и глубиной смысла. Поэт всегда восхищался двумя вещами: прелестью природы и простотой, искренностью русского народа. Поэтому ничуть не удивительно, что рассказ обычного солдата лег в основу поэмы «Бородино». Лермонтов написал это удивительное произведение в 1837 году на 25-ю годовщину Отечественной войны с французами. В стихотворении одновременно слышится гордость за смелых и бесстрашных героев, участвовавших в кровавых боях, и в то же время можно рассмотреть легкую тоску о безвозвратно ушедших днях, грусть, что теперь уже нет таких бравых воинов.

Стихотворение Лермонтова «Бородино» написано от имени простого солдата, участника битвы. Этот факт подчеркивает утверждение поэта, что историю страны творит народ. Несмотря на то что рассказ ведет рядовой воин, он охватывает не частичку событий, описывая только свою батарею и командира, а мастерски изображает все сражение. Подвиг народа объединен в целостную картину, а не распался на мелкие случаи, произошедшие во время войны.

Поэму «Бородино» Лермонтов сделал автобиографией русского народа. Целью автора было показать, насколько возросло самосознание людей, какой у них боевой настрой и стремление отстоять свою родину любой ценой, не уступив и клочка земли врагу. Михаилу Юрьевичу полностью удалось перевоплотиться в батарейца и его глазами взглянуть на события, происходившие во время Бородинской битвы. Рассказчик говорит то от своего имени, используя местоимение «я», то переходит на «мы», тем самым объединяя всю армию. При этом не чувствуется натянутости, солдат не растворяется в толпе, но ощущается единство народа. Бойцы сражаются, не только спасая свою жизнь, но и оберегая своих товарищей.

Поэму «Бородино» Лермонтов написал, чтобы на веки прославить подвиг героев. В произведении чувствуется пренебрежение к завоевателям, не привыкшим к препятствиям и трудностям. Французам удалось захватить Москву, и они уже ликуют, но русские так просто не сдаются, они тихо и уверенно готовятся к новой битве, где не жалея себя отомстят за смерть друзей. Автор поставил перед собой цель показать психологию солдата, участвующего в освободительной войне, и у него это отлично получилось.

В поэме «Бородино» Лермонтов сравнил наполеоновских воинов с русскими. Первые привыкли к быстрому захвату чужого добра, а вторые готовы стоять насмерть, ведь терять им больше нечего. Однажды Лев Толстой признался, что эта работа является основой «Войны и мира», в идейном плане это чистая правда. Михаил Юрьевич характеризует эту войну как справедливую, освободительную, национальную, неоднократно подчеркивая это словом «родина» и «русский». Битва выиграна, поэтому не зря погибли воины под Москвой – вот это хотел сказать Лермонтов.

«Бородино», текст которого читается очень легко, является значимой поэмой не только в творчестве Михаила Юрьевича, но и в русской литературе в целом. Ее влияние на общественную мысль переоценить практически невозможно.

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Тема

Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: