Краткое содержание
Действие происходит в доме Фамусова. Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из трех годичного путешествия. Он рано осиротел, и свое детство провел в доме Фамусова, друга своего покойного отца. Как и несколько лет назад, он все еще влюблен в хозяйскую дочь Софью. Однако девушка обижена на главного героя, который за три года не написал ей ни строчки. Кроме того, за это время у барышни появился возлюбленный. Девушка страстно влюбилась в отцовского секретаря – Алексея Молчалина. Чацкий поражен выбору девушки и не понимает, как такой послушный и безропотный человек может стать чьим-то возлюбленным.
Общаясь с представителями фамусовского общества, Александр Андреевич остается не понятым. Старшее поколение не понимает его речей и взглядов. Софья обижается на его презрительное отношение к Молчалину и в гневе называет его сумасшедшим. Этот слух проникает в массы, и окружающие, наконец-то, находят объяснение странному поведению молодого человека.
Став случайным свидетелем признания Молчалина в любви служанки Лизоньки, он также узнает, что слух о его странностях пустила сама Софья. Не в силах терпеть унижение и непонимание окружающих, Чацкий покидает когда-то любимое имение Фамусова.
Причина ненависти общества к Чацкому
Члены фамусовского окружения оскорблены поведением главного героя и мечтают о мести. Но почему? В любом сложившемся социуме есть свои правила и нормы. Чацкий справедливо их осуждает и противится соблюдению, чем вызывает неприязнь общества. Персонаж отличается от них, он белая ворона, которая никак не вписывается в московское дворянство. Герой не льстит высшим чинам. Он говорит лишь то, что считает правильным, не лицемерит и этим задевает всех.
Хотя все, что было сказано главным героем, идет вразрез с правилами общества, его члены в глубине души понимают — Чацкий прав. Но никто не хочет что-либо менять. Им выгодно нынешнее положение. Именно это и становится причиной ненависти к Чацкому.
Третье действие четко раскрывает вопросы, связанные с образом жизни, устоями, нормами и принципами московского дворянства, пустотой их разговоров, нелюбовью к образованию, нежеланием менять общество и меняться самим. Гости до конца не верят в сумасшествие Чацкого, потому что понимают его правоту. В это же время его действия лишены логики для окружающих, а его самодурство они воспринимают как умалишенность. Объявление героя безумным — месть за инакомыслие.
Чацкий остался одинок в своем мнении. Его вольнодумство становится основной причиной для обвинений в безумстве, а попытки доказать свою правоту не имеют успеха и лишь ухудшают положение.
При изучении комедии Грибоедова на уроках русской литературы ученики пишут конспекты, готовят презентации, составляют план к 3 действию «Горя от ума», выполняют другие задания учителя. Благодаря тщательному разбору этой части пьесы им без труда удается сделать характеристику Чацкого и некоторых других персонажей книги.
Сцена бала
Героям второго плана в произведении отведена очень значимая роль. На протяжении всей пьесы события идут последовательно, одно за другим. Но вдруг в третьем действии появляется панорама бала в доме Фамусова.
На мероприятии собираются все приглашенные. Благодаря паре кратких ярких фраз Грибоедов производит характеристику как гостей по отдельности, так и фамусовского общества в целом. Сцена начинается с так называемого парада гостей.
Первой появляется чета Горичей. Это старый друг и бывший сослуживец Чацкого Платон Михайлович со своей женой. Теперь он «прелестный муж» и отставной военный. По мнению главного героя, у Платона более нет свободы и собственного мнения, ведь он полностью подчинен своей жене. Горич говорит о себе «Я уже не тот», поскольку оказался под каблуком супруги.
На самом деле он попросту утратил прежние идеалы. У него не получается толком поговорить со старым приятелем, ведь почти все время жена отвечает за него. Позже Платон предает Чацкого (не защищает его от клевещущих людей) из-за отсутствия все той же силы воли.
Следом за четой Горичей Грибоедов знакомит читателя с семейством Тугоуховских. Супруги думают лишь о том, чтобы подобрать лучшую партию для своих дочерей. Графиня зла и язвительна, ищет и находит недостатки в каждом из присутствующих гостей.
Затем на балу появляется Загорецкий. Его характеристика однозначна:
- сплетник и мошенник;
- очень скользкий, хитрый, льстивый и услужливый человек.
Персонажи второго плана одинаково важны. Они отображают собирательный образ московского дворянства, имеющего свои правила. На балу особенно отчётливо показано одиночество Чацкого в этом окружении. До этого у него были лишь диалоги (стычки) с Фамусовым и Молчалиным. Но на балу против него обернулось все общество.
Слух о сумасшествии Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.
Слова героини, брошенные в сторону и тут же подхваченные одним из гостей, имеют в виду невыносимость для Софьи любовных чувств Чацкого, однако эмоциональное недоразумение девушки становится причиной быстро набирающей обороты сплетни о молодом человеке, непохожим на присутствующих членов общества с непонятным для окружающим поведением.
Автор талантливо демонстрирует стремительное распространение слуха о помешательстве Чацкого, которое захватывает в довольно короткое время всех присутствующих на балу, напоминая игру, называемую испорченным телефоном.
Быстрота подтверждения сплетни поражает своим охватом и широтой, начавшись с обычного перешептывания и закончившись громогласными рассуждениями и утверждениями, выражающимися в спорах присутствующих о том, кто изначально понимает сумасшествие Чацкого, при этом ни один из гостей не желает выглядеть перед другими в качестве неосведомленного, поэтому слух обрастает все новыми подробностями.
Гости, перенося из сплетню из одних уст в другие, наперебой утверждают о своих, якобы, давних предположениях о сумасшествии героя, пытаясь между собой установить причины данного заболевания Чацкого.
Совместное обсуждение делает вывод о влиянии учености на потерю рассудка главным героем.
Абсолютное принятие и вера в слух о сумасшествии Чацкого объясняется чуждыми для фамусовского общества прогрессивными взглядами молодого человека, которые для окружающих не только непонятны, но и нежеланны. Для типичных представителей общественности неприятны идеи Чацкого традиционных для них ценностей в виде карьеры, чинов, богатства, известности. Именно поэтому присутствующие легко соглашаются с мнением о помешательстве Чацкого, поскольку не сомневаются в его непредсказуемости и возможной опасности.
Будучи передовым, разумно мыслящим человеком, Чацкий оказывается в идейном одиночестве, натолкнувшись на всеобщее непонимание окружающего его общества.
Сплетня о сумасшествии Чацкого. (Анализ явлений 14-21 комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») (ЕГЭ по литературе)
Сюжет комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» прост. Молодая девушка предпочитает умному человеку глупца. Действие пьесы происходит в доме московского барина Фамусова в течение суток, и здесь Грибоедов не нарушает канонов классицизма – единства места и времени. Но, начиная со второго действия, сюжетная пружина комедии начинает расщепляться, раздваиваться, и обнаруживаются два конфликта: общественный и любовный.
Любовная драма главного героя комедии Александра Андреевича Чацкого начинается сразу же, как только происходит его первая встреча с Софьей после трёхлетней разлуки. Чацкий бьётся над загадкой Софьи, пытается понять причины её холодности. Он недоумевает, почему у неё «лицо святейшей богомолки», почему она уже не смеётся, как прежде, над его остротами. Чацкий мучается над вопросом: не влюблена ли Софья? Все силы молодого человека уходят на решение этих вопросов.
Во втором действии он оскорблён заискивающим поведением Фамусова перед Скалозубом, которого московский барин прочит в мужья своей дочери. Раздражение Чацкого выливается в страстные монологи, направленные против «века минувшего», века «покорности и страха», в защиту «века нынешнего», в который «вольнее всякий дышит». Не случайна одна важная деталь: Фамусов, не желая слушать «крамольны» речи «франта – приятеля», затыкает уши. Мотив глухоты как символ взаимного непонимания людей пронизывает всю пьесу. Чацкий и Фамусов – антиподы, которые никогда не придут к согласию.
Эпизоды, связанные с распространением сплетни о сумасшествии Чацкого, можно считать кульминацией всего действия, так как общественный и любовный конфликты сливаются воедино и достигают наивысшей точки своего напряжения. Любимая девушка предаёт Чацкого и становится источником распространения клеветы.
Разберёмся, почему происходит это предательство и почему сплетня с огромной скоростью распространяется среди гостей Фамусова.
Может быть, где-то в глубине души она и понимает, что Молчалин «не дотягивает» до её идеала, но – «блажен, кто верует, тепло ему на свете». Софья защищает от Чацкого не только своего «кроткого, безгрешного» любимого, но и свой хрупкий идеал – мечту о настоящей любви.
Софья Павловна сначала не хотела объявлять Чацкого сумасшедшим, всё произошло случайно. Расстроенная колким и метким сравнением Молчалина со всем известным мошенником Загорецким, она лишь обмолвилась: «Он не в своём уме». Но Г. Н. понимает это высказывание слишком прямолинейно:
Софья. «помолчавши» и «пристально» посмотрев на Г. Н., подтверждает мысль о сумасшествии Чацкого. Она хочет, чтобы «друг детства» оказался на месте тех людей, которых он высмеивал, и «примерил» на себе «наряды шута».
Сплетня распространилась стремительно: никто в неё не поверил, но все повторяют, давая простор своей фантазии. Клевета обрастает всё более и более фантастическими подробностями: «в горах изранен в лоб, сошёл с ума от раны», «схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили».
Почему это происходит? Во-первых, Чацкий успел своими колкими замечаниями и остротами задеть каждого из гостей и восстановить против себя. Во-вторых, гости Фамусова сразу же почувствовали в молодом человеке чужого. В – третьих, скучающие на балу гости вдруг оживились, забегали, словно нашли какую-то цель в жизни. Клевета объединила их в борьбе против Чацкого.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Роль Андрея Чацкого
Чацкий — главное лицо комедии «Горе от ума», возвращается на родину после длительных скитаний. Он буквально переполнен мыслями о всеобщем равенстве всех представителей человечества. Когда-то он отказался от военной карьеры. Чацкий считает, что служить надо исключительно идеи, не следует прислуживать кому-либо только потому что он выше чином. Но по прибытию в Москву его ожидало горькое разочарование. Всё осталось неизменно, с того момента как он её покинул. Полное отсутствие радости на лицах Фамусова и Софьи, увидевших его после долгой разлуки, не смогло ускользнуть от Чацкого. И все отношения в обществе по-прежнему остались построенными на лицемерной лжи. Надменные обитатели фамусовского дома целыми днями заняты бездельем.
Итак, основным поводом для приезда Чацкого в дом Фамусова являлась его страстная любовь к Софье, дочери Фамусова. Годы, проведённые вдали от музы своего сердца, не охладили пылкие чувства Чацкого. И его подстерегает ещё одно глубокое разочарование — его избранница влюбленна в Молчалина. Софья является жертвой среды, которая её породила и вырастила. В дальнейшем это приведёт её к катастрофе и бесполезному раскаянию.
Чацкий громко осуждает интересы гостей и представителей дома Фамусовых. Все его разумные идеи и слова идут против данного общества. И он не считает нужным скрывать своё негативное отношение к людям дома Фамусовых. Активно выступая против «тузов», живущих «на старших глядя», и уважающих лишь деньги и статус, он навлекает на себя массу недовольства. Их суеверный страх услышать правду и боязнь просвещения — вызывают презрение главного героя. Чацкий находит во всей жизни дворянского общества всего лишь жалкое существование, пустое и разрушительное для человеческой души.
Чацкий вступает в ожесточённое сражение с фамусовским обществом. В ходе развития произведения в словах главного героя всё отчётливее проступает прямая противоположность его мировоззрения взглядам фамусовской Москвы, устаревшим пережиткам прошлых веков. Чацкому противны деспотизм, лесть и бездонная пустота интересов консервативных представителей дворянства. Столкновение Чацкого — человека умного и целостного, готового бороться за идею — с лицемерным обществом было неизбежно.
Чацкий выступает за единение образованной интеллигенции с народом. Он стоит за развитие русской культуры, осваивающей все лучшие достижения европейской цивилизации. Всё это идёт в противовес фамусовскому обществу, рабски подражающему исключительно внешней культуре Запада, пренебрегающему родным языком и пренебрегающему людьми крестьянского происхождения. Чацкий твёрдо отстаивает свободу мнений, он считает что каждый волен открыто высказывать свои убеждения. Он резко против раболепства перед вышестоящими чинами.
Речь главного героя пестрит богатым разнообразием. Чацкому легко удаётся выразить любое понятие и наделить меткой характеристикой любого человека, затрагивая неожиданные стороны жизни. Его тон речи отчётливо выражает душевное состояние. Взволнованный встречей с любимой женщиной, Чацкий «оживлён и говорлив». Все его колкости адресованные надменным москвичам в этот момент беззлобны. В ходе развития сюжета, по мере ожесточения борьбы с фамусовским обществом, богатая речь Чацкого постепенно всё больше насыщается злой иронией.
Краткая биография
Александр Андреевич Чацкий — выходец из дворянской семьи. Рано осиротевший, он воспитывался в доме близкого друга своего покойного отца — дворянина Фамусова. Юношеские годы этот герой провел в учёбе и путешествиях. Действие комедии разворачивается с момента возвращения Чацкого в Москву. В доме Фамусова он встречает его дочь Софью. Александр всегда испытывал к ней тёплые чувства, но она затаила на молодого человека обиду, ведь Чацкий не писал ей писем.
Пока главный герой отсутствовал, девушка полюбила отцовского секретаря Молчалина. Чацкий до глубины души поражён выбору Софьи. Её возлюбленный Молчалин — человек, привыкший подчиняться, прислуживать, абсолютно не имеющий собственного мнения. Ревность и стремление открыть Софье глаза на ничтожность её избранника играют с главным героем злую шутку: девушка, которую он любил, пустила слух, что он не в своём уме, а люди того общества, в котором Александр рос и воспитывался, поверили в его сумасшествие. Чацкий вынужден, не найдя ни в ком понимания, покинуть дом, который он так любил.
Цитаты из «Горе от ума»
***
Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.
***
А судьи кто? За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма.
***
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.
***
Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья. Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.
***
***
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы.
***
Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый!
***
Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.
***
Она к нему, а он ко мне, А я одна лишь я любви до смерти трушу, А как не полюбить буфетчика Петрушу!
***
Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами, да с чинами.
***
Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют — и вот общественное мненье!
***
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!
***
Чтоб наших дочерей всему учить, всему — и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.
***
Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.
***
***
Французские романсы Вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут, А потому, что патриотки.
***
Как видим, большинство цитат из «Горе от ума» отличаются не глубиной мысли, а социальной меткостью и жизненной убедительностью.
Образ интеллигента
Интеллигентность, включающая в себя мягкость и доброту, требует от человека готовности к борьбе. Это некоторое человеческое и психологическое свойство, не связанное с местом работы и образованием. Интеллигент остро страдает от своих собственных недостатков и недостатков своей Родины. Рабская же любовь связана с безудержным самовосхвалением. Для таких людей человек страдающий кажется просто враждебным их миру. Старый образ гуманного человека со шпагой или мечом на бедре, гуманиста, который может не только нести слова, но и защищать их, – это образ, имеющий основание. Крепость, которую завоевать практически невозможно, – это внутренняя интеллигентность.
https://youtube.com/watch?v=oL9wLrQSIF0
Популярные сегодня темы
Тургенев как автор очень щепетильно относился к своим произведениям, стараясь передать через них те чувства, которые испытывал он при их написании
Во множестве произведений он немалое внимание уделяет природе. В анализируемом произведении «Мещерская сторона» писатель Паустовский затрагивает тему любви к природе родной земли
Создатель повести пытается показать читателям всю многогранность, величие удивительного окружающего мира
В анализируемом произведении «Мещерская сторона» писатель Паустовский затрагивает тему любви к природе родной земли. Создатель повести пытается показать читателям всю многогранность, величие удивительного окружающего мира
Илья Бунчук – является одним из борцов против существующего ранее старого режима, им движет настоящая идеология, которая отражается во всех его поступках и даже в мышлении.
Описание Чацкого
Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение. Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века. Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.
По его мнению, общество осталось точно таким же, как было три года назад. Он провозглашает уважение и гуманность к простому человеку и службе делу, а не к лицам, которые против свободы мысли и слова, утверждает прогрессивные идеи существующей жизни и современности, процветание искусства и науки, а также уважение к национальной культуре.
Чацкий хорошо пишет, переводит, ищет знаний в путешествиях и служит в Министерстве. При этом перед иностранцами он не преклоняется и смело выступает за отечественное образование.
Его убеждения раскрываются в спорах и монологах с представителями фамусовского общества. Свое неприятие к крепостному праву он подтверждает в воспоминаниях о театре «Нес торе негодяев знатных», в котором подчеркивает обмен верных слуг на борзых собак.
Почему Фамусов и его гости так охотно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого?
«Про это знает целый свет. » — так фамусовское общество единодушно признает Чацкого сумасшедшим. Почему же представители «века минувшего» так охотно подхватывают эту мысль? Для ответа на поставленный вопрос необходимо вспомнить, что основной конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — это конфликт «века нынешнего» и «века минувшего».
Поначалу Фамусов и его гости, являющиеся в системе образов комедии представителями «века минувшего», считают героя всего лишь заблуждающимся человеком. Но как только они чувствуют в герое реальную силу и протест против старого строя, сразу же стараются расправиться с ним любыми средствами. «Век минувший» не хочет признать «век нынешний», не хочет сдавать свои позиции, вставая на пути всего нового, на пути социальных преобразований.
Фамусовское общество еще живет в своем маленьком мирке, где тепло и уютно, где господствуют старые порядки, старые традиции, господствует крепостное право и ценится подражание всему иностранному. «Господствует еще смешение языков: французского с нижегородским», — говорит Чацкий.
«Век минувший» пытается сохранить спокойствие своей жизни, пресечь на корню свободомыслие, стремление к переменам и к обновлению русского общества. И такие, как Фамусов, прекрасно понимают, что Чацкий очень опасен, и, признав его сумасшедшим, стараются доказать, что и все его идеи, мысли — безумны. Так представители «века минувшего» боролись с неугодными им людьми.
Но Чацкий не побежден. Он человек передовых взглядов и, проиграв свой первый поединок с фамусовским обществом, обязательно продолжит борьбу с его пороками.
Образ
Благородный, гордый, верный своему мнению и слову – такова характеристика главного героя грибоедовской пьесы. Александр Чацкий поражает прямолинейностью, и в то же время покоряет презрительным отношением к жестокости дворян и крепостному праву. Вооружен умом и знаниями, которые позволяют видеть проблемы в управлении страной, а также в русской культуре, ведь насаждение ценностей других государств приведет к катастрофе. Молодой человек самозабвенно борется с несправедливостью и устаревшими порядками, которые царят в обществе. Персонаж – лишний человек в жизни высшего света, где процветают ложь и подлость.
Автор комедии «Горе от ума» сохранил в ней принципы классицизма – использовал говорящие фамилии. Значение имени главного героя красноречиво передает его характер и роль в пьесе. Александр означает защитник людей, а Чацким молодой человек стал от слова «чадит» – пугает окружающих непонятными взглядами, нарушает привычный уклад жизни, а заодно пребывает в чаду собственных разочарований и эмоций.
Ученикам, изучающим «Горе от ума» на школьных уроках литературы, обязательно приходится искать ответ на тему: кто же Чацкий – победитель или побежденный? Вопрос непростой, ведь герой отказался доказывать свою правоту и покинул авансцену. Грибоедов сделал персонаж, конечно же, победителем, которому удалось противостоять соблазну уподобиться алчным, высокомерным, завистливым людям. Герой остался самим собой.
Популярные сочинения
Сочинение на тему Духовные искания Болконского и Безухова Роман «Война и мир» — величайшее творение Л. Н. Толстого, писателя XIX века. Над этим романом автор работал достаточно долго с 1863 и по 1869 годы. Изначально Л. Н. Толстой задумывал историю
Сочинение Известный телеведущий (Андрей Малахов) Раньше люди в далекие времена собирались по вечерам у костра. Возможно на открытых пространствах, иногда, вероятно, в пещерах и тогда появлялся рассказчик. Он рассказывал различные истории
Сочинение Самые дорогие слова Благодаря словам мы общаемся друг с другом, передаем свои мысли, эмоции и отношение к человеку
Каждому человеку крайне важно слышать определенные слова
Биография героя
Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова, возвращается к возлюбленной, Фамусовой Софье, которую не видел долгих три года; с ней Чацкий был знаком с детства. Когда они повзрослели, полюбили друг друга, но непредсказуемый Чацкий неожиданно уехал за границу, откуда за все время не написал ни слова. Софья обиделась за то, что осталось брошенной, и, когда возлюбленный приехал, встретила его «холодно». Сам Чацкий говорит, что «он хотел объехать весь свет, но не объехал и сотой доли его», при этом главной причиной его отъезда послужила военная служба, после которой, по его плану, он хотел встретиться с Софьей. Его любовь к этой девушке — чувство искреннее. Он хочет верить во взаимность, поэтому не может поверить, что она влюблена в Молчалина. Но понимает, что заблуждается, когда становится свидетелем его объяснения с Лизой. После этого Чацкий страдает и называет свою любовь сумасшествием. В ответ на его слова Софья говорит, что «нехотя с ума свела». Именно это высказывание и послужило началом развития сплетен о сумасшествии героя, а также, по мнению многих, опасного по своим убеждениям человека.
Личная драма Чацкого не только придает движение всему сюжету, но и осложняет и углубляет драму общества, которая подтверждается в комедии возрастанием его резких выпадов против дворянской Москвы. И в такой критике взглядов и нравов фамусовского общества ясно видно, против чего высказывается Чацкий и каковы его взгляды.
В действительности герой картины не делает ничего, за что его объявляют сумасшедшим. Он высказывает свое мнение, но прежний мир борется с его словом, используя клевету. И проблема в том, что в этой борьбе неугодные взгляды Чацкого проигрывают, ведь прежний мир оказывается настолько силен, что герой не видит смысла спорить и бежит из дома Фамусова в другой город. Но это бегство нельзя воспринимать как поражение, т. к. непримиримость мнений ставит героя в трагическую ситуацию.
Противоречия в характере героя
Если внимательно вчитаться в конфликт между героем картины и людьми, с которыми ему ничего не остается, как спорить, можно понять, что его характер неоднозначен. Это ярко выражено в следующих его высказываниях:
- когда он приезжает к Софье и начинает беседу со слов, в которых использует сарказм и язвительный тон: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»;
- при этом не задается целью уколоть своих собеседников и Софью, поэтому удивленно спрашивает ее: «…Ужели слова мои все… клонятся к вреду?».
Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним — дело его чести. Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.