Урок литературного чтения, 3 класс. мамин-сибиряк «серая шейка»

Мамин-сибиряк «серая шейка»

Краткое содержание сказки «Серая шейка» подробно по главам

I

Наступила осень. О приближении холодов возвестила пожелтевшая трава и беспокойство мелких пташек – куликов и зуйков

Птички сбивались в стаи и готовились к важному событию – долгому и сложному перелету в теплые края

Все суетились, кроме Старого Селезня. Его раздражали беготня и щебет соседей пернатых. Безделье супруга беспокоило и даже злило его «половинку» – Старую Утку. Она беспокоилась за дочь – молоденькую уточку. По весне к гнезду подкралась злая Лиса и схватила утенка. Мать отбила дочь, но с тех пор она жила с перебитым крылом. Стая готовилась в путь, и только бедняжка Серая Шейка не могла отправиться с родителями на юг.

Утка-мать подумывала остаться с дочерью на зимовку. А отец Селезень вздыхал, что лучше бы плутовка утащила дочь, чем она теперь погибнет от зимних холодов.

II

Болота подмерзали, речные берега оголились, и птичьи стаи взмывали вверх одна за другой. Уточка иногда с интересом, но чаще с тоской наблюдала за улетающими сородичами. Особенно тревожно она следила за журавлями, от их прощального курлыканья сильно сжималось маленькое утиное сердечко.

Утка мать в тайне от семьи плакала и переживала. С болью в сердце она прощалась с дочерью и советовала ей держаться быстрого ручейка, который зимой не замерзает. Она рассказывала о подобных историях и верила, что доченька выживет. А уточка очень надеялась, что весной она воссоединиться с семьей.

После отлета родной стаи Серая Шейка долго смотрела им вслед, а потом горько расплакалась. Она подумала, что лучше бы Лиса ее съела, чем жить сейчас в полном одиночестве.

III

А зима наступала – гордо и настойчиво. Ели оделись в богатые белые шубки, берега сверкали ледяными стеклышками. Быстрая река долго сопротивлялась, но и она будто заснула под толщей хрупкого прозрачного льда.

Холод сковывал все вокруг. Водная гладь медленно замерзала, и только в центре реки сохранялась небольшая полынья. Уточка боялась, но скоро не сможет плавать и от страха уточке становилось еще холоднее.

В ближайшем лесочке кипела жизнь – свистели рябчики, сновали туда-сюда лесные зверушки. Одинокая уточка забрела в лесок и сразу наткнулась за дрожащего зайчишку. Косой испугался и спросил, что птица делает в лесу, если все ее сородичи давно улетели. Бедняжка рассказала, как в детстве ее покалечила Лиса, и теперь она не может летать. Заяц даже подпрыгнул при упоминании хищницы, он тоже очень боялся ее страшных острых зубов.

Вспомнили плутовку – и она появилась. Рыжая охотница стала захаживать на речку, когда увидела одинокую уточку. Серая Шейка ныряла и пряталась от Лисы, а Заяц очень волновался, что однажды злая хищница съест маленькую бедняжку.

IV

Уточка попалась бы в лапы Лисы, но в лес неожиданно нагрянул охотник Акинтич. Он выслеживал зайцев на шубку для старухи. Дружок Серой Шейки оказался не самым пугливым зайцем и предупредил братьев о старом охотнике. Быстрые зайчата рассыпались по лесу будто мелкий горох.

В это время Лиса кралась по льду и выслеживала одинокую уточку. Старик Акинтич птицу не видел, но рыжую плутовку сразу приметил. Обрадовался, прицелился и выстрелил. Когда дым рассеялся, старик лису не нашел, но удивился встрече с покалеченной уточкой.

Недолго думая, положил старик птичку за пазуху и понес своим внучатам. Вместо шубки для старухи решил порадовать семью утиным выводком.

Пересказ по плану

Закончилось лето и наступили первые осенние холода. Все птицы, от мала до велика, начали готовиться к отлету в теплые края. Они переживали, потому что не все могли добраться до места живыми.

Селезень со своей Уткой-женой тоже собирались в путь. Готовили своих детей к перелету. Была среди них уточка – калека с переломленным крылом, на которую весной напала лиса. Звали её Серая Шейка. Старая Утка – мать жалела и утешала свою раненую дочь, переживала за неё. Даже хотела остаться вместе с ней зимовать, но она не могла бросить остальных детей.  

Тем временем осень вступала в свои права. С каждым днем становилось всё холоднее. Птицы потихоньку начали улетать на юг. И вот наступил тот страшный день, когда все птицы улетели с реки, оставив Серую Шейку совсем одну. Она долго провожала их взглядом и никак не могла поверить, что осталась одна.

От грусти она побрела в лес, где повстречала зайца. Он был очень удивлен, что она не улетела со всеми утками в теплые края. Но Серая Шейка объяснила, что не может летать, лиса сломала ей крыло, когда она была маленькой. Заяц тоже боялся лисы и советовал уточке остерегаться её.

Выпал первый снег, начала застывать вода. Только середина реки оставалась не тронутая морозами. Серая Шейка была в отчаянии, что с ней будет дальше. И тут появилась лиса, та самая, которая из уточки сделала калеку. Лед был ещё слишком тонкий, и это спасло Серую Шейку. Но лиса обещала вернуться, когда замерзнет лед, чтобы съесть её. С каждым днем становилось всё холоднее, а полынья становилась всё меньше. Лиса возвращалась снова и снова, в надежде, что река замерзла.

И наверно она съела бы уточку, не появись в лесу охотник. Он пришел в лес за шубой и воротником для своей старухи. Хотел подстрелить зайца, но когда косоглазые разбежались, увидел лису, которая, подкрадываясь, ползла по реке. Старик выстрелил, лиса испугалась и убежала. Он подошел и вместо лисы увидел уточку, которая плавала в маленькой полынье совсем одна. Серая Шейка поведала ему свою печальную историю. Охотник пожалел уточку, он понимал, что она погибнет одна. И потому достал её из полыньи и понес домой к внучкам. Старуха и без шубки не замерзнет, а внучки обрадуются уточке – думал старик, неся уточку домой.

Сочинение про русскую берёзу для 4-5-6-7 классов: «Берёза — символ России»

Берёза — исконно русское дерево, которое отличается стойкостью и скромной красотой. Сами названия берёзы звучат как вызов природе: каменная, железная, шерстистая… Сильный характер! Как говорится, голыми руками не возьмёшь. Не случайно именно это дерево символизирует собой Россию.

Берёза удивительно неприхотлива к почвам. Она способна укорениться даже в условиях солёных малоплодородных почв, при недостатке влаги и сильных морозах. Ей всё впору, всё стерпит и будет расти. Такая железная воля к жизни достойна восхищения.

Часто берёзу называют деревом-пионером. На пустыре, на вырубке стройная белоствольная красавица появляется первой, украшая собой унылое пространство. Сама природа поставила это дерево в первые ряды атакующих гари, выбитые пастбища, заброшенные земли. Мало того, берёза помогает другим деревьям, прокладывая дорогу хвойным и широколиственным.

Ни одно дерево не может сравниться с берёзой по обилию семян. Каждое семечко лёгенькое, крошечное, почти невесомое. Именно в таких свойствах семян заключается тайна стремительного распространения берёзы, её умения шагать по земле впереди всех других деревьев.

Берёзовое семя напоминает семечко чечевицы. Оно похоже на продолговатый орешек, снабжённый прозрачными перепончатыми крылышками. Подул ветер — полетело семечко, паря, словно планер, в воздушных струях. По дальности полёта этот орешек с двумя крылышками признан чемпионом среди всех других древесных семян. Не случайно один учёный назвал его «летательным аппаратом». Попав в почву, семечко быстро закрепляется в ней и прорастает. И спустя время появляется березняк — берёзовый лес. Так шаг за шагом, десятилетие за десятилетием, век за веком победоносно шагает по земле берёза. Не зря её ещё называют поводырём русского леса.

Испокон веков берёзе воздавали должные почести. В праздник весны девушки шли в лес, завивали берёзу венками и водили вокруг неё хоровод, как бы принимая берёзу в сёстры… Славный обычай! Это прекрасное дерево достойно таких почестей.

Стойкость духа, несокрушимая воля к победе, а также чистота и скромность — те качества, которые присущи русскому человеку. Вот почему берёза по праву считается одним из главных символов России.

Урок литературного чтения для 3 класса «Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ». УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: продолжить знакомство с творчеством Д.Н. Мамина- Сибиряка; учить отвечать на вопросы, выделять основную мысль, составлять пересказ; воспитывать доброту, милосердие.

Планируемые результаты: предметные: определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности (олицетворение), выделять особенности литературной сказки; метапредметные: прогнозировать содержание произведения, работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями); личностные: проявлять доброту, милосердие.

Оборудование: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, видеозапись мультипликационного фильма по произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Отгадайте загадки.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его ни корми, он все в лес глядит.

Его ноги кормят. (Волк.)

Без него и колокол нем.

Он болтает, а голова отвечает.

Он до Киева доведет. (Язык.)

Он от листа, а лягушка от него бежит.

Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (Заяц.)

— Молодцы, отгадали, а сейчас прочитайте их, вставив нужное слово, скороговоркой.

(Учащиеся читают хором под руководством учителя.)

III. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

— Какие сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка вы нашли и прочитали? (Учащиеся кратко знакомят одноклассников с прочитанными сказками.)

— Какие из них входят в сборник «Аленушкины сказки»?

— С какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?

— Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

— Какой фрагмент сказки вам особенно понравился?

(Прием «озвучка». Учитель включает видеозапись отрывка из сказки, а учащиеся его озвучивают.)

— Выберите в тексте описания осенней и зимней природы. Перечитайте их.

— Зачем автор их вводит? Какое настроение они создают?

— Можно ли соотнести эти описания природы с описанием Серой Шейки?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте диалоги Лисы и Серой Шейки в лицах.

— Перечитайте части текста. Озаглавьте каждую из них.

— Составьте план.

(План можно записать на доске.)

— Перескажите близко к тексту.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— Зачем писатель придумал сказку про Серую Шейку и рассказал ее дочери Аленушке?

Домашнее задание

Подготовить пересказ от имени Серой Шейки.

Сочинение на тему «Новый год»

Подборка сочинений на тему «Новый год» детей 3-4 класса.

Сочинение « Новый год»

Новый год – это мой самый долгожданный праздник. Я даже люблю зиму из-за этого праздника, потому что очень жду новогоднего волшебства. Каждый верит, что под бой Курантов можно загадать желание и оно обязательно сбудется.

Чудо произошло и в этом году. Я загадал, чтобы выпал снег, а то уже прошёл декабрь, а мы с мальчишками так и не поиграли в снежки.

В Новогоднюю ночь выпал снег. Пусть немного, ноя с ребятами покатался с горки и даже смастерили снеговика. Вот так в Новогоднюю ночь сбываются самые сокровенные желания. Главное – правильно загадать!

Сочинение на тему «Новый год»

Все люди, и дети и взрослые, любят замечательный праздник Новый год. Ведь именно в новогоднюю ночь загадывают желания. которые обязательно исполнятся. Этот праздник даёт нам надежду на лучшее и заставляет забыть о проблемах и заботах. Недаром русская пословица звучит так:» Как встретишь Новый год — так его и проведёшь!»

В нашей семье встреча Нового года — это соблюдение традиций. Целый день мы готовимся: папа закупает продукты, а мы с мамой убираем квартиру и готовим праздничный стол. Ещё мы обязательно наряжаем ёлку. Новый год мы всегда встречаем дома. У нас радостно и весело. Так хочется, чтобы и наступивший Новый год был весёлым и радостным!

Для меня Новый год — это красивые разноцветные гирлянды, запах мандаринов и много-много конфет.

Наступление этого праздника я всегда жду с нетерпением. Заранее я уже написал письмо Деду Морозу, положил на подоконник и на утро его не нашёл. Зато я уверен, что под ёлкой обязательно будет стоять мой заветный подарок.

В Новогодние праздники можно навестить и поздравить всех своих знакомых и родственников. Я очень люблю такие встречи. Они приносят много счастливых моментов радости. Вместе ведь всегда весело!

Новый год в школе

Новый год — мой любимый праздник. Все дарят друг другу подарки, танцуют, водят хороводы, участвуют в конкурсах и получают шуточные призы.

К Новогоднему празднику в школе мы всегда готовимся заранее. Я с мамой выбираю карнавальный костюм или маску. Мне очень интересно, какие ещё сказочные герою будут встречать Деда мороза у школьной ёлки.

Лесная красавица в нашей школе очень высокая. На ней висят большие шары и гирлянды. А класс мы украшали игрушками, сделанными своими руками. Было интересно и красиво.

И вот мы с родителями и одноклассниками встречаемся в нашем классе. Мамы удивляются, как это мы сами смастерили новогодние украшения, а папам интересно, кто развесил гирлянды. Я счастлив и рад, что мы с ребятами сами помогли прийти этому празднику к нам в гости. Но и праздник у новогодней ёлки нас не подвёл. Было весело и радостно. Все улыбались, танцевали и фотографировались. А Дед Мороз по окончанию утренника раздал нам замечательные подарки. Новый год — мой любимый праздник.

Новый год — чудесный праздник. Он нравится мне больше всех праздников в календаре.

Чем ближе конец декабря, тем чаще замирает сердце в предвкушении чудес и подарков. А символ Нового года — это нарядная ёлка. под ней обычно я нахожу много подарков.

В новогодние праздники самые вкусные мандарины. Их запах наполняет всю нашу квартиру. Кажется, не будь этого запаха и не было бы праздника с его сюрпризами и неожиданностями.

Новый год — это самый весёлый праздник в году. В школе дети устраивают утренники, танцуют, поют и играют.

На новогодних каникулах можно встретиться с друзьями. Поиграть с ними в снежки, построить снежную крепость или слепить снеговика.

А ещё на новогодних праздниках мы всей семьёй едем в Москву — столицу нашей Родины. Москва в Новый год особенно красива. всюду светятся гирлянды, сказочные фонарики, украшены ёлки. Витрины магазинов очень красивые, они зовут всех за подарками.

Я люблю Новый год. Этот праздник дарит надежду на лучшее. Каждый в следующем году может стать чуточку добрее и лучше.

Сочинение 4

Счастье – смысл жизни любого разумного человека. Для обретения этого состояния необходимы положительные эмоции. Ощущение радости определяется событиями, происходящие с человеком. Праздники – самые приятные моменты, которые дарят состояние удовлетворенности внутреннего мира индивида. В мире много различных мероприятий, которые украшают повседневную жизнь. У каждого человека есть свой любимый праздник, который значим по-своему. Однако существуют общепризнанные даты, будоражащие всех. Этим событием является Новый год.

Новый год одно из самых радостных событий, знакомое всем с детства. Пушистая елочка с разноцветными фонариками вызывает восторг. Огромная звезда в компании с мигающей гирляндой нежно обнимает зеленую красавицу. Слышится хруст белоснежного снега, намекающего о приближении деда Мороза и снегурочки. Запах мандарин, доносящийся из каждого угла дома. Миллионы фантиков от шоколадных конфет, разбросанных по полу. Треск новогодних хлопушек с огромной горой конфетти. Стол, ломящийся от изобилия еды. Все это является обязательным атрибутом этого праздника. В мире, наверно, нет человека, который бы негативно относился к этому мероприятию. Происходящие мгновения ассоциируются с исполнением желаний. Сказочное время, которое приближает к мечте. Детишки с нетерпением ждут подарков, а родители проявляют фантазию для удовлетворения потребностей своих малышей. Бесконечные хлопоты перед приготовлением к новому году кажутся мелочью после самого праздника.

Новый год – точка старта для начала любого пути и выбора направления своей жизни. Для большинства людей в этот момент происходит переход на новый уровень своего существования. Время для постановки новых целей и выполнения важных задач. Взглянуть на мир открытым взглядом и осознать свое значение на этой планете

Ход урока.

Организационный момент.

У. : Здравствуйте ребята! Повернитесь к гостям поздоровайтесь. Мы начинаем наш урок. Каждый урок это маленькое открытие.

Дети какое сегодня прекрасное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам а вы улыбнетесь мне и нашим гостям. Улыбка ничего не стоит но многое дает. Улыбка залог здоровья и успеха. Я желаю вам успеха на сегодняшнем занятии.

ДЕВИЗ УРОКА : СМОТРИМ СЛУШАЕМ ЗАПОМИНАЕМ

НИ МИНУТЫ НЕ ТЕРЯЕМ

Проверка дз:

-перед тем как мы переидем к знакомству с новой темой проверим как вы подготовили дз.

Работа в группах. Вспомним правила работы в группах

Каждой группе предлагается по одному вопросу.

1. Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли. Кто так поёт?

2. Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую,- то тише, то громче, то реже, то чаще: трещётка трещит деревянная, да и только! О ком идёт речь?

3. Сунул в озеро клюв, набрал полный воды да как дунет в клюв! Пошё л по озеру громкий гул:«Прумб-бу-бу-бумм!» — словно бык проревел. Кто так ревёт?

4. «Инструмент-то у меня найдё тся: чем дерево не барабан, а нос не палочка?» Хвостом упёрся, назад откинулся, размахнулся головой- как задолбит носом по суку! Это кто?

5. Закрутил, закрутил головой, заскрипела его шея- тоненький-тоненький писк послышался. Никто его писка не слышит. Шею натрудил –зато сам своею песнею доволен. Кто этот певец?

6. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие пёрышки ветром перебирает. И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял. А это кто такой?

Изучение новой темы

-ПОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО НА ДОСКУ И ПОПРОБУЙТЕ РАСШИФРОВАТЬ СЛОВО

-Правильно это слова СКАЗКА

Со сказкой всегда интересно

Сказки все любят читать

Сегодня попробуем всесте

Смысл авторской сказки понять

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведение Д. Н. Мамина-Сибирика «Серая Шейка».

-С биографией автора нас познакомят ребята.

-Хорошо спасибо

-ИТАК сегодня на уроке мы с вами начинаем знакомство с одним из лучших произведений Д. Н. Мамина-Сибирика СЕРАЯ ШЕЙКА

Это произведение содержит несколько глав. И вот с первой главой я предлагаю вам познакомится просмотрев отрывок из сказки.

Просмотр отрывка

А сейчас мы проверим как вы внимательно просмотрели отрывок

РАБОТА В ПАРАХ.

Охарактеризовать утку и селезня.

Утка Селезень Самоотверженная Заботливая Эгоистичный Равнодушный Не способный на жертву Не тревожит себя грустными мыслями Умеющая любить Умеющая сочувствовать

Какие ассоциации? Чем отличаются?

— Молодцы хорошо поработали а сейчас немного отдохнем

ФИЗМИНУТКА

(Повторяют движения за учителем)

На носочки встанем,

Облачко достанем.

На корточки присядем,

Травушку погладим.

Руками — крыльями взмахнем,

Как утята поклюём.

В стайки соберемся,

Друг другу улыбнемся.

Мы сумели отдохнуть,

И готовы в дальний путь.

А мы переходим к продолжению произведения.

Но перед тем как начать читать давайте поработаем над незнакомыми словами которые встречаются в тексте.

РАБОТА В ПАРАХ соединить слова с их значением

2 ГЛАВА. Вторую главу мы будем читать все вместе.

РЕФЛЕКСИЯ

Итог урока.

-Скажите, что Вас тронуло в этой сказке? Что поразило?. Что порадовало? Что вызвало недовольство и возмущение?

-Я всегда знала, что ребята в нашем классе добрые и отзывчивые. Молодцы!

Домашнее задание

Список литературы

Методика обучения чтению : учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений/ Т. П. Сальникова – М: Сфера, 2014.

Методика преподавания в начальных классах : учебное пособие для студентов высшых педагогических учебных заведений/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. ,2008.

Методические рекомендации по литературному чтению «Любимые страницы» 3 класс /О. В. Кубасова – Ассоциация XXI век, 2006.

Новый год – мой любимый праздник

Какой человек не любит Новый год? Лично я таких личностей просто не знаю. У меня, например, загораются глаза, когда я слышу об этом празднике.

За месяц я уже морально начинаю готовиться, ищу интересные и вкусные рецепты в интернете, думаю о подарках для близких. За неделю я начинаю покупать всякие безделушки к празднику, проверяю украшения и гирлянды. А вот в последний день я, с радостным и счастливым лицом, начинаю наряжать елку.

Все-таки Новый год – самый чудесный и сказочный праздник. Именно с этой мыслью я пошла покупать новогоднюю елку. Впервые в жизни родители доверили эту задачу мне. Обычно папа сам ездил на рынок и искал подходящую ель, чтобы я как следует нарядила ее. Но этом году я решила быть более самостоятельной и сделать всю работу сама.

Рынок встретил меня шумом и гамом. Сотни покупатель снова туда-сюда: кто — то искал подарки, кто — то покупал продукты. Я с уверенностью направилась к месту продажи елок. Нам не нужна была большая, но и маленькая тоже не подходила.

Вообще, я довольно долго выбирала елку, которая бы меня устраивала. Одна была недостаточно пушистая, другая слишком колючая. И вот, я нашла ее. Она стояла на самой окраине, и будто звала меня к себе. Среднего размера, с красивыми и пушистыми ветками. Она была идеальной.

Наверное, именно поэтому я быстренько купила ее, пока продавец не передумала. Чтобы перевезти елку домой, мне пришлось позвонить папе. Все — таки она оказалась выше, чем я предполагала. Но зато сколько удовольствия я получила, наряжая ее!

Игрушки я подготовила заранее. Всевозможные шары, разноцветные сосульки и фигурки уже лежали около елки. Я аккуратно обходила символ Нового года, окружая ее гирляндами. В этом году я решила использовать целых три. Хотелось, чтобы елка буквально горела на Новый год.

Конечно, не обошлось и без мишуры. Я решила не заваливать ею елку, но несколько все же повесила. И самое мое любимое украшение — огромная звезда на самую вершину. Повесить ее туда было непросто.

Еще сложнее оказалось балансировать на стуле. Но когда мои мучения закончились я поняла, что это того стоило. Украшенная разноцветными шарами и фонариками елка будто подмигивала мне, красуясь. Все — таки красиво вышло. А хорошая елка — символ всего будущего года.

Разнокалиберные персонажи

В списке тех, кто имел возможность на определённый срок начальствовать в Глупове, числятся разнообразные персонажи, поражающие своей непохожестью друг на друга. Здесь и француз, который любил носить женское бельё, итальянец, внедривший в массы любовь к макаронам. Правители (а их было 22 человека) задерживались у власти от 1 дня до 20 лет: они сменяли друг друга, погибая по абсурдных, немыслимым причинам. Практически каждый образ градоначальника имеет черты, свойственному определённому политическому деятелю эпохи царской Руси.

Градоначальники внесли различный вклад в историю города: кто-то сжёг деревни, кто-то выпорол почти всё население, а кто-то увеличил численность проживающих вдое в силу своей любвеобильности. Салтыков-Щедрин вскрывает самые низменные человеческие изъяны, гиперболизируя их в художественном плане до немыслимых масштабов. Кого-то унёс вихрь, кто-то зарезался огурцом, другие погибли от переедания, были заедены клопами; к примеру, Никодим Иванов умер от натуги, стараясь понять указ.

II

Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка еще не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что ее братья и сестры так весело собираются к отлету, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы.

— Ведь вы весной вернетесь? — спрашивала Серая Шейка у матери.

— Да, да, вернемся, моя дорогая… И опять будем жить все вместе.

Для утешения начинавшей задумываться Серой Шейки мать рассказала ей несколько таких же случаев, когда утки оставались на зиму. Она была лично знакома с двумя такими парами.

— Как-нибудь, милая, пробьешься, — успокаивала старая Утка. — Сначала поскучаешь, а потом привыкнешь. Если бы можно было тебя перенести на теплый ключ, что и зимой не замерзает, — совсем было бы хорошо. Это недалеко отсюда… Впрочем, что же и говорить-то попусту, все равно нам не перенести тебя туда!

— Я буду все время думать о вас… — повторяла бедная Серая Шейка. — Все буду думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам? Все равно и будет, точно и я с вами вместе.

Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Она старалась казаться веселой и плакала потихоньку ото всех. Ах, как ей было жаль милой, бедненькой Серой Шейки… Других детей она теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и ей казалось, что она даже совсем их не любит.

А как быстро летело время… Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели березки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели, — береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжелыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь.

Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетной птицы… Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начинали замерзать. Дольше всех оставались водоплавающие. Серую Шейку больше всех огорчал перелет журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали ее с собой. У нее еще в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия, и она долго провожала глазами уносившуюся в небе журавлиную стаю.

«Как им, должно быть, хорошо», — думала Серая Шейка.

Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету. Отдельные гнезда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодежь с веселым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом всех вместе. Сколько было крика, молодого веселья и радости… Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для нее составляла все.

— Нужно отправляться… пора! — говорили старики вожаки. — Что нам здесь ждать?

А время летело, быстро летело… Наступил и роковой день. Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода еще была покрыта густым туманом. Утиный косяк сбился из трехсот штук. Слышно было только кряканье главных вожаков. Старая Утка не спала всю ночь, — это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой.

— Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, — советовала она. — Там вода не замерзнет целую зиму…

Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая… Да, все были так заняты общим отлетом, что на нее никто не обращал внимания.

У старой Утки изболелось все сердце, глядя на бедную Серую Шейку. Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети и нужно лететь вместе с косяком?..

— Ну, трогай! — громко скомандовал главный вожак, и стая поднялась разом вверх.

Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетавший косяк. Сначала все летели одной живой кучей, а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись.

«Неужели я совсем одна? — думала Серая Шейка, заливаясь слезами. — Лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: