План рассказа бежин луг тургенева 6 класс

Анализ произведения «бежин луг» (и.с. тургенев)

Направление и жанр

Жанр произведения «Бежин луг» — рассказ. На это указывают как характе́рные признаки, так и то, что произведение вошло в сборник «Записки охотника». Последний полностью состоит из рассказов, хотя некоторые истории по объёму приближены к повести. Другие произведения, вошедшие в сборник:

  • «Льгов»;
  • «Мой сосед Радилов»;
  • «Уездный лекарь»;
  • «Ермолай и мельничиха».

Литературное направление, к которому относится «Бежин луг», — реализм. Но многие исследователи творчества Тургенева отмечают, что в рассказе присутствуют нотки романтизма. На это указывают:

  • связь пейзажных описаний с чувствами героев;
  • сказочный подтекст и нагнетание тревожной атмосферы в некоторых сценах;
  • поэтические описания внешности героев;
  • душевность, с которой автор рассказывает о событиях.

Таким образом, поэтические черты прослеживаются во всём рассказе. Заполняя читательский дневник, об этом стоит упомянуть. Также нужно указать, кто написал «Бежин луг» и из каких частей состоит композиция произведения. Структура рассказа:

  1. Экспозиция. В ней автор описывает прекрасный июльский день.
  2. Завязка. Эта часть знакомит читателя с охотником. Здесь же рассказывается, как охотник плутал по лесу.
  3. Кульминация. Она начинается с того момента, когда рассказчик увидел мальчиков, сидящих у костра.
  4. Развязка. Момент, когда рассказчик отправляется домой.
  5. Эпилог. Самая короткая часть, состоящая из заключительных предложений. В эпилоге автор рассказывает о гибели Павлуши.

Автор дал произведению название, которое ничего не выражает. Этим он хотел подчеркнуть, что не даёт оценки услышанным историям. Верить им или нет, читатель должен решить сам. Вот почему рассказ о Бежином луге называется именно так.

Характеристики героев

Действующие лица в этом произведении — мальчики и рассказчик. Люди и потусторонние сущности, о которых рассказывают ребята, — третьестепенные персонажи. Главные герои и их краткие характеристики:

  1. Федя. На вид ему 14 лет, это самый старший из ребят. Фёдор ведёт себя уверенно, чувствуется, что он из обеспеченной семьи. Он хорошо одет, на ногах — свои, а не отцовские сапоги. Ночные посиделки для мальчугана — лишь забава, а не обязанность, как для других ребят.
  2. Павлуша. Мальчик с серыми глазами, широкими скулами и бледным лицом. По описанию автора, Павлуша неказист, однако рассказчик сразу проникается к нему симпатией. ребёнок смел и умён, не суеверен, отлично разбирается в сортах рыбы и звёздах. В этот вечер мальчику доверили следить за похлёбкой. В конце произведения читатели узнают о внезапной гибели Павла.
  3. Илья. Трусоватый парень лет 12. Когда ребята рассказали о водяном, он очень перепугался. Этот мальчик описан как типичный крестьянский ребёнок. На нём добротная одежда, он трудолюбив и опрятен, при этом верит во все приметы и деревенские легенды.
  4. Костя. На вид герою около 12 лет. У него веснушчатое лицо, заострённое книзу, «как у белки», и блестящие глаза. Вид у ребёнка печальный: кажется, будто он хочет что-то сказать, но не может найти слов.
  5. Ваня. Семилетний мальчуган, самый тихий и незаметный из всех ребят. Он лежит под рогожей, свернувшись калачиком. Понятно, что особой помощи от него нет, но это не главное. Ване всё интересно, он с любопытством рассматривает небо и восхищается природой. Об этом мальчике рассказчик пишет, что он душевный, мечтательный, чуткий и наблюдательный.
  6. Рассказчик. Это сам Иван Сергеевич, заядлый охотник, любитель бродить по лесам. Бо́льшую часть времени он играет роль пассивного наблюдателя, чтобы передать увиденное и услышанное максимально точно и подробно.

Темы и проблематика

Тургенев посвятил рассказ взаимодействию природы и человека, благодаря которому можно достичь душевной гармонии. Эмоции героев подчёркивают яркие описания природы

Автор уделяет внимание таким деталям, которых большинство не замечает. Слова и выражения, которые он использует для описания пейзажей:

  • «огнистое»;
  • «румянец»;
  • «пылает пожаром»;
  • «густеет гроза»;
  • «вихри-круговороты».

Эпитетами, метафорами и сравнениями пестрит весь рассказ. Автор не нарочно демонстрирует любовь ко всему живому: он действительно очень трепетно относится к природе, поэтому строки сами собой получаются завораживающими и проникновенными.

Ещё одна важная тема — роль примет, легенд и суеверий в жизни крестьян. Как относится Тургенев к тому, что люди верят в нечистую силу, сложно сказать. Он не высмеивает ребят, но и не даёт читателям понять, что тоже верит в леших, русалок и домовых. Ему симпатичен Павлуша, отличающийся прагматичным взглядом на судьбу. Однако в конце истории читатели узнают о кончине этого парня.

Проблематика рассказа строится на трудной жизни крестьянских детей. Все они, кроме одного, были бедно одеты. По описанию можно понять, что даже наличие собственных сапог в те годы было роскошью. Однако даже в таких трудных условиях детские души не зачерствели. Мальчики говорят не только о потусторонних вещах. Они замечают свист куликов и «божьи звёздочки», говорят о тёплых странах, где никогда не бывает зимы.

Сострадание также не чуждо этим ребятам. Они душевно рассказывают, как убивается мать, чей ребёнок утонул в реке. Другая печальная история — о девушке, которую бросил жених, а потом «испортил водяной». Обо всём этом мальчики говорят проникновенно и просто, без тени жестокости или насмешек. Так автор подчёркивает их доброту, богатый внутренний мир, умение сострадать и чувствовать чужую боль.

История создания

Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ — это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

Описание природы

Весь цикл «Записки охотника» Иван Сергеевич посвятил взаимоотношениям человека с природой. В рассказе «Бежин луг» автор отводит значительное место восхищению окрестностям, в которых происходит действие.

Повествование открывается продолжительным описанием солнечного дня, где в красках показано, насколько удивительна природа в ее тончайших проявлениях

Автор обращает внимание читателя на таинственную атмосферу, предполагающую, что дальнейшие события в рассказе будут сопряжены с мистическим настроением

Поздний летний вечер и безуспешные попытки охотника отыскать правильную дорогу уже содержат намек на необыкновенность и загадочность предстоящей ночи. При помощи развернутых описаний природы Тургенев постепенно подводит читателя к интереснейшему сюжету произведения.

В литературе часто используются описания, чтобы подчеркнуть настроение и ритм изложения, а также усилить переживания героев. В «Бежин луг» погода не предвещает ни бури, ни дождя, а шепчет о спокойствии летней ночи, дарящей умиротворение и эстетическое наслаждение: «К вечеру эти облака исчезают, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца, на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда».

Удивительно тонко подчеркивается атмосфера тишины и ясности: «В такие дни краски все смягчены, светлы, но не ярки, на всем лежит печать какой-то трогательной кротости».

После характеристики очарования вечерних полей Тургенев переходит к короткому рассказу о состоявшейся охоте, а затем представляет очертания луга и опускающейся на него таинственной ночи. Таким образом, через точные краски пейзажа автор плавно подводит читателя к встрече у костра и основному действию.

Главная мысль

Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.

Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.

Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Кити Щербацкой в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    Кити Щербацкая – московская дворянка, княжна восемнадцати лет. Она наивная, милая, добрая, искренняя, правдивая и воспитанная девушка.

  • Образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова сочинение

    Образ Гриши завершает поэму Некрасова, в которой показал поэт столько несчастий, страданий простых людей. Кажется, что нет уже у них надежды… Но вот в самом эпилоге позитивная нота — Добросклонов

  • Анализ рассказа Чехова Анна на шее 9 класс

    Рассказ написан в 1895 году. Он относится к позднему этапу творчества А.П. Чехова, когда были созданы такие произведения, как «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Дом с мезонином» и другие.

  • Анализ рассказа Беда Зощенко 7 класс

    Основным персонажем произведения является обыкновенный деревенский мужик по имени Егор Иваныч Глотов, мечтающий долгое время о приобретении собственной лошади, необходимой для ведения его нехитрого крестьянского хозяйства.

  • Образ и характеристика Ефима Изварина в романе Шолохова Тихий Дон сочинение

    Мужчина является донским казаком, служащим в должности офицера. Осенью 1917 года судьба сводит его с главным героем Григорием, они становятся сослуживцами и служат в одном полку.

В своем рассказе «Бежин луг», Тургенев повествует о своей случайной встрече с деревенскими мальчиками. Все они — главные герои «Бежина луга», являются крестьянскими детьми, которых писатель описывает в своем произведении с огромной любовью и нежностью. Каждому он дает свою характеристику, описывая внешность героев, имена которых Ваня, Костя, Ильюша, Павлуша, Федор, и их сказки, услышанные у костра. Этот рассказ входит в тургеневский цикл, под общим названием «Записки охотника», и раскрывает богатый внутренний мир детей.

Обобщенное описание героев «Бежин луг»

Рассказ «Бежин луг» является частью литературного цикла «Записки охотника». В произведении Иван Тургенев проводит яркий анализ характеристик героев. Помимо этого, автор наполнил повесть чувствами любви к родным краям и природе.

Сюжет завязывается тогда, когда охотник обнаруживает в лесу поляну, на которой вокруг костра расположились деревенские мальчишки. Они не похожи друг на друга: ни чертами характера, ни внешностью. Но все они открыты и непосредственны. Охотник, Иван Петрович, внимательно слушал рассказы ребят, наблюдал за их поведением.

Самым старшим из мальчиков был Федя. На вид ему было около четырнадцати лет, не меньше. Охотник сразу подметил, что он был из состоятельной семьи. Его выдавали не только манеры, но и опрятная одежда. Федор был стройным и симпатичным.

Автор часто упоминает о том, что мальчик всегда улыбался и был «полувеселым». Даже во время бесед проскальзывала его деловитость: он не стеснялся задавать вопросы и демонстративно показывал, что не очень сильно верит в рассказы и «байки» других ребят. Было понятно, что мальчик достаточно образован для своего возраста.

Еще одни мальчиком, которого встретил охотник на лугу, был Павлуша. Ивану Петровичу он пришелся «по душе». Внешне Паша казался неуклюжим. Его взъерошенные темные волосы и бледное лицо никак не выдавали его смелость и решимость.

Его не пугали истории, которые рассказывали ребята. Наоборот, он старался всех успокоить и подбодрить. Лишь в самый последний момент, рассказчик замечает простую одежду Павлуши. Жаль, что произведение заканчивается описание гибели Паши, его погубила врожденная храбрость.

Третий мальчик – Илюша. Его особенностью было то, что он умело рассказывал страшные истории. Внешне он был ничем не примечателен, наоборот, его лицо казалось немного» туповатым и болезненным». Однако это не помешало Илюше рассказать семь «страшилок», которые когда-то приключились с ним и его друзьями.

Описывая десятилетнего Костю, рассказчик ярко описывает его внешность, особенно взгляд. Его задумчивое лицо, покрытое веснушками, прекрасно гармонировало с черными глазами.

Стоит отметить, что многие истории производили на маленького мальчика сильное впечатление. Но было видно, что внутри него имелся некий «стержень», ведь он сам тоже рассказал несколько жутких историй, которые когда-то услышал от отца.

Самым маленьким слушателем «страшилок» был Ваня. Ему было всего семь, или около того, лет. Он не рассказывал истории, он был наблюдателем. Несмотря на юный возраст, в его мыслях было нечто философское: Ваня, молча, любовался и восхищался прекрасным звездным небом.

Тургенев оставляет место для размышлений. «Бежин луг» помогает проникнуться уважением к каждому из мальчишек, невольно задумываясь над дальнейшей судьбой ребят.

План рассказа или истории мальчиков

Можно выделить основные вехи на которые автор разбил свою историю.

  • Удачная охота и блуждание по неизвестной местности;
  • Встреча с мальчиками-пастухами,
  • Образы мальчиков,
  • Невероятная история Илюши о том, как они с другими мальчишками ночевали в рольне, и видели призрак молодого человека, который утонул там несколько лет назад,
  • История кости о том, как плотник заблудился в лесу и едва не стал жертвой русалки,
  • История Илюши о том, как слуга Ермила встретил призрак утопленника, когда ходил по поручению приказчика через старую плотину,
  • Отвага Павлуши, который покоряет сердце автора своей отвагой, когда отправляется самостоятельно посмотреть чего испугались лошади,
  • Рассказ Илюши о старом покойном барине, который не может найти покоя в могиле, все время ходит по ночам,
  • История Павлуши о Тришке, который как предзнаменование конца света должен появиться однажды среди людей,
  • Рассказ Кости о мальчике, по имени Вася, который утонул в реке,
  • Рассвет и прощание с мальчиками.

Автор с грустью прощается с мальчишками, которые обогатили его душу своими историями. Писатель подводит итог и завершает рассказ историей, как в следующем году погиб Павлуша.

  • Лори ли сидр и рози краткое содержание

      

  • Формирование вербального общения в игровой деятельности кратко

      

  • План урока по мхк 11 класс

      

  • Почему во второй половине хх века усилился процесс деколонизации план урока

      

  • Что такое двухфакторная аутентификация кратко

Тема

Будучи мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.

В своем произведении автор поднял проблему жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о бытовых тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.

Крестьянские мальчишки всю ночь пасут табун лошадей, следя за тем, чтобы к нему не подобрались волки. Однако неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркие и интересные моменты. Пойти в ночное для них радость, они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.

Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех её проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе её милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.

В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильна в жизни простых, необразованных людей вера в сверхъестественное. В этом, однако, кроется и своё очарование: истории, рассказанные мальчиками, основаны на народных верованиях, фольклоре и интересе к непостижимому.

Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем. Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Её непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни. Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.

С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной многих зол крестьянства является невежество. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – всё это грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов. Ребята с детских лет воспринимают веру в судьбу, они не смеются над героями своих “страшилок”, а сочувствуют им.

Отношение автора

Из биографии писателя известно, как изначально он хотел назвать текст «Рудинским болотом», а пересказ крестьянских поверий сократить, но позднее Тургенев решил, что наилучшим образом атмосферу произведения передаст пейзаж, поэтому остановился на названии «Бежин луг».

От лица охотника Иван Сергеевич выражает собственные мысли. Автору нравится простодушие и искренность ребят, страшащихся народных поверий, но уважающих природу и деревенские традиции. Такая цитатная характеристика, как: «С нами крестная сила!» — говорит об убежденности подростков в существовании высших сил. Обилие историй о загробном мире добавляет изложению загадочность и лучше раскрывает характеры героев.

Критики часто упрекали Тургенева в преувеличенном сочувствии низшему сословию, это было неуместно для системы общественных отношений тех времен. Писатель не соглашался с подобными замечаниями и отвечал, что через призму образов светлых и чистых героев он видит дальнейшее развитие крестьянства и верит в его природную силу. А искренние и добрые характеры подчеркивают неразрывную связь человека с могучей природой и призывают жить в гармонии с окружающим миром.

Главные герои и их характеристика

Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.

  1. Федя выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.
  2. Другой мальчик, Павлуша, является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.
  3. Илья, по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.
  4. Костя, мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.
  5. Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня. Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.

Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.

Сюжет произведения

Барин был заядлым охотником и после удачной охоты на тетеревов возвращался домой. Рассказчик заблудился в лесу со своей собакой Дианкой. В надежде найти правильную дорогу, автор окончательно запутался и оказался на высоком холме – местные жители называли его Бежин луг. Охотник восхищался красотой природы, даже с наступлением ночи он продолжал описывать свои впечатления.

Внизу у реки автор увидел крестьянских ребят: Федю, Павлушу, Илюшу, Костю и Ваню. Старшему Феде было на вид лет 14, Косте 10 и 7 Ване. Остальным мальчикам по 12 лет. Барин удивительно и точно описал внешность каждого из ребят. Прикорнув неподалёку от их костра, он всю ночь слушал страшные деревенские истории о русалке, лешем, домовом, водяном и прочей нечисти. Мальчики пасли табун в ночную прохладу, варили картошку и делились впечатлениями. Под утро мужская компания уснула.

С рассветом природа заиграла новыми красками, а довольный охотник отправился домой вдоль реки. Мимо автора промчались мальчики, верхом на отдохнувших лошадях. Ночное приключение произвело на барина неизгладимое впечатление. Вскоре он узнал, что один из случайных его знакомых Павлуша погиб.

Главная мысль

В рассказе нет морализаторства, автор не рассуждает, как правильно жить, что такое хорошо и плохо. Он просто излагает факты, и это делает произведение пронзительным. Читатели видят крестьянских детей глазами Тургенева. Они предстают открытыми, честными, простыми и добрыми. Рассказчик принадлежит к другому сословию, но не кичится этим. Напротив, он попал в такую ситуацию, когда пришлось обращаться к детям деревенской бедноты.

Основную идею произведения можно кратко сформулировать так: душевные качества не зависят от происхождения, сословия и богатства. Неслучайно среди героев есть мальчик из богатой семьи, причём он сидит вместе с другими и не показывает превосходства, хотя и держится довольно бойко.

Автор постарался донести до читателей мысль, что простые крестьяне достойны уважения. Они заслужили его своим трудом, стойким характером и любовью к окружающему миру. Произведение «Бежин луг» учит любить природу, а также относиться к людям по-доброму.

Жизнь может быть счастливой и гармоничной, даже когда она не переполнена материальными благами

По мнению писателя, красота и счастье — в мелочах, важно лишь научиться ценить то, что есть, и отличать истинные ценности от фальшивых

Основная идея

Неслучайно И. С. Тургенев начинает свой рассказа с подробного описания леса, летнего дня и заката солнца, ведь главная задумка автора для всего цикла «Записки охотника» заключается в отображении связи человека с природой. Он стремится показать, насколько гармоничны эти взаимоотношения, как цепляет глаз насыщенная красота окружающего пространства, и мир наполнен чарующими звуками, радующими слух. А также писатель восхищается великолепием девственной природы средней полосы России.

Затем Иван Сергеевич переходит к раскрытию сюжета и основной идее, заключающейся в передаче неповторимой атмосферы общения крестьянских мальчишек, которые теплой летней ночью пасут в поле лошадей. Они, сидя у костра, с истинно детской увлеченностью и непосредственностью рассказывают друг другу незамысловатые истории, сопряженные в их понимании с мистикой и необъяснимыми явлениями. Темнота и звенящая тишина, изредка прерываемая лаем собак или шорохом птиц, добавляет беседе таинственности и волшебства.

Воображение рисует ребятам загадочных русалок, говорящих покойников, страшные истории о знакомых деревенских жителях, передающиеся из уст в уста. Все эти ужасные картинки становятся выражением вечных страхов человека, стремившегося объяснять непонятные ему явления присутствием и действием потусторонних богов или непостижимой для разума высшей силой. Подростки искренне верят, что нужно уважать народные приметы и нельзя беспокоить духов, а также они убеждены: защититься от негативного воздействия тьмы можно, осенив себя крестом.

За основу рассказа Тургенев взял две идеи:

  1. Проблема связи людей с силами природы.
  2. Детское восприятие глубинных человеческих страхов, связанных с суевериями.

Анализ Бежина луга с рассуждением

Тема красоты русской природы неоднократно отражалась в творчестве писателей и поэтов России. Каждый из них, словно художник, рисовал художественным словом картинку живого уголка природы. Особенно красивыми языковыми оборотами описывается картина русской природы в произведениях И.С.Тургенева. Каждое его творение – творческий пейзаж окружающего его живого мира. Великий русский писатель, тонко чувствуя психологию человеческой души, повествует о простых вещах в свойственно только ему форме — связи человека с природой. Особенно ярко просматривается она в его произведении «Записки охотника»- цикле рассказов, посвященных жизни и быту крестьянской деревни.

Одно их произведений сборника рассказ «Бежин луг». Это первое произведение, в котором И.С.Тургенев обращается к образу крестьянской детворы. Они главные действующие лица повествования. В рассказе из пять. Все они собрались на лугу, в народе прозванном Бежин, и у костра вели беседу. Автор становится очевидцем происходящего.

Каждый мальчик в рассказе — это прежде всего личность, со своим характером, отношением к жизни. Одни из них мальчуган, которого зовут Павлуша. Мальчик не красив внешне, по одежде можно судить о бедности семьи, но сильный характер просматривается уже в детском возрасте. Он варит похлебку, рассуждая о звездах, рыбе, воде. Мальчик не верит в суеверие, он храбрый и полагается только на свою судьбу. Он не самый старший в компании (ему 12 лет), но приятели его уважают и к нему прислушиваются. Впоследствии автор узнает, что Павлушка погибает от падения с лошади.

Старший по возрасту в компании мальчишек тринадцатилетний Федя

Тонкие черты лица, кудрявые светлые волосы , выразительные глаза привлекают внимание автора к персонажу. Мальчик из богатой семьи выехал в поле не для работы, а скорее для общения

Ведет себя как старший, держится достойно.

Словно противоположность Федора писатель описывает Илью. Ему как и Павлуше двенадцать лет. Он из бедной семьи, работает на фабрике вместе с братом. Болезненное лицо, мальчик верит во все народные приметы.

С маленьким личиком, покрытым веснушками описывает рассказчик мальчика по имени Костя. Бедно одетый, маленького роста парню на вид лет десять. Он трусоват, но переборов страх каждую ночь выходит на работу вместе с друзьями пасти табун.

Душа компании младший Ваня. О нем Тургенев пишет немного, но из нескольких фраз можно сделать вывод, что мальчик любознательный, с широко открытой душой.

В таких трудолюбивых, красивых душой крестьянских детях видит автор будущее России. Он любит своих героев и с пониманием относится к каждому слову, сказанному мальчишками.

Рассказ «Бежин луг»- выдержан в жанровой манере рассказа: небольшой по объему, одно сюжетная линия. Композиционно произведение состоит из четырех разделов. Начало рассказа — экспозиция, повествует о летнем дне, красоте окружающей природы. Плавно писатель подводит к завязке — скитание в лесу охотника — рассказчика повествования. Основная часть рассказа — кульминация, встреча героя с крестьянскими мальчиками, их рассказы при ночном костре. Завершает повествование — эпилог, повествование о несчастной судьбе Павла. Тему рассказа можно определить как единение человека и природы. Автор психологически тонко подводит к мысли ценности бытия. Человек должен ценить каждый прожитый день. Несмотря на суеверие и безграмотность крестьянских детей Тургенев видит в них продолжение будущего России.

6 класс

Сюжет

Начало рассказа — описание автором дивного летнего дня. Рассказчик возвращался домой с охоты. Когда наступил вечер, он в темноте сбился с дороги. Блуждая по полям и холмам, крайне уставший охотник вдруг увидел два огонька, тени людей и двинулся к ним, надеясь в этом обществе дождаться зари.

У костра расположились крестьянские ребятишки, стерегущие в ночи табун лошадей. Для деревенских мальчишек большой праздник выгонять табун на вечерней заре и пригонять его утром. Рассказчик поприветствовал детей и присел у костра. Немного поговорив с ними, он прилег. Далее следует описание ночи с ее таинственностью и великолепием звездного неба.

У костра было пять мальчиков: Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня. Самым старшим на вид был Федя — лет четырнадцати. Следует описание каждого из ребят: внешности, одежды особенности характера.

Повествователь притворился спящим, а сам слушал разговор ребят. Речь шла о всякой нечисти. Илюша рассказывал о проделках домового, которые сам наблюдал на бумажной фабрике. Костя поведал историю угрюмого Гаврилы-плотника. В угрюмое состояние он впал после встречи с русалкой, при виде которой плотник перекрестился, хотя и с трудом. И смех русалки перешел в плач, обещала она Гавриле тоску до конца жизни. А мог бы, дескать, жить с нею весело. С тех пор плотник не улыбается. Мальчики переходят к рассуждениям о русалках.

Илюша вспомнил про утопленника, похороненного давным-давно на прорванной плотине, и псаря Ермила, который недавно поехал в город по поручению приказчика. В городе он замешкался и в обратный путь отправился уже затемно, и во хмелю. Дорога шла через плотину, и увидел захмелевший псарь на могилке утопленника прехорошенького белого барашка. Не удержался Ермил и взял его. А барашек-то вовсе и не барашек был: лошадь от него попятилась и захрапела, и зубы этот агнец оскалил, глядя в лицо оробевшему псарю.

Рассказ был прерван обеспокоенным лаем собак, которые бросились в темноту. За ними побежал Павел. Ребята в тревожном ожидании смотрели ему вслед. Через некоторое время Павлуша прискакал на лошади, вернулись и собаки. Мальчик думал, что волк, но тревога оказалась напрасной, просто собаки что-то зачуяли.

Ребята успокаиваются и продолжают беседу. Темой разговора становится покойный барин, призрак которого время от времени появляется. Занят покойный поисками разрыв-травы. Поговорив о покойниках, дети перешли к солнечному затмению, не так давно бывшему. Это природное явление перепугало многих. Даже барин «перетрусил», хотя заранее предупреждал своих крестьян о затмении.

Крестьяне, видевшие, как затемнело, восприняли это как знак последних времен. Одна баба перебила все горшки. Дескать, кому теперь есть? «Светопрестановление» наступило. Последние времена народ связывал с приходом некоего Тришки, неуязвимого и неуловимого, по всем приметам — атихриста. В ожидании этого самого Тришки деревенский люд выбежал на улицу и в поле. В итоге приняли за Тришку бочара Вавилу, который купил новый жбан и надел его на голову, чем переполошил всех.

От реки донесся голос выпи. Павел вспомнил лесника, утопленного в прошлом году грабителями, и предположил, что это скорбит его душа. Далее речь зашла о болотных обитателях, леших и прочей нечисти.

Ребятам понадобилась вода, к реке отправился Павел, и темой разговора стали водяные, затягивающие людей в воду. Дети вспомнили дурочку Акулину, которая обезумела якобы после того, как побывала на дне с водяным. Заговорили об утонувшем мальчике Васе, мать которого всегда чувствовала, что вода принесет гибель сыну.

Вернулся Павел с полным котелком и рассказал, что слышал голос Васи, который звал его. Мальчик отпрянул, но потом все же зачерпнул воды. Ребята перепугались. Илюша с расстановкой отметил: «Ах, это примета дурная». Павел же решительно произнес: «Ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь». И слова эти произвели на мальчиков глубокое впечатление.

Дети прислушиваются к ночным звукам и голосам птиц. Автор описывает небо, усыпанное звездами, затишье перед утром. Наконец всех сморил сон. Рассказчик проснулся от свежей струи воздуха, пробежавшей по его лицу. Начиналось утро. Он поднялся. Мальчики спали, как убитые, только Павел приподнялся и посмотрел на него. Кивнув на прощание пареньку, повествователь пошел восвояси.

Автор прибавляет, что в тот же год Павел погиб, падение с лошади стало для него смертельным. И сожалеет об этом славном парне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: