Чем современна комедия «горе от ума»?

Сочинение на тему жалок или страшен молчалин 9 класс

История создания пьесы «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов является автором знаменитой комедии «Горе от ума». Процесс создания пьесы был долгим и несколько сложным.

Грибоедов начал работу над пьесой в 1816 году, когда он находился на службе в Персии. Он писал ее на русском языке и считал, что «Горе от ума» будет поставлена на сцену в России. Однако, пьеса была написана в условиях цензуры, поэтому Грибоедову пришлось удалить из нее множество смелых шуток и уклониться от точных описаний некоторых событий.

В конце 1823 года Грибоедов, вернувшись в Россию, внес последние правки в пьесу и отправил ее в театр, однако она была отклонена по причине слишком амбициозного сценария и сложного текста.

После смерти Грибоедова, прошло еще 17 лет, прежде чем пьеса была впервые поставлена на сцену в 1831 году. Она сразу же стала культовой, вызвав ливень оскорблений и критики различных общественных слоев.

Интересный факт: Грибоедов писал пьесу в перерывах между своими политическими делами и дипломатическими миссиями.

Возможность посмеяться над собственными ошибками

Комедия «Горе от ума» не только показывает порой абсурдность и смешные ситуации, в которые люди могут попасть, но и поднимает проблему самоиронии и способности посмеяться над собственными ошибками. Это особенно актуально в наше время, когда многие стараются показаться идеальными в глазах других людей и боятся признавать свои недостатки.

В комедии главный герой, Молчалин, страдает от «гордого ума». Он считает себя непревзойденным гением и надменно относится к окружающим. Но его высокомерие и уверенность в своей правоте приводят его к смешным и нелепым ситуациям. Это позволяет зрителям насладиться его горе и одновременно задуматься о своих собственных грехах.

Посмеяться над собственными ошибками — это важный шаг к самоанализу и саморазвитию. Комедия «Горе от ума» напоминает нам, что никто не идеален, и даже самые умные и образованные люди могут совершать глупые поступки. Она намекает на то, что надо научиться смеяться над собой и принимать свои недостатки.

Сегодня, когда социальные сети и медиа диктуют нам стандарты совершенства и показывают только лучшие стороны жизни, мы редко сталкиваемся с реальными ошибками людей. Комедия «Горе от ума» напоминает нам, что ошибки делают нас людьми. Она развенчивает иллюзию идеальности и показывает, что все мы можем быть героями комедии, если попытаемся посмотреть на свои собственные ошибки с юмором и не принимать себя слишком всерьез.

Расслабляет и добавляет позитива

Комедия «Горе от ума» не только привлекает зрителей своим ярким юмором и острыми диалогами, но также эффективно расслабляет и добавляет позитива в наше напряженное и стрессовое время.

В современном мире, где мы постоянно сталкиваемся с повседневными проблемами и стремимся успешно справиться с ними, нередко возникает потребность в расслаблении и отвлечении от реальности. Комедия «Горе от ума» предлагает идеальный путь для этого.

Смех имеет мощное воздействие на наше психическое и эмоциональное состояние. Когда мы смеемся, наш организм вырабатывает эндорфины — гормоны счастья и радости. Это помогает нам расслабиться, снизить уровень стресса и негативных эмоций.

Одна из основных целей комедии «Горе от ума» — вызвать у зрителей смех и радость. Гениальное сочетание сюжета, классической комедийной структуры и ярких персонажей создает атмосферу, в которой невозможно удержаться от смеха.

Более того, комедия «Горе от ума» активно использована для переноса на экраны, театральных подмостков и студий. Популярные постановки этой комедии получают признание и любовь публики из поколения в поколение. Ведь какое может быть более замечательное средство отвлечения и добавления позитива, чем настоящий смех?

Рассмешивая зрителей, комедия «Горе от ума» помогает им расслабиться и переключиться от негативных мыслей и проблем к положительным и приятным жизненным моментам.
Смех из комедии также позволяет посмотреть на себя и свои проблемы с иронией и самоиронией.
Комедия «Горе от ума» является своеобразным противоядием для серости и однообразия нашей жизни

Эта пьеса напоминает о важности умения смеяться над собой и иметь оптимистичное отношение к жизни.
Время, проведенное в компании комедии «Горе от ума», помогает нам хорошо провести время и забыть о наших повседневных проблемах.. Таким образом, комедия «Горе от ума» является актуальной в наше время не только потому, что она остается шедевром русской литературы, но и потому, что она способна расслабить и добавить позитива в нашу жизнь

Смех и радость, которые она приносит, помогают нам пережить стрессовые ситуации с легкостью и насладиться жизнью во всей ее красе

Таким образом, комедия «Горе от ума» является актуальной в наше время не только потому, что она остается шедевром русской литературы, но и потому, что она способна расслабить и добавить позитива в нашу жизнь. Смех и радость, которые она приносит, помогают нам пережить стрессовые ситуации с легкостью и насладиться жизнью во всей ее красе.

Карьеризм

Смешон или страшен Молчалин? Сочинение Грибоедова — это не просто комедия, в которой автор талантливо высмеял пороки московского общества. В нем также писатель поднял вопрос о том, какие чувства вызывает человек, стремящийся к карьерному взлету. Ошибкой Чацкого стало заблуждение относительно секретаря Фамусова. Молчалин — человек «бессловесный», но способен добиться «степеней известных». В его стремлении сделать карьеру нет ничего предосудительного, если бы не полное равнодушие ко всему, что происходит вокруг.

Один из критиков заметил, что Молчалин, решив однажды сделать карьеру, пошел по пути, с которого уж никогда не свернет. Даже если будет умирать его мать, любимая женщина позовет на помощь, а весь мир станет ему плевать в лицо, он не отступит. Вопрос о том, смешон или страшен Молчалин, исходя из этой точки зрения, предполагает однозначный ответ. Циничных карьеристов следует опасаться. Их угоднические манеры — не повод для иронии. Ведь если такому Молчалину удастся обмануть окружающих, рано или поздно он покажет свое истинное лицо. И лик его будет страшен.

Вариант №2

Поэма «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова вполне заслуженно считается одним из лучших произведений не только русской, но и мировой литературы. Крайне широкий интерес вызывает характеристика главных героев. Лично у меня возникли двойственные чувства по поводу каждого героя. Невозможно описать одним словом даже второстепенного персонажа, что уж говорить об основных героях. Например, Софью можно назвать легкомысленной и мудрой одновременно.

Многие считают Алексея Молчалина, одного из отрицательных героев, смешным, а некоторые думают, что он страшный. Я считаю, что стоит прислушаться к мнению обеих сторон.

В начале произведения мы знаем о Молчалине лишь со слов Софьи, и он кажется вполне достойным, образованным и воспитанным молодым человеком. Но потом мы видим его и со стороны господ, и со стороны прислуги. Медленно, но верно становится понятно, что все хорошее в нем напускное. Чем дальше читатель углубляется в книгу, тем отвратительнее кажется персонаж.

Чацкий считал, что Молчалин добьется больших успехов, если продолжит также молчать и угождать всем. Разумеется, из контекста было понятно, что Чацкий и его друзья подтрунивали и смеялись над нелепостью и низостью Алексея. Это вполне понятно, ведь этот персонаж, ни капли не стесняясь, врет и льстит каждому, лишь бы получить от этого выгоду и оправдывается тем, что так завещал ему его отец.

Молчалин обманывает Софью, пользуется ее благосклонностью, чтобы добиться расположения ее отца, помещика Фамусова. Все его поступки направлены только во имя себя самого, он ничего не сделал ради других людей. А его попытки начать отношения с Лизой, верной служанкой и подругой Софьи! Я считаю это двойным предательством. Конечно, Лиза, как любая верная подруга и хорошая служанка, отказала ему, не желая обижать Софью. Молчалин не принял отказа от Лизы, и начал задаривать ее разными подарками. Примечательно, что даже в этом случае его не покинуло лицемерие: он начал называть все свои подарки уменьшительно-ласкательными словами, такими как «зеркальце», «ножнички». И даже когда Софья обнаружила их, он начал выставлять виноватой ее, говоря, что она приняла желаемое за действительное, и он никогда ее не любил.

Я думаю, что образ Молчалина, созданный Грибоедовым, актуален и по сей день. Ведь и сегодня, в наше время, можно встретить почти все типы людей, описанных в его книге, к примеру, таких как Чацкий, остроумных и веселых, таких как Фамусов, который вечно считает себя лучше всех знающим, как и что надо делать, или же таких как Молчалин, второстепенный герой комедии «Горе от ума», таких же гнусных, подлых и гнилых людей.

Как итог, я думаю, что Молчалин и его поступки не могут вызвать ни хороших чувств, ни даже смеха. Даже страх к нему недостаточно сильно чувствуется. Мне кажется, что большинство испытывают к этому персонажу что-то вроде презрения или отвращения. И я полностью поддерживаю таких людей, ведь если таких людей боятся, они почувствуют свою безнаказанность, и начнут творить еще больше зла.

9 класс

Сочинение Смешон или страшен Молчалин

Грибоедов как автор в своих произведениях всегда задевал темы, которые так или иначе касались человеческой личности, её плохих и хороших качеств, тех мыслей и целей, которые движут человеком, и те вещей, которые так или иначе помогают человеку жить и развиваться как личность. В его произведениях читатель может очень часто увидеть размышления на тему человеческого общества, мысли о том, что данное общество уже совсем изжило своё, и о том, что это самое общество живёт совсем не по тем законам и правилам, по которым стоило бы жить. Так или иначе, чтобы ближе ознакомиться с гением автора, то следует ознакомиться с его творчеством. Отличным примером послужит произведение “Горе от ума”.

В нём автор рассуждает насчёт темы неправильности человеческого общества, которое осуждает людей просто за то, что они думают иначе, или даже за то, что они просто мыслят дальше этого самого общества. Он говорит о том, что это общество терпеть не может людей, которые каким-либо образом пытаются обособиться от него, и чтобы этого не произошло, общество любыми доступными способами старается вызвать у человека стыд за свои действия, и потому многие люди, которых ещё волнует мнение этого самого общества ломаются и начинают потакать ему, и прекрасным примером такого человека послужит персонаж Молчанина.

Молчанин – прекрасный пример того, на что готов пойти человек, чтобы общество просто приняло его. В услужение обществу он начал потакать всему и вся, порой просто забывая о своей чести и гордости. Он буквально готов вылизывать башмаки любому человеку, который так или иначе приблизит его к тому самому обществу, к которому он так яростно и отчаянно стремится. Этого человека можно по праву назвать самым отвратительным персонажем произведения, так как он кроме отвращения ничего и не вызывает. Как человек он двуличен, и также готов идти даже по головам, лишь бы просто достичь своей цели. Однако он не заявляет об этом напрямую, что также характеризует его как жалкого, двоякого человека, который уже не знает, что ему делать, дабы приблизиться к обществу и к его одобрению.

Таким образом, автор показывает нам образ довольно жалкого человека, который сломавшись под гнётом общества, начал ему потакать. К сожалению, ничего кроме смеха данный персонаж не вызывает, потому как данный персонаж самый жалкий и отвратительный персонаж произведения.

Сатира на общество

Персонажи пьесы ярко отражают типичные черты общества: Профессор, с его пустословием и педантичностью; Лиза, которая следует за модными течениями и стремится быть выше других; Фамилий Львович, обманывающий людей, но при этом всегда находящийся в положении власти.

Такая сатира актуальна и в наше время, ведь многие проблемы, описанные в пьесе, все еще существуют. Многие люди все еще действуют по принципу «что скажут люди» и живут, исходя из общепринятых стандартов и ожиданий. Вместо того, чтобы быть самими собой, они стремятся показать другим, какие они «идеальные».

Комедия «Горе от ума» напоминает нам, что надуманное возвышение и глупость по-прежнему остаются проблемами нашего общества. Она является напоминание о том, что человек должен быть самим собой и не притворяться перед другими. Это и есть главное значение и актуальность пьесы и сатиры на общество в целом.

Использование современных образов и обращений

В комедии «Горе от ума» современные образы и обращения используются для создания и актуализации юмора. Пьеса, созданная в XIX веке, успешно переносится на современную сцену, благодаря умелому использованию современной лексики, стереотипов и образов.

В пьесе Чацкого и Молчалина можно узнать типичных представителей современного общества. Чацкий, с его идеализмом и нежеланием вступать в всеобщую игру коррупции и выгоды, является примером человека с самыми чистыми намерениями в современной жизни. Молчалин, с его слабостью и прозябанием на шее у богатой жены, символизирует современного «паразита», не способного к самостоятельной жизни и полагающегося на обеспеченное окружение.

Кроме того, в пьесе можно увидеть и обращения, привычные для современных людей. Распространенные фразы типа «бляха», «кинуть ногу», «ты можешь писать мне в вотсап» добавляют к комедийности ситуаций и помогают актуализировать сюжет в современной реалии.

Использование современных образов и обращений позволяет зрителям более полно воспринимать пьесу «Горе от ума» и смеяться над насущными проблемами, которые актуальны и сегодня.

Притворная неверность

Читатели высоко оценивают «Притворную неверность», подмечая, что Грибоедов как всегда на высоте. Произведение представляет собой маленькую комедию, правда, она не написана самим автором, а только переведена им. К прочтению особенно рекомендуется мужчинам, чтобы они увидели две крайности, в которые лучше не впадать.

Пьеса в одном действии 17 явлениях стала вольным переводом «Мнимых измен», которую написал Николя Тома Барта (1736–1785). На русский язык впервые была переведена прозой в 1772 году анонимным автором. Действующих лиц в пьесе 5, по желанию Грибоедов добавил еще одного персонажа – предшественника Чацкого.

Смешные ситуации и нелепые герои

В комедии «Горе от ума» нелепая и надуманная ситуация возникает уже в самом начале спектакля — когда Молчалин, герой с непреодолимой речевой тяжелостью, пытается выразить свои чувства к героине Наташе, но сталкивается только со смешными звуками и неуместными словами. Эта сцена вызывает смех и улыбку у зрителя с первых минут просмотра и устанавливает тон комедии.

Далее, в течение всего спектакля, зрители наблюдают за рядом смешных ситуаций, связанных с героями и их отношениями. Например, когда Софья отправляет одного за другим своих сватов — Лебедева и Молчалина, чтобы они узнали мнение Елизаветы Прокофьевны о ней, но каждый из них принес своеобразное сообщение, вызывающее смех у зрителей.

Также, нелепыми героями являются и сами главные герои — Митрофан и Софья. Их молодость и независимость от родителей приводят их к разным безумным и нелепым поступкам, от которых просто невозможно удержаться от смеха. Сцены, где Митрофан и Софья спорят по пустякам и переходят от одной темы к другой, показывают их комическую и безрассудную натуру и вызывают улыбку у зрителя.

В целом, комедия «Горе от ума» смешными ситуациями и нелепыми героями позволяет зрителю получить жизнеутверждающий заряд позитива и энергии. Благодаря этим комическим элементам, пьеса остается актуальной в наше время, потому что они могут быть применимы к нашей жизни и улыбнуться над нелепостями реальных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

Сочинение по произведению Горе от ума на тему: Смешон или страшен Молчалин?

Проверено экспертом

2. Кто же такой Молчалин?

3. Достоин ли Молчалин любви Софьи?

4. Отношение Чацкого к Молчалину.

5. Смешон или страшен Молчалин?

Герои комедии такие разные и такие одинаковые. Разные -по характеру, по социальному статусу, по взглядам на жизнь. Одинаковые – по внутренним устоям, традициям, сплоченности в единое целое. Каждый герой данного произведения достоин внимания, но особенно среди них выделяется Алексей Степанович Молчалин, об этом господине хотелось бы рассказать поподробнее. С одной стороны, роль у него незначительная, неприметная. С другой стороны, он совсем не последняя фигура в произведении. Это довольно симпатичный, приятный молодой человек. Характер тихий, спокойный, уравновешенный. В доме с ним все дружат, никто о нем никогда не скажет дурного слова. Фамусов, будучи начальником Молчалина, иногда разозлиться, накричит на своего секретаря, а тот ничего, терпит, молчит. Так, вскорости, и прощает его Фамусов, не может долго злиться. Помогает молодому человеку завет отца, который он усвоил с детства:

Один из героев данного произведения – Молчалин. Его тип является очень распространенным в русской литературе. Автор создал характер Молчалина как образ общественной мысли. Его мировоззрение сформировалось под влиянием рабского угодничества и подчинения чиновникам. Он в совершенстве овладел искусством раболепия – помолчать, когда его ругают, и за это с ним водили дружбу весьма влиятельные люди.

Ответы на вопрос

Отвечает Гордеев Данил.

Ответ:

Произведение внесло большой вклад в формирование нового стиля литературного языка.

До этого произведения подобного жанра писались вычурным неестественным языком. В них попадало много иностранных заимствований, в основном французских, так как на нем разговаривало образованное общество. В произведении Грибоедова язык, наоборот, достаточно прост, близок к разговорному. Недаром некоторые выражения их него стали пословицами.

Язык и стиль речи каждого персонажа «Горе от ума» индивидуален и используется автором для характеристики действующий лиц, олицетворяющих типы людей в обществе или недостатки, которые высмеивает комедия.

В пьесе много чисто московских выражений, используемых во время ее написания. Эта черта свойственна многим персонажам, несмотря на подчеркивание их индивидуальных различий. Бытовой и повседневный язык должен был подчеркнуть, что автор не выдумывает свой мир, а хочет говорить о людях, встречающихся в реальной жизни.

При этом слова Чацкого и Софьи имеют и другую задачу. Они выражают чувства этих персонажей. В монологах главного Чацкого звучат слова, которые употреблялись под влиянием вольнодумства эпохи декабристов: «отечество», «вольность». Его речь насыщена патетикой, в ней используются такие слова как: «чужевластье», «слабодушие», а также присущие только ему эпитеты: «подлейший», «алчущий».

Несмотря на это речь Софьи и Чацкого, при всей своей образности и цветастости, также реалистична. Автору явно стремился совместить бытовую речь с лирическим стилем.

Особенностью стиля комедии стала ее стихотворная форма. В ней чувствуется непрерывающийся ритм без пауз. Пьеса, в этом смысле, была написана как музыкальная драма. Грибоедов также обновил форму комедийного диалога, введя в него разговорную речь.

Размер реплик отдельных персонажей также использован автором комедии. Он определяется характером персонажей и ходом действия пьесы. Больше всего говорят Чацкий, озвучивая идеи автора и Фамусов, выражающие противоположную точку зрения. Второстепенные персонажи, чей образ и так ясен, например, Молчалин, немногословны. Кроме того, в ряде случаев, сама краткость реплик, как в случае со Скалозубом, помогает подчеркнуть характер героя. В данном случае это грубость и резкость старого служаки.

В целом, произведение можно охарактеризовать как блестящий пример использования разговорной речи для характеристики персонажей.

Отвечает Егоров Данила.

Язык комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова имеет несколько особенностей, которые отличают его от других произведений комедийной литературы.

  1. Ирония и сатира: Язык комедии Грибоедова преимущественно основан на иронии и сатире. Автор использует остроумные и саркастические высказывания, чтобы высмеять нравы и общественные явления своего времени.

  2. Сложные диалоги: Грибоедов создает богатые диалоги между персонажами, которые отражают их интеллект, сообразительность и остроумие. Эти диалоги часто содержат игру слов, каламбуры и сарказм.

  3. Обилие литературных отсылок: В комедии Грибоедова присутствуют многочисленные литературные отсылки и цитаты, которые показывают образованность и культурное наследие автора. Он цитирует классические произведения, включая произведения Шекспира, Гомера и др.

  4. Разнообразие языковых стилей: Грибоедов умело варьирует языковые стили в зависимости от персонажей и их социального статуса. Он использует просторечие, архаичные формы и официальный язык, чтобы создать характеристики различных персонажей и образов.

  5. Игра слов: Автор мастерски играет словами и звучанием, создавая комический эффект. Он использует каламбуры, паронимы и другие лингвистические приемы для создания юмористической атмосферы.

  6. Отображение социальных проблем: Комедия «Горе от ума» обращается к различным социальным проблемам и недостаткам русского общества. Язык комедии служит средством для выражения и раскрытия этих проблем, а также для вызова размышлений и критики.

В целом, язык комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова отличается остротой, сарказмом, обилием литературных отсылок и разнообразием языковых стилей. Эти

Смех как способ осмысления

Комедия всегда была и остается популярным жанром искусства, которое помогает нам осмыслить и оценить мир вокруг нас. В пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедова смех выступает в качестве мощного инструмента, который помогает нам разобраться во вечных проблемах и событиях нашей жизни.

Смех помогает нам справиться с собственными неудачами и недостатками, а также с трудностями и проблемами современного общества. В комедии «Горе от ума» мы можем наблюдать живописный образ русской интеллигенции 19 века и их рассчетливого менталитета, что нам позволяет подойти к вопросам прошлого смехом и иронией.

Смех также служит мощным оружием против бездуховности и лицемерия в обществе. Смешные ситуации и диалоги персонажей позволяют нам увидеть гипокрисию и проблемы, которые существуют и сегодня.

Однако, помимо этого, смех также способствует объединению людей. Комедия «Горе от ума» показывает, что рассматривая вопросы и проблемы со стороны юмора, мы можем легче найти общий язык с другими людьми, независимо от их политических, религиозных и социальных взглядов. Смех связывает людей и позволяет нам легче понять друг друга.

В итоге, смех в комедии «Горе от ума» помогает нам более полно и глубже осмыслить вечные проблемы общества, возможно, даже лучше, чем с помощью серьезных и утонченных дебатов. Такой подход позволяет нам взглянуть на жизнь и события с новой, более позитивной и ироничной перспективы, что делает эту комедию актуальной и сегодня.

Пограничное состояние между смехом и горем

Комедия «Горе от ума» Александра Грибоедова представляет собой уникальное произведение, способное перемещать зрителя в пограничное состояние между смехом и горем. Именно поэтому она остается актуальной и привлекательной для современной аудитории.

Важным аспектом комедии является создание смешных ситуаций, которые, тем не менее, имеют глубокий подтекст. Зритель смеется над нелепыми поступками главных героев, однако внутри его черпается искренняя нотка горя из-за незавершенности их жизненных историй.

Актуальность произведения в наше время связана с тем, что многие жизненные ситуации, описанные в комедии, все еще оставляют в зрителе ощущение близости и узнаваемости. Жизнь по-прежнему полна обмана, любви и разочарований, и нередко горе становится смешным, а смех становится горем.

Стремление к обрывкам смеха и горя является характерным чертой современной жизни. Комедия «Горе от ума» умело передает эту амбивалентность и позволяет зрителю почувствовать на себе переплетение этих эмоций. Такие моменты помогают нам осознать, что смех и горе — неразрывно связанные составляющие человеческой жизни.

«Горе от ума» — это не просто развлекательная комедия, но и проницательное исследование человеческой природы, где горе и смех становятся двумя соседствующими чувствами, сосуществующими в одном пространстве. Именно этот пограничный момент делает комедию актуальной и интересной для зрителей всех времен и эпох.

Пародия на интеллектуальность и высокомерие

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова отличается своей яркой иронией по отношению к интеллектуальной элите и высокомерным личностям. Автор с легкостью разоблачает самодовольство, тщеславие и лживость героев, заставляя зрителя задуматься над их искаженными ценностями.

Главный герой, Молчалин, становится примером того, что интеллектуальность может служить только для самоподтверждения и пресловутого «горя от ума». Этот красноречивый и всезнающий персонаж, несмотря на свои высокопоставленные положения и изобилие титулов, оказывается совершенно бесполезным в реальных ситуациях. Он болтает ничего не значащую мудрость вместо того, чтобы предлагать конкретные решения или помогать окружающим.

Грибоедов сатирически изображает претенциозность своих героев, которые, будучи высокообразованными и обладая богатым словарным запасом, считают себя выше простых людей и утверждают, что знание есть сила. Однако они не способны применять свои знания на практике или преодолеть свои жалкие наклонности и разочарования. Вместо этого закон располагает их кличево своей собственной незаслуженной уничтожительной глупостью.

Комедия «Горе от ума» актуальна и сегодня, ибо она заставляет нас задуматься над актуальными проблемами в обществе, такими как высокомерие, маскарадная интеллектуальность и вечные конфликты между разумом и страстью, а также показывает, как смешно и глупо могут выглядеть эти проблемы в свете здравого смысла. Эта комедия является великой пародией на элиту и вызовом к самокритике и цинизму.

Описание образа с цитатами

Полное имя героя — Алексей Степанович Молчалин. Он взрослый мужчина, 3 года служит секретарем у господина Фамусова и живет у него в доме в своем отдельном “чуланчике”:

“…живущий у него в доме…” 

“…Молчалин, вон чуланчик твой…”

Молчалин числится на службе в “Архивах”, куда его устроил по знакомству Фамусов. На самом деле Молчалин только формально состоит в “Архивах” и получает за это чины. На деле он работает у Фамусова дома:

“…числюсь по Архивам…” 

Фамусов охотно “кормит и поит” Молчалина, а также продвигает его по службе. Все потому что Молчалин умеет угодить своему начальнику:

“…Который кормит и поит, / А иногда и чином подарит?..”

Раньше Молчалин жил в Твери, откуда его и взял к себе Фамусов. Молчалин является небогатым, “нищим”, “безродным” человеком, то есть простого происхождения. Вероятно, он родился в семье мещан:

“…Безродного пригрел и ввел в мое семейство…”

Чин Молчалина — коллежский асессор. Этот чин давал право на потомственное дворянство. Таким образом Молчалин стал дворянином благодаря своей карьере:

“…Дал чин асессора и взял в секретари…” (согласно “Табели о рангах”, чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство)

Господин Молчалин кажется застенчивым и робким человеком, но это, скорее, роль, которую он играет, чтобы добиваться своего:

“…Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело…” 

“…Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…”

Он является неразговорчивым, “бессловесным” человеком. Его “говорящая” фамилия подчеркивает его молчаливость:

“…Еще ли не сломил безмолвия печати? <…> А впрочем, он дойдет до степеней известных, / Ведь нынче любят бессловесных…” 

“…не богат словами…”

При этом Молчалин является воспитанным, вежливым мужчиной:

“…Я вас перепугал, простите ради бога…”

Он — очень услужливый человек. Он умеет угождать самым разным людям:

“…услужник знаменитый <…> Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит! / Там моську вовремя погладит…”

“…Молчалин за других себя забыть готов…” 

“…Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…”

Главная идея персонажа — угождать всем людям подряд, чтобы в конце концов добиться своего:

“…Мне завещал отец: / Во-первых, угождать всем людям без изъятья…” 

Господин Молчалин — двуличный, лицемерный человек. В зависимости от обстоятельств он ведет себя по-разному. Так, с Софьей он ведет себя скромно, а со служанкой Лизой — развязно и нагло:

“…Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?..” 

“…Бог знает, в нем какая тайна скрыта…”

По мнению Чацкого, Молчалин — глупый, жалкий человек:

“…Молчалин прежде был так глуп!.. / Жалчайшее созданье! / Уж разве поумнел?..” 

“…Быть может, он не то, что три года назад <…> Есть люди важные, слыли за дураков…”

Молчалин ведет себя покорно и смиренно, чтобы понравиться окружающим и извлечь из этого пользу:

“…Молчит, когда его бранят!..” 

“…он смягчил разгневанную гостью…”

“…Конечно, смирен, все такие не резвы́…”

Молчалин — спокойный человек, не высказывает своего мнения и никого не критикует. Эта тактика помогает ему понравиться окружающим:

“…Не смею моего сужденья произнесть…” 

“…Зачем же мнения чужие только святы?..” (Чацкий о Молчалине)

“…Чужих и вкривь и вкось не рубит…”

Он низкий, подлый, бессовестный человек, по мнению Чацкого и Софьи:

“…Какие низости!..”

“…Подлец!..” 

“…И вам не совестно?..” 

“…С такими чувствами, с такой душою / Любим!..”

Господин Молчалин — коварный, хитрый, лживый человек, по мнению Софьи:

“…Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..”

“…я знаю ваш ответ, / Солжете…”

Он хочет быть знатным, уважаемым человеком. Его “манят почести и знатность”:

“…Взманили почести и знатность?..” (Чацкий Молчалину)

Молчалин — умеренный и аккуратный человек:

“…Нет‑с, свой талант у всех <…> Умеренность и аккуратность…”

В душе он — холодный, черствый человек, по мнению Лизы:

“…Вы, сударь, камень, сударь, лед…”

Молчалин — трусливый мужчина, по мнению Чацкого:

“…За двери прячется, боится быть в ответе…”

Господин Молчалин встречается с Софьей Фамусовой ради выгоды, “по должности”:

“…Ее / По должности…”

“…Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного…”

При этом Софья Фамусова искренне влюблена в Молчалина (секретаря своего отца) и не подозревает о его обмане:

“…Вот я за что его люблю…” (слова Софьи) 

Сам же Молчалин влюблен в служанку Лизу, с которой ведет себя довольно развязно:

“…Какое личико твое! / Как я тебя люблю!..” 

“…Она к нему, а он ко мне…” (Лиза об Молчалине) 

Такова характеристика Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера, личности, происхождения героя, а также критика об образе Молчалина.

Этот герой абсолютно соответствует тем ценностям и идеалам, которые свойственны «веку минувшему». Он обладал главным умением в жизни – приспосабливаться. Именно поэтому «Молчалины блаженствуют на свете».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: