Становление поэтической личности
За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить древнюю мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял особого усердия в учёбе, учился не очень прилежно. Точные науки ему давались тяжело, а вот на уроках словесности А. С. Пушкин блистал. Он был участником поэтического кружка, автором различных эпиграмм и памфлетов, которые помещались в лицейском журнале.
После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвящённые народу и Родине.
В 1815 году Александр Сергеевич сдаёт переводной экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» в присутствии знаменитого русского поэта Г. Р. Державина. Тот высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его большого творческого пути. Уже через год после экзамена, ещё находясь в Лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые литераторы, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество юного А. С. Пушкина.
Тема жизненного пути в стихотворении «Зимняя дорога»
Существует две версии истории написания стихотворения «Зимняя дорога», напечатанного в журнале «Московский вестник» в 1828 г. По одной, оно было написано зимой 1826 г., через год после восстания на Сенатской площади. Пушкин дружил со многими декабристами. Пятеро декабристов были приговорены к казни через повешение, более двухсот к ссылке в Сибирь. Судьба друзей тревожила Пушкина, у него самого не так давно закончилась многолетняя ссылка.
По второй версии, поводом для написания стихотворения послужила любовная драма. Осенью 1826 г. Пушкин познакомился со своей дальней родственницей Софьей Пушкиной и был ею увлечен. Поэт посватался к Софье и получил решительный отказ. Девушке Пушкин был небезразличен, но беспечность, расточительный образ жизни и безденежье поэта тревожили ее семью. Так или иначе, в жизни Пушкина тогда было сложное время.
Ноты тоски в стихотворении связаны с личными переживаниями поэта.Само название «Зимняя дорога» является метафорой, отображающей жизненный путь героя. Безрадостна средь печальных полей дорога, освещенная печальной луной, путника ничто не радует, звон колокольчика кажется унылым, в песне ямщика слышится созвучная его мрачному настроению сердечная тоска. Несмотря на грустные мотивы стихотворения, в нем нет чувства обреченности. Минуя «версты полосаты», т.е. поставленные каждую версту придорожные столбы, раскрашенные косыми полосами, герой понимает, что судьба переменчива. Прообразом таинственной Нины, к которой обращается лирический герой, возможно, была его избранница Софья. Влюбленный поэт не теряет надежды, что жизнь наладится. Он мечтает возвратиться к милой, посидеть с ней у камина.
Стихотворение относится к жанру элегии. В тексте кольцевая композиция: в первых двух четверостишиях описывается унылый зимний пейзаж, в последних строках седьмого четверостишия завершается целостность грустной картины. Но, несмотря на замкнутый круг в настоящем, теплится надежда на счастье в будущем.
Примечания
- .
- Интервью Сергея Москалёва с Владимиром Леховичем. (недоступная ссылка). Голос Америки (3 ноября 2011). Дата обращения: 22 марта 2012.
- Фёдор Григорьевич Гольтгоер (14.03.1771—17.10.1848), отец привлекавшегося по делу декабристов прапорщика лейб-гвардии Финляндского полка Александра Фёдоровича Гольтгоера, часто именуется Фёдором Фёдоровичем (Федорченко В. И. Императорский дом. Выдающиеся сановники. Энциклопедия биографий. — Красноярск, 2003. — Т. 1 — С. 333.)
- «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». 1911. Холст, масло. 123,7 × 195,5 см. Царскосельский лицей (Всероссийский музей А. С. Пушкина), Санкт-Петербург.
- (недоступная ссылка). Банк России. Дата обращения: 10 мая 2012.
- Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Петербурга. — СПб.: Лики России, 2003. — С. 170.
- С. Шумихин. .
Литература
- Грот К. Я. Пушкинский лицей (1811—1817) : бумаги I-го курса, собранные академиком Я. К. Гротом. — СПБ, 1911.
- Гастфрейнд Н.Товарищи Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов 1-го курса 1811—1817 гг. Тт. I—III. — СПб., 1912—1913.
- Рудаков В. Е.,. Лицеи в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Руденские М. П.и С. Д. Они учились с Пушкиным. — Л., Лениздат, 1976.
- Руденские М. П.и С. Д. Наставникам… за благо воздадим. — Л., Лениздат, 1986.
- Руденская М. П., Руденская С. Д. В садах Лицея. — 1989. — 190 с. — ISBN 5-289-00820-9 — Тираж: 25000 экз.
- Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. — 1999 г. — 512 с. — ISBN 5-289-01891-3 — Тираж: 7000 экз.
- И в просвещении стать с веком наравне… Сборник научных трудов Всероссийского музея А. С. Пушкина. — СПб., 1992.
- Эйдельман Н. Я. Твой 18-й век; Прекрасен наш союз… : О пушкин. выпуске Царскосел. лицея. — М. : Мысль, 1991. — 397 с. — ISBN 5-244-00660-6
- Равкин З. И. Педагогика Царскосельского Лицея пушкинской поры: 1811—1817 : историко-педагогический очерк. — Москва : МПСИ : Флинта, 1999. — 152 с.
- Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. — Паритет, 2002. — 256 с. — ISBN 5-93437-123-1 — Тираж: 5000 экз.
- Некрасов С. М. Лицейская лира. Лицей в творчестве его воспитанников. — М.: Вита Нова, 2007. — 480 с. — ISBN 978-5-93898-151-5 — Тираж: 1200 экз.
- Некрасов С. М. «Куда бы нас ни бросила судьбина…». Выпускники Императорского Александровского Лицея в эмиграции. — М.: Русское Зарубежье, Русский путь, 2007. — 200 с. — ISBN 978-5-98854-004-5, 978-5-85887-266-5 — Тираж: 2000 экз.
История Царскосельского лицея
Изначально предполагалось, что во флигеле Екатерининского дворца будут жить внучки Екатерины Великой. Но, коль скоро впоследствии здесь было решено по указанию императора Александра I разместить лицей, архитектор Василий Стасов получил задание подготовить все для будущих звезд государственной службы.
«Идут годы… Кваренги возводит строгие свои колоннады, упоительно-спокойные, величаво-простые дворцы, строит Александровский Дворец, Лицейский флигель. 1811 год, 19 октября: в лицейской зале, между колоннами — стол, покрытый красным сукном, с золотой бахромой… В группе лицеистов смуглый, курчавый, быстроглазый «арапчонок» («Город муз» Эрих Голлербах).
Та самая лицейская зала…
Несмотря на то, что пушкинских мест в Северной столице не счесть, Лицей – место особое: первое в истории России высшее учебное заведение для подготовки госслужащих, образчик для изучения методик прошлых веков, давших миру столько великих имен.
О необходимости создания особой системы воспитания элит говорят и сегодня в верхах, с научных кафедр. Приводят в пример Великобританию, выпустившую из своих школ, ориентированных на служение интересам королевства, десятки премьер-министров, политических и культурных деятелей.
Так, в Вестминстере отучились семь премьер-министров Соединенного Королевства. Eton College окончили писатели Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл, а также 19 премьеров Великобритании.
Harrow выпустил не только одного из самых великих британцев, сэра Уинстона Черчилля, но и Джавахарлала Неру, который под наставничеством Махатмы Ганди стал председателем Индийского национального конгресса, а после обретения страной независимости — ее первым премьер-министром.
Выпускниками Хэрроу являются Джордж Байрон и популярный актер Бенедикт Камбербэтч. К слову, школа Хэрроу была основана в 1571-м, в эпоху королевы Англии Елизаветы I.
Авторы проекта создания Лицея и участники «Негласного комитета», среди которых были графья Кочубей и Строганов, князь Чарторыйский, государственные деятели Николай Новосильцев и Михаил Сперанский не хуже британцев желали от лицеистов служения Родине.
Сперанский, к слову, еще и автор проекта отмены крепостничества в стране, новатор, многим идеям которого не было суждено осуществиться в ограничениях неограниченной монархии.
В лицеистах он и видел надежду, тех людей, которые смогут пронести его идеи сквозь годы, сквозь смены поколений и наконец-таки воплотить. Ну, в общем-то, где-то так оно и вышло.
Царскосельский лицей чуть более чем за век своего существования (1811 – 1917) может предложить весьма яркий список имен: за эти годы было 67 выпусков и 1822 выпускников. Среди одних только самых первых были:
— Александр Горчаков — видный российский дипломат, министр иностранных дел, канцлер империи; — Вильгельм Кюхельбекер — русский поэт, писатель и общественный деятель, декабрист. Друг Пушкина; — Антон Дельвиг — русский поэт, издатель; и тоже друг Пушкина; — Федор Матюшкин — адмирал, полярный исследователь, сенатор, однокашник и опять же друг Пушкина.
После переезда из Царского Села в Петербург (1843), Лицей стал именоваться Александровским Императорским. Славную череду выпускников пополнили: — писатель Михаил Салтыков-Щедрин (вряд ли нуждается в представлении); — дипломат Алексей Лобанов-Ростовский; — живописец Вячеслав Шварц; — министр земледелия и госимуществ, экономист, член Государственного совета Алексей Ермолов; — попечитель Александровского лицея граф Владимир Коковцов, председатель Совета министров Российской Империи в 1911—1914 годах; — князь Николай Голицын, последний председатель Совета министров Российской Империи; — и многие-многие другие.
Получается, что свою функцию Лицей полностью выполнил. Недаром ведь просуществовал до самой Октябрьской революции. А потом уже на смену ему пришли формы подготовки элиты — от рабфаков до Высшей партийной школы.
Значение лицея для поэта
Значение лицея в жизни Пушкина кратко описать нельзя, слишком значимым в жизни молодого поэта стал этот период. Обучение автор окончил в 1817 году и вышел оттуда совсем другим человеком, полностью сформировавшейся личностью. Кроме огромных знаний по русской литературе, математике, риторике, истории, мифологии, он обрёл и осознал свою внутреннюю силу, своё значение для Российской державы.
Время учёбы было периодом обретения новых и настоящих друзей, в стихотворении он обращается к ним со словами:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Учёба Пушкина в лицее стала самым счастливым и беззаботным временем. Он для Александра Сергеевича стал вторым домом и особенным светом, по его словам, это отчизна для его души. Там произошло становление молодого человека как поэта, он стал именно там настолько знаменит, что императорская семья заказывала ему оды и пьесы, а лучшие писатели того времени восхищались талантом и не жалели комплиментов.
До конца своей жизни поэт каждую годовщину Царскосельского Лицея писал стихотворение, текст которого был в первую очередь посвящён дружбе и периоде учёбы.
Начало пути
Великий русский поэт и прозаик заложил истоки отечественного реализма, получил народное звание авторитетного литературного деятеля. На учебу в лицей принимали воспитанников из знатных семей, но желающих было большое количество.
Биография и перспективы
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в семье бедного помещика Москвы. Отец, Сергей, был майором Военного комиссариата, ушел на пенсию статским советником. Прадед Александра по материнской линии являлся крестным Петра I — Ганнибал Абрам.
Родители уделяли недостаточно внимания сыну, часто наказывали за проказы. Отец семейства ежедневно читал детям книги Вольтера, но серьезную роль в становлении личности будущего мужчины играла его няня.
Основные заботы о чаде перекладывались на няню Арину Родионовну и гувернанток. Маленький Саша закрывался в кабинете отца и с восхищением зачитывался книгами на французском языке. Двенадцатилетнего мальчишку родители устроили в престижный лицей.
Государству нужны были новоиспеченные деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. С раннего детства будущего гения окружали образованные и знатные лица: Д. И. Фонвизин, Карамзин, Батюшков, но мальчик рос неразговорчивым и ленивым. Учеба давалась тяжело из-за плохого поведения. Постепенно ребенок увлекался чтением книг и тайком пробирался ночами в отцовскую библиотеку.
Пушкин спокойно переживал время разлуки с родственниками. Мальчик не был привязан к дому, потому что, по его мнению, отношение было серьезным к нему. Вторым домом стало учебное заведение со строгой дисциплиной.
Минимальные тексты будущий гений составлял с семилетнего возраста. Это первый русский писатель, зарабатывающий деньги с помощью своего таланта и творчества. Разносторонность юноши не имела границ. Его перу поддавались стихотворения, произведения, исторические очерки, сказания.
Распорядок дня в лицее:
- Занятие наукой (примерно семь часов в день).
- Сон.
- Прогулки на свежем воздухе.
- Игры.
- Гимнастика.
Вместо оценок на каждого ученика составлялся индивидуальный отзыв преподавателя. Юный лицеист часто скучал по свободе и отсутствию распорядка дня в закрытом учебном заведении, но все равно эти годы считались самыми лучшими в его жизни. Пушкин посвящал строки лицейским годам. В сочинении 6 класса любимое послание поэта Пушкина указывается с датой окончания лицея — 19 октября. Этому посвящен одноименный стих.
Закрытое заведение возводили по проекту министра Сперанского. Будущих выпускников он считал надеждой государства, поддержкой и опорой в дальнейшей жизни. Директором назначили В. Ф. Малиновского, стремящегося изменить жизнь страны «с помощью высоких умов» — профессорского состава штата лицея. Через несколько лет своим наставникам Александр посвящает признательные строки.
Ученики-лицеисты жили в отдельных похожих комнатах с тонкими перегородками, что позволяло общаться через стенку. Часто кельи становились местом дискуссий, сердечных разговоров, юношеских мечтаний.
Развитие литературного дара
По приезде в лицей Державина Пушкин создает стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Александр впервые встречается с Жуковским, и с этого момента завязывается их дружба. Собеседники читают друг другу стихи, рассуждают о литературе, ведь во время учебы будущий поэт являлся членом литературного общества в борьбе за просвещение.
Большое влияние на ум юноши оказала встреча с Чаадаевым, Карамзиным, Крыловым. Участие в литературных кружках сформировало собственное мнение и взгляды на жизнь. Пушкин научился находить, ценить, изображать природную красоту, женское обаяние, нежность чувств и гениальность.
Первое стихотворение «К другу стихотворцу» было написано после окончания учебы, но талант гения полностью раскрылся в подростковые годы, когда юное дарование поражало своими произведениями ровесников и преподавателей.
Для прилежной Царскосельской учебы юному Саше не хватало усидчивости, терпения и внимания. Отличное знание французского языка побудило его сочинять стихи, но на русском он составлял эпиграммы и небольшие заметки.
По окончании учебы Пушкин в Михайловском обрел огромный багаж знаний, сведений, навыков по русской литературе, латинскому языку, истории, мифологии, французской риторике, отечественной поэзии, математическим и иностранным дисциплинам.
Сочинение на тему «Пушкин-лицеист» затрагивает основные моменты жизни поэта. В кратком содержании указывается, что лицейские годы стали самыми беззаботными и основополагающими для мальчика. Здесь он познакомился со значимыми в его судьбе людьми и друзьями, с которыми шел рядом десятки лет. Лицеистская жизнь воспевалась в произведениях.
Цели учебного заведения. Программа
Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 12 (24) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении М. М. Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены.[источник не указан 4069 дней] Программа была разработана Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед». Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству.
Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, с 1836 года — 4 класса по полтора года). За это время изучали следующие дисциплины:
- нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
- словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
- исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
- физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
- изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В —1829 годах при лицее действовал Благородный пансион.
Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе.
Начало творчества
Глава семьи каждый день читал своим детям книги Вольтера. Но, конечно же, самую большую роль в становлении Александра как личности и поэта сыграла его любимая няня Арина Родионовна, которая все детство рассказывала мальчику народные сказки и придания.
Свои первые мини-произведения будущий маленький поэт сумел написать в 7 лет. Он первый из русских писателей, который начал зарабатывать деньги при помощи своего творчества. Был разносторонним в творческом плане, писал не только стихи и произведения, содержание которых было лирическим, но и исторические очерки, сказки.
Поддерживал всячески деятельность революционеров, за что отправлялся неоднократно в ссылки. Начинал с написания маленьких комедий на французском языке, затем приступил к написанию басней. Все книги, которые он прочитал, каждый раз вдохновляли на что-то новое, благодаря им начало развиваться творчество.
Дельвиг
Антон Антонович Дельвиг был ленив, учился неохотно, за что был порицаем учителями и попадал в пушкинские эпиграммы. Но в нем рано проснулся интерес к литературному творчеству. По окончании лицея он был направлен в Министерство внутренних дел, где и прослужил до конца своих дней. Но это совсем не мешало ему заниматься литературной и издательской деятельностью.
Дельвигу Пушкин посвятил не одно стихотворное послание.
Лицейскую дружбу Пушкин и Дельвиг пронесли до конца их недолгой жизни. Он был одним из трех друзей Пушкина, посетивших его в ссылке. Есть сведения, что Пушкин и Дельвиг встречались на Кавказе. Дельвиг умер рано, в 32 года.
«Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть», — написал Пушкин Плетневу, узнав о смерти друга.
Литература о Царскосельском лицее
— «Пушкин в воспоминаниях современников», том 1 и 2, Изд «Художественная литература», 1974 год— П. Аненков «А. С. Пушкин: Материалы для его биографии и оценки произведений». Изд «Общественная польза», 1873 год— Д. Благой «Творческий путь Пушкина (1813-1826)». Изд. АН СССР, 1950 год— В. Вересаев «Спутники Пушкина», Изд. «Советский писатель», 1937 год— А. Гессен «Всё волновало нежный ум»: Пушкин среди книг и друзей», Изд. «Наука», 1965 год— Л. Гроссман «Пушкин», Изд. «Молодая гвардия», 1965 год— Б. Мейлах «Жизнь Александра Пушкина», Изд. «Художественная литература», 1974 год— Л. Черейский «Пушкин и его окружение». Изд. «Наука», 1975 год— К. Грот «Пушкинский лицей», Типография Министерства путей сообщения, 1911 год— Я. Грот «Пушкин и его лицейские товарищи и наставники», Типография Императорской АН, 1887 год— Д. Кобеко «Императорский Царскосельский лицей; Наставники и питомцы, 1811-1843», Типография Киршбаума, 1911 год— Н. Эйдельман «Прекрасен наш союз…», Изд. «Молодая гвардия», 1979 год— М. Руденская «Они учились с Пушкиным», «Лениздат», 1976 год
Ещё статьи
Болонская система образования
Герой нашего времени
Евгений Онегин
Сообщение Пушкин лицеист
Пушкин А.С. родился в небогатой, но очень хорошо образованной семье. Его отец был весьма просвещённым человеком. Большую часть своего времени он проводил за чтением и очень не любил, когда его отвлекали от любимого занятия. Мать Пушкина была женщиной суровой. И, чтобы не выслушивать замечаний и нравоучений строгой матери, будущий поэт убегал от неё.
В окружении Пушкина только 3 человека говорили на русском языке. Это были его учитель, который преподавал ему закон Божий, его бабушка и няня. Благодаря им Александр Сергеевич выучил родную речь и познакомился с народным творчеством. Это пригодилось ему в будущем.
Уже в 9 лет будущий поэт начинает бегло читать на французском языке. Увлёкшись чтением, он прочитал всю домашнюю библиотеку. В 12 лет мальчика отправляют учиться в Лицей. Обучение в этом учебном заведении предполагало подготовить из отпрысков лучших представителей общества государственных мужей.
Годы учёбы оставили неизгладимый след в жизни поэта. Это в Лицее Пушкин формируется как человек, как гражданин и как поэт. Здесь происходит становление его характера. Здесь он нашёл друзей, которых у него до этого никогда не было. Среди них были Кюхельбекер и Дельвиг, обладающие даром стихосложения. Молодые, остроумные и насмешливые, друзья иногда ссорились. Но это не помешало им пронести дружбу через всю свою жизнь.
В Лицее Александр Сергеевич написал своё первое стихотворение. И оно было даже опубликовано. Это случилось, когда молодой Пушкин познал чувство первой любви. Ему понравилась сестра одного из учащихся Лицея. Именно Бакуниной, милой, приветливой и обходительной девушке, юный поэт посвящал свои первые стихи. Она стала его первой музой.
Для презентации 6 класса