Лирические отступления в поэме гоголя «мертвые души»

Значение лирических отступлений в поэме мертвые души

«О русском народе и его языке»

Но основная тема лирических отступлений в поэме это тема России и русского народа. Здесь голос автора становится взволнованным, тон — патетическим, ирония и сатира отступают на задний план.

В пятой главе Гоголь прославляет «живой и бойкий русский ум», необыкновенную талантливость народа, «метко сказанное русское слово». Чичиков, расспрашивая встреченного им мужика о Плюшкине, получает исчерпывающий отвез: «…заплатанной, заплатанной!» — воскликнул мужик. Было им прибавлено и существительное к слову «заплатанной», «очень удачное, но неупотребительное в светском разговоре…». «Выражается сильно российский народ! — восклицает Гоголь, — и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света».

Очень важен в лирических отступлениях образ дороги, проходящий через все произведение. Тема дороги появляется уже во второй главе, в описании поездки Чичикова в имение Манилова: «Едва только ушел назад город, как уже пошли писать по нашему обычаю чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор». В данном случае картина эта — фон, на котором происходит действие. Это типичный российский пейзаж.

В пятой главе дорога напоминает писателю о радостях и тростях человеческой жизни: «Везде поперек каким бы ни было печалям, из которых плетется жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с  золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стекол вдруг неожиданно пронесется мимо какой-нибудь заглохнувшей бедной деревушки…».

В главе о Плюшкине Гоголь рассуждает о восприимчивости людей различного возраста к жизненным впечатлениям. Писатель здесь описывает свои детские и юношеские чувства, связанные с дорогой, с путешествием, когда все окружающее вызывало в нем живой интерес и любопытство.

А затем Гоголь сравнивает впечатления эти со своим теперешним равнодушием, охлаждением к явлениям жизни. Авторское размышление завершается здесь грустным восклицанием: «О моя юность! о моя свежесть!»

Это размышление автора незаметно переходит в мысль о том, как с возрастом может измениться характер человека, его внутренний облик. Гоголь говорит о том, как может измениться человек в старости, до какой «ничтожности, мелочности, гадости» может он дойти.

Оба авторских отступления здесь перекликаются с образом Плюшкина, с историей его жизни. И поэтому заканчивается гоголевская мысль искренним, взволнованным призывом к читателям сохранить в себе то лучшее, что свойственно юности: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!»

«О толстых и тонких чиновниках»

Описывая губернаторскую вечеринку, Гоголь рассуждает о двух типах чиновников: «тоненьких» и «толстых». Существование первых «слишком легко, воздушно и совсем ненадежно». Вторые же «никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко… уж они не слетят». Здесь — рассуждение не только о двух типах российских чиновников, но и о двух иных людей, о двух типах характеров.

«Тоненькие» в авторском представлении — щеголи и франты, увивающиеся возле дам. Они нередко склонны к мотовству: «у тоненького за три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард». Толстые же порой не слишком привлекательны, но зато «основательны и практичны»: они никогда «не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко…».

Толстые чиновники — «истинные столпы общества»: «послуживши богу и государю», они оставляют службу и делаются славными русскими барами, помещиками. В описании этом очевидна авторская сатира: Гоголь прекрасно представляет, какова была эта «чиновничья служба», принесшая человеку «всеобщее уважение».

Часто автор сопровождает повествование общими ироническими замечаниями. Например, рассказывая о Петрушке и Селифане, Гоголь замечает, что ему неудобно занимать читателя людьми низкого класса. И далее: «Таков уж русский человек: страсть сильная зазнаться с теми, который бы хотя бы одним чином был его повыше, и шапочное знакомство с графом или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений».

Лирические отступления и их значение в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Значение лирических отступлений в поэме Мертвые души многогранны. Гоголь не случайно считал свое произведение поэмой. Тем самым писатель подчеркивал широту и эпичность повествования, значение в нем лирического начала.

Анализируя «Мертвые души» Гоголя, Белинский отмечал «глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность» поэмы, субъективность, которая не допускает автора «с апатическим равнодушием быть чуждым миру, им рисуемому, по вставляет его проводить через свою душу живу явления внешнего мира, а через то и в них вдыхать душу живу…»

То же самое отмечал и критик К. Аксаков, увидевший в поэме «древний, гомеровский эпос». «Некоторым может показаться странным, что лица у Гоголя сменяются без особенной причины… Именно эпическое созерцание допускает это спокойное появление одного лица за другим без внешней связи, тогда как один мир объемлет их, связуя их глубоко и неразрывно единством внутренним», — писал критик.

Эпичность повествования, внутренний лиризм — все это явилось следствием творческих замыслов Гоголя. Известно, что писатель планировал создание большой поэмы, подобной «Божественной комедии» Данте. Первая часть (1 том) не должна была соответствовать «Аду», вторая (2 том) — «Чистилищу», третья (3 том) — «Раю». Писатель думал о возможности духовного возрождения Чичикова, о появлении в поэме персонажей, воплотивших «несметное богатство русского духа», — «мужа, одаренного божескими доблестями», «чудной русской девицы». Вес это придавало повествованию особый, глубинный лиризм.

Лирические отступления в поэме весьма разнообразны по своей тематике, пафосу и настроениям

Так, описывая путешествие Чичикова, писатель обращает наше внимание на множество деталей, как нельзя лучше характеризующих быт российской губернии. Например, гостиница, в которой остановился герой, была «известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…»

«Общая зала», куда отправляется Чичиков, хорошо известна всякому проезжающему: «те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма», «та же копченая люстра со множеством висящих стекляшек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда но юной бегал по истертым клеенкам…», «те же картины во всю стену, писанные масляными красками…».

«О жизненном укладе русских помещиков»

Сатирически описывает Гоголь жизненный уклад русских помещиков. Так, рассказывая о времяпрепровождении Манилова и его супруги, Гоголь как бы мимоходом замечает: можно бы заметить, что в доме есть много других занятий кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов… Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница?.. Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо».

В главе, посвященной образу Коробочки, писатель рассуждает о «необыкновенном умении» русского человека общаться с окружающими. И здесь звучит откровенная авторская ирония. Отметив достаточно бесцеремонное обращение Чичикова с Коробочкой, Гоголь замечает, что русский человек перегнал иностранца в умении общаться: «пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения».

Причем характер этого общения зависит от размеров состояния собеседника: «у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста…» — замечаем писатель.

В главе о Ноздреве Гоголь касается той же темы «русского общения», однако в другом, более «позитивном», аспекте ее. Здесь писатель отмечает своеобразие нрава русского человека его добродушие, отходчивость, незлобивость. Характер Ноздрева вполне узнаваем — это «разбитной малый», лихач, кутила, игрок и дебошир. Он имеет обыкновение плутовать во время игры в карты, за что его неоднократно поколачивали. «И что всего страннее, — замечает Гоголь, — что может только на одной Руси случиться, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало, и он, говорится, ничего, и они ничего».

Образец 3

Николай Васильевич Гоголь является автором поэмы “Мертвые души”. Главным героем произведения является Павел Иванович Чичиков. Лирические отступления представляют собой моменты, когда автор начинает комментировать и описывать действия, которые происходят в произведении от первого лица. Таким образом, человек может узнать мнение автора и ответить самому себе на возникшие вопросы. Благодаря лирическим отступлениям, читатели могут более эмоционально и глубоко понять суть произведения.

На протяжении чтения всего произведения, все лирические отступления можно разделить на два вида, первые связаны с размышлениями о родном крае, стране, в которой проживает Николай Васильевич, размышления связанные с происхождением человека и смысла жизни в целом. Первое отступление встречается в момент, когда Чичиков узнаёт о прозвище, которое дали Плюшкину. В этот момент автор начинает высказывать свои соображения и мысли, а также восхищается насколько русский язык, может наиболее точно выразить размышления человека.

На протяжении всего этого рассуждения, автор выражает свое глубочайшее уважение и любовь к родному языку, который он изучал с самых пелёнок. Гордость и уважение за Родину нахлынывает автора. Помимо всего вышесказанного встречаются следующие размышления, связанные с юностью, которая проходит мимо жизни так же быстро, как жизнь протекает.

Несмотря на все соображения автора, он ни может ни затронуть тему, которая очень близко его душе, это тема касающаяся двух противоположных авторов, которые между собой связаны жизнью, но они имеют разное начало. Первый автор, воспринимается народом как положительный, он умеет произвести впечатление, он рассказывает о том, как жизнь прекрасна и пытается загладить все горести жизни, и преподнести их в другом свете.

Но существует иная сторона авторства, это сторона которая чужда каждому читателю.  Ведь именно этот автор, показывает жизнь той, какая она является на самом деле, он не украшает её, не делает из неё сказку, в которую можно поверить. Именно за это данного автора невзлюбил народ и каждому читателю тяжело читать данные произведения, ведь каждый человек понимает, в какой реальности он проживает.

Сочинение Роль лирических отступлений в поэме Мертвые души

Лирические отступления в «Мёртвых душах» Гоголя играют важную роль в создании общей атмосферы произведения, раскрывают характеры персонажей и передают авторские мысли о различных жизненных ситуациях. Они также помогают читателю лучше понять мотивации главного героя Чичикова и других персонажей.

Например, в «Мёртвых душах» есть множество лирических отступлений, в которых Гоголь описывает природу, культуру и обычаи различных регионов России. Эти отступления придают особый колорит и реалистичность произведению и помогают понять менталитет и жизненный опыт персонажей.

Кроме того, в поэме Гоголь использует лирические отступления для того, чтобы выразить свои мысли о жизни и обществе. Например, в отступлении о «маленьком человеке» Гоголь изображает бедность и унижение тех людей, которые не имеют влияния и богатства. Также в отступлениях автор раскрывает свою позицию по отношению к чиновничеству, общественной жизни и морали того времени.

Таким образом, можно сказать, что лирические отступления в «Мёртвых душах» Гоголя играют важную роль в создании образа России того времени и помогают читателю лучше понять главных героев и их окружение.

2 вариант

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» уникальна. Эта поэма о предпринимателе того времени. Павел Иванович Чичиков путешествует. Его путешествие впечатляюще — Чичиков скупщик душ. Гоголь отлично описывает его похождения. Лирическое отступление чуть ли не красочно и мелодично. Автор приводит интересные рассуждения, передаётся особая эмоциональная окраска.

Если глубоко задуматься: можно при чтении произведения прислушаться к ноткам напева.  Так Гоголь передаёт свою искреннюю любовь к родному краю. Он размышляет о том, что будет с русским народом. Том первый исключительно построен так, что читатель посредством автора Николая Васильевича задумывается. По мыслям литературоведов, всё это разделяется на пару групп. Первое: автор сострадает и думает о Родине. Второе: Гоголь рассматривает русский характер, его национальные особенности.

Пятая глава… Здесь начинаются первые лирические отступления. Герой Чичиков сталкивается со странным прозвищем, которое дали Плюшкину мужики. «Заплатанный» — прозвище просто поразило Чичикова. Гоголь сам размышляет о точности русского выражения. Речь британских народов — полна мудрости, французский говор отличается легкомыслием и щегольством. Русская же речь невероятно бойкая, заставляет щекотать души, берёт за живое. В этом отступлении  читатель чувствует восторг, проникается любовью к русскому наречию.

Глава шестая словно плачь по ушедшей юности. Ушли романтика и фантазии, нет больше воображений об идеалах, о красивой жизни. Николай Васильевич скорбит, что светлая юность остаётся в прошлом, восторг закончился, а впереди взрослая жизнь. У взрослых людей другие взгляды на мир, в какой-то мере даже пошлые. Вот и тоскует Гоголь в своих размышлениях по легкомыслию юношеских лет, по светлым мыслям беззаботных ребят.

В «Мертвых душах» проскальзывает и тема о цели писателя в мире. Для этого отведена седьмая глава в поэме. На примере два автора: писатель — любимец публики и писатель — одиночка. Любимец «купается» в овациях, его расхваливают, восторгаются и им и его идеализирующими героями. В произведениях такой автор не показывает пошлости и грязи. Его жизнь радостна и легка. Другой же — описывает реальную жестокую жизнь. Он борется за правдивость, его герои иные, живут в серости и унынии от тяжких забот. Поэтому-то этот писатель обрекает себя на одиночество и на постоянное непонимание.

Россия! Вся наша умиротворённая Россия описана в одиннадцатой главе. Бескрайние просторы нашего края, как светлые тихие думы, навевают нам покой и благодать. Наша Русь не похожа на другие края земли. Читатель путешествует и глазами Гоголя видит, как переносится в раздумьях из забытого прошлого в яркое будущее.

Все эти лирические отступления Гоголь придумал, чтобы увлечь читателя, научить его размышлять в первую очередь о красочной нашей неповторимой России. Судьба Руси в наших руках. Мы должны беречь и русское слово, восторгаться своей жизнью.

«О литературе и писательском труде»

В лирических отступлениях Гоголь рассуждает и о литературе, о писательском труде, о различных художественных стилях. В этих рассуждениях тоже присутствует авторская ирония, здесь угадывается скрытая полемика писателя-реалиста с романтизмом.

Так, изображая характер Манилова. Гоголь иронически замечает, что гораздо легче изображать характеры большого размера, щедро бросая краски на полотно: «черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов…». Но гораздо труднее описывать не романтических героев, а обычных людей, «которые с вида очень похожи между собою, а между тем, как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей».

В другом месте Гоголь рассуждает о двух типах писателей, намекая, очевидно, на писателя-романтика и писателя-реалиста. сатирика. «Завиден прекрасный удел» первого, предпочитающего описывать характеры возвышенные, являющие «высокое достоинство человека». Но не такова судьба второго, «дерзнувшего вызвать наружу всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». «Сурово его поприще», и не избежать ему современного суда, считающего произведения его «оскорблением человечества». Несомненно, что Гоголь говорит здесь и о собственной судьбе.                                                       

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: