Тема, идея и проблематика
Главная тема «Мертвых душ» — это испорченное российское общество (в данном случае мы говорим именно о дворянстве, так как простой народ и крепостные крестьяне в то время обществом как таковым не считались). Русские дворяне имели много пороков и нравственную запущенность, а их души настолько мелочны и ничтожны, что их впору считать мертвыми.
Проблематика
В своем произведении Н. В. Гоголь жалеет, что у руля развития России стоит передовой класс дворянства, полный по-настоящему мертвых душ. Эти люди эгоистичны и думают только о собственных желаниях, при этом они не готовы делать что-то для развития и процветания своей родины. Гоголь презирал дворянство за праздность его существования и считал, что пока передовой класс будет наполнен пустыми и бесполезными людьми – Россию не ждет счастливое будущее.
Проблемы, которые писатель поднимает в произведении «Мертвые души»:
- Отсутствие норм нравственности. Это проявляется в эгоистичности дворян, их страсти к накопительству и глухоте к проблемам другим. Высшее сословие на заботится о простых людях и делает их существование невыносимым, хотя этого вполне можно было бы избежать, если бы дворяне придержали свой эгоизм.
- Кризис гуманизма. Дворяне не воспринимают крепостных крестьян, как людей. Мало того, что они считают их своей собственностью, они еще и обращаются с ними, как с животными или, хуже того, вещами – распоряжаются их жизнью, проигрывают в азартные игры, продают или закладывают. Тирания, разросшаяся от одного класса по отношению к другому, приводит к разложению русского общества (и мы, читатели, можем точно сказать, что именно этим все и закончилось – крестьяне подняли революцию и Российской Империи не стало уже через 80 лет после издания «Мертвых душ»).
- Пороки государственного устройства. Зверское отношение к крестьянам, отсутствие у дворян интереса к чему-либо, кроме них самих, массовое невежество, духовная бедность – все это появилось в российском обществе XIX века не просто так. Это создало государства благодаря собственной системе управления, такое положение вещей государство вполне устраивало, а потому оно его поддерживало.
Кроме того, многие персонажи Гоголя страдают от проблемы невежества. Из-за того, что они понятия не имеют об истинном устройстве мира, они сами создают себе проблемы, а потом героически их преодолевают.
Пороки персонажей
Знаменитое произведение под названием «Мертвые души» написано известным русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем.
В этом произведении автор высмеял большое количество человеческих пороков.
Главным героем является помещик по фамилии Чичиков. Он хочет разбогатеть, поэтому ездит по всей России к разным помещикам и скупает «мертвые души» — это документы крестьян, которые умерли. Он знакомится ввиду своего путешествия со многими помещиками, у каждого из которых тоже имеется какой-то порок.
Первым помещиком, к которому приехал Чичиков, был Манилов. У него говорящая фамилия. Гоголь с долей иронии описывает его как человека вежливого, постоянно улыбающегося и пишет, что у него глаза напоминают сахар. На примере Манилова автор высмеял льстецов, лицемерие, слащавость. Что касается усадьбы данного героя, то в ней все слишком «розовое», но если присмотреться, то можно заметить какой-нибудь старый стул, портящий весь интерьер.
Вторым помещиком стала Коробочка. Это толстенькая помещица очень хозяйственная и не упускает своего. У нее на усадьбе царит порядок. Чичикову пришлось попотеть, чтобы уговорить ее продать мертвые души. Эта женщина оказалась дубинноголовой, скупой и бестолковой. Здесь Гоголь высмеивает скупость.
Потом Чичиков встретился с Ноздревым. Он был очень агрессивным и горячим человеком, постоянно спорил с Чичиковым, что в итоге тот был рад, что сбежал от него целым. Они чуть ли не подрались. Он обращается на «ты» к новому знакомому, что нельзя оставить без внимания. Он начинает много дел и ни одно из них не заканчивает. В этом герое высмеиваются такие пороки, как вранье, хамство.
Очередным помещиком, с которым пришлось вести Чичикову торги стал Собакевич. Это основательный помещик. Об этом говорят и его усадьба, и вес тела. Этот помещик очень толстый. В описании его жилья преобладают слова: «толстый», «полный», «добротный» и другие, связанные с объемностью и тяжестью. Этот помещик жесток и не жалует своих крепостных. Его главным порок является неутолимая жажда к наживе.
И заключительным сборищем пороков можно назвать Плюшкина. Дома у него царит хаос и беспорядок. Среди гор мусора и хлама невозможно отыскать хозяина усадьбы. Дом у него ветхий и нуждается в починке. Плюшкин давно перестал за собой следить. Он сохраняет все вещи и ничего не выбрасывает, с надеждой, что оно может пригодиться. Его пороки – это неопрятность и смерть души.
Манилов: характер героя
Автор, говоря о Манилове, восклицает, что лишь один Бог знает, какой характер был у этого человека. По натуре он добр, обходителен, вежлив, однако это все принимает в его образе уродливые, преувеличенные формы. сентиментален и прекраснодушен до приторности. Праздничными и идиллическими представляются ему отношения между людьми. Различные взаимоотношения, вообще, — это одна из деталей, создающих образ помещиков в поэме «Мертвые души». Манилов не знал совершенно жизни, действительность у него заменялась пустой фантазией. Этот герой любил помечтать и поразмышлять, иногда при этом даже о полезных для крестьян вещах. Однако его идеи были далеки от потребностей жизни. Он не знал о настоящих нуждах крепостных и даже не думал никогда о них. Манилов считает себя носителем культуры. Он считался в армии образованнейшим человеком. Николай Васильевич иронично высказывается о доме этого помещика, в котором всегда «чего-нибудь недоставало», а также о слащавых отношениях его с супругой.
Признаки поэмы
-
Эпичность.
Для каждого персонажа отводится отдельная глава. В ней читатель узнает, как жил герой, формирование характера. Все описания проходят на фоне исторических событий, передающих реальность времени. -
Обобщение.
Все персонажи отличаются друг от друга. Но они типичные представители помещичьей России, яркие представители людей того времени. Каждый образ обобщает огромное количество людей. Ноздревых, Собакевичей, Плюшкиных и Манилов находят в любой губернии, они живут в столице и ее округе. -
Лирические отступления.
Автор насыщает текст размышлениями, они так гармонично проникают в текст, что иногда становится непонятно, чьи мысли представлены автором.
юных лет
Персонажи и их символика
Каждый персонаж в «Мертвых душах» имеет свою символику, которая помогает раскрыть его характер и роль в сюжете. Главный герой Чичиков — символ нечестности и жадности, его основная цель — обмануть людей и заработать на этом деньги. Название его прозвища «Чичиков взял и умер» отсылает к его ненадежному и коварному характеру.
Серебряный круг на шляпе Плюшкина символизирует его богатство и власть, которые он использует для управления людьми. Однако, он страдает от одиночества и отсутствия настоящих друзей, что делает его персонажом глубоким и многогранным.
Репрезентативные элементы внешности Горобца — его короткие ножки, усы и зубы — подчеркивают его незаметность и несерьезность. Этот персонаж важен для создания комического настроения в романе.
Символика Ноздрева многогранна — его неизвестное прошлое, талант игры на губной гармошке и чаша, которую он несет с собой, могут означать различные вещи. Однако, его главная черта — двуличие, что показывает его ненадежность и лживость.
Таким образом, символика персонажей помогает читателю понять их роль в романе и глубокий смысл, который заключен в каждом из них.
Недостатки, раскрытые Гоголем в романе «Мертвые души»
Осуждение лицемерия и лжи
Одним из главных недостатков, раскрытых Гоголем в романе «Мертвые души», является лицемерие и ложь. Герои романа часто скрывают свои истинные мотивы и цели, действуют неискренне и нечестно.
Например, главный герой Чичиков использует ложь и махинации для достижения своих целей. Он покупает мертвые души, чтобы получать заемные деньги и повышать свой социальный статус, при этом скрывая свои истинные намерения.
Кроме того, многие другие персонажи романа также обладают лицемерием и склонностью к лжи. Например, губернатор, местный священник и многие богатые помещики не всегда говорят правду и действуют честно.
Таким образом, Гоголь осуждает лицемерие и ложь как пороки, заслуживающие негативного отношения со стороны общества.
Негативное отношение к бедному слою населения в «Мертвых душах»
Один из наиболее ярких пороков, раскрываемых Гоголем в романе «Мертвые души», — это негативное отношение общества к бедному слою населения. Автор показывает, что люди в основном относятся к крестьянам и другим простым людям как к нечему и не видят в них реальных людей с жизненными потребностями и проблемами.
Это выражается, в частности, в отношении к главному герою романа — Чичикову, который захотел использовать «мертвые души» для своих целей. Он не видит в этом никакого зла и полагает, что его дело не касается живых людей. Гоголь показывает, что такой подход к простым людям полностью недопустим и ведет к разрушению моральных ценностей общества.
Также автор раскрывает тему социальной несправедливости и неравенства, показывая, что бедняки никогда не получат ту же защиту и возможности, что и богатые люди. Это выражается в отсутствии равенства перед законом и в обилии взяток и коррупции, которые существуют в обществе.
В целом, Гоголь показывает, что негативное отношение к бедному слою населения является результатом морального и этического разложения общества.
Он обращает внимание на то, что нельзя пренебрегать маленькими людьми, потому что именно они составляют основу общества.
Чтобы предотвратить разрушение моральных ценностей, необходимо создать справедливые условия для всех и научиться уважать каждого члена общества, независимо от его положения в жизни.
Том первый: поэма, плутовской роман или лирическая повесть
Кажется, любое произведение, выходящее из-под пера Н.В. Гоголя, превращалось в целый мир. Сейчас бы мы это назвали «вселенной Гоголя». Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» стал одним огромным мифом о Малороссии, отсылки к которому позднее встречаются у всех украинских писателей.
В 1835 г. Гоголь задумал лирическую повесть о приключениях скупщика мертвых душ. Как и «Ревизор», Гоголь начал писать «Мертвые души» с подсказки А.С. Пушкина. Поэт посоветовал другу «поездить по России», чтобы «описать российскую действительность и вывести множество характеров».
Сама история о помещике, который закладывал в казну мертвые души как живые, не нова для современников Гоголя. Эта была достаточно распространенная мошенническая схема. Интересно, что в то время Чичикова воспринимали как отрицательного персонажа. Когда мы в школе в 90-е гг. обсуждали поэму, Чичиков воспринимался уже совсем по-другому. Такой предприимчивый мошенник, безобидный жулик. Сколько таких «чичиковых» в 90-е появилось…
Платон Александрович Белецкий «Гоголь в дороге», 1952 годМестонахождение: Музей Н.В.Гоголя, Великие Сорочинцы, Украина
История о мошеннике, которого принимают за благонамеренного и дельного человека, дает Гоголю идею «переквалифицировать» повесть в плутовской роман. О том, что «сюжета хватит на целый роман и, кажется, история будет смешной», Гоголь пишет Пушкину. По воспоминаниям современников, поэту хватило первых трех глав, чтобы от смеха перейти к печальному выражению лица и воскликнуть: «Боже! Как же грустна наша Россия!». После этого Гоголь снова переосмыслил сюжет и в следующих главах перемежал грустные моменты с комичными.
В 1836 г. Гоголь написал Жуковскому, что «сместил центр произведения». Россия больше не являлась фоном, «вся Русь» стоит в центре сюжета, а главный герой – «личность» страны. Автор поменял и жанр произведения – «Мертвые души» стали поэмой.
Ильяс Сайярович Айдаров «Николай Васильевич Гоголь», 2013 год
В 1837 г. Гоголь уехал в Италию. Он тяжело переживал гибель Пушкина. Хотя работа над поэмой шла тяжело, Гоголь обещал себе закончить произведение. Завершение и издание «Мертвых душ» автор считал духовным заветом, исполнением воли погибшего друга.
В 1839 г. Гоголь вернулся в Россию и прочитал рукопись своим друзьям. Те посоветовали внести несколько правок, касающихся сатирической части поэмы и особенно «Повести о капитане Копейкине» в X главе. В ней писатель раскрывает бездушность бюрократического аппарата государства, алчность чиновников, злоупотребление властью, царский произвол. Гоголь не хотел полностью убирать эту часть, но, чтобы пройти цензуру, «приглушил» обличительные моменты.
В 1841 г. поэма была готова к печати, но еще год писатель боролся с цензурными препонами. Гоголя, как и после выхода «Ревизора», обвиняли в ненависти к России. В 1842 г. книгу наконец-то напечатали
Но чтобы перенаправить внимание читателя на приключения Чичикова, а не на проблемы России, по требованию цензоров Гоголь должен был сменить название
В печать поэма вышла под названием «Похождение Чичикова, или Мертвые души». Мне нравится, как Николай Васильевич вышел из сложной ситуации. Он сам взялся за оформление обложки и крупными буквами написал «Мертвые души», а сверху мелко – «Похождения Чичикова».
Пётр Михайлович Боклевский «Павел Иванович Чичиков»Иллюстрация к поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»
Сочинение Пороки в Мертвых душах Гоголя
В произведении Гоголя «Ревизор» собраны самые разнообразные пороки, которым подвержено общество. В первую очередь оно явно прослеживается в характерах главных героев произведений. Каждый из пяти помещиков, который встречается на пути Чичикову, обладает какой-то явной негативной чертой, которая разрушает их.
Манилов – первый помещик, с которым знакомится Чичиков – чрезвычайно ленивый, но мечтательный персонаж. Он хотел бы что-то изменить в своей жизни, но не может этого сделать, поскольку лень сильнее его желания изменить жизнь к лучшему.
Следующей героиней произведения Гоголя является Коробочка. Женщина интересуется исключительно бытовыми вопросами. Она совершенно не желает развиваться духовно, самой главной и первоочередной задачей для нее является накопление необходимых средств для удовлетворения своих потребностей. Парадоксально, но она постоянно жалуется на нехватку денежных средств.
Далее автор очень подробно описывает жизнь Ноздрева. Этот человек постоянно вступал в конфликты, ссоры, скандалы. Он часто обманывал людей, которые ему доверяли. Также он мог без зазрения совести потратить крупную сумму денег, а потом не сожалеть об этом.
После посещения Ноздрева Чичиков отправляется к следующему помещику – Собакевичу. Не смотря на то, что Ноздрев понял истинный мотив Чичикова, он все равно пошел на обман и продал умерших крестьян. Ноздрев символизирует излишнюю грубость, хамство. Ноздрев довольно часто язвит людям, ворчит и ведет себя крайне непристойно.
С особенным трепетом Гоголь изобразил Плюшкина. Это имя стало нарицательным на сегодняшний день. Даже дети знают, что означает эта фамилия, и какой порок она отождествляет. Плюшкин тащил к себе в дом абсолютно все, даже то, что ему вряд ли когда-нибудь потребуется. Над своими крестьянами Плюшкин издевается по полной программе, не предоставляя им условий для нормального существования. Жадность этого человека не знает никаких границ, он готов абсолютно на все, лишь получить то, что впоследствии сможет продать за более высокую цену купцам.
Конечно, нельзя обойти стороной и самого Чичикова, ведь он поступал, как самый настоящий мошенник. Его идея заключалась в продаже крестьянских мертвых душ. Естественно, вся эта авантюра – это мошенничество. Стоит отметить, что Чичиков довольно неглупый персонаж, он грамотно ведет беседу с каждым из вышеперечисленных героев, он может подстроиться под каждого из них и добиться желаемого результата.
В произведении Гоголя «Ревизор» очень точно и ярко описаны самые разнообразные человеческие пороки. Это и лживость, и жадность, и скупость, и обыкновенная человеческая грубость.
Человек и общество в произведении На дне Горького сочинение
Человек и общество неразрывно связаны друг с другом. Каждый из нас взаимодействует с социумом. К сожалению, гармонии между двумя понятиями зачастую сложно представить, ибо один начинает понимать, что общество ограничивает его свободу слова, выбора и действия. И происходят конфликты, которые в основном ярко отображаются в творчествах писателей.
Один из таких людей, что затронул проблему взаимодействия человека и общества, является Максим Горький, написавший свою грациозную пьесу «На дне», заставляющая задуматься над своим существованием.
Автор показал читателям людей, находящихся на социальном «дне», герои оторваны от современного мира, они не взаимодействуют с социумом. В результате и выдвигают свои истины и пытаются найти своё предназначение в жизни.
В произведении перед нами предстает герой Сатин со своей истиной: « Человек! Это – великолепно! Это звучит гордо!» Он считает, что не следует проявлять жалость к людям, ибо они начинают привыкать к состраданию, желая постоянно его ощутить от других. А этого быть не должно, иначе человек не будет стремиться к чему-либо, так как у него будут на пути возникать трудности, с которыми ему тяжко станет справляться, и он будет требовать утешения от окружающих. Человек, как утверждает Сатин, должен быть стойким и сам справляться со своими невзгодами.
Антиподом же в пьесе герою становится добрый и сострадательный человек по имени Лука, который помогает только тогда и тем людям, когда и которые его просят об этом. Он вселяет в их сердца надежду на светлое будущее, говоря сладкую ложь. Получается, он врёт отчаявшимся людям для их же спасения, дабы они не сходили с намеченной дороги, а, утешившись, смело шли дальше. Но проблема состоит в том, что добро, которое он оказывает нуждающимся, строится на обмане и лжи, а это страшное разочарование, ибо не всегда такое деяние является правильным. Безусловно, «не всегда правдой душу лечат», но и постоянная ложь ни к чему хорошему не сможет привести. Из-за построения иллюзий, человек воображает себе свой идеальный мир, меняя взгляды и суждения о справедливости жизни. И это ослабляет волю его характера. Он прекращает быть сильным, становясь слабым человеком. Тогда-то он и начинает требовать жалости, чтобы найти утешения. Но это не правильно!
Самое серьезное, что происходит в пьесе: нахождение в ночлежке людей, потерявших надежду на построение светлого будущего. Они регрессируют, не совершенствуясь. Герои стоят на месте, находятся на «дне», от которого проложить дорогу к чему-то великому довольно-таки трудно.
Человек не может существовать без общества, он без него погибает. И люди, что представлены в пьесе, это повод поразмыслить над проблемой взаимодействия человека и общества. Нужно ли только сидеть, зарывшись в подвале, да рассуждать об истине, которая не может принести пользу окружающим? Либо стоит взять себя в руки и пойти открыться этому миру, не боясь мнения общества и его отличных взглядов? Я считаю, нужно уметь делать первые шаги. Может быть они и станут решающими в жизни человека.
Сходство с другими формами
особый видлитературного текста
-
Строгая композиция.
Главный герой едет по стране, он придумал способ наживы и пытается его реализовать. Чичиков скупает мертвые души крестьян, мужиков, которые уже ушли в мир иной, но еще числились по бумагам в числе живых. Павел Иванович встречается с помещиками, продавцами душ, разными по взглядам и характерам, но одинаковыми по своей нравственности, вернее ее отсутствия. -
Полная линия жизни героев.
Автор хотел дать читателю возможность увидеть жизнь персонажа от рождения до смерти. Задуманы были 3 тома поэмы, но сил хватило на один.
Поэма «Мертвые души» уникально по жанру. Ее нестандартная форма, сюжет и речь не встречаются больше в русской литературе. Недосказанность позволила оставить за читателем возможность самому поразмышлять над проблемами, поднятыми в книге.
Если обратиться к литературным словарям, то «поэму» можно определить, как стихотворное лиро-эпическое произведение, отражающее определенные жизненные или исторические события, которые представляются читателю через восприятие рассказчика.
« » являются величайшим памятником мировой литературы, которые создавались Николаем Гоголем не один год. В своем произведении автор сумел показать нам жизнь российского государства в середине 19 века с его бездушной бюрократической машиной, крепостным правом и душевным разложением человеческой личности.
Мастерски воспользовался «подарком» Пушкина. Во время работы над «Мертвыми душами» Николай Васильевич решил развить идею и создать целых три тома поэмы. В них он собирался показать нам все грани жизни русского государства. Основной идеей второго и третьего тома, по замыслу автора, должно было стать душевное возрождение главного героя. Все же, первоначально «Мертвые души» задумывались Гоголем как роман, но позже, в одном из писем Жуковскому, он называет свое произведение поэмой. По моему мнению, именно широта описываемых событий, изобилие лирических отступлений натолкнули Николая Васильевича на мысль о названии «Мертвых душ» поэмой.
По замыслу Гоголя, поэма «Мертвые души» должна была стать в один ряд с «Одиссеей» Гомера и «Божественной комедией» Данте. «Мертвые души» должны были открыть перед нами «ад», «чистилище» и «рай» тогдашней России
Гоголь пытался не только обратить наше внимание на проблемы российского государства, а и предложить путь их решения.
Композиция поэмы довольно проста. Все структурные элементы произведения связаны между собой личностью главного героя – Павла Ивановича Чичикова и его желанию обогатиться. Даже вставная конструкция произведения – «Повесть о капитане Копейкине» — не выбивается из общего содержания.
Кроме этого, «Мертвые души» обладают еще одним характерным элементом, который присущ именно поэме. Это лирические отступления, в которых Гоголь дает свою оценку происходящим событиям. Именно лирические отступления дают нам возможность ощутить автора, узнать его мысли, почувствовать эмоции. В своих лирических отступлениях Гоголь поднимает две темы – тему России и тему дорог. Автор свято верит, что придут времена и Россия возродится, что люди перестанут быть жестокими и эгоистичными, а их душа наполниться любовью и счастьем.
Пороки в поэме Мертвые души Гоголя сочинение
Николай Васильевич Гоголь создал поэму “Мёртвые души” с целью осмеять человеческие пороки. У каждого слоя населения разные пороки, но все они сохранились и до нашего времени. Современное общество до сих пор борется с этими проблемами. Н.В. Гоголь хоть и осмеивал эти пороки, но всё же понимал насколько они отвратительны.
Чинопоклонство
Главным пороком героев “Мёртвых душ” является чинопоклонство. Чичиков множество раз льстил вышестоящим людям ради получения выгоды. Он делал всё, чтобы учитель относился к нему благосклонно. Он чуть не женился на уродливой дочери человека с хорошим чином ради получения места. Чичиков угождал помещикам, у которых хотел задёшево купить мёртвые души. Герой понимал, что его просьба выглядит странно, поэтому всячески пытался убедить помещиков сделать так, как он просит.
Желание наживы
Ещё одним пороком является желание наживы. Отец Чичикова дал сыну наставление делать всё, чтобы заработать хорошее положение. И герой начал проворачивать различные аферы. Он понимал, что его товарищи по училищу голодны на занятиях, поэтому он продавал им еду, которой они же и угощали раньше его. Чичиков выдрессировал мышь, а потом продал её. Во время службы на таможне Чичиков проявил себя лучше всех, поэтому контрабандисты предложили ему сделку. Чичиков и его напарник стали получать хорошие деньги от контрабандистов за провоз товара. Но его аферу раскрыли. Позже Чичиков работал в конторе, где тоже начал получать хороший доход со взяток, но и тут его раскрыли. Но герой не отчаялся и отправился совершать сделки по покупке мёртвых душ.
Сплетни
Достопочтенные дамы города, куда приехал Чичиков для покупки мёртвых душ, тоже страдали от порока
Они постоянно распускали слухи, не важно правда это или нет. Услышав что-то от своих мужей, они тут же едут друг к другу, чтобы пересказать новость, существенно её исказив
Но вскоре выяснилось, что этот порок является не только отличительной чертой женщин. Чиновники тоже любили распускать слухи. Собираясь на балах, они разбивались на группы и обсуждали других.
Ложь
Ну и последним пороком является любовь ко лжи. От этого порока страдали абсолютно все герои. Чичиков постоянно лгал помещикам о цели покупки мёртвых душ, они понимали, что не всё так чисто, но делали вид, что верят. Тем самым они тоже лгали. Чиновники делали вид, что рады видеть друг друга, но при этом они ненавидели друг друга. Это тоже можно считать ложью.
Все герои поэмы Николая Васильевича Гоголя страдали как минимум от одного порока. Самое страшное, что герои даже не осознавали своей проблемы. Современное общество тоже страдает от подобных пороков, только они приобрели другой вид. Но и сейчас никто не хочет бороться с этими проблемами.
Вариант 2
Произведение Мертвые души практически полностью состоит из описания пороков. Конечно, если говорить таким образом, то объективно вычеркиваются другие аспекты этой книги.
Нужно сделать такую ремарку, чтобы понимание этой поэмы не выглядело однобоким. Просто, когда мы рассматриваем Мертвые души с точки зрения пороков, то действительно находим их практически везде. Буквально в каждом герое и ситуации, и даже название прямо говорит о пороках.
Логика этого названия и механика описываемого процесса вполне проста. Ведь душа становится мертвой без Бога, а безбожником становится тот человек, который поддаётся порокам. Собственно, согласно православной традиции, именно в этом и заключается работа дьявола, а также его прислужников – бесов, которые стращают всячески человека и уводят его от божьего образа, переводят в Царство пороков.
Именно этим и царством и представляется во многом Россия, которую рисует перед нами Гоголь. Тут есть и вполне понятные пороки коррупции чиновников и не всегда полностью понятные картины, наподобие помещицы Коробочки, которые явно отсылают читателя к инфернальным сферам и образам Бабы-яги и подобным.
Самой распространённой является трактовка поэмы с точки зрения пороков, как сравнение каждого помещика с тем или иным смертным грехом и в этом действительно есть смысл. Мы начинаем от Манилова, который представляет собой инфантильность, также видим по этой дороге Ноздрёва, олицетворяющего собой обман и тщеславие, переходим к надменному Собакевичу, видим глупую Коробочку и жадного Плюшкина. Если разбирать их образы более подробно, то каждый из них связан с определенным смертным грехом, а также с тем спектром дополнительных пороков, которые грех даёт в человеческой личности.
Гоголя великолепно знал православную этику и православную теорию и там подробно описывается разнообразия греховных страстей и пороков. Чичиков тоже представляет собой целый спектр разнообразных греховных помыслов. Да и вся жизнь его в каком-то смысле является умерщвлением души, только в довольно изощрённый форме. Именно поэтому его и сравнивают с какими-то великими силами зла, какими они представлялись для того времени: Наполеон, дьявол и подобное. В тоже самое время и сам народ подвержен порокам, никакой святости в этом русском народе автор не видит, но наоборот только глупость, заблуждения и подобное. Это Царство мертвых душ, то есть такое царство, которое уже полностью продало себя греховным страстям, страна, которая фактически уже пребывает в аду.