Натали

План рассказа кавказ

Персонажи рассказа и его сюжет

При проведении анализа рассказа «Кавказ» Бунина следует кратко ознакомиться с его содержанием и персонажами. События в тексте развиваются в дореволюционной России. Кончается безмятежное лето, и никто не знает о том, что уже через несколько лет жизнь в стране изменится. Ареной для развития любовной драмы первоначально становится Москва. Затем автор переносит героев на черноморское побережье Кавказа. Среди южной природы Сочи происходит развязка событий. В рассказе фигурируют такие персонажи:

  1. Рассказчик. Герой-любовник, от имени которого ведется повествование. Представлен в образе взволнованного человека. Живет в ожидании счастья со своей возлюбленной, которая замужем. Всем сердцем желая обрести гармонию, он понимает, что его связь запретна и осуждаема обществом.
  2. Молодая женщина. Героиня не наделена именем. Она молода и красива, живет с опостылевшим мужем. С первых строк становится понятно, что для нее страшнее жизнь вдали от возлюбленного, чем смерть от рук обманутого мужа. Рискуя положением и репутацией мужа-офицера, она бросает все и уезжает с любовником на Кавказ. Она желает насладиться минутами радости вместе с любимым, но понимает, что придется возвращаться домой.
  3. Супруг дамы. С ее слов — деспотичный и самолюбивый, готовый пойти на все для защиты своей чести мужа и офицера. Пугая жену этими словами, он намекает ей то, что есть основания для подозрения в измене. С ним супруга живет без забот. Однако отсутствие духовной близости и любви побуждает героиню искать ярких ощущений на стороне.

В основе сюжета произведения — любовный треугольник. Супруга оставляет мужа-офицера и уезжает на Кавказ с тайным воздыхателем. Рассказ ведется от лица любовника. Его странницы наполнены личными переживаниями впечатлительного героя. Тревожная мнительная натура беспокойна в проявлении своих чувств.

Подозревая неладное, супруг молодой дамы едет за ней следом. Он разыскивает жену на курортах (Геленджик. Гагры, Сочи), из которых ему были отправлены открытки. Отыскать жену и уличить в измене ему не удалось.

Глава 1. Встреча с Соней

Виталий Мещерский стал студентом.

Виталий Петрович Меще́рский
 — юноша из дворян­ской семьи, хорошо воспитан, красив, похож на грузина, чистый, наивный.

Воспитывался Мещерский в строгости в деревне, и был так «чист душой и телом», что приятели раздражённо советовали ему идти в монахи. В то лето он твёрдо решил «нарушить свою чистоту».

Приехав домой на каникулы, Мещерский начал ездить по соседям «в поисках любовных встреч» и наконец добрался до имения своего дяди по матери. Дядя, бывший военный, был стар и болен, ходил, опираясь на палку, но бодрился.

До дядиного имения Мещерский добрался поздно, ждала его только Соня.

Соня Черка́сова
 — двою­родная сестра Мещер­ского, един­ственная дочь его дяди, 20 лет, полная, зрелая, сине­глазая шатенка, не замужем, насмеш­ливая, свобод­ного пове­дения.

Соня вела хозяйство, присматривала за отцом и мечтала найти мужа, который согласился бы жить здесь, в поместье. Она рассказала, что у них гостит Наташа Станкевич, которую все называют Натали.

Наташа Станке́вич (Натали́)
 — подруга Сони по гимназии, краса­вица, золо­ти­стые волосы, чёрные глаза, стройная фигура, скромная, строгая, молча­ливая.

Натали была из дворянской семьи, некогда богатой, а теперь нищей. Жили они по соседству с двоюродным братом Мещерского, богатым и немолодым холостяком. Он ухаживал за Натали, но не нравился ей.

Соня предсказала, что Мещерский непременно влюбится в Натали и будет плакать у неё на груди от её жестокости. Позже Мещерский долго целовал Соню в отведённой для него комнате. Потом Соня велела не смотреть на неё утром «страстными взорами»: она не хотела, чтобы её отец или Натали что-то заметили.

Любовь в произведениях И. А. Бунина (кратко)

Всякая любовь есть счастье,

даже если она не разделена.

И. Бунин

Многие произведения И. А. Бунина, и прежде всего его рассказы о любви, открывают нам его тонкую и наблюда­тельную душу писателя-художника, писателя-психолога, писателя-лирика.

В лучших своих вещах, написанных как на родине, так и на чужбине, Бунин предстает перед нами певцом любви. Так, как он писал об этом чувстве, не писал до него никто в русской литературе. В многочисленных рассказах писателя можно найти самые разнообразные оценки и причудливые разновидности любви: это и любовь-жалость, неотделимая от нежности и сострадания («Таня»), и продажная любовь («Барышня Клара»), и любовь женщин необычайной душевной красоты, наделенных талантом любви и способных поделиться своим счастьем («Руся», «Генрих», «Натали»).

Цикл «Темные аллеи» — это сборник новелл, жизненных зарисовок, основной темой которых является высокое и светлое человеческое чувство. И здесь Бунин предстает смелым новатором, насколько откровенна, натуралистически отчетлива и в то же время легка, прозрачна, неуловима любовь в этих рассказах.

Все рассказы Бунина о любви имеют неповторимый сюжет, оригинальных лирических героев. Но объединяет их всех общий «стержень»: внезапность любовного озарения, страстность и кратковременность отношений, трагический исход. Это происходит потому, что истинная любовь, как считал писатель, обречена быть только вспышкой и не терпит продления.

Как о высшем даре судьбы сказано о любви в рассказе «Солнечный удар». Но и здесь трагичность высокого чув­ства усугубляется именно тем, что оно взаимно и слиш­ком прекрасно, чтобы продлиться, не превращаясь в обыденность.

Удивительно, но несмотря на несчастливые финалы рас­сказов, любовь у Бунина почти всегда совершенна, гармо­нична, взаимна, ее не могут испортить или подточить ни ссоры, ни проза жизни. Может быть, поэтому она так ко­ротка? Ведь эти мгновения возвышающих и мужчину, и женщину отношений не проходят бесследно, они остаются в памяти ориентирами и надежными светлыми маяками, к которым люди возвращаются на протяжении всей жизни.

Несхожесть «любовных сюжетов» рассказов Бунина помогает нам понять разнообразие, индивидуальность, неповторимость каждой истории любви: счастливая или несчастная, взаимная или безответная, возвышающая или уничтожающая… На протяжении всей жизни человек может не единожды прикоснуться к этой тайне, возни­кающей глубоко в сердце и переворачивающей, раскраши­вающей в яркие цвета весь мир, — и каждый раз его любовь будет новой, свежей, непохожей на прошлое… Я думаю, именно это и хотел передать в своих рассказах И. А. Бунин.

Смысл

Ради чего же Бунин написал свой рассказ «Кавказ»? Опять же, если доверять некоторым источникам, писатель на личном опыте имел связь с замужней женщиной. Но ему так и не довелось узнать, как сложилась дальнейшая судьба ее мужа. И беспощадный финал рассказа выглядит, как попытка домыслить развитие событий.

Говоря об идее произведения, можно заметить, что автор вновь подчеркивает значимость любви в жизни человека. Но в контексте рассказа «Кавказ» он намекает, что выбор пути закреплен за каждым из нас, и цена счастья у каждого своя.

Возможно, автор рассуждает, что, обрекая на гибель одного человека, достигнуть покоя с другим не получится. Муки совести рано или поздно проснутся. Но герои сделали свой выбор в пользу чувства, а в последствиях этого они могли видеть лишь угрозу собственной безопасности и утраты возможности быть вместе, но никак не гибель мужа-офицера.

И.А. Бунин раскрыл в своем рассказе «Кавказ» трагедию любви, через морально-эмоциональный выбор героев, проиллюстрировав, как на фоне искреннего и светлого чувства двух влюбленных может разыграться личная драма одного обманутого и отвергнутого человека. Главная мысль произведения – указать на острые грани любовного конфликта, на то, как легко порезаться о страсти, пылающие в сердцах людей. И все же, несмотря на трагический финал, автор не перестает петь гимн любви, гимн чувствам, которые делают жизнь человека яркой, насыщенной и стремительной.

Глава 4. Мещерский выбирает Натали

Весь следующий день Натали провела в своей комнате, вышла только к вечеру, была весела и очень приветлива с Мещерским. Соня иронично предположила, что Натали влюбилась.

После ужина Соня сказала, что у неё началось обычное женское недомогание, и она несколько дней проведёт в постели. Целых пять дней Натали заменяла Соню, управляла хозяйством, и это ей нравилось. Вечера она проводила с подругой и старалась не оставаться с Мещерским наедине. Мещерский решил уехать, а пока старался вести себя с девушкой как можно сдержанней.

Постепенно Соня начала выходить из спальни. К ужасу Мещерского, она была с ним капризна и не в меру нежна, называла его «Витиком», не стесняясь присутствия Натали.

Однажды вечером, оставшись с Натали наедине, Мещерский попросил у неё разрешения представиться её родителям, когда она вернётся домой. Девушка призналась, что любит его, и сказала, что вернётся домой через несколько дней.

Глава 3. Любовь к двум девушкам

Внешне жизнь Мещерского в дядином поместье шла обыденно, но внутренне он не знал покоя, разрываясь между Соней и Натали. Днём они купались, гуляли, читали друг другу вслух, играли в крокет. По вечерам они долго сидели на балконе и разговаривали, и Мещерский незаметно следил за каждым движением Натали.

Теперь Соня приходила к Мещерскому по ночам и позволяла ему всё, кроме окончательной близости, из-за чего он сходил с ума.

Соня ревновала к Натали, но боялась, что отец догадается о её романе с Мещерским, и подталкивала Мещерского к подруге. Натали начала замечать, что между подругой и Мещерским что-то есть, и сделалась ещё молчаливей.

Однажды, читая Натали вслух, Мещерский взял её за руку. Она спросила, любит ли он Соню. Мещерский торопливо отрёкся от Сони, сказав, что любит её как сестру.

Глава 6. Натали выходит замуж и становится вдовой

Через год Натали вышла замуж за двоюродного брата Мещерского. На свадьбу никого не пригласили, и обычных визитов после свадьбы молодожёны не делали.

Пережив разрыв с Натали и её замужество, Мещерский «внешне жил как все», но душа у него болела. 25 января следующего после свадьбы года, в Татьянин день, Мещерский был дома, в поместье под Воронежем, и попал на бал воронежских студентов. Пробившись сквозь толпу в бальную залу, он увидел Натали, танцующую с мужем.

На миг они оказались рядом с Мещерским, Натали посмотрела прямо на него, и муж увлёк её назад, вглубь залы. Мещерский вернулся в гостиницу, где остановился, и напился, надеясь, что у него разорвётся сердце.

Через полтора года после этого бала Мещерский снова приехал домой и узнал, что муж Натали умер от удара, а она осталась одна с маленькой дочкой. Старые родители Мещерского поехать на похороны не смогли и отправили сына. Отказаться Мещерский не мог, у него появился «страшный, но законный» предлог увидеть Натали.

Мещерский успел на панихиду, но с Натали почти не разговаривал. Утром, после отпевания и погребения, он уехал.

Информация для читательского дневника

Школьники проходят произведение в 8 классе, хотя многие рецензии критиков предупреждают, что его смысл сложно понять даже взрослому человеку. При подготовке к тематическому уроку по литературе и сочинению потребуется провести анализ произведения. Его можно выполнить по плану:

  1. Автор. Иван Алексеевич Бунин.
  2. Название. «Кавказ».
  3. Создание произведения. Текст написан в 1937 г. Этот год остался в истории СССР как время репрессий. Бунин в это время давно жил во Франции. В эту страну он эмигрировал, не приняв революцию.
  4. Жанр. Рассказ.
  5. Чему учит. Жизнь одна, и ее нужно ценить. Из любых ситуаций есть выход, не стоит даже задумываться о самоубийстве.
  6. Авторские афоризмы. «…Лучше смерть, чем эти муки…», «…Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера.»
  7. Краткое содержание для читательского дневника. «Кавказ» Бунина — история о любовном треугольнике. Вступив во внебрачную связь, молодая женщина с любовником уезжают из Москвы на Кавказ. Они понимают ответственность за поступок, тревожатся. Но не могут отказать себе в удовольствии провести время вместе. Обманутый муж-офицер подозревает неладное. Проезжая по следам супруги по южным городам, он не находит ее. Понимая, что его обманули, и беспокоясь о чести, сводит счеты с жизнью.
  8. Мое мнение. Это потрясающий рассказ, в котором передана трагедия любви. Автор не осуждает поступки героев, позволяет каждому из них определить свой путь.

Основной вывод по произведению заключается в том, что эгоизм порождает ответное равнодушие. Это показано на примере судьбы офицера, который чувствовал отторжение со стороны супруги, но не хотел ничего менять в супружеских отношениях. В ответ на бездействие мужа героиня книги решила действовать по-своему. Осознав ошибку после унизительных поисков жены по курортам, офицер не нашел в себе сил что-то исправить.

Автор учит читателей чуткости по отношению друг к другу и предупреждает о том, что всегда нужно искать компромиссы. У любого конфликта есть оптимальное решение, которое требует готовности сторон поступиться своими интересами

Умение уступать — важное качество, и его не хватает многим в обычной жизни. В случае любовного треугольника лучше отпустить, чем мучить себя и партнера

Темы и проблематика

Автор рассказа ставит перед героями сложные жизненные вопросы. При анализе «Кавказ» Бунина можно вспомнить о моральных нормах и поразмышлять, укладываются ли в них поступки персонажей

При этом важно учесть психологическое состояние любовников. С одной стороны, они пребывают в гармонии, испытывают блаженство

С другой — встревожены ситуацией, и чувствуют опасность, которая исходит от их необдуманных действий.

  1. Любовь. Как и в других произведениях цикла «Темные аллеи» Бунин раскрывает грани этого чувства. В рассказе он показывает, что любовь — основной смысл существования каждого. Однако она не всегда приносит радость и воспринимается людьми по-своему.
  2. Счастье. У каждого оно свое. Вероятно, для мужа героини, счастьем была стабильность, верная служба отечеству, благополучная семья, постоянство в достижении целей. Для любовников счастье заключалось в обретении гармонии друг с другом. Они возносили это на пьедестал.
  3. Ревность. Бунин изображает, как пагубно ревность и эгоизм влияют на отношения в семье. Супруг главной героини хочет подчинить ее себе и прозревает только тогда, когда произошло непоправимое.
  4. Историзм. Времена, которые автор описывает в романе, диктуют его героям правила жизни и необходимость блокирования любых чувственных проявлений в обществе. В рассказе правдиво отображены обстоятельства эпохи начала XX в.
  5. Природа. От нее во многом зависит душевное состояние персонажей. Серые московские будни тяготят, и они с радостью вырываются на Кавказ. Окунувшись в непривычную обстановку, почувствовав роскошь южной природы, любовники ощущают блаженство. Подробное описание Кавказа в рассказе не случайно. Автор показывает, что счастье героев быстротечно. Они знают это и наслаждаются моментом.

Темы

Любовь — основная тема произведений цикла «Темные аллеи»

И в рассказе «Кавказ» Бунин хотел раскрыть грани этого чувства, показать ее важность в жизни человека. Более того, здесь автор подчеркивает, что любовь является смыслом существования, его основой и опорой

Но это чувство не всегда доставляет радость испытавшим его и, как следствие, не всегда приводит к обоюдному счастью. Однако писатель делится мыслями, что и счастье для каждого свое. Возможно, для мужа героини оно заключалось в стабильности его служебного и семейного положения, в верности супруги и постоянстве всех достигнутых жизненных целей. Но имитировать благополучие не все хотят и могут. Потому для женщины и ее любовника обретение любви и гармонии возносится на пьедестал.

Ревность. Бунин также отражает в теме рассказа пагубное влияние ревности и эгоизма. Питаясь ими, муж героини хочет насильно привязать ее к себе, подчинив тотальному контролю. Он прозревает не сразу, а уже на грани своего самолюбия.

Историзм. Конечно, исторический период написания рассказа диктует его героям правила жизни и каноны массовой идеологии по блокированию любых чувственных проявлений, не принятых в обществе. Этим выражается историзм рассказа, в котором отражены реалии изображенной эпохи.

Природа. Эта тема красной нитью проходит через весь рассказ. Душевное состояние героев ярко отражено в описании хмурой Москвы с целью подчеркнуть сердечные волнения любовников, их неуверенность в завтрашнем дне и тревожную вероятность разоблачения. Но осуществив побег, они окунаются в другую среду, совершенно непривычную для обоих. Подробное описание пейзажей Кавказа у автора не случайно. Это как способ для персонажей насладиться моментом счастья и растянуть его. Ведь они ощущают его непрочность и временность, но все равно видят его смыслом жизни.

Проблемы

Проблематика рассказа «Кавказ» заключает в себе сложные жизненные вопросы, ответы на которые пытаются найти герои. Можно выделить морально-этические стороны и размышлять, укладываются ли в эти нормы поступки персонажей. Также значим психологический аспект, согласно которому любовники пребывают в постоянном ощущении опасности, тревоги, но и безоблачного счастья.

Автор затрагивает в своем произведении вечные проблемы любви и ненависти, жизни и смерти, смысла жизни. Но основной проблемой остается все же преступная любовь, так как именно она связана с главной темой рассказа. Герои предлагают свой путь решения, позволяя читателю наблюдать возможный исход.

Глава 7. Недолгая любовь Мещерского и Натали

Прошло время. Мещерский окончил университет, родители его умерли, он поселился в поместье и начал хозяйствовать. Со временем он сошёлся с Гашей.

Га́ша
 — крестьянка, сирота, выросла в доме Мещер­ских, маленькая, худенькая, черно­во­лосая и черно­глазая, молча­ливая и безучастная.

Мещерский по-своему любил её и думал, что только это и осталось ему в жизни. Когда Гаша родила сына, Мещерский хотел с ней обвенчаться, но она отказалась, понимая, что он начнёт стыдиться жены — неотёсанной крестьянки.

Гаша предложила Мещерскому поехать в Москву и развлечься, но пригрозила утопиться вместе с сыном, если он влюбится и надумает жениться. Слова Гаши напомнили Мещерскому, что ему всего лишь 26 лет, а жизнь его уже кончена.

Месяца четыре Мещерский провёл за границей. Возвращаясь летом домой, Мещерский внезапно решил заехать к Натали.

Натали была рада Мещерскому. Они, наконец, поговорили, Мещерский попросил у неё прощения за то, что случилось в ту грозовую ночь. Они любили друг друга, но считали, что не могут быть вместе. Мещерский рассказал о Гаше, и Натали верила, что та вполне способна убить себя и ребёнка.

Несмотря на это, ночью они стали близки. Она была согласна стать его «тайной женой» и видеться редко, тайком.

В декабре Натали умерла в Женеве во время преждевременных родов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: