Свой и чужой
Проблема толерантности в художественной литературе представлена самыми разнообразными произведениями. Она отображается в детских сказках Андерсена и Пушкина, ее можно наблюдать в рассказах о Винни-Пухе и Карлсоне. Образцами толерантного поведения могут послужить животные из произведения Киплинга «Маугли».
Аргументы проблемы толерантности можно найти в каждом втором литературном произведении. Даже в историях о войне или политических репрессиях есть место для чего-то человеческого. Взять, к примеру, «Альпийскую балладу» В. Быкова. События истории разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Из лагеря фашистов сбегают пленники: русский солдат Иван и Джулия, девушка из Италии. У них было всего три дня. Три дня долгожданной свободы, погони и жизни в сложнейших условиях. Когда фашисты настигли беглецов, Иван взял всю вину на себя, за что поплатился жизнью. Джулия всю свою жизнь берегла память о смелом солдате. После окончания войны она отыскала в России его родственников и написала им о гибели Ивана. Она хотела рассказать о подвиге простого солдата, который спас незнакомую иностранку. Они ведь даже не знали языка друг друга.
Здесь описана межнациональная проблема толерантности. Аргументы из литературы, что написаны в подобном ключе, раскрывают глубинный смысл терпимости и человечности. Читателю было бы понятнее поведение главного героя, если бы он защитил свою соотечественницу. Но здесь была итальянка, с которой они даже не были знакомы. Так почему он так поступил? Главный герой не делил людей на «русских» и «не русских» и просто сделал то, что мог сделать, если бы на месте итальянки был кто-то другой. Автор пытался показать, что не существует такого понятия, как «свой» и «чужой», есть просто человек, нуждающийся в помощи.
Сочинение на тему «Что такое толерантность»
Толерантность — сложное понятие, включающее в себя уважительное и терпимое отношение к другим людям, их взглядам и образу жизни.
Толерантность предполагает готовность уважать право других на самовыражение, даже если их взгляды, верования, образ жизни не разделяешь. Толерантный человек старается не возводить свою систему ценностей в абсолют.
Толерантность — проявление высокой культуры, уважения к другому как личности. Она означает умение смотреть на других глазами разума, а не эмоций.
Толерантность предполагает баланс между готовностью признать право других на иное мнение и необходимостью защищать свои интересы и ценности. Сила толерантного общества заключается в умении разумно регулировать отношения между разными группами.
Воспитание в себе толерантности — важная задача для каждого человека. Это помогает понять, что разнообразие мнений, культур — естественное явление.
Только толерантное общество может быть справедливым и гуманным. Только в нём люди чувствуют себя свободно и защищенно, независимо от их взглядов и образа жизни.
Таким образом, толерантность — важная черта цивилизованного общества. Она позволяет избежать конфликтов из-за различий и найти пути гармоничного сосуществования.
Мне нравитсяНе нравится
Вариант 2
Роман «Герой нашего времени» уникален тем, что это единственный законченный роман М. Ю. Лермонтова о жизни светского общества. Поэт несколько раз обращался к теме трагедии незаурядного человека в условиях России 19-го века, но эти опыты остались незавершенными.
В романе Лермонтов поставил перед современниками «зеркало», в котором показал портрет поколения последекабристского времени, создал образ типичного представителя эпохи, и при этом попытался психологически достоверно объяснить особенности натуры главного героя. Именно поэтому композиция романа так отличается от произведений других романистов.
Роман состоит из четырех самостоятельных повестей и одного рассказа. «Бэла», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» даже были напечатаны до выхода всего романа, и вызвали упреки читателей. Рассказ «Максим Максимыч» сюжетно понятным становится только при прочтении всего романа. Все произведения объединяются одним главным героем – «героем нашего времени» – Григорием Александровичем Печориным. Все части романа представлены в разных жанрах – путевые заметки, романтическая новелла, психологическая повесть, рассказ.
Интересно и то, что узнаем мы о центральном герое из разных источников: от лица автора – путешествующего офицера, от лица Максима Максимыча и от лица главного героя из его дневника. Необычным является и то, что нарушено хронологическое течение сюжета, не сразу становится ясен порядок событий в жизни героя. Но Лермонтов и не стремился описывать биографию, а хотел как можно ярче раскрыть противоречивый характер своего героя. Узнаем мы о нем впервые из рассказа скромного пожилого офицера Максима Максимыча, которому нравится Печорин, но он не способен понять сложную натуру своего подчиненного. Затем автор повествует нам о встрече с этим человеком, рисует его портрет и описывает свое впечатление от Печорина.
Натура главного героя становится понятнее, ведь автор близок Печорину по возрасту и воспитанию. Далее уже сам Печорин рассказывает читателям о себе, откровенно поверяет свои мысли, душевные метания. Мы узнаем о его страстной любви к Вере, о невозможности проявить свои способности. Он анализирует себя, выставляет напоказ свои пороки. Разочарование в жизни, равнодушие к своей судьбе приводят его к пренебрежению к чувствам других людей.
От главы к главе натура главного героя становится ярче, он как будто выступает из темноты, раскрывается навстречу читателю. Именно к этому и стремился Лермонтов – показать читателям представителя поколения – человека умного, яркого, наделенного и достоинствами и недостатками, но, к несчастью для себя и других, сумевшего реализовать только свои пороки.
Вариант 1
Для того чтобы ответить на вопрос «Что такое толерантность», нужно вначале разобраться в самом этом понятии. Толерантность – это терпимость и уважение по отношению к чужой культуре, поведению и этнической принадлежности. Толерантные люди принимают чужие ценности и идеалы, они почтительно относятся к иному мировоззрению. Таким, например, был мальчик Вася из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».
Несмотря на то, что отец главного героя занимал высокое положение в обществе, он смог подружиться с детьми, которые были выходцами из самого низкого сословия. Вася сумел понять и принять чужой образ жизни, он прочувствовал всю боль и лишения, через которые приходится пройти обездоленным людям.
В его городе называли «дурным обществом» тех, у кого не было собственного дома. Им приходилось жить в заброшенном подземелье, находившемся возле старой часовни. Здесь Вася познакомился с Валеком и Марусей. Он нашёл в них тех друзей, которых ему так не хватало. Общаясь с этими детьми, главный герой понял, насколько трудна и безрадостна жизнь людей из подземелья. Но они не были плохими, вопреки распространённому мнению, большинство из них было гораздо порядочнее других горожан. Больше всего мальчика впечатлило то, что Валек был вынужден воровать еду, чтобы прокормить свою голодную младшую сестрёнку. Вася никогда до этого не задумывался о ценности сытой жизни, он привык, что это само собой разумеющийся факт.
Видя, как трудно живётся новым друзьям, главный герой старался помочь им, чем мог. Он поддерживал их, играл с ними, приносил из дома продукты. Он был уверен в том, что все испытания посланы несправедливо таким хорошим людям. Но не только Вася помогал дурному обществу, он тоже смог у них многому научиться. В мире обездоленных хватало места любви и заботе, Тыбурций всеми силами пытался подарить радость своим детям, делал всё возможное ради их благополучия. Мальчику было очень горько осознавать то, что в его жизни нет и малой доли такого родительского внимания.
Осенью Маруся сильно заболела, и Вася, чтобы поднять ей настроение, принёс куклу, которую подарила его мама перед своей смертью младшей сестрёнке. Отец мальчика не понял мотивов его поступка и запретил ему всяческое общение с представителями дурного общества. Однако Вася не смог перестать волноваться за их судьбу, поэтому сбежал из дома. К сожалению, он не смог помочь ничем Марусе, она всё равно умерла. Эта потеря оставила неизгладимый след в душе главного героя. Его отец был поражён, когда узнал, для чего нужна была Васе кукла, и какая трагическая участь постигла его новых друзей. Получилось так, что люди, которых судья раньше и за людей не считал, научили его, как нужно любить и заботиться о своих детях. Можно с уверенностью сказать, что опыт, который получил главный герой рассказа В.Г. Короленко «Дети подземелья» повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Все произошедшие события сделали Васю мужественнее, добрее и терпимее к чужим недостаткам.
А главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров наоборот не признавал никакого инакомыслия. Он считал своё мнение единственно правильным и не хотел мириться с чужими недостатками. Людей с другими приоритетами в жизни он считал недостойными уважения.
Именно толерантности не хватало ему и Павлу Петровичу Кирсанову. Автор на протяжении всего романа сталкивает их мировоззрения, которые становятся причиной многочисленных споров. Эти словесные столкновения оканчиваются дуэлью, так как ни одна из сторон не желает прислушаться к другой точке зрения. А ведь отсутствие понимания и терпимости к иному образу жизни приводит не только к семейным разногласиям, но и к мировым революциям. Поэтому И.С. Тургенев хотел показать, к чему приводит судьба таких людей: Евгений Базаров погибает, а Павел Петрович Кирсанов продолжает жить безрадостной жизнью одинокого человека.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что толерантность – это очень важная человеческая способность без агрессии воспринимать чужие мысли и привычки. Каждый человек имеет право на свой образ жизни и окружающие должны с уважением принимать его, если это не нарушает права и свободу других людей. К сожалению, проблема толерантного отношения актуальна и в современном мире. Люди забывают о том, что хотя мы все и живём в одном обществе, в то же время мы все разные, со своими взглядами и привычками, традициями и жизненными ценностями.
Отношения с людьми
Для Собакевича все вокруг мошенники, продавшие душу. Отзываясь о них нелестно, он с желанием ведет торговлю, ищет возможность заключить сделку и увеличить свой доход. Нельзя сказать, что у Михаила Семеновича есть друзья, он только гость или собеседник. Когда дело касается выгоды, у Собакевича появляется «рысь и дар слова». Собачий нрав не позволяет доставлять удовольствия ближнему, хотя жена называет его «душенькой». На этом слове-обращении спотыкается каждый читателей. Слово не подходит ни к внешности, ни к поведению человека.
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/harakteristika-i-obraz-sobakevicha-v-poehme-mertvye-dushihttp://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1397-harakteristika-sobakevicha-mertvye-dushi.htmlhttp://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/sobakevich-harakteristika.html
Проблема определения
В целом синонимами толерантности выступают такие понятия, как уважение, понимание и принятие.
Толерантностью нельзя назвать уступку, потворство или снисхождение, к тому же она не означает терпимость к несправедливости со стороны другого человека или отказ от собственного мировоззрения и особенностей поведения.
Можно рассмотреть множество определений толерантности, но ни одно из них не будет полностью раскрывать смысл этого процесса ввиду того, что нельзя полностью охватить все стороны человеческой жизнедеятельности. Так что такое толерантность? Определение этого термина можно свести к следующему. Толерантность – это осознанная, чистосердечная терпимость, особая психологическая установка, что ориентирована на уважительное восприятие иных ценностей, убеждений, способов самовыражения и других составляющих человеческой индивидуальности. Это активная позиция, которая помогает достичь взаимопонимания между оппонентами.
Большой город – толерантная среда
Как правило, нейтральное отношение к чужакам быстрее формируется в мегаполисах, многонациональных по определению. В крупных городах приходится налаживать контакты с представителями разных этнических групп. В городе легче складывается поликультурное общение. Открытая демонстрация гендерных, этнических предубеждений неизбежно приведет к конфликтам и разрушению комфортной обстановки. Поэтому в современном городском пространстве демонстративные ксенофобные выходки считаются неприличными и встречаются редко.
Напротив, в тесных и замкнутых на себя коллективах интолерантная модель проявляется в крайней степени ярко. Это часто связано с повышенной степенью тревожности внутри закрытого социума. Члены группы воспринимают человека извне как потенциальную угрозу своему существованию. Он не другой, он опасный. Чужак способен нанести вред, разрушить привычный строй жизни. Поэтому единственно правильная реакция – агрессивный отпор, грубое вытеснение. Те же меры принимают в том случае, если требования перестает выполнять условный «свой». Его также безжалостно изгоняют и лишают места и положения в сообществе.
Вариант 3
В наше время все чаще говорят о толерантности и ее важности в обществе. Толерантность – это способность уважительно относиться к мнению и поведению других людей, несмотря на то, что оно может отличаться от нашего
И в этом нет ничего сложного или непонятного. Важно понимать, что толерантность не является проявлением слабости или безразличия, наоборот, это проявление силы и уважения к другому человеку.
Толерантность – это необходимый элемент гармоничного общества, где каждый имеет право на свою собственную точку зрения. Если мы не будем терпимо относиться к различиям, то это приведет к конфликтам и недоверию друг к другу. Без толерантности невозможно создать культуру взаимопонимания и уважения, которая является основой для мира и прогресса.
Одним из примеров толерантности является герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников, который в итоге понимает, что несмотря на все свои убеждения и принципы, он не имеет права на жизнь других людей. Это проявление толерантности, поскольку он осознал свои ошибки и нашел в себе силы признать их.
Лично для меня, проявление толерантности заключается в уважительном отношении к мнению других людей, даже если оно кажется мне неправильным или несогласуется с моими убеждениями
Важно понимать, что каждый человек уникален и имеет право на свою точку зрения, которую следует уважать
В итоге, толерантность – это основа гармоничного общества, где каждый имеет право на свое мнение и поведение, которые следует уважать и принимать. Это проявление силы и уважения к другим, и каждый из нас может внести свой вклад в развитие толерантности, начиная с уважительного отношения к другим и проявления доброты и поддержки к тем, кто в нашей жизни нуждается.
Мне нравится178Не нравится75
Рассуждение
Толерантность – это привилегия сильных и умных.
В жизни меняется все. Не подвластны времени только общечеловеческие ценности — любовь, добро, честность, справедливость, человечность. Современные исследователи общественных отношений называют этот исторический феномен толерантности и считают ее признаком нравственной эволюции человечества.
16 ноября отмечают Международный день толерантности по всей планете.
В мировом сообществе самым значимым является феномен толерантности, который соответствует сложным процессам международного, межконфессионального и культурного общения народов. «Сегодня наиболее полезный человек в мире – это тот, который умеет наладить с другими человеческие отношения – это важный предмет в большой учебной программе жизни».
Современный цивилизованный человек – это не только образованный человек, но и личность, которая обладает чувством самоуважения, и кого уважает окружение. Признаком толерантности считается высокий духовный и интеллектуальный рост личности или общества в целом.
Толерантность стала своеобразным звеном общественных, межличностных отношений. Как проявление уважения к представителям различных этносов, религий и культур, толерантность выступает обязательным требованием развития современной цивилизации. Сегодня, когда в мире распространены насильственные методы решения социально-политических, религиозных, этнических проблем, возникает потребность в толерантности, которая обосновала другую систему жизненных ценностей и приоритетов. Быть готовым принять другого человека таким, какой он есть, коммуницировать с ним в диалоге – это и есть толерантность.
В научной литературе, на сегодняшний день толерантность не толкуют как терпимость, это слова растолковывают как уважение и принятие равенство мнений, отречение от преобладания и насилия. Она предусматривает, что человек готов принять другого таким, какой он есть, и действовать с ним основываясь на согласия. В то же время толерантность не есть отношением безразличия (индифферентности) или приспособления к другому (конформизма). Она предусматривает и безотказную позицию – полное отрицание от своих интересов, или альтруизма.
Исторические реалии прошлого века убедительно свидетельствуют о том, что унижение прав и свобод человека неизбежно приводит к трагедии. Именно поэтому, воспитывая молодое поколение в духе толерантности, мы сможем исправить ошибки, или хотя бы не допустить новых и в новом веке творить новую историю, свободную от притеснений прав и свобод ребенка, человека, гражданина. А поможет нам в этом толерантность.
2 вариант
Толерантность это терпение или терпеливость. Терпимым быть не сложно ну для кого как. Кто психует часто, к этому человеку быть терпимым очень сложно. Он за любой мелочи начинает психовать даже если правильно, что-то подсказать то все равно найдёт к чему придраться.
Еще хуже человек, который часто сострадает — ему время от времени приходится другому человеку рассказывать свои недостатки, нервы и многое другое. Особенно когда говорит про тебя, тебе самому начинает это не нравиться, и ты станешь его ненавидеть. Даже если в него влюбилась девушка, то ей кажется что она скоро его бросить. Но если тот человек не будет часто сострадать. Самый хороший и дорогой человек, который в душе милосердий. Ему очень хочется поднять друга который часто попадает в проблемы. Он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.
Человек, который терпит пакости на протяжении всей жизни и прощает почти все твои ошибки, это таких людей мало во всём мире. Человек, который воспринимает недостатки окружающих наиболее опасный у него свой мир он про каждого человека говорит, в себе его недостатки, своим друзей у такого человека не много. Толерантным человеком быть не сложно нужно просто знать с какой стороны относиться к другому человеку, если он нервный, то только попробовать его подбодрить или успокоить.
Многие путают толерантность с прощением или милосердием, но оно так и есть. Однако отцы церковь не приемлют терпимость к любой точке зрения, считают её угрозой моральным устоям. Это заставляет задуматься есть ли границы в этом мире. Не каждому человеку удаётся быть добрым в каждом есть частичка зла, и она когда-то выходить за границу человека. Толерантность в любом возрасте человека она меняется. Человек, который хочет жить без сострадания тогда ему нужно, будет исправить самого себя.
То в этом ему может быть поможет человек, который, ищет недостатки других людях. И человек в которому живёт милосердие тот самый момент когда человеку нужно, сильно помощь. Тогда тот это хоть капельку хочет то в этом ему помогут эти люди.
Любовная линия
Не менее красочно описана проблема принятия других в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Здесь, в суровых условиях гражданской войны, толерантность представляется чем-то невозможным, но автор вводит дополнительную «переменную», что находится на уровень выше условностей, – это любовь.
Герои романа – Дуняшка Мелехова и Мишка Кошевой — любили друг друга. Но в ходе революции их семьи стояли по разные стороны баррикад, и, когда все военные действия закончились, Мишка Кошевой оказывается врагом для семьи Дуняшки. Но они влюблены, и эта любовь выше всех условностей. Нравственность всегда будет стоять выше идеологических и политических предпочтений.
Вариант 4
В поэме «Мертвые души» главный герой Чичиков приезжает в поместье Собакевича. Николай Васильевич Гоголь описывает увиденную деревню, дом, а затем самого помещика. Это позволяет читателю заметить, что по состоянию жилого помещения можно догадаться о характере или внешности его хозяина.
Из пятой главы мы узнаем, что поместье Собакевича не имеет симметрии, неуклюжее, но довольно крепкое. Видно, что хозяин заботится о прочности. Когда Чичиков осматривал комнату, ему казалось, словно все: пузатое ореховое бюро, стол, стулья, кресла – говорило о своей схожести с хозяином. Таким он увидел и самого Собакевича. Он считает, что помещик похож на медведя. Гоголь иронично дает ему имя Михаил, что подчеркивает внешность. Собакевич, кстати, также неуклюж, как и его дом. Он часто наступает людям на ноги.
Первым, что предстояло герою, оказался обед. Чичиков был крайне удивлен количеству еды. Помещик очень любил покушать, что и сделало его таким крупным. Во время разговора за столом главный персонаж убедился в том, что Собакевич обо всех отзывается плохо. Впрочем, такая реакция была и по поводу национальной кухни.
После обеда Чичиков все-таки начал разговор о сделке, но очень отдаленно. В конце концов Собакевич прямолинейно задал вопрос о мертвых душах. Удивительно, что его не смущает это. Он спокойно говорит. Автор сравнивает с разговором о хлебе. Мы видим, что помещик уже нашел свою выгоду в еще несовершенной сделке. Он предлагает большую сумму, описывая заслуги крестьян при их жизни. Чичиков долго торгуется, но Собакевич все еще настаивает на большой цене. В итоге, заинтересовав помещика в столь сомнительной сделке, персонаж собирается уходить, на что повелся Михаил Семенович и согласился на малые деньги.
Таким образом, Николай Васильевич показывает нам человека, которому главное в жизни хорошо покушать и иметь выгоду даже в том, чего уже не существует. Мы знаем, что все крестьяне сыты, но необходимо понимать, что это не для их хорошей жизни, а для того, чтобы велась работа, то есть снова все для Собакевича. Автор прямо говорит, что в теле этого помещика совершенно не было души, а также, сравнивает его с бессмертным кощеем. Душа закрыта толстой скорлупой, как и сам Собакевич в своем доме, окруженном толстым деревянным забором. Этот персонаж также требует к себе особого внимания, показывая одни из самых неприятных людских пороков.
Вариант 6
Толерантность — это необходимое качество для гармоничного сосуществования людей в обществе. Это способность уважать мнения, верования и поведение других людей, несмотря на то, что они могут отличаться от наших собственных
В данной работе я рассмотрю, почему важно быть толерантным и приведу несколько аргументов, подкрепленных примерами из русской литературы и моей жизни
Толерантность — это ключевой фактор в общественной жизни. Без нее мы не можем добиться равновесия и гармонии в отношениях между людьми. Недопустимо ставить себя выше других и считать свое мнение более важным, чем мнения других людей. Только толерантность позволяет нам понимать и принимать различия в культуре, религии, политических взглядах и образе жизни.
Первый аргумент — толерантность укрепляет нашу общественную жизнь. Если мы будем уважать и принимать друг друга, то сможем легче достигать взаимопонимания и совместно решать проблемы. Благодаря толерантности мы создаем гармоничное и благоприятное окружение для жизни и развития.
Второй аргумент — толерантность учит нас быть лучше. Когда мы уважаем других людей, мы становимся более открытыми и готовыми к диалогу, учимся прислушиваться к мнениям других людей, а также уважать их право на свое мнение. Это позволяет нам улучшать свои навыки общения и делает нас более привлекательными для окружающих.
Третий аргумент — толерантность создает мирное общество. Мирное сосуществование различных культур, национальностей и вероисповеданий возможно только при условии толерантности. Примером может служить роман Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором показана взаимная толерантность и уважение между французами и русскими во время войны.
Личный пример толерантности, который я хотел бы привести, это мой друг, который исповедует другую религию. Несмотря на это, мы уважаем и принимаем друг друга и наши различия в культуре и религии никогда не становились препятствием для нашего дружбы.
В современном мире, где все более индивидуалистично и становится сложнее найти общий язык, толерантность становится все более важной. Без толерантности мы не сможем создать гармоничное общество, которое уважает права и мнения каждого человека
Поэтому, будьте толерантными и уважительными к другим людям, и вы поможете создать мирное и благоприятное окружение для жизни и развития.
Мне нравится83Не нравится45
Популярные сочинения
Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название.
Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия всего, к чему можно прикоснуться в нашем окружении, — это имена существительные.
Предметы могут быть одушевленными или неодушевленными. Другими словами: живыми или неживыми. А существительные могут отвечать на вопрос: «кто?» или «что?». Например: существительное «собака» отвечает на вопрос «кто?», потому что она живая. Собака – одушевленный предмет. Иначе обстоит дело со словом «стол». Стол – предмет неодушевленный, поэтому существительное «стол» отвечает на вопрос «что?».
Существительные могут изменяться по родам, числам и падежам. Они бывают мужского, среднего или женского рода, множественного и единственного числа. Например: пятиклассник – существительное мужского рода в единственном числе. А «пятиклассники» — то же самое слово, но во множественном числе. Еще пример: школа – это существительное женского рода в единственном числе, а школы (их несколько) – множественное число. Средний род отличается от предыдущих примеров. Чаще всего такие слова заканчиваются на буку «о». Например: окно, стекло, лето. Некоторые из них могут не иметь множественного числа (лето). А есть и такие, которые не бывают в единственном числе, например, «ножницы».
Еще существительные изменяются по падежам. Самый главный падеж – именительный. Начальная (не измененная) форма любого существительного: слово в именительном падеже единственного числа.
Толерантность стиснутых зубов
Уровень толерантности зависит от общего уровня развития сознания. На самом низком уровне единственный доступный уровень — сосуществование со стиснутыми зубами. Вот цитата из Интернета, отражающая этот уровень:
Не слишком высокий уровень, и главное, очень ненадежный. От ненависти до практических действий рукой подать.
Все познается в сравнении. Равнодушие, о котором я писал чуть раньше как о достаточно низком уровне, — безусловно уровень более высокий. И Шопенгауэр, видимо, и имел ввиду переход от активного неприятия к равнодушию.
Но, как я уже говорил, равнодушие — также крайне неустойчивый вид толерантности. Это некое бегство от проблемы. Как только нас задевают, эта толерантность улетучивается, мы стискиваем зубы и попадаем сюда.
В приведенной выше цитате описан крайний случай такой толерантности. Более мягкое определение — сопротивление желанию использовать силу для доказательства своих аргументов. В таком определении на этот (самый низкий уровень толерантности), к сожалению, мы все иногда спускаемся (особенно когда эта сила есть).
Безусловно есть случаи, когда силу нужно применить. Толерантность — это не умиротворение агрессора. Толерантность никак не противоречит отстаиванию своих принципов. Можно быть толерантным, но, если нужно, изо всех сил дать по башке.
Примечание. Если сила не применяется из-за страха наказания (или ответных действий), то это не толерантность. Как только страх наказания исчезает (например, в периоды любых потрясений, когда нет твердой власти и когда возникает анархия), так сразу в ход идут кулаки.
Виды толерантности
Социальное приятие предполагает равную оценку людей вне зависимости от их индивидуальных особенностей. Другими словами, никакие личные убеждения, возрастные или психологические качества не делают человека плохим или хорошим. В зависимости от сферы проявления выделяют следующие виды толерантности:
- Политическая. Предполагает бережное отношение власти к рядовому гражданину. Недопустима дискредитация по причине политических убеждений или партийной принадлежности.
- Педагогическая. Подразумевает нейтральную оценку любого образовательного уровня и развития интеллекта.
- Возрастная. Равноценное восприятие человека любой возрастной группы.
- Гендерная. Признание ценности личности вне зависимости от ее половой принадлежности.
- По состоянию здоровья. Люди с ограниченными возможностями признаются полноценными членами социума с равными правами.
- Национальная. Отсутствие личных преимуществ у представителей какой-либо нации.
- Религиозная. Свобода вероисповедания. Многоконфессиональное пространство не должно превозносить одну и угнетать другую религию.
Психологическую терпимость, которая проявляется в раннем детстве, принято называть естественной. В зрелом возрасте формируется вторичная толерантность. Это более осознанное явление, характерное для сформировавшейся полноценной личности. На формирование вторичной терпимости влияют:
- семейное воспитание;
- обстановка в социуме;
- уровень развития;
- благосостояние.
Кроме того, терпимость по отношению к чужим понимают, как способность сдерживать внутреннюю конфликтность при столкновении с сильными раздражающими факторами. Простыми словами, при встрече с представителем иной культуры, этноса, вероисповедания вы не станете демонстративно проявлять недовольство. Ваше уравновешенное настроение не изменится. Даже если внутреннее состояние пока далеко от идеала. Необходимо воспитать в себе коммуникативные навыки.