Кому нужна горькая правда?

Анализ рассказа святая ложь куприна

2 вариант

Основная мысль и проблема.

Основной проблемой произведения является цинизм и зависимость от денег. Эту проблему характеризует гробовщик, который жаждал смерти людей, чтобы получить прибыль от их похорон. Душа такого человека мертва, имена поэтому на его новоселье приходят мертвецы.

Основной мыслью произведения можно назвать стремление к духовной жизни. Адриян сам отгородил себя от людей, так они хотели жить, а он хотел их смерти и богатства. В связи с этим основной его компанией можно назвать мертвецов, однако гробовщик отвергает этих людей. Проснувшись наутро, он осознает, что перешел границу дозволенного в своем стремлении к богатству.

История гробовщика учит читателей зарабатывать честно и не использовать чужое горе. Пока человек идет по жизненному пути, он может падать, но когда падать больше некуда. Человек умирает нравственно.

Характеристики главных героев

Как говорилось ранее Адриян Прохоров – главный герой повести. Также весомую роль в произведении имеет тоже уже названный – Готлиб Шульц.

Адриян Прохоров.

Этот герой представляется читателю, как скупой и жадный человек. Он старается из всего извлекать максимальную выгоду, даже если у его клиентов тяжелая жизненная ситуация. Адриян запрашивал очень большую цену за свои услуги. Также доказательством его скупости является ожидание смерти купчихи богатой Трюхиной. Что впоследствии сыграло с ним злую шутку.

Готлиб Шульц.

Сосед Адрияна является его противоположностью. Он работает и зарабатывает честным путем для своей жены и дочерей. Готлиб достаточно обеспеченный человек, поскольку он в состоянии пригласить несколько людей на обед. В противопоставление гробовщику он очень добр и приветлив.

Как часто мы прибегаем к благой лжи?

Как правило, люди лгут во благо:

  • В момент, когда нужно подбодрить человека во время болезни. Это нужная процедура для того, чтобы человек продолжал сопротивляться и боролся за своё здоровье.
  • Во время общения с детьми. Чтобы не травмировать детскую психику, лучше иногда утаить кое-что.
  • Вы не хотите, чтобы ваши родные расстраивались или разочаровывались в вас. Иногда лучше не говорить обо всех проблемах.
  • Когда не хотите развязывания конфликта с близкими, ведь правда не всегда бывает приятной и может привести к ссоре.
  • Общаясь посредством интернета, не говорите всей правды для сохранения своей безопасности.
  • Если человек хочет поднять кому-то настроение. Подобная ложь – безвредная.
  • Поддерживая близких, вы можете проявить свою солидарность, дабы не портить отношений с ними.

Аннотация книги «Денискины рассказы»

Это цикл рассказов русского писателя Виктора Драгунского о мальчишке Дениске, который всё время попадает в неловкие комические ситуации. Прототипом образа Дениса Кораблёва стал сын писателя, у которого даже имя совпадает с главным героем произведений. Из краткого содержания «Денискиных рассказов» википедии мы узнаём, что действие происходит во времена СССР, а именно в 50–60-х годах в городе Москве.

Курьёзные ситуации то и дело преследуют Дениску. Он попадает в них везде: в школе («Главные реки»), дома, во дворе. Мальчишка обладает огромной фантазией и находчивостью. У него существует свой оригинальный подход к каждой проблеме, он проявляет смекалку и пытается найти верные решения.

  • Сборник рассказов состоит из 70 юмористических историй.
  • Повествование ведётся от имени главного героя, коим является Денис Кораблёв.
  • Написаны рассказы в юмористическом жанре, простым и понятным языком.

Каждый ребёнок будет представлять себя на месте главного героя и переживать с Дениской неприятные моменты. А также в книге Драгунского наглядно показано, что такое «хорошо», и что такое «плохо», поэтому ваш малыш будет учиться совершать правильные и обдуманные поступки, чтобы не попасть в неприятные ситуации подобно Денису Кораблёву.

Отзыв о книге

Я мама 4-летнего сына и с удовольствием читаю ему книгу Виктора Драгунского. Ему очень нравится главный герой, и он смеётся с нелепых ситуаций, в которые часто попадает Дениска.

Наталья, 28 лет

Отзыв о произведении

Легко читается. Прочитал с большим интересом, не отрываясь. Очень смешные рассказы. Мне понравились. Поэтому всем советую эту книгу.

Иван, 11 лет

Популярные сегодня темы

Поэма Медный всадник была написана в середине первой половины XIX века и является последним произведением периода Болдинской осени.

Тарас Бульба является главным героем произведения Гоголя. Он постоянно сражался не только за свою свободу, но и за свободу своего народа. Все своим народом он считал казаков. Они жили свободно и вольно, а ведь это не всем нравится.

События в данном произведении разворачиваются в древние времена, в сказочной стране берендеев. В один сюжет собраны различные персонажи, взятые и из мифологии, и из обычной жизни.

Человек живет, руководствуясь нравственными принципами и моральными устоями. Это те границы, которые ставит общество и он сам. И именно их он не имеет права переступать. Выходя за рамки дозволенного, мы совершаем преступление, которое неминуемо будет наказано. На эту тему размышляли многие писатели на страницах литературных произведений.

Таким образом, подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод о том, что жить нужно в соответствии с моральными принципами и нравственными законами. Их нельзя преступать, иначе, оказавшись по другую сторону, уже будет невозможно вернуться обратно. Человек, порой не задумываясь о последствиях, совершает бесчеловечные поступки, а ведь мораль для всех одна. Не следует ставить себя выше других и нарушать те правила, которые придуманы давным-давно, придуманы не нами. Только живя в согласии с нравственными законами, можно обрести гармонию с обществом и с самим собой. И остаться в границах дозволенного.

Чему учит?

Произведение учит нас быть скромнее, мудрее и понимать, что всякий труд довольно труден, при этом не стоит забывать о том, что чем больше трудишься, тем больше ты в состоянии заработать. История Адрияна Прохорова поучительна в том смысле, что мы понимаем, как это низко – наживаться за счет горя других людей, требовать платы сверх меры тогда, когда они не могут отказать. Мораль такова: человек падает до определенного уровня, а уже на дне его настигает духовная смерть. Чтобы миновать ее, нужно вовремя одуматься и признать свои ошибки.

Мы понимаем, что героя постигла нравственная смерть, за которую неизбежно наступает возмездие, и поэтому возникает повод задуматься: нужно ли стремиться к излишествам ценой собственной духовной жизни? Неужели мы так мало стоим в сравнении с материальными благами? Вывод А. С. Пушкина прост и оптимистичен: только человек является наивысшей ценностью, и ни одно богатство не сравнится с его многогранной и богатой душой.

Жанр определяется как повесть, что в современном литературоведение зовется рассказом.

Александр Иванович Куприн — Святая ложь

Куприн Александр Святая ложь

Иван Иванович Семенюта — вовсе не дурной человек. Он трезв, усерден, набожен, не пьет, не курит, не чувствует влечения ни к картам, ни к женщинам. Но он самый типичный из неудачников. На всем его существе лежит роковая черта какой-то растерянной робости, и, должно быть, именно за эту черту его постоянно бьет то по лбу, то по затылку жестокая судьба, которая, как известно, подобно капризной женщине, любит и слушается людей только властных и решительных. Еще в школьные годы Семенюта всегда был козлищем отпущения за целый класс. Бывало, во время урока нажует какой-нибудь сорванец большой лист бумаги, сделает из него лепешку и ловким броском шлепнет ею в величественную лысину француза. А Семенюту как раз в этот момент угораздит отогнать муху со лба. И красный от гнева француз кричит: — О! Земнют, скверный мальчишка! Au mur! К стеньи!

И бедного, ни в чем не повинного Семенюту во время перемены волокут к инспектору, который трясет седой козлиной бородой, блестит сквозь золотые очки злыми серыми глазами и равномерно тюкает Семенюту по темени старым, окаменелым пальцем.

Композиция крыжовника.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Вместе с рассказом «О любви» он продолжил «маленькую трилогию». Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался. В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой. «Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века. Небольшой объем произведения — вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность. Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами. Сюжет рассказа строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту — купить имение с кустами крыжовника. Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк. Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами? Главному герою рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей. Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым. Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей. Чехову присущ минимализм в стиле. Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев. Композиция произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев. Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро». Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела — помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

О противоречиях в жизни героев

Герои рассказа сталкиваются с трудностями, которые проистекают из противоречий, присущих их собственным характерам и жизненным обстоятельствам. Одним из таких противоречий является борьба между внутренними желаниями и общественными нормами.

Противоречие между желанием жить своей жизнью и соответствовать ожиданиям общества является основной темой рассказа. Герои испытывают чувство неполноценности и разочарование, пытаясь удовлетворить требования и ожидания окружающих. Однако, даже следуя всем правилам, они не смогли найти счастья и истинного смысла в своей жизни.

Другим противоречием, которое описывает Куприн, является конфликт между семейными обязанностями и индивидуальными желаниями. Герои сталкиваются с выбором между счастьем семьи и своими личными стремлениями. Они чувствуют себя запутанными и разорванными между этими противоречиями.

Еще одним противоречием, которое испытывают герои, является противоречие между идеализацией и реальностью. Они стремятся к идеалам и мечтают о лучшей жизни, однако реальность оказывается жестокой и несправедливой. Герои осознают, что их идеалы несовместимы с реальностью и пытаются найти компромисс между ними.

В итоге, рассказ «Святая ложь» является прекрасным примером противоречий, которые сопровождают нас в жизни. Он показывает, как противоречия влияют на наше самочувствие и выборы, и что настоящее счастье можно обрести только тогда, когда мы найдем баланс между противоречиями и сумеем принять себя такими, какие мы есть.

Находим решение через творчество

Этические дилеммы – одна из самых сложных групп дилемм. Еще бы! Делать выбор, который априори противоречит личным и общественным нормам, малоприятная задача

А что, если речь идет о творчестве? Герой, который борется с моральными дилеммами, всегда приковывает внимание своего зрителя (читателя)

Как правило, в произведениях прослеживается 5 типов моральных дилемм:

  1. Дилемма обязательств: ситуация, когда персонажи выбирают между конкурирующими обязательствами. Этот прием часто используется в семейных драмах, вспомните хотя бы сюжет пьесы «Ромео и Джульетта», где главная героиня должна решить, остаться ли ей со своим возлюбленным после того, как он убил члена ее семьи.
  2. Дилемма запрета: героям сюжетов запрещено выполнять какие-либо действия, но они не соблюдают запрет. На этом приеме построены фильмы о Гарри Поттере и киносага «Властелин колец».
  3. Дилемма молчания: персонажи обладают ценной для кого-то информацией, но они имеют весомые причины, чтобы молчать. Ярким примером такого персонажа является Гамлет Уильяма Шекспира, который владеет информацией об убийстве своего отца, но выбирает тактику хранить молчание, хотя это противоречит моральной философии.
  4. Кризис веры: герой должен выбрать между доверием к собственной вере или к внешним силам. Например, Иван Федорович в «Братьях Карамазовых», будучи религиозным человеком, вынужден противостоять человеческим страданиям.
  5. Принятие решения о том, оправдывает ли цель вложения: ситуация, когда перед героем ставится аморальная, на первый взгляд, задача. Такой сюжет свойственен антиутопическим романам, например, персонажу необходимо убить кого-то ради спасения других людей [].

Проведите ситуационный анализ, к какому из типов этических дилемм относится ваша дилемма, обратитесь за помощью к герою произведения, который оказался в похожей ситуации: проанализируйте его действия, найдите в его поведении, рассуждениях то, что может помочь вам справиться с вопросом.

Ложь во благо: причины + примеры

3. Желание скрыть правду из гуманных побуждений

  • Если родственник тяжело болен, то, возможно, в некоторых случаях стоит скрыть от него истину и предъявить оптимизм и уверенность в его скорейшем выздоровлении.
  • Если у ребенка или пожилого человека умер близкий, то иногда правду сразу не говорят, чтобы не травмировать и не ухудшить состояние.
  • Если у маленького человечка умер домашний питомец, то лучше ребенку сообщить о том, что котика или собачку увезли к врачу. Потом по ходу развития событий можно обговорить ситуацию, в которой больной зверушке надлежит жить в клинике под наблюдением ветеринаров.

Сочинение по произведению Святая ложь

Основным персонажем произведения является Иван Иванович Семенюта, представленный писателем в образе неплохого человека, которого на его жизненном пути преследуют сплошные неудачи.

Герой описывается в рассказе в качестве робкого, нерешительного, стеснительного человека, проживающего совместно с престарелой матерью, который с раннего детства испытывает на себе издевательства окружающих, как детей, так и взрослых.

Семенюта всегда оказывается виновником шалостей других детей, не в состоянии постоять за собственное достоинство.

С трудом закончив шесть классов гимназии, Иван Иванович становится в числе исключенных из учебного заведения и любящая мать, потратив последние сбережения и приобретя сыну приличную одежду, отправляет его на поиски работы.

Промаявшись с трудоустройством около года, Семенюта находит место писчего в казенном учреждении, предоставившим ему помимо работы служебную жилплощадь.

Иван Иванович выполняет порученную ему работу, проявляя необычайное усердие и трудолюбие, отдавая службе все свои силы и время, однако не пользуется в коллективе почетом и уважением, не заводя близких знакомств, избегая участия в массовых служебных мероприятиях, например, в виде бильярдных игр. Изредка Семенюта передает для матери небольшие подарки, желая оказать ей посильную помощь.

В один момент Иван Иванович лишается спокойной, стабильной работы, поскольку становится обвиненным в краже денежных средств из директорского кабинета. В связи с отсутствием работы Семенюта вынужден скитаться по подвалам, существуя вместе с подобными несчастными людьми, перебивающимися случайными заработками. Несколько раз за год, Иван Иванович навещает старую матушку, приведя себя в подобающий вид, и ведет с женщиной восторженные беседы о продвижении собственной карьеры, которая в скором времени позволит приобрести им добротный дом.

Неожиданно Семенюта узнает о признании перед смертью сторожа казенной палаты в совершении им преступления, за которое был уволен Иван Иванович. Жизнь преподносит Семенюте приятный сюрприз в виде восстановления его потерянной репутации и предоставления прежнего места работы.

В финале произведения, которое заканчивается хорошим концом, писатель намекает читателю о материнском чутье, подсказывавшем женщине о сыновьей лжи, нежелающей признаваться в жизненных трудностях во имя спокойствия близкого человека.

Коротко об авторе

В 1870 году в семье наровчатского чиновника. До того как стать писателем, он пробовал себя в разных областях. За плечами Куприна военная служба, актёрская работа, организация цирковых представлений, управление имением, карьера репортёра.

Первые датированы концом XIX века. В 1919 году писатель покинул родину. В Европе он пробыл до 1937 года, однако возвращение в Россию было недолгим.

В 1938 году писатель скончался. Рассказ Куприна «Синяя звезда» впервые увидел свет в столице Франции в 1927 году. Тогда он имел заглавие «Принцесса-дурнушка». Позднее вышел сборник «Храбрые беглецы», в котором рассказ получил своё нынешнее название.

Похожие вопросы

Обществознание 17.05.2023 11:16 337 Хачатуров Тигран

Помогите по практической работе по обществу. 1. Мораль – это а) свобода личного решения б)

Ответов: 2

Обществознание 03.06.2023 18:07 90 Бессмертная Татьяна

1. Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль отражает стремление человека к

Ответов: 1

Обществознание 30.04.2023 13:41 53 Сенавьев Никита

1. Что отличает науку от других областей духовной культуры? 1) воспитательное воздействие на

Ответов: 2

Обществознание 26.05.2020 01:07 54 Софейченко Рома

Помогите с тестом по обществознанию!!!! Даю 30 баллов: 1. Нормы морали охраняются: 1) государством

Ответов: 1

Обществознание 06.05.2023 10:01 35 Хван Александр

1. К другим, кроме норм морали, социальным регуляторам поведения в обществе, мы можем отнести а)

Ответов: 2

Обществознание 29.04.2023 10:58 137 Гусева Маша

Помогите сделать тест по обществознанию 8класс мораль. А1. Какие понятия относятся к категориям

Ответов: 2

Обществознание 27.09.2018 20:19 59 Самохвалова Екатерина

В одном храме стояли три статуи Богов: Бог Лжи, Бог Истины и Бог Дипломатии. Все они были похожи

Ответов: 2

Композиция:

Рассказ условно можно разделить на две части: мир реальный и мир потусторонний. В первой части автор описал о переезде гробовщика, о знакомстве с соседом и праздновании свадьбы. Во второй – сон Адрияна о смерти купчихи Трюхиной. После погребения он возвращается домой и застает у себя мертвецов, которые были его клиентами.

Экспозиция – переезд Адрияна Прохорова

Развитие действия – обед у соседа Готлиба Шульца, сон гробовщика

Кульминация – нападение мертвецов

Развязка – конец сна Адрияна, его пробуждение

Композиция – кольцевая: начало и конец рассказа повествуют нам о домашних хлопотах. Все забыли о мистических предупреждениях.

Сочинение по произведению Святая ложь

Основным персонажем произведения является Иван Иванович Семенюта, представленный писателем в образе неплохого человека, которого на его жизненном пути преследуют сплошные неудачи.

Герой описывается в рассказе в качестве робкого, нерешительного, стеснительного человека, проживающего совместно с престарелой матерью, который с раннего детства испытывает на себе издевательства окружающих, как детей, так и взрослых.

Семенюта всегда оказывается виновником шалостей других детей, не в состоянии постоять за собственное достоинство.

С трудом закончив шесть классов гимназии, Иван Иванович становится в числе исключенных из учебного заведения и любящая мать, потратив последние сбережения и приобретя сыну приличную одежду, отправляет его на поиски работы.

Промаявшись с трудоустройством около года, Семенюта находит место писчего в казенном учреждении, предоставившим ему помимо работы служебную жилплощадь.

Иван Иванович выполняет порученную ему работу, проявляя необычайное усердие и трудолюбие, отдавая службе все свои силы и время, однако не пользуется в коллективе почетом и уважением, не заводя близких знакомств, избегая участия в массовых служебных мероприятиях, например, в виде бильярдных игр. Изредка Семенюта передает для матери небольшие подарки, желая оказать ей посильную помощь.

В один момент Иван Иванович лишается спокойной, стабильной работы, поскольку становится обвиненным в краже денежных средств из директорского кабинета. В связи с отсутствием работы Семенюта вынужден скитаться по подвалам, существуя вместе с подобными несчастными людьми, перебивающимися случайными заработками. Несколько раз за год, Иван Иванович навещает старую матушку, приведя себя в подобающий вид, и ведет с женщиной восторженные беседы о продвижении собственной карьеры, которая в скором времени позволит приобрести им добротный дом.

Неожиданно Семенюта узнает о признании перед смертью сторожа казенной палаты в совершении им преступления, за которое был уволен Иван Иванович. Жизнь преподносит Семенюте приятный сюрприз в виде восстановления его потерянной репутации и предоставления прежнего места работы.

В финале произведения, которое заканчивается хорошим концом, писатель намекает читателю о материнском чутье, подсказывавшем женщине о сыновьей лжи, нежелающей признаваться в жизненных трудностях во имя спокойствия близкого человека.

Сочинение по произведению Святая ложь

Основным персонажем произведения является Иван Иванович Семенюта, представленный писателем в образе неплохого человека, которого на его жизненном пути преследуют сплошные неудачи.

Герой описывается в рассказе в качестве робкого, нерешительного, стеснительного человека, проживающего совместно с престарелой матерью, который с раннего детства испытывает на себе издевательства окружающих, как детей, так и взрослых.

Семенюта всегда оказывается виновником шалостей других детей, не в состоянии постоять за собственное достоинство.

С трудом закончив шесть классов гимназии, Иван Иванович становится в числе исключенных из учебного заведения и любящая мать, потратив последние сбережения и приобретя сыну приличную одежду, отправляет его на поиски работы.

Промаявшись с трудоустройством около года, Семенюта находит место писчего в казенном учреждении, предоставившим ему помимо работы служебную жилплощадь.

Иван Иванович выполняет порученную ему работу, проявляя необычайное усердие и трудолюбие, отдавая службе все свои силы и время, однако не пользуется в коллективе почетом и уважением, не заводя близких знакомств, избегая участия в массовых служебных мероприятиях, например, в виде бильярдных игр. Изредка Семенюта передает для матери небольшие подарки, желая оказать ей посильную помощь.

В один момент Иван Иванович лишается спокойной, стабильной работы, поскольку становится обвиненным в краже денежных средств из директорского кабинета. В связи с отсутствием работы Семенюта вынужден скитаться по подвалам, существуя вместе с подобными несчастными людьми, перебивающимися случайными заработками. Несколько раз за год, Иван Иванович навещает старую матушку, приведя себя в подобающий вид, и ведет с женщиной восторженные беседы о продвижении собственной карьеры, которая в скором времени позволит приобрести им добротный дом.

Неожиданно Семенюта узнает о признании перед смертью сторожа казенной палаты в совершении им преступления, за которое был уволен Иван Иванович. Жизнь преподносит Семенюте приятный сюрприз в виде восстановления его потерянной репутации и предоставления прежнего места работы.

В финале произведения, которое заканчивается хорошим концом, писатель намекает читателю о материнском чутье, подсказывавшем женщине о сыновьей лжи, нежелающей признаваться в жизненных трудностях во имя спокойствия близкого человека.

Влияние противоречий на судьбу персонажей

Рассказ «Святая ложь» Алексея Куприна демонстрирует, как противоречия в жизни главных героев оказывают сильное влияние на их судьбы. Каждый из персонажей сталкивается с противоречиями, которые вынуждают их принимать сложные решения и вносят серьезные изменения в их жизнь.

Основным противоречием, с которым сталкиваются герои, является противоречие между честностью и ложью. Персонажи рассказа вынуждены лгать, чтобы защитить свои интересы или сохранить важные взаимоотношения. Такое противоречие вызывает социальную и этическую напряженность и тесно переплетается с вопросами веры и морали.

Противоречия также оказывают влияние на взаимоотношения персонажей. Главный герой, Николай Люльев, сталкивается с противоречием между своей дружбой с Полуэктовым и любовью к его жене, Марии. Это создает сложную ситуацию, в которой Люльев вынужден выбирать между лояльностью к другу и своими чувствами. Его решение в результате влияет на судьбу всех троих героев.

Противоречия также влияют на внутренний мир персонажей. Герои испытывают муки совести и страдают из-за своих действий. Они задаются вопросами о моральной ценности своих поступков и о том, как эти противоречия изменили их самих. Все они переживают внутренний конфликт и действуют в соответствии с ним, что влияет на их судьбы и окружающих людей.

В целом, рассказ «Святая ложь» Алексея Куприна показывает, как противоречия могут повлиять на судьбу главных героев. Они создают сложности в принятии решений, влияют на взаимоотношения и изменяют внутренний мир персонажей. Этот рассказ является отражением того, как противоречия могут формировать и изменять жизнь людей.

Что такое дилемма?

С дилеммами сталкиваются все люди. Например, при наличии ограниченного количества денег каждому приходится в магазине отказываться от чего-то одного, чтобы приобрести другое. Однако если в магазине приходится решать дилемму мгновенно, как бы печально ни было выкладывать из корзины желаемые продукты, то по жизни человек может месяцами не решать какого-то вопроса, дожидаясь удачного случая либо вообще все пуская на самотек.

Что такое дилемма? Это проблема, которую человеку нужно осознанно решить, выбрав при этом между двумя равнозначными и одинаково важными вариантами, которые исключают друг друга. Простыми словами это можно представить как нахождение человека на перепутье, где ему нужно однозначно решить, направо или налево он пойдет. Третьего варианта, который мог бы включать два предыдущих, не существует, в чем и заключается суть дилеммы. Нужно пойти либо направо, либо налево, что приведет к следующему:

К отказу от другого варианта решения проблемы. Человек, выбирая первый вариант, отказывается от второго, как и наоборот: при выборе второго варианта отказывается от первого.
К получению определенных последствий. Человек наверняка уже продумывал, какое будущее наступит, когда он предпочтет тот или иной вариант решения проблемы. Причем каждый вариант предлагает свое будущее, которое не будет реализовываться, если выбрать другой вариант решения.
К получению определенных лишений. Почему возникла дилемма? Потому что человек понял, что если он выберет какой-то из вариантов, то будет лишен неких привилегий, которые ему давались при выборе другого варианта. Если девушка выберет богатого мужчину, то она лишится любви, а если выберет любимого мужчину, тогда будет жить в нищете. Выбор становится мучительным, поскольку девушка хочет жить и в любви, и в богатстве. Однако те варианты, которые у нее имеются, не позволяют достичь желаемого.
К получению определенных благ. За каждым вариантом решения проблемы стоит некое благо, от которого человек не способен отказаться

Выбор был бы легким, если бы за каким-то вариантом человек не видел ничего важного и полезного для себя. Однако дилемма возникает, когда оба взаимоисключающих варианта дают ему определенные блага, которые, с его точки зрения, равнозначны.

Все люди сталкиваются с дилеммами

Здесь можно вспомнить о том, что человек периодически вынужден решать, следовать ему своим желаниям или жить по нормам общества. Не каждое поведение поощряется обществом, однако оно может позволить достичь желаемой цели. Что человек выберет в данном случае?

Все люди сталкиваются с дилеммами. Здесь можно вспомнить о том, что человек периодически вынужден решать, следовать ему своим желаниям или жить по нормам общества. Не каждое поведение поощряется обществом, однако оно может позволить достичь желаемой цели. Что человек выберет в данном случае?

Нравиться другим людям или жить так, как хочется, но при этом учиться получать любовь и поддержку лишь от себя и каких-то личностей, которые тоже согласны с таким образом жизни? Быть общественным человеком и подстраиваться под окружающих или жить в свое удовольствие, имея лишь ограниченный круг единомышленников? Постоянно человек вынужден решать дилеммы, где варианты взаимно исключают друг друга и дают определенные блага, от которых сложно отказаться.

В психологии дилемма представляет определенный интерес, поскольку речь идет о проблеме, где варианты решения не дают полного удовлетворения и счастья. Нередко здесь можно услышать о том, что выбор делать не нужно, а лучше найти такой вариант решения проблемы, который бы полностью удовлетворял запросам человека. Однако такие ситуации случаются редко. Зачастую человек становится именно перед дилеммой, где при выборе одного из вариантов он лишается привилегий второго решения и сталкивается с определенными трудностями, которые бы не возникли, если бы он принял иное решение (однако и при другом решении были бы трудности, которые не возникнут при выборе первого решения).

Таким образом, дилемма – это проблема, при которой:

  1. Человек не может полностью удовлетворить свои потребности, иначе вопрос был бы очень быстро решен.
  2. Человек вынужден выбирать, от каких благ отказаться ради приобретения других благ.
  3. Человек вынужден выбирать, с какими трудностями столкнуться, чтобы не сталкиваться с иными проблемами.
  4. Человек вынужден выбирать, какое будущее строить, при этом оно будет лишено тех привилегий, которые могли бы у него быть, если бы он выбрал иной вариант решения.

Правила успешной лжи во благо

  1. Главный принцип – не перестараться с враньем. Выдавайте информацию порциями, чтобы ложь имела правдивый характер. Поверить в то, что вы видели летающих слонов, будет трудно.
  2. Ложь следует продумывать заблаговременно, тогда она будет выглядеть естественней, чем, когда вы будете заикаться, а ваши глаза будут судорожно бегать по сторонам.
  3. Наблюдайте за человеком, которого вы хотите обмануть. Есть разные люди: одни готовы поверить практически во всё, даже в то, что не поддаётся логике, другие же подвергают все сомнению. Изучите человека и найдите к нему собственный подход.
  4. Помните о мелочах, которые вы упоминаете. Ложь может быть раскрыта из-за мелочи, которую вы упустили. Если говорите мужу о том, что в пятницу были с подругой в кино, то неделю спустя не забудьте, на каком именно фильме вы были. Будет весьма подозрительно, если через некоторое время вы предложите своему любимому пойти на этот же фильм, позабыв, что вы уже видели его.
  5. Искренне верьте в то, что вы говорите. Зачастую случается так, что говорить неправду нужно там, где вы не собирались. Не напрягайтесь, когда лжёте. Это сразу же наводит на некие подозрения. Расслабьтесь и рассказывайте то, что собирались, сейчас не время чувствовать свою вину за свою ложь, ведь так поступают практически все.

Подведем итог

Этическая дилемма – это ситуация, когда приходится переступать через нормы и принципы, чтобы решить проблемный вопрос. Иногда случается так: человек встает перед выбором, от принятия которого холодеет спина, но и не принять его нельзя. Такие дилеммы обязывает использовать различные виды анализа и даже расширять свое сознание, в противном случае поверхностный подход к вопросу может привести к серьезным потерям для всех участников ситуации.

Пообщайтесь с теми, кто уже имел опыт решения подобных дилемм, обратитесь за помощью к профессиональной литературе, взвесьте все «за» и «против» и выберите меньшее из зол. Но прежде, чем принять решение, посмотрите на происходящее под другим углом: а может, дилемму можно оставить без внимания? Может, это и не дилемма вовсе, и все проще, чем вам кажется?

Пусть в вашей жизни всегда находится оптимальное решение для любого сложного и нестандартного вопроса! Желаем удачи!

И не забудьте поучаствовать в опросе:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: