Чехов «белолобый»

Рассказ «белолобый»

Краткое содержание Чехов Белолобый для читательского дневника

В рассказе «Белолобый» действуют очеловеченные герои: волки, собаки… Есть тут, конечно, и люди, но они не играют большой роли. Главная героиня – старая волчица, которой нужно кормить своих детей. Ей очень тяжело – она плохо видит, подводит нюх, мучает постоянный голод.

Надеясь на хорошую добычу и забыв страх, она влезает в хлев и ворует барашка, который оказывается на её удивление – щенком. Не самым, видимо, умным, но, зато, добрым – он позволяет себя утащить в логово, играет с волчатами. Голодная волчица хочет его съесть, но не переносит собачьего духа.

В итоге, белолобый щенок возвращается домой, а на него хозяин сваливает вину за беспорядок и поломанную крышу – волчица спасена, к счастью, и может вернуться к своим ещё беспомощным детям.

Чему учит рассказ Чехова Белолобый

Основная мысль рассказа – в доброте, которая спасает и помогает, даже если она не идёт рядом с умом. Наивный щенок помогает волчице, которая просто хочет выжить, не стараясь никому специально навредить.

Читать краткое содержание рассказа Белолобый Чехова

В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе… Поиграв с волчатами, она уходит на охоту, когда дети заснули. Даже решается подойти к людским домам. Её влечет теплый запах из хлева.

Разворошив крышу, она падает на что-то теплое и мягкая. Надеясь, что это и есть долгожданная добыча, волчица убегает. Скоро она понимает, что «ягненок» тяжелый слишком. Положив добычу на снег, она видит щенка – белолобого, задорного. По своей наивности он не понимает, в какой опасности находится.

Щенок начинает задорно лаять, поэтому волчице приходится унести его быстрей, чтоб он не навел собак на ее след.

Обратите внимание

В логове она думает его съесть, но не может. Тогда она решает отдать его волчатам – пусть учатся играть. Белолобый играет, веселится, не понимая грозящей ему участи. Он по своей наивности, незнанию жизни ничего не боится.

Будь на его месте сторожевая собака, она бы подняла шум, начала драку и, наверное, погибла бы. А щенок даже ощетинившуюся волчицу может по простоте своей в нос лизнуть, посмотреть чистыми глазами… И слишком уж он похож по возрасту на её волчат.

Благодаря своей искренности и наивности, Белолобый остаётся в живых.

Проголодавшись, беззаботный щенок сам отправляется домой – на зимовье. Его хозяин – дед Игнат подумал, что весь беспорядок устроил щенок, наказал бестолкового пса. А волчица осталась, благодаря Белолобому, невредимой. Она должна была бы его благодарить. С другой стороны, в этот (второй) раз, подняв лай, бестолковый щенок помешал ей снова пробраться в хлев – утащить настоящего ягненка.

Кстати, Игнат вовсе не злой, даже е очень строгий, поэтому, вряд ли, он серьезно наказал щенка за шалость – только оттрепал за уши, уча выходить на улицу через дверь. Игнат когда-то работал на паровозе, поэтому сам себе постоянно приказывал громким голосом, мол, полный ход или стоп, машина.

Чехов создал удивительный психологический рассказ о природе, больше похожий даже на сказку.

Краткое содержание Чехов Белолобый

В марте, когда природа еще не освободилась от зимнего сна, голодная пожилая волчица, чтобы прокормить свой выводок отправляется к человеческому жилью. Она хочет утащить из хлева ягнёнка. Когда – то она охотилась на крупную добычу, но теперь, здоровье уже не то.

Рядом с её логовом у почтового тракта есть зимовье. Там живёт старый сторож Игнат. Он уже подслеповат, и порой разговаривает сам с собой, произнося странные фразы. У него имеется старое ружье, с которым он любит бродить по лесу и распугивать зайцев. Есть у него верная собака по имени Арапка.

Волчица уже долго жила в этих местах и знала, что у старика в Хлеву живут овцы, и недавно должны были появиться ягнята. Одного из них она и задумала утащить и съесть. Поздно ночью волчица залезла на крышу хлева, разгребла полусгнившую солому и упала внутрь на что-то тёплое. Поднялся переполох и она, схватив неизвестное существо за шкирку, бросилась бежать.

Спустя какое-то время она поняла, что ноша слишком тяжела для ягнёнка, да и пахнет по-другому. Опустив тельце на снег, она увидела перед собой щенка с огромным белым пятном на лбу, он вилял хвостом и тявкал на неё. Раздосадованная волчица отправилась в логово кормить своих детей. Щенок побежал за ней.

Наступило утро, но щенок по-прежнему сидел у волчьего логова и тявкал. У волчицы разболелась голова от этих звуков, и ей очень хотелось есть. Волчата с любопытством смотрели на нового друга и вскоре отправились играть с ним, подняв много шума.

Прошло время, и волчица решила съесть настырного гостя. Когда-то ей уже приходилось пробовать собачатину. Она подошла к щенку, и неожиданно он лизнул её в нос. Все мысли о еде тут же улетучились из её головы. Она вернулась к волчатам. Щенок же отправился обратно к дому.

Наступила ночь, и страшно голодная волчица решила еще раз попытаться украсть ягнёнка. Она тихонько подошла к хлеву, залезла на крышу и снова стала разгребать солому.

Совет

Только она проникла внутрь, как снаружи послышался радостный лай и визг Белолобого. Он вернулся домой как раз после прихода волчицы. Та стремительно выпрыгнула из хлева и бросилась в лес.

Щенок же забрался через дыру к себе домой и уснул.

Утром Игнат немного потрепал Белолобого. Сторож решил, что в первый раз щенок разломал крышу и убежал гулять и потом он же сделал дыру в крыше повторно, когда вернулся с прогулки.

Рассказ учит нас, что животные тоже имеют чувства. Так материнский инстинкт волчицы помешал ей съесть щенка. Будьте же внимательны и добры к животным.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Продавец воздуха Беляева

    Роман описывает события, происходящие в Якутии. Рассказ ведет метеоролог Клименко.

  • Краткое содержание Горький На дне кратко и по актам

    В подвале, больше похожем на пещеру, ютились люди. Девять человек жили здесь, занимаясь каждый своим делом: столяр Клещ, картузник Бубнов, вор Васька Пепел, торговка пельменями Квашня

  • Пелевин

    Виктор Пелевин по праву считается одним из лучших российских писателей наших дней. Он родился осенью 1962 года. Юношеские годы и детство проходили в городе Долгопрудый.

  • Краткое содержание Гэллико Томасина

    В небольшом городке Америки живет и работает ветеринар Эндрью Макдьюи. Он занимается лечением скота и домашних животных. Доктор Макдьюи был жестоким и честным человеком. Кроме ветеринара он занимал должность ветеринарного инспектора

  • Краткое содержание О. Генри Последний лист

    Две молодые художницы Сью и Джонси снимали одну студию на двоих. Осенью Джонси заболела пневмонией. Болела она тяжело и долго, и доктор в один из дней сообщил Сью

И. Соколов-Микитов. Листопадничек

Опиши Листопадничка. Каким он был? Выбери слова, дополни своими.

Листопадничек любопытный и решительный, ведь он полез к бобрам и пробыл там немало времени.

Ещё он был любознательным и беззаботный.

Ему присуща и боязливость, ведь он переживал, чтоб не замёрзнуть на болоте вместе с семьёй.

Но это не было его сильной слабостью.

Когда зайчонок вырос, набрался храбрости, стал смелым и отчаянным.

По возвращении домой именно таким его увидела мама-зайчиха.

План пересказа с чувствами и переживаниями Листопадничка для 3 класса.

  1. Мама родила меня, моих братьев и сестёр.
  2. Птицы летят в тёплые края.
  3. У лестных жителей идёт подготовка к зиме.
  4. Я решил улететь на юг вместе с журавлиной стаей.
  5. Я прискакал к бобрам.
  6. Бобры предложили мне пожить с ними.
  7. Я согласился и перезимовал с ними в тёплой хатке, помогая нянчить бобрят.
  8. Наступила весна и пришло наводнение.
  9. Мне пришлось научиться плавать.
  10. Я вернулся к родным

Рассказ о продолжении приключений зайчика Листопадничка для 3 класса.

Прошло лето, потом осень, а потом и зима после большого приключения зайчика — Листопадничка.

Всё это время лесные жители приглашали Листопадничка в гости на чашку чая и слушали его рассказы о приключениях в путешествии.

Зайчик с удовольствием делился со своими соседями приключениями и ходил по гостям, пока не случилась беда в лесу.

Как-то глубокой ночью, когда все лесные жители крепко спали и видели красивые сны, вдруг начался пожар в лесу.

Зима была сухая, и поэтому лесная подстилка могла загореться даже от лёгкой искорки.

И в эту ночь так и случилось.

Вечером на окраине леса, возле озера отдыхали какие-то люди.

Они весело гуляли и танцевали возле костра.

А потом ушли и костёр не затушили, а оставили догорать.

Чуть позже поднялся ветер, разнеся огонь с костра на сухую траву, и в лесу начался пожар…

В этот вечер Листопадничек как раз ходил к бобру в гости, посмотреть на подросших бобрят и попить с ними чаю.

Вместе с семьёй бобра они сидели за столом в бобриной хатке, пока вдруг зайчик не учуял запах дыма.

Бобёр и зайчик вышли посмотреть, откуда несётся этот запах и вдруг увидели разгоревшийся пожар на берегу речки.

Всем стало страшно, потому что каждый понимал, что пожар может погубить всё, что так дорого лесным жителям.

Листопадничек не растерялся и попросил семью бобров сделать плотину в речке, чтобы вода поднялась и выше берега, а сам побежал звать на помощь.

Зайчик понимал что нужно бежать к людям, так как звери сами не смогут потушить пожар.

Он решил бежать к лесничему.

Лесничий жил в избушке очень близко к речке, поэтому Листопадничек добежал очень быстро.

Листопадничек подбежал и избушке и стал прыгать на дверь лесника.

Он прыгал и стучал лапами как мог и наконец, лесник его услышал и открыл дверь.

Лесник удивился, увидев зайка, который сам прибежал в его избушку, но долго не думал, так как тоже почувствовал запах гари и понял, что в лесу пожар.

Старик понял, зачем прибежал зайчик и позвонил пожарным.

Тем временем Листопадничек побежал в лес будить зверей, чтобы они бежали от огня.

Он забегал в каждую нору и кричал что есть мочи «Пожар! Берегись! Спасайся!»

Звери услышали Листопадничка, разбудили своих детей и давай бежать к воде.

В это время приехали пожарные. Они увидели, как бобры построили плотину и в речке повысился уровень воды.

Пожарные смогли набрать воду в речке в свои пожарные шланги и потушить пожар.

Когда пожарные уехали, все звери собрались на берегу речки и поблагодарили Листопадничка и семью бобров за спасение.

Лесные звери радовались спасению и танцевали возле речки.

И вдруг все услышали шаги человека…

Звери попрятались, кто куда и только Листопадничек остался один на поляне.

Он боялся уйти, чтобы не пропустить людей сделать ещё один костёр и начать новый пожар.

Но в этот раз все было по-другому.

Пришёл лесник и принёс храброму зайцу капусту и морковки в подарок за спасения леса.

Старик тихонько положил свои дары на поляне и удалился в свою избушку.

Листопадничек и другие звери приняли дар лесника и всё вместе дружно пировали и танцевали до утра, празднуя спасения леса и своих жизней.

План продолжения приключений зайчика — Листопадничка для 3 класса.

  1. Пожар в лесу.
  2. Помощь бобриного семейства.
  3. За помощью к леснику.
  4. Спасение зверей.
  5. Пожарные потушили огонь.
  6. Дары лесника Листопадничку.
  7. Праздник в лесу.

Белолобый чехов анализ произведения

Тема этого произведения – эпизод жизни щенка Белолобого. Этим рассказом автор поднимает проблему – глупый, наивный, беззаботный щенок положительно повлиял на волчиху, которая по сути своей является хищницей. Идеей автор хотел показать нам, что даже у волчицы, могут проявиться добрые чувства, подавляющие инстинкты хищника. Пафос рассказа драматический.

В композиции повествуется история, произошедшая между щенком и волчихой. О том, как волчиха, измученная голодом, залезла в хлев сторожа Игната, с надеждой утащить оттуда ягненка. Но второпях, вместо ягненка схватила щенка Белолобого. Конфликт скрытый: происходит внутренняя борьба в душе у волчихи – съесть или не съесть щенка.

С одной стороны она могла бы съесть его и накормить своих голодных волчат, а с другой – она была в первую очередь мать. И Белолобый хоть и был щенком, но для волчихи он был детенышем. В прологе автор подробно рассказывает о волчихе, о том, что она была не молодой, заботливой матерью, слабой здоровьем, поэтому ей сложно было добывать еду для себя и волчат.

В экспозиции волчиха, из-за вынужденных обстоятельств, чтобы накормить себя и своих детей, залезла в хлев за ягненком. Развитие действий происходит, когда волчиха узнала, что утащила щенка, а не ягненка, то оставила его и побежала прочь. Белолобый же увязался за ней и бежал до самого дома, где были ее волчата. Сначала он начал лаять на них, но потом подружился, и они начали играть.

Кульминационный момент: волчиха все-таки решила съесть щенка. Но когда она подошла к нему, тот лизнул ее в морду, тогда она не смогла сделать этого и ушла. А щенок вернулся домой. В эпилог е волчиха опять отправилась на охоту и наведалась в тот же хлев, но щенок своим лаем поднял шум, тем самым помешал ей утащить ягнят.

Когда сторож Игнат вышел с ружьем на крыльцо, перепуганная волчиха была уже далеко. В итоге сторож подумал, что это Белолобый опять разворошил крышу, чтобы пойти гулять и наказал щенка, больно оттрепав за уши.

Анализ внутренней формы произведения: Повествование безличное, потому что повествователь описывает происходящие события как бы со стороны. Основным приемом создания образа-персонажа в рассказе А.П. Чехова являются портретная характеристика героя и характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета).

Так автор подробно описывает внешние черты щенка «. черный, крупной породы с большой головой, с белым пятном во весь лоб, на высоких ногах, лапы широкие. Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак. Глаза были маленькие, голубые, тусклые. Судя по манерам это был невежа, простой дворняжка».

К другим животным Белолобый относился дружелюбно, наивно «Волчиха оглянулась и щелкнула зубами; он остановился в недоумении и, вероятно, решив, что это она играет с ним, протянул морду по направлению к зимовью и залился звонким радостным лаем.

Совет

Видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам». Жил Белолобый с овцами в хлеву. Волчиху автор описывает так, «она была не молодой, заботливой мамашей, мнительной, вздрагивала от малейшего шума.

Слабого здоровья, чутье у нее ослабело, из-за этого охотиться уже не могла, поэтому приходилось питаться падалью. Жила она с волчатами в неглубокой яме, которая поросла мхом».

Образ персонажей эпический, так как автор последовательно описывает героев, их поступки, характер, внешность, отношение к окружающим.

Рассказ вызвал у меня положительные, добрые эмоции. Думаю, А.П. Чехов хотел научить нас понимать животных, понимать окружающий мир. Он сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи.

Этим он вызвал у меня чувство жалости и сострадания к волчихе, не смотря на то, что она хищное животное.

Перейти к обсуждению работы

Анализ рассказа Чехова «Белолобый»

1. История создания произведения.

Первая публикация рассказа «Белолобый» состоялась в 1895 году в детском журнале «Детское чтение». Чехов замыслил написать этот рассказ именно для детей. Прообразом главного героя был один из его дворовых псов в Мелехове. Его звали Белолобый.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Белолобый» — рассказ, что подтверждается небольшим объёмом произведения, повествованием об одном важном событии, одним или двумя главными героями, неизвестностью для читателя их прошлого и будущего. Характер рассказа — для детей, о животных. 3

Название произведения и его смысл

3. Название произведения и его смысл.

Название рассказа — «Белолобый», потому что на щенке Белолобом строится весь рассказ, развивается действие.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица, но автор использует несобственно-прямую речь, повествует о происходящем с точки зрения героя (волчихи).

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Мир глазами волчицы.

Проблематика: Каково это быть волком? Его принято считать злым хищником, но с чем связана его злоба?

Идея: Жизнь волка полна трудностей и опасностей. Суровая правда жизни в том, что волк рождён хищником, но он не лишён разума и чувств.

Голодная волчица в заботе о своих волчатах ищет пропитание, и, конечно, ей не до этических вопросов. Так устроен животный мир на этом свете.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Волчиха по высокому сугробу забралась на крышу хлева и раскопала солому. Впопыхах она схватила Белолобого, думая, что это ягнёнок. Пахнущий псиной щенок был ей противен, и она не стала есть его. Белолобый весь день весело играл с волчатами. С наступлением ночи волчиха вновь отправилась в хлев за добычей, но одновременно с ней шёл домой Белолобый. Волчиха постаралась обогнать щенка, чтобы он ей не помешал. Дыра в крыше была закрыта, и волчихе пришлось разрывать солому снова. В это время подоспел Белолобый, провалился в эту дыру и радостно залаял. Почувствовав себя дома. Поднялся переполох, волчихе пришлось убегать от ружья сторожа Игната.

Игнат посчитал виновным во всём Белолобого и наказал его хворостиной.

7. Система образов произведения.

Волчиха. Уже немолода, слаба здоровьем, мнительна, многого боится. У неё трое волчат, она очень голодна сама, и ещё беспокоится о том, чтобы прокормить своих детёнышей. Крупная добыча ей уже не даётся, питается, в основном, падалью, свежее мясо ей удаётся поесть, если встретится по весне зайчиха с зайчатами или утащит ягнёнка из хлева. Голод мучает её, от этого она щёлкает зубами и глаза её в темноте горят зелёными огоньками.

Белолобый. Щенок дворняги с выпуклым лбом, украшенным белым пятном, весёлый, добрый, неопытный, бестолковый, ещё не знает жизни, с волчихой готов играть и целоваться. Похож на ребёнка.

Волчата. Игривые, маленькие, и поэтому ещё неагрессивные.

Игнат. Старик семидесяти лет, сторож на зимовье, в прошлом, вероятно, был механиком. Часто бывает навеселе. Возможно, поэтому не смог сообразить, что это волк раскопал в крыше дыру.

8. Композиция произведения.

Экспозиция: Волчиха отправилась на охоту.

Завязка: Волчиха утащила Белолобого, вместо ягнёнка.

Развитие действия: пребывание Белолобого в волчьем логове; обратная дорога ночью.

Кульминация: Белолобый вновь появляется «не вовремя» и мешает волчихе.

Развязка: Волчиха спасается бегством.

Эпилог: Невиновного Белолобого Игнат наказывает за дыру в крыше хлева.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Чехов очеловечивает (приём аллегории) волчиху в её восприятии событий, окружающего мира. Он пишет о ней «думала», «соображала», «помнила». Иногда это создаёт комический эффект. Не зная обо всех реалиях человеческой жизни, волчиха полагает, что старик Игнат нередко падает от ветра. Читателю же понятно, что падения Игната, сопровождаемые пением, вызваны совсем иной причиной.

Выразительные детали: выпуклый лоб Белолобого; запах навоза и овечьего молока, манящий волчиху; тощий живот волчихи, лошадиная кость, которой волчиха заглушает голод.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ А.П. Чехова «Белолобый» полон сочувствия к животным, он написан для детей и ненавязчиво учит их быть внимательнее к окружающему миру, к бессловесным животным, жизнь которых полна проблем, забот, лишений.

Рассказ вызывает чувство грусти, оттого что весь наш мир устроен так, что одни едят других. Когда-то произошла вселенская катастрофа — падение человека, и с тех пор все животные, как и люди, ведут страдальческую жизнь.

В. Белов Малька провинилась

Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли.

Лидия (хозяйка Мальки) — вредная, хотя в душе добрая.

Она сначала наругала Мальку, а потом посадила щенят в шапку и переживала, чтоб им нашлись хозяева.

Но я на стороне Мальки и автора.

Малька – собачка, которая вызывает у меня жалость и сочувствие.

Она была верной своей хозяйке и хорошей любящей матерью.

Ещё ей присущи смелость и серьёзность.

Автор – рассказчик истории, который с трепетом относится к Мальке и жалеет дворняжку.

Как ты себе представляешь Мальку? Почему она получила такую кличку? Напиши.

Я представляю Мальку крошечной, хрупкой дворняжкой.

Ещё у неё кривые лапки и большие ушки.

Такую кличку собачка получила из-за своих маленьких размеров.

Антон Чехов. Белолобый

1

Голодная волчица встала, чтобы идти на охоту. Ее волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.

Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат. Запах человеческих и лошадиных следов, пни, сложенные дрова и темная унавоженная дорога пугали ее; ей казалось, будто за деревьями в потемках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.

Она была уже не молода, и чутье у нее ослабело, так что, случалось, лисий след она принимала за собачий и иногда даже, обманутая чутьем, сбивалась с дороги, чего с нею никогда не бывало в молодости. По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов, как прежде, и уже далеко обходила лошадей с жеребятами, а питалась одной падалью, свежее мясо ей приходилось кушать очень редко, только весной, когда она, набредя на зайчиху, отнимала у нее детей или забиралась к мужикам в хлев, где были ягнята.

В верстах четырех от ее ло?говища, у почтовой дороги, стояло зимовье. Тут жил сторож Игнат, старик лет семидесяти, который все кашлял и разговаривал сам с собой; обыкновенно ночью он спал, а днем бродил по лесу с ружьем-одностволкой и посвистывал на зайцев. Должно быть, раньше он служил в механиках, потому что каждый раз, прежде чем остановиться, кричал себе: «Стоп машина!» и прежде чем пойти дальше: «Полный ход!» При нем находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка. Когда она забегала далеко вперед, то он кричал ей: «Задний ход!» Иногда он пел и при этом сильно шатался и часто падал (волчиха думала, что это от ветра) и кричал: «Сошел с рельсов!»

Волчиха помнила, что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки, и когда она не так давно пробегала мимо, то ей послышалось, будто в хлеву бле?яли. И теперь, подходя к зимовью, она соображала, что уже март и, судя по времени, в хлеву должны быть ягнята непременно. Ее мучил голод, она думала о том, с какой жадностью она будет есть ягненка, и от таких мыслей зубы у нее щелкали и глаза светились в потемках, как два огонька.

Изба Игната, его сарай, хлев и колодец были окружены высокими сугробами. Было тихо. Арапка, должно быть, спала под сараем.

По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу. Солома была гнилая и рыхлая, так что волчиха едва не провалилась; на нее прямо в морду пахнуло теплым паром и запахом навоза и овечьего молока. Внизу, почувствовав холод, нежно заблеял ягненок. Прыгнув в дыру?, волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и теплое, должно быть на барана, и в это время в хлеву что-то вдруг завизжало, залаяло и залилось тонким подвывающим голоском, овцы шарахнулись к стене, и волчиха, испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон…

Она бежала, напрягая силы, а в это время Арапка, уже почуявшая волка, неистово выла, кудахтали в зимовье потревоженные куры, и Игнат, выйдя на крыльцо, кричал:

– Полный ход! Пошел к свистку!

И свистел, как машина, и потом – го-го-го-го!.. И весь этот шум повторяло лесное эхо.

2

Когда мало-помалу все это затихло, волчиха успокоилась немного и стала замечать, что ее добыча, которую она держала в зубах и волокла по снегу, была тяжелее и как будто тверже, чем обыкновенно бывают в эту пору ягнята; и пахло как будто иначе, и слышались какие-то странные звуки… Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг отскочила с отвращением.

«Белолобый», анализ рассказа Чехова

Рассказ «Хвитбрынет» был опубликован в журнале «Барнас леснинг» № 11 в 1895 году. Сюжетная идея возникла примерно за год до написания, во время работы над рассказом «Тре ор».

Это единственный рассказ, написанный специально для детей и опубликованный в детском журнале.

Брат Чехова вспоминал, что в Мелехове у Чехова были черные садовые собаки, и среди них «некрупная собака — белая передняя», которую Чехов увековечил.

Проблематика

Главная проблема повести — милосердие ко всему живому. Животные в рассказе не менее умны и «человечны», чем люди. И они, и другие вызывают сочувствие, ведь их жизнь непроста и каждую минуту может оборваться от голода, холода, болезней, пуль.

Другая проблема связана со случайностью. Волчица случайно приняла белый лоб за ягненка, Игнат случайно не нашел волка, ружье случайно дважды дало осечку. Все эти случайности составляют причудливую цепь событий, называемую жизнью.

Что объединяет произведения раздела «Люби живое»? В них описаны реальные события или вымышленные? Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, какие — к рассказам?

Все рассказы раздела «Люби живое» объединяет общая мысль – любовь и бережное отношение к природе и животным.

Авторы учат своих читателей замечать красоту окружающего мира, ценить её и оберегать.

Ведь природа – это такая же неотъемлемая часть планеты, как и мы.

Среди рассказов могут быть как вымышленные, так и реальные события.

Некоторые авторы описывают свои детские воспоминания.

Возможно, что писатели используют собственные наблюдения, истории из жизни, просто несколько приукрашают, дабы нам было интереснее читать.

Я считаю, что к сказкам относятся произведения «Листопадничек» и «Мышонок Пик».

А рассказами являются следующие произведения:«Про обезьянку», «Капалуха», «Малька», «Он живой и светится».

Возвращение щенка домой

Щенок был голоден и очень замерз, поэтому отправился домой на зимовье. В это время мать детенышей пошла в хлев на охоту и уже была готова взять ягненка, когда прибежала Белолобая и, увидев ее, залаяла от радости.

Арапка проснулась, выбежал старик с ружьем. Волчица бросила добычу и убежала в лес. Хозяин, дедушка Игнат, решил, что весь этот беспредел устроил щенок, и наказал его. И благодаря малышке волчица осталась безнаказанной.

Игнат не был строгим хозяином, поэтому наказание не было строгим, щенка просто погладили по ушам. Так он научил его выходить через дверь, а не через крышу. Дедушка Игнат работал на паровозе, поэтому у него был очень громкий голос, чтобы лучше управлять техникой.

В. Астафьев Капалуха

Определи основную мысль рассказа. Какая пословица больше всего соответствует ей?

Все эти пословицы связаны с материнской любовью.

Поэтому каждую из них можно сопоставить с темой рассказа «Капалуха».

Но, на мой взгляд, лучше всего подходит пословица «Материнская молитва со дна моря вынимает».

Ведь автор описывает очень заботливую и любящую мать, которая готова пожертвовать жизнью ради своих детей.

Хотя и остальные пословицы тоже ярко выражают черты материнского характера.

Во время встречи с капалухой мальчики узнали, что она настолько сильно любит своих будущих детей, что даже выщипала на животе пух дабы больше отдавать им тепла.

Они зауважали самку глухаря и передумали брать яйца.

Встреча с капалухой поменяла отношение мальчиков к природе.

Дети поняли, что нельзя причинять ей вред, а надо ценить и оберегать.

Пример диалога с другом про встречу мальчиков с капалухой для 3 класса.

— Ты уже прочитал рассказ «Капалуха»?

— Да. Он меня очень впечатлил и даже немного поменял мировоззрение.

— А ты что воровал у птиц яйца?

— Нет. Просто раньше я не придавал особого значения птицам, никогда не задумывался, как они высиживают яйца.

А теперь понял, что они как люди.

Любят, оберегают своих детей, заботятся о них ещё до появления на свет.

— Я согласен, что это не только интересный, но и поучительный рассказ.

К тому же, благодаря Астафьеву я узнал, что самка глухаря называется капалухой.

— Как ты считаешь, капалуха будет хорошей матерью?

— Я в этом уверен. Ты когда-то находил гнёзда с яйцами?

— Нет, а ты?

— Я видел на деревьях гнезда, но издалека.

Если бы ты нашёл гнездо, взял бы яйца?

— Нет, конечно. А после этого рассказа, я даже трогать их не стану.

— Правильно.

План рассказа «Белолобый»

Детальный план:

  1. Старая голодная волчица
  2. Зимовье Игната
  3. Волчица пробралась в хлев
  4. Странная добыча
  5. Возвращение в логово со щенком.
  6. Щенок играет с волчатами
  7. Волчица не стала есть щенка
  8. Возвращение щенка в зимовье
  9. Неудачная вылазка волчицы
  10. Переполох
  11. Игнат ругает щенка за разобранную крышу хлева.

Краткий план:

1) Волчица.

2) Зимовье.

3) Добыча.

4) Щенок в волчьем логове.

5) Вторая попытка.

6) Собачий лай.

7) Наказание.

План о белолобом щенке

  1. Голодная старая волчица хочет попасть в зимовье Игната.
  2. Волчица поймала щенка, которого приняла за ягненка.
  3. Щенок преследует волчицу и оказывается в ее логове.
  4. Щенок подружился с маленькими волчатами и играл с ними.
  5. Возвращение щенка в зимовье.
  6. Волчица снова хочет проникнуть в зимовье.
  7. Щенок учуял волчицу и поднял тревогу.
  8. Игнат стреляет, волчица пугается и убегает.
  9. Игнат винит в поломке крыши щенка.

План рассказа «Белолобый» 3 класс

  • Волчиха отправляется на охоту. Тревога за детенышей.
  • Планы нарушены лаем щенка.
  • Волчиха обнаружила, что ее добыча – щенок.
  • Щенок наблюдает за жизнью волчьей семьи, играет с ними.
  • Щенок снова расстроил охоту волчихи.
  • Наказание Белолобого.

«Белолобый» Чехов план рассказа

Вариант 1:

1)Волчиха и волчата,надо охотиться. 2)Слабость здоровья волчихи. 3)Зимовье и его обитатели. 4)Незваная гостья и «полный ход!» 5)Белолобая добыча-«старость,не радость». 6)В гостях в волчьей яме. 7)Знакомство щенка с волчатами. 8)Белолобый ушёл домой. 9)»Голод -не тётка»,опять на охоту. 10)Щенок лишает добычи волчиху. 11)»Гони на всех парах»,Белолобый дома. 12)А волка то и не заметили-«Ходи в дверь».

«Белолобый» цитатный план

1) «Волчица была слабого здоровья, мнительная.

2) «Тут жил сторож Игнат, старик лет семидесяти который все кашлял и разговаривал сам с собой. При нем находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка»

3) «По сугробу волчица взобралась на хлев и стало разгребать лапами и мордой соломенную крышу.»

4) «Это был не ягненок, а щенок, черный, с большой головой и на высоких ногах. «Зачем он бежит за мной? -думала волчица с досадой. — Должно быть он хочет, чтобы я его съела».»

5) «Глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчица думала: «Пускай приучают»

6) «Арапка проснулась под сараем и почуяв волка завыла, закудахтали куры и когда на крыльце Игнат со своей одностволкой, то перепуганная волчица была уже далеко от зимовья».

7)  «Повадипся наш Белолобый с овцами спать, в тепле. Только нет того понятия, чтобы в дверь, а норовит все как бы на крышу.»

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 28.06.2023 07:26 3153 На Миша

Внешний облик братьев Остапа и Андрия написать цитатами кратко!!!

Ответов: 2

Литература 15.07.2023 14:27 4370 Зайцева Анна

Интересные факты о Лермонтове, фактов 15

Ответов: 2

Литература 18.06.2023 13:33 296 Иванов Саша

Какие произведения других видов искусства можно сопоставить с поэмой Мцыри?

Ответов: 2

Литература 30.04.2023 23:15 196 Чкаловская Милана

Решите тест по произведению Евгений Онегин пожалуйста!!! Приложение №2 Тест по 4 главе 1.О ком

Ответов: 2

Литература 18.06.2023 19:47 104 Дусенов Диас

Срочно помогите, дам много Дайте письменный ответ на один из проблемных вопросов в объёме не

Ответов: 2

Литература 30.04.2023 05:05 1071 Борисова Оксана

2. Запиши синонимы к словам и сочетани- ям слов, поставь ударения. Работушка кипела- Ходом-водом

Ответов: 2

Литература 25.11.2023 14:39 52 Житникова Юлия

Пейзаж в произведении Кавказский пленник ​

Ответов: 2

Литература 18.05.2023 19:13 113 Mameshov Nurti

Вопросы к повести Н.М.Карамзина «Евгений и Юлия» 1. Кем приходилась Юлия госпоже Л? 2. Как жила

Ответов: 2

Литература 01.07.2023 04:08 408 Девятова Екатерина

Что видел царь Пётр, стоя на берегу Невы, в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»?

Ответов: 2

Литература 21.11.2023 04:45 116 Андреев Дмитрий

Стихотворение Н.Майорова «Мы». Найдите в тексте детали которые говорят об умении людей

Ответов: 2

Вариант 2

Чехов написал огромное количество разных произведений, которые очень понравятся каждому человеку. Кроме этого оно нравится многим школьникам. Также он относится к самым трогательным произведениям, и главными героями здесь стали не люди, а животные. А ведь ко многим животным слово трогательная не относится. Например, есть одна из героинь волчица. И как же ее можно назвать трогательной? Ведь она не только хитрая, но еще и сильная. И старается во всем и всегда защищать своих волчат, которые еще являются беззащитными. Кроме этого данной волчице уже очень много лет и она чувствует, что совсем скоро ей придется покинуть этот мир, а ведь волчата останутся одни. Она старается каждый день выходить на охоту, но с каждым днем силы куда-то уходят, и добывать еду ей становится все хуже и хуже. А ведь младенцам очень хочется кушать. Но ради своих детей она идет и добывает еду не только для себя, но и для своих детей. Кроме этого с каждым днем становится все холоднее и холоднее, а ведь совсем скоро наступит зима и добывать еду будет намного хуже или практически невозможно.

И вот однажды она видит на дороге маленького щенка и решает забрать для того чтобы накормить младенцев, да и себе немного оставить. Вот только скушать его она не решается, ведь ей становится его очень жалко. Кроме этого он такой милый, теплый и мягкий и очень сильно похож на маленьких волчат. Также вместо того чтобы лаять на волчицу или бросаться, щенок ластиться к ней, виляет хвостом, а также лижет морду. Теперь он воспитывается среди волчат, и учиться всему что знают и умеют они. А ведь у него очень хорошо все получается.

Иногда он выходит из под контроля, под которым мать держит своих волчат. И начинает с ними играть и ластиться к ним, и они начинают повторять за щенком, а ведь им это тоже очень нравится. Они играют каждый день и вот однажды этот самый щенок пропал. Он решил, что нужно возвращаться домой. Оказывается, у него есть хозяин, старый дед Игнат, который очень сильно перепугался и долго его искал, но найти не смог. А вот тут он сам пришел. Конечно же, ему немного попало, но больше дед обрадовался. Но мы до сих пор еще не знаем, как зовут этого самого щенка. Поскольку у него имеется большое белое пятно на лбу, то и зовут его Белолобый.

После прочтения произведения можно подумать, что данное произведение относится к жанру басни. Вот только здесь не высказывается вывод после окончания произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: