Краткое содержание для читательского дневника
Произведение посвящено войне 1812 года, когда войска Наполеона Бонапарта напали на Россию с целью захвата территории. В этом стихотворении юноша обращается к дяде с просьбой рассказать ему подробнее о войне с Наполеоном. Наибольший интерес молодой человек проявляет к Бородинскому сражению, ставшему наиболее значимым в определении итогов войны.
Однако ситуация быстро изменилась, ведь было найдено огромное поле для битвы. Располагалось оно близ деревни Бородино, там солдаты построили редут. Едва наступило утро, французские войска начали наступать. Сражение продолжалось двое суток, обе стороны держались стойко и не намеревались сдавать позиции и подчиняться врагу. Решающим должен был стать третий день схватки, которого все ждали с особым нетерпеньем.
Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.
Темы, проблемы
Главной темой произведения, естественно, является битва 1812 года. В анализируемом стихотворении мы видим то, что русский народ одержал в первую очередь духовную победу. Что же касается потерь, которые случились в бородинском сражении, то наши потери значительно превышают потери соперника. Но даже этот факт не смог сломить сильный дух патриотов Родины. Они добились своего, собрав все силы и волю в кулак, и смогли изгнать врагов со своей земли.
Так же остро поднимается тема патриотизма русских солдат. Они не жалеют своих жизней. Вступая в самоотверженный бой с соперником.
Тема героизма, несомненно, так же присутствует в поэме «Бородино». Автору удалось показать настоящих героев, которые обычно остаются в тени. Он восхищается их мужеством и стойкостью. Силы изначально были не равны, но наши солдаты все равно шли в бой. Полковник отдает свою жизнь за Родину, не отступая ни на шаг от заветной победы.
Так же воспета тема дружбы, которая занимает далеко не последнее место. На войне нет социальных слоев и неравенств. Не играло роли, кто ты – полковник или рядовой солдат. Бойцы смогли настолько сплотиться, что стали одним единым.
Что же касается проблем произведения, то здесь их так же несколько. Первая проблема – это проблема поколений. Автор показывает как изменились люди с того времени. И изменения эти произошли далеко не в лучшую сторону. Не стало того железного характера и выдержки, сила духа так же уже далеко не та. Для Лермонтова это была реальная проблема, так как в нынешнем поколении он давно был разочарован.
Второй проблемой является проблема самой войны. Наполеон со своим войском бросил вызов русскому народу, которому пришлось бороться за свою Родину. Но русский человек не мог смириться с тем, что «Москва отдана французу».
Тема и проблематика
Центральной темой стихотворения Лермонтова является патриотизм народа. На протяжении Отечественной войны русские воины отстаивали каждую пядь земли. Однако им пришлось долго отступать под натиском наполеоновской армии. Постепенно это приводило к недовольству ситуацией и поднятию национального духа. В условиях угрозы их слова звучат не пафосно, а патриотично: «Умремте ж под Москвой!», «Уж постоим мы головою за родину свою!».
Рассказ старого солдата подтверждает мощный патриотический порыв. Он выражается в перестрелке, которая ни к чему не привела, эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»), насмешливом отношении к врагу (француз у ветерана — «брат мусью»). Солдат убежден, что лишь по воле высших сил произошла сдача Москвы. Воины готовы были идти до конца и отстаивать город.
Автор произведения не только описывает сражение, но и говорит правду о том, кому принадлежала победа в войне 1812 г. Все лавры достались ее командирам — выходцам из знатных и обеспеченных семей. Однако Лермонтов не упоминает об известных полководцах. По его мнению, победа была возможна благодаря силе духа и патриотическому настроению простого русского народа. Сумев сплотиться в единое целое, он дал отпор завоевателям.
Проблема разницы поколений, которая волновала автора, отражена во фразе старого солдата: «Да, были люди в наше время». Укор солдата относится к изнеженным и трусливым современникам поэта, неспособным бросить вызов царской власти. Только поколению победителей в войне 1812 г. и декабристам было под силу менять мир вокруг себя.
Бородино М.Ю. Лермонтов
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» посвящена одному из самых героических событий в истории России — Бородинской битве.
П. Заболоцкий «Ветеран 1812 года».
26 августа (7 сентября по новому стилю) 1812 года в 124 километрах от Москвы на Бородинском поле русская армия выступила против армии французского императора Наполеона. Впоследствии Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное — это то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными победы, а россияне получили право быть непобедимыми».
Поэма была написана Лермонтовым, видимо, в январе 1837 года как ответ на 25-летие Отечественной войны 1812 года. В это время молодой корнет (чин младшего офицера в кавалерии).
Лермонтов служил в лейб-гвардии Гусарский полк, отличившийся в Бородинском сражении.
В стихотворении поэт воспроизводит Бородинские события: ветеран-артиллерист, участвуя в битве, рассказывает их молодым воинам, родившимся после битвы.
Раннюю версию поэмы «Бородинское поле» Лермонтов написал еще в юности, когда ему было всего 17 лет.
***
— Скажите, дядя, разве не зря сожженная пожаром Москва отдана французам? Ведь драки были, да мол, что еще! Недаром вся Россия помнит Бородинский день!
— Да, в наше время были люди, не такие, как нынешнее племя: богатыри — это не вы! Перенесли очень плохо: мало кто вернулся из лагеря… Если бы не Божья воля, мы бы Москву не отдавали!
Мы долго отходили молча, Это раздражало, мы ждали боя, Старики ворчали: «Что мы? для зимних квартир? Не смеют ли инопланетные командиры сорвать мундиры с русских штыков?»
И. Ругенда. «Пожар в Москве. 1812 г»
И тут они нашли большое поле: гулять есть где на свободе! Они построили редут. Наши уши наверху головы! В одно маленькое утро он зажег пушки И синие лесные вершины — Французы тут же.
Вставил заряд в пушку крепко И подумал: вылечу друга! Постой, мусю брат! Что лукавить, разве в бой; Уже пойдем ломать стену, Уже головами будем За Родину!
Мы были на съемках два дня. Какая польза от такой безделушки? Ждали третий день. Везде звучали речи: «Пора бабло стрелять!» И тут тень упала на поле грозной битвы Ночи.
В. Мазуровский «Атака русской кавалерии на французскую батарею в Бородино»
Я лег вздремнуть у кареты, и до рассвета было слышно, как французы ликовали. Но на нашем открытом бивуаке было тихо: Кто протер битый кивер, Кто штык точил, Яростно ворча, Кусая свои длинные усы.
И как только небо засветилось, Все вдруг шумно двинулось, Промелькнуло за строем. Наш полковник родился с хваткой: Слуга царя, отец солдат… Да мне его жалко: его ударил булат, Он спит в сырой земле.
Франц Рубо «Бородинская битва»
И он сказал, его глаза сверкнули: «Ребята! Разве Москва не позади? Умри под Москвой, как погибли наши братья! И мы обещали умереть, и мы сдержали клятву верности в Бородинском сражении.
Р. Волков «Фельдмаршал Кутузов»
Ну это был день! Сквозь развевающийся дым французы двигались, как облака, и все в нашем редуте. Копейщики с цветными значками, Драконы с хвостиками, Все мелькали перед нами, Все сюда приходили.
М. Греков «Гренадерский лейб-гвардии в Бородинском сражении»
Таких сражений вы не увидите! .. Знамена носились, как тени, огонь искрился в дыму, дамасская сталь звенела, пули визжали, рука бойцов устала жалить, а гора окровавленных тел не давала зёрнам разлететься.
Противник много жил в тот день, что значит русское сражение, дерзкое, наше рукопашное сражение! продолжительный вой…
Н. Самокиш. «Атака литовского полка спасателей»
Теперь темнело. Все были готовы к утру начать новый бой И продержаться до конца… Тут барабаны затрещали — И бусурманы удалились. Потом начали считать травмы, подсчитать товарищей.
Да, были люди в наше время, могущественное и завораживающее племя — богатыри это не вы. Перенесли очень плохо: мало кто вернулся с поля. Если бы не Божья воля, мы бы не отдали Москву!
«Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
1837 год – юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами.
Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».
До Лермонтова многие поэты обращались к теме Отечественной войны. И сам Лермонтов в юном возрасте сочинил стихотворение «Поле Бородина». При всем разнообразии жанров эти произведений объединяет общий настрой. Будь то басня, солдатская или партизанская песня, ода или философское размышление, все они воплощали значимую тему, прославляя героев.
Сравнение содержания их со стихотворением «Бородино» вызывает ассоциации с произведениями на тему Отечественной войны 1941-1945 годов. После книг, фильмов, стихов на военную тему появляются записи простых солдат, участников трагических событий, которые производят порой оглушающее впечатление.
Лермонтов впервые в литературе прибегает к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведется от имени старого солдата. простого человека – участника бородинского сражения. Смысловой акцент делается не на героических победах, а скорее на сожалении: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!» .
Ираклий Луарсабович Андроников в критической статье «Образ Лермонтова» пишет: «Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи».
Может быть, потому и структура «Бородино» напоминает трехчастную музыкальную форму. Первая строфа – вступление, вопрос молодого собеседника участнику сражения. Вторая строфа – первая часть, выражающая главную мысль произведения.
3 – 13 строфы – развернутая вторая часть, включающая основное содержание, описание битвы.
Последняя, четырнадцатая строфа – динамическая реприза, почти точно повторяющая первую.
Строфа стихотворения имеет сложное семистрочное строение: первые две и четвертая – шестая строки с построчной рифмой. Третья строка рифмуется с седьмой. В целом в каждой строфе повторяется сплетенная рифма по схеме AABCCCB. И здесь можно усмотреть связь с музыкальным семидольным размером, характерным для русских народных песен.
Музыкальность. пронизывающая стихотворение, вдохновила неизвестного автора на создание марша на стихи Лермонтова. Народная песня «Бородино» вошла в репертуар военных ансамблей.
Стилистически стихотворение неоднородно:
- Просторечные высказывания: «Ушки на макушке». «Полковник наш рожден был хватом». «Что толку в этакой безделке?» сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «И молвил он, сверкнув очами». «Носились знамена, как тени». «…сражен булатом» .
- Образные выражения («Не смеют, что ли, командиры /Чужие изорвать мундиры /О русские штыки?» ) сменяются гиперболой («И ядрам пролетать мешала /Гора кровавых тел. » ).
- Приглушенные эпитеты стиха приближают повествование к народному говору: «…шумно… зашевелилось…». «…кивер… избитый…». «…конскими хвостами…» .
Некоторые строчки стали крылатыми выражениями. И наши современники нередко вздыхают: «Да, были люди в наше время». Словосочетание «Ломить стеною» сохранилось в измененном виде («стенка») того же смысла.
Лермонтовское «Ребята! не Москва ль за нами?» приобрело особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну.
Таджикский поэт Мухитдин Фархат вспоминал: «Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк… будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших».
Стихотворение «Бородино» – важная веха в творчестве поэта. Впервые он опубликовал свое сочинение по собственной воле. Журнал «Современник», редактором которого был Александр Сергеевич Пушкин. принял к публикации произведение молодого автора, и его труд не остался незамеченным критикой того времени. Наиболее известны слова Белинского в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «. в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».
Отзыв 2
Стихотворение начинается с разговора мальчишки со своим дядей, который видел войну 1812 года. Солдат сражался за Россию, за Москву с войсками Наполеона. В те годы шла война, французы напали на Русь. Он рассказывает, как отдали Москву Наполеону, какой ценой это всё произошло.
Главный герой начинает свою историю, как уставшие и недовольные бойцы получили приказ отступать. Но они не хотят этого делать, а приказ есть приказ. Наконец наши отступили. Нашли широкое поле, расставили на нём свои оборонительные сооружения. Все были готовы к великой битве. Появилась французская армия и началась перестрелка, которая длилась двое суток. Рассказчик этого события тоже принимал участие в бою, он заряжал пушки. И вот стрельба закончилась и враги заликовали.
Ветеран обеспокоен, что погибли храбрые воины. Но смерть их была достойной, они с честью защищали свою Родину. Даже сейчас нынешнему поколению есть чем гордиться, наши предки были поистине величественно-храбрые люди. Всё же французы сумели захватить Москву. Но на то была воля Всевышнего. Русь храбро сражалась за свою столицу. Русские войска ни за что бы не отдали своё сердце — Москву. Об этом повествует и солдат-ветеран.
Меня до глубины души поразило стихотворение Лермонтова М. Ю. Я словно сама побывала на этом поле, сражаясь с захватчиками, которые напали на Российскую землю. В произведении показан русский непоколебимый дух. Богатыри Руси стояли на страже Отечества, отдавая свои жизни за свободу и за наше светлое будущее.
Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.
Два тяжелейших дня кровопролитных сражений. Многие солдаты пали смертью храбрых. Русский народ не сдавался до последнего. Когда силы были на исходе, солдаты все равно продолжали бороться. Они не могли по-другому. Французская армия имела численный перевес. Однако это не помогло вражеским войскам одержал победу. Несмотря на то, что русский народ не смог разгромить французом, наша страна выстояла и не сдалась.
Сила воли стала решающим фактором в борьбе с вражеской армией. Русские люди были глубоко патриотичны, они сражались с французами, несмотря на меньшинство. Вражеские войска не ожидали такой самоотдачи, такого рвения к победе со стороны обыкновенных солдат. Простой русский народ запугал французов своей силой духа, внутренним стержнем. Люди сплотились из-за общего горя. Это единство и помогло им выиграть сражение.
Однако нынешнее поколение, по мнению М.Ю. Лермонтова, совсем другое. Люди незаслуженно приписывают себе подвиги воевавших простых солдат. Храбрость, отвага, готовность постоять не только за себя, но и за свою страну при любых обстоятельствах остались в прошлом. Это было великое сражение, вошедшее в историю как Бородинская битва. Заслуга этой победы полностью принадлежит простому русскому народу, который сплотился ради общей цели.
«Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
1837 год – юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами.
Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».
До Лермонтова многие поэты обращались к теме Отечественной войны. И сам Лермонтов в юном возрасте сочинил стихотворение «Поле Бородина». При всем разнообразии жанров эти произведений объединяет общий настрой. Будь то басня, солдатская или партизанская песня, ода или философское размышление, все они воплощали значимую тему, прославляя героев.
Сравнение содержания их со стихотворением «Бородино» вызывает ассоциации с произведениями на тему Отечественной войны 1941-1945 годов. После книг, фильмов, стихов на военную тему появляются записи простых солдат, участников трагических событий, которые производят порой оглушающее впечатление.
Лермонтов впервые в литературе прибегает к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведется от имени старого солдата. простого человека – участника бородинского сражения. Смысловой акцент делается не на героических победах, а скорее на сожалении: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!» .
Ираклий Луарсабович Андроников в критической статье «Образ Лермонтова» пишет: «Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи».
Может быть, потому и структура «Бородино» напоминает трехчастную музыкальную форму. Первая строфа – вступление, вопрос молодого собеседника участнику сражения. Вторая строфа – первая часть, выражающая главную мысль произведения.
3 – 13 строфы – развернутая вторая часть, включающая основное содержание, описание битвы.
Последняя, четырнадцатая строфа – динамическая реприза, почти точно повторяющая первую.
Строфа стихотворения имеет сложное семистрочное строение: первые две и четвертая – шестая строки с построчной рифмой. Третья строка рифмуется с седьмой. В целом в каждой строфе повторяется сплетенная рифма по схеме AABCCCB. И здесь можно усмотреть связь с музыкальным семидольным размером, характерным для русских народных песен.
Музыкальность. пронизывающая стихотворение, вдохновила неизвестного автора на создание марша на стихи Лермонтова. Народная песня «Бородино» вошла в репертуар военных ансамблей.
Стилистически стихотворение неоднородно:
- Просторечные высказывания: «Ушки на макушке». «Полковник наш рожден был хватом». «Что толку в этакой безделке?» сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «И молвил он, сверкнув очами». «Носились знамена, как тени». «…сражен булатом» .
- Образные выражения («Не смеют, что ли, командиры /Чужие изорвать мундиры /О русские штыки?» ) сменяются гиперболой («И ядрам пролетать мешала /Гора кровавых тел. » ).
- Приглушенные эпитеты стиха приближают повествование к народному говору: «…шумно… зашевелилось…». «…кивер… избитый…». «…конскими хвостами…» .
Некоторые строчки стали крылатыми выражениями. И наши современники нередко вздыхают: «Да, были люди в наше время». Словосочетание «Ломить стеною» сохранилось в измененном виде («стенка») того же смысла.
Лермонтовское «Ребята! не Москва ль за нами?» приобрело особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну.
Таджикский поэт Мухитдин Фархат вспоминал: «Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк… будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших».
Стихотворение «Бородино» – важная веха в творчестве поэта. Впервые он опубликовал свое сочинение по собственной воле. Журнал «Современник», редактором которого был Александр Сергеевич Пушкин. принял к публикации произведение молодого автора, и его труд не остался незамеченным критикой того времени. Наиболее известны слова Белинского в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «. в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Гениальное стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное в 1837 году, — это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях.
Историческое значение «Бородино» состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории.
У Лермонтова о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И — главное — его рассказ, простой и непосредственный, всегда на высоте происшедшего. В рассказе солдата подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на «случаи» и частности, а, наоборот, обрел удивительную цельность. В нем отдельное, частное объединено общей идеей.
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солдата, дает содержание и смысл происходящему.
Будучи рассказом рядового участника событий о великом историческом свершении, «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига. Оно показывает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса. Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского солдата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи.
В этом и состоит философское значение поэмы Лермонтова как поэмы о народном самосознании.
Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей натяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.
Солдат-рассказчик Лермонтова говорит и от своего имени, и от имени всей армии, от имени страны. Это закреплено еле уловимыми переходами от «я» к «мы», что относится к высшим художественным достижениям поэта и поэзии: простое «я» рассказчика перерастает в «мы», не теряя себя и не растворяясь в нем. Лермонтов это делает с максимальным психологическим тактом и абсолютным чувством происходящего:
Забил снаряд я в пушку туго,
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою.
И в эту же секунду произошло чудесное перевоплощение: «я» рассказчика слилось с массой атакующих:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.
В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Здесь в одном слове вся история наполеоновской армии, все психология наполеоновского солдата, привыкшего и приученного к легким победам и быстрым захватам чужого добра, — и в этом «ликовал» уже чувствуется, как поведет себя наполеоновский солдат в Москве.
Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сражаться насмерть, до последнего.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Поэт из чисто внешних деталей создал картину психологического перенапряжения солдата перед смертным, неотвратимым боем.
Это — уже чисто толстовская черта художественного изображения. И когда мы читаем о том, что Лев Толстой сказал: «Бородино» Лермонтова — зерно «Войны и мира», то это надо понимать и в идейном, и в художественном смысле.
Необходимо еще сказать о чуткости поэта к характеру войны. В «Бородине» поэт рисует пойму справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все пропорции изображения, краски, целое и детали. В поэме не раз повторено слово «русский»: «русские штыки», «русский бой удалый, наш рукопашный бой»; слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчислимых потерь и жертв — образ Москвы, олицетворяющей всю страну.
Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозможно.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Сложные слова в стихотворении «Бородино»
Ученики 5-х классов сегодняшней школы могут столкнуться со словами, смысл которых им непонятен. Таких слов немного, но следует объяснить школьникам их значение.
Так, редут – это укрепление для круговой обороны, преодолеть которое противнику не позволяют ров и земляной вал.
Слово «хват», сегодня почти забытое, означает «бесстрашный, храбрый человек».
В стихотворении встречается слово «булат». Это особый вид оружейной стали – чрезвычайно твердой и упругой.
Полезно знать, что подразумевается под словом «басурман». Басурманами и сегодня иногда называют инородцев. Это слово имеет французское происхождение. В стихотворении под басурманами понимаются все враги России.
Сюжет и композиция «Бородино»
Картины Бородинского сражения. Образ войны
Сюжетная композиция «Бородино» построена как диалог двух людей: старик отвечает на вопрос молодого человека, которому небезразличны события прошлого России.Это задушевный разговор старшего поколения с поколением нынешним, на котором теперь лежит обязанность защиты Родины. Основой сюжета стал рассказ пожилого солдата о легендарном Бородинском сражении. С первых строк стихотворение проникнуто идеей народного единения, эта идея олицетворена образом Москвы. Хотя столицей государства был Санкт-Петербург, первопрестольная Москва всегда оставалась символом России.
Начинает солдат свое повествование, вспоминая о прежних временах. Онс упреком сожалеет, что в младшем поколении не видит такой отваги и самоотверженности, как у его однополчан, отдавших жизни на Бородинском поле. В воспоминаниях ветерана воскресают события рокового для России времени: отступление русского войска и недовольство старых вояк отступлением, определение командованием места для решающей битвы, двухдневная перестрелка с французами, ночь накануне боя, клятва воинов, ход самого сражения, моральное состояние солдат после боя.
В сюжете «Бородино» есть ключевой эпизод описания ночи в лагерях противников перед битвой.Автору важны настроения солдат. Французы ликовали до рассвета, предаваясь веселью. Покорив Европу, захватчики в Россию пришли за добычей и славой. Они воодушевлены прежними победами наполеоновской армии, не верят в свое поражение. Русские солдаты ночью перед сражением были тихи и сосредоточенны, каждый думал о своей причастности к судьбе Родины, осознавая свое место в системе отношений между людьми. Над простым солдатом стоит полковник-хват, которому безоговорочно доверяют, как отцу; а полковник – слуга государю. Но высшей инстанцией для народного сознания является Господь Бог. «Божья воля» определяет исход событий: «Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы». Но это не безропотное подчинение начальству и судьбе, а сплоченность ради победы над неприятелем, вклад в общий великий подвиг, ставший залогом национальной свободы.
Картины Бородинского сражения представлены с позиции солдата-артиллериста. Мощь столкновения передана им в череде лаконичных и ярких оценок: «земля тряслась», «смешались в кучу кони, люди», «залпы тысячи орудий», «ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Подчеркивается продолжительность, стремительность и ожесточенность битвы.
Солдат стал выразителем общенародного отношения к войне, получившей название «отечественная», и ратному делу, как серьезному воинскому долгу. О гибели множества солдат на поле боя говорится с сожалением, но обобщенно: «гора кровавых тел», «немногие вернулись с поля», «плохая им досталась доля». Упоминается об обстоятельствах смерти только одного конкретного, но тоже безымянного человека – полковника: «Жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой». Перед сражением боевой офицер призвал дать клятву верности: «Умремте ж под Москвой». Командир погиб на передовой, став для бойцов образцом доблести, удали и самоотверженности.
Впервые в поэтическом тексте повествование о важном историческом событии велось от лица простого солдата, а не офицера, дворянина, аристократа. Ранее в подобных батальных произведениях главными героями были полководцы или правители, а не человек из народной среды
В стихотворении нет упоминания ни об одном реальном историческом лице: Наполеоне, Кутузове и др.Лермонтов одним из первых русских поэтов подчеркнул главенствующую роль и героизм русских солдат в борьбе с захватчиками, показал непарадную сторону войны. Это взгляд на войну изнутри, а не с точки зрения военной стратегии полководцев. Лермонтов описал даже бытовые мелочи солдатского походного быта: перед боем кто-то чистил кивер избитый, кто-то штык точил и пр. Собирательный образ обычного рядового солдата стал олицетворением главного защитника русской земли – народа.
Стихотворение «Бородино» относится к гражданской,патриотической лирике. Это многоплановое произведение, его жанр литературоведы определяют, как батальную поэму, народную оду, патриотическую балладу.Реалистическим, конкретным изображением событий стихотворение относится к литературному течению реализма, однако присутствуют и элементы романтизма в прославлении воинов, изображенных«могучим, лихим племенем», настоящими богатырями.
Краткий анализ «Бородина» Лермонтова
Лермонтов написал очень много разных произведений, которые со временем стали популярными не только среди школьников, но и среди обычных людей. Но среди них имеется одно, которое передает все эмоции, которые ощущали солдаты на войне. И этим произведением является «Бородино». А ведь все эти эмоции не передать словами, да и эмоции тоже понять бывает очень сложно.
В кратком содержании “Бородино” описаны все события, которые произошли много лет назад. В это время наши солдаты воевали против Франции. Франция первая напала на русских солдат, и им ничего не осталось, как отбиваться всеми удобными способами. Именно Бородинская битва описывается во многих произведениях. Конечно же, никому не хочется признавать свое поражение, а это значит, что французы подумали, что они победили.
Но на самом деле русские хотя и потеряли большое количество солдат, но свою победу никому не отдали и забрали себе. Многие солдаты не вернуться домой, хотя их ждали не только родственники, но и друзья. Но этими ребятами можно гордиться, ведь они все сделали для того чтобы все остальные люди жили в мире и согласии и чтобы больше войны не было никогда.
И хотя Лермонтов родился намного позже, чем была война, но все равно ему удалось передать всю боль и страдания солдат на войне. Как они умирали, а также хоронили своих друзей, и как смерть забирала прямо на их глазах самых родных людей. именно поэтому многие могут подумать, что он там присутствовал и все записывал в тетрадь для того чтобы потом написать произведение и поведать об этом всему миру.
Если другие произведения Лермонтова написаны легко и просто, то данное произведение намного отличается от них. Здесь все повествование идет от простого и обычного солдата, который находится в самом пекле событий. Который прошел все это и вернулся домой живым, а теперь обо всем может рассказать и передать всю боль того времени.
Его обо всем спрашивает маленький племянник, которому все это очень интересно. Он говорит, что в то время даже молодежь была совсем другой и совсем не схожа с той, которая существует сегодня. Они видели и ощущали все совсем по-другому, да и относились ко всему с другими эмоциями. И пусть даже события очень страшные, но и вместе с тем замечательные и незабываемые.
Это интересно: Центральным персонажем романа И.А. Гончарова «Обломов» является Илья Ильич Обломов – это барин «тридцати двух лет от роду». Раскрытию его жизненной философии, образа существования, его психологии и посвящено произведение.
Прототипы героев произведения
Творчеству одного из величайших русских поэтов — Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в школьной программе уделяется много внимания. Стихотворение «Бородино» изучают на уроках литературы в 5 классе. Стилевая направленность произведения способствует воспитанию патриотических чувств и уважения к защитникам Родины.
Считается, что прототипами главных героев «Бородино» стали:
- Столыпин Афанасий Алексеевич — двоюродный дедушка поэта, ветеран войны, оставивший после себя мемуары, посвященные отваге и мужеству русского воинства.
- Князь Багратион Петр Иванович — потомок грузинских царей, прошедший путь от рядового военнослужащего до генерала, получивший смертельное ранение на Бородинском поле.
- Дохтуров Дмитрий Сергеевич — генерал, командовавший центром армии, принявший ее левое крыло после ранения князя Багратиона и остановивший начавшееся спонтанное отступление.