Толстой лев рассказ «прыжок»

Толстой лев рассказ «прыжок»

Читательский дневник по произведению Л. Толстого «Прыжок»

«Прыжок»

Жанр

Рассказ

Характеристика главных героев

Капитан — решительный, находчивый.

Мальчик — смелый, отчаянный, азартный.

Обезьяна — шаловливая, ловкая, шустрая.

Краткое содержание рассказа «Прыжок»

Корабль возвращался домой из плавания. На борту была обезьяна, которая шалила и всех забавляла. Она сорвала с мальчика, сына капитана, шляпу и стала дразнить, убегая. Обезьяна вместе со шляпой забралась на самый верх мачты, а мальчик бросился за ней. И вот он уже на перекладине, высоко-высоко над палубой. В любой момент он мог упасть и разбиться об палубу. В этот момент вышел из каюты его отец — капитан. Он был с ружьем. Не растерявшись он направил ружье на мальчика и крикнул ему: «Прыгай в море! Иначе застрелю!» Мальчик прыгнул в море. Его, конечно, спасли моряки, но отец очень переволновался за него.

Словарь неизвестных слов

Палуба — это постоянное покрытие над отсеком или корпусом судна. По палубе ходят все пассажиры и моряки корабля.

Мачта — это столб для крепления парусов.

Скорый поспех – людям на смех.

От глупого риска до беды близко.

Рискнул, да закаялся.

Отзыв. Личное мнение о прочитанном

Этот рассказ мне понравился. Я очень переживал за мальчика и было жалко его отца. Капитан был смелый и решительный. Мальчик очень глупо рисковал своей жизнью, но я рад, что всё хорошо закончилось.

Тема: «Как хорошо уметь читать»

Задание 1

С чего началась эта история? Почему мальчик залез на мачту корабля? Случайно ли это было, или здесь сыграли роль: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему?

Ответ:

История началась с того, что обезьяна сорвала шляпу с головы мальчика и взобралась на мачту корабля. Мальчик захотел отобрать у обезьяны свою шляпу.

Все произошло случайно. Обезьяна со шляпой взбиралась все выше, дразня мальчика. Матросы начали смеяться.

Этот смех задел самолюбие и гордость сына капитана, и он решил во что бы то ни стало вернуть шляпу.

Задание 2

Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?

Ответ:

Окружающие перестали смеяться, когда мальчик отпустил веревку и ступил на перекладину. Все испугались, потому что мальчик в любой момент мог потерять равновесие, упасть с большой высоты и разбиться о палубу.

Задание 3

Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитай. Почему капитан заплакал?

Ответ:

«Он увидел сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:

— В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал.

— Прыгай, или застрелю!.. Раз, два… — и как только отец крикнул «три», мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул».

Капитан заплакал от нервного потрясения и облегчения, когда увидел, что сын начал дышать.

Задание 4

Расскажи, в какие моменты ты переживал за мальчика. Какие эпизоды рассказа говорят о его смелости, а какие — о самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии?

Ответ:

Больше всего мы переживаем за мальчика в двух моментах повествования.

  1. Мальчик выпустил из рук веревку и ступил на перекладину.
  2. Тело мальчика показалось на поверхности воды, но еще не понятно, жив он или нет.

Когда обезьяна сорвала шляпу с мальчика, и все засмеялись, он вначале растерялся. Усилившийся смех матросов задел самолюбие сына капитана и обидел его.

Решение мальчика лезть на высокую мачту говорит о самоуверенности, потому что обезьяны проворнее людей.

Смелость он проявил, когда послушался отца и прыгнул в воду.

Задание 5

Постарайся определить основную мысль рассказа «Прыжок». О чём этот рассказ? Почему его написал автор? Для этого перечитай рассказ ещё раз, посмотри, как он начинается, как заканчивается, выдели самый напряжённый момент

Обрати внимание, как автор описывает главных героев рассказа в различных ситуациях, как передаёт своё отношение к ним

Ответ:

Основная мысль рассказа: «Прежде чем совершить какой-то поступок, нужно подумать о его последствиях».
Автор хотел объяснить детям, что нельзя придавать большое значение чужим насмешкам и поддаваться им. Глупо рисковать жизнью ради того, чтобы не выглядеть смешным в глазах окружающих.

В начале, когда обезьяна украла шляпу, «мальчик … и сам не знал, смеяться ли ему или плакать». Он еще не определил, как ему относиться к происходящему. Именно после того, как «матросы громче стали смеяться», он решил догнать обезьяну и отнять у нее свою шляпу.
Самый напряженный момент наступает тогда, когда мальчик отпускает из рук веревку. Люди на палубе перестают смеяться и замирают от ужаса. Здесь автор показывает, как эпизод, казавшийся забавным и юмористическим, вдруг становится напряженным, опасным и страшным.
Л. Н. Толстой никак не описывает свое отношение к мальчику, не рассказывает о его личных качествах, переживаниях. Зато подробно объясняет последствия его действий: «Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было бы ему повернуться и дойти назад до мачты».

Зато в описании поступка и поведения отца чувствуется уважение автора к нему. Капитан мгновенно оценил ситуацию и принял единственно верное решение, благодаря которому спас жизнь ребенка.Он проявил себя как мужественный и волевой человек. Его крик и слезы в конце рассказа говорят о том, что он любит своего сына. Отец пережил сильное нервное потрясение. Он убегает в каюту, чтобы скрыть свои переживания от посторонних людей.

Читательский дневник по рассказу «Прыжок» Льва Толстого

Название произведения: «Прыжок»

Число страниц: 1

Жанр произведения: рассказ-быль.

Главные герои: обезьяна, мальчик, капитан.

Второстепенные герои отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Мальчишка — ловкий и шустрый.

Так раззадорился, что чуть не лишился жизни.

Глупый. Бесстрашный.

Капитан — мудрый и сообразительный.

Спас сына.

Обезьяна — проказница, баловница, шалунья.

Краткое содержание рассказа «Прыжок»

На палубе корабля обезьяна веселила людей.

Она сорвала шляпу с головы мальчика, сына капитана.

Вместе со шляпой обезьяна забралась на мачту и стала рвать головной убор.

Мальчик бросился следом.

Он поднимался на мачту, а обезьяна отступала всё выше.

Наконец она повесила шляпу на перекладину, а сама села на верхушку мачты.

Мальчик выпустил из рук верёвку и ступил на перекладину.

Внизу кто-то крикнул от страха, мальчик зашатался.

Тут появился капитан с ружьём.

Он стал кричать сыну, чтобы тот прыгал, и мальчик нырнул с мачты.

Его вытащили и откачали.

А капитан плакал в каюте.

Основная мысль рассказа-были «Прыжок»:

Главная мысль рассказа в том, что нельзя поддаваться на провокации.

Основная идея рассказа в том, что при опасности нужно действовать смело, быстро и неожиданно для противника.

Чему учит рассказ

Рассказ учит пониманию, что такое провокация и к чему она может привести, если человек поддаётся на насмешки.

Нужно учиться контролировать свои эмоции и не идти на поводу у зрителей.

Учит не паниковать и не поддаваться эмоциям.

Учит смелости и решительности.

Краткий отзыв к рассказу «Прыжок» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что наши собственные гордость и стремление казаться лучше других часто доставляют много хлопот.

Если бы мальчик не был слишком горд, он понял бы, что сравнивать себя с обезьяной глупо.

Это гораздо хуже, чем возможность показаться кому-то смешным.

В результате мальчик подверг ненужному риску себя и чуть не вогнал в гроб отца.

Это очень полезный для воспитания детей рассказ.

Автору удалось показать, как желание избежать насмешки может стать причиной опасности для жизни.

Мне не понравился мальчик, который был храбр, но глуп.

Ему хотелось быть лучше обезьяны, хотя это дано ему от природы.

Мне не понравилась обезьяна, хотя она не делала ничего, что противоречило бы её природе.

Мне понравилась решительность в трудную минуту капитана, который неожиданным приказом спас сына.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что насмешки тех, кто заведомо ниже нас по развитию, не могут обидеть.

Обижают лишь насмешки равных.

Пословицы к рассказу:

  • Всякую насмешку на себя не примеряй.
  • От глупого риска до беды близко.
  • Обезьянничай – но знай меру.
  • После смеха бывают слёзы.

Словарь неизвестных слов:

  • Мачта — высокий столб для парусов на корабле.
  • Задняя рука обезьяны — во времена Толстого считалось, что у обезьян четыре руки.
  • Пушечное ядро — снаряд для пушки в виде шара.
  • Чайки — морские птицы.

Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:

  • «Котёнок»
  • «Акула»
  • «Филипок»
  • «Лев и собачка»
  • «Два брата»
  • «Старый дед и внучек»
  • «Лебеди»
  • «Отец и сыновья»
  • «Волга и Вазуза»
  • «Правда всего дороже»
  • «Как гуси Рим спасли»
  • «Детство»
  • «Булька»
  • Краткая биография Льва Толстого и презентация

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: